Научная статья на тему 'Совершенствование процесса планирования продюсерской деятельности'

Совершенствование процесса планирования продюсерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОДЮСЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / PLANNING / PRODUCER ACTIV ITIES / MANAGEMENT SYSTEM / SCHEDULING ALGORITHM / PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ртищева Татьяна Валерьевна, Сахарова Ирина Николаевна

В статье исследуется проблематика планирования продюсерской деятельности как одного из главных звеньев системы управления. Рассматриваются институциональный, функциональный, организационный, процессный,проектный подходы при формировании системы управления процессом планирования продюсерской деятельности применительно к кинематографии.Предложена структура системы управления процессом планирования продюсерской деятельности применительно к кинематографии. Разработаналгоритм оптимизации планирования продюсерской деятельности. Алгоритм оптимизации планирования продюсерской деятельности строится наклассическом разделении планирования по элементам: результаты, средстваи ресурсы, а также на иерархии стратегий «корпоративной пирамиды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ртищева Татьяна Валерьевна, Сахарова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF PLANNING PRODUCER ACTIVITIES

The article explores the problems of planning producer activities as one of the mainlink of the management system. The institutional, functional, organizational,process, project approaches are considered in forming the management system of theplanning process of producer activity in relation to cinematography. The structureof the management system of the planning process of producer activity in relationto cinematography is proposed. An algorithm for optimizing producer activityplanning has been developed. The algorithm for optimizing production planning isbased on the classical division of planning by elements: results, tools and resources,as well as on the hierarchy of strategies of the «corporate pyramid».

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса планирования продюсерской деятельности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IMPROVING THE PROCESS OF PLANNING PRODUCER ACTIVITIES

УДК 338.984 DOI: 10.25631/PEJ.2020.1.21.27

РТИЩЕВА Татьяна Валерьевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, rtisheva@gukit.ru

RTISHEVA, Tatjana Valerjevna

Associate Professor at the Film and Television Producing Business Department of the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, rtisheva@gukit.ru

САХАРОВА Ирина Николаевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, irisha-85@inbox.ru

SAKHAROVA, Irina Nikolaevna

Associate Professor at the Film and Television Producing Business Department of the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, irisha-85@inbox.ru

СНЕЖКО Алексей Александрович

аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, alex. snezhko1011@mail.ru

SNEZHKO, Alexey Aleksandrovich

Post-graduate student Saint Petersburg State Institute of Film and Television, alex.snezhko1011@ mail.ru

Аннотация.

В статье исследуется проблематика планирования продюсерской деятельности как одного из главных звеньев системы управления. Рассматриваются институциональный, функциональный, организационный, процессный, проектный подходы при формировании системы управления процессом планирования продюсерской деятельности применительно к кинематографии. Предложена структура системы управления процессом планирования про-дюсерской деятельности применительно к кинематографии. Разработан алгоритм оптимизации планирования продюсерской деятельности. Алгоритм оптимизации планирования продюсерской деятельности строится на классическом разделении планирования по элементам: результаты, средства и ресурсы, а также на иерархии стратегий «корпоративной пирамиды».

© Ртищева Т. В., Сахарова И. Н., Снежко А. А., 2020.

Ключевые слова: планирование, продюсерская деятельность, система управления, алгоритм планирования, управление процессами.

Abstract.

The article explores the problems of planning producer activities as one of the main link of the management system. The institutional, functional, organizational, process, project approaches are considered in forming the management system of the planning process of producer activity in relation to cinematography. The structure of the management system of the planning process of producer activity in relation to cinematography is proposed. An algorithm for optimizing producer activity planning has been developed. The algorithm for optimizing production planning is based on the classical division of planning by elements: results, tools and resources, as well as on the hierarchy of strategies of the «corporate pyramid».

Key words: planning, producer activities, management system, scheduling algorithm, process management.

В современных условиях экономики устойчивость и успех любой организации и проекта может обеспечить только эффективное планирование результатов и ресурсов во времени. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования организационно-экономического механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения эффективности деятельности организации [1]. Оно основывается на принципах и методах, с помощью которых формируется организационно-экономический механизм эффективного использования ресурсов в кинопроизводстве. Современное планирование кинопроизводства заключается в определении будущего желаемого результата от реализации кинопроекта, состояния киностудии и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы объединить все необходимые ресурсы для создания кинофильма. Современные технологии производства аудиовизуальной продукции, усложнение организации производства фильмов диктуют и новые подходы к планированию кинопроизводства.

Стоит отметить, что формируя систему управления процессом планирования про-

дюсерской деятельности в киноотрасли, можно использовать следующие подходы [2; 3; 4]:

1. Институциональный подход (предполагает на подготовительном этапе кинопроекта использование продюсерами функций управления, а именно применение различных методов планирования производства съемочного процесса с целью оптимизации использования различных видов ресурсов, а именно финансовых, необходимых для реализации художественной составляющей кинопроекта).

2. Функциональный подход (предполагает распределение реализуемого проекта на основные направлений деятельности (цеха), определение их целей и задач, что в свою очередь дает возможность рассмотрения управления системой планирования как особого вида деятельности, как целую систему.

Можно выделить следующие функциональные подсистемы системы планирования в деятельности продюсера [5]:

• подсистема анализа рынка аудиовизуальных произведений и планирования направлений проектной деятельности;

• подсистема планирования сценария, как основы для производственного планирования;

• подсистема производственного планирования (работа с режиссерским сценарием, раскадровка);

• подсистема планирования работы съемочной площадки;

• подсистема календарного планирования производства аудиовизуального произведения;

• подсистема планирования ресурсов (работа с актерами, объектами, оборудование, грим, костюмы, реквизит и другие материально-технические ресурсы);

• подсистема планирования работ и услуг по обеспечению съемочного и монтажно-то-нировочного периодов;

• подсистема финансового планирования;

• подсистема планирования зрительского потенциала будущего аудиовизуального произведения, например, на основе количественных и поведенческих моделей;

• подсистема планирования реализации и продвижения аудиовизуального произведения.

3. Организационный подход (подразумевает взаимодействия объектов и субъектов, тем самым формируя комплекс взаимодействующих между собой организационных, экономических, социальных и технологических методов управления, направленных на эффективную реализацию кинопроектов, а также развитие конкурентоспособности организаций киноотрасли).

4. Процессный подход (подразумевает определение целей и задач продюсеров на определенный период времени, процесс анализа существующей ситуации на рынке, выявление тенденций развития, выявления необходимых ресурсных составляющих для эффективного развития киноорганизации).

5. Проектный подход наиболее часто реализуется в деятельности продюсера, в ходе которой определяются и достигаются цели кино- или телепроекта при балансировании между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. Успех в реализации проектного подхода достигается за счет таких факторов, как наличие четкого заранее определенного плана (производственного, финансового и др.), минимизации рисков и от-

клонений от плана, эффективного управления изменениями.

Исходя из этого, можно говорить о планировании деятельности продюсера как о системе, которая имеет субъект и объект управления, с существующими организационными и управленческими отношениями, а также функциями управления, которые реализуются через систему определенных методов.

Продюсерскую деятельность можно определить, как проектно-ориентированную, что в свою очередь способствует эффективному управлению инвестиционными вложениями в кинопроекты.

Система планирования деятельности продюсера по кинопроектам должна включать в себя:

• организационный компонент (структуру, функции, роли, взаимодействия и обучение участников кинопроизводства);

• методологический компонент (регламенты, правила, принципы и методы);

• технологический компонент (информационные или программные технологии планирования проектов).

Структура системы управления процессом планирования продюсерской деятельности включает в себя два компонента: управляющую подсистему и объекты управления.

Управляющая подсистема представляет собой определенную структуру, имеющую свою особенность реализации процессов, характеризующуюся определенной степенью централизации или децентрализации, обладающую стабильностью и возможностью приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Управляющая подсистема системы планирования помогает вырабатывать, принимать и трансформировать принятые решения в процессе планировании и реализации кинопроекта, а объект управления выполняет принятые решения на практике. Стоит отметить, что из-за специфики кинопроизводства, в большинстве случаев принимаемые решения могут принадлежать не только управляющей системе, но и объекту управления.

Таким образом, можно отметить, что направления деятельности при планировании задает продюсерская команда, в управлении

которой находится генеральный продюсер. Определяются механизмы ее воздействия на объект управления. К объектам управления относятся элементы, на которые оказывается воздействие и которые преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т. п.). Эффективность взаимодействия управляемой системой и объекта управления определяется рядом условий.

Стоит отметить, что управляющая подсистема и объект управления должны быть совместимыми друг с другом, так как невозможность выполнения поставленных задач ведет к срыву сроков и нереализации проекта в целом. Но при этом они должны быть относительно свободны в своих действиях. Продюсер не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в различных ситуациях: например, при отсутствии его на съемочной площадке режиссер будет главным в принятии решения [6].

Эффективность системы планирования предполагает в минимальные сроки выявление критериев отрицательной динамики, оперативное, надежное и качественное принятие решений для их устранения, оптимизацию затрат на всех этапах кинопроизводства и общестудийных расходов, улучшение социально-экономических показателей реализации проектов.

Состав и структура управляющей подсистемы и объектов управления системы управления процессом планирования продюсерской деятельности представлены на рисунке 1.

Исследуя понятие оптимизации процесса планирования, важно учитывать исследования зарубежных ученых, например, таких как Р. Акофф, который выделяет три основные концепции «идейных» основ классической школы планирования: формальную, рациональную и адаптивную [9].

Формальное планирование представляет собой деятельность продюсера на удовлетворительном уровне. Перед продюсером стоит задача выполнения, не стремясь к улучшению процесса реализации кинопроекта. Изменение

в планировании может наступить только в момент угрозы невыполнения.

Рациональное планирование или оптимальное предполагает использовать все возможные способы для реализации проекта наилучшим образом. Задача продюсера заключается в том, чтобы найти равновесное решение общей концепции, объединяющей творческие и финансовые составляющие кинопроекта наилучшим образом.

Адаптивное планирование заключается в том, что основной задачей является составление планов, отсутствие которых влечет за собой неэффективное управление, при этом способ планирования зависит об информированности будущей ситуации на рынке (определенность - планирование по обязательствам, неопределенность - планирование по вариантам, незнание - планирование по реагированию).

На рисунке 2 представлен алгоритм оптимизации продюсерской деятельности при планировании.

Алгоритм оптимизации планирования продюсерской деятельности строится на классическом разделении планирования по элементам, которое дал Р. Акофф, разбив его на результаты (цели и задачи), средства (политики, программы, мероприятия) и ресурсы (включая их распределение) [10]. Процесс планирования в продюсерской деятельности формирует целый ряд иерархий, который существует на разных уровнях и имеет различную продолжительность.

Уровни планирования определены исходя из иерархии стратегий «корпоративной пирамиды»:

1) корпоративная стратегия применяется, если кинокомпания имеет диверсифицированные производства - уровень планирования по всем направлениям деятельности кинокомпании: ТВ, кинопроизводство, дис-трибьюция и т. д.;

2) бизнес-стратегия описывает деятельность по каждому кинопроекту, как инвестиционному проекту - уровень планирования по проектам;

3) функциональная стратегия определяет подходы к различным функциональным

Руководящий состав (генеральный продюсер, исполнительный продюсер, креативный продюсер, линейный продюсер, администраторы и др.)

»

Основной творческий коллектив (группа сценаристов,

режиссёрская группа, актёрский состав, художественно-постановочная группа, операторская группа и др.)

Ресурсы:

• литературный сценарий;

• актеры (в том числе дублеры, каскадеры);

• транспорт;

• оборудование (световое, звуковое, операторское);

• грим;

• реквизит; оружейно-пиротехнические средства; декорации; услуги и работы; информация; финансовые средства; другие

^ —:

Сотрудники, работающие по договору

Формируемые плановые документы:

• режиссерский сценарий;

• пообъектные разработки;

• календарно-постано-вочный план;

• вызывные листы;

• лимит затрат;

• генеральная смета;

• план движения денежных средств;

• инвестиционный проект

::

Сотрудники цехов киностудии: гримёрный; звуковой; костюмерный; музыкальный;

оружейно-пиротехнический; осветительный; постановочный; фотографии;

декоративно-технических сооружений;

• комбинированных съёмок;

• монтажа;

• съёмочной техники

управляющее воздействие в процессе планирования продюсерскои деятельности

^^ преобразование ресурсов в результаты деятельности

Рисунок 1

Элементы системы управления процессом планирования продюсерской деятельности, ее потоки ресурсов и документов [7; 8]

К)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сг>

Корпоративный (1) уровень

Цели 1-го уровня

Показатели 1 -го уровня

Мероприятия 1 -го уровня

Уровень (3) по видам работ

Цели 3-го уровня

Показатели 3-го уровня

Мероприятия 3-го уровня

Уровень (4) календарного планирования

Цели 4-го уровня

Показатели 4-го уровня

Мероприятия 4-го уровня

—Л-— ж.— —Ж-- -*-

V V

£ < Уровень (2) Цели Показатели Мероприятия

I > по проектам 2-го уровня | — 2-го уровня 2-го уровня —

• -*-, ♦- -*-,

Рисунок 2

Алгоритм оптимизации планирования продюсерской деятельности

Контрольные точки во времени 1 -го уровня

Контрольные точки во времени 2-го уровня

Контрольные точки во времени 3-го уровня

J

Контрольные точки во времени 4-го уровня

Индикаторы (ориентиры) 1 -го уровня

Индикаторы (ориентиры) 2-го уровня

Индикаторы (ориентиры) 3-го уровня

Индикаторы (ориентиры) 4-го уровня

Ресурсы 1-го уровня

Ресурсы 2-го уровня

Ресурсы 3-го уровня

Ресурсы 4-го уровня

подразделениям и функциям кинопроизводства - уровень планирования по видам работ над проектами (по функциональным подразделениям);

4) оперативно-календарное планирование способствует реализации конкретных текущих планов (например, по время подготовительного или съемочного периода) - уровень календарного (оперативного) планирования по каждому проекту в разрезе ресурсов и видов работ.

Данной системе иерархий соответствует иерархия целей, в основе которой лежит главная цель, которую должна достигнуть организация

в целом, разделенная на более конкретные, формируя тем самым иерархию подцелей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность продюсерской деятельности зависит от эффективного планирования, которое достигается путем оптимизации программы действий на различных этапах реализации кинопроектов, а также компании в целом. Данные программы формируют цели реализуемых мероприятий, что приводит к формированию бюджетов по каждому виду деятельности, что, в свою очередь, в дальнейшем формирует основу для бюджета прибыли.

Список литературы

1. Ртищева Т. В., Иванова И. В. Планирование на предприятии. Планирование деятельности медицинской организации в условиях реализации государственного задания: учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 376 с.

2. Сидоренко В. И. Планирование производственно-экономических и постановочных ресурсов при создании аудиовизуальной продукции в условиях рынка. М.: ВГИК, 2000.

3. Сидоренко В. И. Планирование сроков и стоимости производства фильмов. М.: ВГИК, 2007. 176 с.

4. Антонова И. М. Сбалансированная система показателей в управлении предприятиями аудиовизуальной сферы. Управленческая концепция ССП: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2017. 58 с.

5. Ведерников П., Чириков И. Прогнозирование сборов фильма - шаг к успеху // Менеджер кино. 2008. С. 19-20.

6. О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации: Федеральный закон №126-ФЗ от 22 августа 1996 г. // СПС КонсультантПлюс. Ст. 5. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/ (дата обращения: 20.11.2019).

7. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. М.: Издат. дом «Ви-льямс», 2004. 432 с.

8. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учебник для вузов / под ред. Г. П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2011. 87 с.

10. Клейн Е. Д. Исследование систем управления в кинематографии: учебное пособие. СПб.: СПбГУКиТ, 2012. 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.