Научная статья на тему 'Совершенствование системы непрерывного образования инвалидов как социальной группы'

Совершенствование системы непрерывного образования инвалидов как социальной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / INVALIDS / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / SOCIAL GROUP / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ / CONTINUITY PRINCIPLE / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна, Тонконогая Евгения Павловна

В статье содержится анализ современного опыта образовательной деятельности социальной группы инвалидов под углом зрения реализации принципа непрерывности, раскрываются теоретические и практические проблемы, которые выступали предметом рассмотрения на научно-практических конференциях с 1994-2016 гг., организованных авторами статей с участием социальной группы инвалидов, педагогических кадров, реабилитационных и коррекционных учреждений, специалистов сопровождающих служб и общественности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна, Тонконогая Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing system of continuous education of the disabled as a social group

The article contains the analysis of the current experience of the educational activity of a social group of disabled people from the perspective of the implementation of the principle of continuity, reveals theoretical and practical problems that have been the subject of consideration at scientific and practical conferences since 1994-2016, organized by the authors of articles with the participation of a social group of disabled people, pedagogical staff, rehabilitation and correction institutions, specialists of accompanying services and the public

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы непрерывного образования инвалидов как социальной группы»

Е. П. Тонконогая, С. С. Лебедева, С. М. Безух

(Санкт-Петербург)

совершенствование системы непрерывного

образования инвалидов как социальной труппы

developing system of continuous education of the disabled as a social group

В статье содержится анализ современного опыта образовательной деятельности социальной группы инвалидов под углом зрения реализации принципа непрерывности, раскрываются теоретические и практические проблемы, которые выступали предметом рассмотрения на научно-практических конференциях с 1994-2016 гг., организованных авторами статей с участием социальной группы инвалидов, педагогических кадров, реабилитационных и коррекционных учреждений, специалистов сопровождающих служб и общественности.

Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, социальная группа, образование, принцип непрерывности, медико-социальное сопровождение, интеграция, инклюзия.

The article contains the analysis of the current experience of the educational activity of a social group of disabled people from the perspective of the implementation of the principle of continuity, reveals theoretical and practical problems that have been the subject of consideration at scientific and practical conferences since 1994-2016, organized by the authors of articles with the participation of a social group of disabled people, pedagogical staff, rehabilitation and correction institutions, specialists of accompanying services and the public.

Key words: invalids, persons with disabilities, social group, education, continuity principle, medical and social support, integration, inclusion.

В современных условиях принцип непрерывного образования касается всего общества в целом, в том числе и инвалидов [3]. В качестве стратификационного признака этой социальной группы выделено ограничение жизнедеятельности, в соответствии с которым по международным нормам и отечественному законодательству всех уровней инвалидам предоставляются дополнительные возможности, позволяющие преодолевать трудности адаптации к социуму и обеспечивать интеграцию в нём.

Как известно, инвалиды по сравнению с другими группами наиболее ограничены в доступе к образованию. В то же время образование является неотъемлемым элементом общественной жизни. Посредством

образования транслируются исторический опыт, социальные нормы и ценности, выработанные человечеством. Образование как социально-педагогическое явление выступает также гарантом социальной и психологической стабильности социальных групп и общества в целом.

Реализация права инвалидов на образование представляется одной из важнейших задач, направленных на обеспечение социального единства общества в целом. Включение инвалидов в общественную жизнь невозможно без совершенствования системы их образования и профессиональной подготовки, создания условий для свободного развития личности. Наряду с системой общего образования для инвалидов выстра-

ивается система специального образования для определённых категорий лиц с разными ограничениями жизнедеятельности. Эта система касается как детско-юношеского образования, так и всех видов образования взрослых, особенно в аспекте участия в профессиональном образовании и во всех сферах общественной практики. В связи с этим актуализируется проблема организации образования для этой социальной группы в различных видах и формах.

Опыт проведения ежегодных научно-практических конференций для социальной группы инвалидов по актуальным проблемам образования строился на теоретических положениях о непрерывном образовании, разработанных сотрудниками Института образования взрослых РАО под руководством академика В. Г. Онушкина. Ведущими научно-теоретическими положениями выступают следующие:

- идеи развития личности, ответственной за осуществление смысла и реализации ценностей образования, готовой видеть ситуацию в обществе с разных сторон, определять возможности и границы реализации собственных образовательных замыслов;

- идеи обучения взрослых инвалидов в разных режимах (в зависимости от психофизических возможностей), формах и видах с использованием адекватных технологий, развития умений операционализации задач в соответствующих формах обучения лиц с разными ограничениями жизнедеятельности;

- идеи изучения взрослых инвалидов во всех формах образовательной активности, их участия в социокультурной, общественной деятельности, их отношения к образовательной трансформации в сознании и поведении.

Система образования инвалидов, представленная в материалах научно-практических конференций, основывалась на следующих принципах:

- принцип непрерывности: внимание всем возрастным группам инвалидов и всем социальным институтам, начиная с института раннего вмешательства до институтов геронтообразования и геронтокультуры;

- принцип комплексного подхода к развитию социальной группы инвалидов, связанного с привлечением разных ведомств, осуществляющих социальную, медицинскую, образовательную, культурно-информационную и другие направления работы с инвалидами;

- принцип учёта индивидуальных потребностей сообществ инвалидов (духовных, материальных), как субъекта деятельности, обладающего природной («био-»), социальной («социо-») и культурной («дух-») составляющими;

- принцип связи теории и практики, позволяющий развивать концептуальные основы социальной защиты и образования инвалидов в условиях создания новых институциональных форм (социально-реабилитационные центры разных видов) и обоснованное расширение комплекса социальных услуг для лиц с разными ограничениями жизнедеятельности;

- принцип включённости социальной группы инвалидов в широкое социокультурное, образовательное, оздоровительно-спортивное пространство, способствую -щий развитию активности, продуктивного творчества, самореализации в учебной, профессиональной, общественной и других видах деятельности.

В настоящее время для анализа системы непрерывного образования инвалидов как социальной группы использован массив опубликованных материалов двадцати трех научно-практических конференций по проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе Института образования взрослых РАО и Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы совместно с Санкт-Петербургским профессионально-реабилитационным центром. Участниками конференций в разные годы были представители Санкт-Петербурга, Ленинградской области, различных городов России, а также специалисты Украины, Белоруссии, Азербайджана, Финляндии, Германии, среди которых значительную часть составили люди с ограниченными возможностями здоровья.

Участниками конференций за эти годы был обоснован ряд теоретических проблем, наиболее значимая из которых - основные методологические подходы к исследованию образования инвалидов и их практическое применение (Е. П. Тонконогая). За этот период разработана теоретико-прогностическая модель образования инвалидов, выделены основные факторы развития системы образования взрослых инвалидов во взаимосвязи формального, неформального и информального компонентов; разработаны научно-методические основы андрагогиче-ской подготовки соответствующих специалистов сферы образования и сопровождения инвалидов (С. С. Лебедева). Изучены проблемы интегрированного обучения студентов-инвалидов и реализации реабили-тационно-образовательных функций вуза, обоснована система кадрового обеспечения образованием и психолого-педагогической реабилитацией лиц с проблемами развития и др. (В. З. Кантор) [4]. Выявлены социально-психологические основы инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения, социально-психологические проблемы адаптации инвалидов в условиях современной информационной среды (И. П. Волкова). Рассмотрен исторический опыт образования и социокультурной деятельности инвалидов по слуху, обобщён опыт авторской программы социокультурной деятельности (А. З. Свердлов). Проанализирована деятельность по организации корпоративного образования специалистов, обучающих инвалидов, рассмотрен в этом контексте ситуативный подход (Г. В. Никулина) и др. [2, 5].

Для современного контекста научного исследования образования инвалидов в последние годы актуален ряд позиций:

❖ идеи свободного развития личности, гуманизации и гуманитаризации образования лиц с ОВЗ и парадигмы их использования в педагогической практике;

❖ положения концепции непрерывного образования взрослых инвалидов в условиях создания новых институциональных форм и новых социальных услуг;

❖ социологические, социально-психологические и социально-педагогические

подходы к проблеме социализации и адаптации личности, социальных групп средствами образования в новой информационной среде;

❖ современные концептуальные положения о государственно-общественном регулировании в сфере образования и социального партнёрства, учитывающего особенности личности и социальных групп с ограничениями жизнедеятельности;

❖ концептуальные положения о роли образования в духовной, гражданской, общественной, профессиональной реабилитации людей с ограничениями.

Из проанализированных материалов почти одна треть публикаций была представлена людьми с ОВЗ, организующими своё образование в разных направлениях и видах. Рассматривая комплекс статей, следует отметить, что в совокупности в них представлены за эти годы все звенья и основные формы системы непрерывного образования, начиная от института раннего вмешательства и заканчивая образованием лиц третьего возраста. При этом каждое из звеньев характеризуется определённой спецификой решения образовательных задач, с опорой на смысловую доминанту, определяющую своеобразие целей образования, основное содержание учебной деятельности и механизмы её реализации на данном этапе жизни. Более половины инвалидов - участников конференций выступают с проблемами, связанными с их непосредственной профессиональной деятельностью и реализацией интересов в сфере непрерывного образования и культуры. Причём значительное место занимают статьи, раскрывающие содержание и технологии образовательных программ, которые осуществляются непосредственно авторами публикаций в образовательных учреждениях, досуговых центрах, на базе общественных организаций и т.д.

Большое значение имеет разработка методологии медико-социального сопровождения детей группы риска [1]. Традиционно к этой группе относятся дети, имеющие ограничения жизнедеятельности. Наиболее важными факторами риска являются медико-биологические причины, среди которых

в первую очередь выделяют особенности внутриутробного развития будущего ребёнка, сам процесс родов и состояние здоровья новорождённого в первые месяцы его жизни. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, социальную дезадаптацию, трудности в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (как показывает опыт - это специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач и сущности процесса социальной реабилитации.

Для проведения диагностической, консультативной, реабилитационной и лечебной работы в центрах реабилитации применяется «командный подход»: в «команду» объединяются специалисты, имеющие разные знания и навыки, но разделяющие клинический подход к ребенку. Для каждого ребенка создается своя уникальная команда специалистов, обеспечивающая все виды помощи, которые ему необходимы. Для поддержания атмосферы общего дома в группе есть человек, который всех организует, объединяет, все знает и может помочь в любой ситуации - общая «мама». Во время игры, которая выполняет обучающие функции, по отношению к ребенку педагог может исполнять роль «друга», «старшего брата» и т.п. В группе подготовки к школе появляются новые роли: «учитель», который знает, что и когда нужно делать, «помощник», подсказывающий, как выполнить требование «учителя»; роль «друга», который ничего не требует, может просто поиграть с ребенком во время перемены. Работу команды координирует один специалист, ответственный за ребенка. Он определяет, в какой момент провести дополнительную консультацию врача, вместе с врачом разрабатывает курс реабилитационных мероприятий, набор необходимых занятий, уменьшение или

увеличение нагрузки ребенка в центре. Необходимым условием является совместная работа специалистов, постоянные обсуждения полученных результатов. Нередко в состав такой команды включаются родители детей. Дети приезжают на занятия только 1-2 раза в неделю на несколько часов. Все остальное время работа по программе ведётся уже под руководством родителей.

Таким образом, для проведения социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, необходим комплексный подход, индивидуальный подбор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги должны быть скоординированы так, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи.

В последние десятилетия в центре внимания оказалось такое социальное явление, как образовательная интеграция. Для неё характерно несколько вариантов: комбинированная интеграция (обучение детей с проблемами в количестве одного-двух человек на равных в массовых школах); частичная интеграция (посещение детьми класса на часть дня, на отдельные занятия); временная (объединение детей для участия в отдельных мероприятиях). Получил признание опыт создания учреждений комбинированного типа, предусматривающих обучение детей со специальными образовательными потребностями как в обычных, так и в специализированных классах.

В теоретическом плане проблема интегрированного образования требует дальнейшего исследования. Подход к инклюзивному образованию как социокультурному феномену представляется актуальным, так как сама фиксация факта инклюзии (вхождение ребёнка с проблемами развития в систему отношений, детерминированных образовательной ситуацией) раскрывает глубинный смысл гуманизации взаимодействия различных социальных групп в поликультурном пространстве современного общества. В инклюзивных процессах важ-

но единство индивидуально-личностного (самости), дифференциально-группового (социального), рационального и практического аффективного (чувственного впечатления), когнитивного (осознанного). Инклюзия может рассматриваться не только как статическая ситуация, но и как динамический процесс системных преобразований, связанных с принятием обществом социальной группы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление теоретико-прикладной диалогизации инклюзивных процессов может способствовать созданию условий для гармоничного перехода от социального принятия лиц с ограничениями жизнедеятельности до предоставления им максимальной внешней помощи для продуктивной социальной активности (Е. А. Куликова). Результатом этого процесса может выступать не только самореализация данной группы, но и становление равноправных партнёрских отношений с другими общественными группами. Такой подход ещё раз подчёркивает значимость образовательной инклюзии как для индивида, так и для социальной группы в целом. На этом этапе возрастает роль социальной функции образования и создания условий для дальнейшей социокультурной интеграции.

Значительное число публикаций, представленных на конференциях, указывает на то, что в процессе получения профессионального образования осуществляется комплексная реабилитация инвалидов [6]. Санкт-Петербургский профессионально-реабилитационный центр решает широкий спектр образовательных и реабилитационных задач, развивая комплекс необходимых организационно-педагогических условий: профессиональный отбор, профессиональные пробы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебного процесса, а также создание доступной учебно-производственной и социокультурной среды.

Опыт показывает, что в процессе обучения 70% лиц с ОВЗ проходят производственную адаптацию, далее им оказывается содействие в трудоустройстве. Смысловой доминантой профессионального образова-

ния выступает комплексное сопровождение образовательного процесса, носящее ярко выраженный реабилитационный и социальный характер (Г. Г. Иванов) [5]. В настоящее время предпринимаются дополнительные государственные инициативы по развитию системы высшего профессионального образования для лиц с разными ограничениями жизнедеятельности, в связи с чем в ФГОС предусматриваются специальные требования к созданию безбарьерной среды [5].

Среди материалов публикаций, рассмотренных на научно-практических конференциях, 30-35% работ принадлежит специалистам сопровождающих служб, и их участие растёт с каждым годом. Повышается и уровень представленных материалов, в которых уделяется внимание методам изучения обучающихся, интерпретации полученных данных и прогнозов профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Следует отметить чрезвычайно важное явление - повышение качества работы реабилитационных команд - специалистов сопровождающих служб для каждой из учебных групп. Эта деятельность позволяет совершенствовать уровень услуг по реализации индивидуальной программы реабилитации, подготовить квалифицированных специалистов и способствовать их закреплению на рабочих местах.

В последние годы растёт внимание к добровольческой поддержке социально-реабилитационной работы с инвалидами. Наиболее активно выступает ВОС. Помимо конкретной деятельности по оказанию помощи внутри организации регулярно проводятся исследования по изучению образа жизни инвалидов по зрению, состоящих в Санкт-Петербургской региональной организации, а также изучаются проблемы, связанные с оценкой общего социального статуса инвалидов, степенью их включённости в жизнь общества, потребностью инвалидов в расширении духовных запросов и участии в разных видах творческой деятельности [4].

Совершенствованию непрерывного образования должно способствовать развитие законодательной базы, механизмов её реализации. Это предполагает научно обоснованный учёт норм и стандартов социальной

и реабилитационной помощи по профилям и уровням социально-педагогических услуг, профессионального образования, развитие служб занятости, создание единого профессионального пространства и его связей с общим социумом, подготовку квалифицированных кадров. Актуализируется развитие инициатив по обеспечению не только качественного образования, но и комплексной реабилитации инвалида, способного к преодолению социальных барьеров и, в соответствии с индивидуальными запросами, к образовательному и социальному росту.

Обоснованно и ярко заявило о себе новое направление в системе образования инвалидов - геронтообразование - образование лиц пожилого возраста, связанное с реализацией широкого круга программ междисциплинарного характера. Смысловой доминантой этого образовательного периода для инвалидов выступает поддержание их активности и самостоятельности, творческое участие в развитии геронтокультуры, расширение социального поля для самореализации личности несмотря на многочисленные нарушения жизнедеятельности.

В целях совершенствования целостной системы непрерывного образования инвалидов, учитывая имеющийся опыт и определяя перспективы развития этой социальной группы, необходимо акцентировать внимание на следующих позициях:

* расширять и детализировать нормативно-правовую базу образования для разных возрастных групп инвалидов, которая требует уточнения в решении вопросов, в большей степени связанных с индивидуализацией сопровождения образовательного процесса в условиях доступности для них всех видов формального и неформального образования;

* обогащать инфраструктуру социальной сети, которая требует уточнения во взаимодействии социальных структур разных уровней и механизмов при реализации инновационных программ как образовательного, так и сопровождающего характера;

* совершенствовать подготовку кадров системы образования инвалидов с учётом данных мониторинга как по линии реали-

зации учебных программ, так и по содержанию подготовки специалистов сопровождающих служб. Необходимо, чтобы между этими двумя линиями имело место содержательное и организационное согласование, особенно по проблемам «точечной» подготовки, связанной с возрастом, характером заболевания, особенностями деятельности учреждения, социальной ситуацией и т.д.;

* учитывать, что теоретическое обоснование образования инвалидов отстаёт от прорывающегося вперёд инновационного опыта по отдельным направлениям, которые ещё слабо интегрируются в общий научный контекст, необходимо преодолевать этот разрыв за счёт проведения комплексных исследований и использования новых практикоориентированных подходов;

* способствовать дальнейшему развитию идей добровольчества в сфере образования инвалидов, их социокультурной, оздоровительной, общественной и других видов деятельности, направленных на интеграционные процессы и создание безбарьерной среды для получения всех видов услуг, предусмотренных российским законодательством.

В целом актуализируется необходимость исследования системы образования инвалидов в условиях их социальной защиты как целостного социально-педагогического явления в рамках отраслевого подхода к разработке научно обоснованных перспектив развития этой системы.

Литература

1. Безух С. М. Комплексная многопрофильная реабилитация детей-инвалидов // Инвалиды и лица пожилого возраста в современной социально-образовательной ситуации: теория, опыт, перспективы: сб. матер. Междунар. научно-практической конференции. - СПб: СПбГИПСР, 2015. - С. 25-27.

2. Безух С. М. Опыт добровольческого движения в России и его роль в социально-медицинской поддержке инвалидов // Реализация идеи добровольчества в социальной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста // науч. ред С. С. Лебедева, С. М. Безух. - СПб.: ГИПСР, 2016. - С. 24-25.

3. Горшкова В. В. Непрерывное образование как способ бытия человека: моногр. -СПб.: Астерион, 2016. - 288 с.

4. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 3844.

5. Обучение лиц со специальными потребностями. Международная монография по итогам акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» 2012-2013 г. / под ред. С. С. Лебедевой, Г. Г. Иванова. - СПб.: Изд-во «Политехника-сервис», 2013. -347 с.

6. Пенин Г. Н. Повышение уровня политехнической подготовки глухих школьников // Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов: сборник научно-практической конференции // ред. В. Г. Онушкин, Е. П. Тонконогая, С. С. Лебедева. - СПб: Институт образования взрослых РАО, 1994. - С. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.