Научная статья на тему 'Рыночная инфраструктура: основные компоненты, условия формирования и развития'

Рыночная инфраструктура: основные компоненты, условия формирования и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7590
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ТОВАРОВ / РЫНОК УСЛУГ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / РЫНОК ТРУДА / ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / MARKET INFRASTRUCTURE / MARKET GOODS / FINANCIAL MARKET / LABOR MARKET / A MARKET-BASED INFRASTRUCTURE / CONSUMER SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Айшат Гамзатовна

В переходный период рыночных преобразований происходит формирование специальных учреждений, необходимых для налаженной работы рынка, каковыми выступают элементы рыночной инфраструктуры. В статье рассматривается функционирование данных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET INFRASTRUCTURE: KEY COMPONENTS, THE CONDITIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

During the transition period of market reforms is the formation of specialized units required for an established market work, what are the elements of market infrastructure. In the article the notion of «market infrastructure» and its formation during the transition period of market reforms. Also provides a clear systematization of elements of market infrastructure.

Текст научной работы на тему «Рыночная инфраструктура: основные компоненты, условия формирования и развития»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

ГАДЖИЕВА А.Г.

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

В переходный период рыночных преобразований происходит формирование специальных учреждений, необходимых для налаженной работы рынка, каковыми выступают элементы рыночной инфраструктуры. В статье рассматривается функционирование данных элементов.

GADZШEVA А.а

MARKET INFRASTRUCTURE: KEY COMPONENTS, THE CONDITIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

During the transition period of market reforms is the formation of specialized units required for an established market work, what are the elements of market infrastructure. In the article the notion of «market infrastructure» and its formation during the transition period of market reforms. Also provides a clear systematiza-tion of elements of market infrastructure.

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, рынок товаров, рынок услуг, финансовый рынок, рынок труда, элементы рыночной инфраструктуры.

Keywords: market infrastructure, market goods, consumer services, financial market, labor market, a market-based infrastructure.

Создать эффективно действующую экономику можно лишь с помощью результативной инфраструктуры, обеспечивающей комплексное и длительное взаимодействие между субъектами рынка. От эффективного функционирования и развития инфраструктуры зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Инфраструктура - часть рынка, следовательно, она объективно необходима для становления, стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечения процесса товародвижения, удовлетворения потребностей общества.

Одной из особенностей современного этапа формирования современной рыночной системы страны является повышение роли инфраструктуры и обострение проблемы ее дальнейшего развития и совершенствования.

Первопричиной появления и выделения инфраструктуры как самостоятельной сферы экономики стало общественное разделение труда. На основе методологии исследования генезиса экономических систем в развитии инфраструктуры можно выделить следующие этапы:

❖ формирование предпосылок возникновения сферы услуг на основе частного и единичного разделения труда;

❖ зарождение и становление инфраструктуры по мере усиления взаимосвязей между различными субъектами рыночного хозяйства и возникновение недостающих элементов в этой системе;

Социально-экономические предпосылки возникновения инфраструктуры обусловлены развитием товарного производства. По мере развития рынка, расширения границ товарно-денежных отношений формировались потребности и появлялись возможности возникновения новых видов деятельности. Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности, или, другими словами, размерами рынка.

В современных условиях происходит возникновение новых элементов инфраструктуры, расширение функций инфраструктуры, в том числе и на территориальном уровне, что влечет за собой усложнение инфраструктурного компонента экономики. В результате трансформируются как общая схема функционирования инфраструктуры, так и ее значение в обеспечении создания условий существования и развития соответствующих видов экономической деятельности и институтов рынка.

Рыночная инфраструктура-совокупность объектов отраслей, направленных на бесперебойное функционирование рыночного механизма. К ней относятся: оптовая и розничная торговая сеть, товарные биржи, сырьевые биржи, биржа труда, аудиторские компании, кредитная система и коммерческие банки, таможенная система, консалтинговые компании, аукционы, ярмарки, коммерческо-выставочные комплексы [1, с.104]. Важную роль в рыночной инфраструктуре играют посредники. Ведь рынок - это место сотрудничества двух основных субъектов: производителя и потребителя.

В период рыночных преобразований в нашей стране большое внимание уделялось рыночной инфраструктуре, поскольку ее создание является одним из условий перехода к рынку. В экономической теории рыночная инфраструктура рассматривается как один из самых важных факторов формирования современного рыночного хозяйства наряду с мировым хозяйством и государственным регулированием. Связь между формированием рыночной экономики и рыночной инфраструктурой обусловила ее трактовку в этот период именно как «комплекс отраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производства к потребителю» [2].

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики, ей отводилась второстепенная роль. В централизованной системе продукт распределялся независимо от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. Рыночная инфраструктура значительно облегчает и упрощает оборот товаров, услуг, природных ресурсов, денег и ценных бумаг, дает возможность рационально распределять и использовать трудовые ресурсы, оптимальное разме-

щение и использование капитала, создает более безопасные условия для рыночных учреждений.

При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственные связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Формирование институтов рыночной инфраструктуры в переходной экономике имело свои особенности.

Во-первых, многие из них образовались заново, на «пустом месте», так как в плановой экономике не было товарных, фондовых и валютных бирж.

Во-вторых, в связи с этим, образование их происходило в количествах, не адекватных потребностям рынка.

В-третьих, первоначально не все институты выполняли свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырьевым и продовольственным товарам. Первые российские биржи, возникшие сразу в огромном количестве, занимались торговлей любыми товарами.

В-четвертых, образование названных институтов проходило подчас без надлежащей правовой основы, что затрудняло их функционирование и порождал множество злоупотреблений.

В-пятых, особо следует сказать о существенном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д. [3, с.595].

По нашему мнению, необходимо учесть, что при плановой экономике рынок регулировался государством, следовательно, оно не было заинтересовано в развитии рынка как такового, что и обусловило становление рыночной инфраструктуры с «нуля».

Для раскрытия понятия рыночной инфраструктуры необходимо рассмотреть ее функции. Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

❖ облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

❖ повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

❖ организует оформление рыночных отношений;

❖ облегчает юридический и экономический контроль [4.с.76].

Помимо этих функций выделяют такие функции как: распределительная, коммуникационная и регулирующая. Под распределительной функцией рыночной инфраструктуры понимается ее способность обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и регионам. Коммуникационная функция есть не что иное, как организация эквивалентного обмена продуктами труда, будь то товары, услуги, информация. Восстановление и поддержание сбалансированности спроса

и предложения на разнообразных рынках обеспечивается за счет регулирующей функции рыночной инфраструктуры.

Каждому рынку соответствует определенная рыночная инфраструктура, так как на каждом рынке присутствуют посредники между рынком и потребителем, а совокупность этих посредников составляют элементы рыночной инфраструктуры.

Степень развития рынка труда оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Рынок труда - очень важный и сложный элемент рыночной экономики. Именно через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости и оплаты труда. Инфраструктура рынка труда включает в себя государственные учреждения содействия занятости, кадровые службы предприятий и организаций, коммерческие и некоммерческие биржи труда, агентства по подбору персонала, которые занимаются вопросами профориентации, повышения квалификации, подготовкой и переподготовкой, а также трудоустройством незанятых граждан, их социальной защитой и поддержкой. Кроме мероприятий по переподготовке и трудоустройству безработных, биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы по отдельным специальностям.

Рынок товаров и услуг является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рынков. Под рынком товаров и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей и продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течении определенного периода и предназначенных для конечного использования [5.с.410]. Для взаимодействия производителя и потребителя недостаточно количество массы товара и спроса на него, необходимы отрасли, которые обеспечивают процессы обмена между ними, в качестве которых выступает инфраструктура рынка товаров и услуг: предприятия оптовой торговли, предприятия розничной торговли, товарные биржи, рекламные агентства.

❖ ярмарка представляет собой сезонный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров.

Роль ярмарок в системе рынка сводится к функциям, которые они выполняют.

Торговые ярмарки-выставки выполняют следующие функции:

> создают предпосылки для так называемых «случайных» встреч;

> обеспечивают непосредственность общения;

> экономят драгоценное время покупателей и продавцов;

> представляют товары в их естественном виде;

> предоставляют покупателю возможность сравнить однородную продукцию в отношении коммерческих условий ее продажи, качества, цены и т.д. [6];

❖ аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за предлагаемый товар. На аукционе происходит публичная продажа, и товар достается покупателю, назначившему самую большую цену. На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства (качество, внешний вид, вкус и т.д.);

❖ биржа - это место заключения сделки или продажи, где можно получить информацию о крупных продажах и текущей цене. Биржа не является местом непосредственной купли или продаж, здесь договариваются о торговых сделках, оформляют контракты. В функциях биржи отражается деятельность, которая присуща только ей самой.

Основными функциями биржи являются:

> организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов;

> разработка биржевых контрактов;

> биржевой арбитраж, или разрешение споров, возникающих по заключенным биржевым сделкам в ходе биржевых торгов. Данная функция биржи имеет очень большое значение, с одной стороны, как мера выявления торговцев, которые пытаются действовать путем обмана, мошенничества и т.п. На товарных биржах распространены сделки с обязательствами поставки товаров в будущем, так называемые фьючерсные сделки. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку.

На рынке товаров необходимо совершенствование оптового обслуживания и создание специализированной системы продажи товара между регионами.

Рынок инноваций - это научные, технические, социально-экономические и другие новшества, включая открытия, изобретения, рационализаторские предложения и другие продукты интеллектуального труда.

Рынок инноваций находится на стадии становления в России. По нашему мнению, к элементу рыночной инфраструктуры, относящемуся к этому рынку можно причислить посреднические фирмы которые занимаются предоставлением услуг по оформлению и реализации патентов и других прав интеллектуальной собственности.

В современной рыночной инфраструктуре особое место уделяется финансовому рынку. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг.

Фондовые биржи представляют собой организацию для осуществления купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам. Фондовая биржа - не-

коммерческая организация, она не преследует цели получения собственной прибыли, основана на самоокупаемости и поэтому не выплачивает доходов от своей деятельности. Фондовая биржа не относится к институциональным инвесторам, не выпускает ценных бумаг за исключением собственных акций, и не занимается инвестиционной деятельностью. Доходы биржи должны полностью направляться на покрытие ее расходов, связанных с расширением и совершенствованием деятельности. К источникам формирования доходов фондовых бирж относятся:

> продажа собственных акций, дающих право на вступление в члены биржи и осуществление на ней операций с ценными бумагами;

> взносы членов биржи;

> биржевые сборы со сделок, совершаемых на бирже;

> другие доходы от деятельности.

Банковский сектор играет важную роль в развитии рыночных отношений, здесь следует сделать акцент на развитие коммерческих банков.

❖ Банковская система - привлекает временно свободные капиталы и средства населения, ведет операции с ценными бумагами, денежные расчеты и платежи, выдает ссуды, осуществляет дисконт-бизнес, представляет гарантии, ведет клиринговые, лизинговые, факторинговые операции [7. с.26].

Субъекты инфраструктуры кредитно-финансовой сферы весьма многообразны: факторинговые компании, венчурные фонды и т.д.

❖ Страхование - система мер по созданию страхового денежного фонда, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также выплачиваются иные денежные суммы в связи с наступлениями определенных событий.

Страхование существует в добровольной или обязательной формах, которые осуществляются в силу закона. Посредническая деятельность проводится страховыми брокерами, которые действуют на основании поручений страхователя либо страховщика.

В настоящее время рынок услуг приобрел масштабный характер. К элементам рыночной инфраструктуры, относящимся к рынку услуг, относятся следующие структуры:

❖ аудит - это независимая вневедомственная проверка финансовой и иной хозяйственной отчетности предприятия, налоговых деклараций и других требований экономических субъектов. Основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности во всех существенных аспектах финансовой отчетности;

❖ консалтинговые компании. Здесь работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких спе-

циалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности; ❖ рекламные агентства. Реклама - это публично распространяемая в любой форме информация о юридических и физических лицах, товарах, услугах, идеях, начинаниях. Она выполняет ознакомительную, напоминающую, убеждающую, разъяснительную, стимулирующую функции. Конечной целью рекламы является создание особой атмосферы благожелательности со стороны потенциальных потребителей, заинтересованное выделение определенных предприятий, организаций, товаров, услуг из похожих или аналогичных. Помимо рассмотренных нами элементов рыночной инфраструктуры, к ней относят налоговую систему и таможню, что, на наш взгляд, является спорным, так как к рыночной инфраструктуре относятся только те элементы, которые выступают посредниками между рынком и потребителями, а данные элементы являются органами, контролирующими рынок.

_Литература_

1. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства // Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2006.

2. Каренов P.C. Терминология рыночной экономики и бизнеса // Монография. - Алматы, 1994.

3. Камаев В.Д., Абрамова М.А. Экономическая теория. - М.: Владос, 2002.

4. Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: Юнити-Дана, 2008.

5. Видяпин В.И., Добрынина А.И. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2003.

6. Дохолян С.Б., Овсянникова Т.С Основы маркетинга. Часть 1 - e-college.ru

7. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - М.: Питер, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.