Научная статья на тему 'Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов с помощью методов телемедицины'

Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов с помощью методов телемедицины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ / ADAPTATION / MONITORING / TELEMEDICINE / CARDIOVASCULAR SYSTEM / HEALTH / AND ELECTROCARDIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мыльников В. В., Быков Е. В., Пугачева М. Е., Пустовалова И. А.

Значительное ухудшение состояния здоровья учащихся школ и студентов требует пересмотра программы медицинского контроля в целях раннего выявления заболеваний и разработки профилактических мероприятий. Представлены результаты использования региональной телемедицинской системы Челябинской области по обеспечению доступности технологий дистанционной медицины в ранней диагностике заболеваний. Выявлено, что 1,9 % студентов нуждаются в специализированных занятиях лечебной физкультурой. В 59 % случаев рекомендованы занятия в специальной (временно), либо подготовительной группе, 39,1 % студентов могут заниматься в основной группе по физической культуре или в спортивных секциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мыльников В. В., Быков Е. В., Пугачева М. Е., Пустовалова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement work on follow-up of physical education and health students with the methods of telemedicine

Significant deterioration in the health of pupils and students need to revise the program of medical monitoring for early detection of diseases and developing preventive measures. The results of the use of a regional telemedicine system in Chelyabinsk region to ensure access to telemedicine technology in the early diagnosis of diseases. It was revealed that 1,9 % of students are in need of specialized physical therapy sessions. In 59 % of the recommended activities in the special (temporary) or the preparatory group, 39,1 % of students can be engaged in the study group on physical training and sports sections.

Текст научной работы на тему «Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов с помощью методов телемедицины»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 612.014+614.2:614.87

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ВРАЧЕБНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ

В.В. Мыльников, Е.В. Быков, М.Е. Пугачева, И.А. Пустовалова* Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск;

*ГБУЗ ОКБ № 3, Единый консультативно-диагностический центр функциональной диагностики, г. Челябинск

Значительное ухудшение состояния здоровья учащихся школ и студентов требует пересмотра программы медицинского контроля в целях раннего выявления заболеваний и разработки профилактических мероприятий. Представлены результаты использования региональной телемедицинской системы Челябинской области по обеспечению доступности технологий дистанционной медицины в ранней диагностике заболеваний. Выявлено, что 1,9 % студентов нуждаются в специализированных занятиях лечебной физкультурой. В 59 % случаев рекомендованы занятия в специальной (временно), либо подготовительной группе, 39,1 % студентов могут заниматься в основной группе по физической культуре или в спортивных секциях.

Ключевые слова: адаптация, мониторинг, телемедицина, сердечно-сосудистая система, состояние здоровья, электрокардиография.

Введение. Здоровье молодежи и образ жизни в последнее время являются предметом пристального внимания отечественных исследователей [5, 11, 13]. К окончанию школы остаются здоровыми менее 10 % учащихся, отрицательная динамика наблюдается и в последующем, несмотря на проводимые профилактические мероприятия [3, 8, 10]: от 40 до 52 % студентов имеют уровень соматического здоровья низкий и ниже среднего [9], более четверти студентов имеют освобождение от физической культуры [12].Объективный анализ состояния здоровья студентов выявил ухудшение здоровья уже в первый год обучения в вузе и далее от I к V курсу [1, 2, 7]. Свыше 80 % обследованных лиц находятся в пограничных функциональных состояниях, что свидетельствует о дезадаптации к учебному процессу [4, 6].

Наши исследования совместно с исследованиями С.М. Зубкова, О.Л. Петрожак показали, что психофизиологическое состояние первокурсников характеризуется повышенным уровнем невроти-зации более чем у 75 % студенток. Наибольшее влияние на психологическое состояние студенток, по данным корреляционного анализа, оказывают факторы «закрытость-открытость», «отраженное самоотношение», «самообвинение». Установлены также особенности психофизиологического состояния студентов 1-Ш курсов подготовительной группы: оно характеризуется наличием высокого уровня тревожности (около 44 % студентов), низ-

кой способностью преодолевать стресс (33 %), ниже среднего и низким уровнем самочувствия, активности, настроения (около 20 % по тесту САН), средним и ниже среднего уровнем физических кондиций у 33 % студентов. Физиологические исследования системы дыхания отражают средние и ниже среднего объемные и объемно-скоростные параметры и резервы у 40 % студентов-первокурс-ников подготовительной группы. Выявлено напряжение механизмов нейровегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы у 33 % студентов I курса. Преобладающим типом кровообращения у девушек-первокурсниц является гипокинетический (55,5 %), 10 % студенток имеют гиперкинетический тип кровообращения. Напряжение механизмов адаптации выявлено у 30 % студенток (высокие показатели стресс-индекса, вегетативного индекса Кердо, наличие симпатико-тонического исходного вегетативного тонуса, избыточное вегетативное обеспечение деятельности).

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости раннего выявления отклонений в состоянии здоровья молодежи и организации коррекционно-профилактической работы.

В г. Челябинске и области в рамках программы реализации национального проекта «Здоровье» ведутся целенаправленные работы по созданию и развитию проекта «Многофункциональная региональная телемедицинская система Челябинской области», направленного на обеспечение доступ-

Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов...

Мыльников В.В., Быков Е.В.,

Пугачева М.Е., Пустовалова И.А.

ности технологий дистанционной медицины в любом, даже самом удаленном, муниципальном образовании города и области.

Осенью 2008 года был организован городской консультативно-диагностический центр функциональной диагностики на базе МУЗ ГКБ № 3, задача которого - внедрить систему централизованного приёма электрокардиограмм (ЭКГ) по телефону от участковых врачей поликлиник. Снятие электрокардиограммы монитором марки «HeartView» занимает около двух минут в любом месте нахождения пациента и передаётся по любому телефонному каналу с описанием электрокардиограммы и консультацией кардиолога в режиме on-line.

Результаты внедрения метода: 1) увеличение доступности в электрокардиографическом исследовании жителей г. Челябинска; 2) повышение качества диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы; 3) проведение консилиума с коррекцией лечения у постели больного; 4) оперативная и обоснованная госпитализация больных в стационар; 5) высокая оперативность диагностики и формирование единого банка ЭКГ города.

За 2,5 года работы центра обследовано и про-

консультировано более чем 120 000 человек. Выявлено около 1800 случаев острой патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.

Данный метод диагностики применён на базе «студенческой больницы» - ГБУЗ ОКБ № 2. За период с 01.01.09 г. по настоящее время снято 2110 электрокардиограмм, из которых 37 % приходится на студентов.

Удобство и простота метода в короткие сроки создадут базу данных электрокардиограмм студентов многих вузов г. Челябинска и области. Телеметрическая электрокардиографическая диагностика позволит оперативно проводить мониторинг показателей работы сердечно-сосудистой системы студентов, что увеличит эффективность, в первую очередь, первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Так, из 1350 обследованных студентов, разбитых по полу и возрасту (группы: 1-я - лица 17-19 лет, 2-я - 20-23 года, 3-я - 23-26 лет), выявлены следующие изменения ЭКГ, закодированные по Миннесотскому коду (см. таблицу).

При анализе полученных данных в 6,8 % случаев выявлен брак при снятии электрокардиограммы; в 529 случаях, что составило 39,1 %, зафиксиро-

Результаты оценки электрокардиограммы студентов

Коды Мужчины Женщины Всего

17-19 20-23 23-2б 17-19 20-23 23-2б

9-4-2 7 25 24 30 М = 32; Ж = 54

В-1-1 1 1 1 М = 1; Ж = 2

9-1 2 2 4 3 М = 2; Ж = 9

9-4-1 3 4 7 5 М = 7; Ж = 12

В-1-2 1 1 М = 1; Ж = 1

0 40 122 79 33 171 В4 М = 241; Ж = 2ВВ

9-0 9 45 47 3 44 21 М = 101; Ж = 74

7-3 2В 103 57 15 100 72 М = 1ВВ; Ж = 1В7

В-7 5 1В 11 В 24 15 М = 34; Ж = 47

9-2 1 М = 1

9-В-1 1 4 13 3 24 24 М = 1В; Ж = 51

9-В-2 1 1 7 14 М = 9; Ж = 14

7-1-1 2 2 1 М = 4; Ж = 1

В-9 5 5 5 20 В М = 1б; Ж = 33

В-1-4 1 3 М = 1; Ж = 3

7-2 1 М = 1

7-7 1 3 1 2 М = 4; Ж = 3

В-В 1 3 2 2 М = б; Ж = 2

б-4-1 2 М = 2

7-б 2 1 1 2 М = 3; Ж = 3

7-2-1 1 1 1 1 1 М = 2; Ж = 3

2-3 1 Ж = 1

4-3 1 Ж = 1

В-1-2 1 б Ж = 7

б-3 1 Ж = 1

Зубец Р Частота встречаемости, %

Высокоамплитудный 93

Уширенный 2

Двухфазный

Отрицательный

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 33

7

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

вана абсолютная норма. В 25 % случаев выявлены изменения электрокардиограмм, характерные для переходных состояний от нормы к функциональным нарушениям. В 33,7 % (456 случаев) зафиксированы функциональные изменения кардиограммы (к ним также отнесён код 7.3 - неполная блокада правой ножки пучка Гиса, что составило 27,8 %), органические изменения у студентов во всех возрастных группах встречались в 1,92 % случаев. Обращает на себя внимание, что органические изменения миокарда были зафиксированы в виде блокад ножек пучка Гиса (в равном количестве случаев встретились блокады левой и правой ножки пучка Гиса), синдромом WPW и АВ - блокады I степени. В 3 раза чаще у мужчин, чем у женщин встречается брадикардия. Тахикардия встречается в равных количествах. Изменения сегмента 8Т и зубца Т изолированы без нарушений в проводящей системе сердца и практически не наблюдались (1 случай).

Заключение. Таким образом, стойкие органические изменения миокарда, зафиксированные при проведении ЭКГ-исследования, в 1,9 % случаев позволяют рекомендовать студентам занятия в группах лечебной физкультуры.

В 59 % случаев определялись те или иные отклонения на ЭКГ, были рекомендованы занятия либо в специальной группе (до установления диагноза), либо в подготовительной группе; 39,1 % студентов могут заниматься в основной группе по физической культуре или в спортивных секциях.

Проведение телемедицинских технологий для диагностики позволяет снимать электрокардиограмму непосредственно на занятиях ЛФК, без посещения поликлиники. Используя такую методику снятия ЭКГ, можно в кратчайшие сроки определять важнейшие показатели здоровья студента и сформировать для него наиболее оптимальный план проведения занятий физической культурой и спортом, повысить качество врачебного контроля.

Литература

1. Быков, Е.В. Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов / Е.В. Быков, О.Л. Петрожак // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.; Казань: Казан. ун-т, 2011. -С. 173-176.

2. Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. тр. - Челябинск, 2000. - С. 177-180.

3. Изаак, С.И. Антропологические аспекты мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк // Валеопе-дагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы IIРос. науч.-практ. конф. -Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. - С. 6-9.

4. Изучение утомления студентов в процессе учебной деятельности / А.В. Редько, Е.Л. Бачери-кова, Ю.Г. Камскова, Н.А. Захарова / Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф.: в 2 т. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - Т. 2. - С. 217-220.

5. Казин, Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э.М. Казин, Л.А. Варич // Физиология человека. - 2005. -Т. 31, № 1. - С. 77-81.

6. Комарова, И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: дис. ... канд. мед. наук / И.А. Комарова. - Курган, 2009. - 200 с.

7. Круглякова И.П. Управление здоровьем студенческой молодёжи / И.П. Круглякова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 276 с.

8. Ланда, Б.Х. Научно-методическое и кадровое обеспечение мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся образовательных учреждений /Б.Х. Ланда //Валео-педагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы II Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. -С. 9-11.

9. Манжелей, И.В. Мониторинг физического состояния студентов / И.В. Манжелей // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2004. - № 6 (б). - С. 365-372.

10. Мыльников, В.В. Функциональное состояние и физическая подготовленность школьников в норме и патологии и их динамика в условиях реабилитационного центра: автореф. дис. ... канд. мед. наук /В.В. Мыльников. - Челябинск, 2008. - 22 с.

11. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у школьников и студентов в процессе обучения / Е.В. Быков, М.В. Егоров, Л.В. Смирнова и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2004. - № 3. -С. 60-63.

12. Серова, Н.Б. Об организации физического воспитания со студентами Социального института РГППУ, имеющими отклонения в состоянии здоровья / Н.Б. Серова // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы II Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. - С. 148-150.

13. Шибкова, Д.З. Концептуальные подходы к анализу результатов мониторинга физического развития школьников на индивидуально-популяционном уровне / Д.З. Шибкова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 8-11 окт. 2008 г.: в 2 т. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - Т. 2. - С. 274-280.

Поступила в редакцию 28 августа 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.