Научная статья на тему 'Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан'

Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан»

Гаджиева Айшат Гамзатовна

Ст. лаборант-исследователь Институт

социально-экономических исследований ДНЦ РАН, Г. Махачкала

[email protected]

Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан

Аннотация: В статье анализируется нынешнее состояние рыночной инфраструктуры Республики Дагестан, также выделяются проблемы ее функционирования и становления

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, фондовый рынок, банковский сектор, рынок труда, рынок услуг

Инфраструктура финансового рынка в стране в основном представлена фондовыми биржами, которые в свою очередь расположены в крупнейших городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов и др.). Организацией внебиржевой торговли в РФ в соответствии с лицензией занимается Российская Торговая Система. В России только на 5 биржах осуществляются торги ценными бумагами: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ); Российская торговая система (РТС); Уральская региональная валютная биржа (УРВБ); Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ); Фондовая биржа Санкт-Петербург (ФБ СП). Наиболее крупными из них являются ММВБ и РТС.

В регионах рынок ценных бумаг не развит, число профессиональных участников рынка ценных бумаг по ЮФО 22, тогда как по СКФО всего 9. Наибольшее число наблюдается в Республике Дагестан 4 из них только одна организация имеет лицензию по управлению ценными бумагами, с каждым годом численность участников уменьшается в связи с нарушением предписаний лицензии. Хотя данные показатели свидетельствуют о лидирующем положении РД по СКФО, то сравнивая с другими регионами, например с Ростовской областью где количество участников рынка ценных бумаг составляет 12, то наша республика заметно отстает.

Отсутствие надлежащей инфраструктуры (фондовых бирж, депозитарного центра и других посреднических организаций) влечет за собой неразвитость фондового рынка. Главным условием создания инфраструктуры фондового рынка является размер уставных капиталов коммерческих организаций, который должен превышать 500 млн. руб.

Региональные рынки ценных бумаг наиболее развиты в регионах, где созданы и функционируют фондовые биржи. Они, помимо выполнения своих основных функций, играют огромную просветительскую роль в части рынка ценных бумаг. Фондовый рынок в республике только на стадии становления.

В 2007г. в форме некоммерческого партнерства был запущен Дагестанский фондовый центр. Данная организация представляет всем желающим возможность выхода на российские биржи (ММВБ, РТС и др.) с целью купли - продажи ценных бумаг, эмиссии и размещения их при необходимости на биржевых площадках страны и мира. [1]

Можно выделить следующие проблемы РЦБ в республике: слабая активность инвесторов в регионе; малое число профессиональных участников РЦБ; неликвидность корпоративных ценных бумаг в регионе. Несомненно, на развитие рынка ценных бумаг влияет не только отсутствие сопутствующей инфраструктуры (фондовых бирж и т.д.) и инвестиций, но и «цепи», сопровождающих организаций в которой, значимую роль играют коммерческие банки. В Российской Федерации зарегистрировано на 2010г. 1058 кредитных организаций из них 522 в Москве, т.е. 50% из общего числа кредитных организаций сосредоточены в столице в результате в стране основная масса ресурсов концентрируется на уровне федерального центра все меньше их оказывается у субъектов. Экономический рост страны зависит от развития экономик регионов, а для этого необходимо развитие региональной банковской системы.

Республика Дагестан занимает первое место в СКФО и ЮФО по количеству кредит-

ных организаций (32) и 3 место по числу филиалов в субъекте после Ростовской области и Краснодарского края. (см. табл.1). Но их количество не характеризует их качество, сравнивая данные по привлеченным средствам кредитными организациями по СКФО Республика Дагестан отстает от Ставропольского края в 5 раз это не смотря на то что, она опережает по количеству кредитных организаций в 3-4 раза. Важной проблемой на сегодняшний день является недокапитализа-ция кредитных организаций. В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельно-

торый является его частью.

Сравнивая показатели по количеству страховых компаний за 2009-2010гг. по ЮФО и СКФО наблюдается тенденция сокращения их числа, исключая лишь несколько республик.

Самый большой процент сокращения страховых компаний коснулся Республики Дагестан (по сравнению с 2009г. на 26%), а прирост в Республике Ингушетии (на 29%). Несмотря на сокращение страховых компаний по их количеству, Дагестан занимает второе место по СКФО после Ставропольского края. Доминирующее положение на рынке страховых услуг занимают личное, имущественное и обязательное медицинское страхование.

Главной причиной снижения количества страховых компаний является отзыв лицензий в связи с введенным законом до 1 июля 2007 года страховые компании должны были увеличить размер уставного капитала до 60 млн.рублей для страхования жизни и до 30 млн. рублей для других видов страхования. Несмотря на сокращение страховых

сти» [2] минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. В Республике Дагестан количество кредитных организаций с уставным капиталом свыше 150 млн. руб. зарегистрированы только 4 организации из 32 действующих. [3.с.283].

Исследуя рыночную инфраструктуру финансового рынка следует также рассмотреть проблемы страхового рынка в Дагестане ко-

компаний в Республике сохраняется прирост выплат по всем видам страхования (0,8%). Высокие темпы роста обусловлены в основном за счет увеличения премий по ОМС.

Доминирующее положение на рынке страховых услуг занимают личное, имущественное и обязательное медицинское страхование. Услуги личного и обязательного медицинского страхования в республике монополизированы.

Препятствием на пути развития страхования в нашей республике являются: низкий уровень платежеспособности спроса, недоверие населения к страховым компаниям, низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей, неразвитость рыночных механизмов формирования, поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги.

Следует отметить значимость оптово-розничной сети как главного элемента в инфраструктуре товарного рынка (товарные рынки, торговые дома, оптовые организации и т.д.). На сегодняшний день в Республике Дагестан наиболее развит товарный рынок,

Таблица 1

Численность кредитных организаций по субъектам СКФО в 2010 г.

Субъекты РФ Число кредитных организаций Число филиалов в субъекте Вклады юридических и физических лиц, привлеченные кредитными организациями (млн. руб.)

Республика Дагестан 32 76 14398,9

Республика Ингушетия 2 5 2237,8

Карачаево-Черкесия 5 4 4251,8

Кабардино-Балкария 7 13 10737,6

Ставропольский край 8 60 78450,2

Северная Осетия - Алания 6 11 12597,7

Чеченская республика - 4 2896

[email protected]

38

нежели другие рынки. Но с развитием инфраструктуры складывается менее благоприятная ситуация.

На территории Республики Дагестан действуют предприятия розничной торговли, которые в свою очередь осуществляют и оптовую деятельность. Оптово-розничная торговая сеть является составной частью инфраструктуры товарного рынка, и ее развитие является важной задачей, которую необходимо решить.

Оптовый рынок - это инфраструктурная система, которая дает возможность государству регулировать цены, легализовать финансовые и товарные потоки. В республике на сегодняшний день нет специализированной системы оптового обслуживания, которая контролируется, а существуют предприятия, которые включают оптовую и розничную торговлю. По данным Госкомстата не зафиксирован вывоз из региона в другие субъекты Российской федерации основных видов пищевых продуктов, а также непродовольственных потребительских товаров организациями - производителями и организациями оптовой торговли, что является не следствием отсутствия производимых товаров, а отсутствие развитой системы оптового обслуживания, в которой немалое значение играют товарные биржи представляющие собой, по сути механизм обеспечивающий регулярные поставки товаров от производителя к потребителю, в республике отсутствуют, тогда как по России количество товарно-фондовых бирж составляют 28. В 1994г. количество товарных бирж в Республике Дагестан составляло 3 и 2 фондовые, в 1995г. осталось 3 с численностью работников 13 человек, но и они к 1996г. прекратили свое существование. [4. с.305]

В розничную торговую сеть включаются не только торговые дома, но и рынки. При цивилизованной торговле приоритет должен превышать в пользу магазинной продажи товаров. Если в 1995г. оборот розничной торговли торгующих организаций в республике Дагестан составлял 22,4% то в 2009г. этот показатель составлял 59,1%. Но полностью отказываться от внемагазинной торговли тоже не следует в силу обусловленности рынка эволюцией самой торговли. Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РД уполномочен координировать и регулировать розничные рынки. [5] На 2009г. количество рынков (вещевые, смешанные, продовольственные рынки) составляет 88 из

них 17 сельскохозяйственных, 28 специализированных, 43 универсальных. Но при этом разрешение на право организации рынков имеют только 38, по существу, 50 рынков работают без разрешения.

Проблема не в малом или большем их количестве, а в организации их работы превращению их в цивилизованные рынки. Муниципальные образования должны более настойчиво подходить к вопросам упорядочения розничных рынков, ярмарок и стихийных рынков, дислоцированных на их территории.

Среди проблемы розничных рынков:

- недостаток складских помещений;

- необеспеченность большинства существующих в республике рынков условиями для нормального функционирования по энерго-, тепло- и водоснабжению;

- хранения и продажи товаров, не принимаются меры по противопожарной безопасности;

- не соблюдаются требуемые размеры санитарно-защитных зон;

- необорудованные санитарно-ветеринарные лаборатории.

Немалое значение имеет развитие ярмарок, так как проведенные выставки предоставляют широкие возможности для конструктивного сотрудничества власти и бизнеса, демонстрируется широкий перечень продукции и товаров для бюджетной сферы республики.

Работа по деятельности ярмарок осуществляется на основе постановления Правительства "О Порядке организации деятельности ярмарок на территории Республики Дагестан". Можно выделить проблемы функционирования ярмарок:

- ограниченное число их проведения;

- неоснащенные места проведения ярмарок;

- малая информированность населения.

Наряду с рынком товаров следует отметить связь с рынком услуг так, как именно рынок услуг играет роль проводника в процессе продвижения товара от производителя к потребителю. Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным постав-

щиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Так если в 90-х доля сферы услуг в ВВП составляла 35%, то сейчас она составляет 58% и с каждым годом увеличивается, но с другой стороны роль сферы услуг в экономике не так высока, тогда как в развитых странах ее доля составляет 65% и выше. В Республике Дагестан также наблюдается положительная динамика в развитии сферы услуг. Наибольшее развитие наблюдается в секторе рекламных услуг, СМИ и телекоммуникационных сетей, то данная сфера получила наибольшее развитие. Крупных рекламных компаний насчитывается около 10. Периодическая печать представлена более 50 журналами и газетами. Телекоммуникационные сети представлены в виде нескольких телекомпаний. Рекламная деятельность в области радиовещания представлена работой коммерческих служб региональных радиостанций. Имеют распространение в регионе консалтинговые компании, которые представлены в основном малыми аудиторскими и юридическими фирмами. В республике также не получили развитие крупные аудиторские фирмы которые могут предоставить одновременно три и более рабочие группы поскольку в штат входят не более 12 человек. В республике отсутствуют узкоспециализированные фирмы, занимающиеся только маркетинговыми исследованиями. [6.С.504]

Сфера инновационных услуг не получила должного развития не только в Республике Дагестан, но и по России в целом. Экономика России отличается низким уровнем инновационного развития. По данным Росстата доля высокотехнологичных отраслей промышленности в ВВП России составляет 10,5%. Крайне низкие внутренние затраты на исследования и разработки - около 1% ВВП. На долю России на мировом рынке наукоемкой продукции приходится менее 1%, а США 40%. Анализ расположения инновационной инфраструктуры по России показывает, что основная их масса расположена в Центральном округе, в два раза меньше - в СевероЗападном и Сибирском и практически на предпоследнем месте находится ЮФО, о СКФО вообще не приходится говорить. Одной из основных проблем требующих решения является создание и развитие экономических и технологических субъектов инфраструктуры - технопарков, технологических

бизнес-инкубаторов, инновационно-

технологических центров, отраслевых и инновационных лабораторий, центров коммерциализации и трансфера технологий и т.п.

По последним данным, обнародованным Роспатентом, в 2010 году Дагестан оказался в первой пятерке субъектов РФ, активно внедряющих инновации, - вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ивановской и Томской областями. Из 1661 заявки на изобретения по СКФО 1418 было подано из Дагестана. [7] Дагестан вошел в группу девяти регионов с самой высокой изобретательской активностью.

Хотя по инновационной активности Дагестан и занимает пятое место, по объемам вложенных в эту сферу инвестиций он находится на одном из последних мест.

Крайне неблагополучной является ситуация на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

По состоянию на 1 мая 2010 г. общее количество безработных граждан в СевероКавказском федеральном округе составляет 766,6 тыс. человек или 18 % численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации - 8,2 процента). Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 53 процента, Чеченской Республике - 42 процента и Республике Дагестан - 17,2 процента.

При этом уровень безработицы на селе значительно выше уровня безработицы среди городского населения. Более половины безработных составляет молодежь. Доля продолжительности безработицы в СевероКавказском федеральном округе превышает среднюю по Российской Федерации, так доля длительно безработных (более 1 года) составляет 27,7 процента (по Российской Федерации - 12,2 процента). [8]

Численность безработных в республике составляет 168 тыс. чел. Из них больше 50 % составляют лица имеющие среднее общее образование преобладает данный показатель и во всех регионах СКФО. Выпускники школ зачастую не имеют реальных представлений о рабочих профессиях, рабочих местах, условиях труда, профессиональных требованиях к данной профессии, реальной заработной плате и возможностях дальнейшего роста квалификации.

В последние годы, как отмечают в Министерстве труда и социального развития РД, положение на рынке труда в Дагестане ха-

[email protected]

40

рактеризуется довольно высоким уровнем зарегистрированной безработицы, отсутствием достаточного количества вакансий и свободных рабочих мест - на одну вакансию претендуют более 100 безработных граждан. А имеющиеся вакансии на 95 % заполняются за счет тех, кто состоит на учете в центрах занятости населения городов и районов республики.

Инфраструктура рынка труда со стороны государства представлена Министерством труда и социальной защиты населения Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке единой государственной политики в сфере труда, занятости и социальной защиты населения.[9] Основную работу по трудоустройству граждан ведет государственный центр занятости населения, который на сегодняшний день

включает 52 в муниципальных районах и городских округах. Негосударственные элементы инфраструктуры рынка труда (биржи труда) не получили должного развития и организованности их работы.

Главной проблемой, несомненно, является отсутствие рабочих мест для трудоспособного населения; повышение квалификации работников, наладить работу не только государственных центров занятости, но и создание негосударственных организаций по трудоустройству (биржи труда).

Литература:

1.ФЗ от 3 мая 2006 г. «О банках и банковской деятельности».

2. Дагестан в цифрах-2010 краткий статистический сборник - Махачкала 2010г.—С.56

3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 1996г. - Махачкала 1997г. -С.43.

4. Экономическая энциклопедия регионов России Абасова Х.У. Абдулаева З.З. - Москва 2009г.

5. Стратегия социально-экономического развития северо-кавказского федерального округа до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р.

Gadjieva A.G. PROBLEMS IN THE FUNCTIONING OF MARKET INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article examines the current state of the market infrastructure of the Republic of Dagestan, also highlighted the problems of its functioning and development. Keywords: market infrastructure, capital markets, banking, labor market, services market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.