СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ПОСОБИЯМИ
Т.Ф. Крушинская, к.п.н., доцент, Академия гражданской защиты МЧС России, г.о. Химки
Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения личности. Речь проявляет доброжелательное и одновременно требовательное отношение к окружающим, создаёт атмосферу высокого профессионализма вокруг личности. Александр Суворов умел внушить солдатам мысль о том, что все они герои, и это помогало ему одерживать победы. Несомненно, выразительная устная речь воспринимается как показатель высокого интеллектуального развития личности, её воспитанности и образованности, помогает реализации её способностей в ходе профессиональной деятельности.
Но, к сожалению, часто приходится слышать слова о неправильности, бедности, грубости речи офицеров. Вопросы культуры речи в профессиональной сфере военнослужащих особенно актуальны. Для деловой речи профессионала важно соответствие качествам, обусловливающим эффективность делового общения.
Культура речи офицера должна постоянно совершенствоваться, и в военном вузе огромную роль в этом процессе играют педагоги-филологи, которые в рамках своих учебных курсов способствуют формированию знаний по словоупотреблению, грамматической сочетаемости, разграничению сфер использования различных средств языка. Обучение родному языку положительно влияет на развитие личности в целом, на развитие духовных сил человека, его логического и образного мышления, творческого воображения, памяти.
Решить многие проблемы, связанные с повышением культуры речи военнослужащих, призваны интерактивные пособия по русскому языку, которые индивидуализируют работу, повышают активность обучающихся. Классики российской и зарубежной педагогики, такие как К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, утверждали, что высокая познавательная активность учащихся -решающее условие в усвоении знаний, выработке навыков.
Достижение высокой степени активности обучающихся возможно при реализации интерактивной модели обучения, которая предполагает, что из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Использование интерактивных пособий на занятиях с обучающимися предусматривает совместное решение проблем повышения речевой культуры.
Старейшей формой обучения, имеющей целью способствовать взаимодействию обучающегося с содержанием изучаемого предмета, был дидактический текст. В настоящее время разработаны такие средства обучения, как компьютерные программы, которые содержат дидактические тексты различного объёма и содержания. Применение таких компьютерных программ подтверждает верность мысли Л.Н. Толстого о том, что истинное обучение
283
начинается лишь тогда, когда у человека возникает проблема и учёба отвечает на вопрос, как эту проблему решить.
Интерактивные плакаты «Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи» [1] помогают курсантам осознать наличие проблемы с помощью интерактивных заданий, а также предлагают способы разрешения высвеченной проблемы за счёт удобной подачи теоретического материала. Работа с электронными пособиями делает учебный процесс живым, способствует усилению интереса курсантов к русскому языку.
Принцип сознательности и активности обучающихся гласит, что педагогический процесс эффективен тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность. Работая с материалом из любой части программы, курсант является активным субъектом: он включается в процесс добывания знаний (например, когда, анализируя дидактические тексты, сам устанавливает общее в функционировании языковых единиц в речи), подчёркивает стилусом члены предложения, рассматривает схемы и таблицы, создаёт по аналогии формы слов.
Курсанты на занятиях по культуре речи с применением интерактивных средств обучения активны, так как осознают, что плакаты, насыщенные грамматическими и речевыми задачами, которые дают разрешение многих речевых проблем, помогают подготовиться к успешной коммуникации, столь необходимой в профессиональной деятельности военного специалиста.
Применяя в учебном процессе интерактивные плакаты и тесты «Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи» [1], мы многое приобретаем: интерактивность, компактность хранения достаточно больших по объёму материалов, быстроту их поиска и удобность выбора теоретических и тренинговых текстов, простоту доступа к средствам обучения, возможности реализации индивидуального и дифференцированного психолого-педагогических подходов.
Управление программной средой является максимально простым и удобным. С помощью мыши активируются любые компоненты панели управления (пользовательского диалога), проецируемые на экран.
Части текста в определениях, схемах, части слов скрыты жёлтыми прямоугольниками. Это режим скрытого отображения. Скрытые части открываются, и появляются полные формулировки правил или решение грамматических задач. Текст всего плаката восстанавливается прикасанием к пиктограмме «текст». То есть плакаты имеют два режима отображения: скрытое отображение и полное отображение.
Инструмент «чертёжник» позволяет работать на интерактивной доске стилусом как обычным фломастером, например: подчёркивать слова как члены предложения, расставлять ударения, выделять части слова.
При работе с определенным дидактическим материалом электронного пособия каждый курсант воспринимает его по-своему, поэтому и подход преподавателя к обучающемуся должен быть ситуативно мотивированным, индивидуальным: кому-то необходимо дать разъяснение смысла слов, кому-то
уточнить теоретическую информация, кому-то помочь правильно произнести фразу и т.д.
Искажения слов, нарушения их лексической сочетаемости режут слух, затрудняют восприятие речи, вызывают отрицательные эмоции по отношению к человеку, допускающему их, характеризуют его как человека безграмотного. Небрежную, неправильно построенную фразу можно сравнить с болотом, в котором тонут мысли. А мысли должны быть представлены точно, выразительно, богато.
Весь дидактический материал интерактивных тестов и плакатов, направленный на анализ языковых явлений и выработку навыка применения их в речи, способствует личностному развитию обучающихся.
Афоризмы позволяют приблизиться к жемчужинам мировой цивилизации. Именно поэтому страница плакатов «Разряды числительных по составу» содержит следующие примеры:
1. Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы покрыть первую ложь (Александр Поп).
2. Совесть - тысяча свидетелей (Квинтилиан).
3. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его ещё не имеем (Марк Аврелий).
Теоретический и практический материал данной страницы плакатов важен не только тогда, когда курсанты, встретив числительные в профессиональном тексте, испытывают затруднение в их произнесении и написании, но и тогда, когда необходимо закрепить навыки построения аргументации в тексте-рассуждении о жизненных ценностях.
Высказывания русских и зарубежных писателей, философов помогают курсантам с привлечением афоризмов рассуждать на актуальные темы, что способствует обогащению речи военнослужащих.
Анализ собственных достижений и ошибок показывает профессионалу, что работать надо не только над внутренним содержанием деятельности, но и над внешним её проявлением. Офицеру необходимо уметь адекватно и эмоционально выразительно проявлять своё внутреннее состояние, мысли и чувства.
Применяя в процессе обучения интерактивные пособия, преподаватели организуют и такой вид взаимодействия, как взаимодействие между обучающимися - новое измерение образования, которое является вызовом практике обучения в девяностых годах. Это взаимодействие между обучающимися, между отдельно взятым слушателем и другими слушателями, при работе в парах, малых группах. Эпиграфами занятий по развитию речи военнослужащих выбираются афоризмы, например: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как» (Л.Н. Толстой), «Наверное, можно скрыть своё происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удаётся - их выдаёт речь» (Д.Р. Паркинсон).
Достижение выразительности речи - лишь одна из ступеней к профессиональному мастерству. Техника речи без осознания задач и мотивов профессиональной деятельности, истинной сути результатов взаимодействия специалистов останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. Овладение мастерством слова может осуществляться только в контексте повышения общей культуры обучающихся.
В заключение необходимо подчеркнуть, что методологической основой применения интерактивных средств обучения является системно-деятельностный подход [2], который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность курсантов, проектирование и конструирование социальной среды развития военнослужащих, формирование готовности выпускников российских военных вузов к саморазвитию и непрерывному образованию.
Список использованной литературы
1. Крушинская, Т.Ф. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи: интерактивные плакаты [Электронный ресурс] / Т.Ф. Крушинская. - М.: Новый Диск, 2008.
2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.