Научная статья на тему 'Содержание и результаты диагностического исследования качества устной речи военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России'

Содержание и результаты диагностического исследования качества устной речи военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ МЧС РОССИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ / ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ОПРОСНИК ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ / CONVERSATIONAL SKILLS / MILITARY PERSONNEL OF EMERCOM OF RUSSIA / STUDY OF THE QUALITY OF SPEECH / ORTHOEPIC RULES / QUESTIONNAIRE ON THE CULTURE OF SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крушинская Татьяна Федоровна

Статья посвящена анализу проведённого педагогами и обучающимися АГЗ МЧС России исследования, направленного на изучение сформированности речевых навыков у военнослужащих ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска “Лидер”». На основе данного исследования определены направления совершенствования навыков устной речи у военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENTS AND RESULTS OF THE DIAGNOSTIC STUDY OF THE QUALITY OF THE SPEECH THE MILITARY PERSONNEL OF RESCUE MILITARY UNITS

The article is devoted to the analysis of the study conducted by teachers and students of the Ministry of emergency situations of Russia aimed at studying the formation of speech skills in soldiers of FGKU "Center for rescue operations of special risk "Leader". The study was conducted to determine the content of e-learning tools aimed at improving the skills of oral speech in the military rescue units of the Russian emergencies Ministry.

Текст научной работы на тему «Содержание и результаты диагностического исследования качества устной речи военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России»

УДК 378.016:81.13

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА УСТНОЙ РЕЧИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ

Т.Ф. Крушинская

кандидат педагогических наук, доцент профессор кафедры педагогики и психологии Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: krushinskaya_tfQmail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу проведённого педагогами и обучающимися АГЗ МЧС России исследования, направленного на изучение сформированности речевых навыков у военнослужащих ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер"». На основе данного исследования определены направления совершенствования навыков устной речи у военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России. Ключевые слова: навыки устной речи; военнослужащие МЧС России; исследование качества речи; орфоэпические нормы; опросник по культуре речи.

Цитирование: Крушинская Т.Ф. Содержание и результаты диагностического исследования качества устной речи военнослужащих спасательных воинских формирований // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 2 (41). С.22-26.

Актуальность статьи обусловлена тем, что повседневная деятельность сотрудников МЧС России связана с межличностным деловым общением, эффективность которого зависит от уровня сформированности речевых навыков носителей русского языка. О катастрофическом снижении грамотности речи свидетельствуют исследователи, занимающиеся проблемами культуры устной речи. «... Языковая ситуация в стране, - отмечает Николай Васильевич Барышников, доктор педагогических наук, профессор, - изменилась ввиду экономической нестабильности, политической неопределенности, подмены идеологических ценностей, потери нравственных ориентиров. Утрата идеалов и ценностей, отсутствие новых нравственных ориентиров привели к снижению духовности, проявлениям безответственности, безнравственности, агрессивности, преступности, к снижению уровня культуры в целом, в том числе и культуры речи, у значительной части общества, в первую очередь у молодежи» [1, с. 101]. Проблемы с устной речью есть и у военнослужащих, и эти проблемы необходимо решать. «К сожалению, часто приходится слышать слова о неправильности, бедности, грубости речи офицеров. Вопросы культуры

речи в профессиональной сфере военнослужащих особенно актуальны» [2, с. 105].

Для выяснения затруднений в устной речи у военнослужащих преподавателями кафедры (педагогики и психологии) академии и студентами 455 группы гуманитарного факультета Александрой Анощенковой, Анной Веретель-никовой, Валерией Чуйко в 2017-2018 гг. был создан диагностический инструментарий, который состоит из двух компонентов: опросника по культуре речи; теста, направленного на выявление соблюдения норм произношения военнослужащими.

Опросник по культуре речи разрабатывался для получения оценки качества устной речи, затруднений в устной речи военнослужащих спасательных центров МЧС России, которые в дальнейшем легли в основу формирования содержания интерактивных плакатов и тестов по культуре речи.

Опросник содержит два вида заданий: 1) сформулированные вопросы и варианты ответов, из которых надо указать тот, который соответствует мнению респондента, например: «Как Вы оцениваете качество своей устной речи?»; «Используете ли Вы в своей устной речи идиомы?»; «Замечали ли Вы

за собой использование «слов-паразитов» в общении? («типа», «как бы», «это самое», «короче» и т. д.)»; «Используете ли Вы ненормативную лексику (мат) в повседневной речи?»;

2) сформулированные вопросы, требующие вписывания ответа, например: «Напишите жаргонизмы, используемые Вами в общении»; «Если используете ненормативную лексику, то в каких ситуациях? (например: в конфликтной ситуации, в дружеской беседе, в общении с командирами и т.д.)»; «Объясните свой выбор ответа на 18 вопрос «Если Вы используете жаргонизмы или ненормативную лексику, то хотели бы отказаться от их употребления?».

Во второй части диагностического исследования военнослужащим предлагалось выполнить следующее задание: «Расставьте ударение в словах. Обозначьте букву ё».

При составлении теста, предназначенного для выявления соблюдения норм произношения, авторы опирались на наблюдения за речевой практикой курсантов и офицеров АГЗ МЧС России, научные и учебные разработки в области культуры речи и тесты по культуре речи для абитуриентов и обучающихся АГЗ МЧС России, составленные преподавателями кафедры (педагогики и психологии) АГЗ МЧС России.

Нацеленность данного теста на аудиторию военнослужащих спасательных воинских формирований заключается в целенаправленном отборе лексики для теста. В него влю-чены слова, часто встречающиеся в лексиконе военнослужащих, такие как «бензопровод», «блокировать», «бронированный (от бронь)», бронированный (от броня), «договор, договоры», «договорный», «договорной», «дозвониться, дозвонишься», «документ», «склады», «средства», «рапорт», «правы», «чрезвычайный» и др.

В диагностическом исследовании приняли участие военнослужащие ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер"» - 27 человек различных должностей (командир взвода, начальник отдела, спасатель) и званий (от младшего сержанта до майора).

Результаты диагностической работы, направленной на определение уровня сформированности навыков устной речи военнослужащих позволили выявить

следующие позитивные явления в речи военнослужащих:

1) не испытывают затруднений в выражении мыслей - 63% респондентов;

2) краткое выражение мыслей в противоположность многословию предпочитает большинство военнослужащих (60%);

3) 67% респондентов недовольны тем, что известные люди (в различных сферах) нарушают орфоэпические нормы;

4) всем опрошенным военнослужащим, за исключением одного, знакомо понятие речевого этикета;

5) все опрошенные военнослужащие, за исключением одного, ответили, что нужен в повседневной деятельности речевой этикет;

6) 89% опрошенных используют в своей устной речи идиомы (определение было предложено в скобках: идиома - это устойчивый специфический оборот речи, присущий данному языку, например: «как рыба в воде», «как на иголках», «излить душу»);

7) отрицательное отношение к употреблению нецензурной лексики у 74% военнослужащих;

8) не считают необходимым применение ненормативной лексики у военнослужащих 81% респондентов;

9) 89% респондентов ответили «да» на вопрос: хотели бы Вы отказаться от употребления жаргонизмов и ненормативной лексики.

Однако исследование выявило и некоторые негативные явления в речи военнослужащих, о чем свидетельствуют ответы респондентов на ряд вопросов, представленных ниже.

1. Замечали ли Вы за собой использование «слов-паразитов» в общении (примеры слов-паразитов: «типа», «как бы», «это самое», «короче» и т. д.)? Ответ «да» дали 22 человека, «нет» - 5.

2. Используете ли Вы жаргонизмы слова при общении с товарищами (примеры жаргонизмов: «шмотки» - одежда; «прёт» - очень нравится)? Ответ «да» дали 17 респондентов, нет - 10.

3. Как часто Вы употребляете жаргонизмы в своей речи? Ответы: «никогда» - 9, «периодически» - 18, «часто» - 0.

4. Используете ли Вы ненормативную лексику (мат) в повседневной речи? Ответы: да - 16, нет - 11.

Анализ ответов на заданные вопросы позволил сделать ряд выводов.

Ответы на задание «Напишите жаргонизмы, используемые Вами в общении» («мобильник» (телефон), «шмотки» (одежда), «блатной» (важный), «базарить» (общаться), «ко-сячить» (делать неправильно), «прёт» (очень нравится), «тачка» (машина)) доказывают, что жаргон спасателей можно отнести к молодёжному сленгу.

Анализ ответов на вопрос «Если используете ненормативную лексику, то в каких ситуациях?» указывает на необходимость целенаправленной работы по повышению культуры делового и межличностного общения. Большинство ответов, к сожалению, доказывают, что нецензурные выражения входят в лексикон военнослужащих.

Приведем ответы респондентов: «В общении только с близкими товарищами», «В конфликтной ситуации», «Если человек в силу своих умственных способностей или профессиональных качеств не понимает иначе», «В рабочей обстановке», «В критических ситуациях, требующих мгновенных действий согласно выработанному решению».

Наиболее распространенными причинами стремления военнослужащих отказаться от употребления жаргонных выражений и ненормативной лексики являются следующие: «Стремление не нарушать правила речевого этикета, чтобы не показывать неуважение к собеседникам»; «Стремление повысить культуру своего поведения, общения и самомнения»; «Военнослужащие МЧС России - это элита всех военнослужащих России и пример для граждан не только в поведении, но и в общении»; «Офицер - это образец для подражания»; «Не нравится»; «Я как старший офицер должен исключить ненормативную лексику из своей речи, так как грамотная и правильная речь - показатель уровня интеллекта, образования и воспитания»; «Принцип моей жизни - не использовать данные выражения»; «Отсутствие жаргонных выражений и ненормативной лексики положительно сказывается на развитии подрастающих поколений»; «Хочу стать образованнее и культурнее»; «Грубо, некрасиво, плохо звучит. Окружающими может быть составлена негативная оценка».

К наиболее распространенным причинам стремления военнослужащих не отказываться от употребления жаргонных выражений и ненормативной лексики относятся следующие: «Значительно сокращает доведение информации до объекта обращения»; «Иногда необходимо».

Основные орфоэпические затруднения у военнослужащих были выявлены с помощью теста, содержащего слова с трудностями в произношении: в постановке ударения и употреблении буквы «ё». Приведём примеры, в которых было сделано наибольшее количество ошибок:

1) бензопровод - 20;

2) бомбардировать - 21;

3) закупорить, закупоренный - 19;

4) недуг - 12;

5) нёфтепровбд - 17;

6) освёдомиться - 26;

7) сосредоточение - 22;

8) срёдство, мн. ч. срёдства, срёдствам, срёдствами, о срёдствах -11;

9) упрочение - 19;

10 11 12

13

14

15

16

17

18

19

20 21 22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34 ность

9;

факсимиле - 22; экипирование -21; экипированный - 12; экипировать - 22; митинговый - 17; диспансёр - 16; флюорография - 13; мытарство -11; звонить, звонишь, звонит кремёнь - 10;

позвонит, позвоните, позвонят -квартал - 7;

рапорт, проф. рапорт - 10; герб, герба, в гербё, гербы - 10; ведомостёй - 6; чинить (препятствия) - 10; чинит - 12; чиним - 13; чините - 15; чинят - 17; искривлённый истёкший год истёкший кровью -проведённый - 8;

настороженность - 13.

10; 11;

11;

и насторожен-

Анализ результатов теста выявил наличие ошибок по следующим правилам произносительных норм русского языка:

произношение звуков (гласных и согласных); произношение отдельных морфем; произношение иностранных слов. Анализ диагностической работы по русскому языку в ФГКУ ЦСООР «Лидер» показывает, что нарушения орфоэпических норм в словах встречаются часто. Следовательно, существует проблема совершенствования навыков устной речи военнослужащих спасательных воинских формирований.

Результаты проведённого диагностирования основных затруднений в области орфоэпии доказали верность гипотезы о том, что необходимо разработать компьютерное средство обучения, направленное на повышение культуры устной речи военнослужащих.

Содержание работы по совершенствованию навыков устной речи военнослужащих спасательных воинских формирований предполагает совершенствование навыков владения высшей формой национального русского языка - русским литературным языком, который характеризует, в первую очередь, норми-рованность.

Проведённые исследования позволили определить содержание учебно-методических материалов, предназначенных для решения

задачи совершенствования навыков устной речи у военнослужащих спасательных центров МЧС России. Электронное пособие включает следующие темы:

доходчивость, доступность речи; употребление иностранных слов; плеоназмы и тавтология в речи; штампы, слова-паразиты в речи; жаргон в речи;

нецензурные выражения в речи; соблюдение произносительных норм в речи; грамматические нормы в речи. Анализ результатов опросника по культуре речи показал, что практически все опрошенные военнослужащие знакомы с понятием речевого этикета и считают, что он необходим. Было выявлено периодическое использование слов-паразитов военнослужащими, а также жаргонных выражений и ненормативной лексики, чаще всего используемых в конфликтной ситуации. При этом большая часть военнослужащих признает «ненужность» использования данных слов в своей профессии и показывает высокую степень стремления отказаться от них по различным причинам, основные из которых: стремление к культурному общению и поведению; понимание того, что военнослужащий должен подавать пример гражданам не только своими поступками, но и грамотной речью, культурным общением.

Литература

1. Барышников Н.В. Языковые процессы и культура речи // Известия Академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф. (16-17 апреля 2010 г.). Т. 14. М., 2010. С. 99-104.

2. Крушинская Т.Ф. Пути и средства повышения культуры и эффективности русскоязычной коммуникации обучающихся в военных образовательных учреждениях / / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. № 22-1. С. 105-108.

THE CONTENTS AND RESULTS OF THE DIAGNOSTIC STUDY OF THE QUALITY OF THE SPEECH THE MILITARY PERSONNEL OF RESCUE

MILITARY UNITS

Tatyana KRUSHINSKAYA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Professor of the Department of Pedagogy and Psychodolgy

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: krushinskaya_tfQmail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the study conducted by teachers and students of the Ministry of emergency situations of Russia aimed at studying the formation of speech skills in soldiers of FGKIJ "Center for rescue operations of special risk "Leader". The study was conducted to determine the content of e-learning tools aimed at improving the skills of oral speech in the military rescue units of the Russian emergencies Ministry.

Keywords: conversational skills; military personnel of EMERCOM of Russia; study of the quality of speech; orthoepic rules; questionnaire on the culture of speech.

Citation: Krushinskaya T.F. The contents and results of the diagnostic study of the quality of the speech the military personnel of rescue military units // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 2 (41). pp. 22-26.

References

1. Baryshnikov N.V. Language processes and the culture of speech // Proceedings of the pedagogical and social sciences: materials of scientific-practical, conf. (April 16-17, 2010). T. 14. M., 2010. pp. 99-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Krushinskaya T.F. Ways and means of improving the culture and efficiency of Russian-language communication of students in military educational institutions. Lingvavoritoricheskaya paradigm: theoretical and applied aspects. 2017. No. 22-1. pp. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.