ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 351/354.528
Руслана Жданова,
кандидат экономических наук, доцент, Анна Рассказова,
кандидат экономических наук, доцент,
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
МЕТОДИКА КАДАСТРОВЫХ РАБОТ ПРИ ДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время в России, как и в мире в целом, происходят значительные геополитические и социально-экономические изменения. Режим государственной границы играет в жизни страны значительную роль, поскольку он непосредственно связан с государственной, военной, политической, экономической и другими сферами безопасности Российского государства. В данной статье авторами рассмотрена методика кадастровых работ при демаркации государственной границы. Наиболее актуальным видом кадастровых работ в отношении демаркации государственной границы на современном этапе выступает подготовка описания местоположения их границ.
S u m m a r y
The relevance of the study stems from the fact that currently in Russia as in the world overall, there are significant geopolitical and socio-economic changes. The state border regime plays in the life of the country a significant role, since it is directly linked to the state, military, political, economic and other spheres of security of the Russian state. In this article, the authors consider the methodology of cadastral works during the demarcation of the state border. The most current form of cadastral works in respect of the demarcation of the state border at the present stage, the preparation of the description of the location of their boundaries Ключевые слова: государственная граница, демаркация государственной границы, местоположение, кадастровые работы, геодезическое обеспечение, топографическая карта, геодезическая сеть.
Keywords: state border, demarcation of the state border, location, topographic surveys, surveying software, topographic map, geodetic network.
В современных условиях нового этапа развития российской государственности в силу некоторых объективных и субъективных причин, когда состояние экономики страны зависит от экспорта сырьевых ресурсов, качество режима государственной границы играет значительную роль в обеспечении государственного суверенитета.
Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Сферой действия государственной власти является все население в пределах всей территории. Территориальный признак обусловливает особенности формирования аппарата государства с учетом его пространственного деления [10].
Режим государственной границы играет в жизни страны значительную роль, поскольку он непосредственно связан с государственной, военной, политической, экономической и другими сферами безопасности Российского государства [9]. В определенной мере от него зависят темпы и уровень дальнейшего развития России.
Важнейшим аспектом в отношении демаркации государственной границы являются кадастровые работы. Поставленные цели кадастровых работ определяют и перечень задач, которые необходимо было решить для их достижения:
• подготовка проектных решений по уточнению местоположения прохождения государственной границы на основе комплексного использования и анализа исходных документов, материалов и сведений;
• подготовка координатного и текстового описания местоположения прохождения государственной границы в соответствии с установленными требованиями;
• проведение процедур согласования прохождения государственной границы Совместной демаркационной комиссией;
• подготовка кадастровой документации для передачи в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустроительных работ, и в орган кадастрового учета для внесения сведений о прохождении государственной границы в государственный кадастр недвижимости.
Задачи, решаемые в составе кадастровых работ, были нами сгруппированы в 3 блока задач: пространственные (технические), юридические и экономические. В полной мере это относится и к задачам, решаемым при описании государственных границ.
Блок пространственных задач при описании местоположения прохождения государственной границы включает задачи по подготовке проектных решений по уточнению местоположения прохождения государственной границы, а также составление координатного и текстового описания местоположения прохождения границы, которое определяется в настоящее время плоскими прямоугольными координатами & у) в проекции Гаусса-Крюгера. Отметим, что в соответствии с мероприятиями, отмеченными в «дорожной карте» развития Управления «Росре-естра», с 1 января 2017 г. предусмотрен переход к описанию характерных точек государственной
границы в пространственной прямоугольной координатной системе (X, X Z) [2].
В соответствии с действующим Порядком описания местоположения прохождения государственной границы [5], при выполнении кадастровых работ должны быть соблюдены следующие требования:
• в обязательном порядке должны использоваться сведения государственного кадастра недвижимости, документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведения и документы государственного картографо-геодезического фонда и иные предусмотренные законодательством документы и сведения;
• точность определения координат характерных точек государственной границы не должны превышать 0,10 м;
• если характерные точки устанавливаемой государственной границы совпадают с характерными точками ранее установленной границы (во время СССР), в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной границы. В данном случае важно отметить, что Порядок описания не содержит рекомендаций о действиях в случае наличия в кадастре недвижимости кадастровых ошибок. Отличительной особенностью подготовки описания местоположения государственных границ, в
10 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 / 2017
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
отличие от прочих объектов землеустройства, является необходимость подготовки двух видов описания: координатного и дополнительно — текстового. Координатное описание, согласно п. 3 Порядка описания, составляется посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек государственной границы в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В свою очередь, нормативная точность определения координат характерных точек государственной границы устанавливается соответствующим Приказом [3]. Порядок описания местоположения государственной границы предоставляет исполнителю работ самостоятельно выбрать метод определения координат характерных точек границы: геодезический метод; метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический метод; картометри чески й метод, однако четко обуславливает такой выбор нормативной точностью определения координат характерных точек государственной границы.
Текстовое описание местоположения государственной границы составляется относительно природных и искусственных долговременных объектов (базисов). В качестве таких базисов могут быть использованы: линейные объекты (линии электропередачи, автомобильные и железные дороги), береговые линии водоемов, границы полей и иных угодий, лесополос или лесных массивов, а также точечные объекты (перекрестки, отдельно стоящие здания и
строения), местоположение которых совпадает с местоположением государственной границы.
Таким образом, при решении блока пространственных задач при подготовке описания местоположения государственной границы исполнителем работ должны быть решены следующие вопросы:
• определен состав и выполнен сбор исходных документов, материалов и сведений, которые будут использованы при подготовке описания границы, в том числе сведений государственного кадастра недвижимости, планово-картографических материалов (с учетом необходимости подготовки текстового описания границ);
• определена требуемая (нормативная) точность определения координат характерных точек государственной границы;
• выбран метод определения координат характерных точек государственной границы;
• в случае наличия в государственном кадастре недвижимости кадастровых ошибок должны быть выполнены аналитические работы, целью которых является выявление участков, сведения о которых имеют большую достоверность.
В соответствии с перечнем мероприятий, в составе работ по описанию государственных границ целесообразно выделить 6 основных этапов (рис. 1).
Этап 1. Выполняется большой комплекс работ по сбору, анализу и интерпретации всех исходных материалов; разрабатываются технологические решения по выполнению комплекса работ.
Этап 2. На базе сопоставления единой цифровой картографической основы с материалами законов о статусе и границах и сведений о кадастровом делении территории осуществляется подготовка предварительных (приближенных) проектов границ, отражающих ориентировочное местоположение их границ.
Этап 3. На базе единой цифровой картографической основы, материалов монтированных ведомостей и кадастровых сведений выполняется уточнение предварительных проектов границ.
Этап 4. На основе анализа кадастровых сведений, землеустроительной, градостроительной документации, сведений единой цифровой картографической основы (ЕЦКО) делается экспертное заключение о наиболее достоверном и легитимном местоположении «проблемных» участков границ.
Этап 5. По итогам всех этапов формируется пакет необходимых документов для постановки на кадастровый учет и передачи дел в Росреестр в установленном порядке.
Этап 6. На завершающей стадии происходит подготовка приложений к проектам законов об утверждении новых границ на основании комплекса всех работ.
Полнота и всесторонний охват комплекса исходных документов, материалов и сведений напрямую определяет качество, точность, обоснованность и достоверность последующих проектных решений по определению и (или) уточнению характерных точек государственной границы (рис. 2).
Рис. 1. Блок-схема этапов работ по описанию и согласованию государственных границ
МСХЖ — 60 лет!
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
- 11
№ 3/2017
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
Управление Росреестра по (Фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
Зе мл су стр о ител ьн а и д о ку м с и та ц н я: - материалы по установлению государственных границ Цифровые планово-картографические материалы: - планы населенных пунктов 1 : 2 ООО; - ортофотопланы населенных пунктов 1 : 2 000; - сельскохозяйственные карты 1:10 000-1 : 25 000
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» (государственный кадастр недвижимости) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО (фонд градостроительной документации)
* Исполнитель 4
- копия электронных кадастровых карг, - кадастровые планы территории; - выписки из кадастра недвижимости
- схема территориального планирования
Рис. 2. Общая схема исходных документов, материалов и сведений и источников их получения
Как следует из схемы (рис. 2), для выполнения работ по описанию местоположения государственных границ перед исполнителем ставится задача по сбору следующих исходных материалов:
а) нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, в пределах которого находится участок государственной границы (вместе с графическими приложениями), которые устанавливают статус и определяют ориентировочное местоположение государственной границы;
б) комплекс градостроительной документации, которая, как правило, уточняет местоположение государственной границы и отражает фактическую территорию, в том числе:
1) материалы схем территориального планирования субъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 14 Градостроительного кодекса РФ);
2) схема территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских и сельских поселений;
в) документы и материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в том числе:
1) землеустроительная документация и (или) материалы ранее выполненных землеустроительных работ по установлению государственной границы;
2) монтированные ведомости (каталоги) координат характерных точек границы;
3) планово-картографические материалы, представленные в составе государственного фонда, в том числе: сельскохозяйственный и иные специальные карты, ор-тофотопланы населенных пунктов и т.д.;
г) материалы и данные федерального картографо-геодезического фонда, отображающие местоположение границ области, в том числе планово-картографические материалы масштаба 1 : 100 000 и крупнее;
д) сведения государственного кадастра недвижимости о границах кадастрового деления, представленные в форме электронной копии дежурной кадастровой карты, кадастровых планов территории или кадастровых планов земельных участков;
е) иные документы, материалы и сведения землеустройства, градостроительства, лесоустройства и другие, которые могут быть использованы для определения прохождения государственных границ. Как правило, исполнитель осуществляет сбор исходных документов, материалов и сведений самостоятельно либо при содействии заказчика. Такое содействие может потребоваться, в частности, при получении сведений государственного кадастра недвижимости. С целью выполнения последующих этапов все собранные исходные документы, материалы и сведения должны быть приведены в цифровой (растровый или векторный) вид и представлены в единой системе координат.
Подготовка проектов государственных границ должна осуществляться на основе единой цифровой картографической основы и результатов сопоставления и комплексного анализа исходных документов, материалов и сведений.
Таким образом, наиболее актуальным видом кадастровых работ в отношении демаркации государственной границы на современном этапе выступает подготовка описания местоположения их границ. Подводя итог работе, необходимо отметить, что основной целью таких работ является уточнение сведений о местоположении границ, устранение споров о местоположении между государствами, а также обеспечение внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости. При этом одним из наиболее существенных факторов, определяющих сложность таких работ, является наличие ошибок в Государственном кадастре недвижимости.
Литература
1. Антонович К.М., Николаев Н.А., Струков А.А. Геопространственное обеспечение землеустроительных и кадастровых работ // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 2/1. С. 139-143.
2. Ламерт Д.А., Обиденко В.И., Карпик А.П. Реализация «дорожной карты»: пути повышения каче-
ства пространственного описания объектов государственного кадастра недвижимости // Геодезия
и картография. 2013. № 12. С. 45-49.
3. О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012 г. № 518 // Российская газета. 2013. 16 января.
4. Об утверждении Положения «О согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»: постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 514. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства: приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. № 267. Режим доступа: http://base. garant.ru/12188046/. Доступ из справочно-право-вой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении Положения «О согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»: постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 514. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Варламов А.А. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ФГБОУ ПВО «ГУЗ», 2014. 452 с.
8. Суханов Н.С. Законодательство о государственной границе РФ // Отечественные записки. 2009. № 6.
9. Паламарь Н.Г. К вопросу об установлении государственной границы Российской Федерации // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 6.
10. Саматов О.В. Мирное разрешение споров в рамках СНГ (международно-правовые вопросы) // Закон и армия. 2010. № 1.
11. http://rosreestr.ru/site/ — официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
12. http://economy.gov.ru/minec/main — официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.
12 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 / 2017
www.mshj.ru