УДК 338.332
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы интеграции научных, технологических, производственных потенциалов и финансовых ресурсов в целях повышения международной конкурентоспособности промышленных предприятий.
Ключевые слова: управление, конкурентоспособность, промышленность, информационная система.
IMPROVE THE DEVELOPMENT AND PRODUCTION OF HIGH-TECH PRODUCTS
OF THE NEW GENERATION
Chinaliev V., Ph.D., the appicant FGBOU VPO «Russian State Humanity University», Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
The problems of the integration of science, technology, production capacity and financial resources to enhance the international competitiveness of the industry.
Keywords: management, competitiveness, industry, information system.
В современных условиях существует настоятельная потребность в определении методологических основ формирования организационно-экономических механизмов осуществления технологической модернизации на основе возможностей органов государственного управления совместно с корпорациями противодействовать научно-техническим вызовам, вследствие научно-технического отставания от зарубежных конкурентов [11].
Важным принципом организации доступа к информационным ресурсам является мобильность, позволяющая инкорпорировать удаленных пользователей в единое информационное пространство при соблюдении принципов получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу и защиты информации [8].
Необходимым условием эффективной реализации концепции является вовлечение в процесс ее реализации всех информационных ресурсов, не только имеющихся в распоряжении государственных ведомств, но и относящихся к компетенции других ведомств и различных государственных и корпоративных структур [3].
По ряду элементов создаваемой информационной и коммуникационной инфраструктуры в промышленности необходимо использовать частно-государственные модели финансирования и реализации проектов.
Для решения задачи формирования ведомственных информационных ресурсов требуется наличие прочного информационного базиса, на котором формируются концептуальные положения инновационных бизнес-транзакций [7].
Модель формирования и поддержки ведомственных информационных ресурсов определяет характеристики реализации задач сбора, оценки и сопоставления (корреляции) данных, поступающих из различных источников, формирования информационной поддержки управленческих транзакций и принятия управленческих решений. Эти цели реализуются на основе структурированных корпоративных интеллектуальных капиталов, оперативного планирования, а также управления и координации деятельности различных государственных ведомств и корпораций. В результате достигается осуществление синхронизированных отраслевых инновационных бизнес-транзакций, не предполагает полной централизации информации в едином централизованном ведомственном хранилище.
В ходе создания интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности при формировании базовой единой информационной платформы, лежащей в основе повышения эффективности процессов модернизации и инновационного развития необходимо использовать динамическую модель распределенного накопления и хранения данных. Требуется также обеспеченить возможности доступа к ним из любой точки отраслевого информационного пространства, а также с наличием механизмов использования информации в процессах мониторинга и анализа [5].
Необходимо создание распределенной информационной, информационно-управляющей и мониторинговой сети как части ин-
формационной платформы, обеспечивающей консолидацию информационных ресурсов участников разработки и производства наукоемкой высокоприбыльной продукции нового поколения [6].
Необходимо сформировать единый организационный и технический подход для обобщения имеющейся информации и создания единого пула данных информационных ресурсов и решений, а также разработать единый отраслевой механизм управления ими [4].
В рамках государственных ведомств необходимо создать информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую доступ органов государственного управления к информации о деятельности предприятий и организаций [10]. На этой базе достигается повышение эффективности управления с учетом обеспечения совместимости и интероперабельности единого информационно-коммуникационного сетевого обеспечения на основе идеологии единого управленческого и, в том числе, единого информационного пространства инновационной направленности [1].
В итоге должна быть создана система планирования и принятия управленческих решений в целях осуществления синхронизированных сквозных НИОКР, проектирования, производства и сбыта новой конкурентоспособной продукции, которая позволит осуществлять прогноз развития тех или иных факторов с заданной долей вероятности.
Стратегические цели формирования интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности в новом управленческом явлении -конвергентной совокупности научно-технических и производственно-технологических видов предметной деятельности - предусматривают реализацию нескольких групп взаимозависимых информационных проектов, часть из которых является долгосрочными и многоэтапными. Кроме того должен быть предусмотрен механизм долгосрочного планирования финансового обеспечения информационных проектов (бюджет информационных технологий, соответствующих современному и перспективному уровню научно-технического прогресса).
Как показывает мировой опыт, оценка эффективности деятельности информационных систем является важным инструментом, обеспечивающим соответствие таких систем задачам основной деятельности. Такой опыт, в том числе и в реализации программ в развитых странах, может и должен быть использован при оценке мероприятий и проектов, предусмотренных стратегией формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в сфере конвергенции наук, технологий и производства.
В ходе создания интеллектуальных виртуальных управленческих пространств как электронных оболочек инновационной деятельности для сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей степень проникновения информационных технологий в процессы основной деятельности государственных ведомств должна увеличиться настолько, что будет уже невозможно рассматривать различные элементы новых архитектурных решений в сфере информационных систем, организаци-
онных структур и технологий управления научно-технической и производственно-технологической деятельностью отдельно друг от друга. Прикладные информационные системы становятся не изолированными автономными структуры, а составными частями единой информационной платформы, активно взаимодействующими друг с другом.
Надежность и эффективность координации территориально-распределенных групп промышленных предприятий и научных организаций напрямую зависит не только от текущего состояния информационных систем, от масштабируемости и управляемости новых архитектурных решений в сфере информационных систем, организационных структур и технологий управления научно-технической и производственно-технологической деятельностью, от степени технической и организационной защищенности системы, но и от уровня квалификации пользователей прикладных информационных систем [2].
В целях совершенствования исполнения стандартных функций государственных ведомств, улучшения взаимодействия с информационными системами других органов государственного управления, повышения уровня оказания электронных государственных услуг необходимо разработать систему мероприятий направленных на планомерное и согласованное продолжение развития информационных решений, поддерживающих стандартные функции органов государственного управления и корпоративных структур с целью расширения их функциональных возможностей и достижения наибольшего соответствия всем поставленным задачам модернизации.
Учитывая возрастающие ресурсные и сервисные требования со стороны прикладных информационных систем, повышение их сложности и взаимозависимости, необходимо вывести ИТ-инфо-раструктуру государственных ведомств на уровень, который позволит обеспечить стабильное и эффективное достижение стандартизации и унификации способов представления знаний, способов доступа к ним, способов их обработки и единых интерфейсов государственных ведомств [9].
В ходе формирования автоматизированных и стандартизированных управленческих циклов инновационной деятельности в новом управленческом явлении - конвергентном отраслевом научно-техническом и производственно-технологическом ядре модер-низационных преобразований - наряду со стандартными требованиями обеспечения получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу возникают также требования, связанные с включением информационных систем и ресурсов государственных ведомств в единое информационное пространство Электронного правительства.
Необходима разработка комплексной системы обеспечения получения новых управленческих возможностей от объединения разнообразных программно-аппаратных модулей в единую отраслевую информационную платформу Электронного правительства, основанной на синергетических принципах.
Литература:
1. Агеев А.И. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.
2. Баитов А.В. Информационно-аналитические основы поддержания системной эффективности управления предприятиями атомного энергопромышленного комплекса России // Экономический анализ: теория и практика, 2013, №44. С. 58-64.
3. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.
4. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 105-107.
5. Ефремов Д.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика. 2013, №1. С.3-6.
6. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в
ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.
7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №29. С.28-32.
8. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры, 2013, №1. С. 43-49.
9. Лукин В.К. Проблемы глобализационной трансформации форм долгового финансирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 196-199.
10. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 294 с.
11. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.