Научная статья на тему 'Совершенствование рыночной инфраструктуры -объективное условие развития экономики региона'

Совершенствование рыночной инфраструктуры -объективное условие развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БИРЖИ ТРУДА / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК / INFRASTRUCTURE MARKET / FOOD MARKET / SPECIALIZED LABOR EXCHANGES / SECURITIES MARKETS / INVESTMENT BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Айшат Гамзатовна

На современном этапе развития экономики Республики Дагестан, целью разработки механизма развития рыночной инфраструктуры в регионе является создание такой инфраструктуры, которая позволит ускорить развитие рынка республики, обеспечит быстрое прохождение продукции от производителя к потребителю. В статье раскрываются основные рекомендации по совершенствованию инфраструктуры рынка труда, объективная необходимость решения проблем становления инфраструктуры товарного рынка, а также значимость развития инфраструктуры финансового рынка для становления фондовогорынка врегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MARKET INFRASTRUCTURE, THE OBJECTIVE CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

At the present stage of economic development of the Republic of Dagestan, the purpose of establishing a framework for the development of market infrastructure in the region is to create an infrastructure that will accelerate the market development of the republic, will ensure quick passage of goods from producer to consumer. The article describes the major recommendations for improving the infrastructure of the labor market, the objective of becoming the need to address the infrastructure of the commodity market, as well as the importance of developing financial market infrastructure for the development of the stock market in the region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование рыночной инфраструктуры -объективное условие развития экономики региона»

ГАДЖИЕВА А.Г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ -ОБЪЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

На современном этапе развития экономики Республики Дагестан, целью разработки механизма развития рыночной инфраструктуры в регионе является создание такой инфраструктуры, которая позволит ускорить развитие рынка республики, обеспечит быстрое прохождение продукции от производителя к потребителю. В статье раскрываются основные рекомендации по совершенствованию инфраструктуры рынка труда, объективная необходимость решения проблем становления инфраструктуры товарного рынка, а также значимость развития инфраструктуры финансового рынка для становления фондовогорынка врегионе.

GADJIEVA А.а

IMPROVEMENT OF MARKET INFRASTRUCTURE, THE OBJECTIVE CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

At the present stage of economic development of the Republic of Dagestan, the purpose of establishing a framework for the development of market infrastructure in the region is to create an infrastructure that will accelerate the market development of the republic, will ensure quick passage of goods from producer to consumer. The article describes the major recommendations for improving the infrastructure of the labor market, the objective of becoming the need to address the infrastructure of the commodity market, as well as the importance of developing financial market infrastructure for the development of the stock market in the region.

Ключевые слова: инфраструктура рынка, продовольственный рынок, специализированные биржи труда, рынок ценных бумаг, инвестиционный банк.

Keywords: infrastructure market, food market, specialized labor exchanges, securities markets, the investment bank

Состояние рыночной инфраструктуры Республики Дагестан позволяет сделать вывод о низкой ее результативности и необходимости ее модернизации. Действующие элементы инфраструктуры функционируют обособленно, не взаимодействуют, что является следствием несистемного подхода к формированию и развитию инфраструктуры рынка.

В связи с существующими проблемами (отсутствие товарной биржи; системы оптового обслуживания; и др.) основные цели развития инфраструктуры товарного рынка должны исходить из следующих направлений:

❖ совершенствование организации товародвижения между субъектами РФ и ближнего зарубежья;

❖ формирование цен на товары с тенденцией к их снижению;

❖ формирование крупных оптовых структур;

❖ создание инфраструктурного механизма, способствующего стимулированию производства товара.

Достижение поставленных целей в области развития инфраструктуры рынка товаров невозможно без решения таких задач, как:

1. Проведение маркетинговых исследований с целью определения конкурентоспособности продукции товаропроизводителей.

2. Развитие существующих, атакже создание новых инфраструктурных объектов торговли.

3. Систематизация существующей нормативно-правовой базы.

4. Наличие специализированного контроля при осуществлении проектов по созданию и /или реконструкции элементов инфраструктуры товарного рынка.

С учетом решения вышеуказанных задач инфраструктура позволит установить тесное взаимодействие ее элементов, поможет товаропроизводителям достигнуть повышения эффективности производства, улучшить уровень жизни населения.

Проблему становления оптового звена на продовольственном рынке возможно решить путем создания оптово-закупочных баз в наиболее крупных районах республики (см. рис.1.). Реализация данного проекта будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в сфере производства и розничной продажи товаров.

Рис.1 Механизм функционирования ОЗБ.

Обслуживание потребительского рынка зависит от совершенствования розничной торговли, что подразумевает открытие торговых домов, магазинов шаговой доступности. Так, в развитых странах 90% розничной торговли охвачено торговыми сетями (супермаркеты, гипермаркеты и др.). Торговые дома упрощают схему движения товара. Они больше приспособлены к ведению операций с потребительскими товарами (одеждой, обувью, техникой, элек-

троникой), к сожалению, в республике тенденция открытия торговых домов сохраняется только в столице республики, нежели в других ее районах. Отсутствие торговых домов в республике компенсируется наличием розничных рынков, не отвечающих надлежащим требованиям их функционирования, решение данной проблемы, исходит из решения таких задач, как:

❖ преобразование розничных рынков в торговые комплексы;

❖ предоставление необходимых торговых площадей, которые должны быть учтены в планах развития территорий;

❖ переход на магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны быть предназначены для реализации сельхозпродукции.

Преобразование рынков в торговые комплексы сформирует эффективный канал распределения товара.

Проблема равномерного размещения предприятий розничной торговли по республике стоит очень остро, оснащенность магазинами с большим ассортиментом наблюдается в центральной части города или района в местах массовых транспортных развязок, тогда как в мировой практике наблюдается расположение торговых объектов вблизи крупных транспортных магистралей на выездах из города. В связи с данной проблемой целесообразно четко и детально разработать план распределения земельных площадей под торговые объекты, данные проекты должны разрабатываться, учитывая развитие транспортной сети.

Государственное регулирование инфраструктуры товарного рынка прежде всего подразумевает совершенствование его законодательной и нор -мативно-правовой базы. Существующая на сегодняшний день законодательная и нормативно - правовая база характеризуются многочисленными постановлениями и законами, перечень которых усложняет, а порой, даже ставит серьезные преграды для развития рынка товаров в республике. Отсутствие централизованного общественного контроля не только сохраняет, но и усиливает коррупцию и теневую экономику. Необходима четкая систематизация существующих законов, а также их доработка, учитывая интересы общества.

Одной из важных целей региональной политики на долгосрочную перспективу - это развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда. В силу социальной значимости эффективного функционирования рынка труда, его инфраструктура нуждается в активном регулировании. Создание действенной системы регулирования инфраструктуры рынка труда выступает и как одна из задач проводимых реформ в стране. Повышение эффективности инфраструктуры рынка труда республики это, прежде всего, активная государственная политика в сфере занятости. Главным приоритетом здесь должно выступать рациональное использование трудового потенциала республики.

Основными задачами регулирования рынка труда в республике выступают :

❖ поддержание соответствия спроса и предложения рабочей силы;

❖ формирование трудового потенциала, соответствующего требованиям экономики региона с учетом менталитета и социокультурных ценностей населения, обеспечение организаций необходимыми кадрами из различных источников;

❖ обеспечение занятости населения (обучение, переобучение, трудоустройство высвобождаемых работников и незанятых граждан);

❖ обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получивших современное профессиональное образование.

Из проведенного анализа вытекает, что состояние инфраструктуры рынка труда в республике не отвечает современным требованиям и крайне важны коренные изменения в данной системе.

Препятствием, снижающим точность прогноза трудоустройства, является отсутствие краткосрочного и долгосрочного прогноза динамики спроса на профессии и требований работодателей. Необходим переход на новые информационные методы повышения эффективности рынка труда. Проведение комплексного мониторинга состояния рынка труда в Республике Дагестан и формирование баланса трудовых ресурсов, выявление фактического состояния позволит дать оценку и дальнейшее прогнозирование развития рынка труда. Рынок труда характеризуется высокой подвижностью, поэтому возникает необходимость регулярного его мониторинга, предоставляемая информации Росстатом не достаточна для соотношения спроса и предложения по конкретным специальностям.

Государственная служба занятости - это мощный аппарат регулирования ситуации на рынке труда. Именно он должен выступать звеном, регулирующим рынок труда.

В настоящее время существует множество проблем, мешающих функционированию центров занятости населения, главными из которых являются: перегруженность персонала службы занятости, отсутствие стимула работы из-за невысокой заработной платы и др.

Увеличение численности штата работников, а также повышение заработной платы работникам центров, несомненно, будет способствовать развитию данного звена.

Обеспечение эффективной занятости населения подразумевает не только трудоустройство безработных, но и переквалификацию. В республике давно назрела необходимость создания действующей системы подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям с учетом потребностей экономики.

Сотрудничество с государственным университетом, а также другими государственными институтами республики и центром занятости по поводу направления безработных граждан на переквалификацию с учетом востребованных профессий позволит решить эту проблему. Сотрудничество может строиться на основе договоров и государственных контрактов, по которым учебное заведение осуществляет переподготовку, повышение квалификации безработных граждан по направлению центра занятости.

Биржи труда часто отождествляют со службами занятости, между ними есть схожесть, но есть и различия. В развитых странах аналогом государственного центра занятости выступают биржи труда. Существуют государственные и негосударственные биржи.

В таких странах как США, Канада, Германия и др. сформированы специальные биржи труда, в их функции входят только консультация и трудоустройство.

Создание специализированных бирж труда в республике позволит взять на себя часть работы центров занятости, тем самым уменьшить их перегруженность .

Инфраструктура финансового рынка республики характеризуется присутствием таких проблем, как: неразвитость рынка ценных бумаг, регионального страхового рынка, проблемы распределения банковских услуг и др. Наличие этих и других проблем «тормозит» использование всех инструментов финансового рынка для привлечения инвестиций в экономику региона.

Данная ситуация свидетельствует о не развитости инфраструктуры финансового рынка республики, или об ее «отсутствии», что позволяет судить о преобладании в данной структуре банковского сектора, сконцентрированного в основном в столице республики.

Главными задачами, требующими решения инфраструктуры финансового рынка Республики Дагестан, являются:

❖ создание комитета по развитию инфраструктуры финансового рынка;

❖ развитие территориального распределения банковских услуг;

❖ развитие институтов рынка ценных бумаг;

❖ создание условий для развития региональной банковской системы;

❖ становление регионального страхового рынка.

Решение каждой поставленной задачи требует реализации комплекса мер, которые нацелены на стимулирование и расширение данной системы, что позволит финансовому рынку функционировать в полной мере.

Для создания стимула развития того или иного сектора экономики большую роль играют институциональные преобразования, что выступает наиболее эффективнее рыночных методов. Поддержка региональных властей выступает важной составляющей в целях создания инструментов и методов, непосредственно оказывающих стимулы к развитию разных категорий инфраструктурных институтов в зависимости от их необходимости на текущий момент.

Учитывая важность инфраструктуры финансового рынка, а также ее необходимость для развития финансового рынка республики, назрела необходимость создания специализированного органа, комитета, совета (название не имеет значения) развития инфраструктуры финансового рынка Республики Дагестан, в функции которого будет входить разработка комплекса мер по развитию региональной инфраструктуры финансового рынка.

Региональная банковская система является кровеносной системой региональной экономики, от функционирования и развития которой зависит

развитие экономики региона в целом. Опыт развития банковской системы страны показывает, что в ее структуре преобладают малые банки. На сегодняшний день дальнейшее существование региональных банков, их способность конкурировать с крупными банками стоит под угрозой. С января 2012 года минимальный размер банковского капитала составляет 180 млн. руб., а через пять лет Минфин обещает поднять планку до 1 млрд. Таким образом, на региональной банковской системе можно поставить «крест».

Многие исследователи видят перспективу развития региональной банковской системы в присоединении или слиянии нескольких банков, на наш взгляд, данное направление является проблемным из-за не схожести интересов руководителей банков, но если планка размера уставного капитала будет расти, то данный вариант является единственным решением.

Региональным банкам необходимо разработать бизнес-стратегии на основе анализа спроса на банковские продукты в регионе. Четкая позиция региональных банков позволит занять нишу на региональных рынках банковских услуг. В республике наиболее востребованными банковскими услугами выступают: потребительское кредитование, ипотека и кредитование малого и среднего бизнеса.

Несомненно, для развития региональных банков необходимо не только разработать и занять свое место на рынке, но и принятие мер как со стороны государства, так и стратегии развития самих банков, направленные на увеличение капитализации и повышение надежности.

Приоритетным направлением может выступить оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов малого и среднего бизнеса.

Развитие региональной банковской системы должно быть взаимоувязано с наиболее развивающимися секторами экономки, в данном случае это поддержка малого бизнеса, в связи с этим необходимо разработать нормативно-правовые акты, упрощающие доступ малых предприятий к банковским продуктам.

На наш взгляд, банки, уставной капитал которых не достигает предусмотренного в законе уровня, не должны ликвидироваться. Необходимо ввести щадящие требования для региональных банков.

Для развития региональных банков необходимо увеличение их филиальной сети по районам республики. Несомненно, создание и обслуживание филиальной сети в районах связано с высокими издержками, но сосредоточение почти всего банковского сектора в столице республики чревато дефицитом предложений и реального предоставления банковских услуг в районах и селах.

Решение данной проблемы нам видится в дистанционном банковском обслуживании (ДБО), т.е. осуществлении банковских операций и сделок для клиентов кредитных организаций с использованием телекоммуникационных систем. Одним из таких видов обслуживания является интернет - банкинг.

Обслуживание через интернет предоставляют многие российские банки: «Альфа-Банк», «Банк Москвы», «Элипс - банк» и др. Рынок систем ин-

тернет-банкинга в России также продолжает расти, не уступая по функциональности системам западных банков. В 2010 году число пользователей систем интернет-банкинга достигло 7 млн. человек.

Применение подобной практики позволит региональным банкам расширить свой круг клиентов, а также решить проблему с дефицитом предоставления банковских услуг в районах и селах республики.

Развитие рынка ценных бумаг является приоритетной задачей не только для республики, но и для страны в целом. Совершенствование инфраструктуры финансового рынка в первую очередь подразумевает создание той учетно-расчетной системы (регистраторов, депозитариев и т.д.), при функционировании которой инвестор более или менее будет уверен за риски, связанные с ненадежностью вложений и т.д.

Для развития рынка ценных бумаг в республике необходимо решить следующие задачи:

❖ создание учетно-расчетной системы, отвечающей всем нормам фондового рынка;

❖ формирование благоприятной среды взаимодействия участников фондового рынка;

❖ минимизация рисков участников рынка ценных бумаг;

❖ ужесточение мер за нарушение нормативно-правовой базы.

Для стимулирования развития рынка ценных бумаг в республике необходимо становление институтов, непосредственно осуществляющих все операции, связанные с ценными бумагами. Подобным институтом должен выступить инвестиционный банк первого типа (деятельность которого заключается исключительно в торговле и размещении ценных бумаг) в республике.

Эффективно функционирующий страховой рынок выступает одним из факторов полноценного развития экономики не только страны, но и ее регионов, Республика Дагестан не исключение. Присутствие в республике не только малых, средних, но и крупных предприятий требует создания надежной системы страхования.

Анализ страхового рынка республики показал, что страхование в данном регионе не выступает инструментом финансовой защиты хозяйствующих субъектов. Данный рынок в республике только на стадии становления, о чем свидетельствует мизерный процент добровольного страхования. Главной задачей, требующей внимания, от решения которой во многом зависит дальнейшее развитие страхового рынка - это недоверие населения к нему. В развитых странах отсутствует необходимость убеждения страхования, стереотип, присущий не только Дагестану, но и всей стране, ставит преграды для развития этого рынка.

В регионе осуществляют свою деятельность исключительно филиалы, в основном Московских страховых компаний. До введения в силу закона о повышении размера уставного капитала собственные компании были практически во всех субъектах РФ. Присутствие на рынке собственных компаний имеет множество плюсов: приток средств в экономику региона, владение особенностями регионального рынка, психологией местного населения и др.

Государственное регулирование страхового рынка имеет огромное значение. Государственное регулирование подразумевает разработку программ, планов развития страхования. На наш взгляд, как для региональных банков, так и для региональных страховых компаний необходима разработка щадящих мер для их функционирования. Без разработки подобных мер о развитии регионального страхового рынка не может быть и речи. Решение данной проблемы подразумевает разработку программы развития и становления страхового рынка в республике.

_Литература_

1. Дохолян C.B., Юнусова П.С., Ибаев Р.К., Исхаков Ф.Р., Продовольственный рынок региона: теория и практика. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2010.

2. Махдиева Ю.М. Перспективы развития страхового рынка Республики Дагестан. //Финансы и кредит. Издательский дом «Финансы и кредит», №12, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.