Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕГО ЦЕНТРА ОБСЛУЖИВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕГО ЦЕНТРА ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ВХОЖДЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко В.А., Девятова Н.С.

В статье рассматриваются анализ системы адаптации молодых специалистов, актуальные проблемы адаптации молодых специалистов. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы адаптации в Восточно-Сибирском региональном общем центре обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефименко В.А., Девятова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF PERSONNEL ADAPTATION IN THE CONTEXT OF EAST-SIBERIAN REGIONAL SHARED SERVICE CENTER

The article deals with the analysis of the system of adaptation of young specialists, actual problems of adaptation of young specialists. Development of complex of measures on improvement of system of adaptation in the East-Siberian regional shared service center.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕГО ЦЕНТРА ОБСЛУЖИВАНИЯ»

6.Кафидов В.В. Управление персоналом / В.В. Кафидов - СПб.: Питер, 2009. - 296с.

7.Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента/ Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных -М.: Изд. ОЛЬИС, 2000 - 402с.

УДК 796.8

Ефименко В.А. студент магистратуры 2 курс факультет «Менеджмент, логистика и таможенное дело» Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения

Россия, г. Иркутск Девятова Н.С., кандидат экономический наук, доцент доцент кафедры «Экономики и государственного управления» Байкальский Государственный Университет

Россия, г. Иркутск СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕГО ЦЕНТРА ОБСЛУЖИВАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются анализ системы адаптации молодых специалистов, актуальные проблемы адаптации молодых специалистов. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы адаптации в Восточно-Сибирском региональном общем центре обслуживания.

Ключевые слова: адаптация, совершенствование системы адаптации, профессиональные навыки, вхождение в коллектив.

Efimenko V. A. student

2 course, faculty "Management, logistics and customs" Irkutsk State University Of Railway Engineering

Russia, Irkutsk

Devyatova N.. candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of Department "Economics and public management"

Baikal State University Russia, Irkutsk

IMPROVING THE SYSTEM OF PERSONNEL ADAPTATION IN THE CONTEXT OF EAST-SIBERIAN REGIONAL SHARED SERVICE

CENTER

Abstract: The article deals with the analysis of the system of adaptation of young specialists, actual problems of adaptation of young specialists. Development of complex of measures on improvement of system of adaptation in the East-Siberian regional shared service center.

Key words: adaptation, perfection of system of adaptation, skills, joining the team.

Подбор нового сотрудника является длительным и дорогостоящим процессом. Еще до выхода нового работника на рабочее место организация тратит на него средства, и она заинтересована в том, чтобы этот человек работал, а не ушел из компании через несколько недель.

Процесс адаптации сложный. Он требует определенных усилий и специальных программ. Объективному восприятию равновесия положительного и отрицательного препятствуют чувство отчужденности в новом коллективе и негативные впечатления первых дней работы в компании. В каждой организации на каждом рабочем месте есть свои нюансы. Новичка нельзя предоставлять самого себе. Главной задачей руководителя должна стать помощь новому сотруднику войти в трудовой ритм работы через процедуру адаптации.

Впервые термин «адаптация» возник в рамках биологических наук, ввел данное понятие в научный оборот немецкий физиолог Г. Ауберт в 1865 году, оно означало приспособление различных живых организмов или систем к воздействиям окружающей среды. В дальнейшем проблему адаптации рассматривали и исследовали такие учёные в области биологии как Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвин, И. И. Шмальгаузен, М. Сеченов, И. П. Павлов. Рядом других исследователей предлагаются понятия адаптация в социальном контексте: Т. Парсон рассматривает адаптацию как усвоение социальных ролей, П. Делор — как форму защитного приспособления личности к социальным требованиям, Г. Селье — как способ выхода из стрессовой ситуации. Адаптация в контексте управления персоналом среди российских авторов рассматривается Д. А. Ашировым, Т. Ю. Базаровым, В. Р. Весниным, А. П. Егоршиным, А. Я. Кибановым, Т. О. Соломанидиной, С. В. Ивановой. В их трудах можно выделить две точки зрения на адаптацию персонала. Во-первых, адаптация воспринимается как процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды, а во-вторых, как составляющая развития персонала. Из числа зарубежных ученых оригинальной является позиция Э. Шейна, в которой процесс адаптации связывается с необходимостью освоения корпоративной культуры компании, принятия новых норм. Как упоминалось выше, адаптацию как направление в кадровой политике не стоит связывать лишь с периодом найма сотрудника, можно выделить значимые обстоятельства, при которых механизмы адаптации следует применять на протяжении всего времени работы того или иного работника.

Целью данной статьи является совершенствование системы адаптации персонала в Восточно-Сибирском региональном общем центре обслуживания.

Таким образом, объектом исследования является Восточно-Сибирский региональный общий центр обслуживания - структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиала ОАО «РЖД».

Предмет исследования - процесс адаптации молодых сотрудников Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- анализ деятельности Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания;

- анализ системы адаптации молодых специалистов;

- формулировка актуальных проблем адаптации молодых специалистов;

- разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы адаптации в Восточно-Сибирском региональном общем центре обслуживания.

Практическая часть построена на данных исследований и экспертных опросов сотрудников, анализе документации предприятия по адаптации персонала.

Для проведения исследования системы адаптации персонала, была составлена анкета, которая содержит 5 вопросов. Вопросы направлены на установление проблем в области адаптации персонала работающих в данной организации и их вхождение в новые профессиональные условия труда.

Общая численность опрашиваемых составило 130 человек, которые впервые пришли работать в В-Сиб ОЦОР, на рисунке 1 представлены данные.

Проведенное исследование позволяет создать более четкую картину о ходе взаимодействия работника и организации, об их взаимном приспособлении, основу которого составляет постепенное вхождение работников в новые профессиональные условия труда, а также выявить основные проблемы в области адаптации персонала, что может быть полезным для индивидуальной работы с персоналом.

100 80 60 40 20 0

87%

43%

18-55

Мужчины Женщины

Рисунок 1 - Половозрастная диаграмма

Нами было проведено исследование в рамках, которого было выявлено следующее, что основной проблемой в данной организации является для опрошенных, это профессиональные обязанности, вхождение в коллектив и

отсутствие системы адаптации. Графически ответы рассмотрим на рисунке 2.

□ профессиональные обязанности

□ вхождение в коллектив

□ условия труда

□ отсутсвия системы аддаптации, обучения

Рисунок 2 - В первый период возникшие трудности в работе

Практически большинство работников, прибывших на работу, считают, что причиной этого может служить отсутствие системы адаптации. В результате этого, вновь нанятый персонал нуждается в помощи коллег. Результаты опроса по данной проблеме приведены ниже на рисунке 3.

Рисунок 3 - Продолжительность помощи коллег новому сотруднику

Как видно из представленных данных персоналу приходится самому восстанавливать знания, полученные в ходе обучения, приобретать навыки в данной области работы, а ведь это влияет на скорость приобретения профессиональных навыков, результаты которых рассмотрим на рисунке 4.

Рисунок 5 - Продолжительность приобретения профессиональных

навыков

Как выяснилось, причиной длительного периода приобретения профессиональных навыков, стало незнание молодыми специалистами программы ЕКАСУТР (Единая корпоративная система управления трудовыми ресурсами ОАО «РЖД»). Им был задан вопрос «знали ли новые сотрудники, что такое ЕКАСУТР на момент устройства в данную организацию», на что 21 человек ответили, нет, не знаю, где-то слышали - 6 чел., знают - 3 человека. Далее рассмотрим результаты опроса на рисунке 6.

По результатам опроса на вопрос как долго продолжается освоение на новом рабочем месте программы ЕКАСУТР 6 человек ответили - до одного месяца, 9 человек - до двух месяцев, 15 человек - до 3 месяцев. Графически результаты представлены на рисунке 7.

□ до 1 мес

□ до 2 мес

□ до 3 мес

□ больше 3 мес

Рисунок 7 - Период освоения молодым специалистом программы ЕКАСУТР

Также респонденты отметили, что совместная, организованная работа кадровых служб по адаптации, обучению и переобучению с момента поступления на работу, существенно помогла бы ускорить процесс адаптации персонала на предприятии.

Из вышесказанного можно подвести итог, что основной проблемой является недостаточный уровень подготовленности молодого специалиста. А заключается это в том, что как выше уже говорилось, приходя на работу, новичок даже не имеет представление о такой программе как ЕКАСУТР, а освоение этой программы в основном составляет до 3-х месяцев и больше.

Также в данной организации разработана программа адаптации молодых специалистов. Программа адаптации новых сотрудников направлена на обеспечение наиболее быстрого вхождения в должность, уменьшение дискомфорта и количества возможных ошибок, связанных с началом работы в компании, формирование позитивного образа организации, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.

Разработаем мероприятия для эффективного освоения программы, которые сведем в таблицу 1.

_Таблица 1 - Мероприятия для быстрого освоения программы

Мероприятия Срок Ответственный

Первый этап - вводный режим

Введение. Знакомство с программой ЕКАСУТР, включается на компьютере молодому специалисту видеофильм, где наглядно демонстрируется работа с документами - первая неделя Наставник

Второй этап - обучающий режим

Сотрудник в обучающем режиме учится работать с документами, но, если возникают трудности выходит подсказка со следующими поэтапными шагами. Так же под контролем наставника сотруднику дают выполнять - следующие две неделе Наставник

определенные задания в программе

Третий этап - практическая работа

После того как сотрудник не много ознакомился с программой, его направляют в ИВЦ для более детального изучения, где с ним будет работать специалист 1,5 месяца Инструктор

Четвертый этап - заключительный этап

Молодые специалисты проходят тест по итогам изучения ЕКАСУТР - по истечению испытательного срока Специалист по управлению персоналом

Далее, на основе анализа изложенных мероприятий построим диаграмму Ганта, которая показана в таблице 2.

__Таблица 2 - Диаграмма Ганта

Мероприятия Сроки выполнения задач

Первая неделя Следующие 2 недели 1,5 месяца По истечению испытательного срока

Первый этап - Вводный режим г

Второй этап - Обучающий режим 1'

Третий этап -Практическая работа г ^

1 1 1 1

Четвертый этап -Заключительный этап

III 1

Это может эффективно способствовать и значительно сократить период адаптации молодых специалистов.

Рассмотрим эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию системы адаптации в Восточно-Сибирском региональном общем центре обслуживания.

Имеющиеся прогнозные оценки, анализ деятельности организации в области адаптации показывает, что в течение рабочего дня новый работник несет потери в пределах 12% рабочего времени. Период приспособления работника к новым профессиональным и организационно - экономическим условиям труда колеблется от одного до трех месяцев. Эффективность мероприятий данной группы проявляется в условном высвобождении численности и снижении себестоимости за счет экономии по фонду заработной платы.

Рассчитаем экономический эффект совершенствования системы адаптации персонала, если численность вновь принятого персонала составляет 30 человек, период адаптации - 91 день; потери рабочего времени в период адаптации составляют - 12 %; среднегодовая заработная плата

одного работника - 516 000 руб., эффективный фонд рабочего времени - 225 дней. Расчеты сведем в таблицу 3.

Таблица 3 - Расчет затрат на внедрение предложенной программы по _адаптации персонала

Экономия времени адаптации нового сотрудника Условное высвобождение численности Снижение себестоимости за счет экономии по фонду заработной платы

Эвр = (ПА X Чад.р. X ПВ) / 100 А Ч = Эвр / Дэ А Сз.п. 3 ср.год. х А Чх К нач

Эвр. = 91 x 30 х0,12= 327,6 дн. ДЧ = 327,6 / 225 = 1,45 чел. АС = 516 000 х 1,45 х1,з= 972 660 руб.

Таким образом, текущий экономический эффект составит 972 660 руб.

Проведенный расчет экономического эффекта показал, что внедрение предложенной программы по адаптации персонала позволит сократить период включения новичка в производственную сферу, а также повысить его производительность в течение первых трех месяцев работы.

Также проведем расчет затрат на адаптацию и обучение выпускников вузов, который представим в таблице 4.

Таблица 4 - Расходы на адаптацию и обучение выпускников

Наименование Время, (недели) Количество часов в неделю, час. Почасовая оплата, руб. Итого, руб.

Наставник 12 15 60 10 800

Затраты на обучение 4 100 18 000

Адаптационные процессы 4 100 400

Итого 29 200

Как видно из таблицы 4 общая сумма затрат на выпускников университетов, которые пришли на предприятие составляет 29 тысяч 200 рублей. Далее рассчитаем эффективность мероприятий связанных с адаптацией новых сотрудников, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Эффективность мероприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на обучение и адаптацию сотрудников Эффективность мероприятий (Эф) Срок окупаемости мероприятий (Т)

876 000 111,034%. 0,9 года или 10,8 мес.

Проведенные в организации исследования показали необходимость и целесообразность совершенствования системы адаптации новых сотрудников.

На предприятиях, где проводится грамотная адаптация персонала, сотрудники быстро и качественно осваивают свои профессиональные обязанности, легко находят взаимопонимание с коллективом, не снижается стремление к качественному и добросовестному выполнению своих обязанностей. Это в несколько раз повышает продуктивность работы во всех

подразделениях предприятия. Кроме этого на предприятии уменьшается текучесть кадров, экономятся средства и время на введение в должность нового сотрудника.

Каким бы дорогим не был поиск сотрудника, следующий этап - это его адаптация. Отсутствие системы адаптации персонала на предприятии сводит на нет все ранее предпринятые усилия.

Проведенное исследование В-Сиб ОЦОР показало, что процесс адаптации является необходимым и важным элементом при работе с персоналом. От показателей эффективности адаптации зависит отношение к организации, удовлетворенность человека трудом, а также безболезненное вхождение в коллектив. Необходимо изучать эту проблему, выявлять факторы взаимовлияния, так же необходимо сделать акцент на более детальную практическую подготовку выпускников, чтобы приходя на работу, они уже имели представление о предстоящих нюансах в данной отрасли.

Использованные источники:

1.Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: /В.В. Авдеев. Учеб. пособие - М.: ФиС, 2009. - 265с.

2.Адаптация персонала http://center-yf.ru/data/Kadroviku/Adaptatiya-personala.php

3.Адаптация персонала http://hr-ru.com/2010/10/adaptaciya-personala-v-organizaciyax

4.Егоршин А.П. Основы управления персоналом: /А.П. Егоршин. Учебное пособие для вузов - М.: Инфра-М, 2006. - 352 с.

5.Зарубежный опыт в сфере адаптации персонала http://www.refmanagement.ru/ritem-7278-7.html

6.Кафидов В.В. Управление персоналом / В.В. Кафидов - СПб.: Питер, 2009. - 296с.

7.Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента/ Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных -М.: Изд. ОЛЬИС, 2000 - 402с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.