Научная статья на тему 'Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок'

Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ / ТЯЖЕСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ / СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / STUDENTS / SICKNESS RATE WITH TEMPORARY DISABILITY / SEVERITY OF DISEASES / STRUCTURE OF SICKNESS RATE / CORRECTION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коваленко А.Н., Быков Е.В., Макунина О.А., Коломиец О.И.

Студенческая молодежь рассматривается и в качестве популяционного ресурса, что является фактором не только благополучия, но и безопасности страны и ее регионов. В условиях ухудшения экологической обстановки, несоблюдения принципов здорового образа жизни истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, наблюдается рост заболеваемости студентов вузов с временной утратой трудоспособности. Значительное расхождение в сведениях о состоянии здоровья студентов вузов и их заболеваемости является следствием отсутствия единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой информации. Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент это не только профессиональные действующие спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, необходима особая программа мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры, основанная на системном подходе к оценке условий образовательной среды, образа жизни и социального статуса студентов, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, типологических особенностей нервной системы, умственной работоспособности, двигательных качеств, что дает возможность реализовать на практике индивидуальный подход к организации образовательного процесса и образа поведения студентов. Материал. Изучение заболеваемости студентов УралГУФК с временной утратой трудоспособности за период 2014-2016 гг. и разработка педагогических и медико-биологических оздоровительно-коррекционных программ. Методы исследования: изучение показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), тяжести заболеваний, структуры и основных причин заболеваемости у студентов ведущих вузов г. Челябинска по данным обращаемости за 2014-2016 гг. на основании формы № 12 государственного статистического наблюдения, официальной отчетной формы № 16ВН; сравнительный анализ заболеваемости студентов трех ведущих вузов г. Челябинска за три года, их динамика и структура; предложены различные методы организации коррекционных программ, разработанных авторами статьи. Результаты. Комплексный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов УралГУФК отражают ее рост за период 2014-2016 гг. на 35,3%. Уровень заболеваемости с ВУТ в 2016 году составил 185,4 на 1000 студентов, что существенно выше уровня аналогичной заболеваемости студентов в ЧелГУ и в ЮУГМУ. Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов УралГУФК также имеет рост показателей, и она выше уровня аналогичных данных в ЧелГУ и в ЮУГМУ. В структуре заболеваемости с ВУТ у студентов УралГУФК на 1-м месте болезни органов дыхания, на 2-м месте травмы и отравления, на 3-м месте болезни органов пищеварения. За период 2014-2016 гг. отмечается рост заболеваемости органов дыхания и органов пищеварения. Отмечается высокий уровень заболеваемости по показателю «травмы и отравления», прежде всего за счет высокого уровня травматизма спортсменов-студентов УралГУФК. На основании полученных результатов предлагается внедрить программу мониторинга здоровья студентов, использовать педагогические и медико-биологические программы коррекции состояния здоровья аэробные нагрузки в зависимости от толерантности к физическим нагрузкам, аэробику и телесно-ориентированные воздействия, синхронизированное музыкальное воздействие, процедуры поверхностной рефлексотерапии и «непрямого» массажа, информационную магнитотерапию. Заключение. Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент это не только профессиональные действующие спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, необходим дифференцированный подход к составлению и реализации немедикаментозных педагогических и медико-биологических программ коррекции состояния здоровья. Для спортсменов это коррекционно-восстановительные, а для студентов с отклонениями в состоянии здоровья рекреационно-реабилитационные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students are considered a population resource, which is not only the factor of well-being, but also the factor of country and its regions safety. In terms of ecological situation worsening, when the principles of healthy life style are not followed, the reserves of nervous, endocrine, immune systems are exhausted there is sickness rate (with temporary disability) increase among students of higher educational establishments. Considerable difference between the information about students’ health state and their sickness rate is the result, why there are no integrated unified approaches to the received information gathering, analysis and interpretation. Taking into account the peculiarities of studying at physical culture higher educational establishment, the influence of complex mental and physical loads and also the fact, that students are not only professional sportsmen, but also people, who don’t go in for sport and physical culture and even young disabled people, it is necessary to create a special health monitoring program, which is based on a system approach to the following characteristics estimation: educational environment conditions, students’ life style and social status, individual morphofunctional characteristics of students’ organism development, typological peculiarities of nervous system, mental working capacity, physical qualities and it gives an opportunity to realize in practice individual approach to educational process and students’ behavior organization. Material. Students’ sickness rate study (with temporary disability) at Ural State University of Physical Culture during the following period: 2014-2016 and pedagogical and medical-biological health-improvingcorrectional programs creation. Research methods: Sickness rate indices with temporary disability (TD) study, severity of diseases, the structure and main reasons of diseases study among students of the leading higher educational establishments in Chelyabinsk according to the rate of medical aid appealability during 2014-2016 on the basis of the state statistical observation form №12, an official form of account №16ВН; comparative analysis of sickness rate among the students of three leading higher educational establishments of Chelyabinsk during three years, their dynamics and structure; different methods of correctional programs organization, created by the authors of the article, are offered. Results. Complex analysis of sickness rate with temporary disability among the students of the Ural State University of Physical Culture reflect its increase during the following period: 2014-2016 to 35,3%. The sickness rate with TD in 2016 was 185,4 to 1000 students, which is considerably higher the level of the same sickness rate among students of the Chelyabinsk State University and the South-Ural State Medical University. In the structure of sickness rate with TD among students of Ural State University of Physical Culture the 1st place take respiratory diseases, the 2nd place take injuries and intoxication, the 3rd place take digestive apparatus diseases. During 2014-2016 there was the increase of respiratory and digestive apparatus diseases. There is a high level of sickness rate according to “injuries and intoxication” index, mainly because of a high level of injuries among sportsmen-students of Ural State University of Physical Culture. On the basis of the received results it is supposed to introduce the program of students’ health monitoring, use pedagogical and medical-biological programs of health state correctionaerobic loads depending on tolerance to physical loads, aerobics and body-oriented influences, synchronized musical impact, procedures of superficial reflexotherapy and “external” massage, information magnetotherapy. Conclusion. Taking into account the peculiarities of studying at physical culture higher educational establishment, the influence of complex mental and physical loads and also the fact, that students are not only professional sportsmen, but also people, who don’t go in for sport and physical culture and even young disabled people, it is necessary to introduce a differentiated approach to drug-free pedagogical and medical-biological health state correction programs creation and realization. For sportsmen these are correction-rehabilitation events, for students with health problems recreation-rehabilitation events.

Текст научной работы на тему «Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок»

ultraviolet radiation. Otchetv о rahotosposohnosti [Health Reports], 2017. (SCOPUS)

Подано: 25.04.2017 Принято: 30.04.2017

Занковец Владислав Эдуардович - магистр педагогических наук, тренер по индивидуальному развитию игроков ХК «Барыс» Астана и Национальной сборной Республики Казахстан, ул. Кажымукана, 7, Астана, Казахстан, 010000, E-mail: zankavetsCcpjut. by

Для цитирования: Занковец В.Э. Дыхательная мускулатура в профессиональном хоккее // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 198-204.

DOI 10.14526/01 2017 224 УДК 378.17; 572.02; 796

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЧЕТАНИОГО ВЛИЯНИЯ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

А.Н. Коваленко - ведущий научный сотрудник Е.В. Быков - доктор медицинских наук, профессор O.A. Макунина - кандидат биологических наук, доцент О.И. Коломиец - кандидат биологических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, 1, Челябинск, Россия, 454091 E-mail: bev58(a)mndex. г и, kolomiec o(a)mail.ru, oamakunina@/nail.ru

Аннотация. Студенческая молодежь рассматривается и в качестве популяционного ресурса, что является фактором не только благополучия, но и безопасности страны и ее регионов. В условиях ухудшения экологической обстановки, несоблюдения принципов здорового образа жизни истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, наблюдается рост заболеваемости студентов вузов с временной утратой трудоспособности. Значительное расхождение в сведениях о состоянии здоровья студентов вузов и их заболеваемости является следствием отсутствия единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой информации. Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, начичие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент - это не только профессиональные действующие спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, необходима особая программа мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры, основанная на системном подходе к оценке условий образовательной среды, образа жизни и социального статуса студентов, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, типологических особенностей нервной системы, умственной работоспособности, двигательных качеств, что дает возможность реализовать на практике индивидуальный подход к организации образовательного процесса и образа поведения студентов. Материал. Изучение заболеваемости студентов УралГУФК с

временной утратой трудоспособности за период 2014-2016 гг. и разработка педагогических и медико-биологических оздоровительно-коррекционных программ. Методы исследования: изучение показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), тяжести заболеваний, структуры и основных причин заболеваемости у студентов ведущих вузов г. Челябинска по данным обращаемости за 2014-2016 гг. на основании формы № 12 государственного статистического наблюдения, официальной отчетной формы № 16ВН; сравнительный анапиз заболеваемости студентов трех ведущих вузов г. Челябинска за три года, их динамика и структура; предложены различные методы организации коррекционных программ, разработанных авторами статьи. Результаты. Комплексный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов УралГУФК отражают ее рост за период 2014-2016 гг. на 35,3%. Уровень заболеваемости с ВУТ в 2016 году составил 185,4 на 1000 студентов, что существенно выше уровня аналогичной заболеваемости студентов в ЧелГУ и в ЮУГМУ. Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов УралГУФК также имеет рост показателей, и она выше уровня аналогичных данных в ЧелГУ и в ЮУГМУ. В структуре заболеваемости с ВУТ у студентов УралГУФК на 1-м месте - болезни органов дыхания, на 2-м месте - травмы и отравления, на 3-м месте - болезни органов пищеварения. За период 2014-2016 гг. отмечается рост заболеваемости органов дыхания и органов пищеварения. Отмечается высокий уровень заболеваемости по показателю «травмы и отравления», прежде всего за счет высокого уровня травматизма спортсменов-студентов УралГУФК. На основании полученных результатов предлагается внедрить программу мониторинга здоровья студентов, использовать педагогические и медико-биологические программы коррекции состояния здоровья - аэробные нагрузки в зависимости от толерантности к физическим нагрузкам, аэробику и телесно-ориентированные воздействия, синхронизированное музыкальное воздействие, процедуры поверхностной рефлексотерапии и «непрямого» массажа, информационную магнитотерапию. Заключение. Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент - это не только профессиональные действующие спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, необходим дифференцированный подход к составлению и реализации немедикаментозных педагогических и медико-биологических программ коррекции состояния здоровья. Для спортсменов это коррекционно-восстановительные, а для студентов с отклонениями в состоянии здоровья - рекреационно-реабилитационные мероприятия.

Ключевые слова: студенты, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, тяжесть заболеваний, структура заболеваемости, методы коррекции.

PEDAGOGICAL AND MEDICAL-BIOLOGICAL METHODS OF HEALTH CORRECTION AMONG STUDENTS IN TERMS OF COMPLEX INFLUENCE OF

MENTAL AND PHYSICAL LOADS

Alexsandr N. Kovalenko - leading research scientist Eugene V. Bykov - doctor of medical sciences, professor Olga A. Makunina - candidate of biological sciences, associate professor Olga I. Kolomiets - candidate of biological sciences associate professor Ural State University of Physical Culture, 1, str. Ordzhonikidze, Chelyabinsk, 454091, Russia E-mail: bev58(a)mndex.ru, kolomiec o(a)mail.ru, oamakuninaCd)mail.ru

Annotation. Students are considered a population resource, which is not only the factor of well-being, but also the factor of country and its regions safety. In terms of ecological situation worsening,

when the principles of healthy life style are not followed, the reserves of nervous, endocrine, immune systems are exhausted there is sickness rate (with temporary disability) increase among students of higher educational establishments. Considerable difference between the information about students' health state and their sickness rate is the result, why there are no integrated unified approaches to the received information gathering, analysis and interpretation. Taking into account the peculiarities of studying at physical culture higher educational establishment, the influence of complex mental and physical loads and also the fact, that students are not only professional sportsmen, but also people, who don't go in for sport and physical culture and even young disabled people, it is necessary to create a special health monitoring program, which is based on a system approach to the following characteristics estimation: educational environment conditions, students' life style and social status, individual morphofunctional characteristics of students' organism development, typological peculiarities of nervous system, mental working capacity, physical qualities and it gives an opportunity to realize in practice individual approach to educational process and students' behavior organization. Material. Students' sickness rate study (with temporary disability) at Ural State University of Physical Culture during the following period: 2014-2016 and pedagogical and medical-biological health-improving- correctional programs creation. Research methods: Sickness rate indices with temporary disability (TD) study, severity of diseases, the structure and main reasons of diseases study among students of the leading higher educational establishments in Chelyabinsk according to the rate of medical aid appealability during 2014-2016 on the basis of the state statistical observation form №12, an official form of account №16BH; comparative analysis of sickness rate among the students of three leading higher educational establishments of Chelyabinsk during three years, their dynamics and structure; different methods of correctional programs organization, created by the authors of the article, are offered. Results. Complex analysis of sickness rate with temporary disability among the students of the Ural State University of Physical Culture reflect its increase during the following period: 2014-2016 to 35,3%. The sickness rate with TD in 2016 was 185,4 to 1000 students, which is considerably higher the level of the same sickness rate among students of the Chelyabinsk State University and the South-Ural State Medical University. In the structure of sickness rate with TD among students of Ural State University of Physical Culture the 1st place take respiratory diseases, the 2nd place take injuries and intoxication, the 3rd place take digestive apparatus diseases. During 2014-2016 there was the increase of respiratory and digestive apparatus diseases. There is a high level of sickness rate according to "injuries and intoxication " index, mainly because of a high level of injuries among sportsmen-students of Ural State University of Physical Culture. On the basis of the received results it is supposed to introduce the program of students' health monitoring, use pedagogical and medical-biological programs of health state correction- aerobic loads depending on tolerance to physical loads, aerobics and body-oriented influences, synchronized musical impact, procedures of superficial reflexotherapy and "external" massage, information magnetotherapy. Conclusion. Taking into account the peculiarities of studying at physical culture higher educational establishment, the influence of complex mental and physical loads and also the fact, that students are not only professional sportsmen, but also people, who don 't go in for sport and physical culture and even young disabled people, it is necessary to introduce a differentiated approach to clrug-free pedagogical and meclical-biological health state correction programs creation and realization. For sportsmen these are correction-rehabilitation events, for students with health problems recreation-rehabilitation events.

Keywords: students, sickness rate with temporary disability, severity of diseases, structure of sickness rate, correction methods.

Введение. Состояние здоровья студенческой молодежи - один из важнейших обобщающих параметров здоровья нации, высокий статус которого в

ряду других показателей определяется по следующим основаниям: студенчество представляет собой потенциал

квалифицированных трудовых ресурсов

страны, а также является

интеллектуальным потенциалом общества. Студенческая молодежь рассматривается и в качестве популяционного ресурса, что является фактором не только благополучия, но и безопасности страны и ее регионов [20]. Успешная подготовка

высококвалифицированных кадров,

обеспечивающих экономическую

устойчивость развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья подрастающего поколения, в том числе студенческой молодежи [3, 17, 18]. Вместе с тем в условиях ухудшения экологической обстановки, несоблюдения принципов здорового образа жизни истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, повышается вероятность заболеваемости среди студентов [13]. Во многих регионах РФ наблюдается рост заболеваемости студентов вузов с временной утратой трудоспособности, более высокая заболеваемость студентов отмечается в индустриальных городах [4].

По результатам проведенного нами ранее анкетирования около 32% респондентов безответственно относятся к своему здоровью: 38% эпизодически употребляют алкогольные напитки, курят, соответственно по группам здоровья: 22,8% (1-я группа здоровья); 23,7% (2-я); 28,8% (3-я) [6], в 31,4% определялись студенты с преобладанием низких значений по шкале «настойчивость» - это лица с повышенной лабильностью, неуверенностью,

импульсивностью, непоследовательностью поведения, повышенной

чувствительностью [11]; П.А. Байгужиным (2012) определено общее напряжение регуляторных механизмов 50% у студенток группы «лабильных» [2, с. 33.]. Значительное расхождение в сведениях о состоянии здоровья студентов вузов и их заболеваемости является следствием отсутствия единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой информации.

Для улучшения сложившейся ситуации необходимо проводить

комплексную систематическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни, ценности здоровья, ответственного отношения к нему, а также создание системы мониторинга здоровья для получения качественной

информационной базы и последующей разработки программных и иных мероприятий на уровне отдельного вуза и региона в целом. [1, 5, 10, 16]. B.C. Степанов с соавт. (2017) предлагает проводить распределение студентов в кластеры по физической подготовленности, что позволяет преподавателю поставить объективные цели учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической культуре, подобрать для каждой группы упражнения и методику проведения тренировочного процесса в соответствии с уровнем подготовленности каждого из них, входящего в соответствующий кластер, реализуя принцип доступности и соответствия нагрузок подготовленности занимающихся [19].

Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент - это не только профессиональные действующие

спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, нами разработана программа мониторинга здоровья студентов вуза физической культуры, включающая блоки: теоретические вопросы, двигательные умения и навыки, тесты на определение уровня физической подготовленности, гармоничность

физического развития, показатели здоровья и функционального состояния, критерии уровня физической активности и здорового образа жизни [12]. Особенностью предлагаемой программы мониторинга является системный подход к оценке условий образовательной среды, образа жизни и социального статуса студентов, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма

студентов, типологических особенностей нервной системы, умственной

работоспособности, двигательных качеств и состояния здоровья обучающихся, что дает возможность реализовать на практике индивидуальный подход к организации образовательного процесса и образа поведения студентов.

Цель исследования: изучение заболеваемости студентов УралГУФК с временной утратой трудоспособности за период 2014-2016 гг. и разработка педагогических и медико-биологических оздоровительно-коррекционных программ.

Материалы и методы

исследования. Изучены показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), тяжести заболеваний, структуры и основных причин заболеваемости у студентов ведущих вузов г. Челябинска. Изучение и анализ показателей заболеваемости студентов проводились по данным обращаемости за 2014-2016 гг. на основании формы № 12 государственного статистического наблюдения, официальной отчетной формы № 16ВН. Проведен анализ и дана сравнительная характеристика заболеваемости студентов трех ведущих вузов г. Челябинска за период 2014-2016 гг. Изучена динамика и структура заболеваемости с ВУТ за 2014-2016 гг. и предложены различные методы организации коррекционных программ, разработанных авторами статьи ранее.

Результаты и обсуждение. Установлено, что за период 2014-2016 гг. заболеваемость с ВУТ студентов УралГУФК имеет тенденцию к росту и составляет в 2016 году 185,4 случая на 1000 студентов (рисунок 1). Отмечается рост заболеваемости с ВУТ в 2016 году на 35.3% - с 137 в 2014 году до 185,4 на 1000 студентов в 2016 году (рисунок 1).

Уровень заболеваемости с ВУТ студентов УралГУФК в 2016 году составил 185,4%, что в 2,6 раза выше уровня аналогичных показателей в ЧелГУ и на 44,9% выше уровня заболеваемости с ВУТ

студентов ЮУГМУ. Выявлена тенденция к снижению заболеваемости с ВУТ студентов ЧелГУ с 76,1 в 2014 году до 71,2 на 1000 студентов в 2016 году. Также отмечается снижение заболеваемости с ВУТ студентов ЮУГМУ за аналогичный период-с 134,7 до 127,9 на 1000 студентов.

Проведенный анализ показателей тяжести заболеваний с ВУТ за период 20142016 гг. показал, что ее уровень во всех трех вузах имеет тенденцию к росту (рисунок 2).

Отмечается самый высокий уровень тяжести заболеваний студентов УралГУФК в 2016 году - 1552%о. Рост тяжести заболеваний студентов УралГУФК за 20142016 гг. составил 11,2%. В 2016 году тяжесть заболеваний студентов УралГУФК в 3 раза выше уровня аналогичного показателя в ЧелГУ и почти в 2 раза выше уровня тяжести заболеваний студентов ЮУГМУ. При анализе причин заболеваемости с ВУТ студентов УралГУФК установлено, что в структуре заболеваемости в 2016 году на I месте (50%) - болезни органов дыхания, на II месте (25%) - травмы и отравления, на III месте (10%) - болезни органов пищеварения.

За период 2014-2016 гг. в структуре заболеваемости с ВУТ в УралГУФК I место занимают болезни органов дыхания. Отмечается рост заболеваемости органов дыхания за три года на 38,4% - с 75 до 103,8 на 1000 студентов (рисунок 3).

Отмечается тенденция к росту болезней органов пищеварения за три года на 25,3% - с 13,8 до 17,3 на 1000 студентов. Остаются на высоком уровне показатели заболеваемости с ВУТ по причине травм и отравлений. В 2014 г. этот показатель составлял 21,9, а в 2016 г. - 21,6 на 1000 студентов.

200 175 150 125 100 75 50 25 0

2014 г. 2015 г. 2016 г.

-"•"-Заболеваемость с ВУТ студентов УралГУФК

—■ • Заболеваемость с ВУТ студентов ЧелГУ

—*—Заболеваемость с ВУТ студентов ЮУГМУ

Рисунок 1 - Уровень заболеваемости с ВУТ студентов ведущих вузов г. Челябинска за 20142016 гг. (на 1000 студентов)

185,4 ^ -

137 7 ,

134,7 125,8 127 Q

76 1 П1 1

68,2 71,2

2000 1500 1000 500 0

1395 1552

1136 .....

948 957 985

щ . _

544 490 500

2014 г. 2015 г. 2016 г.

-■•--Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов УралГУФК —■ • Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов ЧелГУ —*— Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов ЮУГМУ

Рисунок 2 - Уровень тяжести заболеваний студентов ведущих вузов г. Челябинска за

2014-2016 гг. (на 1000 студентов)

105 90 75 60 45 30 15 0

103,8

75

78,4

2014 г.

2015 г.

2016 г.

■Болезни органов дыхания

• Травмы и отравления

-Болезни органов пищеварения

Рисунок 3 - Уровень и структура заболеваемости студентов УралГУФК по отдельным классам болезней за 2014-2016 гг. (на 1000 студентов)

Для сравнительной характеристики ряда показателей заболеваемости с ВУТ нами также представлены данные заболеваемости студентов ведущих вузов г. Челябинска за период 2014-2016 гг. по классам болезней (таблица 1).

Анализ показателей выявил, что в структуре заболеваемости с ВУТ в ЧелГУ и в ЮУГМУ, как и в УралГУФК, на I месте -болезни органов дыхания. В ЮУГМУ отмечается незначительный рост заболеваемости органов дыхания. В 2014 г. - 109,8, а в 2016 г. - 112,9 на 1000 студентов. В ЧелГУ заболеваемость органов дыхания составил в 2014 г. - 65,5, а в 2016 г. - 64,7 на 1000 студентов, что значительно ниже показателей в УралГУФК (таблица 1).

Травмы и отравления в структуре заболеваемости с ВУТ в УралГУФК за период 2014-2016 гг. занимают II место. В 2014 г. травмы и отравления составили 21,9, а в 2016 г.- 21,6 на 1000 студентов. В

ЧелГУ и в ЮУГМУ травмы и отравления имеют практически нулевые показатели.

Болезни органов пищеварения в структуре заболеваемости с ВУТ в УралГУФК в течение 2014-2016 гг. занимают III место и составляют в 2014 г. 13,8, а в 2016 г. - 17,3 на 1000 студентов (рост на 25,3%). В ЧелГУ болезни органов пищеварения за период 2014-2016 гг. имеют тенденцию к снижению и в 2016 г. составили 2,6 на 1000 случаев, что почти в 6 раз меньше уровня аналогичной заболеваемости в УралГУФК. В ЮУГМУ болезни органов пищеварения также имеют тенденцию к снижению и составили в 2016 г. 5,0 на 1000 студентов, что более чем в 3 раза выше уровня аналогичной заболеваемости в УралГУФК.

Полученные результаты

согласуются с полученными нами ранее (1992-1997 гг.) данными по заболеваемости студентов УралГУФК (163-197 на 1000).

Таблица 1 - Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по классам болезней студентов ведущих вузов г. Челябинска за 2014-2016 гг._

Класс заболеваний Учебное заведение Показатели заболеваемости с ВУТ по годам

2014 2015 2016

Число случаев Число случаев на 1000 Число случаев Число случаев на 1000 Число случаев Число случаев на 1000

Болезни органов дыхания УралГУФК м 8 м 4,2 м 68 м 3,6 м 58 м 4,2

ж 9 ж 3,3 ж 79 ж 4,2 ж 86 ж 6,2

ЧелГУ м 0 м 3,9 м 76 м 3,4 м 95 м 4,0

ж 66 ж 7,8 ж 327 ж 8,0 ж 344 ж 7,8

ЮУГМУ м 46 м 13,7 м 141 м 19,6 м 95 м 8,0

ж 47 ж 9,8 ж 238 ж 9,8 ж 304 ж 13,0

Травмы, отравления УралГУФК м 2 м 1,0 м 17 м 0,9 м 17 м 1,2

ж 4 ж 1,1 ж 10 ж 0,5 ж 13 ж 1,0

ЧелГУ м 0 м 0 м 0 м 0 м 0 м 0,0

ж 0 ж 0 ж 0 ж 0 ж 0 ж 0,0

ЮУГМУ м 2 м 0,2 м 2 м 0,2 м 0 м 0,0

ж 0 ж 0,0 ж 1 ж 0,0 ж 0 ж 0,0

Болезни органов пищеварения УралГУФК м 9 м 0,4 м 3 м 0,1 м 5 м 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж 20 ж 0,9 ж 12 ж 0,6 ж 19 ж 1,4

ЧелГУ м 5 м 0,2 м 0 м 0,0 м 5 м 0,2

ж 12 ж 0,5 ж 4 ж 0,1 ж 13 ж 0,3

ЮУГМУ м 7 м 0,7 м 7 м 0,7 м 5 м 0,4

ж 19 ж 0,8 ж 17 ж 0,7 ж 13 ж 0,6

Учитывая особенности обучения в вузе физической культуры, наличие влияния сочетанных физических и умственных нагрузок, а также то, что студенческий контингент - это не только профессиональные действующие

спортсмены, но и лица, не занимающиеся спортом и физической культурой, а также молодые люди с ограниченными возможностями, мы предлагаем использовать дифференцированный

подход к составлению и реализации педагогических и медико-биологических программ коррекции состояния здоровья. Так, для спортсменов это могут быть коррекционно-восстановительные, а для студентов с отклонениями в состоянии

здоровья - рекреационно-

реабилитационные мероприятия.

Общепризнано, что наличие аэробных занятий является обязательным элементом оздоровительных занятий. Для студентов с отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется «Аэробика с психологической разгрузкой»,

включающая в себя телесно-ориентированные методики, дающие студенткам представление о единстве и взаимодействии соматического и психического компонентов [8].

Также нами разработана педагогическая программа тренировок для студентов в зависимости от уровня их физических кондиций, степени

толерантности к нагрузке: тренировочные

режимы №1 для лиц с толерантностью к физической нагрузке 100-125 Вт (низкая толерантность), №2 - при толерантности к физической нагрузке 125-150 Вт (ниже средней), №3 - при толерантности к физической нагрузке 150 Вт и выше (средняя) [21].

Показано, что использование кластерно-дискриминантного анализа с распределением обучаемых на занятиях по ФК на кластеры позволило дифференцировать объективные цели физической подготовки, разработать методики учебно-тренировочного процесса с учетом соответствия нагрузок уровню их подготовленности [19]. Подобная индивидуализация учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической культуре позволила повысить

эффективность процесса физического развития студентов: в период обучения те из них, кто имел низкий уровень физической кондиции, перешли в группы с более высоким уровнем. Уровень физического развития занимающихся в экспериментальной группе заметно превосходил таковой у лиц контрольной группы, повысилась мотивация к занятиям физической культурой.

Музыкальное воздействие в спорте является одним из эффективных инструментов обучения,

совершенствования двигательных навыков и умений. Результаты проведенного нами исследования по оценке эффективности синхронизированного музыкального

воздействия во время тренировки свидетельствуют о его положительном влиянии на восстановление спортсмена [14]. В основном были зарегистрированы однонаправленные различия изученных показателей в основной и контрольной группе, что положительно характеризует организацию тренировочного процесса. Хотя в обеих группах в период сна преобладали процессы восстановления, однако качество восстановления организма во время сна в основной группе оказалось достоверно лучше, чем в контрольной группе. Более выраженное вагусное

влияние в основной группе подтверждают высокий индекс восстановления, низкие значения минимальной и максимальной ЧСС, показатели потребления кислорода и особенности энергообмена,

зафиксированные во время сна.

Важное значение придается физическим методам реабилитации спортсменов. Результаты изучения нами использования аппликаторов «РЕДОКС» показали, что это способствует субъективному улучшению самочувствия, повышению работоспособности,

ускорению процессов восстановления и, что немаловажно, зависит от методики применения [7]. Активация

симпатического отдела вегетативной нервной системы наблюдается при воздействии на область стоп или спины в течение 7-10 мин аппликатора с углом игл 90°. Релаксационное воздействие наиболее выражено при использовании аппликатора с углом игл 60° в течение 25-30 мин. Наряду с этим повышается эффективность деятельности ССС: снижается частота сердечных сокращений, повышается периферический кровоток, отмечается тенденция к снижению артериального давления. Механизмом снижения и исчезновения вертеброгенных и мышечных болей являлся прирост проприоцепции из участков, подверженных воздействию в виде давления при использовании методик поверхностной рефлексотерапии,

аналогично рефлекторно-сегментарному и точечному массажу, с активизированием механизмов антиболевых структур этого сегмента. Рекомендовано использование аппликаторов как самостоятельно, так и в комплексе средств, направленных на ускорение процессов восстановления при физических нагрузках. Аппликатор с углом игл 45 0 может быть рекомендован лицам с повышенным порогом болевой

чувствительности. Устройство «АРМОС» рекомендуется использовать при проведении реабилитационных

мероприятий у спортсменов с нарушениями опорно-двигательного

аппарата, наличием миофасциальных болей вертеброгенного происхождения.

С. Н. Даровских с соавторами (2015) предлагают использование устройств информационной электромагнитной

терапии [9]. Эффект при их применении основан на создании с помощью ЭМИ природного происхождения необходимых эволюционно обусловленных условий для организма, при которых происходит активация механизмов нейро-гуморальной регуляции для автономного

восстановления нарушенного гомеостаза или в комплексе с лекарственными препаратами в зависимости от типа заболевания. Данное устройство может оказаться весьма востребованным в спорте как немедикаментозное средство восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Новый подход к применению физических методов реабилитации спортсменов - «непрямой» массаж [15]. Процедура массажа способствовала повышению значимости гуморально-метаболических факторов регуляции по данным анализа вариабельности ритма сердца (повышение мощности очень низкочастотных колебаний) и

парасимпатического отдела ВНС (высокочастотные колебания) при тенденции к снижению симпатики как в положении лежа, так и при активном ортостазе. После массажа снижение относительной мощности низкочастотных колебаний составляло 10%, а снижение соотношения НЧ/ВЧ (индекс

вагосимпатического взаимодействия) на 12,8% лежа и на 23,7% стоя указывают на перераспределение активности отделов ВНС в пользу парасимпатики; также в положении активного ортостаза на 20,7% меньше индекс централизации. Применяемый метод массажа оказывает выраженное влияние на систему тонического баланса посредством усиления значимости проприорецепторной

сигнализации над вегетативной. Это объясняется тем, что в отличие от классического массажа отсутствуют

приемы сжатия тканей, а значит и влияния на сосудистое русло, на изменение гемодинамики посредством

барорецепторного механизма. Изменения соотношения значимости различных нейровегетативных факторов регуляции ритма сердца (на основании анализа соотношения относительной мощности спектра колебаний в трех диапазонах) отражают влияние метода на активацию гормонально-метаболических механизмов регуляции и надсегментарных структур ВНС - супрасегментарных отделов (гипоталамический и лимбический отделы ЦНС), что проявлялось в динамике очень низкочастотных колебаний. Применение данной методики может существенно увеличить качество мышечного локомоторного акта, оказывать влияние на статокинетическую устойчивость и координационные характеристики

спортсменов, что не только имеет существенное значение для повышения качества реабилитационных мероприятий, но и открывает новые возможности в соревновательный период.

Заключение.

Результаты комплексного анализа заболеваемости с ВУТ студентов УралГУФК отражают ее рост за период 2014-2016 гг. на 35,3%. Уровень заболеваемости с ВУТ в 2016 г. составил 185,4 на 1000 студентов, что существенно выше уровня аналогичной заболеваемости студентов в ЧелГУ и в ЮУГМУ.

Тяжесть заболеваний с ВУТ студентов УралГУФК имеет рост показателей, и она выше уровня аналогичных данных в ЧелГУ и в ЮУГМУ.

В структуре заболеваемости с ВУТ у студентов УралГУФК на I месте - болезни органов дыхания, на II месте - травмы и отравления, на III месте - болезни органов пищеварения. За период 2014-2016 гг. отмечается рост заболеваемости органов дыхания и органов пищеварения.

Отмечается высокий уровень заболеваемости по показателю «травмы и отравления», прежде всего за счет высокого

уровня травматизма спортсменов-студентов УралГУФК.

Резюмируя вышесказанное, мы предлагаем использовать

дифференцированный подход к составлению и реализации

немедикаментозных педагогических и медико-биологических программ

коррекции состояния здоровья. На основании полученных результатов предлагается внедрить программу мониторинга здоровья студентов, использовать авторские педагогические и медико-биологические программы: для спортсменов это авторские коррекционно-восстановительные, а для студентов с отклонениями в состоянии здоровья -рекреационно-реабилитационные мероприятия. Представлены программы аэробных нагрузок в зависимости от толерантности к физическим нагрузкам, аэробика и телесно-ориентированные воздействия, синхронизированное

музыкальное воздействие, процедуры поверхностной рефлексотерапии и «непрямого» массажа, методика информационной магнитотерапии.

Литература

1. Абаскалова, Н. П. Роль мониторинга здоровья первокурсников в оценке их адаптации к вузу в современных условиях обучения / Н. П. Абаскалова, Н. В. Дорофеева // Здоровьсберегающее образование. - 2011. - № 6. -С. 6-11.

2. Байгужин, П. А. Закономерности психофизиологической адаптации организма студенток с различной пластичностью нервной системы в условиях учебно-профессиональной деятельности : автореф. дис. ...д-ра биол. наук : 19.00.02 - Психофизиология / Байгужин Павел Азифович. - Челябинск, 2012. - 46 с.

3. Баранов, А. А. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности / А. А.Баранов, Л. А. Щеплягина // ГУ НЦЗД РАМН Россия, 2008. URL: http://www.nczd.ru/artl2 htm.

4. Блинова, Е. Г. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений / Е. Г. Блинова, В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. - 2012. -№ 1.-С. 35-40.

5. Болдов, А. С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза / А. С. Болдов, А. С. Махов, J1. Ю. Климова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 44-48.

6. Быков, Е. В. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у школьников и студентов в процессе обучения / Е. В. Быков, М. В. Егоров, Л. В. Смирнова и др. // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - 2004. - № 3. - С. 60-63.

7. Быков, Е. В. Использование поверхностной рефлексотерапии для восстановления спортивной работоспособности / Е. В. Быков, С. А. Личагина, А. В. Шевцов, А. В. Чипышев // Теория и практика физической культуры, 2006. - № 8. - С. 33-34.

8. Быков, Е. В. Влияние телесно-ориентированного воздействия на состояние сердечно-сосудистой системы и механизмы ее регуляции у студенток / Е. В. Быков, О. Л. Петрожак // Вестник ЮУрГУ. Серия ««Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2010. -Вып. 25.-№37 (213).-С. 11-15.

9. Даровских, С. Н. Актуальные проблемы современной гелиобиологии и разработка новых физиотерапевтических устройств оптимизации состояния организма / С. Н. Даровских, Е. В. Водяницкий, М. Е. Пугачева // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : Мат-лы. Междунар. науч. конгресса (г. Челябинск, 13-14 ноября 2015г., Челябинск). -Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2015. - С. 151-153.

10. Кабачкова, А. В. Мониторинг здоровья студентов вуза: организационные и методические проблемы / А. В. Кабачкова, Л. В. Капилевич // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2014. - № 1 (17). - С. 112-118.

11. Кирсанов, В. М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе / В. М. Кирсанов, Д. 3. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 9. - С. 127-132.

12. Коваленко, А. Н. Цели и задачи программы «Мониторинг состояния здоровья студентов университета физической культуры» / А. Н. Коваленко, Е. В. Быков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 9. - С. 66-71.

13. Коломиец, О. И. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях / О. И. Коломиец, Н. П. Петрушкина, О. А. Макунина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. -№ 1(119). -С. 97-104.

14. Коломиец, О. И. Синхронизированное музыкальное воздействие как средство восстановления спортсменов / О. И. Коломиец, Е. В. Быков, Н. П. Петрушкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -

Т. 12. - № 1. - С. 167-174. Режим доступа: 1и1р://шшш.1ош'па1-5с1спсс.оге/гц/а11к1с/760.1ит1. БОТ 10.14526/01_2017_175.

15. Литвиченко, Е. М. Физиологические эффекты применения «непрямого массажа» при реабилитации спортсменов / Е. М. Литвиченко, Е. В. Быков, М. В. Егоров // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - Т. 13. -№ 1.-С. 48-56.

16. Машошина, И. В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / И. В. Машошина, Е. В. Готовцев, Ю. В. Романова, Г. Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1. - С. 40-45.

17. Михайлова, С. В. Оценка состояния здоровья современных студентов / С. В. Михайлова, Л. М. Жиженина, С. И. Волкова и др. // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. -2016.-Т. 18,-№2.-С. 494-497.

18. Орехов, Е. Ф. Состояние здоровья студентов-спортсменов и модернизация подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта / Е. Ф. Орехов, О. И. Коломиец, Е. В. Быков // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 4 (55). -С. 83-88.

19. Степанов, В. С. Индивидуализация процесса физической подготовки студентов вузов / В. С. Степанов, О. В. Балберова, А. Р. Федосеева, Б. Г. Лукьянов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири.-2017.-Т. 14,-№2.-С. 66-72.

20. Сысоева, О. В. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений: на примере Хабаровского края : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 14.00.33 / Сысоева Ольга Валентиновна. -Хабаровск, 2009. - 24 с.

21. Усков, Г. В. Программы тренировочных режимов для студентов с различным уровнем функционального состояния / Г. В. Усков, Е. В. Быков, А. В. Чипышев, В. В. Белов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 17-19.

22. Кузнецова, З.М. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксеров / З.М. Кузнецова, Ю.Д. Овчинников, Л.В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №1. - С. 14-21. Режим доступа: 11Нр://\¥\у\у.шигпа1-scicncc.org/ru/articlc/720.html. БО! 10.14526/01_2017_177

23. Рыбина, И.Л. Использование активности креатинофоскиназы в оценке срочной и долговременной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам / ИЛ. Рыбина, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - №1. - С. 150-

158. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/5.html. DOI

10.14526/01 1111_41

24. Timothy К. Bchrcns, John M. Schuna Jr., Mina L. Licbcrt, Stacy К Davis & Kelly R. Ricc. Evaluation of an unstructured aftcrschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnyh nauk [Journal of Sports Sciences]. 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOI http://dx.doi.org/10.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS)

25. Andreia Nogueira Pizarro, Jasper Schipperijn, Jose Carlos Ribeiro, Antonio Figueiredo, Jorge Mota, Maria Paula Santos. Gender Differences in the Domain-Specific Contributions to Moderate-to-Vigorous Physical Activity, Accessed by GPS. Zhurnal sportivnoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of physical activity and health], 2017, Vol. 14, No. 6, Pages: 474478, DOI https://doi.org/10.1123/jpah.2016-0346 (SCOPUS)

References

1. Abaskalova N. P., Dorofeeva N.V. The role of first-year students' health monitoring in their adaptation to higher educational establishment estimation in modern conditions of education. Zdorov'sberegayushchee obrazovanie [Health-protecting education], 2011, no 6, pp. 6-11. (in Russian).

2. Bayguzhin P. A. The laws of psychophysiological adaptation of an organism among female students with different nervous system plasticity in terms of educational-professional activity. Doctor's thesis. Chelyabinsk, 2012, 46 p. (in Russian).

3. http://www.nczd.ru/artl2 htm.

4. Blinova E. G„ Kuchma V.R. The basis of social-hygienic monitoring of students' education environment at higher educational establishments. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2012, no 1, pp. 35-40. (in Russian).

5. Boldov A. S., Makhov A.S., Klimova L.Y. Students' physical state monitoring at social higher educational establishment. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2015, no 5 (123), pp. 44-48.(in Russian).

6. Bykov E. V. Functional state estimation of cardio-vascular system and regulatory mechanisms among schoolchildren and students during education. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [South-Ural State University bulletin], 2004, no 3, pp. 60-63. (in Russian).

7. Bykov E. V., Lichagina S.A., Shevtsov A.V., Chipyshev A.V. Superficial reflexotherapy use for sports working capacity rehabilitation. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tuiy [Theory and practice of physical culture], 2006, no 8, pp. 33-34. (in Russian).

8. Bykov E. V., Petrozhak O.L. Body-oriented effect influence on cardio-vascular system state and the mechanisms of its regulation among female students. Vestnik YuUrGU. Seriya ««Obrazovanie. zdravookhranenie. fizicheskaya kul'tura» [South-Ural State University bulletin. Seriesn "Education, public

health, physical culture"], 2010, Issue 25, no 37 (213), pp. 11-15. (in Russian).

9. Darovskikh S. N., Vodyanitskiy E.V., Pugacheva M.E. Urgent problems of modern heliobiology and new physiotherapeutic devices creation of organism state optimization. Problemy fizkid'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, organizatsiya : Mat-ly. Mezhdunar. nanch. kongressa [Problems of physical education: content, orientation, methodology, organization : Materials of the International scientific congress (Chelyabinsk, November, 13-14, 2015)]. Chelyabinsk, Publishing center "Ural Academy", 2015, pp. 151-153.

10. Kabachkova A. V., Kapilevich L.V. Students' health monitoring at a higher educational establishment: organizational and methodical problems. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University bulletin], 2014, no 1 (17), pp. 112-118. (in Russian).

11. Kirsanov, V. M., SHibkova D.Z. Psychophysiological characteristics of students' personality during their adaptation to education at a higher educational establishment. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, no 9, pp. 127-132. (in Russian).

12. Kovalenko A. N., Bykov E.V. Aims and objectives of "Students' health state monitoring at physical culture University" program. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Chelyabinsk State Pedagogical University bulletin], 2016, no 9, pp. 66-71. (in Russian).

13. Kolomiets O. 1., Petrushkina N.P., Makunina O.A. Sickness rate and vegetative status of first-year students as the indices of adaptation strategy to education at higher educational establishments. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafia [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2015, no 1(119), pp. 97-104. (in Russian).

14. Kolomiets 0.1., Petrushkina N.P., Bykov E.V. Synchronized musical impact as rehabilitation means of sportsmen. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'twy i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol. 12, no 1, pp. 167-174. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/760.html. DOl 10.14526/01 2017 175.

15. Litvichenko E. M., Bykov E.V., Egorov M.V. Physiological effects of "external" massage use during rehabilitation of sportsmen. Nauchno-sportivnyi vestnik Urala i Sibiri [Scientific-sports bulletin of Ural and Siberia], 2017, Vol. 13, no 1, pp. 48-56. (in Russian).

16. Mashoshina 1. V., Gotovtsev E.V., Romanova V.Y., Germanov G.N. Students' health state and physical fitness monitoring as the methodology of physical upbringing process productivity analysis and estimation Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.

Lesgafia [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2012, no 1, pp. 40-45. (in Russian).

17. Mikhaylova S. V., Zhizhenina L.M., Volkova S.l. Health state estimation of modern students. Zhurnal nauchnykh statei Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Journal of scientific articles Health and education in the XXI century], 2016, Vol. 18, no 2, pp. 494-497. (in Russian).

18. Orekhov E. F., Kolomiets O.L, Bykov E.V. Health state of students-sportsmen and personnel training modernization for the sphere of physical culture and sport. Kid'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health], 2015, no 4 (55), pp. 83-88. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Stepanov V. S., Balberova O.V., Fedoseeva A.R., Lukyanov B.G. students' physical training individualization at higher educational establishments Nauchno-sportivnyi vestnik Urala i Sibiri [Scientific-sports bulletin of Ural and Siberia], 2017, Vol. 14, no 2, pp. 66-72. (in Russian).

20. Sysoeva O. V. Social-hygienic aspects of students' health-protecting behavior formation at higher educational establishments: by the example of Khabarovsk region. Candidate's thesis. Khabarovsk. 2009, 24 p. (in Russian).

21. Uskov G. V., Chipyshev A.V.,Belov V.V. Programs of the training regimens for students with different level of functional state Teoriya i praktika fizicheskoi kul'twy [Theory and practice of physical culture], 2003, no 6, pp. 17-19. (in Russian).

22. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study of the period of fatigue in the training process for female boxers. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'twy i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2017, vol. 12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/720.html. DOl 10.14526/01 2017 177.

23. Rybina I.L., Kuznetsova Z.M. Use ofthe activity of creatinophosphonase in assessing the urgent and long-term adaptation ofthe athlete's body to training loads. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'twy i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2015, vol. 10, no 1, pp. 150-158. Available at: http://www.journal-science .org/ru/ magazine/5. html. DOl 10.14526/01_1111_41

24. Timothy K. Behrens, John M. Schuna Jr., Mina L. Liebert, Stacy K. Davis & Kelly R. Rice. Evaluation of an unstructured afterschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnyh nauk [Journal of Sports Sciences], 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOT http://dx.d0i.0rg/l 0.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS)

25. Andreia Nogueira Pizarro, Jasper Schipperijn, Jose Carlos Ribeiro, Antonio Figueiredo, Jorge Mota, Maria Paula Santos. Gender Differences in the Domain-Specific Contributions to Moderate-to-

Vigorous Physical Activity, Accessed by GPS. Zhurnal sportivnoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of physical activity and health], 2017, Vol. 14, No. 6, Pages: 474-

Подано: 01.04.2017 Принято: 03.04.2017

478, DOl https://doi.org/10.1123/jpah.2016-0346 (SCOPUS)

Коваленко Александр Николаевич - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1, e-mail: dissovet-2006(ä),rambler,ru

Быков Евгений Витальевич - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1, e-mail bev58(cpyandex.ru, тел. 89124 707541

Коломиец Ольга Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, проректор по региональным и международным вопросам, профессор кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1, тел. 8(351)2170358, e-mail: kolomiec_о(ф,mail.ru

Макунина Ольга Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1, e-mail: kolomiec o(cb„mail.ru.

Для цитирования: Коваленко А.Н., Быков Е.В., Коломиец О.И., Макунина O.A. Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 204-217.

DOI 10.14526/01 2017 225 УДК 612.82/83:796:612

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

О.И. Коломиец - кандидат биологических наук, доцент Н.П. Петрушкина - доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Е.В. Быков - доктор медицинских наук, профессор И.А. Якубовская - кандидат биологических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, дом 1, Челябинск, Россия, 454091

E-mail: Kolomiec o(a),mail.ru

Аннотация. Проблема влияния физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы спортсменов остается актуальной. С точки зрения теории функциональных систем, в обеспечении адаптации организма, ведущую роль играет центральная нервная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.