УДК 376.2+376.3
Б01 10.21685/2072-3016-2018-2-11
Г. Б. Кошарная, Л. И. Найденова, Н. В. Корж, Е. А. Данилова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ В СОЦИУМ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье рассматривается приобретение и закрепление социально-статусных позиций инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которое происходит в процессе получения профессионального образования. Цель статьи - определить и систематизировать основы методологического сопровождения исследования вхождения указанных групп в социальные отношения, их участия в социальных процессах, занятия ими определенного места в социальной структуре современного российского общества.
Материалы и методы. При подготовке статьи использовался системный подход, в рамках которого выделяются цели, результаты исследований, прослеживается взаимосвязь результатов с практикой. Методы исследования -вторичный анализ результатов исследований, опубликованных в российских научных журналах, а также анализ официальных документов (федеральные и региональные программы, направленные на содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ).
Результаты. Составлено системное описание методологии исследования указанного предмета, которое включает: классификацию предметов исследования; методологию операционализации основных понятий; систематизацию признаков, показателей и индикаторов исследований; аналитическое описание методов исследования (количественных и качественных); классификацию результатов исследований по признакам теоретического и практического значения.
Выводы. Представлено общее заключение о состоянии проблемы и уровня исследований получения профессионального образования, трудоустройства, приобретения социального статуса инвалидами и лицами с ОВЗ (что в целом составляет процесс их интеграции в социум и социальные взаимоотношения). На основе обобщения изученных материалов возможно предложить обобщенные практические рекомендации для методологического аппарата исследования указанной проблемы, для методологического обоснования целевых региональных программ, направленных на ее решение.
Ключевые слова: социальный статус, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья как социальная группа, социальные отношения.
© 2018 Кошарная Г. Б., Найденова Л. И., Корж Н. В., Данилова Е. А. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/ licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
G. B. Kosharnaya, L. I. Naydenova, N. V. Korzh, E. A. Danilova
METHODOLOGICAL RESEARCH ASPECTS OF INTEGRATION IN THE SOCIETY OF YOUNG DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH RESTRICTED HEALTH
Abstract.
Background. The article discusses the acquisition and consolidation of social status positions for people with disabilities and people with disabilities (HIA), which occurs in the process of obtaining vocational education. The purpose of the article is to identify and systematize the basis of the methodological support of the study of the inclusion of these groups in social relations, their participation in social processes, their taking a certain place in the social structure of modern Russian society.
Materials and methods. In preparing the article, a systematic approach was used, within which the goals, research results are highlighted, the results are interconnected with practice. Research methods include a secondary analysis of research results published in Russian scientific journals, as well as an analysis of official documents (federal and regional programs aimed at promoting vocational training and employment of people with disabilities and people with disabilities).
Results. A systematic description of the research methodology of the specified subject has been compiled, which includes: the classification of research subjects; methodology for the operationalization of basic concepts; systematization of signs, indicators and indicators of research; analytical description of research methods (quantitative and qualitative); classification of research results on the basis of theoretical and practical significance.
Conclusions. A general conclusion is presented on the state of the problem and the level of research in obtaining vocational education, employment, the acquisition of social status by persons with disabilities and persons with disabilities (which generally constitutes the process of their integration into society and social relationships). Based on the generalization of the materials studied, it is possible to propose generalized practical recommendations for the methodological apparatus of the study of this problem, for the methodological substantiation of targeted regional programs aimed at its solution.
Key words: social status, disabled people and people with disabilities, health as a social group, social relations.
Содействие в занятости и трудоустройстве молодых инвалидов является сложным государственным мероприятием. Условиями, способствующими эффективно решать данную социальную проблему, должны стать: нормативно-правовая база, регулирующая занятость лиц с ограниченными возможностями; квотирование предприятий по трудоустройству инвалидов; научно обоснованные методики организации специализированных рабочих мест, а также оценка эффективности трудоустройства инвалидов.
В последнее время наметились значительные изменения в решении проблем инвалидности и инвалидов. Наиболее актуальным становится многопрофильная реабилитация людей с ограниченными возможностями, их активная интеграция в социум. Одним из ключевых вопросов реабилитации является трудоустройство молодых инвалидов, поскольку занятость может поспособствовать лицам с ОВЗ обрести независимость и стать полноценными членами общества.
Анализ социологической литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить три основные группы целей исследования.
В первую группу материалов нами включены описания и результаты исследований, которые имеют скорее обзорный характер, но нередко содержат практические рекомендации на основе изученного опыта. В качестве примеров рассмотрим некоторые из них.
A. А. Бикбулатова, А. А. Солдатов, М. В. Невская в своем исследовании изучили информацию о проблеме трудоустройства молодых людей с инвалидностью и предложили актуальные методы поиска работы выпускникам вузов, относящимся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ [1]. На основе результатов исследования авторы дали практические рекомендации по созданию структур на базе университетов, ответственных за содействие занятости выпускников с ОВЗ. В работе отражены предложения по структуре базы данных учета инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах с целью успешного содействия их трудоустройству. Авторы подробно описали практики создания производственных мастерских, позволяющих выявить индивидуальные склонности к профессии у людей с инвалидностью. В статье приведены методики социальной адаптации молодых инвалидов, а также предложены современные методы закрепления лиц с ОВЗ на рабочих местах посредством сопровождения их в адаптационный период.
Проблемы образования, возникающие в представлениях инвалидов и переходящие затем в их социальную деятельность, исследовали В. В. Печен-кин и Д. В. Зайцев [2]. Авторы проанализировали региональные различия возможностей получения дополнительного профессионального образования для молодых инвалидов. По результатам анализа был сделан вывод о том, что современное образование, которое должно способствовать выравниванию статусных позиций в обществе, на самом деле устанавливает ряд барьеров для людей, которые не располагают определенными ресурсами: финансами, социальными связями, высоким социальным статусом [2, с. 94].
Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова также исследовали занятость молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья [3]. По результатам социологического опроса выпускников с инвалидностью московских вузов были определены механизмы мотивации устройства на работу выпускников с ограниченными возможностями здоровья, основные способы и каналы трудоустройства; установлены факторы, способствующие и (или) препятствующие трудоустройству выпускников с ОВЗ.
Г. Т. Пономарева характеризует инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Автор определяет задачи, связанные с успешным развитием учебного процесса инклюзивного образования в вузах [4]. На основе проведенного исследования автор предлагает мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (ОДС).
B. В. Дегтярева исследовала условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе [5]. Поскольку внедрение инклюзивного образования становится все более актуальным, то возникает необходимость в оценке готовности всех субъектов системы образования к внедрению такой формы обучения, а также выработке
соответствующих стратегий по ее внедрению. Автор считает, что вхождение человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза определяется характеристиками и условиями самой среды вуза. Но при этом отмечается двустороннее содержание, которое должно наполнять идею и процесс интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в различные сферы жизнедеятельности. С одной стороны, это реабилитационная составляющая такой интеграции. С другой стороны, решение образовательных задач в сфере высшего профессионального образования не должно только означать удовлетворение индивидуальных потребностей личности, поскольку назначение высшего образования - это подготовка высококвалифицированных специалистов для всех сфер жизнедеятельности. Субъекты образовательного процесса в рамках интеграции в инклюзивное образовательное пространство вуза проявляют различные образцы их поведения: от конфликтного до толерантного. Такое отношение задает пределы включенности инвалидов и лиц с ОВЗ в деятельность институтов образования на высшем профессиональном уровне. Автор устанавливает, что существуют институциональные и моральные барьеры в процессе получения инклюзивного образования. Важное практическое значение имеет выявление того, что образовательные стратегии субъектов инклюзивного образования связаны не только с постановкой целей субъектов образовательного процесса, но и с содержанием жизнедеятельности участников в образовательном пространстве вуза.
Т. Н. Дегтярева в своей статье анализирует социальную инклюзию личности вообще и человека с ограниченными возможностями здоровья в частности. Нужно отметить, что роль института образования в интеграции молодых людей с ОВЗ заключается не только в профессиональном обучении, но и в адаптационной помощи в других подсистемах общества. В этом аспекте выявляется новая социальная сущность института образования как института социальной реабилитации, в деятельность которого, на наш взгляд, должны включаться и другие социальные институты (институт семьи, институт социальной защиты). Автор анализирует научные подходы зарубежного и российского инклюзивного профессионального образования человека с ОВЗ, обращая внимание на две основные парадигмы в методологии организации инклюзивного образования человека с ОВЗ - нормативную и интерпретативную. На наш взгляд, наиболее перспективным является нормативно-интерпрета-тивный подход, так как он способствует комплексному решению задач по организации инклюзивного образования, рассматривая инклюзивную форму обучения как адаптивную среду для всех участников [6].
А. Е. Крухмалев, Е. В. Воеводина выявили особенности социальной адаптации студентов с ОВЗ и определили методологические основы изучения социальной адаптации студентов с ОВЗ к вузовской жизни. Такие особенности социальной адаптации определяются спецификой данной группы молодежи, их состоянием здоровья и потребностями, которые надо удовлетворить, чтобы предоставить им равные возможности обучения со здоровыми людьми. Как отмечает автор, существует ряд проблем, препятствующих данному процессу. Кроме того, выделяет стрессовые факторы на пути социальной адаптации молодых инвалидов, среди них особо значимыми являются: низкая степень доступности инфраструктуры вузов, недостаток специальных материально-технических средств сопровождения процесса обучения, социокуль-
турные и психологические барьеры, затрудняющие интеграцию студентов с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, не имеющих ограничений по здоровью [7, с. 75]. Главные направления и особенности приспособления таких обучающихся к учебному процессу требуют применения средств для оптимальной адаптации. Это означает не только внедрение нормативных стандартов по созданию безбарьерной среды, но и формирование образовательно-реабилитационной среды со специальными учебными программами и методическим обеспечением для студентов с ВОЗ. Важным является социально-психологический компонент, который связан с применением социальных технологий и психологическое консультирование.
Н. В. Гашенина исследовала перспективы развития системы профессиональной реабилитации и устройство молодых инвалидов на работу [8]. Автором была рассмотрена возможность использования механизмов рыночного саморегулирования в системе профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, а также предложены перспективные направления совершенствования модели создания специальных условий труда для лиц с ОВЗ. Для этого необходимо активно привлекать к участию некоммерческие организации и работодателей, а также расширять экономические стимулы для коммерческих предприятий, трудоустраивающих инвалидов.
Вторую группу исследований можно условно назвать детерминирующей, поскольку в задачи исследований входит поиск причинно-следственных связей, основных действующих условий и влияющих факторов.
Е. Ш. Курбангалеева, Д. В. Веретенников исследовали социологический аспект доступности высшего профессионального образования для молодых инвалидов и лиц с ОВЗ [9]. Сотрудники АНО «НИЦ «Особое мнение» (г. Москва) провели комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, охвативший треть государственных вузов РФ (165 вузов в 51 регионе). Авторы изучили деятельность вузов, предоставляющих услуги высшего образования, используя включенное наблюдение в отношении студентов-инвалидов и их родителей, выступающих в роли потребителей этих услуг. В результате были определены основные блоки проблем на пути получения молодыми инвалидами и лицами с ОВЗ высшего образования на этапах профориентации, поступления в вуз, непосредственно обучения и дальнейшего трудоустройства. Авторы отмечают, что существуют социальные барьеры, среди которых: законодательное ограничение «один вуз - одна специальность» для поступления инвалидов по квоте; проблемы оформления документов, необходимых для поступления в вуз; недостаточная обеспеченность вузов элементами доступной среды и специальными техническими средствами.
Г. А. Резник, М. А. Курдова исследовали развитие инклюзивного образования в российских вузах по материалам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ в сентябре-ноябре 2015 г., наличия условий для получения высшего образования инвалидами [10]. По данным Рос-стата в 2015-2016 учебном году, наибольшее количество лиц с инвалидностью поступали на такие направления подготовки и специальности, как «Лечебное дело», «Юриспруденция», «Экономика» и «Менеджмент». Лица с ОВЗ сосредоточены более всего в вузах в Центральном и Приволжском фе-
деральных округах (35,3 и 15 % соответственно), наименьшее - в Уральском (6 %), Дальневосточном (2,5 %) и Крымском округе (0,3 %).
Проблемы внедрения инклюзивного образования в российской высшей школе были исследованы такими авторами, как О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева, Т. Н. Дегтярева. По результатам был сделан вывод, что реформы, проводимые в образовании, препятствуют обучению по инклюзивной форме. Такая форма обучения возможна только в том случае, если ее целью станет профессиональное самоопределение, опирающееся на развитие идеи равенства возможностей личности в процессе профессиональной реализации [11, с. 61-67].
Исследуя проблемы трудоустройства инвалидов в современном российском обществе, А. А. Моцарь делает акцент на расчете материального обеспечения лиц с ОВЗ, а также выяснении причин снижения уровня заинтересованности инвалидов в поиске работы и возможных путей решения данной проблемы [12].
А. С. Шарф, Д. О. Ожегов исследовали особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях крупного промышленного города. Анализируется проблема реализации трудового потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья. По материалам социологического исследования дана характеристика инвалида как субъекта трудоустройства, определены основные особенности поиска работы среди инвалидов г. Екатеринбурга и предлагается классификация стратегий трудоустройства инвалидов [13, с. 146-150].
Третья группа целей исследования - систематизирующие - определяет попытки выделить основные тенденции не только в получении профессионального образования, но и в последующем трудоустройстве молодых инвалидов и лиц с ОВЗ.
Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова исследовали социологический аспект кадровой работы с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах г. Москвы [14, с. 18-25]. На основе интервью с сотрудниками отделов трудоустройства вузов и ссузов г. Москвы проанализированы современные тенденции организации работы с выпускниками с ОВЗ. Качественные данные подкреплены результатами опроса молодых людей с ОВЗ, проводимого Московским государственным психолого-педагогическим университетом (ГБОУ ВПО МГППУ) в рамках мониторинга трудоустройства. Представленное исследование является на данный момент единственным в тематике и будет полезно для социологов, педагогов, сотрудников организаций профессионального образования, работающих с этой категорией студентов.
Используя вышеперечисленные материалы, можно составить методологический инструментарий исследования, который включает следующие составные части.
Для определения предмета проанализируем содержание статей и региональных программ. Основные группы материалов посвящены:
а) получению профессионального образования;
б) трудоустройству и занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Признаки классификации собранных материалов - интеграция инвалидов в российское общество на примере московского мегаполиса [15]; инклю-
зивное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ (в качестве канала социальной мобильности и способа приобретения такого социального статуса, необходимым признаком которого является профессиональное образование); трудоустройство и трудовая деятельность инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе их включения в социальные отношения с окружающим социумом. Можно согласиться с В. А. Петросяном в том, что конструирование инвалидности возможно представить в социально-историческом контексте как комплексный процесс, основанный, с одной стороны, на субъективной оценке инвалидами (и лицами с ОВЗ) своего статуса в обществе и, с другой стороны, на отношении общества к этим людям как к определенной социальной группе. Выделение отношения и моделей поведения к лицам с ОВЗ позволит выявить изменчивость таких признаков в социально-историческом контексте и определить, как происходит оформление социальных взаимодействий с этой группой в социально-институциональные нормы.
Следующим важным пунктом в разработке инструментария социологического исследования является операционализация основных понятий, составляющих предмет исследования. Основным предметом исследований, как можно видеть из приведенного обзора, является интеграция инвалидов и лиц с ОВЗ в социум, в общественные отношения, в социальную структуру общества. Интегрирование в социум по сути представляется как сложный социальный процесс, состоящий из таких частей, как вступление в социальные отношения с окружающим социумом и социальная деятельность индивидов и лиц с ОВЗ в рамках этих отношений. В зависимости от целей исследования в опубликованных работах анализируются по содержанию основные составные части этого процесса: 1) профессиональное образование с помощью инклюзивного и других доступных методов обучения, которое составляет основу для приобретения в дальнейшем социального статуса; 2) трудоустройство и начало трудовой деятельности как закрепление в приобретенном статусе и основа для социальной мобильности (горизонтальной, вертикальной восходящей), возможной в дальнейшем.
Структура интегрирования индивидов в социум включает такие составные части: инклюзивное обучение, трудоустройство, социальная реабилитация и социальная адаптация. Все составные части представляют смену социальных состояний, социальных статусов индивидов, их социальные взаимодействия.
Результатом и одновременно средством совершения таких социальных действий для инвалидов и лиц с ОВЗ становятся выбор и реализация их социальных стратегий.
Структурная операционализация включает две группы социальных фактов. Во-первых, это факты материальные - поступление в учебное учреждение профессионального образования, окончание, возможности работать по полученной специальности; спрос на рынке труда на рабочую силу из числа молодых инвалидов и лиц с ОВЗ, но с соответствующими уровнями профессионального образования; доходы и стаж работы.
Во-вторых, это факты сознания (общественного и личного): отношение работодателей, общественное мнение о возможностях инвалидов и лиц с ОВЗ; их собственные намерения и оценки своих возможностей социальной деятельности в социуме.
Факторная операционализация включает также две группы основных факторов. Объективные факторы - социальная политика по отношению к инвалидам и к лицам с ОВЗ в регионе (возможности их обучения, трудоустройства, условия и оплата трудовой деятельности, социальной реабилитации и адаптации ко всем окружающим условиям). Субъективные факторы - это доверие к окружающим, отношения с ними.
Показатели и индикаторы определяются в результате операционализа-ции основных понятий. В соответствии с этой операционализацией выделяются две основные и одна дополнительная группа показателей и индикаторов. Первая группа - назовем ее структурной - это статистические показатели поступления молодых инвалидов и лиц с ОВЗ, их профессионального обучения и окончания учебных заведений профессионального образования, а также последующего трудоустройства и трудовой деятельности по сферам и отраслям экономики с применением методов исследования статистических материалов (сравнение статистических показателей, поиск тенденций по графическому представлению результатов, вычисление процентных соотношений). Вторая группа - факторная - предполагает введение показателей и индикаторов для исследования общественного мнения о деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, о профессиональных намерениях и оценке возможностей достижения социального статуса со стороны самих инвалидов и лиц с ОВЗ, для чего используются в основном анкетные опросы и полуформализованные, а также фокусированные интервью. Кроме того, требуется исследование документов (региональных и федеральных законодательных и нормативных актов, социальных программ, направленных на социальную реабилитацию инвалидов и лиц с ОВЗ) методом контент-анализа. И для оценки эффективности социальной политики в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе необходима экспертная оценка со стороны руководителей в системах муниципального управления, профессионального образования, социальной защиты в регионе. Третья группа показателей - личностные (пол, возраст, образование и др.) - включается отдельным блоком в анкетный опрос инвалидов и лиц с ОВЗ.
Предполагаемые результаты можно разделить на две группы. Первая группа выделяется по тому, какой теоретический вклад это исследование вносит в развитие теорий социальной структуры и стратификации. На наш взгляд, формирование жизненных социальных стратегий инвалидов и лиц с ОВЗ возможно на основе конструирования социальной или повседневной реальности, возможной при объективной помощи со стороны социума, но при субъективной мотивации самих индивидов и их стремлении к определенному социальному статусу. Вторая группа исследований дает практические результаты. Это составление и обоснование региональных программ реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, практические рекомендации, направленные на прием управленческих решений в этой же сфере.
Итак, на основе обзора приведенных исследований обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в социологическом аспекте можно сделать следующие выводы. Названная система включает инклюзивное профессиональное образование, трудоустройство и последующую деятельность выпускников с полученным профессиональным образованием. Правила и образцы
поведения регулируются принятыми юридическими и нормативными документами (например, Федеральный закон РФ «Закон об образовании» и др.).
Инклюзивное образование включено в социальный институт образования, представляет его определенную форму со своими институциональными признаками. Социальное значение инклюзивного образования состоит в том, что это образование представляет «канал» для социальной мобильности и для обретения будущего социального статуса, одним из признаков которого является профессиональное образование.
В методологии исследований эффективным будет применение социокультурного подхода. В этом плане необходимо изучить, каким образом и в какую сторону меняется отношение к инвалидам и лицам с ОВЗ в общественном сознании. Отношение к ним - составная (социально-психологическая) часть их социальной адаптации и включения в общественные отношения с социумом.
Практически во всех российских регионах существуют программы обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ. Но при этом реализация этих программ зависит от социально-экономических различий между регионами. Поэтому социальные программы реабилитации и социальной адаптации должны составляться на основе предварительного исследования названных проблем в своем регионе, с учетом возможностей регулирования социальных процессов в нем и с учетом особенностей социальной стратификации регионального социума.
В современном обществе (в том числе и в российском) сложилась система социальной реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, которая приобретает институциональные признаки и выполняет уже институциональные функции на основе социальных потребностей в таких функциях.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в сфере профессионального образования существуют барьеры, которые препятствуют молодым людям с ОВЗ получить высшее профессиональное образование. Отсутствие доступной среды как в образовании, так и во многих других сферах общества препятствует успешной социальной адаптации молодых инвалидов в социум. Наиболее остро это проявляется в системе профессионального образования и на рынке труда. Исходя из этого, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке труда за счет получения дополнительного образования и профессии, востребованной в современных условиях.
В связи с этим необходимо социальное партнерство со стороны работодателей, системы профессионального образования и разработчиков управленческих решений на региональном уровне.
Библиографический список
1. Бикбулатова, А. А. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях / А. А. Бикбулатова, А. А. Солда-тов, М. В. Невская // Вестник Уфимского государственного университета экономики и сервиса. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. - 2015. -№ 3 (13). - С. 36-40.
2. Печенкин, В. В. Проблемы образования в представлениях инвалидов / В. В. Пе-ченкин, Д. В. Зайцев // Социологические исследования. - 2008. - № 3. - С. 92-97.
3. Аржаных, Е. В. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 35-42.
4. Пономарева, Г. Т. Инклюзивное образование в России / Г. Т. Пономарева // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2 (8). - С. 59-62.
5. Дегтярева, В. В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе / В. В. Дегтярева // Философия образования. - 2014. - № 3 (54). - С. 162-173.
6. Дегтярева, Т. Н. Инклюзивное профессиональное образование человека с ограниченным возможностями здоровья: социально-философский аспект / Т. Н. Дегтярева // Философия образования. - 2014. - № 3. - С. 173-183.
7. Крухмалев, А. Е. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья / А. Е. Крухмалев, Е. В. Воеводина // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 72-79.
8. Гашеиииа, Н. В. Перспективы модернизации системы профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов / Н. В. Гашенина // Среднерусский вестник общественных наук. Сер.: Экономика и управление. - 2011. - № 3. -С. 145-149.
9. Курбангалеева, Е. Ш. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Е. Ш. Курбангалеева, Д. В. Веретенников // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 1. - С. 168-180.
10. Резник, Г. А. Развитие инклюзивного образования в вузах России / Г. А. Резник, М. А. Курдова // Экономика и социум. - 2016. - № 11 (30).
11. Зиневич, О. В. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева, Т. Н. Дегтярева // Власть. -2016. - № 5. - С. 61-67.
12. Моцарь, А. А. Обеспечение занятости инвалидов / А. А. Моцарь // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 83-86.
13. Шарф, А. С. Особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях крупного промышленного города / А. С. Шарф, Д. А. Ожегов // Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 16-17 февраля 2016 г.). - Екатеринбург : УрФУ, 2016. - С. 144-150.
14. Аржаных, Е. В. Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы / Е. В. Аржаных, О. А. Гур-кина, А. М. Терехова // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2016. - № 1 (21). - С. 18-25.
15. Петросян, В. А. Интеграция инвалидов в российское общество : дис. ... д-ра соц. наук : 22.00.04 / Петросян В. А. - М., 2011. - 345 с.
References
1. Bikbulatova A. A., Soldatov A. A., Nevskaya M. V. Vestnik Ufmskogo gosudarstven-nogo universiteta ekonomiki i servisa. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Ser.: Ekonomi-ka [Bulletin of Ufa State University of economics and services. Science, education, economics: economics]. 2015, no. 3 (13), pp. 36-40.
2. Pechenkin V. V., Zaytsev D. V. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2008, no. 3, pp. 92-97.
3. Arzhanykh E. V., Gurkina O. A., Terekhova A. M. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2014, no. 10, pp. 35-42.
4. Ponomareva G. T. Pedagogika vysshey shkoly [Higher school pedagogy]. 2017, no. 2 (8), pp. 59-62.
5. Degtyareva V. V. Filosofiya obrazovaniya [The philosophy of education]. 2014, no. 3 (54), pp. 162-173.
6. Degtyareva T. N. Filosofiya obrazovaniya [The philosophy of education]. 2014, no. 3, pp. 173-183.
7. Krukhmalev A. E., Voevodina E. V. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. 2012, no. 12, pp. 72-79.
8. Gashenina N. V. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. Ser.: Ekonomika i upravlenie [Central Russian bulletin of social sciences: economics and management]. 2011, no. 3, pp. 145-149.
9. Kurbangaleeva E. Sh., Veretennikov D. V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2017, vol. 22, no. 1, pp. 168-180.
10. Reznik G. A., Kurdova M. A. Ekonomika i sotsium [Economics and society]. 2016, no. 11 (30).
11. Zinevich O. V., Degtyareva V. V., Degtyareva T. N. Vlast' [Authority]. 2016, no. 5, pp. 61-67.
12. Motsar' A. A. Molodoy uchenyy [Younf scientist]. 2016, no. 6, pp. 83-86.
13. Sharf A. S., Ozhegov D. A. Mediko-sotsial'nye ipsikhologicheskie aspekty bezopasnosti promyshlennykh aglomeratsiy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 16-17 fevralya 2016 g.) [Medical and social and psychological aspects of the safety of industrial agglomerations: proceedings of International scientific and practical conference (Ekaterinburg, 16-17 of February, 2016]. Ekaterinburg: UrFU, 2016, pp. 144-150.
14. Arzhanykh E. V., Gurkina O. A., Terekhova A. M. Professional'noe obrazovanie v Ros-sii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2016, no. 1 (21), pp. 18-25.
15. Petrosyan V. A. Integratsiya invalidov v rossiyskoe obshchestvo: dis. d-ra sots. nauk: 22.00.04 [Integration of people with disabilities into Russian society: dissertation to apply for the degree of the doctor of sociological sciences: 22.00.04]. Moscow, 2011, 345 p.
Кошарная Галина Борисовна
доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Найденова Людмила Ивановна доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Корж Наталья Владимировна кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Kosharnaya Galina Borisovna Doctor of sociological sciences, professor, department of sociology and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Naydenova Lyudmila Ivanovna Doctor of sociological sciences, professor, department of sociology and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Korzh Natal'ya Vladimirovna Candidate of sociological sciences, senior lecturer, department of sociology and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Данилова Елена Александровна кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Danilova Elena Aleksandrovna Candidate of sociological sciences, associate professor, department of sociology and management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 376.2+376.3 Кошарная, Г. Б.
Методологические аспекты исследования интегрирования в социум молодых инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья /
Г. Б. Кошарная, Л. И. Найденова, Н. В. Корж, Е. А. Данилова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. - № 2 (46). - С. 86-97. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-2-11.