Научная статья на тему 'Применение электронных средств обучения в работе по лексике в АГЗ МЧС России'

Применение электронных средств обучения в работе по лексике в АГЗ МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронных средств обучения в работе по лексике в АГЗ МЧС России»

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ЛЕКСИКЕ В АГЗ МЧС РОССИИ

Е.В. Лопанова,

Академия гражданской защиты МЧС России

Обучение курсантов Академии гражданской защиты МЧС России лексике официально-деловой речи в курсе дисциплины «Русский язык и культура делового общения» является частью общей задачи по подготовке высокопрофессиональных офицерских кадров для спасательных воинских формирований и подразумевает владение военным специалистом лексическими нормами русского языка. Военнослужащие должны быть готовы к успешному общению при проведении бесед, переговоров, совещаний и тем более в экстремальной ситуации, поэтому выпускнику военного вуза очень важно уметь строить свое высказывание с ориентацией на различные слои населения, понимать чужую речь и адекватно на нее реагировать, убедительно аргументировать точку зрения, соблюдая корпоративные, речевые и этико-психологические правила поведения.

Применяя в учебном процессе электронные средства обучения, мы многое приобретаем: качественно новую наглядность, интерактивность, компактность хранения материалов, быстроту их поиска и доступа к ним, возможности организации коллективных и индивидуальных видов деятельности в процессе обучения и многое другое.

Электронное учебное пособие «Лексические нормы русского языка» [1], применяемое преподавателями кафедры педагогики и психологии в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура делового общения», включает набор слайдов, которые содержат отобранные на научной основе теоретические сведения из лексики, а также образцы функционирования слов определённых лексико-грамматических разрядов в речи военных специалистов. Теоретический материал представлен в виде схем, таблиц, в которых в систематизированном, наглядном виде представлены языковые явления.

В пособие включён материал для наблюдения, тренировочных упражнений, в основном это - специализированные тексты, пословицы, поговорки, афоризмы, которые будут способствовать формированию профессиональных и личностных качеств обучающихся.

Слайды идеально подходят и для систематизации, углубления знаний, формирования навыков использования в речи сотрудников МЧС паронимов, иностранных слов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, аббревиатур, сложносокращенных слов и т.п.

Идея систематизации знаний является основанием включения в пособие упражнений и различных заданий: это и анализ содержания текста, и исправление лексических ошибок, и определение значения слова, и формирование лексико-семантических групп. На лексическом уровне деловая речь сотрудников МЧС отличается максимальной частотностью некоторых лексико-семантических групп (ЛСГ - объединение слов одной части речи с общим основным компонентом

287

значения), например, ЛСГ «военнослужащий» (рядовой, солдат, полковник, генерал и т.п.); ЛСГ «чрезвычайная ситуация» (катаклизм, землетрясение, оползень, цунами).

Содержание пособия нацеливает преподавателя на использование проблемных ситуаций в организации учебной деятельности, материал слайдов предоставляет обучающимся возможность самим формулировать правила, а не повторять готовые определения., ведь истинное обучение начинается лишь тогда, когда у человека возникает проблема и учёба отвечает на вопрос, как эту проблему решить. Преподаватель, открывая электронное пособие, может организовать коллективное обсуждение лексической проблемы, может вызвать одного, двух обучающихся, для того чтобы они проявили знание теоретического материала, который целесообразно потом прокомментировать со всей группой, а в случае неправильного ответа организовать дискуссию, после чего продемонстрировать правильное решение речевой задачи, открыв весь текст слайда. Такая работа со оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, усилению интереса обучающихся к изучаемому материалу и к процессу обучения в целом.

Работая с материалом из любой части программы, обучающийся является активным субъектом: он включается в процесс добывания знаний (например, когда, анализируя примеры, сам устанавливает общее и понимает основание для классификации), рассматривает схемы и таблицы, подбирает по аналогии нужные слова, исправляет лексические ошибки. Само содержание слайдов, ведущее от знания лексических законов к формированию культуры речи, усиливает мотивы учения, так как обучающиеся понимают, что соблюдение лексических норм является обязательным требованием к речи образованного человека, облегчает процесс делового общения.

Весь теоретический материал делится на логические разделы — темы, установлен порядок работы с ними; в каждой теме выделены главные лексические явления и представлены материалы по культуре речи. Так, в разделе «Употребление иностранных слов» на слайде «Замена иностранных слов русскими эквивалентами» к заимствованным словам подобраны русские синонимы. Слайд способствует пониманию и дальнейшему употреблению в речи обучающихся иностранных слов и их эквивалентов.

Дальнейшая работа с примерами может быть направлена на развитие речи (конструирование словосочетаний с данными примерами, создание связного текста, включающего эти и другие лексические явления, определение стилистической окраски придуманного текста).

Закреплять полученные знания предлагается на специализированных текстах, которые, с одной стороны, содержат примеры, направленные на работу с лексическим явлением, а с другой, благодаря свой смысловой насыщенности, -воспитывают в курсантах ответственность и добросовестное отношение к профессии. Такой подход объясняется следующими причинами: с одной стороны, языковое явление рассматривается не изолированно, а в фрагментах речи, относительно завершенных в плане представления и оценки жизненных явлений;

с другой стороны, этот материал послужит обогащению обучающихся знаниями в области гражданской защиты населения.

В электронных пособиях все теоретические сведения представлены в гармоническом единстве, сочетаются рациональные, эмоциональные, сообщающие и поисковые, содержательные компоненты в обучении.

Таким образом, электронные пособия по русскому языку и культуре делового общения используются преподавателями кафедры педагогики и психологии АГЗ МЧС России практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала, на этапе закрепления и формирования навыков (анализ примеров, подбор их по аналогии, конструирование предложений, включающих, например, заимствованные слова, паронимы), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием грамматических и речевых умений, на этапе систематизации, повторения, обобщения материала.

Слайды пособия при умелом сочетании с другими средствами обучения призваны облегчить самую непроизводительную работу курсантов АГЗ МЧС России над лексикой и тем сократить сроки выработки умений и навыков.

Список использованной литературы

1. Крушинская Т.Ф. Лексические нормы русского языка [Электронный ресурс] - Химки: 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.