Научная статья на тему 'Формализация процесса проектирования промышленных коллекций одежды с учетом предпочтений потребителей'

Формализация процесса проектирования промышленных коллекций одежды с учетом предпочтений потребителей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
257
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Франк Е. В.

В работе рассматривается использование методов и средств теории измерений для формализации процесса предпроектных исследований при формировании структуры промышленной коллекции одежды с учетом предпочтений потребителей и модных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Франк Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формализация процесса проектирования промышленных коллекций одежды с учетом предпочтений потребителей»

Системы автоматизированного проектирования

УДК681-518 Е. В. ТЪРАНК

Омский государственный институт сервиса

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ОДЕЖДЫ С УЧЕТОМ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ_

В работе рассматривается использование методов и средств теории измерений для формализации процесса предпроектны* исследований при формировании структуры промышленной коллекции одежды с учетом предпочтений потребителей и модных тенденций.

Производство одежды — динамично развивающаяся отрасль, с перспективной организацией производства, вплоть до создания оболочечных компаний, занимающихся исследованиями, дизайном и маркетингом, отрасль, имеющая в своем распоряжении современные технологии. С другой стороны, некоторые процессы и методы проектирования одежды с огромным трудом поддаются формализации, а следовательно, преимущества автоматизации остаются практически недоступными для некоторых этапов создания моделей одежды. Например, предпроектные исследования, необходимые для формирования промышленных коллекций, относятся ктрудно формализуемым задачам, так как на этом этапе происходит принятие проектных решений.

Проектирование одежды не является алгоритмом механического подбора элементов для получения итогового результата, а подразумевает творческий процесс. Под творчеством принято понимать процесс деятельности, для которого неизвестны алгоритмы отыскания решений. И специалист, решающий творческую задачу на предпроектном этапе, не расчленяет этот процесс на элементарные операции и содержащиеся в нем закономерности. Кроме того, при принятии решений на этапе предпроектных исследований для создания промышленной коллекции женской одежды необходимо руководствоваться определенной документацией:

• данными о тенденциях развития моды;

• данными о динамике спроса (анализ основных статистических данных о составе, доходов населения и привычках покупателей, полученных по результатам опроса);

• концепцией научно-технического развития.

• планом предприятия по ассортименту (содержит конкретное производственное задание).

Итогом предпроектных исследований является разработка технического задания на промышленную коллекцию для целевой группы:

1. Сочетание художественно-конструктивных признаков: силуэтов, покроя рукавов, конструктивно-декоративных членений и др.;

2. Разработка структуры коллекции - ассортиментного макета коллекции.

Получение описания концепции и структуры коллекции, включающей все основные параметры, связано с обработкой разнообразных данных и принятия проектного решения. Процесс принятия решений при проектировании одежды охватывает широкий круг задач и процедур - от выбора вариантов в конечных и обозримых множествах до задач творческого характера, не имеющих на первый взгляд формальных способов решения.

Формализация любых видов работ предполагает решение следующих задач: а) использование единой терминологии; б) сжатие первичной информации без потери ее информативности; в) структурирование представлений об объектах; г) разработка различных видов моделей, в том числе, математических.

В результате анализа предметной области были выявлены входные и выходные данные, установлены взаимосвязи. Входными данными являются результаты маркетинговых исследований (опрос потребителей) и анализа модных тенденций по следующим основным для промышленных коллекций понятиям:

• назначение одежды;

• ассортиментные группы;

• комплекты изделий;

• силуэты;

• покрой рукава.

В качестве выходных данных необходимо получить рациональную структуру промышленной коллекции женской одежды, созданную с учетом предпочтений потребителей, а также анализа модных тенденций.

Для установления взаимосвязей разработана схема (рис. 1), отражающая влияние всех факторов на формирование рациональной структуры коллекции. Анализ предметной области показывает, что именно результаты маркетингового исследования по выявлению предпочтений потребителей в одежде позволяют выбрать целевой сегмент для проектирования коллекции, а также влияют на выбор назначения проектируемой коллекции. Оптимальные ассортимент, силуэты и комплекты выбираются из всего множества на основании результатов маркетинговых исследований и анализа модных тенденций. Покрои рукавов выбираются из всего

Аналю результатов маркетинговых исследований

коллекции

множества на основании только анализа модных тенденций.

В результате структурирования данных предметной области было выявлено, что для формирования рациональной структуры коллекции одежды необходима интеграция результатов анализа модных тенденций и маркетинговых исследований. Интеграция результатов опроса потребителей и анализа тенденций моды подразумевает использование специальных методов количественной формулировки исходных неколичественных данных и отношений. Эти специальные методы относятся к теории измерений, в частности, к использованию различных типов измерительных шкал.

Для формализации процесса формирования структуры коллекции в зависимости от характера измеряемой информации используются разные типы шкал [ 1 ]:

• качественные (номинальная, порядковая);

• количественные (интервальная, отношений).

На этапах обработки экспертной информации

возможно применение как номинальной шкалы и шкалы порядка, так и интервальной шкалы и шкалы отношений.

С помощью качественных шкал можно классифицировать полученную информацию по одной категории или по нескольким признакам. Порядковая шкаладопускает не только различие экспертной информации по качественным признакам, как номинальный тип, но и используется для упорядочения данных признаков. Шкалы интервалов и отношений следует использовать для измерения информации, имеющей количественные признаки [2,3].

Таким образом, для измерения полученных знаний на каждом из этапов их извлечения и обработки можно использовать тот или иной тип измерительных шкал. Исходя из этого, считается

возможным и правомерным применение измерительных шкал для измерения полученных данных.

Поскольку результатами опроса потребителей является частота встречаемости отдельных показателей (назначение одежды, ассортиментные группы, силуэты и др.) с определенными количественными пределами, поддающимися измерению, то для измерения количественных пределов результатов опроса можно использовать интервальную шкалу. Но для упорядочения и выбора информации при формировании структуры коллекции максимально соответствующей структуре спроса потребителей необходимо использовать шкалу порядка, которая позволит установить, какие данные нужны для решения этой задачи.

Для классификации полученных в ходе опроса данных по назначению одежды, ассортиментным группам, силуэтам, комплектам используется шкала порядка со следующими качественными значениями:

— «нужны большинству»;

— «нужны многим»;

— «нужны не многим»;

— «нужны отдельным людям».

Выбор назначений изделий в коллекцию для каждого целевого сегмента потребителей производится в соответствии с разработанной шкалой по первым двум категориям: «нужны большинству» и «нужны многим».

На основе данной шкалы порядка разработана интервальная шкала, каждому интервалу которой соответствует качественное значение.

Интервалы рассчитываются в зависимости от максимального значения частоты встречаемости (единицы измерения — проценты) по формуле:

/=11^. (1) 1 4

где /,. — величина границ интервалов (%);

к — число интервалов, к= {1,..,4};

Рт.]у — максимальная частота встречаемости по рассматриваемым показателям (%);

с/ — нижняя граница интервальной шкалы, ё=0 (%),

Использование шкалы интервалов и шкалы порядка необходимо для назначения полученным результатам соответствующих «весов» по каждому выявляемому показателю:

• назначение одежды;

• ассортиментные группы;

• силуэты;

• комплекты.

То есть каждому наименованию показателя присваиваем ся определенный «вес» в зависимости от значения частоты встречаемости по результатам опроса потребителей. Применение одновременно шкал интервалов и порядка на этапе обработки данных опросов нашли отражение в табл. 1.

Для результатов маркетинговых исследований обозначим «вес» как Ук.

Анализ модных тенденций с использованием текстологических методов или опроса экспертов предполагает получение информации, не имеющей количественных пределов. Для измерения этой информации необходимо применение шкалы порядка с категориальными значениями, использование которых естественно для индустрии моды.

Для анализа модных тенденций предлагается следующие категории:

— «ультрамодные»;

— «модные»;

— «модные на спаде»,

Анализ модных тенденций

Таблица 1

Использование шкалы интервалов и шкалы порядка для обработки результатов опроса потребителей

Наименование Интервалы

к 1 2 3 -1

Шкала интервалов 0 < 0,25хР,„„, 0,25хР,„,„< /,£(),5хР.|„„ 0 5\Г...... < /,< 0,75хГ..... ''\75xf.....< /,< р,.....

Шкала порядка «Нужны отдельным людям» «Нужны немногим» «Нужны 'и; • у.; «Нужны бол1.!1:инегиу»

«Вес» У, У, у;

Назначение «веса» для результате!) анализа модных тенденций

Таблица 2

Категории шкалы порядка

«Вес»

«Модный на спаде»

■Модный»

и.

■ Уды рамодн ый»

Определение суммарного «веса»

Таблица 3

Наименование Шкала порядка для анализа тенденций моды «Ультрамодный» «Модный» «Модный на спаде»

Шкала порядка для результатов маркетинговых исследований «Вес» и, V, V,

«Нужны большинству» У, и,+у, и Л У, (/,+ У,

«Нужны многим» У, (/,+ Г, и,+ У, и,+У,

«Нужны не всем» У, и,+ У, и&У> и,+у<

«Нужны отдельным людям» у, ил?, и}+У, и,+У,

Причем, если шкала порядка для результатов опроса потребителей применяется после проведения исследования, то категории для анализа модных тенденций рекомендуется использовать уже на этапе анкетирования специалистов индустрии моды.

Использование шкалы порядка позволяет назначить каждому категориальному значению «вес» для дальнейшей формализации процесса формирования структуры коллекции.

Для модных тенденций «вес» обозначим как '={1,2,3}.

Назначение «веса» требуется для каждого наименования по показателям:

• ассортиментные группы;

• силуэты;

• комплекты изделий;

• покрои рукавов.

Соответствие «веса» категории шкалы порядка для данных модных тенденций приведено в таблице 2.

Поскольку покрои рукавов в большей степени зависят от направления моды и их окончательный выбор определяет дизайнер, то в коллекцию можно рекомендовать несколько вариантов получивших характеристики «ультрамодные» и «модные».

Объединение разработанных шкал порядка позволит вычислить суммарный «вес», который будет являться критерием отбора одновременно модных и необходимых потенциальным потребителям ассортиментных групп, силуэтов и комплектов изделий (табл. 3).

Для выбора оптимальных ассортиментных групп, силуэтов, комплектов изделий необходимо ввести ограничение вида:

¿//-ь у/>г. (2)

где Ъ — минимальный суммарный «вес».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничение позволит использовать при формировании структуры коллекции данные, получившие одновременно характеристики «нужны большинству», «нужны многим» и «ультрамодные», «модные».

Таким образом, для компьютерного моделирования творческого процесса проектирования коллекции необходимо знание большого объема информации, на основе которого становится возможным определение и формализации элементов творческого мышления, неосознанно и автоматически реализуемых человеком.

Выполненная формализация является основой для разработки алгоритма по формированию структуры коллекции для создания системы автоматизации. Автоматизация предпроектных исследований позволит сократить затраты времени дизайнера на этапе выполнения технического задания и повысить качество принимаемых решений, а также избежать ошибок, связанных с неправильным определением состава проектируемой коллекции одежды. Ошибки на этапе создания структуры коллекции приведут к залеживанию готовой продукции на складе и в магазине, что отрицательно сказывается на развитии предприятия.

Использование системы автоматизации может принести значительный экономический эффект, так как позволит сократить затраты времени на проектирование коллекции, а также не привлекать к работе специалиста-маркетолога. Малые предприятия не могут позволить себе создание отдела маркетинга, поэтому необходимы специальные

средства автоматизации, которые помогут специалистам швейной промышленности принимать правильные решение о структуре выпускаемой коллекции одежды. Результаты исследования относятся к категории практически значимых и могут использоваться на предприятиях швейной промышленности.

Библиографический список

1 Пфанцагль И. А. Теория измерений. Москва: Мир, 1976. 247 с.

2. Анохин А. Практика работы с экспертами предметной области при разработке концепций автоматизированных систем, hltp: // www. akdi. ru.

3. Теория измерений: типы шкал. http: // sociology, exlrim. ru.

ФРАНК Елена Владимировна, аспирант, преподаватель кафедры «Конструирование швейных изделий».

Дата поступления статьи в редакцию: 04.08.06 г. © Франк Е.В.

Информация

Восьмая Всероссийская научно-техническая конференция «Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий»

26 марта - 29 марта 2007 г. г. Улан-Удэ

Целью проведения конференции является обсуждение и координация научных работ в области информационных технологий, обсуждение проблем информатизации в сфере образования и рассмотрение вопросов, касающихся роли информационных технологий в инновационном развитии системы образования.

Основными задачами конференции являются:

— обсуждение проблем, методов и подходов в решении задач, связанных с разработкой, исследованием и внедрением информационных технологий;

— обмен опытом в области информационных технологий, информатизации сферы образования и внедрения информационных технологий для развития инновационного образовательного учреждения;

— проведение сравни тельного анализа и обсуждение результатов инновационных работ теоретического и прикладного характера в области ИТ и образовании;

— установление научных связей и областей взаимодействия для ускорения развития и повышения уровня научных исследований, расширение возможностей внедрения результатов исследований в реальную практику.

Основные направления конференции

1. Компьютерное моделирование и системы искусственного интеллекта.

2. Информационные технологии в образовании, интегрированные информационные системы и технологии их разработки.

3. Роль информатизации в инновационных процессах системы образования.

Формы участия в работе конференции:

— очная (выступление с докладом, публикация доклада в сборнике трудов конференции)

— заочная (публикация доклада в сборнике трудов конференции)

До начала работы конференции планируется опубликовать сборник докладов. Оплату необходимо производить после приема материалов редколлегией.

Контрольные сроки:

Прием заявок до 20 декабря 2006 г.

Прием тезисов и статей - до 25 января 2007 г.

Адрес: ГОУ ВПО Восточно-Сибирский государственный технологический университет

670013, Улан-Удэ, Ключевская, д.40в, стр.1 ОргкомитетТиПВСИТ'2007

(кафедра Системы информатики)

Контактный телефон: тел. (3012) 21-56-89, Хаптахаева Наталья Баясхалановна

Е-тай: tipvsit@esstu.ru www.esstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.