Научная статья на тему 'Совершенствование регулирования демографической ситуации в России на территориях субъектов федераций и муниципальных образований'

Совершенствование регулирования демографической ситуации в России на территориях субъектов федераций и муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / DEMOGRAPHIC SITUATION / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DEMOGRAPHIC POLICY / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / DEMOGRAPHIC POTENTIAL / ЧИСЛЕННОСТЬ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / STRENGTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каргинова Е.В.

Статья посвящена насущным демографическим проблемам современного мира. На основе анализа демографической ситуации в современной России, показаны демографические проблемы. Говорится о внутренней миграции населения в регионах страны, вызванной распадом СССР и внешней миграции, в том числе и нелегальной. В заключении предложены пути улучшения и оздоровления демографической ситуации, на примере отдельно взятого региона Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование регулирования демографической ситуации в России на территориях субъектов федераций и муниципальных образований»

Каргинова Е.В. ©

Магистрант, кафедра экономики и управления, Московский финансово-юридический университет МФЮА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация

Статья посвящена насущным демографическим проблемам современного мира. На основе анализа демографической ситуации в современной России, показаны демографические проблемы. Говорится о внутренней миграции населения в регионах страны, вызванной распадом СССР и внешней миграции, в том числе и нелегальной.

В заключении предложены пути улучшения и оздоровления демографической ситуации, на примере отдельно взятого региона Российской Федерации.

Ключевые слова: демографическая ситуация, демографическая политика, демографический потенциал, народонаселение, численность.

Keywords: démographie situation, démographie policy, démographie potential, population, strength.

С XX столетия, с развитием промышленности, состояние окружающей среды нашей планеты неуклонно ухудшается вследствие антропогенного влияния. Люди уже стали неспособны адаптироваться к этим быстрым изменениям. Кроме того, к началу ХХ1 века происходит резкое обострение мировой демографической ситуации. Проблемы народонаселения стали неотъемлемой частью глобальных проблем человечества. В их число входят: демографический взрыв в развивающихся странах; демографический кризис в экономически развитых странах, переходящий в мировой; проблемы урбанизации и мировых международных миграций; ограниченность природных ресурсов и жизненного пространства земного шара.

К факторам, влияющим на рост численности мирового населения, относятся снижение смертности от эпидемий и голода, резкое снижение детской смертности в развивающихся странах, связанное с улучшением гигиенических условий и успехами медицины. Сейчас параметры воспроизводства населения примерно составляют: общий коэффициент рождаемости в мире - 24,6 %, общий коэффициент смертности - 9,8 %, коэффициент естественного прироста 14,8%. Т.е. в минуту + 270 младенцев, - 110 человек разного возраста, население мира возрастает на 160 человек (в сутки - на 230 тысяч).

Уровень развития страны и её стабильность характеризуются уровнем её обобщённого потенциала, который можно представить как сложную функцию составляющих его частных потенциалов. Демографический потенциал - это определённые численность и темпы прироста населения. Высокий демографический потенциал позволяет ставить и разрешать сложные задачи развития, а также противостоять внешним воздействиям определённого уровня[1,65].

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

© Каргинова Е.В., 2016 г.

Почти половина населения мира сосредоточена в городах. За последние 45 лет численность городских жителей возросла с 729 млн. до 2540 млн. человек, т.е. увеличилась почти в 3,5 раза, а их доля в общей численности населения возросла с 29 до 44%. В этом процессе преобладающую роль играет рост крупных городов. Численность населения Земли на 1 января 2016г. составляла 7,3 млрд. человек.

Самая населенная территория мира - Южная Азия (более 3600 млн. чел.), где расположены обе демографические сверхдержавы: Китай (1374 млн. чел.) и Индия (1274 млн. чел.). В регионе продолжается рост численности населения. Чистый прирост населения (разность между количеством родившихся и умерших) составляет в среднем 1,8% в год. Это означает, что при таком темпе население Южной Азии удвоится примерно через 40 лет.

Суммарное население северного региона составляет 1200 млн. человек (шестая часть мирового населения). Самые крупные страны - США (275 млн. человек) и Россия (146 млн. чел.)[2]. Рост численности населения почти прекратился: в среднем по региону годовой прирост уменьшился до 0,5% и продолжает падать, а в Европе он близок к нулю. Происходит перемещение переселенцев из трудоизбыточных стран третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много, а работников с каждым годом всё меньше. Разницу приходится заполнять иностранной рабочей силой, азиатские и арабские народы с высокой рождаемостью стали стремительно распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов. Во многих европейских странах (Дания, Германия, Франция, Венгрия, Великобритания и др.) прирост коренного населения полностью прекратился, зато увеличился прирост населения за счёт ассимилированных народов, например - арабов во Франции, турок - в Германии и Великобритании.

В настоящее время, в борьбе за энергоресурсы, участились различные локальные международные конфликты, одним из результатов которых являются вынужденные миграционные потоки. Последним примером можно назвать поток беженцев, наводнивший центральную Европу, причиной чего стал конфликт между Сирией и Турцией.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в СССР ежегодно рождались 2 — 2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 — 1991 годах составляла 68 лет.

Последствиями развала СССР стали передел и приватизация государственной собственности в России. Это привело к разорению многих предприятий промышленности и сельского хозяйства, резкому сокращению рабочих мест. Развал социальной инфраструктуры многих городов и посёлков обнажил проблемы их частичной перенаселённости. В 90-е годы в России безработица носила массовый характер, порождая в регионах криминал, алкоголизм, проституцию, превращая население в маргинальную среду. Снижение доходов в семьях, отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и социальной защищённости государством семьи, приводило к отказу рождения детей и большому проценту разводов, чему успешно способствовала пропаганда Западного стиля жизни, распространяемого в нашей стране через СМИ.

С 1992 года в Российской Федерации началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В 90-е годы в России ежегодно умирали более 2 млн. человек (в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире), а ежегодно рождались в этот период 1,2 — 1,5 млн. человек. По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения Россия все больше отставала от экономически развитых стран. В 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин — 60,6 года, женщин — 73,1 года.

Причинами низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации на рубеже XXI века явились: высокая смертность граждан трудоспособного возраста (80% -мужчины); заболевания сердечно-сосудистой системы (55 % от всех причин), внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Высоким был показатель младенческой смертности, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).

В результате резкого снижения уровня жизни населения в регионах России в 90-е годы прошлого века, происходила внутренняя межрегиональная миграция, стягивание населения России с востока на запад страны. Особенно заметны были миграционные потери населения в северных и восточных районах с экстремальными природно-климатическими условиями (Сибирь, Дальний Восток). В центральной части страны, близость столицы служила причиной оттока сотен тысяч временных мигрантов из ближайших областей [3,167] (Калужская, Тверская, Рязанская, Ярославская, Владимирская). Активизация негативных миграционных и демографических процессов в центральном регионе была вызвана кризисом сельскохозяйственного производства и упадком малых городов и рабочих поселков. В поисках заработка население регионов страны стремилось в крупные города и областные центры. Многие сельские поселения на территории России оказались заброшенными.

В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация потребовала незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10-15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях[4,3].

Начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечался рост рождаемости. Однако уровень рождаемости пока еще был недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. На рождаемость отрицательно повлиял: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости обусловил демографическое старение коренного населения России. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 % всего населения, то в 2006 году — 20,4 %. Всё это привело к необходимости срочного решения демографического вопроса на государственном уровне.

Указом Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007г. обозначена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года[5].

К числу основных отнесены следующие задачи:

- сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Концепцией также были определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. Такими мерами, в частности, явились:

- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни;

- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья;

- ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий;

- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи;

- улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;

- применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи;

- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ;

- пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих

детей;

- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество[6].

Последний пункт активно внедрялся в сознание коренного населения, с призывами к

максимальной толерантности. Вместе с интеграцией на территорию России легальных мигрантов, в страну хлынул поток нелегальной миграции. Успешно происходила быстрая ассимиляция иностранного населения на территории России (особенно на Дальнем Востоке), чему способствовала их высокая рождаемость и хорошая приспособляемость на новом месте (национальные черты).

Главные факторы, повлиявшие на увеличение притока в Россию нелегальных мигрантов из СНГ и других государств:

- геополитическое переустройство постсоветского пространства, изменение национально-политических ориентаций в государствах нового зарубежья;

- слабость российского законодательства в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев, отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля, «прозрачность» российских границ со странами СНГ;

- наличие в России национальных диаспор, связи которых с этнической родиной облегчает начальный этап миграции и провоцирует её дальнейшее развитие;

- географическое положение, удобное для транзита из Азии в Европу[7, 5].

В отсутствие полноценной государственной границы, нелегальная миграция в Российской Федерации превратилась в устойчивое и масштабное явление. Всё больше зарубежных мигрантов оказываются в «теневом» секторе экономики. Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками. Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

По установленным срокам, указанным в Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, по реализации первых двух этапов периода с 2008 по 2015г.г., мы можем увидеть конкретные результаты. За счёт миграции из соседних государств, к первому пятнадцатилетию XXI века, в России удалось сбалансировать численность населения.

На 1 января 2016г. население России составляет 146 544 710 человек (включая республику Крым)[8].

Рычаги воздействия по улучшению демографической ситуации в отдельном регионе

Российской Федерации

1. Учет задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели.

2. Семейная политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере укрепления семьи, с целью оптимизации выполнения ею (семьёй) своих функций и улучшения условий жизнедеятельности. Повышение уровня рождаемости (от 2х детей). Развитие системы дошкольного образования (ясли, детские сады). Необходима также помощь одиноким родителям. Введение налога на бездетность может стать эффективной принудительной мерой воздействия на репродуктивную часть населения, способствующей к созданию семьи и рождению детей. Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

3. Создание достойных условий рабочих мест для коренного населения в утраченных нишах - в коррумпированных и «низкооплачиваемых» областях: строительстве, ЖКХ, сфере услуг (клиринговые услуги), ресторанном бизнесе (общепит). Для этого предлагается на уровне Субъектов Федерации и уровне органов местного самоуправления принятие соответствующих нормативно-правовых актов, законодательно регулирующих этот процесс.

Это даст дополнительную возможность минимизировать отток коренного населения в соседние региональные областные центры и мегаполисы в поисках лучшего заработка, позволит максимально вытеснить с региона нелегальную миграцию (в первую очередь из азиатских стран), занимающую «чужие рабочие места» и создающую криминогенную обстановку в отдельно взятом регионе.

4. Восстановление и развитие сельского хозяйства - создание и расширение в регионе агропромышленных комплексов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Это позволит создать новые рабочие места и производство собственной сельхозпродукции: зерно, мясо, молочную продукцию, овощи. Развитое сельское хозяйство является одним из факторов безопасности страны, так как делает её менее зависимой от других стран.

Литература

1. О.Н. Слободчиков - Народонаселение, геополитика и войны: Монография. - М.: ИМЦ, 2010. -112с.

2. Студопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/3_29422_sovremennoe-sostoyanie-i-prognoz-rosta-chislennosti-naseleniya-mln-chel--samih-krupnih-stran-mira.html

3. И.С. Иванов, Ж.А. Зайончковская - Миграция в России 2000-2012 Хрестоматия в 3 томах. Т.1. ч. 1. / НП РСМД: Спецкнига, 2013.- 880с.

4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями).

6. Справка к Указу «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

7. Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин, Е.В. Тюрканова - Нелегальная миграция в Россию. М.: Academia, 2000 - 96с.

8. Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statdata.ru/russia

9. Бутов В.И. Демография / Под ред. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2008. - 593 с.

10. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/ #ixzz4CUCXrbgx

11. Федеральный портал PROTOWN.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.protown.ru/information/doc/4291 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.