Научная статья на тему 'Совершенствование процессов разработки и производства наукоемкой продукции нового поколения'

Совершенствование процессов разработки и производства наукоемкой продукции нового поколения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MANAGEMENT / COMPETITIVENESS / INDUSTRY / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиналиев В. У.

В статье рассматриваются проблемы интеграции научных, технологических, производственных потенциалов и финансовых ресурсов в целях повышения международной конкурентоспособности промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE THE DEVELOPMENT AND PRODUCTION OF HIGH-TECH PRODUCTS OF THE NEW GENERATION

The problems of the integration of science, technology, production capacity and financial resources to enhance the international competitiveness of the industry.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процессов разработки и производства наукоемкой продукции нового поколения»

УДК 338.332

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия,

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы интеграции научных, технологических, производственных потенциалов и финансовых ресурсов в целях повышения международной конкурентоспособности промышленных предприятий.

Ключевые слова: управление, конкурентоспособность, промышленность, информационная система.

IMPROVE THE DEVELOPMENT AND PRODUCTION OF HIGH-TECH PRODUCTS

OF THE NEW GENERATION

Chinaliev V., Ph.D., the appicant FGBOU VPO «Russian State Humanity University», Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

The problems of the integration of science, technology, production capacity and financial resources to enhance the international competitiveness of the industry.

Keywords: management, competitiveness, industry, information system.

В современных условиях существует настоятельная потребность в определении методологических основ формирования организационно-экономических механизмов осуществления технологической модернизации на основе возможностей органов государственного управления совместно с корпорациями противодействовать научно-техническим вызовам, вследствие научно-технического отставания от зарубежных конкурентов [11].

Важным принципом организации доступа к информационным ресурсам является мобильность, позволяющая инкорпорировать удаленных пользователей в единое информационное пространство при соблюдении принципов получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу и защиты информации [8].

Необходимым условием эффективной реализации концепции является вовлечение в процесс ее реализации всех информационных ресурсов, не только имеющихся в распоряжении государственных ведомств, но и относящихся к компетенции других ведомств и различных государственных и корпоративных структур [3].

По ряду элементов создаваемой информационной и коммуникационной инфраструктуры в промышленности необходимо использовать частно-государственные модели финансирования и реализации проектов.

Для решения задачи формирования ведомственных информационных ресурсов требуется наличие прочного информационного базиса, на котором формируются концептуальные положения инновационных бизнес-транзакций [7].

Модель формирования и поддержки ведомственных информационных ресурсов определяет характеристики реализации задач сбора, оценки и сопоставления (корреляции) данных, поступающих из различных источников, формирования информационной поддержки управленческих транзакций и принятия управленческих решений. Эти цели реализуются на основе структурированных корпоративных интеллектуальных капиталов, оперативного планирования, а также управления и координации деятельности различных государственных ведомств и корпораций. В результате достигается осуществление синхронизированных отраслевых инновационных бизнес-транзакций, не предполагает полной централизации информации в едином централизованном ведомственном хранилище.

В ходе создания интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности при формировании базовой единой информационной платформы, лежащей в основе повышения эффективности процессов модернизации и инновационного развития необходимо использовать динамическую модель распределенного накопления и хранения данных. Требуется также обеспеченить возможности доступа к ним из любой точки отраслевого информационного пространства, а также с наличием механизмов использования информации в процессах мониторинга и анализа [5].

Необходимо создание распределенной информационной, информационно-управляющей и мониторинговой сети как части ин-

формационной платформы, обеспечивающей консолидацию информационных ресурсов участников разработки и производства наукоемкой высокоприбыльной продукции нового поколения [6].

Необходимо сформировать единый организационный и технический подход для обобщения имеющейся информации и создания единого пула данных информационных ресурсов и решений, а также разработать единый отраслевой механизм управления ими [4].

В рамках государственных ведомств необходимо создать информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую доступ органов государственного управления к информации о деятельности предприятий и организаций [10]. На этой базе достигается повышение эффективности управления с учетом обеспечения совместимости и интероперабельности единого информационно-коммуникационного сетевого обеспечения на основе идеологии единого управленческого и, в том числе, единого информационного пространства инновационной направленности [1].

В итоге должна быть создана система планирования и принятия управленческих решений в целях осуществления синхронизированных сквозных НИОКР, проектирования, производства и сбыта новой конкурентоспособной продукции, которая позволит осуществлять прогноз развития тех или иных факторов с заданной долей вероятности.

Стратегические цели формирования интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности в новом управленческом явлении -конвергентной совокупности научно-технических и производственно-технологических видов предметной деятельности - предусматривают реализацию нескольких групп взаимозависимых информационных проектов, часть из которых является долгосрочными и многоэтапными. Кроме того должен быть предусмотрен механизм долгосрочного планирования финансового обеспечения информационных проектов (бюджет информационных технологий, соответствующих современному и перспективному уровню научно-технического прогресса).

Как показывает мировой опыт, оценка эффективности деятельности информационных систем является важным инструментом, обеспечивающим соответствие таких систем задачам основной деятельности. Такой опыт, в том числе и в реализации программ в развитых странах, может и должен быть использован при оценке мероприятий и проектов, предусмотренных стратегией формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в сфере конвергенции наук, технологий и производства.

В ходе создания интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности для сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей степень проникновения информационных технологий в процессы основной деятельности государственных ведомств должна увеличиться настолько, что будет уже невозможно рассматривать различные элементы новых архитектурных решений в сфере информационных систем, организаци-

онных структур и технологий управления научно-технической и производственно-технологической деятельностью отдельно друг от друга. Прикладные информационные системы становятся не изолированными автономными структуры, а составными частями единой информационной платформы, активно взаимодействующими друг с другом.

Надежность и эффективность координации территориально-распределенных групп промышленных предприятий и научных организаций напрямую зависит не только от текущего состояния информационных систем, от масштабируемости и управляемости новых архитектурных решений в сфере информационных систем, организационных структур и технологий управления научно-технической и производственно-технологической деятельностью, от степени технической и организационной защищенности системы, но и от уровня квалификации пользователей прикладных информационных систем [2].

В целях совершенствования исполнения стандартных функций государственных ведомств, улучшения взаимодействия с информационными системами других органов государственного управления, повышения уровня оказания электронных государственных услуг необходимо разработать систему мероприятий направленных на планомерное и согласованное продолжение развития информационных решений, поддерживающих стандартные функции органов государственного управления и корпоративных структур с целью расширения их функциональных возможностей и достижения наибольшего соответствия всем поставленным задачам модернизации.

Учитывая возрастающие ресурсные и сервисные требования со стороны прикладных информационных систем, повышение их сложности и взаимозависимости, необходимо вывести ИТ-инфо-раструктуру государственных ведомств на уровень, который позволит обеспечить стабильное и эффективное достижение стандартизации и унификации способов представления знаний, способов доступа к ним, способов их обработки и единых интерфейсов государственных ведомств [9].

В ходе формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в новом управленческом явлении - конвергентном отраслевом научно-техническом и производственно-технологическом ядре модер-низационных преобразований - наряду со стандартными требованиями обеспечения получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу возникают также требования, связанные с включением информационных систем и ресурсов государственных ведомств в единое информационное пространство Электронного правительства.

Необходима разработка комплексной системы обеспечения получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу Электронного правительства, основанной на синергетических принципах.

Литература:

1. Агеев А.И. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.

2. Баитов А.В. Информационно-аналитические основы поддержания системной эффективности управления предприятиями атомного энергопромышленного комплекса России // Экономический анализ: теория и практика, 2013, №44. С. 58-64.

3. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.

4. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 105-107.

5. Ефремов Д.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика. 2013, №1. С.3-6.

6. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в

ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.

7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №29. С.28-32.

8. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры, 2013, №1. С. 43-49.

9. Лукин В.К. Проблемы глобализационной трансформации форм долгового финансирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 196-199.

10. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 294 с.

11. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.