Научная статья на тему 'К вопросу определения предпочтительных композиционно-конструктивных характеристик одежды для женщин старшего возраста'

К вопросу определения предпочтительных композиционно-конструктивных характеристик одежды для женщин старшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН КОСТЮМА / ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ГАРДЕРОБ / ВОЗРАСТ / COSTUME DESIGN / ART AND DESIGN ANALYSIS / PREFERENCES / CLOSET / AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савельева Ирина Николаевна, Упине Анастасия Михайловна

В статье рассказывается о комплексе экспериментов, посвящённых одежде для женщин старшего возраста. Проблема проектирования и производства одежды для этой категории потребителей в течение многих лет остаётся до конца не решённой, а потому актуальной. Одежда для женщин старшего возраста мало удовлетворяет их в плане учёта требований к ассортименту, стилистике, используемым материалам, конструктивным особенностям и уровню современности. Одним из важных моментов для решения проблемы является проведение анализа составляющих одежды пенсионеров, выражаемых через её композицию и конструкцию. Была разработана комплексная методика проведения экспериментов. Первый этап содержал определение ряда характеристик репрезентативной выборки женщин, в том числе определение типа личности по тестам Айзенка. Второй этап включал описание методики и результатов художественно-конструкторского анализа элементов и средств композиции, использованных в одежде из имеющегося гардероба женщин старшей возрастной группы. Этот анализ, результаты которого показаны в двух диаграммах частоты встречаемости наглядно продемонстрировал, какие композиционно-конструктивные элементы и средства доминируют в одежде женщин старшей возрастной группы. Следующий этап работы посвящён исследованию элементов и средств композиции одежды, являющихся наиболее предпочтительными для женщин с разными типами личности. Эти данные также наглядно показаны в диаграммах. Были рассмотрены следующие позиции: ассортимент, стилевое решение, силуэт, покрой рукава и воротника, членения формы по горизонтали и по вертикали, материалы, цветовое решение, фактура, рисунок на ткани, пропорции, виды ритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савельева Ирина Николаевна, Упине Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF DETERMINING THE PREFERRED COMPOSITIONAL AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF CLOTHING FOR OLDER WOMEN

The article describes the set of experiments devoted to clothing for older women. The problem of design and manufacturing service for this category of consumers for many years is still not fully resolved, and therefore relevant. Clothes for older women little satisfies their requirements to the range, the style, the materials used, design features and the level of modernity. One important issue to solve is to analyse the components of the service of pensioners, expressed through its composition and design. Has developed a comprehensive methodology for conducting experiments. The first phase included the identification of a number of characteristics of a representative sample of women, including the definition of personality type test Eysenck. The second stage included a description of the methodology and results of the artistic analysis of the elements and means of composition, used in clothes from her own wardrobe women in the older age group. This analysis, the results of which are shown in the two diagrams in the frequency of occurrence demonstrated what compositional-structural elements and tools dominate the clothing of women in the older age group. The next stage of the work is devoted to the study of the elements and means of service composition, which is preferred for women with different personality types. These data also clearly shown in the diagrams. Reviewed the following items: assortment, style solution, silhouette, cut the sleeves and collar, division form horizontally and vertically, materials, color, texture, pattern on fabric, proportion, rhythm.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения предпочтительных композиционно-конструктивных характеристик одежды для женщин старшего возраста»

УДК 687.1

Савельева И.Н.1, Упине А.М.2

1Оренбургский государственный университет 2Московский государственный институт культуры (МГИК) E-mail: upine@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДЕЖДЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о комплексе экспериментов, посвящённых одежде для женщин старшего возраста. Проблема проектирования и производства одежды для этой категории потребителей в течение многих лет остаётся до конца не решённой, а потому - актуальной. Одежда для женщин старшего возраста мало удовлетворяет их в плане учёта требований к ассортименту, стилистике, используемым материалам, конструктивным особенностям и уровню современности.

Одним из важных моментов для решения проблемы является проведение анализа составляющих одежды пенсионеров, выражаемых через её композицию и конструкцию.

Была разработана комплексная методика проведения экспериментов.

Первый этап содержал определение ряда характеристик репрезентативной выборки женщин, в том числе - определение типа личности по тестам Айзенка. Второй этап включал описание методики и результатов художественно-конструкторского анализа элементов и средств композиции, использованных в одежде из имеющегося гардероба женщин старшей возрастной группы. Этот анализ, результаты которого показаны в двух диаграммах частоты встречаемости наглядно продемонстрировал, какие композиционно-конструктивные элементы и средства доминируют в одежде женщин старшей возрастной группы.

Следующий этап работы посвящён исследованию элементов и средств композиции одежды, являющихся наиболее предпочтительными для женщин с разными типами личности. Эти данные также наглядно показаны в диаграммах.

Были рассмотрены следующие позиции: ассортимент, стилевое решение, силуэт, покрой рукава и воротника, членения формы по горизонтали и по вертикали, материалы, цветовое решение, фактура, рисунок на ткани, пропорции, виды ритма.

Ключевые слова: Дизайн костюма, художественно-конструкторский анализ, предпочтения, гардероб, возраст.

На сегодняшний день предприятия швейной промышленности практически не выпускают одежду для людей старшей возрастной группы. Лишь 8-10 % предприятий уделяют внимание этому вопросу.

Большинство женщин пенсионного возраста не довольны предлагаемым ассортиментом одежды и ценовой политикой. Перед отечественной швейной промышленностью стоит проблема производства качественной, недорогой и эстетически привлекательной одежды для таких людей. Для этого необходимо проанализировать имиджевые составляющие одежды пенсионеров, выраженные через композицию и конструкцию.

Современная мода даёт возможность отнести себя к молодёжному или взрослому направлению. Черты, присущие взрослой моде -элегантность и классический стиль.

Классический костюм отражает преемственность времени и является итогом длительного отбора наиболее жизнеспособных и функционально полезных элементов костюма. Типичным примером классического стиля в костюме может служить «английский костюм»,

состоящий, как правило, из юбки или брюк, блузки и жакета. Стиль английского костюма вот уже более 100 лет используется в женской одежде. Такой костюм практичен и годится для многих случаев жизни, хорошо сидит на любой фигуре. Английский костюм стал классикой в одежде и никогда не выходит из моды.

Другим примером классического стиля является стиль, созданный Габриэль Шанель. В последний период своей деятельности она работала с клиентками пожилого и преклонного возраста. Она была уже не молода, поэтому прекрасно знала характерные особенности женской фигуры в этом возрасте. Всё своё мастерство она употребляла на то, чтобы скрыть все дефекты и недостатки фигуры, применив особый крой, конструкцию и «портновские секреты».

Классический элегантный стиль в костюме сталь выразителем престижности и респектабельности, характеристикой высочайшего вкуса и хорошего тона в одежде. Тема классики даёт возможность взрослой женщине выбрать индивидуальный стиль и образ, соответствующие её возрасту и положению. Эту возможность может предоставить классический стиль. Жен-

Савельева И.Н., Упине А.М._

ственность, простота, лаконичность - вот черты этого стиля.

В одежде для женщин пожилого возраста вполне приемлем сохранивший свою универсальность спортивный стиль или его элементы. Этот стиль помогает женщине любого возраста и комплекции чувствовать себя подтянутой, собранной и уверенной. Эта одежда проектируется на основе новейших принципов современного дизайна и технического прогресса. При её изготовлении применяются экспериментальные ткани и другие материалы, прогрессивные идеи в конструировании и технологии. Покрой таких изделий предельно прост и удобен.

По результатам блиц-опроса 70 человек, проведенного среди женщин пенсионного возраста было выявлено следующее: 76 % - недовольны одеждой, предлагаемой в магазинах; 44% - купили бы модели, пользующиеся спросом в советское время. Результаты блиц-опроса подтвердили необходимость проведения художественно-конструкторского анализа имеющегося гардероба и исследования по выявлению предпочтений женщин старшей возрастной группы в имиджевых характеристиках одежды. B исследовании участвовали 56 женщин.

Данный этап работы состоит из двух частей. Первая часть включает в себя исследование на определение типа личности по тестам Г.Ю. Ай-зенка [1]. Вторая часть - исследование элементов и средств композиции, использованных в одежде из имеющегося гардероба женщин старшей возрастной группы. В данном эксперименте суммировались результаты частоты встречаемости, что даёт общую картину в целом по имеющемуся гардеробу всех типов личности.

В диаграмме (рис. 1), иллюстрирующей элементы композиции, выявленные в одежде пенсионеров, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором - ассортимент исследуемой одежды, в третьем - стиль, в четвертом - силуэт, в пятом - форма-силуэт, в шестом - покрой воротника, в седьмом - покрой рукава, в восьмом - покрой по характеру членения горизонтальными линиями, в девятом - покрой по членению вертикальными линиями, в десятом - ткани используемые в одежде.

В диаграмме (рис. 2), показывающей средства композиции, выявленные в исследуемой одежде, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором -пропорции в одежде, в третьем - проявление ритмов в одежде, в четвертом - отделка, в

К вопросу определения предпочтительных...

пятом - членения, в шестом - асимметрия, в седьмом - рисунок на ткани, в восьмом - цвет в одежде, в девятом - фактура ткани.

Графический анализ, который был проведен путем построения диаграмм, наглядно показал, какие конструктивно-композиционные элементы и средства композиции доминируют в одежде женщин старшей возрастной группы.

Ассортимент одежды - блузы, сорочки, юбки; стиль - классический; силуэт - свободный; форма - прямоугольная; покрой по воротнику - отрезной ; покрой по рукаву - втачной; покрой по характеру членений горизонтальными линиями - цельнокроеный; покрой по характеру членений вертикальными линиями -прямокроеный; пропорции - преобладание по размерам нижней части костюма над верхней; ритмы проявляются в светлотных отношениях и рисунке на ткани; отделка - складками, сборками, отделочной строчкой; членения - горизонтальные; асимметрия - не распространена; рисунок на ткани - орнаментального и растительного характера; цвета в одежде - теплые; фактура - гладкая.

Следующий этап работы посвящен исследованию элементов и средств композиции, наиболее предпочтительных в одежде для женщин старшей возрастной группы. В данном эксперименте суммировались результаты частоты встречаемости ответов по всем типам личности, что дает общую картину в целом по желаемому гардеробу для любых женщин.

В диаграмме (рис 3), иллюстрирующей элементы композиции наиболее предпочитаемые в одежде, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором - ассортимент исследуемой одежды, в третьем - стиль, в четвертом - силуэт, в пятом -форма-силуэт, в шестом - покрой воротника, в седьмом - покрой рукава, в восьмом - покрой по характеру членения горизонтальными линиями, в девятом - покрой по характеру членения вертикальными линиями, в десятом - исследуемые ткани в одежде.

В диаграмме (рис.4), иллюстрирующей средства композиции, наиболее предпочтительные в одежде, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором - пропорции в одежде, в третьем - проявление ритмов в одежде, в четвертом - отделка, в пятом - членения, в шестом - асимметрия, в седьмом - рисунок на ткани, в восьмом - цвет в одежде, в девятом - фактура ткани.

Графический анализ, который был проведен путем построения диаграмм, наглядно показал, какие конструктивно-композиционные элементы и средства наиболее предпочтительны в одежде для женщин старшей возрастной группы.

Ассортимент одежды - блузы, сорочки, брюки; стиль - классический, спортивный; силуэт -полуприлегающий; форма (силуэт) - прямоугольная; покрой воротника - отрезной; покрой рукава - втачной; покрой по характеру членений горизонтальными линиями - отрезной по линии талии; покрой по характеру членений вертикальными линиями - прямокроеный; ткани - швейные материалы и трикотажные полотна; пропорции - равнозначные по величине верхней

и нижней частей костюма; проявление ритма в организации светлотных отношений и рисунка на ткани; отделка - складками, сборками, отделочной строчкой; членения - горизонтальные; асимметрия - не предпочтительна; рисунок на ткани - геометрического характера; цвета в одежде - теплые; фактура - гладкая и шероховатая.

Представляет интерес сопоставление имеющихся и желаемых характеристик гардероба женщин старшего возраста в зависимости от типа нервной деятельности.

Холерики, также как и флегматики, обратили свое внимание на платья, которые входят в моду и которых раньше почти не было в гардеробе, что доказывает, что наши пенсионеры не

Рисунок 1. Частота встречаемости элементов композиции и конструкции в существующей одежде женщин старшего возраста

Рисунок 3. Частота встречаемости средств композиции в одежде женщин старшего возраста

Условные обозначения к рис. 1, рис. 3.

Типы личности респондентов

Х - холерики; С - сангвиники; Ф - флегматики; М - меланхолики.

Ассортимент

1 - Блузы, сорочки; 2 - Пиджаки, жакеты; 3 - Брюки; 4 - Юбки; 5 - Платья, сарафаны

Стиль

6 - Спортивный; 7 - Классический; 8 - Фэнтази (авангардный)

Силуэт

9 - Прилегающий; 10 - Полуприлегающий; 11 - Свободный; 12 - Расширенный

Форма-силуэт

13 - Прямоугольная; 14 - Трапециевидная; 15 - Х-образная Покрой воротника

16 - Без воротника; 17 - С цельнокроеным воротником; 18 - С отрезным воротником

Покрой рукава 19 - Втачной; 20 - Реглан Покрой по характеру членения горизонтальными линиями 21 - Цельнокроеный; 22 - С горизонтальными линиями на кокетке; 23 - Отрезной по линии талии Покрой по характеру членения вертикальными линиями 24 - Прямокроеный; 25 - клиньевый; 26 - Из круга и его частей; 27 - Комбинированный

Ткани

28 - Швейные материалы; 29 - Трикотажные полотна; 30 - Швейные материалы и трикотажные полотна

Савельева И.Н., Упине А.М._

чужды веяниям времени. Также следует отметить, что спортивный стиль в одежде завоёвывает всё большие симпатии холериков, сангвиников и флегматиков, что свидетельствует о том, что женщины старшего возраста становятся всё более мобильными и энергичными. Так, например, существующий гардероб флегматиков строился только на основе классического стиля, но и они сейчас предпочитают спортивный и фэнтази. С особенностями стилей связано

Рисунок 2. Частота встречаемости предпочитаемых

элементов композиции и конструкции в существующей одежде женщин старшего возраста

К вопросу определения предпочтительных...

также и то, что желаемые материалы теперь -трикотаж или комбинация тканей и трикотажа, а силуэты - прилегающие или полуприлегающие. У сангвиников и флегматиков появляется силуэт «X». Необходимо отметить, что меланхолики практически не высказали каких-либо пожеланий по поводу изменения своего гардероба: они более равнодушны и спокойно относятся к своему внешнему облику, что наглядно можно видеть, сравнив диаграммы на рис. 1-4.

Рисунок 4. Частота встречаемости предпочитаемых средств композиции в одежде женщин старшего возраста

Условные обозначения к рис. 2, рис. 4

Типы личности респондентов

Х - холерики; С - сангвиники; Ф - флегматики; М - меланхолики.

Пропорции

1 - Преобладание по размерам верхней части костюма над нижней; 2 - Преобладание по размерам нижней части костюма над верхней; 3 - Равнозначные по величине верхняя и нижняя часть костюма

Ритмы

4 - Проявление ритмов в организации отдельных объемов формы; 5 - Проявление ритмов в организации конструктивных линий; 6 - Проявление ритмов в организации светлотных отношений и рисунка на ткани; 7 - Проявление ритмов в организации фактурных отношений; 8 - Проявление ритмов в расположении

и размерах деталей Отделка

9 - Складки, сборки, отделочная строчка; 10 - Детали; 11 - Специальные материалы; 12 - Фурнитура; 13 - Вышивка и аппликация; 14 - Другие материалы; 15 - Детали с печатным рисунком

Членения

18 - Горизонтальные; 19 - Вертикальные Асимметрия

20 - Проявление асимметрии в организации объемов формы; 21 - Проявление асимметрии в организации деталей; 22 - Проявление асимметрии в организации рисунка на ткани; 23 - Асимметрия не предпочтительна Рисунок на ткани

24 - Без рисунка; 25 - Рисунок орнаментального и растительного характера; 26 - Рисунок геометрического характера Цвет в одежде

27 - Холодные тона; 28 - Теплые тона; 29 - Ахроматические цвета

Фактура

30 - Гладкая; 31 - Шероховатая; 32 - Буклированная; 33 - Рифлёная

Трудно сохранить стройную фигуру на протяжении всей жизни. С возрастом изменяется цвет волос, оттенки кожи и также важные морфологические характеристики, такие как телосложение и осанка. В частности, телосложение женщин данной возрастной группы характеризуется высокой степенью развития и неравномерностью распределения жироотложений на различных участках тела. Это обстоятельство особенно осложняет выбор формы и покроя одежды.

Хотя для женщин пожилого возраста, как правило, характерны увеличение массы тела, а часто и избыточная масса, встречаются среди них и женщины хрупкие, худощавые. Наиболее часто встречающиеся фигуры пожилых женщин можно разделить на четыре типа телосложения: со слабым жироотложением по всей фигуре (худощавые); с нормальным и равномерным распределением жироотложения по всей фигуре; с обильным жироотложением в верхней части фигуры (плечевой пояс, грудь), когда объемы верхней части фигуры преобладают над объемами нижней части; с обильным жироотложением в нижней части фигуры (бёдра, живот, ягодицы). У таких фигур объемы нижней части тела преобладают над объемами верхней.

Придерживаясь классификации, принятой в швейной промышленности различают три типа осанки: сутулую, нормальную, перегибистую. Для полных женщин наиболее характерны является сутулая осанка с выступом лопаток и поворотом плеч вперед. Появляется также жироотложения в области шеи и седьмого шейного позвонка.

Учитывая всё вышесказанное, нами была разработана коллекция моделей, одежды для полных женщин, получившая одобрение потребителей.

Результаты исследований, показанных в настоящей статье, подтвердили важнейшую роль дизайна костюма в формировании имиджа человека, что убедительно доказывается также в работах ряда ученых и практиков [2]—[13].

Выявилось, что речь может идти не только об индивидуальной характеристике, конкретной личности, но и об образно-визуальном представлении, относящемся к той, или иной социальной группе с ее возрастными, психологическими, деятельно-профессиональными и прочими особенностями, что выражается в морфологической структуре дизайна костюма.

10.04.2015

Список литературы:

Айзенк Г.Ю. Тесты. - М.: ОЛМА - ПРЕСС.- 2003.

Савельева И.Н. Художественно-конструкторский анализ при проектировании одежды// Совершенствование методов конструирования, формирования и улучшения качества швейных изделий. Материалы Всесоюзной научно-технической конференции.- М.: МТИЛП .- 1981.

Савельева И.Н. Исследование взаимосвязи элементов в одежде массового производства // Совершенствование технологии процесса конструирования одежды массового производства.- Материалы Республиканской научно-технической конференции.- Киев: КТИЛП.- 1982.

Савельева И.Н. Определение требований потребителей разных типов к композиционным элементам одежды// Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования.- М.: Госкомнауки и техники, ВНИИТЭ.- 1989.

Савельева И.Н. Некоторые творческие аспекты структуры процесса создания имиджа-образа // Швейная промышленность.-2007.- № 2.

Савельева И.Н. Дизайн костюма как область промышленного искусства // Инновационный потенциал промышленного дизайна в России. Материалы Международной конференции.- М.: ВНИИТЭ.- 2013.

Сёстры Сорины Презентация внешности // Серия «Одежда + психология».- М.: ГНОМ-ПРЕСС.- 1998.- 224 с.

Упине А.М. Проблемы имиджа в контексте дизайна костюма // Швейная промышленность.- 2006.- № 5.- С. 45-48.

Упине А.М. Дизайн костюма в аспектах имиджелогии // Дизайн и технологии.- 2009.-№ 12/54.- С. 27-33.

Упине А.М. Роль дизайна одежды в формировании имиджа личности // П0ИСК.-2009.- № 2.- С. 98-104.

Упине А.М. Дизайн костюма. Социальный статус. Имидж. Монография.- М.: РосЗИТЛП.-2009.- 152 с.

Упине А.М. Дизайн костюма как средство формирования имиджа. Теория, методология, практика. Автореферат докторской диссертации.- М.: ВНИИТЭ.- 2012.- 51 с.

Янчевская Е.А., Рабкина Е.А. Мода для полных.- М.: Легпромбытиздат.- 1998.

Сведения об авторах:

Савельева Ирина Николаевна, профессор кафедры дизайна Оренбургского государственного университета,

доктор искусствоведения, e-mail: upine@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упине Анастасия Михайловна, доцент кафедры Дизайн Московского государственного института культуры,

доктор искусствоведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.