Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 612.014+614.2:614.87
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ВРАЧЕБНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ
В.В. Мыльников, Е.В. Быков, М.Е. Пугачева, И.А. Пустовалова* Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск;
*ГБУЗ ОКБ № 3, Единый консультативно-диагностический центр функциональной диагностики, г. Челябинск
Значительное ухудшение состояния здоровья учащихся школ и студентов требует пересмотра программы медицинского контроля в целях раннего выявления заболеваний и разработки профилактических мероприятий. Представлены результаты использования региональной телемедицинской системы Челябинской области по обеспечению доступности технологий дистанционной медицины в ранней диагностике заболеваний. Выявлено, что 1,9 % студентов нуждаются в специализированных занятиях лечебной физкультурой. В 59 % случаев рекомендованы занятия в специальной (временно), либо подготовительной группе, 39,1 % студентов могут заниматься в основной группе по физической культуре или в спортивных секциях.
Ключевые слова: адаптация, мониторинг, телемедицина, сердечно-сосудистая система, состояние здоровья, электрокардиография.
Введение. Здоровье молодежи и образ жизни в последнее время являются предметом пристального внимания отечественных исследователей [5, 11, 13]. К окончанию школы остаются здоровыми менее 10 % учащихся, отрицательная динамика наблюдается и в последующем, несмотря на проводимые профилактические мероприятия [3, 8, 10]: от 40 до 52 % студентов имеют уровень соматического здоровья низкий и ниже среднего [9], более четверти студентов имеют освобождение от физической культуры [12].Объективный анализ состояния здоровья студентов выявил ухудшение здоровья уже в первый год обучения в вузе и далее от I к V курсу [1, 2, 7]. Свыше 80 % обследованных лиц находятся в пограничных функциональных состояниях, что свидетельствует о дезадаптации к учебному процессу [4, 6].
Наши исследования совместно с исследованиями С.М. Зубкова, О.Л. Петрожак показали, что психофизиологическое состояние первокурсников характеризуется повышенным уровнем невроти-зации более чем у 75 % студенток. Наибольшее влияние на психологическое состояние студенток, по данным корреляционного анализа, оказывают факторы «закрытость-открытость», «отраженное самоотношение», «самообвинение». Установлены также особенности психофизиологического состояния студентов 1-Ш курсов подготовительной группы: оно характеризуется наличием высокого уровня тревожности (около 44 % студентов), низ-
кой способностью преодолевать стресс (33 %), ниже среднего и низким уровнем самочувствия, активности, настроения (около 20 % по тесту САН), средним и ниже среднего уровнем физических кондиций у 33 % студентов. Физиологические исследования системы дыхания отражают средние и ниже среднего объемные и объемно-скоростные параметры и резервы у 40 % студентов-первокурс-ников подготовительной группы. Выявлено напряжение механизмов нейровегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы у 33 % студентов I курса. Преобладающим типом кровообращения у девушек-первокурсниц является гипокинетический (55,5 %), 10 % студенток имеют гиперкинетический тип кровообращения. Напряжение механизмов адаптации выявлено у 30 % студенток (высокие показатели стресс-индекса, вегетативного индекса Кердо, наличие симпатико-тонического исходного вегетативного тонуса, избыточное вегетативное обеспечение деятельности).
Приведенные факты свидетельствуют о необходимости раннего выявления отклонений в состоянии здоровья молодежи и организации коррекционно-профилактической работы.
В г. Челябинске и области в рамках программы реализации национального проекта «Здоровье» ведутся целенаправленные работы по созданию и развитию проекта «Многофункциональная региональная телемедицинская система Челябинской области», направленного на обеспечение доступ-
Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов...
Мыльников В.В., Быков Е.В.,
Пугачева М.Е., Пустовалова И.А.
ности технологий дистанционной медицины в любом, даже самом удаленном, муниципальном образовании города и области.
Осенью 2008 года был организован городской консультативно-диагностический центр функциональной диагностики на базе МУЗ ГКБ № 3, задача которого - внедрить систему централизованного приёма электрокардиограмм (ЭКГ) по телефону от участковых врачей поликлиник. Снятие электрокардиограммы монитором марки «HeartView» занимает около двух минут в любом месте нахождения пациента и передаётся по любому телефонному каналу с описанием электрокардиограммы и консультацией кардиолога в режиме on-line.
Результаты внедрения метода: 1) увеличение доступности в электрокардиографическом исследовании жителей г. Челябинска; 2) повышение качества диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы; 3) проведение консилиума с коррекцией лечения у постели больного; 4) оперативная и обоснованная госпитализация больных в стационар; 5) высокая оперативность диагностики и формирование единого банка ЭКГ города.
За 2,5 года работы центра обследовано и про-
консультировано более чем 120 000 человек. Выявлено около 1800 случаев острой патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.
Данный метод диагностики применён на базе «студенческой больницы» - ГБУЗ ОКБ № 2. За период с 01.01.09 г. по настоящее время снято 2110 электрокардиограмм, из которых 37 % приходится на студентов.
Удобство и простота метода в короткие сроки создадут базу данных электрокардиограмм студентов многих вузов г. Челябинска и области. Телеметрическая электрокардиографическая диагностика позволит оперативно проводить мониторинг показателей работы сердечно-сосудистой системы студентов, что увеличит эффективность, в первую очередь, первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Так, из 1350 обследованных студентов, разбитых по полу и возрасту (группы: 1-я - лица 17-19 лет, 2-я - 20-23 года, 3-я - 23-26 лет), выявлены следующие изменения ЭКГ, закодированные по Миннесотскому коду (см. таблицу).
При анализе полученных данных в 6,8 % случаев выявлен брак при снятии электрокардиограммы; в 529 случаях, что составило 39,1 %, зафиксиро-
Результаты оценки электрокардиограммы студентов
Коды Мужчины Женщины Всего
17-19 20-23 23-2б 17-19 20-23 23-2б
9-4-2 7 25 24 30 М = 32; Ж = 54
В-1-1 1 1 1 М = 1; Ж = 2
9-1 2 2 4 3 М = 2; Ж = 9
9-4-1 3 4 7 5 М = 7; Ж = 12
В-1-2 1 1 М = 1; Ж = 1
0 40 122 79 33 171 В4 М = 241; Ж = 2ВВ
9-0 9 45 47 3 44 21 М = 101; Ж = 74
7-3 2В 103 57 15 100 72 М = 1ВВ; Ж = 1В7
В-7 5 1В 11 В 24 15 М = 34; Ж = 47
9-2 1 М = 1
9-В-1 1 4 13 3 24 24 М = 1В; Ж = 51
9-В-2 1 1 7 14 М = 9; Ж = 14
7-1-1 2 2 1 М = 4; Ж = 1
В-9 5 5 5 20 В М = 1б; Ж = 33
В-1-4 1 3 М = 1; Ж = 3
7-2 1 М = 1
7-7 1 3 1 2 М = 4; Ж = 3
В-В 1 3 2 2 М = б; Ж = 2
б-4-1 2 М = 2
7-б 2 1 1 2 М = 3; Ж = 3
7-2-1 1 1 1 1 1 М = 2; Ж = 3
2-3 1 Ж = 1
4-3 1 Ж = 1
В-1-2 1 б Ж = 7
б-3 1 Ж = 1
Зубец Р Частота встречаемости, %
Высокоамплитудный 93
Уширенный 2
Двухфазный
Отрицательный
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 33
7
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
вана абсолютная норма. В 25 % случаев выявлены изменения электрокардиограмм, характерные для переходных состояний от нормы к функциональным нарушениям. В 33,7 % (456 случаев) зафиксированы функциональные изменения кардиограммы (к ним также отнесён код 7.3 - неполная блокада правой ножки пучка Гиса, что составило 27,8 %), органические изменения у студентов во всех возрастных группах встречались в 1,92 % случаев. Обращает на себя внимание, что органические изменения миокарда были зафиксированы в виде блокад ножек пучка Гиса (в равном количестве случаев встретились блокады левой и правой ножки пучка Гиса), синдромом WPW и АВ - блокады I степени. В 3 раза чаще у мужчин, чем у женщин встречается брадикардия. Тахикардия встречается в равных количествах. Изменения сегмента 8Т и зубца Т изолированы без нарушений в проводящей системе сердца и практически не наблюдались (1 случай).
Заключение. Таким образом, стойкие органические изменения миокарда, зафиксированные при проведении ЭКГ-исследования, в 1,9 % случаев позволяют рекомендовать студентам занятия в группах лечебной физкультуры.
В 59 % случаев определялись те или иные отклонения на ЭКГ, были рекомендованы занятия либо в специальной группе (до установления диагноза), либо в подготовительной группе; 39,1 % студентов могут заниматься в основной группе по физической культуре или в спортивных секциях.
Проведение телемедицинских технологий для диагностики позволяет снимать электрокардиограмму непосредственно на занятиях ЛФК, без посещения поликлиники. Используя такую методику снятия ЭКГ, можно в кратчайшие сроки определять важнейшие показатели здоровья студента и сформировать для него наиболее оптимальный план проведения занятий физической культурой и спортом, повысить качество врачебного контроля.
Литература
1. Быков, Е.В. Использование телесно-ориентированных методик в физическом воспитании студентов / Е.В. Быков, О.Л. Петрожак // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.; Казань: Казан. ун-т, 2011. -С. 173-176.
2. Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. тр. - Челябинск, 2000. - С. 177-180.
3. Изаак, С.И. Антропологические аспекты мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк // Валеопе-дагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы IIРос. науч.-практ. конф. -Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. - С. 6-9.
4. Изучение утомления студентов в процессе учебной деятельности / А.В. Редько, Е.Л. Бачери-кова, Ю.Г. Камскова, Н.А. Захарова / Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф.: в 2 т. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - Т. 2. - С. 217-220.
5. Казин, Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э.М. Казин, Л.А. Варич // Физиология человека. - 2005. -Т. 31, № 1. - С. 77-81.
6. Комарова, И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: дис. ... канд. мед. наук / И.А. Комарова. - Курган, 2009. - 200 с.
7. Круглякова И.П. Управление здоровьем студенческой молодёжи / И.П. Круглякова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 276 с.
8. Ланда, Б.Х. Научно-методическое и кадровое обеспечение мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся образовательных учреждений /Б.Х. Ланда //Валео-педагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы II Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. -С. 9-11.
9. Манжелей, И.В. Мониторинг физического состояния студентов / И.В. Манжелей // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2004. - № 6 (б). - С. 365-372.
10. Мыльников, В.В. Функциональное состояние и физическая подготовленность школьников в норме и патологии и их динамика в условиях реабилитационного центра: автореф. дис. ... канд. мед. наук /В.В. Мыльников. - Челябинск, 2008. - 22 с.
11. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у школьников и студентов в процессе обучения / Е.В. Быков, М.В. Егоров, Л.В. Смирнова и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2004. - № 3. -С. 60-63.
12. Серова, Н.Б. Об организации физического воспитания со студентами Социального института РГППУ, имеющими отклонения в состоянии здоровья / Н.Б. Серова // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы II Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. - С. 148-150.
13. Шибкова, Д.З. Концептуальные подходы к анализу результатов мониторинга физического развития школьников на индивидуально-популяционном уровне / Д.З. Шибкова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 8-11 окт. 2008 г.: в 2 т. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - Т. 2. - С. 274-280.
Поступила в редакцию 28 августа 2012 г