УДК 687.1
Савельева И.Н.1, Упине А.М.2
1Оренбургский государственный университет 2Московский государственный институт культуры (МГИК) E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДЕЖДЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассказывается о комплексе экспериментов, посвящённых одежде для женщин старшего возраста. Проблема проектирования и производства одежды для этой категории потребителей в течение многих лет остаётся до конца не решённой, а потому - актуальной. Одежда для женщин старшего возраста мало удовлетворяет их в плане учёта требований к ассортименту, стилистике, используемым материалам, конструктивным особенностям и уровню современности.
Одним из важных моментов для решения проблемы является проведение анализа составляющих одежды пенсионеров, выражаемых через её композицию и конструкцию.
Была разработана комплексная методика проведения экспериментов.
Первый этап содержал определение ряда характеристик репрезентативной выборки женщин, в том числе - определение типа личности по тестам Айзенка. Второй этап включал описание методики и результатов художественно-конструкторского анализа элементов и средств композиции, использованных в одежде из имеющегося гардероба женщин старшей возрастной группы. Этот анализ, результаты которого показаны в двух диаграммах частоты встречаемости наглядно продемонстрировал, какие композиционно-конструктивные элементы и средства доминируют в одежде женщин старшей возрастной группы.
Следующий этап работы посвящён исследованию элементов и средств композиции одежды, являющихся наиболее предпочтительными для женщин с разными типами личности. Эти данные также наглядно показаны в диаграммах.
Были рассмотрены следующие позиции: ассортимент, стилевое решение, силуэт, покрой рукава и воротника, членения формы по горизонтали и по вертикали, материалы, цветовое решение, фактура, рисунок на ткани, пропорции, виды ритма.
Ключевые слова: Дизайн костюма, художественно-конструкторский анализ, предпочтения, гардероб, возраст.
На сегодняшний день предприятия швейной промышленности практически не выпускают одежду для людей старшей возрастной группы. Лишь 8-10 % предприятий уделяют внимание этому вопросу.
Большинство женщин пенсионного возраста не довольны предлагаемым ассортиментом одежды и ценовой политикой. Перед отечественной швейной промышленностью стоит проблема производства качественной, недорогой и эстетически привлекательной одежды для таких людей. Для этого необходимо проанализировать имиджевые составляющие одежды пенсионеров, выраженные через композицию и конструкцию.
Современная мода даёт возможность отнести себя к молодёжному или взрослому направлению. Черты, присущие взрослой моде -элегантность и классический стиль.
Классический костюм отражает преемственность времени и является итогом длительного отбора наиболее жизнеспособных и функционально полезных элементов костюма. Типичным примером классического стиля в костюме может служить «английский костюм»,
состоящий, как правило, из юбки или брюк, блузки и жакета. Стиль английского костюма вот уже более 100 лет используется в женской одежде. Такой костюм практичен и годится для многих случаев жизни, хорошо сидит на любой фигуре. Английский костюм стал классикой в одежде и никогда не выходит из моды.
Другим примером классического стиля является стиль, созданный Габриэль Шанель. В последний период своей деятельности она работала с клиентками пожилого и преклонного возраста. Она была уже не молода, поэтому прекрасно знала характерные особенности женской фигуры в этом возрасте. Всё своё мастерство она употребляла на то, чтобы скрыть все дефекты и недостатки фигуры, применив особый крой, конструкцию и «портновские секреты».
Классический элегантный стиль в костюме сталь выразителем престижности и респектабельности, характеристикой высочайшего вкуса и хорошего тона в одежде. Тема классики даёт возможность взрослой женщине выбрать индивидуальный стиль и образ, соответствующие её возрасту и положению. Эту возможность может предоставить классический стиль. Жен-
Савельева И.Н., Упине А.М._
ственность, простота, лаконичность - вот черты этого стиля.
В одежде для женщин пожилого возраста вполне приемлем сохранивший свою универсальность спортивный стиль или его элементы. Этот стиль помогает женщине любого возраста и комплекции чувствовать себя подтянутой, собранной и уверенной. Эта одежда проектируется на основе новейших принципов современного дизайна и технического прогресса. При её изготовлении применяются экспериментальные ткани и другие материалы, прогрессивные идеи в конструировании и технологии. Покрой таких изделий предельно прост и удобен.
По результатам блиц-опроса 70 человек, проведенного среди женщин пенсионного возраста было выявлено следующее: 76 % - недовольны одеждой, предлагаемой в магазинах; 44% - купили бы модели, пользующиеся спросом в советское время. Результаты блиц-опроса подтвердили необходимость проведения художественно-конструкторского анализа имеющегося гардероба и исследования по выявлению предпочтений женщин старшей возрастной группы в имиджевых характеристиках одежды. B исследовании участвовали 56 женщин.
Данный этап работы состоит из двух частей. Первая часть включает в себя исследование на определение типа личности по тестам Г.Ю. Ай-зенка [1]. Вторая часть - исследование элементов и средств композиции, использованных в одежде из имеющегося гардероба женщин старшей возрастной группы. В данном эксперименте суммировались результаты частоты встречаемости, что даёт общую картину в целом по имеющемуся гардеробу всех типов личности.
В диаграмме (рис. 1), иллюстрирующей элементы композиции, выявленные в одежде пенсионеров, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором - ассортимент исследуемой одежды, в третьем - стиль, в четвертом - силуэт, в пятом - форма-силуэт, в шестом - покрой воротника, в седьмом - покрой рукава, в восьмом - покрой по характеру членения горизонтальными линиями, в девятом - покрой по членению вертикальными линиями, в десятом - ткани используемые в одежде.
В диаграмме (рис. 2), показывающей средства композиции, выявленные в исследуемой одежде, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором -пропорции в одежде, в третьем - проявление ритмов в одежде, в четвертом - отделка, в
К вопросу определения предпочтительных...
пятом - членения, в шестом - асимметрия, в седьмом - рисунок на ткани, в восьмом - цвет в одежде, в девятом - фактура ткани.
Графический анализ, который был проведен путем построения диаграмм, наглядно показал, какие конструктивно-композиционные элементы и средства композиции доминируют в одежде женщин старшей возрастной группы.
Ассортимент одежды - блузы, сорочки, юбки; стиль - классический; силуэт - свободный; форма - прямоугольная; покрой по воротнику - отрезной ; покрой по рукаву - втачной; покрой по характеру членений горизонтальными линиями - цельнокроеный; покрой по характеру членений вертикальными линиями -прямокроеный; пропорции - преобладание по размерам нижней части костюма над верхней; ритмы проявляются в светлотных отношениях и рисунке на ткани; отделка - складками, сборками, отделочной строчкой; членения - горизонтальные; асимметрия - не распространена; рисунок на ткани - орнаментального и растительного характера; цвета в одежде - теплые; фактура - гладкая.
Следующий этап работы посвящен исследованию элементов и средств композиции, наиболее предпочтительных в одежде для женщин старшей возрастной группы. В данном эксперименте суммировались результаты частоты встречаемости ответов по всем типам личности, что дает общую картину в целом по желаемому гардеробу для любых женщин.
В диаграмме (рис 3), иллюстрирующей элементы композиции наиболее предпочитаемые в одежде, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором - ассортимент исследуемой одежды, в третьем - стиль, в четвертом - силуэт, в пятом -форма-силуэт, в шестом - покрой воротника, в седьмом - покрой рукава, в восьмом - покрой по характеру членения горизонтальными линиями, в девятом - покрой по характеру членения вертикальными линиями, в десятом - исследуемые ткани в одежде.
В диаграмме (рис.4), иллюстрирующей средства композиции, наиболее предпочтительные в одежде, во внутреннем круге представлены типы личности респондентов, во втором - пропорции в одежде, в третьем - проявление ритмов в одежде, в четвертом - отделка, в пятом - членения, в шестом - асимметрия, в седьмом - рисунок на ткани, в восьмом - цвет в одежде, в девятом - фактура ткани.
Графический анализ, который был проведен путем построения диаграмм, наглядно показал, какие конструктивно-композиционные элементы и средства наиболее предпочтительны в одежде для женщин старшей возрастной группы.
Ассортимент одежды - блузы, сорочки, брюки; стиль - классический, спортивный; силуэт -полуприлегающий; форма (силуэт) - прямоугольная; покрой воротника - отрезной; покрой рукава - втачной; покрой по характеру членений горизонтальными линиями - отрезной по линии талии; покрой по характеру членений вертикальными линиями - прямокроеный; ткани - швейные материалы и трикотажные полотна; пропорции - равнозначные по величине верхней
и нижней частей костюма; проявление ритма в организации светлотных отношений и рисунка на ткани; отделка - складками, сборками, отделочной строчкой; членения - горизонтальные; асимметрия - не предпочтительна; рисунок на ткани - геометрического характера; цвета в одежде - теплые; фактура - гладкая и шероховатая.
Представляет интерес сопоставление имеющихся и желаемых характеристик гардероба женщин старшего возраста в зависимости от типа нервной деятельности.
Холерики, также как и флегматики, обратили свое внимание на платья, которые входят в моду и которых раньше почти не было в гардеробе, что доказывает, что наши пенсионеры не
Рисунок 1. Частота встречаемости элементов композиции и конструкции в существующей одежде женщин старшего возраста
Рисунок 3. Частота встречаемости средств композиции в одежде женщин старшего возраста
Условные обозначения к рис. 1, рис. 3.
Типы личности респондентов
Х - холерики; С - сангвиники; Ф - флегматики; М - меланхолики.
Ассортимент
1 - Блузы, сорочки; 2 - Пиджаки, жакеты; 3 - Брюки; 4 - Юбки; 5 - Платья, сарафаны
Стиль
6 - Спортивный; 7 - Классический; 8 - Фэнтази (авангардный)
Силуэт
9 - Прилегающий; 10 - Полуприлегающий; 11 - Свободный; 12 - Расширенный
Форма-силуэт
13 - Прямоугольная; 14 - Трапециевидная; 15 - Х-образная Покрой воротника
16 - Без воротника; 17 - С цельнокроеным воротником; 18 - С отрезным воротником
Покрой рукава 19 - Втачной; 20 - Реглан Покрой по характеру членения горизонтальными линиями 21 - Цельнокроеный; 22 - С горизонтальными линиями на кокетке; 23 - Отрезной по линии талии Покрой по характеру членения вертикальными линиями 24 - Прямокроеный; 25 - клиньевый; 26 - Из круга и его частей; 27 - Комбинированный
Ткани
28 - Швейные материалы; 29 - Трикотажные полотна; 30 - Швейные материалы и трикотажные полотна
Савельева И.Н., Упине А.М._
чужды веяниям времени. Также следует отметить, что спортивный стиль в одежде завоёвывает всё большие симпатии холериков, сангвиников и флегматиков, что свидетельствует о том, что женщины старшего возраста становятся всё более мобильными и энергичными. Так, например, существующий гардероб флегматиков строился только на основе классического стиля, но и они сейчас предпочитают спортивный и фэнтази. С особенностями стилей связано
Рисунок 2. Частота встречаемости предпочитаемых
элементов композиции и конструкции в существующей одежде женщин старшего возраста
К вопросу определения предпочтительных...
также и то, что желаемые материалы теперь -трикотаж или комбинация тканей и трикотажа, а силуэты - прилегающие или полуприлегающие. У сангвиников и флегматиков появляется силуэт «X». Необходимо отметить, что меланхолики практически не высказали каких-либо пожеланий по поводу изменения своего гардероба: они более равнодушны и спокойно относятся к своему внешнему облику, что наглядно можно видеть, сравнив диаграммы на рис. 1-4.
Рисунок 4. Частота встречаемости предпочитаемых средств композиции в одежде женщин старшего возраста
Условные обозначения к рис. 2, рис. 4
Типы личности респондентов
Х - холерики; С - сангвиники; Ф - флегматики; М - меланхолики.
Пропорции
1 - Преобладание по размерам верхней части костюма над нижней; 2 - Преобладание по размерам нижней части костюма над верхней; 3 - Равнозначные по величине верхняя и нижняя часть костюма
Ритмы
4 - Проявление ритмов в организации отдельных объемов формы; 5 - Проявление ритмов в организации конструктивных линий; 6 - Проявление ритмов в организации светлотных отношений и рисунка на ткани; 7 - Проявление ритмов в организации фактурных отношений; 8 - Проявление ритмов в расположении
и размерах деталей Отделка
9 - Складки, сборки, отделочная строчка; 10 - Детали; 11 - Специальные материалы; 12 - Фурнитура; 13 - Вышивка и аппликация; 14 - Другие материалы; 15 - Детали с печатным рисунком
Членения
18 - Горизонтальные; 19 - Вертикальные Асимметрия
20 - Проявление асимметрии в организации объемов формы; 21 - Проявление асимметрии в организации деталей; 22 - Проявление асимметрии в организации рисунка на ткани; 23 - Асимметрия не предпочтительна Рисунок на ткани
24 - Без рисунка; 25 - Рисунок орнаментального и растительного характера; 26 - Рисунок геометрического характера Цвет в одежде
27 - Холодные тона; 28 - Теплые тона; 29 - Ахроматические цвета
Фактура
30 - Гладкая; 31 - Шероховатая; 32 - Буклированная; 33 - Рифлёная
Трудно сохранить стройную фигуру на протяжении всей жизни. С возрастом изменяется цвет волос, оттенки кожи и также важные морфологические характеристики, такие как телосложение и осанка. В частности, телосложение женщин данной возрастной группы характеризуется высокой степенью развития и неравномерностью распределения жироотложений на различных участках тела. Это обстоятельство особенно осложняет выбор формы и покроя одежды.
Хотя для женщин пожилого возраста, как правило, характерны увеличение массы тела, а часто и избыточная масса, встречаются среди них и женщины хрупкие, худощавые. Наиболее часто встречающиеся фигуры пожилых женщин можно разделить на четыре типа телосложения: со слабым жироотложением по всей фигуре (худощавые); с нормальным и равномерным распределением жироотложения по всей фигуре; с обильным жироотложением в верхней части фигуры (плечевой пояс, грудь), когда объемы верхней части фигуры преобладают над объемами нижней части; с обильным жироотложением в нижней части фигуры (бёдра, живот, ягодицы). У таких фигур объемы нижней части тела преобладают над объемами верхней.
Придерживаясь классификации, принятой в швейной промышленности различают три типа осанки: сутулую, нормальную, перегибистую. Для полных женщин наиболее характерны является сутулая осанка с выступом лопаток и поворотом плеч вперед. Появляется также жироотложения в области шеи и седьмого шейного позвонка.
Учитывая всё вышесказанное, нами была разработана коллекция моделей, одежды для полных женщин, получившая одобрение потребителей.
Результаты исследований, показанных в настоящей статье, подтвердили важнейшую роль дизайна костюма в формировании имиджа человека, что убедительно доказывается также в работах ряда ученых и практиков [2]—[13].
Выявилось, что речь может идти не только об индивидуальной характеристике, конкретной личности, но и об образно-визуальном представлении, относящемся к той, или иной социальной группе с ее возрастными, психологическими, деятельно-профессиональными и прочими особенностями, что выражается в морфологической структуре дизайна костюма.
10.04.2015
Список литературы:
Айзенк Г.Ю. Тесты. - М.: ОЛМА - ПРЕСС.- 2003.
Савельева И.Н. Художественно-конструкторский анализ при проектировании одежды// Совершенствование методов конструирования, формирования и улучшения качества швейных изделий. Материалы Всесоюзной научно-технической конференции.- М.: МТИЛП .- 1981.
Савельева И.Н. Исследование взаимосвязи элементов в одежде массового производства // Совершенствование технологии процесса конструирования одежды массового производства.- Материалы Республиканской научно-технической конференции.- Киев: КТИЛП.- 1982.
Савельева И.Н. Определение требований потребителей разных типов к композиционным элементам одежды// Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования.- М.: Госкомнауки и техники, ВНИИТЭ.- 1989.
Савельева И.Н. Некоторые творческие аспекты структуры процесса создания имиджа-образа // Швейная промышленность.-2007.- № 2.
Савельева И.Н. Дизайн костюма как область промышленного искусства // Инновационный потенциал промышленного дизайна в России. Материалы Международной конференции.- М.: ВНИИТЭ.- 2013.
Сёстры Сорины Презентация внешности // Серия «Одежда + психология».- М.: ГНОМ-ПРЕСС.- 1998.- 224 с.
Упине А.М. Проблемы имиджа в контексте дизайна костюма // Швейная промышленность.- 2006.- № 5.- С. 45-48.
Упине А.М. Дизайн костюма в аспектах имиджелогии // Дизайн и технологии.- 2009.-№ 12/54.- С. 27-33.
Упине А.М. Роль дизайна одежды в формировании имиджа личности // П0ИСК.-2009.- № 2.- С. 98-104.
Упине А.М. Дизайн костюма. Социальный статус. Имидж. Монография.- М.: РосЗИТЛП.-2009.- 152 с.
Упине А.М. Дизайн костюма как средство формирования имиджа. Теория, методология, практика. Автореферат докторской диссертации.- М.: ВНИИТЭ.- 2012.- 51 с.
Янчевская Е.А., Рабкина Е.А. Мода для полных.- М.: Легпромбытиздат.- 1998.
Сведения об авторах:
Савельева Ирина Николаевна, профессор кафедры дизайна Оренбургского государственного университета,
доктор искусствоведения, e-mail: [email protected]
Упине Анастасия Михайловна, доцент кафедры Дизайн Московского государственного института культуры,
доктор искусствоведения