СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
Наталья Олеговна Митрофанова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант, тел. 89232461888, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные направления совершенствования системы ведения государственного кадастра недвижимости на территории Новосибирской области, а также отражены проблемы, которые возникают при осуществлении данной деятельности.
Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, государственный
кадастровый учет, объект недвижимости, объекты капитального строительства, система координат.
MODERN TRENDS OF STATE PROPERTY CADASTRE IMPROVEMENT
Natalya O. Mitrofanova
A post-graduate student, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108 Novosibirsk, phone: 89232461888, e-mail: [email protected]
Main trends of the state property cadastre improvement on the territory of Novosibirsk region are considered. The problems of this field are revealed.
Key words: state property cadastre, state cadastral registration, property unit, capital construction projects, coordinate system.
В настоящее время в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) происходят многочисленные изменения, вызванные необходимостью модернизации существующей системы ведения ГКН на территории Российской Федерации, приведения этой системы к такой форме, которая будет соответствовать современным требованиям и тенденциям в сфере предоставления государственных услуг. Законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации осуществляются различные мероприятия, направленные на совершенствование системы ведения ГКН, ведется разработка новых нормативно-правовых актов, которые регламентируют такие мероприятия.
На территории Новосибирской области, на сегодняшний день, также активно реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы ведения государственного кадастра недвижимости.
Основными из таких мероприятий являются: переход на осуществление государственного кадастрового учета объектов капитального строительства; создание местной системы координат Новосибирской области для целей ведения государственного кадастра недвижимости; развитие системы предоставления государственных услуг в сфере ГКН в электронном виде.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 №577 «О порядке осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» с 1 апреля 2012 филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области (далее - Кадастровая палата) начинает осуществлять государственный кадастровый учет объектов капитального строительства.
Для осуществления такого перехода создан государственный контракт от
30.09.2010 №120Д (далее - Госконтракт). Данный контракт заключен между ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Целью данного контракта является обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году на всей территории Российской Федерации (I этап). Настоящий контракт включает в себя комплекс следующих мероприятий: преобразование сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, содержащихся в архивах организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в электронный вид; выработка рекомендаций по дальнейшему проведению аналогичных работ в субъектах Российской Федерации и осуществление государственного кадастрового учета объектов капитального строительства [1].
На территории Новосибирской области технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют две аккредитованные организации - Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ОГУП «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области».
Для реализации перехода на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства в Новосибирской области с 01.04.2012 организациями технического учета, Управлением Росреестра по Новосибирской области (далее - Управление), Кадастровой палатой выполнен ряд организационных мероприятий, в результате которых, Новосибирским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» осуществлены работы по переводу в электронный вид технических паспортов, содержащихся в архивах органов технического учета. Полученные материалы были переданы в информационный центр обработки документов города Красноярска, где указанные материалы были обработаны и переданы в Кадастровую палату для загрузки в промышленный контур АИС ГКН [1].
В ходе выполнения данных организационных мероприятий выявлены некоторые проблемы. Одной из основных проблем является отсутствие
методики выявления объектов капитального строительства, копии технических паспортов которых не были переданы в орган кадастрового учета в рамках работ по Госконтракту и объектов капитального строительства, копии технических паспортов которых были переданы в орган кадастрового учета в рамках работ по Госконтракту и сведения, о которых были изменены с момента передачи данных копий технических паспортов в рамках Госконтракта.
Указанные обстоятельства затрудняют передачу организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета копий технических паспортов, требования к которым определены Порядком включения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от
11.01.2011 № 1.
Данный факт может привести к тому, что сведения о ранее учтенных объектах капитального строительства могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости не в полном объеме.
Еще одним важным фактором для упрощения и модернизации процедуры ведения государственного кадастра недвижимости является создание местной системы координат Новосибирской области (далее - СК НСО) для целей ведения государственного кадастра недвижимости и для целей изготовления цифровой картографической основы.
Устанавливаемая в отношении Новосибирской области местная система координат предназначена для проведения геодезических и топографических работ, при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведения кадастров, формирования и обеспечения использования наземной инфраструктуры областного сегмента глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС [2].
По сведениям Кадастровой палаты на территории Новосибирской области государственный кадастр недвижимости ведется в 214 системах координат, большая часть из которых - это местные системы координат кадастровых районов Новосибирского кадастрового округа. Это усложняет выполнение геодезических измерений и в целом осуществление кадастровых работ.
По сведениям Управления, в соответствии с Государственным контрактом от 22.12.2009 №158Д на выполнение работ по формированию баз данных цифровой картографической основы в Новосибирской области, исполнителем которого является «Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+» (далее -Меридиан+), Управлением в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, от Меридиан+ приняты ортофотопланы на 287 населенных пунктов в местной системе координат Новосибирской области. Общее количество населенных пунктов в Новосибирской области составляет 1523.
Департаментом информатизации и телекоммуникационных технологий Новосибирской области в адрес Управления переданы каталоги (списки) координат пунктов государственной геодезической сети в системе координат Новосибирской области (далее - СК НСО), установленной постановлением администрации Новосибирской области от 25.12.2009 №471-па.
Постановлением правительства Новосибирской области от 28.12.2011 №608-п «О введении в действие местной системы координат Новосибирской области» СК НСО с 01.01.2012 введена в действие [3].
Управлением в отношении Меридиан+ проведена проверка, в части соблюдения нормативно-технических документов в области геодезии и картографии при формировании баз данных цифровой картографической основы Новосибирской области, выполненной по государственном контракту от 22.12.2009 №158Д.
Далее, при обратном пересчете контрольных точек (полученных в результате предварительного пересчета «Меридиан+» в СК НСО) из СК НСО в систему координат, используемую для ведения государственного кадастра недвижимости, был установлен факт ошибочного пересчета векторных слоев кадастровой информации, в систему координат МСК-54, вместо предполагаемой СК НСО.
В настоящее время ООО «Меридиан+» выполняют работы по исправлению выявленных нарушений.
Еще одним фактором, позволяющим упростить процедуру государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является развитие оказания электронных услуг, предоставляемых Росреестром в сфере государственного кадастра недвижимости.
С переходом на оказание государственных услуг в электронном виде значительно упрощается как процесс получения сведений ГКН для граждан и юридических лиц, так и процесс предоставления сведений ГКН органом кадастрового учета.
Стремясь упростить процедуру предоставления государственных услуг, сделать обслуживание более качественным и доступным, сократить его сроки, Росреестр приступил к масштабному оказанию услуг в электронном виде. За последние годы этот формат обслуживания приобрел в России особую актуальность.
Общедоступные сведения ГКН могут предоставляться посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости [4].
При этом внесённые в ГКН сведения могут предоставляться экстерриториально, то есть независимо от места расположения объекта недвижимости, а максимальный срок предоставления сведений сокращён до 5 дней, за исключением предоставления сведений в виде кадастрового плана территории [4].
В настоящее время посредством портала государственных услуг, оказываемых Росреестром, предоставляются следующие услуги: справочная информация по объектам недвижимости в режиме online; публичная кадастровая карта; постановка на государственный кадастровый учет земельных участков; офисы и приемные; справочная информация [5].
Необходимо подчеркнуть, что при увеличении количества электронных обращений, очереди в приемных пунктах значительно сократятся.
Мы должны понимать, что Россия находится в начальной стадии перехода на использование электронных сервисов и документов, имея при этом в виду весь комплекс вопросов, включая электронные подписи. Реальной экспертизы и опыта работы еще очень мало, и на многие вопросы ответов пока еще нет даже в опыте иностранных государств, поэтому очень многие механизмы еще не отлажены или даже вовсе не существуют, имеется еще много “серых” зон законодательства [6].
Однако, в России в настоящее время имеется нормативно-правовая база, регулирующая электронное взаимодействие в сфере кадастровых отношений, которая со временем будет непрерывно совершенствоваться, открывая новые возможности электронного взаимодействия [6].
В Новосибирской области прием документов через портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде (www.portal.rosreestr.ru) осуществляется с июля 2010 года.
В 2010 году через портал государственных услуг было принято 878 запросов о предоставлении сведений ГКН в форме кадастровых выписок и кадастровых планов территории.
В 2011 году через портал государственных услуг было принято 10333 заявления.
К сожалению, необходимо отметить крайне низкое количество заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, что связанно с инертностью в работе кадастровых инженеров по переходу на электронный документооборот [6].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации предпринимаются различные меры, направленные на решение проблем в сфере государственного кадастра недвижимости, на упрощение и приведение в более удобную форму процедуры государственного кадастрового учета недвижимого имущества, что приводит к повышению качества оказания государственных услуг в сфере государственного кадастра недвижимости. Реализация, указанных выше мероприятий, безусловно, сопряжена и с рядом проблем, которые требуют решения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственный контракт от 30.09.2010 №120Д на выполнение работ по теме: «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (1этап)».
2. Карпик А.П., Сапожников Г.А., Ламерт Д.А. и др. Приложение к положению о местной (региональной) системе координат (СК НСО), устанавливаемой на территории Новосибирской области: учеб. Пособие [Текст] - Новосибирск: СГГА, 2008.- 14 с. Государственный контракт от 22.12.2009 №158Д на выполнение работ по теме «Работы по формированию баз данных цифровой картографической основы в Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Свердловской области, Республике Алтай».
3. Постановление Правительства Новосибирской области от 28.12.2011 №608-п «О введении в действие местной системы координат Новосибирской области».
4. Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости».
5. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www.rosreestr.ru.
6. Перспективы предоставления государственных услуг в электронном виде
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Интервью
заместителя руководителя Росреестра С.А. Сапельникова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/action/interview/278466.
© Н.О. Митрофанова, 2012