Научная статья на тему 'Совершенствование ритмической структуры разбега прыгуний в длину массовых разрядов'

Совершенствование ритмической структуры разбега прыгуний в длину массовых разрядов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
459
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ / РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ЗВУКОЛИДИРОВАНИЕ / СТАНДАРТНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лопина Надежда Григорьевна, Скуренок Татьяна Владимировна, Лопин Михаил Дмитриевич

В статье представлены авторские методические приемы совершенствования ритмо-темповой структуры разбега прыгуний в длину массовых разрядов на основе реализации стандартной обучающей программы использования средств срочной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лопина Надежда Григорьевна, Скуренок Татьяна Владимировна, Лопин Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ритмической структуры разбега прыгуний в длину массовых разрядов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

УКД 796

Лопина Надежда Григорьевна

канд. пед. наук, доцент, г. Омск. РФ E-mail: lopina58@mail.ru Скуренок Татьяна Владимировна

г. Омск, РФ E-mail: tgribova24@mail.ru Лопин Михаил Дмитриевич студент ОмГУПС, г. Омск, РФ E-mail: l.o.p.i.n@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РАЗБЕГА ПРЫГУНИЙ

В ДЛИНУ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

Аннотация

В статье представлены авторские методические приемы совершенствования ритмо-темповой структуры разбега прыгуний в длину массовых разрядов на основе реализации стандартной обучающей программы использования средств срочной информации.

Ключевые слова

Прыжки в длину, ритмическая структура, звуколидирование, стандартная программа.

Актуальность исследования - ритм является важным условием эффективности трудовой и спортивной деятельности, что обеспечивается за счет положительного влияния ритмо-темповой организации на успешность выполнения спортивных упражнений. Это нашло свое подтверждение в работах, авторы которых указывают на то, что ритм движений имеет первостепенное значение для освоения двигательных действий [1,4].

Ряд исследователей отмечают, что ритм является показателем технического мастерства, при этом подчеркивается, что правильный ритм способствует улучшению спортивных результатов [2,3].

Ученые утверждают, что ритм движений является показателем, способствующим повышению мощности усилий в фазе толчка, показателем, способствующим координационной перестройке беговых шагов в заключительной части разбега [5].

Проблема исследования. Опыт подготовки прыгунов в длину третьего и второго разрядов показывает, что нет четких рекомендаций по формированию ритмической структуры разбега. Лишь некоторые специалисты, указывая на благотворное влияние ритмических упражнений на техническую подготовленность спортсменов массовых разрядов, отмечают, что при освоении ритмо-темповой структуры разбега в прыжках в длину необходимо учитывать особенности возраста и пола.

Цель исследования. Совершенствование методики обучения технике разбега в прыжках в длину с использование технических средств для формирования его рациональной ритмической структуры.

Объект исследования - процесс освоения прыгуньями в длину рациональной техникой разбега.

Предмет исследования - средства и методы формирования ритмо-темповой структурой разбега прыгуний в длину.

Гипотеза исследования. Предполагается, что применение программы формирования ритмической структуры разбега у прыгуний в длину второго спортивного разряда с использованием звуколидирования позволит в относительно короткий период времени освоить рациональную ритмическую структуру заключительной части разбега и повысить тем самым спортивный результат.

Задачи исследования: 1. Изучить теоретический материал по вопросам обучения ритмо-темповой структуры разбега в прыжках в длину;

2. Разработать программу формирования ритмо-темповой структуры разбега в прыжках в длину

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

прыгуний второго разряда;

3. Выявить эффективность предложенной программы формирования ритма заключительной части разбега.

Методы и результаты исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; инструментальные методы исследования (видеосьемка, электрохронометрирование, звуколидирование); педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики. В ходе анализа литературы выявлено, что спортсмены высокого класса в прыжках с короткого и среднего разбега показывают ритмическую структуру последних трех шагов прыжков с полного разбега. В то же время спортсмены массовых разрядов, не умея сочетать вертикальную и горизонтальную скорость в отталкивании, изменяют длину шагов за счет увеличения времени опоры, что ведет к снижению результата прыжка и его стабильности [5]. Данное мнение подтвердилось при проведении контрольного тестирования. Кроме того, сравнение результаты в прыжке в длину с разбега у испытуемой и мастеров спорта показало, что результаты у студентки хуже на 18,1 %. В то же время в прыжке в длину с места ее отставание от мастеров выражено меньше и составляет 15 %. Следовательно, скоростно-силовой потенциал испытуемой на 3,1% выше ее результатов в основном упражнении, поэтому есть необходимости повышения технической эффективности прыжка.

Техническую эффективность (ТЭ) прыжков в длину спортсменки мы рассчитывали по формуле : КТЭ

Pp 2Рм

Pp - результат прыжка в длину с разбега

Рм - результат прыжка в длину с места.

Разница в технической эффективности навыка прыжка у мастеров спорта и испытуемой составила 43%.

Принимая во внимание данный факт, при разработке программы освоения ритмической структуры разбега мы исходили из того, чтобы применяемые упражнения были просты и доступны и предусматривали решение следующих задач:

1. Формирование навыков и умений, необходимых при выполнении основных движений;

2. Развитие чувства времени, ритма и ориентации в пространстве.

3. Формирование осмысленного отношения к выполнению движений.

Нами рассматривался вопрос о продолжительности целенаправленного педагогического воздействия, при этом мы опирались на мнение ряда авторов [2,5] о том, что уже после 20-25 занятий, направленных на совершенствование элементов техники движений, можно получить положительный эффект воздействия программы.

Средства нами подразделялись на четыре группы:

В первую группу вошли упражнения избранного вида (пробегания по разбегу, пробегания с отталкиванием, прыжки с полного, среднего разбега и др.)

Во вторую группу вошли общеразвивающие упражнения. При выполнении, которых обращалось внимание на широкую амплитуду и свободу движений. Еженедельно вносились разнообразия в комплекс из 810 упражнений.

Третью группу представляли упражнения, направленные на развитие необходимых двигательных качеств прыгуньи (упражнения на овладение техникой движений, специальные упражнения, бег на скорость, выходы в шаге на 3, 5, 7 беговых шагов и другие)

Четвертая группа средств состояла из упражнений, направленных на формирование чувства ритма, ориентации в пространстве. Применялись те же упражнения, что и 1-3группах, но используя эти упражнения, мы применяли их в своей модификации. Например: десятикратный прыжок по отметкам или бег через набивные мячи. При выполнении упражнений соблюдались определенные условия (амплитуда, последовательность, число темп повторений, длительность и т. п.)

Структура и динамика тренировочных нагрузок в специальном мезоцикле соответствовала решению основных задач по дальнейшему повышению общефизической специальной и технической подготовленности. Использование основных тренировочных средств в процентном соотношении к годовому объему составило: бег в % силы - 12% от общего объема беговой нагрузки, бег с максимальной скоростью - 28%, прыжки в длину

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

с полного разбега - 26% от общего количества прыжков, прыжки с короткого и среднего уменьшилось до 16%. Таким образом, соотношение прыжков с полного и прыжков с короткого и среднего разбегов увеличилось в строну первого.

Занятия (с 1 по 6) по обучению ритму разбега начинались с создания предварительного фонда двигательных умений и навыков, свойственных основному упражнению. Это достигалось при помощи подготовительных упражнений (специально-беговые, прыжковые упражнения: одиночные или сериями, преодоление нескольких препятствий, выходы и т. п.). Упражнения содержали в себе элементы структуры и характер выполнения, которые присущи прыжку в длину с разбега.

Самоконтроль времени в разбеге, а так же длины шагов, запоминания, мышечных ощущений и сопоставления их с объективными показателями и с оценкой тренера, необходимы прежде всего для понимания, овладения чувством движения и управления своими движениями. в связи с этим с 6 по 11 занятия спортсменке предлагались упражнения, способствующие развитию умения различать временные интервалы. Сообщалось время выполнения последних 10 метров разбега. После двух-трех сообщений, спортсменка должна была сама определить это время, то же самое проводилось в различных моделированных условиях (с равномерным набеганием на планку, с пробеганием места отталкивания, с отталкиванием, с бегом по отметкам и т. д.) тем самым решалась задача сознательного переключения своего внимания на рациональность действия. Уже к середине мезоцикла прыгунья примерно на 85% правильно оценивала свои действия. Кроме того предусматривалось применение «звуковой стимуляции» (с 11 по 25). Испытуемой перед началом выполнения упражнений 1й группы предлагалось прослушать ритм разбега, записанного на плеер, во время выполнения задания, спортсменка слышала свой ритм. Такой подход давал возможность тренеру корректировать действия испытуемой сразу же после окончания выполнения движений. В результате использования данного методического приема занятия чередовались следующим образом: первое (оно же 11) - использовалось звуковое сопровождение, второе - первая половина упражнений на формирование ритмической структуры выполнялась со звуковым сопровождением, вторая половина - без (например: выполнение прыжков со среднего разбега 4 - со звуковой стимуляцией, 4 - без нее). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний

Показатели До эксперимента После эксперимента Абсолютный прирост Относительный прирост, %

Длина 5-го шага (Ъ), см. 175 ± 0,9 173 ± 0,7 -2 -1,1

Длина 4-го шага (к), см. 173 ± 1,2 179 ± 1,1 6 3,5

Длина 3-го шага (Ь), см. 186 ± 1,2 186 ± 1,0 0 0

Длина 2-го шага (Ь), см. 188 ± 1,1 192 ± 0,6 4 2,1

Длина 1-го шага (Ь), см. 189 ± 1,5 201 ± 1,7 12 6,3

Скорость последних 10 м. разбега m/c. 7,57 ± 0,06 7,93 ± 0,07 0,36 4,8

Бег на 10 м. с ходу, с. 1,29 ± 0,07 1,28 ± 0,07 - 0,01 - 0,1

Прыжок в длину с разбега, см. 516 ± 4,5 531 ± 2,3 15 2,9

Дифференцировка временных параметров, ошибка, %. 8,9 ± 2,1 7,2 ± 1,8 1,7 19,1

Дифференцировка пространственных параметров, ошибка, %. 4,60 ± 4,0 4,55 ± 3,8 0,05 1,1

Прыжок в длину с места, см. 238 242 4 1,7

Коэффициент технической эффективности 40 47 7 17

Анализ показателей ритмической структуры разбега после проведенного педагогического эксперимента свидетельствует о том, что в структуре движений произошли изменения. Было отмечено незначительное увеличение длины шагов по сравнению с исходными данными это связанно с координационной их перестройкой. Наблюдается тенденция увеличения шагов к предпоследнему, и незначительное уменьшение длины шага последнего перед отталкиванием.

Прыгунья при беге на последних 5 шагах перед отталкиванием сумела не только сохранить скорость, но

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

и увеличить ее к последнему шагу на 4, 6 %. По-видимому, данные изменения связаны с рациональной организацией движений на последних 5 шагах, что подтверждается полученными результатами в прыжках в длину с разбега, который увеличился на 15 см.

Выводы: 1. Для обучения ритму разбега прыгуний в длину предложена программа формирования рациональной ритмической структуры заключительной части разбега, включающая три этапа с использованием звукового лидирования.

2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что освоение и совершенствование оптимальной ритмо-темповой структуры заключительной части разбега повысило эффективность беговых движений прыгуньи по следующим показателям:

- времени пробегания последних пяти шагов разбега;

- длине последних пяти шагов разбега;

- скорости на последнем 10 метровом отрезке разбега;

- точного темпа бега;

- коэффициента технического мастерства

3. Выялена более высокая эффективность предлагаемой программы формирования ритма разбега прыгуний в длину второго разряда, проявляющаяся в сокращении сроков освоения рациональной структуры движений в разбеге по сравнению и общепринятой.

Список использованной литературы:

1. Ковальчук, Г. И. Отбор легкоатлетов- прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки / Г.И.Ковальчук Монография.- Омск: Изд-во СибГУФК, 2009.-220с.

2. Лопина, Н. Г. Основные методологические указания при воспитании координационных способностей /Н.Г.Лопина, Л.Т.Майорова .-Валеологическое образование: перспективы и пути совершенствования. Материалы научно-методической конференции 9-12 ноября 1999.-С.70.

3. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006.-№ 1.- С.45-50.

4. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов -прыгунов : монография / А. Л. Оганджанов.- М.: Книжный дом «Либроком», 2011.-200с.

5. Шульгатый, Л. П. Повышение эффективности движений в прыжках в длину на основе использования современных информационных технологий / Л. П. Шульгатый, В. Б. Шпитальный, Н. Г. Фомиченко // Теория и практика физической культуры.- 2006.-№ 6.- С. 40-42.

© Лопина Н.Г., Скуренок Т.В., Лопин М.Д., 2015

УДК 378

Маршалова Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Козлова Наталья Валерьевна, Сафронова Дарья Андреевна,

студенты гр.31205

ЗИМИТ КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, г.Зеленодольск, РФ

e-mail: marshalovai@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Аннотация

Представлен опыт формирования корпоративной культуры будущих специалистов в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.