Научная статья на тему 'Совершенствование процесса проектирования коллекций одежды на основе использования принципов комбинаторики'

Совершенствование процесса проектирования коллекций одежды на основе использования принципов комбинаторики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
300
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНАТОРИКА / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ / КОЛЛЕКЦИЯ / ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Евдущенко Е.В.

Для сокращения затрат времени на создание промышленных коллекций женской одежды необходимо найти подход к автоматизации процесса предпроектных исследований, который относится к трудно формализуемым задачам. Совершенствование процесса проектирования коллекций одежды подразумевает решение задач формализации процесса, направленного на выбор оптимальных назначений одежды на основе результатов маркетинговых исследований.Для решения поставленных задач использовались методы комбинаторики, измерительных шкал и маркетинговых исследований. В результате был разработан алгоритм формирования оптимальной комбинации назначений одежды в коллекции с критериями отбора, которые устанавливаются в результате применения измерительных шкал к результатам маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Евдущенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса проектирования коллекций одежды на основе использования принципов комбинаторики»

УДК- 41-74- 6Я7 f)16

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРОЦСССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ коллекций одежды НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ КОМБИНАТОРИКИ

Е. В. Евдущенко

Омский государственный технический университет, з. Омск, Россия

Аннотация - Для сокращения затрат иремени на гпцяний промышленных коллекций женгкоП пдеж-лы неибдилими u.tfliH иоллол к авишашзншш процесса ирелириек1ныл исследовании. коюрый uiuurui-ся к трудно формализуемым задачам. Совершенствование процесса проектирования коллекций одежды подразумевает решение задт формализации процесса, направленного на выоор оптимальных пазначс ннн одежды на основе результатов маркетинговых исследовании .Для решения поставленных задач ис-полмтялип. мйтплн комбинаторики, измерительных шкал и маркетинговых игследоялинА. R речулк-iait был p.iip.iuui.iH а.поршм формировании ошнмлльний комбинации назначении оле/клы в коллекции с критериями отбора, которые устанавливаются в результате применения измерительных шкал к результатам маркетинговых исследовании.

Ключевые слова: комбинаторика, ихчерительнме шкалы, коллекция, одежда.

i. Введение

Как показывает анализ научно технических источников, наиболее эффективным при разработке новых мо делен одежды является использование «принципов комбинаторики, получивших широкое распространение в дизайне модных коллекций» [2, с. 42].

Игполкчу* принципы комбинаторики при ттроег-ировании изделий легкой промышленного! необходимо сформировать массив данных с множеством исходных блоков, ооеспечнзающнх комбинаторное преобразование элементов в необходимую систему модель одежды.

Комбинаторика на уровне технологических узлов н деталей успешно применяется прн проектировании специальной н форменной одежды. Как отмечается в обзорах применения различных математических моделей в создании одежды «в других ассортиментных группах применение комбинаторики ограничено из-за того, что при традиционном ру-шим ириеыкрозлнии и ирн использовании Со.гьшитлва с ущллвующих САПР ?wi способ проектирования оказывается недостаточно гибким» [1, с. 311.

П. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Реализация принципов комбинаторики создает наилучшие условия для создания новых моделей женской олеждм и ридor изделий на базе разработанных информационных маггиъои обеспечивает возможность согласования предлагаемых эскизов с заказчиком, сокращает время поиска справочной информации е больших массивах графических архивов с использованием компьютерной техники.

В настоящее зремя производители стремятся представил, покупателям коллекции в системе чгардероб» с прекрасно подобранными комплектами. Актуальность коллекции в системе «гардероб» объясняется не только пригутгтачрм разнообразных аггортиментных грутттт но н использованием комтиектод одеж дм различного назначения для ослыпего числа жизненных ситуаций. Комбинация назначений одежды в коллекции зависит от результатов маркетинговых исследований и определяется ооразом жизни, родом деятельности н зозрастсм потребителей. Для применения методов комОшшторшш необходимо назвать все возмохаше варианты назначения одежды в коллекции. Для проектирования коллекции женской одежды в системе «гардероб» необходимо выбирать оптимальны? назначения изделий с учетом предпочтений потребителей Таким образом, основной -задачей является применения методов комбинаторики для формализации процесса проектирования коллекции женской одежды.

Ш. Теория

Применительно к целям проектирования промышленной коллекции одежды в системе <.тардероб» целесообразно iKoucimib се но на ¿качению на следующие шиы.

- деловая (формальная классика);

- неофициальный ледовой сшль.

- повсехчевнгл (одежда на каждый день):

- нархлнаи.

- вечерняя (на ссобый случай):

- для нюр.а и oiv мха.

В результате анализа предметной области установлено, что в коллекции в системе «гардероб» может присутствовать два или три сочетания назначении одежды Все возможные комбинации назначении в сочетаниях по два варианта представлены в таблице 1.

Таытиг.а 1

КОМБИНАЦИИ НАЗНАЧЕНИЙ ОДЕЖДЫ ПО £ВА ВАРИАНТА

Назначение одежды Деловая 3 о о в; £ w 2 -а « 3 # «и X § а 1 о а ж = в IT С. jg т 5 Б о о О « а 3 ? о « е- Оа 8 и сг 5

Обозначение ht hj *5 К ho

Деловая hi X X X X X X

Неофициальная деловая h; 1 X X X X X

Повседневная h- 1 1 X X X X

Нарядная А,- 1 1 ] X X X

Вечерняя h; 0 и 0 1 X X

Для спорта и отдыха ht 0 1 1 0 0 X

Общее количество сочетаний без ограничении 15 5 4 3 2 1 0

Итого: 0 з 3 л X. 1 0 0

Примечание. Где 1 - данное сочетание возможно:

U - данное сочетание невозможно

х - данное сочеташге уже рассматривалось:

Н — множество назначении одежды. И- { h,,..ht).

При комбгстцпи назначений одежды го два варианта существуют значительные ограпичепня для одежды вечерней и для спорта Эти назначения одежды имеют очень узкую направленность п необходимы в особых случаях, что и объясняет их более ограниченнее использование с другими вариантами.

В итоге, из возможных пятнадцати сочетаний по два назначения одежды с учетом ограничении установлено девять вариантов.

Комбинации назначений одежды по три элемента не предполагает таких жестких ограничений по составу, однако в этом случае необходимо исключить вечернюю одежду из коллекций в системе «гардероб», так Я

Упростил» перебор возможных комбинаций с тремя назначениями можно с помощью методов комбинаторики из множества {Й).

Из элементов множества назначений одежды необходимо составить комбинации - сочетания, неупорядоченный набор, отличающийся хотя бы одним элементом Сочетания содержат по v элементов каждый из g различных элементов. Число сочетаний определяется по формуле:

И

с ~—-— (1)

* v!(f v)! 1 '

где v - число назначений одежды в сочетании. v=5:

g - общее число назначении одежды, g >v;

Н-множество назначений одежды. H={hi_ ...,he}, q={ J:6}.

Таким образом, общее количество возможных комбинации пазначешш одежды го два и три сочетания со ставляет девятнадцать вариантов, выбор оптимального определяется критериями отбора по результатам маркетинговых исследовании.

IV Результаты экспрри\г=нтов Для формирования женской коллекции одежды в системе «гардероб» был проведен опрос потребителей. Полученная в результате маркетингового исследования информация является исходной при проектировании коллекций изделии. Прежде всего, рассматривается информация о потребительских предпочтениях в характере и количестве выпускаемого ассортимента изделий. оптимальном и минимальном гардеробе человека. Таким образом, полученные результаты используется для создания рационально построенного гардероба па основе потребительских предпочтений, которые оцениваются с использованием измерительных шкал.

Быбор назначений изделий в коллекции для каждого целевой группы потребителей производится з соответ-пкии I- }м:<]>г1Гнп>1ННОИ шкинпй иерядья (гибл ?) Ни огнокг* .илннгй шК/1ЛЫ I о])НЛ1..1 ¡»ифлГхпини иш гркнльнлм пткяла каждому интервалу которой гоответгтчуе- качественное значение

Интервалы рассчитываются в зависимости от максимального значения частоты встречаемости назначения одежды по результатам опроса женшнн (единицы измерения - проценты) по формуле

1

ГДК — КГЛИЧИНЙ 1|>,ИИЦ ИН1Г}1НМ111К (%), к, — н:1мг"11 ин1Г|жа.|[1к, .1= 1 -«як.*. ~ число интервалов:

¿пял - максимальная частота встречаемости по рассматриваемым показателям (%):

- соответствует лесу назначении одежды по результатам маркетинговых исследований (опроса), к— 1,...,

Гцм/ V т

с/— нижняя граница интервальной шкалы, </-0 (%).

ТАЯТТИЦА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗМЫШЪЬНЫХ ШКАЛ ДЛЯ ОБРАБОТКИ. ЮйЗУЛЬТАТОВ ОПЮСА

ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОДЕЖДЫ

Ниимгнониниг Иьпгркилм

1 2 3 4

Шкала интервалов 0 </| < 0.25А*« 0.25/;«« <^<0.5/^ 0.5^« </¿<0.75*^ 0Л5Ь»ас< и <«*»

1ТТюим порядка «Нужны шдг. 1кным людям" «Нужны немногим» «Нужны многим» «Нужны большинству»

Вес Кг г, Т: Ух

Использование шкалы интервалов и шкалы порядка необходимо для присвоения полученным результатам соответствующих вссоз по назначению одежды. То есть каждому наименованию показателя присваивается определенный вес з зависимости от значения частот встречаемости по результатам опроса потребителей.

Для назначения одежды с целью обработки результатов маркетинговых исследований достаточно кспельзо-вать четыре интервала. Расчет границ интервалов для значений частоты встречаемости назначений одежды представлен в таблице 2. В соответствии с присвоенными весами происходит отбор комбинаций назначений одежды

Алгоритмическая модель формирования комбинации назначений одежды реализована в алгоритм перебора, который состоит из процессов:

1. Определение частоты встречаемости для назначений одежды пт предпочгггаемой целевой группой, по ре зультагом маркетинговых исследований.

2. Определение максимального значения частоты встречаемости ксах назначений одежды методом перебора

3. Присвоение весов назначениям одежды П при соответствии частоты встречаемости одному из четы-

ч

рех интервалов шкалы.

4 ВыГхф НЛиболГГ 11:**Д1|11Ч;И1ГЛКНК1Х I И» 1}К"би 1Г-1* V комбиниций — г.ичпяни* при услокии. чю кг;- каждою назначения одежды в сочетании удовлетворяет условию Иве, >У}.

— ЫЫИЧП1КО КСИиЬиН/ЩНЙ НИ.ЧНИЧГНИИ С1ДГЖ.ЦЫ,

$ — количество элементов комбинации - сочетании:

— вес назначений одежды в комбинации из двух элементов, г— {1:9},/= {1:2};

1Гу — вес назначений одежды в комбинации из грек элементов. г={ 1:10},/= {1:3}.

Вычисление коэффициента весомости Ъ\ каждой комбинации и сохранение списка с комбинацией назначений одежды Щ . состоящего на элементов - р - наименований назначений одежды.

1. Упорядочение комбинаций на двух н трех элементов Я'\ в соответствии с коэффициентом весомости У1 (по уменьшению). В процессе устанавливается максимальный коэффициент весомости . уменьшение которого до минимального ¥т,„ дает получение упорядоченного множества ишбшацнй Л7Х. По окончанию представляется упорядоченное множество комбинаций {Ц}.

2. Вывод предпочтительного варианта назначения одежды Лгпрн отсутствии комбинаций

v. Обсуждение результатов

Необходимость производства коллекций в системе «гардероб» для женшнн различных возрастных групп подтверждается выбором 70—£0 % респондентов. Единогласное мнение респондентов подтверждает гипотезу о целесообразности формирования коллекции по принципам гардероба: наличие изделий, позволяющих удовлетворять потребности в разных жизненных условиях и ситуациях, разнообразные по ассортименту, комплектности и силуэтам. Для каждой выделенной возрастной группы в соответствии с их образом жизни, родом деятельности необходима одежда различного назначения. Так: наибольшие предпочтения получила повседневная одежда. Для женщин 33-40 лет характерно использование деловой одежды в большей степени, чем в других группах.

Назначение одежды в коллекции может меняться в зависимости огг сезонности, жизненного цикла семьи и образа жизни - все это достаточно сложно прогнозировать для различных сегментных групп потребителей. Опрос потребителей позволяют сформировать портрет целевых сегментных групп, понимать их предпочтения и ожидания и. как следствие, производить конкурентоспособную и востребованную одежду.

vi выводы и заключение

В процессе структурирования предметной области с целью формализации процесса проектирования промышленных коллекций в системе «гардероб» были выделены основные понятия. Установлены основные взаимосвязи между назначением и предпочтениями потребителей, которые оказывают влияние на проектирование структуры коллекции.

Проектирование коллекции одежды в системе «гардероб» предполагает наличие изделий разного назначения. С использованием методов комбинаторики можно получить множество сочетаний назначений одежды в коллекции. Для выбора оптимального сочетания необходимо ввести критерии отбора. В качестве критериев для методики формирования структуры коллекции выбраны степень соответствия предпочтениям потребителей, оценивать которые необходимо с использованием измерительных шкал. В данном исследовании использовались шкала порядка и интервальная шкала. Полученные в ходе маркетингового исследования экспериментальные данные позволяют устанавливать размерность интервальной шкалы для назначений одежды.

На основе проведенных маркетинговых исследований сформированы качественные и количественные характеристики структуры коллекции, служащие исходной информацией для разработки формализованной технологии генерации наиболее предпочтительных сочетаний назначений одежды. Формализация процесса формирования структуры коллекции должна начинаться с ввода данных маркетинговых исследований, затем необходимо выбирать назначения одежды.

Составлен алгоритм определения назначений одежды с учетом предпочтений потребителей, использование которого позволяет автоматизировать рутинные операции по выбору оптимального варианта Для любого выбранного целевого сегмента потребителей можно представить список назначений одежды в коллекции в порядке уменьшения коэффициента весомости, рассчитанного на основе данных маркетинговых исследований по интервальной шкале.

Таким образом, в данном исследовании была решена комбинаторная задача в процессе проектирования коллекций одежды, н среди всех возможных решений выбора назначений комплектов возможно найти одно или несколько так называемых оптимальных решений, которые превосходят другие решения по тем или иным показателям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева М. В , Холина Т. Ю. Комбинаторика и автоматическая запись сценариев построения в САПР «Ассоль» // Швейная промышленность. 2001. № 2. С. 31—34.

2. Данцева Д. Стратегия создания и управления модным продуктом // Текстильная промышленность. 2005. №5. С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.