УДК 528.44
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСРЕЕСТРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Владимир Адольфович Середович
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор, проректор по инновационной и научной деятельности, тел. (383)343-37-57, e-mail: [email protected]
Михаил Петрович Дорош
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, начальник отдела верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН, тел. (383)216-19-88, e-mail: [email protected]; Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)216-19-88, e-mail: [email protected]
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) активно участвует в разработке кадастровых карт, тематических геоинформационных порталов и иных ресурсов, содержащих пространственные данные Российской Федерации. Перспективными направлениями являются внедрение сервисов публичной кадастровой карты и геопортала инфраструктуры пространственных данных России.
Ключевые слова: публичная кадастровая карта, региональные инфраструктуры пространственных данных, геоинформационные системы.
ANALYSIS OF RESULTS OF OPERATIONS ROSREESTR ON THE ORGANIZATION OF SPATIAL DATA INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NOVOSIBIRSK REGION
Vladimir A. Seredovich
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Vice-Rector for innovation and research activities, tel. (383)343-37-57, e-mail: [email protected]
Michael P. Dorosh
Head of verification and harmonization of the Unified State Register of Rights and State Real Estate Cadastre data Department, Federal Service Administration for State Registration, Cadastre and Cartography of Novosibirsk region, 630091, Russia, Novosibirsk, 28 Derzhavina St., tel. (383)216-19-88, e-mail: [email protected]; Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)216-19-88, e-mail: [email protected].
Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr) is actively involved in the development of cadastral maps, thematic geographic information portals and other resources containing spatial data of the Russian Federation. Promising areas include the introduction of public services cadastral maps and spatial data infrastructure Geoportal Russia.
Key words: public cadastral map, regional spatial data infrastructure, Geographic Information Systems.
В настоящее время организация инфраструктуры пространственных данных России является одним из важных направлений государственной политики в сфере управления территориями. Такая инфраструктура создана в целях объединения информации из множества различных источников путем ее привязки к конкретной территории, описанной посредством координатной привязки. Потребителями услуг такой системы будут являться как органы государственной власти и местного самоуправления, так и физические и юридические лица, в том числе профессиональные участники данной отрасли общественных отношений. Положительным моментом такой системы является и тот факт, что все вышеперечисленные лица смогут быть поставщиками пространственных данных, что позволит обеспечить наибольшую актуальность сведений такой инфраструктуры.
Деятельность по созданию инфраструктуры пространственных данных регламентируется, в первую очередь, концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1157 -р [1], а также концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2378-р. [2]
Деятельность Росреестра по организации инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, в том числе на территории Новосибирской области, также регламентируется следующими документами:
- планом мероприятий («Дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р; [3,4]
- концепцией федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 года)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101-р (далее - Концепция); [5]
- стратегией информационной политики и продвижения электронных услуг Росреестра, утвержденной приказом Росреестра от 02.08.2013 № П/313 (далее -Стратегия); [6]
- федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 года)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 в редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2014 № 1180. [7]
Одним из результатов реализации данных положений послужило создание публичной кадастровой карты (http://maps.шsreestr.ru/PortaЮnПne/) [8], которая позволяет осуществлять операции с пространственными данными посредством веб-сервисов, а также геопортала инфраструктуры пространственных данных России (http://nsdi.ru/geoportal/).
Публичная кадастровая карта содержит в себе информацию о кадастровом делении территорий, границах земельных участков, объектов капитального строительства, территориальных зонах, а также картографической основе кадастра. С помощью системы поиска легко найти необходимую графическую и семантическую информацию.
Согласно положениям Стратегии, геопортал инфраструктуры пространственных данных России обеспечивает поиск, просмотр, загрузку метаданных, скачивание и публикацию пространственных данных, предоставляет онлайн сервисы для использования материалов в соответствии с правами доступа и видами лицензий посетителей. Данный ресурс разработан с учетом зарубежного опыта, в частности, европейской программы INSPIRE. [6]
Геопортал инфраструктуры пространственных данных России решает следующие задачи:
1. организация среды информационного обмена знаниями о существовании пространственных данных между поставщиками и потребителями инфраструктуры пространственных данных России;
2. предоставление пользователям инфраструктуры пространственных данных России возможности найти интересующие их ресурсы и использовать их в составе собственных картографических проектов и публикации этих проектов на Портале ГИС-приложений. [9]
Основными геоинформационными ресурсами, аккумулированными Росре-естром, являются топографические карты, планы городов, открытые цифровые навигационные карты и материалы дистанционного зондирования Земли на территории Российской Федерации. [6]
Приказ Минэкономразвития от 02.12.2011 № 706 утвердил порядок передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральные, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, что послужило стимулом к аккумуляции и дальнейшему использованию указанных материалов, в том числе для организации инфраструктуры пространственных данных России. Ведь теперь, согласно приказу, государственные органы, создающие и использующие пространственные данные, обязаны передавать их в соответствующие государственные картографо-геодезические фонды для последующей публикации. Важным моментом является введение единых стандартов хранения и предоставления информации, а именно в электронной форме: как XML-документ. [10]
Согласно Концепции, к 2012 году завершены основные работы по созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, в том числе в полном объеме сформирована цифровая картографическая основа. [5]
Инфраструктура пространственных данных на федеральном, региональном и местном уровнях необходима для четкого планирования и развития экономики страны, комплексного информационного обеспечения задач национальной безопасности, обеспечивает решение таких задач, как территориальное планирование, архитектурное и строительное проектирование, кадастровый учет не-
движимого имущества в целях его гражданского оборота, а также задач в сфере экологии и природопользования, демографической политики и ряда других. [11]
В целях развития инфраструктуры пространственных данных осуществляется создание новой высокоэффективной системы геодезического обеспечения. Целью такого создания является повышение точности геодезических и картографических работ, эффективности геодезической и картографической деятельности, в том числе гидрографического обеспечения делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, создание федерального и муниципальных банков координат пунктов государственных и специальных сетей, развитие спутниковых методов и технологий позиционирования и интеграции системы «ГЛОНАСС» во все сферы экономики Российской Федерации. [2, 12]
В целях актуализации сведений публичной кадастровой карты и геопортала инфраструктуры пространственных данных России производится периодическое представление соответствующих данных от территориальных органов Росреестра (в частности, Управления Росреестра по Новосибирской области) и подведомственных Росреестру бюджетных организаций (филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области).
Подлежат передаче такие сведения, как данные государственного кадастра недвижимости (содержащие сведения о координатах земельных участков, объектов капитального строительства, территориальных зонах, кадастровом делении Новосибирской области и т.п.), государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (об объектах территориального землеустройства), федерального картографо-геодезического фонда.
В 2012 году Росреестром проведена совместная работа с Росстандартом, Роскосмосом, Военно-топографическим управлением Генштаба Вооруженных сил России и Российской Академией наук по согласованию проекта постановления о геодезической системе координат 2011 (ГСК-2011), результатом которой является постановление Правительства Российской Федерации от
28.12.2012 № 1463 «О единых государственных системах координат». [13]
В целях перехода к единой геоцентрической открытой системе координат ведения государственного кадастра недвижимости и иных государственных, муниципальных информационных ресурсов, в том числе пересчет всех пространственных данных ГКН в эту систему (уточнение каталогов координат пунктов государственной геодезической сети (ГГС) в ГСК-2011, устранение ошибок взаимного положения пунктов ГГС в местных системах координат, установление параметров перехода из МСК-НСО в ГКС-2011) [3, 4, 14] Управлением Росреестра по Новосибирской области завершены мероприятия по введению на территории кадастрового округа Новосибирской местной системы координат МСК НСО. [15] Так, например, согласно приказу Управления от
31.12.2013 № 289 «О введении местной системы координат Новосибирской области на территории кадастрового района 54:00 кадастрового округа Новоси-
бирский» [16] мероприятия по переходу на МСК НСО с 09.01.2014 завершены. В настоящее время принимаются меры по согласованию границ 54 кадастрового округа (Новосибирская область) с границами соседних кадастровых округов пока что в ГСК-1964 с последующим переходом к ГКС-2011.
В 2014 году завершены работы по внесению в государственный кадастр недвижимости границ всех муниципальных образований Новосибирской области.
В целях актуализации пространственных данных необходима доработка сервиса публичной кадастровой карты, которая должна обеспечивать воспроизведение сведений, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, согласно пунктам 6 и 8 положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2014 № 467. [17]
Также одним из важных мероприятий, направленных на организацию инфраструктуры пространственных данных, является привязка объектов капитального строительства к земельным участкам, осуществляемая в соответствии с письмом Росреестра от 23.06.2014 № 09-исх/07096-ГЕ/14. Данная привязка направлена на соотнесение объектов капитального строительства (зданий, сооружений и т.п.) к земельным участкам, на которых они расположены. В настоящее время в Новосибирской области соотнесено 71,5 % объектов капитального строительства. Привязка осуществляется, в том числе, с использованием картографического материала, векторных адресных планов, правоустанавливающих документов и т.п. [18] Однако имеющегося картографического и топографического материала недостаточно для осуществления привязки, например, цифровые топографические планы открытого пользования масштаба 1:10 000 покрывают лишь 37,3 % городов Российской Федерации. [19] Полученные сведения о соотнесении объектов капитального строительства к земельным участкам невозможно внести в автоматическом режиме в промышленный контур АИС ГКН в связи с отсутствием необходимого сервиса.
Важным направлением деятельности Управления Росреестра по Новосибирской области является совместные с Правительством Новосибирской области мероприятия по организации инфраструктуры пространственных данных на территории Новосибирской области с целью обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также оказания информационных и государственных услуг по предоставлению доступа к картографическим и топографо-геодезическим материалам и данным, информации о территориях и пространственных объектах, необходимых для жизнедеятельности юридических и физических лиц. Данный региональный ресурс будет
встроен в общую систему инфраструктуры пространственных данных России. В отличие от публичной кадастровой карты, ресурс будет содержать в себе тематические карты, обеспечивающие жизнедеятельность Новосибирской области.
Таким образом, как положительный момент необходимо отметить создание и функционирование таких сервисов, как публичная кадастровая карта и геопортал инфраструктуры пространственных данных России.
Вместе с тем, указанные сервисы нуждаются в дальнейшей доработке, равно как и данные, содержащиеся в данных сервисах, нуждаются в постоянном пополнении и актуализации. Также нежелательна тенденция на создание дополнительных реестров земли и недвижимости, которые продолжают генерировать различные органы государственной и муниципальной власти. [20]
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
1. Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1157-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
2. Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2378-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Собрание законодательства Российской Федерации, N 50 (4.УГ), 10.12.2012, ст.7088.
4. Карпик А. П., Ламерт Д. А., Обиденко В. И. Реализация «дорожной карты»: пути повышения качества пространственного описания объектов государственного кадастра недвижимости // Геодезия и картография. - 2013. - № 12/1. - С. 45-49.
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 года)», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101 -р [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
6. Стратегия информационной политики и продвижения электронных услуг Росреестра, утвержденная приказом Росреестра от 02.08.2013 № П/313 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
7. Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 года)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 в редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2014 № 1180 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
9. Геопортал инфраструктура пространственных данных России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsdi.ru/geoportal/catalog/content/about.page.
10. Приказ Минэкономразвития от 02.12.2011 № 706 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
11. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/ activ-ity/geodeziya-i-kartografiya/.
12. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/ activ-ity/geodeziya-i-kartografiya/geodezicheskoe-obespechenie-territorii-rossiyskoy-federatsii/.
13. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/geodeziya-i-kartografiya/geodezicheskoe-obespechenie-territorii-rossiyskoy-federatsii/sozdaшe-razvitie-i-podderzhaшe-v-rabochem-sostoyaшi-gosudarstvennykh-nivelimykh-i-geodezicheskikh/.
14. Карпик А.П., Хорошилов В.С. Сущность геоинформационного пространства территорий как единой основы развития государственного кадастра недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - № 2/1. - С. 134-136.
15. Решение коллегии Управления Росреестра по Новосибирской области от 23.01.2014, утверждено приказом Управления Росреестра по Новосибирской области от 28.01.2014 № 10.
16. Приказ Управления Росреестра по Новосибирской области от 31.12.2013 № 289 «О введении местной системы координат Новосибирской области на территории кадастрового района 54:00 кадастрового округа Новосибирский».
17. Постановление Правительства РФ от 20.05.2014 № 467 «Об утверждении положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».
18. Карпик А. П., Ветошкин Д. Н., Архипенко О. П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). -С. 53-59.
19. Сайт Росреестра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/geodeziya-i-kartografiya/kartograficheskie-raboty-federalnogo-naznacheniya/.
20. Краткие итоги заседания рабочей группы ТПП и ГИС-Ассоциации по использованию ГИС для совершенствования земельно-имущественного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gisa.ru/108085.html?from_email=Y.
© В. А. Середович, М. П. Дорош, 2015