ТЕХНОЛОГИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК 74 ББК 82.12 Серова Т.М.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЖСКОГО ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Serova T.M.
TECHNOLOGY OF ART AND DESIGN ANALYSIS ON THE CASE STUDY MALE DAGHESTAN NATIONAL COSTUME
В статье рассматриваются этапы проведения художественно-конструкторского анализа мужской плечевой одежды, распространенной на территории Дагестана в XIX начале XX вв. На примере черкески представлен иллюстративный материал: фотографии, технический рисунок, развертка кроя. Результаты художественно-конструкторского анализа показаны в табличной форме и в качестве диаграммы. Выявленные элементы мужского костюма можно использовать в дизайн -проектировании современной одежды.
Ключевые слова: художественно-конструкторский анализ, элементы мужского костюма, развертка кроя, технический рисунок, дизайн-проектирование.
The article considers the stages of artistic analysis of masculine humeral service widespread on the territory of Daghestan in the nineteenth and early twentieth centuries. For example Circassian presents illustrative material: photos, technical drawing, scan cut. The results of the artistic design of the analysis are shown in table form and in the quality of the chart. The elements identified male costume can be used in design designing modern service.
Key words: art-design analysis, elements of the male costume, scan cut, technical drawing, design engineering.
Испокон веков народный костюм является кладезем культурных традиций, так как он несет в себе информацию о народе, создающим его [5]. Форма костюма, цвет, отделка и способ ношения, все эти факторы характеризуют менталитет народа.
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №3 (34), 2014
В последнее время дагестанское культурное общество особенно обращает внимание на воспитание молодого поколения в духе патриотизма и уважения к истории родного края и России в целом. Приобщение к материальной культуре многонационального Дагестана также происходит через народный костюм.
Перед дизайнерами и работниками швейной промышленности встала непростая задача: обеспечить всех желающих традиционной дагестанской одеждой. Казалось, все мы знаем, как выглядит мужской традиционный дагестанский костюм - это черкеска, рубаха, штаны, папаха, сапоги и атрибуты аксессуаров. Но это только поверхностное представление о нем. Для детального разбора традиционного мужского костюма необходимо провести художественно-конструкторский анализ подлинных образцов национальной одежды с целью выявления частоты встречаемости его элементов.
Художественно-конструкторский анализ (ХКА) подлинной мужской дагестанской одежды проведен по методике ХКА костюма, основанной на методике ХКА ВНИИТЭ и разработанной доктором искусствоведения, кандидатом технических наук, профессором И.Н. Савельевой [1,2,6,7]. Такой анализ представляет собой подробную характеристику одежды различных ассортиментных групп в конструктивном и в композиционном решении. Исследования проводились в Дагестанском Государственном объединенном историко-архитектурном музее. Некоторые образцы подлинной одежды принадлежат местным жителям Дагестана. Изучен ряд образцов мужской одежды (рубахи, бешметы черкески).
Прежде чем провести художественно-конструкторский анализ необходимо выполнить подготовительную работу, а именно: сделать фотографии подлинного образца; осуществить измерение деталей одежды; представить словесное описание внешнего вида подлинной одежды; выполнить технический рисунок.
Обязательным является определение назначения одежды и условий ее эксплуатации.
Фотографии подлинного образца одежды лучше всего делать цветными, так как наглядно видны цвет и фактура материала, в двух или трех проекциях: вид спереди, сзади и сбоку.
При измерении подлинных образцов нужно определить величины основных участков одежды и ее отделочных деталей. Эти данные необходимы для получения разверток кроя подлинного образца и выявления количества деталей в одежде.
Описание внешнего вида подлинного образца начинается с определения вида одежды (поясная или плечевая и название), из какого материала она выполнена, каковы силуэтная форма и вырез горловины, форма и длина рукава, длина изделия, характеризовать отделку и застежку (если таковая имеется).
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №3 (34), 2014
Приведем пример описания подлинного образца мужской черкески, предоставленной для исследования из частной коллекции (рис.1).
П
■ г ЖVI
Рисунок 1 - Мужская черкеска (вид сбоку, вид спереди)
Черкеска - традиционная мужская одежда, предназначеная для ношения в торжественных случаях. Появиться без нее в обществе считалось недопустимым для горца [3]. Черкеска - верхняя плечевая распашная одежда выполнена из сукна молочного цвета. Вверху до талии имеет приталенный силуэт и расклешение в нижней части. Прилегание верхней части достигнуто за счет талиевых вытачек, которые располагаются от подреза на полочке, и боковых швов, смещенных в сторону спинки. Расклешение нижней части достигнуто за счет семи клиньев. Вверху клинья оформлены в виде фигурного раструба, что придает дополнительное расклешение форме черкески. В области талии центральная часть полочки и спинки - цельнокроенные, по бокам размещаются подрезы. Вырез горловины имеет «у» - образную форму. Застежка располагается встык до талии и застегивается на 4 узелковые пуговицы и металлические петли. В области груди под углом наклона 30о к пройме нашиты газырницы, состоящие из 9 «футляров» для вставки газырей. Нижняя часть газырниц обработана полоской ткани, образующей дно для каждого футляра. Сбоку в швах соединения клиньев имеются разрезы для рук. Разрезы также располагаются от подола по боковым швам клиньев. Длина черкески доходит до колена. Рукава втачные длинные. Их длина доходит до подола черкески. Черкеска отделывается шелковым шнуром под цвет основного материала в области горловины, по бортам, подолу, низу рукавов, по верхнему и нижнему краю газырниц, по разрезу для рук.
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. №3 (34), 2014
Технический рисунок выполняется в графике (вид спереди, вид сзади) таким образом, чтобы прорисовывались конструктивные и конструктивно-декоративные линии (рис. 2).
Рисунок 2 - Технический рисунок Рисунок 3 - Развертка кроя и спе-
черкески (вид спереди, вид сзади) цификация деталей
Следующим этапом исследовательской работы является непосредственное проведение ХКА натурных образцов подлинной одежды. На основании фотографий, описания внешнего вида, технического рисунка и измерений образцов исследуемой одежды, выполняется развертка кроя на плоскости. Это необходимо для более глубокого понимания формы и размеров деталей одежды (рис. 3).
Первоначально дается конструкторская характеристика формы образцов одежды, которая зависит от конструкции, технологии ее изготовления и качества материала, из которого она выполнена.
Художественный анализ дает оценку эстетическим качествам народной одежды и определяет ее морфологическую структуру.
В процессе ХКА исследованы следующие позиции: силуэт и членения формы; покрой рукавов, их оформление по линии низа; оформление горловины и застежки; расположение линий низа в одежде, в рукаве; месторасположение декоративных элементов; используемые материалы; цветовые решения мужской одежды и ее декоративной отделки; виды ритмов; пропорций, использование законов контраста, нюанса и тождества.
Художественно-конструкторский анализ представлен в табличной форме (табл.) и в виде диаграммы (рис.4), где наглядно можно увидеть из
каких элементов состоит мужской костюм, и определить их частоту встречаемости.
Таблица 1 - Художественно-конструкторский анализ мужской одежды народов Дагестана
№ п/п Позиции художественно-конструкторского анализа (ХКА) Процентное отношение к общему количеству исследованных образцов (%)
Рубаха Черкеска Бешмет
1 Силуэт 1 Свободный 100 - -
2 Прилегающий вверху и расширенный внизу - 100 100
2 Членение формы по направлению линий 3 Вертикальные 67 - -
4 Горизонтальные - 100 100
5 Наклонные 67 100 100
13 Членение формы с помощью линий 6 Конструктивных 33 100 100
7 Конструктивно -декоративных 33 100 100
8 Декоративных 33 100 100
14 Членения формы по характеру линий 9 Прямолинейные 100 100 100
10 Непрерывные 100 100 100
15 Длина одежды 11 До бедер 67 - -
12 По колено 33 60 100
13 По икру ноги - 40 -
16 Длина рукава 14 По кисти рук 100 - -
15 Длиннее кисти рук - 100 100
17 Покрой рукава 16 Прямоугольной формы 67 - -
17 С окатом 33 100 100
18 Оформление низа рукава 18 Ровный край 100 80 100
19 Фигурный край - 20 -
19 Оформление горловины 20 Без воротника 67 100 100
21 С воротником стойкой 33 - -
20 Оформление застежки 22 Планкой в области груди 33 - -
23 Разрезом в области груди 33 - -
24 Встык - 100 100
21 Применяемые материалы 25 сукно - 100 -
26 тафта 33 - -
27 хлопок 33 - 100
22 Декоративная отделка 28 Басонные изделия 33 100 100
29 Вышивка 33 - -
30 Ткань другого цвета 33 20 -
23 Расположение декоративных элементов 31 В верхней части 100 100 100
32 В нижней части 33 40 100
33 По низу рукавов - 40 100
24 Цветовые решения 34 Ахроматические 33 60 50
35 Хроматические 67 40 50
25 Ритм 36 В крое 67 100 100
37 В декоре 100 100 -
26 Закон контраста, 38 В крое - 20 -
39 В декоре - 80 50
27 Закон нюанса 40 В крое 100 80 100
41 В декоре 33 - 50
28 Закон тождества 42 В крое - - -
43 В декоре 33 100 100
29 Пропорции 44 Арифметическая прогрессия - - -
45 Геометрическая прогрессия - - -
46 Золотое сечение - 100 100
Диаграмма состоит из трех концентрических окружностей, представляющих каждый ассортимент мужской одежды. Внутренний круг (I) характеризует элементы мужской рубахи. Средний круг (II) изображает элементы мужского бешмета. Внешний круг (III) иллюстрирует элементы мужской черкески. Круги разделены на секторы, число которых равно позициям ХКА. Секторы разделены на части по количеству разновидностей позиций ХКА.
К.шсснфнканноннаи модель кочпожнионно - конструкт hbhoiо iioci роении мужского ipaiiiuiiniiiioio kocimimi нарсмон Дагестана
II - бешмет
III - рубаха
Рисунок 4 - Диаграмма классификационной модели композиционно-конструктивного построения мужского традиционного костюма народов
Дагестана
В результате проведения ХКА выяснилось следующее.
Мужские рубахи имеют свободный силуэт, который достигается за счет вертикальных и наклонных конструктивных линий. Также выявлено членение, полученное за счет конструктивно-декоративных и декоративных линий. Конструктивно-декоративное членение достигается за счет боковых вставок в рубахе, швы соединения которых, украшены шнуром. Горловина в нарядных рубахах могла обрабатываться воротником - стойкой, могла быть округлой формы или оформлена мысом. Застежка обрабатывалась планкой или грудным разрезом. Мужские рубахи были длиной до линии бедер. Рукава доходили до кисти рук. Первоначально рукава были прямыми, а позже по низу обрабатывались манжетами. Шили нарядные мужские рубахи из шелкового материала, а для повседневной носки - из хлопка. Мужские рубахи шили из однотонного материала, - красного, пурпурного, молочного цветов. Нарядные рубахи украшали вышивкой и
басонными изделиями (тесьмой, позументом) в области горловины в нижней части рубахи, по низу рукавов. В рубахах можно увидеть ритмично повторяющиеся элементы. Например, грудной разрез застегивается на навесные петли и узелковые пуговицы (прямой равномерный ритм). По боковым швам со стороны переднего и заднего стана располагаются вставки трапециевидной формы (радиально-лучевой ритм). Также в мужских рубахах прослеживаются законы контраста и нюанса. Контраст выражается в цветовом сочетании декоративной отделки, нюанс прослеживается в крое.
Мужские бешметы имеют прилегающий силуэт в верхней части и свободный внизу. Сочетание прилегания верхней и расклешения нижней частей бешмета достигается за счет наклонных и горизонтальных конструктивных линий. Также членение формы достигается за счет конструктивно-декоративных линий, которые проявляются в наличии горизонтальных подрезов в области талии и соединении клиньев, придающих изделию определенное расширение, в оформлении застежки и пол бешмета шелковым шнуром контрастного цвета в отличии от основного цвета. Декоративное членение в бешмете достигается за счет отделки горизонтальной линии входа в накладной карман, который располагается с правой стороны груди и фигурного карманчика для часов. Так как бешмет - это распашная одежда, застежка располагается от горловины до талии встык и застегивается на металлические крючки и петли. Под застежку обязательно пришивается планка для того, чтобы не была видна рубаха. Горловина обрабатывается высоким воротником - стойкой, концы которой имеют слегка округлую форму и располагаются встык. Рукава - втачные, длиной ниже кисти рук. Форма рукава прямая. Бешметы изготавливались из хлопковых материалов, чаще из сатина, при этом использовали однотонную ткань хроматических (синий) и ахроматических цветов (серый). Верхнюю часть бешмета, до талии и рукава шили на подкладке. Наличие в бешмете клиньев (5-7 клиньев) показывают ритмичность в крое. Соотношение размеров верхней и нижней частей бешмета определяются «золотым сечением».
Обобщенный ХКА ряда образцов черкесок (описание одного экземпляра показано выше) показал, что по покрою этот вид одежды аналогичен бешмету за исключением некоторых особенностей. Черкеска не имеет воротника, а горловина оформляется глубоким У-образным вырезом. Застежка располагается по центру полочки встык от выреза горловины до талии и застегивается на петли и узелковые пуговицы. Также как и в бешмете, под застежку пришивают планку, которая была намного короче застежки бешмета и могла иметь не только прямоугольную, но и треугольную форму. Помимо конструктивных и конструктивно-декоративных членений, черкеска имеет декоративные наклонные линии, выражающиеся в деталях, которые присущи только этому виду одежды. Это - газырницы. Они нашиваются в области груди с наклоном к пройме. Количество отверстий в
каждой газырнице может достигать от восьми до десяти. Обязательно в отверстия вставляют газыри для хранения пороха. Верхнюю часть газырей делали серебряными, что украшало черкеску. Рукава в черкеске были втачные, прямые, длиной ниже кисти руки. Низ рукавов оформлялся фигурно и обрабатывался тканью другого цвета, отличного от основного. В некоторых случаях фигурный край рукава отворачивался. Черкеска была расклешенной в нижней части за счет клиньев, которые, в отличии от бешмета, имели дополнительные расширения за счет оформления верхней части в виде раструба, дополнительно пришиваемых треугольных вставок по низу черкески и разрезов, которые украшались шнуром в виде навесных застежек. Шили черкеску из сукна белого, серого, черного, коричневого и бежевого цвета. В качестве отделки использовали шелковый шнур, которым обшивали горловину, борта, полы, низ рукавов, верхний край газыр-ниц. Верхнюю часть черкески и рукава обрабатывали подкладкой. Длина черкески была различной: и до колена, и выше колена и по икру ноги. Черкеску обязательно одевали с ременным поясом и аксессуарами. Горизонтальная линия пояса подчеркивала фигуру мужчины и определяла пропорциональное соотношение деталей по принципу «золотого сечения».
Особенностью в крое черкески и бешмета является наличие клиньев треугольной формы, которые пришивались по бортам от талии до низа изделия. Эти детали не давали верхней одежде сильно распахиваться при ходьбе.
Таким образом, благодаря проведению художественно-конструкторского анализа выявлены элементы конструктивно-композиционного построения дагестанской мужской плечевой одежды, что способствует грамотному дизайн-проектированию данной одежды для условий современного производства, а также использованию наиболее часто встречающихся элементов в современной одежде других назначений.
Библиографический список:
1. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX - начало ХХв. — М.: Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1981. —152с, приложение - илл.
2. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. Монография, — М.: «Информ-знание» 2002. —296с, ил.
3. Савельева И.Н. , Упине А.М. Композиционно-конструктивные особенности народного костюма России и ближнего зарубежья. Учебное пособие, —М.: РосЗИТЛП 2007.—98с.
4. Серова Т.М. Традиционный дагестанский костюм, как элемент этно-дизайна. Материалы I-й Международной научно-методической конференции «Традиции и инновации в дизайне» г. Новочеркасск 2010. С. 196-201.
5. Серова Т.М. Методика проведения и некоторые исследования идентификации традиционного костюма народов Дагестана. // Сб. науч. трудов
Материалы XVII Международной научной конференции «Мода и дизайн. Исторический опыт - новые технологии», - СП/б., СПГУТД, ГРЭМ. -2014. С.162-167.
6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII — XX вв. —М.: Наука 1989.—288с.
7. Упине А.М. Художественно-конструкторский анализ костюма этно-гомосферы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сб. ст. Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 11 -й международной научной конференции / под ред. Н.М. Калашниковой. 1СПб.: СПГУТД, 2008. С. 302.
8. Упине А.М. Серова Т.М. Роль художественно-конструкторского анализа по определению составляющих костюмных комплексов дагестанских народов. МГУТУ им. К.Г. Разумовского IV Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Сборник трудов «Материалы II международного конкурса научных и научно-методических работ». М.: 20014. Изд. «Спутник» С. 122-125.