ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Демографическая безопасность:
проблемы и пути решения
Потапов В.А. *
In the Concept of national safety of the Russian Federation it is underlined, that consequences of deep social crisis are sharp reduction of birth rate and average life expectancy in the country, deformation demographic and a social composition of a society; undermining of a manpower, easing of a fundamental cell of a society — families, decrease in spiritual, moral and creative potential of the population.
Oi 01 Z
О
о сч
о о о
CL
ce
CQ s
H
о о z о я с о m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества; подрыв трудовых ресурсов, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения1.
Интересы национальной безопасности, как показала практика последних лет, требуют постоянного, системного анализа и оценки демографических угроз, их величины и скорости изменения, воздействия на демографическую ситуацию в стране на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
Проблемы изучения демографической ситуации в России и отдельных ее регионах в конце XX и начале XXI в. стали приобретать все большую актуальность. Это обусловлено прежде всего абсолютным сокращением численности населения (депопуляцией). Особую остроту приобрели резкое сокращение рождаемости как следствие перемен в репродуктивном поведении населения и средней продолжительности жизни, высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, в частности — мужчин. Сохраняются высокие показатели смертности вследствие несчастных случаев, отравлений, травм, болезней органов кровообращения, новообразований, инфекционных и паразитарных болезней. Повышение угрозы физическому здоровью населения обусловлено состоянием систем здравоохранения и социальной защиты.
Изменившаяся демографическая и миграционная ситуация в России за последние годы XX в. и прогнозируемые демографические процессы на первые десятилетия XXI в. требуют научно обоснованных разработок основных направлений и механизмов демографической и миграционной политики и стратегии на ближайшую и отдаленную перспективы.
Теоретической и методической основой познания и прогнозирования демографических процессов призвана стать утвержденная Указом Президента Российской Федерации Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.2
Как известно, национальные интересы любой страны требуют анализа и оценки демографических факторов и демографических угроз, их величины и скорости изменения, воздействия на демографическую ситуацию с учетом средне- и долгосрочной перспективы.
Демографические угрозы прежде всего нашли свое отражение в таких явлениях, как:
> долговременная динамика уменьшения численности населения страны. Только за период 2000—2009 гг. среднегодовая естественная убыль населения составила около 800 тыс. чел. За последнее десятилетие население сократилось в 66 из 84 регионов страны, особенно эта тенденция отмечалась на Чукотке, в Магаданской области, в Таймырском и Эвенкийском автономных округах, в меньшей степени в федеральных округах — Приволжском, Северо-Западном, Центральном, Сибирском, Дальневосточном;
Старший научный сотрудник Центра финансовых исследований Института экономики РАН, кандидат экономических наук, доцент.
> сокращение естественного прироста населения из-за превышения смертности над рождаемостью и в результате отсутствия расширенного воспроизводства населения (устойчивая депопуляция);
> увеличение демографической нагрузки, то есть увеличение числа лиц моложе трудоспособного возраста (МТВ) и старше трудоспособного возраста (СТВ), приходящихся на 1000 чел. трудоспособного возраста (ТВ);
> уменьшение рождаемости (менее 2,15 ребенка на одну женщину детородного возраста, или менее 10 детей в расчете на 1000 чел. в год) и рост смертности (более 8 чел. в расчете на 1000 чел. в год), что может привести, согласно пессимистическим прогнозам, к сокращению численности населения страны к 2025 г. до около 123 млн чел., на 20 млн чел. по сравнению с 2006 г.;
> устойчивое превышение численности женщин над численностью мужчин (особенно для возрастов от 25 до 50 лет) и сокращение численности населения (мужчин и женщин), признанного годным по состоянию здоровья и другим показателям (образовательный уровень, профессиональная подготовка и др.) для службы в вооруженных силах страны. Демографическая ситуация в России
последнего десятилетия завершившегося столетия и в первые годы XXI в. свидетельствует об усилении целого ряда факторов, влияющих на демографическую ситуацию.
К ним прежде всего относится сокращение продолжительности жизни населения, высокий показатель смертности и пока еще невысокий уровень рождаемости.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 % из них — мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 % смертности от всех причин, в России в 3—4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 %) составляют внешние причины — случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российс-
кой Федерации системе, несмотря на его некоторое снижение, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и др.).
И хотя начиная с 2000 г. в Российской Федерации отмечается некоторый рост рождаемости, ее уровень пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 %), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Ухудшается и половозрастная структура населения России. При сохранении в течение последних 10 лет постоянного соотношения в общей численности населения мужчин (47 %) и женщин (53 %) по отдельным возрастным группам оно продолжало ухудшаться и в первые годы XXI в. Это соотношение наблюдается прежде всего в категории населения в возрасте моложе трудоспособного. Наблюдается также постоянное отношение между мужчинами и женщинами как 0,97 к 1,0, а в сельской местности — 0,95 к 1,0, что может в дальнейшем отрицательно сказаться на воспроизводстве в детородном возрасте. Эта же тенденция, но с несколько меньшим значением соотношения характерна и для возрастных категорий от 16 до 34 лет и от 35 до 49 лет, в которых соотношение мужчин и женщин характеризуется как 1,0 к 1,1, а затем в пределах трудоспособного возраста (59 лет) растет до 1,0 к 1,3. С начала 1999 г. численность людей пенсионного возраста превышает численность населения моложе трудоспособного возраста.
О) 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Угрозой продолжает оставаться нелегальная миграция. Данные по нелегальной миграции в официальной статистике отсутствуют. Основные миграционные потоки России были связаны с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Таджикистаном.
На начало 2009 г., по экспертным оценкам, в России уже насчитывается от 12 до 14 млн мигрантов.
Начальные шаги по реализации приоритетных программ в области улучшения российской демографии сделали возможным и необходимым разработку и принятие Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая стала логическим развитием положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция демографического развития содержит важнейшие ориентиры для решения демографических проблем. Тем более что, как свидетельствуют результаты прошедших лет, большинство угроз в демографической сфере продолжает оставаться, а некоторые имеют тенденцию к росту.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142—143 млн чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн чел., а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет.
Решение этих задач будет осуществляться на фоне возможного сценарного варианта воспроизводства населения (см. рис. 1).
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
10980
10815
838:
6367
4966
1401
2008-2010 гг.
2011-2015 гг.
2016-2020 гг.
2021-2025 гг.
□ Родившиеся □ Умершие □ Естественная убыль
Рис. 1. Родившиеся, умершие и естественная убыль населения в 2010-2025 гг. (прогноз - средний вариант, тыс. чел.)*
* Рассчитано по материалам статистического бюллетеня «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года». Росстат, М., 2008. С. 138.
Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. будет осуществляться в три этапа — первый (2007—2010 гг.), второй (2011-2015 гг.) и третий (2016-2025 гг.).
Достижение целей улучшения демографической ситуации в значительной степени будет зависеть от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффек-
тивной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Практическая реализация задач улучшения демографической ситуации в Российской Федерации требует: > комплексности решения демографических задач. Мероприятия, направленные на положительные изменения, должны охватывать все направления демографических процессов (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
>
>
> приоритетного выбора по каждому > направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; учета региональных особенностей демографического развития и дифференцированного подхода к разработке и реализации региональных демографических программ; координации действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, ре- > гиональном и муниципальном уровнях. Приоритетными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. должны стать:
> сокращение уровня смертности не ме- > нее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее > чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
>
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
замедление темпов сокращения среднегодовой численности населения в трудоспособном возрасте, представленной в табл. 1.
Таблица 1
Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте (средний вариант прогноза - тыс. чел.)*
Годы 2008 2011 2016 2020 2025
Среднегодовая численность населения 894 444,4 86 692,5 80 932,7 77 387,2 75 336,1
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
Я <
I I-
О ф
со
* Данные статистического бюллетеня «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года». Росстат, М., 2008. С. 96.
950 900 850 800 750 700 650 600 550 500
911
566
2009 г.
2010 г.
2015 г.
2020 г.
2025 г.
Коэффициент демографической нагрузки
Коэффициент демографической нагрузки сельского населения
Коэффициент демографической нагрузки городского населения
Рис. 2. Коэффициент демографической нагрузки (на 1000 лиц трудоспособного возраста лиц нетрудоспособных) *
* График составлен по данным статистического бюллетеня «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года». Росстат, М., 2008. С. 108.
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
> снижение демографической нагрузки до уровня 700-750, имея в виду, что коэффициент демографической нагрузки, особенно у сельского населения, может быть катастрофическим
(см. рис. 2). >
> привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического 1. развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
В среднем сценарном варианте прогноза миграционный прирост к 2012 г. может составить ежегодно до 300 тыс. чел., а затем до 400 тыс. чел. Для реализации вышеизложенного 2.
необходимо прежде всего:
> совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере > семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционных процессов с учетом мер по реализа- > ции демографической политики;
> проведение постоянного мониторинга демографической ситуации и отражение его результатов в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;
> отражение демографических программ
в федеральном и региональных бюдже- > тах, внебюджетных фондах, финансовых и материальных ресурсах, в том числе и дополнительных внебюджетных средств;
> подготовка кадров для управления в демографической сфере и их эффек-
тивное использование в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований;
развитие научных исследований в сфере народонаселения. Таким образом:
Демографическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI в., и ее перспективы свидетельствуют о наличии ряда угроз, устранение, парирование и уменьшение которых - важное условие обеспечения национального развития.
Улучшение демографической ситуации должно быть связано с решением таких вопросов, как: повышение уровня жизни за счет роста реальных доходов, увеличения ассигнований государства в сферы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения; повышение роли института семьи и на этой основе увеличение числа браков и уменьшение числа разводов, установление такого психологического климата в семье, который способствовал бы духовному и финансовому развитию новых поколений российских граждан;
проведение миграционной политики, которая в наибольшей степени отвечала бы национальным интересам страны, ее социально-экономическому, политическому, культурно-этническому развитию, решению геополитических и национальных задач.
Литература и примечания
1. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.
2 Ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со