Научная статья на тему 'Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России'

Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1228
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ / ASSORTMENT OF FURS / МЕХОВЫЕ АКСЕССУАРЫ / FUR ACCESSORIES / ВИДЫ МЕХА / TYPES OF FUR / МОНИТОРИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / MONITORING OF CONSUMER PREFERENCES / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / PRODUCTION OF DOMESTIC ENTERPRISES / ИМПОРТ / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева М.А., Зарецкая Г.П., Петросова И.А., Гончарова Т.Л., Мезенцева Т.В.

Проведен сравнительный анализ потребительских предпочтений меховых товаров в России в 2015 году. Определены предпочтения товаров предприятий меховой отрасли среди потребителей разных половозрастных групп и уровней доходов: в дизайне изделий, по качеству меха и изделия, ассортименту меховых товаров. Исследованы факторы, влияющие на мотивацию отказа от покупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева М.А., Зарецкая Г.П., Петросова И.А., Гончарова Т.Л., Мезенцева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России»

УДК 687.021

М. А. Гусева, Г. П. Зарецкая, И. А. Петросова, Т. Л. Гончарова, Т. В. Мезенцева, Е. Г. Андреева

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ

Ключевые слова: ассортимент меховых изделий, меховые аксессуары, виды меха, мониторинг предпочтений потребителей,

отечественная продукция, импорт.

Проведен сравнительный анализ потребительских предпочтений меховых товаров в России в 2015 году. Определены предпочтения товаров предприятий меховой отрасли среди потребителей разных половозрастных групп и уровней доходов: в дизайне изделий, по качеству меха и изделия, ассортименту меховых товаров. Исследованы факторы, влияющие на мотивацию отказа от покупок.

Keywords: assortment offurs, fur accessories, types of fur, monitoring of consumer preferences, production of domestic enterprises,

import.

A comparative analysis of consumer preferences offur products in Russia in 2015. Defined preferences of goods of the enterprises of fur industry among consumers of different age groups and income levels: in the design of products, quality of fur and products, the range of fur products. Investigated factors affecting the motivation of refusal of purchases.

Пушно-меховой рынок России - крупнейший по производству и продаже меховых изделий [1]. Пушно-меховая отрасль играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства, занятости трудоспособного населения, повышения его жизненного уровня. В конце ХХ века для поддержки отрасли была разработана "Концепция развития мехового комплекса России на 1999-2005 гг.", утвержденная Министерством экономики [2]. Реализация Концепции дала положительные результаты. За период 2010-2015 годов объемы производства и продажи меховых изделий переживали как спад, так и небольшой рост. В 2013 году, согласно анализу Министерства промышленности и торговли, наблюдался рост на 4,5% на фоне притока инвестиций и роста потребительского спроса [3]. Создание Евразийского экономического союза в 2015 году улучшило инвестиционный климат, в результате объем взаимной торговли мехом и товарами пушно-меховой отрасли промышленности между Россией, Белоруссией и Казахстаном с 2010 года вырос в 3 раза и составил 74,7 млн. $ [2]. Развитие промышленности, в том числе меховой, является одной из главных целей Евразийской экономической комиссии.

Потребности мехового рынка в России пополняются как отечественной продукцией, так и за счет импорта. По данным исследования АКОРТ [4] и Федеральной таможенной службы [5], более 80% изделий из натурального меха ввозится в страну без уплаты таможенных платежей или со значительным занижением таможенной стоимости. Российский рынок меховой одежды очень привлекателен как сектор экономики. Доля отечественного производства на рынке ЕАЭС занимает одну треть. Аналитики РОСМЕХ утверждают, что в год российские покупатели тратят на меховые изделия около 100 млрд. руб., из них меньше 5% приходится на российские изделия [6]. Ситуация с «серым» импортом ведет к потерям у легального бизнеса, который оказывается неконкурентоспособным.

В последние годы экономика России развивается в сложной геополитической обстановке. Государство предпринимает шаги к укреплению позиций отечественных предприятий при экономических санкциях со стороны Евросоюза. Принят ряд постановлений, направленных на поддержку предприятий отрасли легкой промышленности, в том числе пушно-меховой отрасли. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд" ограничивает долю рынка для всех стран, кроме РФ, Белоруссии и Казахстана [7]. Минпромторг в 2015 года представил в Правительство РФ обновленную Стратегию развития легкой промышленности до 2020 года, где уделено внимание развитию отечественной пушно-меховой отрасли, продвижению отечественных товаров меховой промышленности России. Для повышения конкурентоспособности продукции рекомендована поддержка и развитие отечественных брендов, внедрение контроля качества, минимизация "серого импорта", исключение нелегального производства и оборота товаров меховой отрасли промышленности на потребительском рынке. Президент В.В.Путин 23 января 2015г. подписал Указ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафакта», действие которого распространяется на пушно-меховые товары. С апреля 2016 г. начинает действовать система маркировки меховых товаров электронными чипами в целях контроля движения товаров от производителя до конечного потребителя и обеспечения легальности производства импорта продукции на территории государств Евросоюза [2].

Выполнение поставленных задач позволит увеличить вклад легкой промышленности в ВВП экономики страны до 1,5% путем замещения импорта и реализации экспортного потенциала в

конкурентоспособных сегментах, в том числе в меховой отрасли [1].

Продукция меховых предприятий стабильно востребована на основной территории России, где длительность зимы составляет 4-6 месяцев. Жители южных регионов страны с мягким теплым климатом объясняют наличие в гардеробе меховых вещей не столько «необходимостью в теплой одежде, сколько потребностью позиционирования себя как человека с уровнем дохода, позволяющим приобрести меховое изделие».

Несмотря на некоторое снижение количества посетителей мировых выставок-продаж меховой продукции в Гонконге и Милане за последние годы [2], аналитики агентства Euromonitor предполагают рост объема рынка в России в среднем на 8% в год [6]. Ожидается рост спроса на роскошные меховые изделия как результат увеличения количества состоятельных россиян.

Продукция предприятий пушно-меховой отрасли - дорогостоящий товар. Поэтому потенциальные потребители, как правило, тщательно выбирают вещи для покупки, предварительно знакомятся с рекламой в СМИ и с ассортиментом в магазинах. На рисунке 1 представлена структура источников информации о меховых изделиях для потребителя. Лидирующее место занимают печать (24%), реклама и ассортимент меховых товаров в магазинах (28%). Реклама по интернету (18%) не значительно превосходит телевизионный аналог (13%).

Рис. 1 - Источники информации о меховой моде

Для выработки стратегического маркетингового плана предприятиям пушно-меховой отрасли необходимо периодически мониторить рынок, исследовать потребительские предпочтения в ассортиментных группах товаров, по видам меха, ценовой политике, при этом рекламировать свою продукцию. К сожалению, предприятия, как правило, ограничиваются рекламной компанией своей продукции в СМИ (на телевидении, в печати, в интернете), иногда продвигают товар на рынок с помощью буклетов, брошюр. В настоящее время, несмотря на доступность информации, в России не издается ни одного профессионального журнала о меховой моде, где предприятия смогли помимо рекламы своей продукции формировать вкусы и предпочтения потребителей.

В 2014-2015гг. представителями кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий ФГБОУ ВПО МГУДТ (Россия) проведены исследования

состояния пушно-меховой отрасли России [8]. Мониторинг направлен на:

- определение возможностей рынка меховых товаров;

- изучение предпочтений выбора отечественного или импортного производителя;

- позиционирование определенных брендов товаров, торговых точек, имени дизайнера и т.п.;

- выбор наиболее привлекательной концепции новых меховых товаров;

- изучение предпочтений потребителей в области дизайна меховой одежды, выбора вида меха, вида меховой одежды и головных уборов;

- изучение цен на продукцию предприятий меховой отрасли.

В ходе исследования анализировались потребительские предпочтения товаров пушно-меховой отрасли путем анкетирования покупателей меховой продукции и потенциальных потребителей (2250 человек) во всех федеральных округах РФ, в крупных и мелких городах.

В европейской части России опрашивались жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, как самые густонаселенные и с развитой инфраструктурой. В Центральной России: население Тульской, Курской областей. В Среднем Поволжье - представители Казани, Самары, Уфы. На Северном Кавказе и Прикавказье - Пятигорск и Ставрополье. Северозападные районы представлены Архангельском и Вологдой. На Урале - г. Челябинск. Азиатская территория при проведении опроса представлена городами, лежащими в разных климатических зонах: Новосибирск, Улан-Удэ, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск. Исследовались также потребительские

предпочтения среди населения Крыма.

Интервьюерами использовался персональный сбор информации при личном контакте с опрашиваемыми. Дистанционный опрос (по телефону, интернету) выполнялся двух видов: анкету заполняли сами опрашиваемые, анкету заполнял интервьюер со слов опрашиваемых. Для обеспечения принципа валидности (случайности выбора опрашиваемых) опросы проводились в магазинах (внутри, на входе, на выходе) и других местах (на предприятиях, на улице, в торговых центрах, ярмарках, офисах, фитнес-клубах и т.д.). Опрашивались каждые 5-10 человек (оплатившие покупку, заинтересовавшиеся предложенными товарами, примерявшие меховые изделия).

В опросе потребителей исключались лица, причастные к меховой промышленности, профессионально занимающиеся рекламой меховых изделий, работники меховых магазинов, специалисты маркетинга меховой продукции, как заинтересованные в результатах опроса.

В перечень предметов для исследования включены основные виды меховой одежды (пальто, полупальто, куртки, жилеты и т. д.) и головных уборов повседневного бытового назначения, меховая отделка (воротники, манжеты, опушь, шарфы, снуды), меховая галантерея (заколки,

ободки, сумки) и сопутствующие товары (чехлы для телефонов, пледы, чехлы на автокресла, подушки и т.д.). Выборка респондентов проводилась таким образом, чтобы на основании полученных ответов можно было сделать выводы обо всем населении или какой-либо его части, интересующей заказчика исследования, равномерно (репрезентативно) представляющая большую группу лиц (генеральную совокупность) - население России, отвечающих определенному требованию (потребители

продукции меховой промышленности).

Генеральная совокупность потребителей меховой продукции включает в себя все население России от детей до пожилых людей, мужчин и женщин, а также их питомцев. Поэтому в анкете опрашиваемое население разделено на группы по тендерному признаку, а перечень товаров, предлагаемых для оценки, разделен на товары для женщин, мужчин, детей и иные (например, для домашних питомцев). При определении выборки исследуемых лиц учитывался уровень дохода, пол, возраст.

Объем и структура спроса и покупок на меховые изделия зависит от пола, возраста, покупательной способности потребителя.

В ходе исследования опрашивались трудоспособные граждане (18-65 лет), молодые люди (14-20 лет), а также неработающие пенсионеры (старше 60 лет). Соотношение населения по половому признаку в РФ мужчин -46%, женщин - 54%.

По возрастному признаку все респонденты разделились на 6 групп: 14-20 лет; 21-30 лет; 31-40 лет; 41-50 лет; 51-60 лет; старше 60 лет. Потребители в возрасте 21-50 лет составили 83,5%. При этом граждане 21-40 лет (50,93%) являются наиболее частыми гостями организаций, торгующих меховыми товарами.

Респонденты относят себя по уровню дохода следующим образом: ниже среднего - 15,77%, средний - 55,42%, выше среднего - 16,38%, высокий - 9,13%, очень высокий - 0,83%, неработающие пенсионеры с низкими доходами - 2,46%. Самой многочисленной оказалась группа лиц, имеющая, по утверждению опрашиваемых, средний и выше среднего уровень доходов.

Опрос выявил различия в структуре спроса на меховые изделия у населения, проживающего в разных регионах РФ. Региональные особенности спроса обусловлены климатическими условиями проживания, продолжительностью зимнего сезона, близостью приграничной торговли, состоянием товарного предложения, платежеспособностью населения. Из опрошенного населения РФ наиболее активно покупали меховые изделия жители и гости Москвы (32,8% из общего количества опрошенных), Санкт-Петербурга (10,51%), Курска (13,5), Ставрополя (8,27%), Архангельска (7,72%), Уфы (7,47%), Владивостока (6,5%).

Самыми популярными покупками во всех федеральных округах были женские меховые пальто и полупальто - в Уральском ФО (74,2%), Сибирском ФО (65,9%), Южном ФО (51,9%). Низким был спрос

на мужские меховые пальто в Южном ФО (0,9%) и Северо-Западном ФО (2,8%). Женские пальто из мехового велюра (дубленки) равномерно популярны среди населения всей России: от 14,9% (Приволжский ФО) до 31,5% (Северо-Западный ФО). Мужские дубленки наиболее популярны в Приволжском ФО (12,2%). Головные уборы из натурального меха предпочитают мужчины Южного и Северо-Кавказского ФО (23,1%), Центрального ФО (11,4%) и Дальневосточного ФО (5,6%). Женские меховые головные уборы покупались в Центральном ФО (18,1%), Сибирском ФО (18,1%), Дальневосточном ФО (16,6%), Северо-Западном ФО (12,6%). Структура спроса по России на основные виды меховых изделий среди мужчин (м) и женщин (ж) представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура спроса по России в среднем на основные виды меховых изделий (в процентах)

Пальто (полупальто) Дубленки Головные уборы Всего

м ж м ж м ж

Цент] ральный ФО

4,9 41,1 8,4 16,1 11,4 18,1 100

Северо-Западный ФО

2,8 48,6 3,3 31,5 1,2 12,6 100

Южный, Северо-Кавказский ФО

0,9 51,9 6,7 15,4 23,1 2,0 100

Приволжский ФО

3,7 51,6 12,2 14,9 2,1 15,5 100

Уральский ФО

4,8 74,2 2,9 7,6 2,2 12,3 100

Сибирский ФО

3,5 65,9 3,0 7,8 1,7 18,1 100

Дальневосточный ФО

6,9 42,0 4,5 24,4 5,6 16,6 100

Крым

7,5 51,5 5,9 10,1 12,5 12,5 100

В среднем по РФ

4,4 53,4 5,9 15,9 4,8 15,6 100

На выбор покупки оказывает влияние тип торгового предприятия. Структура мест приобретения отечественными покупателями в 2015г. меховых изделий представлена на рисунке 2.

Рис. 2 - Выборка по типам мест приобретения меховых изделий

Наиболее часто в 2015 году приобретали женские меховые изделия: пальто и полупальто -51,75%, дубленки - 19,32%, головные уборы -14,75%. Среди мужчин популярными покупками оказались дубленки - 7,47% и головные уборы -3,97% от общего числа покупок меховых изделий.

В ходе мониторинга установлено, что отечественные потребители внимательно следят за мировой меховой модой. Самыми

распространенными трендами стали женские меховые пальто и полупальто полуприлегающего, О-образного и прямого силуэтов из шкурок норки, популярны были также жилеты и куртки из песца и лисицы (рис. 3).

■ куртка ■ пальто жакет жилет

Ш свитшот .полупальто ■ платье

Рис. 3 - Структура предпочтительного выбора женщинами изделий в 2015 г.

Исследования потребительских предпочтений стиля, силуэта, покроя и длины меховых изделий выявили осведомленность населения в вопросах дизайна. Классический стиль предпочтителен во всех возрастных группах (табл. 2). Авангардный популярен среди молодых женщин и у покупательниц старше 60 лет.

Таблица 2 - Предпочтение женщинами стиля меховой одежды (в процентах)

Стиль Воз раст, лет

14- 21- 31- 41- 51- Старше

20 30 40 50 60 60

авангардный 12 14 7 8 4 20

ультрамодный 19 22 14 10 3 0

классический 44 43 52 56 77 46

сдержанный 18 13 17 19 14 34

Все равно 7 8 10 7 2 0

Модные меховые пальто с укороченными рукавами покупали как молодые девушки 14-20 лет (35,9% от общего числа опрошенных этого возраста), так женщины среднего возраста 21-20 лет (22,9%); 31-40 лет (18,4 %), 41-50 лет (17,7%). Меховую одежду с короткими рукавами выбирали авангардные женщины 14-50 лет, интересующиеся меховой модой. При этом традиционные изделия с длинными рукавами как потенциальную покупку рассматривают в своем гардеробе 93% женщин.

Меховые пальто без воротника в сезоне 20142015 были популярны среди женщин 14-20 лет (22,45%), 21-30 лет (11,46%), 41-50 лет (11,91%). Такие модели пальто выбирали 13,3% женщины с высокими заработками, а также молодые девушки-студентки с низкими доходами (12,8 %).

Популярными оказали модели меховых пальто и полупальто с капюшонами. Предпочтения таких моделей у женщин в возрасте 14-20 лет - 46,94%, 21-30 лет - 49,28%, 31-40 лет - 51,67%, 41-50 лет -49,31%.; 51-60 лет - 39,31%, старше 60 лет - 29,17%. Модели с капюшонами равномерно предпочтительны у дам с любым уровнем дохода 40,9-50,8%.

Покупательницы 14-20 лет выбирали пальто прилегающего (31,96%), полуприлегающего (31,96%), прямого (17,53%) силуэтов. Похожий выбор у женщин 21-30 лет. Покупательницы в возрасте 31-40 лет предпочитают полуприлегающий силуэт (40,05%), прямой (23,08%) и трапецию (22,17%). Женщины 51-60 лет выбирали пальто прямого силуэта (42,54%), полуприлегающего (29,28%) и трапеция (18,23%). Покупательницы старше 60 лет выбирают силуэты пальто, в основном, прямого (33,33%) и трапеция (25,49%).

Большинство женщин приобретали меховые пальто темных цветов: 14-20 лет (71,79%), 21-30 лет (48%), 31-40 лет (50,31%), 41-50 лет (44.30%), 51-60 лет (55,08%), старше 60 лет (61,70%). Светлые меховые изделия были популярны среди женщин 21-30 лет (33,10%), 31-40 лет (34,38%), 41-50 лет (40,41%). Молодые девушки 14-20 лет (12,82%) интересовались меховой одеждой ярких цветов. Женщины, равнодушные к цветовой гамме своей одежды, встречаются среди всех возрастов, но составляют не более 10% от всех респондентов. Большинство из опрошенных в группах всех возрастов (74,88-87,25%) выбрали окрашенный волосяной покров.

Опрос выявил интерес покупателей к меховым изделиям дополнительного ассортимента. Так первой покупкой у 44% молодых девушек стали заколки с меховой отделкой; 26,83% покупателей обоих полов приобрели меховые чехлы для телефонов, 21,8 % - меховые шарфы и снуды. Популярны меховые чехлы для автокресел (18,8%), меховые сумки (26%), ободки для волос (20%).

Горжетки (34,69%), пелерины (31,25%), шарфы (12,5%) покупают для себя и, как правило, в дополнение к имеющимся в гардеробе меховым вещам. Меховые воротники чаще покупают в дополнение (17,59%) и для себя (34,26%).

Мониторинг - 2015г. потребительских предпочтений выявил, что современные покупатели меховых изделий требовательно относятся ко всем потребительским характеристикам: бренду, стилю, дизайну, качеству меха и изготовления, комфорту изделия, виду и качеству меха, цене. Основной предпочитаемый вид меха для женских пальто и полупальто - норка. Причем, изделия из импортного пушно-мехового полуфабриката покупатели предпочитали отечественным. Популярны были импортные изделия из лисицы и песца (меховые жилеты). Достойное место занимали отечественные женские пальто (полупальто) из овчины (мутона) и дубленки (12%), а также мужские дубленки (35%).

Анализ показал, что в дизайнерских и промышленных коллекциях недостаточно представлено многообразие видов меха. Изделия из

соболя (1%) и рыси (2%) можно было найти только в меховых бутиках или магазинах при предприятиях. К сожалению, к «бюджетным» кролику и нутрии дизайнерами предприятий не проявлен должный интерес. Структура спроса отечественных покупателей (женщин и мужчин) по видам меха представлена на рисунке 4.

Рис. 4 - Структура спроса на меховые изделия по видам меха

Средняя стоимость мехового женского пальто в 2015 г. варьировалась 65-125 тыс. руб. Эксклюзивные модели из соболя предлагались за 450 тыс. руб, из рыси - 650 тыс. руб. Стоимость дубленок не превышала 120 тыс. руб. (женских) и 75тыс руб. (мужских).

Поскольку изделия из натурального меха - это дорогостоящий товар, то многие покупатели тщательно планировали покупку, выбирая изделия. При отказе от покупки не устраивает цена 51,63% женщин и 48,37% мужчин. Не подобрали нужной модели 61,02% женщин. Пожаловались на отсутствие нужного размера 49,35% женщин и 50,65% мужчин.

Среди покупателей разного возраста не устраивает цена на меховые изделия в основном потребителей 41-45 лет (16,02%) и 21-25 лет (14,7%). Не смогли подобрать нужную модель покупатели каждый пятый покупатель во всех возрастных группах, а каждый седьмой потребитель не нашел нужного размера одежды.

Основная причина, сдерживающая покупку у 21,76% женщин - отсутствие нужной модели. 12,50% женщин назвали отсутствие нужного размера; 12,56% - неудовлетворенность ценой.

При оценке потребителями разных возрастов понятия «качество мехового изделия», на качество меха, как решающий фактор покупки, указали покупатели среднего возраста: 21-30 лет (40,8 %), 31-40 лет (22,84 %), 41-40 лет (20,14 %). При этом качество меха и изделия, как решающий фактор покупки важен для покупателей с высокими доходами (56,9%). Покупатели среднего и выше среднего уровней достатка указали на этот показатель в 16% случаев, в основном обращая

внимание на оригинальность и новизну модели (24%).

Не смотря на рост стоимости меховых изделий, многие потенциальные покупатели в России не готовы отказаться от них, чему способствует суровый климат, традиции, а также доступность информации с мировых модных подиумов [9]. Поэтому современные дизайнеры активно пропагандируют сочетание в одежде натурального меха и текстиля. Умелое соотношение в дизайне мехового изделия отдельных деталей из разнообразных материалов легкой промышленности (текстиль, трикотаж, войлок, кожа, замша и др.) благоприятно сказывается его на реализации, позволяет снизить стоимость продукции до привычного для покупателя уровня, тем самым сохранить клиентов и рынок сбыта. Так, удачным трендом сезона 2015 стало сочетание в женском изделии-трансформере «мехового» верха и отстегивающегося текстильного «низа» (или наоборот). Такие модели стали популярными как среди «бизнес-леди», так и молодых девушек, поскольку многофункциональность такой одежды позволяет значительно сократить расходы на приобретение изделий в гардеробе.

Тенденция развития отечественной меховой отрасли необходимо направить на развитие способов комбинирования меха с материалами легкой промышленности; изменение структуры и сырьевых особенностей меховых полуфабрикатов; изменения внутри структуры основных ассортиментных групп одежды; расширение области применения меховых изделий (в отделке интерьера, всесезонное использование).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России [Текст]: доклад к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1-4 апр.2014 г. / В.В .Радаев, В.Н.Данилина, З.В.Котельникова, Е.А.Назарбаева: Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

2. Российский пушно-меховой союз. Мониторинг мехового рынка России. А.Н.Беседин, Л.А.Цветкова и др.- М., 2001

3. Концепция развития легкой промышленности. Краткая презентация для министра промышленности и торговли.

URL:http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ Kontseptsiya_razvitiya_legkoy_promyshlennostipj.pdf (дата обращения 08.01.2016).

4. URL: http:// Ассоциация компаний розничной торговли // www.acort.ru/ (дата обращения 08.01.2016).

5. URL: http:// Федеральная таможенная служба // www.customs.ru/ (дата обращения 08.01.2016).

6. URL: http:// RosMex Пушной портал России // rosmex.ru/1569.html (дата обращения 08.01.2016).

7. Основные результаты работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за 2014 год. URL: http://government.ru/dep_news/17702/(дата обращения 08.01.2016).

8. Marketing research the fur industry in Russia. G.P. Zaretskaya, I.A. Petrosova, M.A. Guseva, T.L .Goncharova, T.V. Mezentseva, L.V. Lopasova.// Russian Fur Union NPO, 2015. 135 с.

9. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Новиков М.В., Вяткина К. Д. Анализ тенденций развития и актуальности декорирования одежды натуральным мехом. // Журнал

по итогам Международной научной конференции «ХХ-я Международная научная конференция «Потенциал Современной науки» (Российская Федерация, г. Липецк, 28.12.2015) /под. Ред. М.Ю.Левина - Липецк. ООО «Максимал информационные технологии», 2015. - 96 с.

© М. А. Гусева - канд. техн. наук, доц. каф. художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, Россия, г. Москва, guseva_marina67@mail.ru; Г. П. Зарецкая - д-р техн. наук, проф., зав. каф. художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, zarezkaja@mail.ru; И. А. Петросова - д-р техн. наук, проф. той же кафедры, 76802@mail.ru; Т. Л. Гончарова - канд. техн. наук, доц. той же кафедры, tantino_64@mail.ru; Т. В. Мезенцева - канд. техн. наук, доц. той же кафедры, mtv19810207@yandex.ru; Е. Г. Андреева - д-р техн. наук, проф. той же кафедры, mgudt252@yandex.ru.

© M. Guseva, candidate of Science, associate Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, guseva_marina67@mail.ru; G. Zaretskaya, doctor of technical Sciences, Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, zarezkaja@mail.ru; 1 Petrosova, doctor of technical Sciences, Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, 76802@mail.ru; T. Goncharova, candidate of Science, associate Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, tantino_64@mail.ru; T. Mezentseva, candidate of Science, associate Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, mtv19810207@yandex.ru; E. Andreeva, doctor of technical Sciences, Professor, Moscow state University of design and technology, Russia, Moscow, mgudt252@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.