ГЕОДЕЗИЯ И МАРКШЕЙДЕРИЯ
УДК 528.3+528.9
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО И КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Игорь Владимирович Васильев
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, 101000, Россия, г. Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19, руководитель службы, тел. (495)526-79-24, e-mail: [email protected]
Алексей Валерьевич Коробов
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, 101000, Россия, г. Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19, заместитель руководителя службы, тел. (495)526-79-24, e-mail: [email protected]
Геннадий Германович Побединский
ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», 125413, Россия, г. Москва, ул. Онежская, 26, кандидат технических наук, директор, тел. (495)456-95-51, e-mail: [email protected]
Приведены результаты анализа текущего состояния, тенденций развития в сфере топографо-геодезического и картографического обеспечения, определены основные направления развития в условиях увеличения потребности государственного и муниципального управления, экономики, обороны и безопасности в современных, достоверных и точных геопространственных данных. Показана структура отраслевого обеспечения и недостатки, связанные со снижением потенциальных возможностей основной производственной структуры ОАО «Роскартография». Даны основные приоритетные стратегические направления топографо-геодезического и картографического обеспечения, включая совершенствование и развитие государственного управления, нормативного правового и научно-технического регулирования, контрольно-разрешительных форм государственного управления, научнотехнического обеспечения, развития международной деятельности.
Отмечена необходимость завершения разработки, согласования и введения в действие нового Федерального закона «О геодезии и картографии».
Ключевые слова: геодезия, картография, наука, образование, производство, топография, управление.
5
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
STRATEGIC LINES OF DEVELOPMENT FOR TOPOGRAPHIC,
GEODETIC AND CARTOGRAPHIC SUPPORT IN RUSSIAN FEDERATION
Igor V. Vasilyev
Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, 101000, Russia, Moscow, 6/19 Chistoprudny Bulvar, Head, tel. (495)526-79-24, e-mail: [email protected]
Alexey V. Korobov
Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, 101000, Russia, Moscow, 6/19 Chistoprudny Bulvar, Deputy head, tel. (495)526-79-24, e-mail: [email protected]
Gennady G. Pobedinsky
Deputy head of Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, 125413, Russia, Moscow, 26 Onezhscaya St., Ph. D., director, tel. (495)456-95-51, e-mail: [email protected]
Analysis results of current state and development trends are presented as regards topographic, geodetic and cartographic support. Basic trends of development are shown as being closely associated with the growing demand of state and municipal management, economy, safety and defence in current reliable geospatial data. The structure of branch support and the drawbacks resulting from the reduced potential of the basic production structure (Roskartographia) are considered. Priority strategic trends of topographic, geodetic and cartographic support are presented. They include improvement and development of state administration, normative legal and scientific and technical regulation, supervisory and authorization-based forms of state management, R&D support, and development of international relations.
The necessity for completing the development, endorsement and implementation of the new Federal law «On geodesy and cartography» is substantiated.
Key words: geodesy, cartography, science, education, production, topography, management.
Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение является одним из основных видов обеспечения эффективного развития экономики, укрепления обороны и безопасности страны и представляет собой совокупность управленческих, производственных, научных и образовательных мероприятий по созданию, хранению и доведению до потребителей государственных геодезических данных и государственных топографических карт на территорию и зоны экономических интересов Российской Федерации, Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана.
Создание и использование картографо-геодезических данных является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации, в частности созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте и повышению производительности труда.
Уровень экономического развития, обороны и безопасности страны в определяющей степени зависит от качественного состояния топографо-геодезического
6
Геодезия и маркшейдерия
и картографического обеспечения. Именно этот вид обеспечения представляет собой межведомственный информационный ресурс по созданию информационных систем практически всех министерств и ведомств (рис. 1).
Рис. 1. Межведомственный характер топографо-геодезического и картографического обеспечения
Анализ текущего состояния, тенденций развития, мирового опыта стран с большой территорией в сфере топографо-геодезического и картографического обеспечения позволил определить основные направления развития в условиях увеличения потребности в современных, достоверных и точных геопространственных данных, интенсивного внедрения информационных технологий, обеспечения технологической независимости.
Современное состояние топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации
Уровень экономического развития, обороны и безопасности страны в определяющей степени зависит от качественного состояния топографогеодезического и картографического обеспечения. Социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации, оборона территории самого большого государства в мире существенно зависит от качественного топографо-геодезического и картографического обеспечения [1]. Политические и социально-экономические события последних лет на первый план выдвинули про-
7
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
блемы экономической независимости, обороноспособности и импортозамещения, а также их эффективного отечественного информационного, топографогеодезического и картографического обеспечения.
В результате кризисных явлений в экономике, науке и образовании отрасль геодезии и картографии находится в тяжелейшем финансово-экономическом, производственно-технологическом и научно-техническом состоянии [2].
Вследствие этого постановка и рассмотрение проблемы восстановления и развития топографо-геодезического и картографического обеспечения в рамках поручения Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 г. № РД-П9-9074 является актуальной и необходимой задачей.
В основе системы топографо-геодезического и картографического обеспечения находится наука, образование и производство. Совокупность научных, образовательных и производственных мероприятий позволяет организовать выполнение топографо-геодезических и картографических работ по созданию государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей, государственных топографических карт. Каталоги координат, высот, ускорений силы тяжести, наименований географических объектов, государственные топографические карты, Единая электронная картографическая основа являются государственным информационным ресурсом и размещаются в Федеральном картографо-геодезическом фонде. Система доведения до потребителей картографо-геодезических материалов и данных реализуется на основе инфраструктуры пространственных данных (ИПД) (рис. 2).
Государственный картографо-геодезический фонд
Государственные карты и каталоги
Топографо-геодезические и картографические работы
Наука, образование, производство
Стандарты и правила предоставления геопространственных данных потребителям и порталы геопространственных данных
Федеральная, территориальные и ведомственные системы хранения геопространственных данных
Каталога координат, высот, ускорении силы тяжести, наименований географических объектов Государственные топографические карты Кднная электронная картографическая основа (НЭКО)
Создан не. развитие н поддержание:
- геодезических сетей (ФЛГ'С. ВГС, СГС-1)
- гравиметрических сетей (ФГС. ГС-1)
- главной высотной основы (I и I! класс) Создание н обновление ГЭКО
Г!.1 iam i ро ванне и ос у ществле н не фу н дамен г ал ьгг ы х и прикладных научных исследований Развитие системы подготовки кадров Наращивание производственных мощностей
Рис. 2. Структура системы
топографо-геодезического и картографического обеспечения
8
Геодезия и маркшейдерия
Одним из наиболее важных составных частей системы топографогеодезического и картографического обеспечения является государственное геодезическое обеспечение, включающее установление государственных систем координат, высот и гравиметрических измерений, создание государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей.
Проблемы обеспечения плотности и сохранности пунктов, периодичности повторных наблюдений значительно влияют на качество создания государственных топографических карт, эффективность обеспечения обороноспособности, выполнение проектно-строительных работ, обеспечение федеральной системы сейсмологических наблюдений.
Текущее состояние геодезического обеспечения Российской Федерации сдерживает (рис. 3):
- создание государственных топографических карт и планов;
- обеспечение обороны и безопасности страны;
- выполнение проектно-строительных работ;
- обеспечение федеральной системы сейсмологических наблюдений.
Государственная спутниковая геодезическая сеть: J ФА ГС - 50 пунктов; S ВГС-316 пунктов; ✓ СГС-1 - 4 104 пункта. 'ч J
Г > Государственная геодезическая сеть (ГГС) 1 - 4 классов - 288 951 пункт.
( Государственная сеть нивелирования I и II классов - протяжённость линий нивелирования -321 000 тыс. км.
Государственная гравиметрическая сеть - 960 пунктов. Геодннамкческнс полигоны - 25 полигонов. Ч /
S Плотность не соответствует нормативам
J Сохранность пунктов не обеспечена
S Периодичность повторных наблюдений не выдерживается ^ Федеральная система
сейсмологи ческнх наблюден и н обеспечивается не полностью .
ч________________________________✓
Рис. 3. Текущее состояние геодезического обеспечения
Основной производственной структурой для выполнения топографогеодезических и картографических работ является ОАО «Роскартография», в котором, к сожалению, большинство из 33 предприятий в результате кризисных явлений и реформаторских процессов находятся в неудовлетворительном финансовом состоянии, что значительно снижает потенциальные возможности и качество выполнения производственных задач (рис. 4).
9
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
6 000.0
4 000.0
2 000.0
0,0
12 000.0 10 000,0 а ооо.о 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0
20072003200920102011201220132014 г. г. г. г. г. г. г. г.
’2 000,0 J--------------------------------
■ Выручка всего, млн. руб.
■ Выручка по контрактам с Рос реестром (Роскартогрэфией), млн. руб.
а Выручка по контрактам с другими заказчиками, млн. руб.
■ Прибыль, млн. руб.
Коли* из них:
Группа компаний чеетдо предприя- тий Банкротство неуд, фин, состояние удов л. фин. состояние вбцзо задел* жекноеть
Аарогаодааичоские 19 8 5 6 2 836 750
Топографо-ма р кшейдерские 3 2 0 1 тыс. рублей
Картограф ичес кие 4 4 0 0 2 056 981
Научно— про изводетвен кые 7 2 2 3 тыс. руб. - в 2013г.
Итого 33 16 7 10
Рис. 4. Современное состояние ОАО «Роскартография»
Текущее неудовлетворительное состояние финансирования топографогеодезических и картографических работ, проблемы геодезического обеспечения, тяжелое финансовое состояние большинства из 33 предприятий ОАО «Роскартография» привели к низкому качественному уровню топографического обеспечения территории России государственными картами и планами. Только по картам масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100 000 нормативное обеспечение территории составляет 100 % благодаря реализации мероприятий по ФЦП ГЛОНАСС (таблица, рис. 5).
Таблица
Масштабы Количество номенклатурных листов в ФКГФ Покрытие территории Соответствие нормативам
1 : 2 000* 171 000 87 % 0,1 %
1 : 10 000 262 820 26 % 1 %
1 : 25 000 (ГЛОНАСС) 200 315 100 % 35 %
1 : 50 000-1 : 100 000 (ГЛОНАСС) 64 093 100 % 100 %
1 : 200 000-1 : 1 000 000 4 644 100 % 1 %
Планы городов 1 : 10 000 (ГЛОНАСС) 1 420 32 % 26 %
*земли населенных пунктов
10
Геодезия и маркшейдерия
Рис. 5. Обеспечение территории России государственными топографическими картами масштаба 1 : 25 000
Общий объем государственных топографических карт масштабов 1 : 10 000-1 : 1 000 000, не соответствующих нормативным срокам обновления [3], составляет 334,9 тыс. номенклатурных листов. Ежегодно устаревает (перестает соответствовать нормативам) 21,7 тыс. номенклатурных листов. Для приведения в соответствие к 2030 г. государственных топографических карт, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде (ФКГФ), необходимо организовать (создать производственные мощности, получить материалы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), обеспечить финансирование работ) ежегодное обновление не менее 44,0 тыс. номенклатурных листов.
Проведенный системный анализ кризисного состояния топографогеодезического и картографического обеспечения Российской Федерации определил основные пути решения проблемных вопросов.
Это централизация управления, консолидация финансовых ресурсов, качественное научно-техническое и кадровое обеспечение и формирование мощного производственного картографо-геодезического холдинга.
Стратегической целью топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации является создание эффективной инновационной системы топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации с использованием инфраструктуры пространственных данных, обеспечивающей в режиме реального времени потребности органов государственного1 11
1 Г осударственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).
11
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
и муниципального2 управления, а также иных потребителей геопространственными данными требуемой точности и подробности, содержащими достоверную информацию о текущем состоянии территории в целях решения задач социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения ее обороноспособности и безопасности.
Реализация стратегической цели может быть достигнута посредством решения основных задач, направленных на совершенствование государственного управления, создание высокоэффективной системы топографо-геодезического и картографического обеспечения, инновационного развития науки, производства, образования и их интеграции (рис. 6).
'Совершенствование государственного управления, включающего нормативное регулирование, лицензирование геодезической и картографической деятельности, сертификацию топ о графо-геодезической и картографической продукции, федеральный геодезический надзор;
'Создание системы обеспечения потребителей геопространственными данными в режиме реального времени, в том числе через федеральный геопортал Российской Федерации и систему территориально распределённых геопорталов государственных геопространственных данных;
'Создание высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации, включающей государственные геодезическую, нивелирную и гравиметрическую основы;
Инновационное развитие отрасли геодезии и картографии, включающее создание прорывных технологий топографического мониторинга, использования глобальных навигационных спутниковых систем, перспективных видов геопространственных данных двойного назначения, привлечение инвестиций в отрасль геодезии и картографии, производство отечественного геодезического и картографического оборудования, космических систем, технологий, программного обеспечения;
''Интеграция образования, фундаментальной и прикладной науки и производства путём совместного использования потенциала образовательных, научных и производственных организаций для повышения квалификации и переподготовки кадров.
Рис. 6. Основные задачи развития топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации
Выполнение задач развития топографо-геодезического и картографического обеспечения невозможно без разработки основных стратегических документов (Стратегии, Государственной программы), введения новых кодов бюджетной классификации при выполнении топографо-геодезических и картографических работ (рис. 7).
2
Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).
12
Геодезия и маркшейдерия
Рис. 7. Основные стратегические документы
В этой связи своевременным было поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозина от 9 декабря 2014 г. № РД-П9-9074 по разработке стратегических документов.
В настоящее время проект Стратегии разработан, прошел общественное обсуждение и представлен в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Основные приоритетные стратегические направления топографогеодезического и картографического обеспечения включают совершенствование и развитие:
- государственного управления топографо-геодезическим и картографическим обеспечением;
- нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области геодезии и картографии;
- государственного картографо-геодезического фонда (ГКГФ);
- контрольно-разрешительных форм государственного регулирования;
- производственно-технологической системы топографо-геодезического и картографического обеспечения;
- инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации;
- научно-технического обеспечения в области геодезии и картографии;
- кадрового обеспечения отрасли геодезии и картографии;
- международной деятельности.
Одним из основных путей совершенствования государственного управления топографо-геодезическим и картографическим обеспечением страны является усиление координирующей роли федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии. При этом необходимо установить функциональное разграничение полномочий между ним и другими федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и усилить их координацию в части планирования и выполнения топографо-
13
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
геодезических и картографических работ, использования единой государственной геодезической и картографической основы.
В этих целях представляется необходимым разделение системы топографо-геодезического и картографического обеспечения на государственное, отраслевое и региональное; государственное управление, нормативное регулирование, федеральный геодезический надзор и создание единой геодезической и картографической основы закрепить за федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии; в рамках соглашений субъектов Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии обеспечить создание региональной геодезической и картографической основы на условиях долевого финансирования [4, 5].
В целях осуществления эффективного государственного геодезического надзора требуется восстановление в органах федерального геодезического надзора системы регистрации выполнения картографо-геодезических работ с принятием решения о необходимости включения их результатов в государственный картографо-геодезический фонд.
Оптимизация территориально распределенной структуры обеспечения потребителей картографо-геодезическими данными в субъектах Российской Федерации.
Представляется необходимым проведение реструктуризации с формированием взаимосвязанной картографо-геодезической структуры научной, производственной, образовательной деятельности и ведения картографо-геодезических фондов.
Совершенствование нормативного правового и нормативно-технического регулирования предполагает формирование единой целостной системы правовых и нормативных актов регулирования в области геодезии и картографии.
Необходимо завершить разработку, согласование и введение в действие нового Федерального закона «О геодезии и картографии», осуществить разработку нормативных правовых документов, координирующих деятельность исполнительного органа федеральной власти в области геодезии и картографии с деятельностью других органов федеральной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Широкое внедрение цифровых, навигационных и геоинформационных технологий требует переработки более 200 нормативно-технических документов (НТД), включая разработку новых НТД для нормативного регулирования перспективных технологий.
Соответствие уровня нормативной базы современному уровню топографо-геодезического и картографического производства предполагается достичь путем:
- разработки групп национальных стандартов, устанавливающих требования в сфере топографо-геодезических и картографических работ, на основе гармонизации с международными стандартами;
14
Геодезия и маркшейдерия
- разработки новых нормативных документов, регулирующих вопросы применения перспективных технологий и технических средств;
- разработки и принятия совместно с Минобороны России согласованных нормативных документов, регулирующих вопросы применения технологий и технических средств двойного назначения;
- оптимизации количества и видов нормативно-технических документов, в том числе их систематизации и структуризации.
Одним из основных направлений развития государственного картографогеодезического фонда является нормативное правовое и информационное объединение на единой отечественной технологической и программно-информационной платформе всех картографо-геодезических фондов; создание системы обеспечения потребителей геопространственными данными в масштабе времени, близком к реальному, в том числе через федеральный геопортал Российской Федерации и систему территориально распределенных геопорталов государственных геопространственных данных.
В целях совершенствования контрольно-разрешительных форм государственного регулирования предполагается выполнение следующих основных мероприятий:
- включение геодезических и картографических работ в перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление;
- включение государственных топографических карт, учебной картографической продукции в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
- включение в сферу федерального государственного надзора в области геодезии и картографии надзора за ведением ведомственных и региональных картографо-геодезических фондов, картографо-геодезических фондов и фондов материалов инженерно-геодезических изысканий муниципальных образований;
- включение в сферу федерального государственного надзора в области геодезии и картографии надзора за работами по созданию дифференциальных сетей (станций), геодезическими работами в составе кадастровой деятельности;
- установление административной ответственности за отображение на картографической и иной продукции, содержащей картографические изображения, в том числе размещаемые в средствах массовой информации или иным публичным способом, информации, противоречащей официальной позиции Российской Федерации о государственных границах, границах субъектов Российской Федерации и наименованиях географических объектов на территории иностранных государств, Мирового океана, Антарктиды;
- установление административной ответственности за нарушения обязательных требований в области геодезии и картографии субъектами геодезической и картографической деятельности, не являющимися лицензиатами.
15
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
Производственно-технологическая система топографо-геодезического и картографического обеспечения включает: геодезическое, топографическое и картографическое обеспечение.
Основными качественными параметрами, обеспечивающими эффективность развития геодезических работ, являются точность и плотность геодезической основы Российской Федерации. В рамках стратегического развития геодезического обеспечения предполагается до 2030 г. 4-кратное повышение точности определения планового и высотного местоположения, а также 3-5-кратного повышение уровня плотности спутниковых и гравиметрических сетей.
В отношении классических геодезических сетей предлагается провести комплекс специальных работ по их дистанционному обследованию и сохранению в рабочем состоянии на местности.
Развитие геодезического обеспечения предполагает полный переход к единой геодезической системе координат ГСК-2011, создание высокоточной модели гравитационного поля Земли и системы непрерывного геодезического мониторинга процессов деформации земной поверхности. Это позволит обеспечить государственные потребности в высокоточных геодезических данных в сфере экономики, обороны и безопасности.
Анализ потребностей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и органов власти субъектов Российской Федерации в 2015 г. показал существенный рост потребностей в картографической основе - как открытой, так и полнообъектовой, включающей сведения, составляющие государственную тайну, всего масштабного ряда государственных топографических карт и планов - от 1 : 1 000 000 до 1 : 2 000. При этом срок соответствия картографической основы местности составляет от 1 года до 5 лет, а время предоставления данных по запросу - от 1 до 10 дней.
В декабре 2014 г. Росреестр для объективной оценки видов и объемов топографо-геодезических и картографических работ, услуг и продукции, использующихся органами исполнительной власти при осуществлении своей деятельности, запросил информацию о потребностях в геопространственных данных в соответствии с приложенной анкетой.
Информацию о потребностях в государственных топографических картах и планах для обеспечения своей деятельности представили 52 субъекта Российской Федерации и 22 федеральных органа исполнительной власти.
Обобщенный анализ потребностей выявил:
- топографические карты масштаба 1 : 10 000 необходимы 43 регионам и 17 ФОИВ, из них 31 региону и 9 ФОИВ необходимы топографические карты полнообъектового содержания (включая сведения, составляющие государственную тайну);
- топографические карты масштабов 1 : 25 000-1 : 50 000 необходимы 39 регионам и 14 ФОИВ, из них 26 регионам и 9 ФОИВ необходимы топографические карты полно объектового содержания;
16
Геодезия и маркшейдерия
- топографические карты масштабов 1 : 100 000-1 : 200 000 необходимы 37 регионам и 15 ФОИВ;
- топографические карты масштаба 1 : 1 000 000 необходимы 19 регионам и 11 ФОИВ;
- единая картографическая основа необходима 44 регионам и 15 ФОИВ;
- топографические планы населенных пунктов масштабов 1 : 2 000-1 : 10 000 необходимы 47 регионам и 15 ФОИВ, в том числе 33 регионам необходимы также топографические планы масштаба 1:5 000.
Периодичность обновления топографических карт варьируется от 1 до 5 лет для масштабов 1 : 10 000-1 : 25 000 и от 3 до 15 лет масштабов 1 : 50 000-1 : 1 000 000, топографических планов поселений от 1 до 3 лет, время доступа для получения картографических материалов от 1 до 30 дней.
Материалы ДЗЗ (высокого и среднего разрешения) и производная продукция (ортофотопланы и др.) необходимы 40 регионам и 15 ФОИВ. Время доступа для получения материалов ДЗЗ от 1 до 30 дней с периодичностью съемки 0,5-5 лет.
Из анализа информации, поступившей от субъектов РФ и ФОИВ можно сделать предварительный вывод, что 80 % регионов и ФОИВ необходимы государственные топографические карты масштабов 1 : 10 000-1 : 200 000, как в полнообъектовом составе, так и не содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне.
В 50 % регионов и ФОИВ необходимы государственные топографические карты и планы не только в цифровом, но и в аналоговом виде (тиражные оттиски).
Главными условиями современной системы обеспечения государственными топографическими картами и единой электронной картографической основой являются современность, достоверность, точность и релевантность создаваемой (обновляемой) информации о местности с оперативной выдачей результатов потребителю.
В рамках развития топографического обеспечения планируется:
- завершение перевода государственных топографических карт всего масштабного ряда и других картографо-геодезических данных в цифровую форму;
- создание топографических данных в новой государственной системе координат ГСК-2011;
- восстановление системы периодического мониторинга потребностей органов государственного и муниципального управления, других потребителей в топографических данных;
- создание системы оперативного мониторинга и обновления информации в зависимости от потребностей и интенсивности изменений в связи с природными и антропогенными факторами.
Для повышения оперативности и качества процесса обновления государственных топографических карт и планов необходимо обеспечить максимальное
17
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
использование государственных отраслевых информационных ресурсов и отечественных материалов ДЗЗ.
Основным этапом развития картографического обеспечения является:
- разработка унифицированных цифровых картографических основ для создания общегеографических, политико-административных и других тематических карт и атласов;
- создание согласованного с Минобрнауки России единого банка цифровой учебно-методической картографической продукции;
- обновление основных фундаментальных картографических произведений и атласов Мира, Российской Федерации и ее регионов, создание атласов Арктики и Антарктики;
- обновление Национального атласа России (НАР) и создание на его основе информационной картографической системы НАР с постоянным оперативным поддержанием ее на современном, актуальном уровне.
Развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации должно быть направлено на обеспечение предоставления в распоряжение всех категорий пользователей комплексных услуг в сфере государственных топографо-геодезических и картографических данных, обеспечивающих гармонизацию геопространственных данных и доступ пользователей к ним для получения совместимой информации из различных источников. Основными задачами создания и развития инфраструктуры пространственных данных являются:
- обеспечение интеграции геопространственных данных;
- создание описаний доступных наборов геопространственных данных и сопутствующих сервисов в виде метаданных;
- обеспечение доступа к открытым геопространственным данным через геопорталы различных уровней;
- разработка стандартов, правил, регламентов, обеспечивающих представление данных и их метаданных в унифицированной форме с необходимым качеством;
- создание инструментария, обеспечивающего оперативный доступ пользователей к геопространственным данным и метаданным на базе современных информационных технологий.
Решение задач во многих отраслях экономики требует совместного, комплексного использования геопространственных данных, поступающих из различных источников. Основу информационных систем, обеспечивающих информационную поддержку принятия управленческих решений, должны составлять государственные геодезические данные, государственные топографические карты и единая электронная картографическая основа, отражающие современное состояние местности. Государственная информация может в дальнейшем дополняться специализированной тематической информацией по различным направлениям деятельности. Для эффективного решения конкретных задач должна быть обеспечена возможность интеграции большого объема геопространственных данных, создаваемых различными организациями и ведом-
18
Геодезия и маркшейдерия
ствами. При этом для создания эффективной ИПД Российской Федерации необходимо привлечение других министерств и ведомств, так как комплексное решение этой задачи выходит за рамки топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации.
В целях реализации инновационного развития отрасли геодезии и картографии необходимо совершенствование ее научно-технического обеспечения. В настоящее время научные направления геодезии и картографии претерпевают качественные изменения, обусловленные активным и широким внедрением космических и информационных технологий. Традиционные научнотехнические основы отрасли нуждаются в структурном обновлении и решении следующих задач:
- обоснование приоритетных направлений научных исследований в области геодезии и картографии;
- организация финансово-экономической, технологической и кадровой поддержки для реализации выделенных направлений научных исследований;
- разработка эффективного механизма внедрения полученных результатов в практическую деятельность геодезии и картографии.
Стратегические приоритеты в сфере развития науки и технологий в области геодезии и картографии на период до 2030 г. будут обеспечены выполнением комплекса фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, направленных на решение следующих научно-практических задач:
- поддержание и развитие высокоточной опорной земной системы координат на базе комплексного применения разнородных взаимодополняющих измерительных средств (РСДБ, ГНСС ГЛОНАСС, GPS, Galileo, Compass (Beidou), лазерной локации ИСЗ и др.), находящихся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти и научных организаций;
- поддержание и развитие высокоточных государственных спутниковых геодезических сетей;
- создание современной системы высотного и гравиметрического обеспечения территории Российской Федерации;
- подержание и развитие службы контроля деформации земной поверхности в рамках федеральной системы сейсмологических наблюдений;
- создание системы обеспечения потребителей точными данными об орбитах космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем для решения фундаментальных и прикладных задач геодезии и геоидинамики;
- разработка, проведение испытаний, обеспечение эксплуатации и решение целевых задач перспективных космических геодезических систем и космических комплексов картографирования;
- совершенствование средств и методов получения и тематической обработки данных дистанционного зондирования Земли и лазерного сканирования земной поверхности;
- унификация, развитие и поддержание в современном состоянии банков геодезических и картографических данных;
19
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
- создание и развитие отечественных геоинформационных систем нового поколения, соответствующих мировому уровню развития геоинформационных технологий;
- совершенствование метрологического обеспечения топографо-геодезических и картографических работ;
- разработка нормативной и методической научно-технической документации, соответствующей новым методам и технологиям;
- проведение исследований, разработка методов, технических средств и технологий, необходимых для создания и обновления перспективных видов геопространственных данных двойного назначения и способов ее представления в трехмерной и иных формах;
- исследования в области нормализации, употребления, регистрации, учета, каталогизации и сохранения наименований географических объектов;
- разработка перспективных форм планирования, организации и управления геодезическим и картографическим производством;
- развитие отраслевого научно-технического и патентного фонда.
Стратегическими приоритетами в организационной сфере совершенствования научно-технического обеспечения будут:
- восстановление государственного финансирования разработки прорывных технологий топографического мониторинга, использования глобальных навигационных спутниковых систем, отечественного геодезического и картографического оборудования, космических систем и технологий, программного обеспечения;
- целевое развитие Федерального научно-технического центра геодезии, картографии и ИПД и превращение его в головную научную организацию в сфере геодезии и картографии;
- широкая кооперация при выполнении НИОКР с учреждениями Российской академии наук, высшими учебными заведениями Минобрнауки России, другими научными, научно-производственными и коммерческими организациями, при сохранении за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности.
Основной задачей совершенствования кадрового потенциала геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации является подготовка необходимого количества специалистов, способных обеспечить:
- развитие критических технологий отечественной геодезии и картографии, к числу которых относятся технологии высокоточного использования глобальных навигационных спутниковых систем, получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли, цифрового картографирования и геоинформационного моделирования;
- полноценное импортозамещение в области программных средств обработки геодезической и картографической информации, данных дистанционного зондирования Земли;
20
Геодезия и маркшейдерия
- ведение баз и банков геодезической и картографической информации, других геопространственных данных, формирование инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Решение задачи совершенствования кадрового потенциала связано с необходимостью:
- коренного улучшения, перестройки всей системы отношений между организациями, выступающими в качестве потребителей трудовых ресурсов с одной стороны, и образовательными учреждениями, осуществляющими воспроизводство трудовых ресурсов, с другой стороны, в первую очередь в русле совершенствования порядка трудоустройства выпускников;
- восстановления и подъема на более высокий уровень престижа профессий геодезиста и картографа, включая формирование у молодых специалистов чувства уверенности в перспективах развития отрасли геодезии и картографии;
- осуществления комплекса мероприятий, направленного на совершенствование всей системы подготовки и переподготовки кадров для выполнения топографо-геодезических и картографических работ на уровне современных и перспективных требований социально-экономического развития, обороны и безопасности Российской Федерации.
Комплекс мероприятий совершенствования кадрового потенциала должен включать в себя:
- создание общегосударственной системы мониторинга, текущего и перспективного планирования развития кадрового потенциала в сфере геодезического и картографического обеспечения;
- формирование единой, регулярно обновляемой системы профессиональных и квалификационных требований к трудовым ресурсам в сфере геодезии и картографии;
- разработку системы нормативных документов, направленных на создание условий для повышения квалификации и усиления контроля за уровнем профессиональной подготовки работников, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность на территории Российской Федерации;
- обеспечение опережающего развития системы подготовки кадров для геодезической и картографической деятельности по отношению к текущим и перспективным задачам отрасли геодезии и картографии;
- реализацию базовым вузом отрасли, начиная с 2016 г., пилотного проекта кадрового обеспечения на основе интеграции имеющегося научно-образовательного, инфраструктурного и кадрового потенциала профильных организаций образования и науки.
Ключевую роль в расширении международной деятельности в области геодезии и картографии приобретает развитие и распространение отечественной ГНСС ГЛОНАСС и ее использование для картографо-геодезического обеспечения зарубежных стран, и прежде всего стран СНГ. Продвижение геодезических работ и услуг, единой геодезической системы координат, информационного картографического обеспечения, научно-технических результатов по соз-
21
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
данию Г осударственного каталога географических названий, разработке нормативно-технических документов и метрологических исследований определяет первостепенное значение в развитии научных и производственных отношений с картографо-геодезическими службами стран СНГ.
Основными направлениями развития международной деятельности являются:
- расширение участия федерального органа исполнительной власти в сфере геодезии и картографии в структурах и мероприятиях ООН, в частности в деятельности Комитета экспертов ООН по вопросам управления глобальной геопространственной информацией;
- обеспечение участия государственных научных и образовательных учреждений в деятельности международных организаций в области геодезии, картографии, фотограмметрии и дистанционного зондирования Земли;
- повышение доли участия российских делегаций и специалистов в области геодезии и картографии в международных конференциях и выставках;
- расширение участия профильных вузов в международных образовательных программах;
- формирование долгосрочных международных договорных отношений между научными и образовательными учреждениями Российской Федерации и зарубежных стран;
- формирование интеграционных международных отношений по разработке совместных перспективных научно-технических проектов.
Представляется необходимым международное сотрудничество ориентировать не только на заимствование и использование зарубежных технических средств и технологий, но и на изучение, адаптацию перспективных технических решений для развития отечественной геодезии и картографии и продвижения национальных научно-технических достижений на международном уровне.
Реализация Стратегии предполагается программно-целевым методом, посредством разработки Государственной программы «Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение Российской Федерации (2016-2024 гг.). Проведенные предварительные расчеты показывают объемы финансирования Г ос-программы от 3,9 млрд. руб. в 2016 г. до 10,8 млрд. руб. в 2024 г. При этом большая часть объема финансирования планируется на топографическое (67 %), геодезическое (11,6 %) и научно-техническое (3,4 %) обеспечение.
Для оценки реализации Стратегии сформирована система целевых показателей, характеризующих развитие топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации по критериям инновационного развития, кадрового обеспечения, инвестиционной привлекательности, обусловливающим повышение информативности геопространственной информации, сокращение сроков периодичности ее обновления и повышение доступности материалов и данных Государственного картографо-геодезического фонда.
Показатели позволяют не только оценить уровень достижения нормативной плотности государственных геодезической, нивелирной и гравиметриче-
22
Геодезия и маркшейдерия
ской сетей, но и уровень соответствия нормам периодичности повторных наблюдений, проведенных на геодинамических полигонах для Федеральной системы сейсмологических наблюдений, уровень поддержания государственной нивелирной сети в современном состоянии. Вместо оценки уровня обновления карт по каждому масштабу [6] предложены комплексные критерии уровня обеспеченности государственными топографическими картами основного и производных масштабов с минимальным сроком соответствия состоянию местности. Впервые предложен показатель, позволяющий оценить долю выполненных опытно-конструкторских работ, результаты которых приняты к внедрению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Побединский Г. Г. Проблемы создания и обновления геопространственных данных Российской Федерации // Геодезия и картография. - 2014. - № 2. - С. 2-10; № 3. - С. 2-9.
2. Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение Российской Федерации. Состояние и перспективы развития отрасли геодезии и картографии / И. В. Васильев, А. В. Коробов, Г. Г. Побединский, А. Б. Приданкин // Геодезия и картография. - 2014. -№ 12. - С. 2-11.
3. Об утверждении норм плотности размещения пунктов государственных нивелирных, геодезических и гравиметрических сетей и норм периодичности обновления государственных топографических карт и планов: постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 г. № 608 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Правил заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 752 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий: постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 924 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Методика определения и расчета показателей деятельности Федерального агентства геодезии и картографии, утверждена приказом Федерального агентства геодезии и картографии от 1 марта 2006 г. № 12-пр. - М: ЦНИИГАиК, 2006. - 18 с.
Получено 27.04.2015
© И. В. Васильев, А. В. Коробов, Г. Г. Побединский, 2015
23