Научная статья на тему 'Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры»'

Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
903
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MONITORING THE HEALTH OF STUDENTS / THE INCIDENCE OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION / RECREATION / HEALTHY LIVING / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коваленко Александр Николаевич, Быков Евгений Витальевич

В материале статьи представлены основные цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры». Отражена концепция программы мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры и основные направления работы по реализации данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коваленко Александр Николаевич, Быков Евгений Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A goals and objectives of the program «Нealth monitoring of students at the university of physical education»

The article presents the main objectives of the program «Monitoring the health of students of the University of Physical Culture». It addressed the students health monitoring program, the concept of high school physical education and the main directions of work for the implementation of this program.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры»»

4. Lapina, I.E. The concept of the course "Computer Algebra" in the preparation of Bachelors of physical and mathematical education. Chelovek i obrazovanie, 2012. № 4 (33). P. 99-102. [in Russian].

5. Professional standard «Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)». Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].

Сведения об авторах: жаркова Юлия Сергеевна,

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и методики обучения математики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. E-mail, [email protected]

Information about the authors: Zharkova Yuliya Sergeevna,

Candidate of Sciences (Mathematics), Associate Professor,

Department of Mathematics and Methods

of Teaching Mathematics,

Mordovian State Pedagogical Institute

named after M. Y. Evseviev,

Saransk, Russia.

E-mail: [email protected]

Лапина Ирина эдуардовна,

старший преподаватель кафедры математики и методики обучения математики,

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Lapina Irina Eduardovna,

Senior Lecturer,

Department of Mathematics

and Methods of Teaching Mathematics,

Mordovian State Pedagogical

Institute named after

M.Y. Evseviev,

Saransk, Russia.

E-mail: : [email protected]

УДК 378:613.4 ББК 74.484(2):51.204

А.Н. Коваленко, Е.В. Быков

цели и задачи программы «мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры»

В материале статьи представлены основные цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры». Отражена концепция программы мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры и основные направления работы по реализации данной программы.

Ключевые слова: мониторинг здоровья студентов, заболеваемость студентов в вузах, оздоровление, здоровый образ жизни, адаптивная физическая культура.

ш

A.N. Kovalenko, E.V. Bykov

3 a goals and objectives of the program

| «health monitoring of students

i at the university of physical education»

ей

The article presents the main objectives of the program «Monitoring the health of students of the ^ University of Physical Culture». It addressed the students health monitoring program, the concept

of high school physical education and the main directions of work for the implementation of this program.

Key words: monitoring the health of students, the incidence of students in higher education, recreation, healthy living, adaptive physical education.

Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения России и усиление пропаганды здорового образа жизни.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, а на 5055 % - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого является активный отдых и физическое совершенствование. Высшие учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют приоритетную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни.

Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации. Интенсификация учебного процесса в учреждениях высшего образования зачастую отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии, психическом и репродуктивном здоровье.

По статистике, в среднем, в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Растет алкоголизация и наркомания среди молодежи: около 70% лиц, употребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Ухудшение здоровья детей и подростков в последние десятилетия способствовало формированию негатив-

ных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи, определяющей интеллектуальный потенциал и будущее развития России. В то же время недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студенческой молодежи, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки, а также технологии укрепления здоровья [2, с. 11; 10, с. 17].

Одним из важнейших механизмов управления санитарно-эпидемиологическим благополучием является система социально-гигиенического мониторинга здоровья студентов, главной задачей которого являются определение причинно-следственных связей и идентификация рисков для здоровья различных групп студентов.

В период обучения в высших учебных заведениях физической культуры студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья. Изменение стереотипа окружения, возрастание психофизиологической нагрузки, особенно на начальном этапе обучения в вузе, приводят к стрессовому напряжению у студентов. Учебная деятельность в условиях информационной перегрузки, нерационального планирования учебной нагрузки способствует возникновению стресса, связанного с дефицитом времени, что в конечном итоге может приводить к депрессии, психовегетативным расстройствам, неврозам и различным соматическим заболеваниям. Возрастает количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, включая лиц с ограниченными возможностями [3; 4; 5]. Однако российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и приумножать, чтобы в перспективе он принес свои дивиденды. Студенческий контингент в Федеральном государствен-

к .и са о

о ч

со

X

к «

£ z

53 £

О к о S

¡1

0 О I- i£ s о

1 ф О Т

=¡5

■115

го <U

е-ё

о о

С Ф

и

ГО й П о

s I

s s

S?

ш о

.0 ш

Ш и]

о"

X

ф

^

га ш

о ±

<

ном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск) - это не только профессиональные спортсмены, но и лица, не занимающиеся профессиональным спортом, а также молодые люди с ограниченными возможностями; среди них также имеются студенты, относящиеся по состоянию здоровья к группе риска [6; 7; 9].

Вышеперечисленные факты приводят к необходимости более глубокого изучения сочетанного влияния физических и умственных нагрузок на состояние здоровья студентов в условиях вуза физической культуры.

Необходимость совершенствования стратегии и тактики обеспечения санитарно-эпидемического благополучия студентов в период профессионального обучения определила цель исследования - научное обоснование системы мониторинга здоровья студентов.

Под мониторингом здоровья студентов авторы понимают научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии физического, психологического, социального здоровья, об их потребности в здоровье, об осознании его ценности, мотивациях к самосохранительному поведению, и обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на всех уровнях власти.

Современные системы мониторинга представляют собой постоянные динамические наблюдения интересующих групп населения, с целью получения дополнительной информации. Организация мониторинга состояния здоровья обеспечивает анализ причинно-следственных связей между: физическим состоянием молодежи; факторами среды обитания человека и социально- экономическими условиями жизни населения; прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации. В настоящее время мониторинговые исследования активно осуществляются в различных вузах России [1; 8; 11].

Уральский государственный университет физической культуры имеет

материально-технические возможности и подготовленных квалифицированных специалистов для проведения данного вида деятельности в соответствии с современными требованиями к проведению медико-биолого-психологических исследований, в том числе и коррекцион-ных воздействий при наличии у студентов отклонений в состоянии здоровья.

Целью мониторинга являются динамические наблюдения за состоянием здоровья студентов и разработка программ по формированию их поведения, способствующего укреплению и сохранению здоровья.

При разработке программы мониторинга нами использованы общепринятые принципы: комплексность; системность; целостность; динамичность; репрезентативность, а также принцип обратной связи, т. е. совместное обсуждение результатов диагностики [5; 12].

В систему мониторинга входят следующие блоки: теоретические вопросы, двигательные умения и навыки, тесты на определение уровня физической подготовленности, гармоничность физического развития, показатели здоровья и функционального состояния, критерии уровня физической активности и здорового образа жизни. Предполагается, что в целом вся система мониторинга состояния здоровья студентов вуза физической культуры обеспечит повышение качества образования.

Особенностью предлагаемой программы мониторинга является системный подход к оценке условий образовательной среды, образа жизни и социального статуса студентов, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, типологических особенностей нервной системы, умственной работоспособности, двигательных качеств и состояния здоровья обучающихся, что дает возможность реализовать на практике индивидуальный подход к организации образовательного процесса и образа поведения студентов.

Стратегическая цель программы - на основании мониторинга здоровья студентов разработать и внедрить в практику программы оздоровления, сохранения и

укрепления здоровья студентов вуза физической культуры условиях сочетанных умственных и физических нагрузок.

Основные задачи программы:

• создание модели мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры;

• формирование комплекса медико-психофизиологических методов исследования состояния здоровья студентов;

• изучение медико-психофизиологических особенностей студентов по категориям: спортсмены, не спортсмены, лица с ограниченными возможностями;

• лонгитюдный анализ состояния здоровья на основании профилактических осмотров и диспансеризации, а также анкетирование студентов по вопросам здорового образа жизни в динамике всего периода обучения в вузе;

• комплексная оценка уровня физической подготовленности и общей физической работоспособности, умственной работоспособности, а также образа жизни студентов;

• разработка и внедрение автоматизированной программы мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры;

• сравнение и сопоставление результатов мониторинга состояния здоровья студентов УралГУФК с аналогичными исследованиями других регионов, стран;

• разработка программ по сохранению и улучшению здоровья студентов вуза физической культуры.

Основные направления работы по практической реализации программы «Мониторинг здоровья студентов вуза физической культуры»:

I. Организационно-методическая работа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Проведение анкетирования студентов с первого по четвертый курсы по вопросам мониторинга здоровья студентов.

2. Проведение мониторинга отношения студентов к основам здорового образа жизни, алкоголю, наркомании и табакокурению.

3. Подготовка и выпуск методических материалов в помощь кураторов данной программы.

П.Информационно-просветитель-ская работа:

1. Организация тематических выставок литературы по данной теме. Программы «Мониторинг здоровья студентов вуза физической культуры».

2. Организация цикла бесед по профилактике заболеваний и других вредных факторов, влияющих на здоровье студентов.

3. Систематическая публикация статей по проведению и реализации данной программы.

Реализация Программы «Мониторинг здоровья студентов вуза физической культуры» планируется в филиалах Урал-ГУФК (г. Екатеринбург, г. Уфа) и в кооперации с вузами физической культуры Германии, Израиля, Венгрии и других стран.

Таким образом, данные литературы и наших собственных исследований позволяют сделать вывод о том, что состояние здоровья студенческой молодежи имеет тенденцию к ухудшению; на здоровье студентов оказывают сочетанное влияние физические и умственные нагрузки; эффективным средством управления здоровьем студентов является организация комплексного мониторинга и планирование научно-обоснованных коррекционных мероприятий с учетом его результатов. Реализация намеченной программы позволит выявить наиболее значимые факторы риска развития заболеваний, оказать влияние на них с помощью коррекционных программ и вовлечь студентов в различные проекты, связанные с сохранением и укреплением их здоровья.

Библиографический список

1. Болдов, А.С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза [Текст] / А.С. Болдов, А.С. Махов, Л.Ю. Климова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2015. - № 5(123). - С. 44-48.

к .о са

о ^

о ч

со

X

к Ä

£ z

53 £

О к

о S

= i

0 О I- Ü S о

1 ф О Т

S со

га _ I-

го ф о о

С Ф са

ii

го й

со О

I

Ф

2. Быков, Е.В. Влияние телесно-ориентированного воздействия на состояние сердечнососудистой системы и механизмы ее регуляции у студенток [Текст] / Е.В. Быков, О.Л. Петрожак // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2010. - Вып. 25. -№ 37 (213). - С. 11-15.

3. Здоровье студентов: социологический анализ [Текст] / отв. ред. И.В. Журавлева. - М.: Институт социологии РАН, 2012. - 252 с.

4. Изаак, С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинг [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / С.И. Изаак. - СПб., 2006. - 344 с.

5. Кабачкова, А.В. Мониторинг здоровья студентов вуза: организационные и методические проблемы [Текст] / А.В. Кабачкова, Л.В. Капилевич // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1(17). - С. 112-118.

6. Коваленко, А.Н. Научное обоснование стратегии реформирования здравоохранения и физической культуры на муниципальном уровне [Текст]: монография / А.Н. Коваленко. - Челябинск: Уральская академия, 2015. - 279 с.

7. Коломиец, О.И. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях [Текст] / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, О.А. Макунина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №1. - С. 97-104.

8. Ондар, А.О. Скрининговая оценка уровня здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета [Текст] / А.О. Ондар, Р.И. Айзман, Л.К. Будук-оол, У.И. Шыырапай // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 19. - № 1. -С. 101-105.

9. Орехов, Е.Ф. Состояние здоровья студентов-спортсменов и модернизация подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта [Текст] / Е.Ф. Орехов, О.И. Коломиец, Е.В. Быков // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 4(55). - С. 83-88.

10. Усков, Г.В. Программы тренировочных режимов для студентов с различным уровнем функционального состояния [Текст] / Г.В. Усков, Е.В. Быков, В.В. Белов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 11. - С. 17.

11. Феофилактов, В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий физической подготовки студентов гуманитарных вузов на основе мониторинга физического развития [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Феофилактов. - М., 2005. - 244 с.

12. Шибкова, Д.З. Организация здоровьеформирующей образовательной среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья» [Текст] / Д.З. Шибкова, П.А. Байгу-жин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - 164 с.

ш о

.о LO

m ш

о"

X

Ф ^

га са

0 ЪИ

1

<

Referencеs

1. Boldov A.S., Makhov A.S., Klimova L.Yu. Monitoring of students physical condition at a social institution. Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015. № 5 (123). P. 44-48. [in Russian].

2. Bykov E.V., Petrozhak O.L. Influence of body focused impact on cardio-vascular system and mechanisms of its regulation in female students. Vestnik YuUrGU. Seria "Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaia kultura", 2010. Vyp. 25. № 37 (213). P. 11-15. [in Russian].

3. Student health: a sociological analysis. Ed. by I.V. Zhuravleva. M.: Institut sotsiologii RAN. 252 p. [in Russian].

4.Izaak S.I. State of physical fitness and sportsmanship of the Russian young generation and their corrections based on population monitoring. Diss. ... doctor of sciences (education). SPb.. 2006. P. 344. [in Russian].

5. Kabachkova A.V., Kapilevich L.V. Higher school students health monitoring: organization and methodological problems. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 1 (17). P. 112-118. [in Russian].

6. Kovvalenko A.N. Scientific background of health care and physical culture reform strategy at the municipal level. Chelyabinsk: Uralskaia akademia, 2015. 279 p. [in Russian].

7. Ondar A.O., Aizman R.I., Budukool L.K., Shyyrapai U.I. Screening assessment of first year students health level at Tuva state university. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2013. Vol. 19. № 1. P. 101-105. [in Russian].

8. Orekhov E.F., Kolomiets O.I., Bykov E.V. Health condition of student athletes and modernizing staff training for physical culture and sports. Kultura ifizicheskoie zcbrovie. 2015. № 4 (55). P. 83-88. [in Russian].

9. Uskov G.V., Bykov E.V., Belov V.V. Training mode programs for students with different functional states. Teoria ipraktika fizicheskoi kultury. 2009. № 11. P. 17. [in Russian]

10. Feofilaktov V.V. Comparative analysis of innovative technologies to train students of humaniatrial higher schools based on physical fitness monitoring. Dis. ... candidate of sciences (Education). M., 2005. - 244 p. [in Russian].

11. Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A. Organization of health forming educational environment with automated program "Health monitoring". Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. Gos. Ped. Un-ta, 2011. 164 p. [in Russian].

Сведения об авторах: Коваленко Александр Николаевич,

доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Быков Евгений Витальевич,

доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе,

заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Kovalenko Aleksandr Nikolaevich,

Doctor of Sciences (Medicine),

Leading researcher,

Research Institute

of Olympic Sports,

Ural State University

of Physical Culture,

Chelyabinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Bykov Evgeny Vitalievich,

Doctor of Sciences (Medicine), Academic Title of Professor, Pro-Rector for Science and Research, Head, Department ofSports Medicine and physical Rehabilitation, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480.8

С.В. Масловская, И.Н. Мещерякова

мониторинговые исследования качества дополнительного профессионального образования: социокультурный контекст

В статье изложены результаты проведения социологического мониторингового исследования качества дополнительного профессионального образования, осуществляемого Оренбургским ИПКиППРО. В рамках статьи взят один из аспектов мониторингового исследования - исследование качества процесса обучения. Дан качественный анализ представленного параметра в соответствии с выделенными индикаторами: уровень организации учебного процесса, его интенсивность, новизна содержания учебного курса, соответствие целей и задач курсовой подготовки объему часов образовательной программы, удовлетворенность процессом обучения в целом, удовлетворенность организацией межличностного взаимодействия, эффективность используемых технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.