ИНТЕГРАТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
УДК 616.1-612.1
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМОВ ЕЁ РЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОК
Е.В. Быков, О.Л. Петрожак ЮУрГУ, г. Челябинск
Представлены результаты оценки сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у студенток под влиянием психофизиологического воздействия с использованием телесно-ориентированных методик, выявлены положительные изменения показателей системы кровообращения, а также повышение функционального состояния ССС, снижение централизации управления ритмом сердца.
Ключевые слова: спектральные характеристики, центральная и периферическая гемодинамика, вариабельность ритма сердца, саморегулирование психоэмоционального состояния.
Учебная деятельность в условиях современного вуза характеризуется специфическими особенностями: чрезмерным эмоциональным и интеллектуальным напряжением (особенно в период экзаменационной сессии), инновационными формами и методами преподавания, наряду с проблемой восприятия и переработки большого объема информации в условиях дефицита времени; крайней ограниченности двигательной активности, нерациональным питанием, систематическими нарушениями режима труда и отдыха [3, 5, 8, 9].
Так как биологические возможности человека достаточно ограничены, то постоянное воздействие стресс-факторов приводит к истощению адаптационных способностей и развитию болезненных состояний [1, 6, 7].
Необходимость в комплексном решении проблем адаптации к профессиональной, в том числе учебной деятельности, выражает характерную тенденцию к системному, интегративному, целостному познанию человека. Знания психофизиологических механизмов позволят укрепить и сохранить осознанный и ответственный подход к своему здоровью; позволят личности, изменяя себя, способствовать изменению самой системы, в которой она совершает разнообразную, в том числе учебную и профессиональную деятельность [4].
В этой связи проводятся учебные занятия специализации «Аэробика с психологической разгрузкой», включающие в себя телесно-ориенти-рованные методики, дающие представление студенткам о единстве и взаимодействии соматического и психического компонентов.
На занятиях аэробикой с психологической разгрузкой в ЮУрГУ мы опирались на когнитивноповеденческую модель (от англ. cognition — мысль, смысл, знание). Общая концепция, которой мы придерживаемся, входит в поведенческую (бихе-виоральнуто) телесно-ориентированную парадигму. Данное направление предусматривает преодоление мифов, искажений и фальсификаций.
Учебная программа занятий аэробикой с психологической разгрузкой предлагает студентам увидеть мир и себя в нем настолько объективно, насколько это возможно. Такое взаимодействие с реальностью ведет к развитию и формированию адаптивных, безболезненных и успешных проявлений в поведении и познании себя.
Успешное когнитивное преодоление сложных психологических ситуаций не устраняет стрессоры, но делает их менее угрожающими и разрушительными. При этом студенты будут и дальше испытывать те же учебные перегрузки, но будут стремиться к успеху; возможность неудачи не станет пугать их как прежде, а потребность в высоких достижениях будет оказывать меньшее давление.
Психологическая разгрузка на уроках аэробики строится на редукции физических стрессовых реакций с помощью таких средств, как «дыхательные» техники, нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация. В результате направленного психологического воздействия стабилизируется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, развиваются способности саморегулирования психоэмоционального состояния.
Интегративная физиология
Целью данной работы является исследование состояния сердечно-сосудистой системы и механизмов ее регуляции у студенток, занимающихся по программе «Курс аэробики и психологического тренинга».
Изучение показателей гемодинамики осуществлялось методом импедансной реографии при помощи компьютерной технологии «Кентавр» и др. [2].
Испытуемыми являются студентки 1-3 курсов ЮУрГУ, занимающиеся физической культурой, отнесенные к основной или подготовительной подгруппе, не имеющие тяжелых хронических заболеваний. Студентки основной группы (21 человек) занимаются в группах аэробики с психологической разгрузкой. Студентки контрольной группы (19 человек) занимаются в группе классической аэробики. Занятия по овладению приемами саморегуляции, формированию телесного образа «Я» и т.д. проходили в течение учебного года с сентября по май. Обследования проведены в конце II семестра (апрель - май).
У лиц основной группы выявлена положительная динамика показателей ССС - в состоянии покоя величина ЧСС снизилась на 10 % по сравнению с данными фонового исследования на 1-м этапе (начало учебного года), характеризуя повышение экономизации деятельности сердца, что сочеталось с тенденцией к увеличению насосной функции - значений ударного объема (на 13,5 % в среднем по группе). Аналогичные тенденции в группе контроля были менее выражены. В табл. 1 приведены показатели центральной гемодинамики студенток.
Более существенны различия показателей ССС при проведении активной ортостатической пробы. Так в основной группе ЧСС в положении стоя была достоверно ниже, а У О - выше по сравнению с 1-м этапом исследования (р < 0,05). Также необходимо отметить, что величина ударного объема в контрольной группе снижалась более выра-женно и была достоверно ниже, чем в основной (р < 0,05), что компенсировалось более выраженной хронотропной реакцией (частота сердечных
сокращений составила 91,96 ± 2,97 уд./мин против 84,08 ± 2,59 уд./мин).
Совершенствование деятельности ССС в основной группе подтверждалось при анализе индивидуальной динамики изучаемых показателей при выполнении пробы активного ортостаза. Так количество лиц с дезадаптивными реакциями в группе контроля составило 6 человек (20 %), в основной у всех девушек тип реакции был нормотонический. Более существенные различия установлены при спектральном анализе медленноволновой вариабельности ритма сердца в сравниваемых группах (табл. 2).
Так в основной группе достоверно выше стала величина ОМС по сравнению с 1-м этапом исследования, что определялось более высокими значениями мощности колебаний в ВЧ-, УНЧ- и ОНЧ-диапазонах спектра. Более высокие ОМС и мощность высокочастотных колебаний по данным литературы [2] характеризуют повышение адаптационных возможностей организма, снижение напряжения механизмов регуляции функций ССС.
При ортостатической пробе наблюдалось снижение мощности колебаний в УНЧ-, ОНЧ- и ВЧ-диапазонах спектра, при этом итоговые значения абсолютной мощности высокочастотных колебаний у девушек основной группы были выше, чем в контрольной.
Проведенный нами анализ относительной мощности колебаний показал, что в основной группе доля ВЧ-колебаний была больше как в состоянии покоя, так и при ортопробе (см. рисунок).
Также было установлено, что превалирование доли НЧ-колебаний имело место у 25 девушек ос-
новной группы (83,3 %, на 1-м этапе - 63,3 %), в контрольной - осталось прежним (70 %); соответственно, напряжение регуляции ритма сердца, обусловленного превалированием ОНЧ-колебаний (активность надсегментарных структур автономной нервной системы), более часто встречается в группе контроля (30 % против 16,7 % в основной).
Интерес представляет сопоставление расчетных показателей - индекса вагосимпатического равновесия (ИВР) и индекса централизации (ИЦ).
Таблица 1
Показатели центральной гемодинамики студенток основной (1) и контрольной (2) группы
на 2-м этапе исследования^ ± т)
Группа ЧСС, уд./мин УО, мл МОК, л/мин СИ, л/мин/м
Лежа
1 68,21 ±2,32 59,36 ± 3,97 3,73 ± 0,35 2,46 ± 0,27
2 74,05 ± 2,50 50,14 ± 4,11 3,71 ±0,34 2,44 ± 0,26
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Стоя
1 84,08 ± 2,59*** 48,11 +2,84** 4,04 ± 0,36 2,66 ± 0,24
2 91,96 ±2,97*** 35,39 ± 3,06** 3,25 ± 0,30 2,14 ±0,18
Р >0,05 <0,01 >0,05 >0,05
Примечание: ***различия между результатами в положении лежа и стоя достоверны при р < 0,001.
УНЧ ОНЧ НЧ ВЧ
В 1-Я гр. лежа ЕЗ 2-я гр. лежа В 1-я гр. стоя Ш 2-я гр. стоя
Процентное распределение общей мощности спектра ритма сердца у студенток основной (1-я гр.) и контрольной группы (2-я гр.) по диапазонам частот в положении лежа и стоя
В основной группе ИВР снизился в динамике наблюдения до 1,46 ±0,15 уел. ед. (на 1-м этапе -1,77 ± 0,19 уел. ед.), в контрольной составлял 1,53 ± ± 0,17 уел. ед. (на 1-м этапе - 1,62 ± 0,17 уел. ед.), ИЦ - до 2,65 ± 0,28 уел. ед. (3,23 ± 0,30 уел. ед.) и 2,82 ± 0,30 (3,04 ± 0,31 уел. ед.) соответственно.
Более значимы различия спектральных характеристик при ортопробе. Так ИЦ составил в 1-й группе 5,27 ± 0,46 уел. ед. (6,67 ± 0,51 уел. ед. на 1-м этапе, р < 0,05), что на 20 % меньше, чем во 2-й группе (6,34 ± 0,50 уел. ед.; на 1-м этапе - 6,82 ± ± 0,56 уел. ед.).
Индекс централизации повышался в основной группе до 3,41 ± 0,34 уел. ед. (на 1-м этапе - до 4,28 ± 0,40 уел. ед.) в 1-й группе и до 4,02 ± 0,37 уел. ед. в контрольной (на 1-м этапе - до 4,31 ± ± 0,39 уел. ед.).
Выявленные нами изменения спектральных характеристик наряду с представленными выше показателями ЧСС отражают благоприятную тенденцию к снижению централизации управления ритмом сердца в обеих группах как результат систематических занятий физическими упражнениями, при этом более существенные позитивные сдвиги наблюдаются в основной группе.
Показатели артериального давления в обеих группах имели тенденцию к снижению, а показатели периферического кровообращения (АРП) -к повышению по сравнению с данными фонового исследования (табл. 3). В то же время совершенствование механизмов регуляции сосудистого тонуса проявилось в том, что при ортопробе дезадап-тивные реакции АД определены у 1 студентки основной группы и у 4 - контрольной, а снижение
Таблица 2
Показатели мощности спектра показателя частоты сердечных сокращений студенток основной и контрольной группы на 2-м этапе исследования (М ± т)
Показатель Группа Положение Р
лежа стоя
Общая мощность спектра, мс2 1 3114,29 ±283,46* 2319,58 ±212,27* <0,05
2 2683,11 ±204,05 2006,74+ 197,32 <0,05
Р >0,05 >0,05
УНЧ, мс2 1 417,34 ± 37,26** 292,28 ±28,88** <0,01
2 354,16 ±32,49 254,89 ± 26,05 <0,01
Р >0,05 >0,05
ОНЧ, мс2 1 882,02 ± 76,58* 605,43 ± 61,90 <0,01
2 789,10 ±79,65 553,85 ±58,13 <0,05
Р >0,05 >0,05
НЧ, мс2 1 1083,84 ±93,41 1099,51 ±96,57 >0,05
2 931,08 ±89,73 959,24 ± 93,76 >0,05
Р >0,05 >0,05
ВЧ, мс2 1 731,11 ±85,10** 322,37 ± 33,44** < 0,001
2 608,79 ±62,17 238,71 ±24,51 < 0,001
Р >0,05 <0,05
Примечание: * - различия достоверны по сравнению с показателями 1-го этапа исследований при р < 0,05, ** - различия достоверны по сравнению с показателями 1-го этапа исследований при р < 0,01.
Интегративная физиология
АРП было менее выраженным - в пределах 60-75 % по сравнению с положением лежа. Величина АРП в вертикальном положении у девушек 1-й группы была достоверно выше, чем на 1-м этапе исследования.
Вегетативный индекс Кердо в основной группе составил - 6,75 ± 1,71, снизившись по сравне-
определялась положительными изменениями показателей системы кровообращения (ЧСС, ударный объем, артериальное давление, амплитуда реоволны пальца стопы) в состоянии покоя, повышением функционального состояния ССС (судили по результатам ортостатической пробы), что было обусловлено перестройками на уровне регу-
Таблица 3
Показатели артериального давления и периферической гемодинамики студенток основной и контрольной групп на 2-м этапе исследования (М ± т)
Группа САД, мм рт. ст. ДАД, мм рт. ст. АРП, мОм
Лежа
1 112,65 ±2,29 72,81 ±2,03 29,56 ±3,21
2 112,73 ±2,51 72,43 ± 1,95 28,14 ±2,97
Р >0,05 >0,05 >0,05
Стоя
1 114,12 ±2,26 77,94 ± 1,86** 20,77 ± 2,14х
2 114,88 ±2,20 78,51 ± 1,89** 19,65 ± 1,98
Р >0,05 >0,05 >0,05
Примечание: ** - различия достоверны по сравнению с показателями в положении лежа при р < 0,01; *** - различия достоверны по сравнению с показателями в положении лежа при р < 0,001; х - различия достоверны по сравнению с показателями 1-го этапа исследований при р < 0,05.
Таблица 4
Показатели двойного произведения, вегетативного индекса Кердо и индекса напряжения у студенток основной и контрольной групп (М ± т)
Группа Вегетативный индекс Кердо, ед. Двойное произведение, ед. Индекс напряжения, ед.
1 -6,75 ± 1,71** 76,84 ±3,31* 74,35 ± 13,40*
2 2,19 ±2,54 83,48 ± 3,25 95,68 ± 16,76
Р <0,01 >0,05 >0,05
Примечание: * - различия достоверны по сравнению с показателями на 1-м этапе исследований при р < 0,05; ** - различия достоверны по сравнению с показателями на 1-м этапе исследований при р<0,01.
нию с 1-м этапом такая динамика расценивается нами как положительная, среднегрупповая величина свидетельствовала о наличии эйтонии; пара-симпатикотонический исходный вегетативный тонус, согласно ВИК, был определен у 7 человек (23,3 %, в начале исследования лиц с такими показателями не было) (табл. 4).
Во второй группе ВИК имел тенденцию к снижению и составил 2,19 ±2,54 уел. ед., он был выше, чем в основной группе (р < 0,01).
Величины двойного произведения (ЧССхСАД/100) и ИН также имели положительный тренд в обеих группах (тенденция к снижению), но только в основной снижение ДП и ИН было достоверным - составило соответственно более 10 % и 38 % (р < 0,05 по сравнению с исходными значениями).
Индивидуальный анализ показал, что ДП менее 85 (уровень «выше среднего») имелся у 21 девушки основной группы (70 % против 30 % на 1-м этапе) и у 12 лиц контрольной группы (40 % против 26,6 %).
Таким образом, более высокая эффективность занятий в экспериментальной (основной) группе
ляторных механизмов: снижением централизации управления ритмом сердца как в состоянии покоя, так и при проведении функциональной пробы (повышение ОМС, мощности высокочастотных колебаний в состоянии покоя; менее выраженная симпа-тикотония при ортопробе у лиц основной группы).
Литература
1. Александров, A.A. Аутотренинг: справочник/ A.A. Александров. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
2. Баевский, P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации): протокол №4 от 11.04.2000 Комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике М3 РФ / P.M. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин и др. // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. междунар. симп. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2003. - С. 200-255.
3. Быков, Е.В. Адаптация сердечно-сосудис-той системы к физическим нагрузкам / Е.В. Быков, С.А. Личагина, Р. У. Гаттаров и др. // Коле-
Влияние телесно-ориентированного воздействия на состояние сердечно-сосудистой системы...
бателъная активность показателей функциональных систем организма спортсменов и детей с различной двигательной активностью. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - С. 92-207.
4. Вербина, Г.Г. Психологические механизмы развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста / Г.Г. Вербина // Психика и тело: научно-практические аспекты взаимодействия психического, физиологического у человека в норме, при донозологических состояниях и патологии: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 6—17 апреля 2010 г. - Тюмень, ВЕКТОР БУК, 2010. - С. 17-20.
5. Адаптация человека к спортивной деятельности / А.П. Исаев, С.А. Личагина, Р. У. Гаттаров и др. — Ростов на/Д.: Изд-во РГПУ, 2004. - 236 с.
6.Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008. -224 с.
7. Круглякова, И.П. Управление здоровьем студенческой молодёжи / И.П. Круглякова / под науч. ред. засл. деятеля науки РФ, д.м.н. Л.Г. Розен-фельд. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 276 с.
8. Попова, Т.А. Формирование культуры здоровья студентов / Т.А. Попова // Оздоровительные технологии XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. 3—5 декабря 2002 г. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия». - С. 27—29.
9. Судаков, КВ. Эмоциональный стресс в повседневной жизни / К.В. Судаков. - М., 1991. — 43 с. - (Обзорная информация: Медицина и здравоохранение).
Поступила в редакцию 21 сентября 2010 г.