Научная статья на тему 'Международное совместное кинопроизводство в Российской Федерации: сущность, классификация и государственное регулирование'

Международное совместное кинопроизводство в Российской Федерации: сущность, классификация и государственное регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
909
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПРОДУКЦИЯ / КИНОПРОИЗВОДСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CO-PRODUCTION / FILM PRODUCTION / CLASSIFICATION / LEGISLATIVE FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будилов Виктор Михайлович, Громова Елена Андреевна, Ртищева Татьяна Валерьевна

В статье исследуется проблематика международного совместного производства в кинематографии. Разработана авторская систематизация понятия копродукции, классификация копродукции и ее типология. Авторами определены факторы, влияющие на возможность реализации копродукции, меры государственного регулирования копродукции в Российской Федерации. Рассмотрена деятельность России в ряде международных организаций, направленная на взаимодействие между странами. В статье приводится перечень деловых площадок, действующих в последние годы в России, организация которых способствует развитию кинематографии, повышению интереса зарубежных продюсеров к отечественной индустрии, привлечению продюсеров к совместному производству, созданию новых копродукций. Авторами выявлены основные проблемы и сдерживающие развитие копродукции факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Будилов Виктор Михайлович, Громова Елена Андреевна, Ртищева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL FILM CO-PRODUCTION IN RUSSIA: ESSENCE, CLASSIFICATION AND STATE REGULATION

This article analyzes the problems of co-production in cinematography on thebasis of classification and typology. It develops the authors’ systematization of theco-production concept, co-production classification and its typology. The authorsdetermine the factors affecting the co-production implementation possibility,state regulation measures of co-production in the Russian Federation. The paperdescribes the activities of Russia in a number of international organizations, whoseactivity is focused on cooperation between the two countries. The article providesa list of business platforms operating in recent years in Russia which contribute tothe development of cinematography, increase of foreign producers’ interest in thedomestic industry, the producers’ involvement for joint production, and the creationof new co-productions. The authors identify the main problems and constrainingco-production factors.

Текст научной работы на тему «Международное совместное кинопроизводство в Российской Федерации: сущность, классификация и государственное регулирование»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВМЕСТНОЕ КИНОПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

INTERNATIONAL FILM CO-PRODUCTION IN RUSSIA: ESSENCE, CLASSIFICATION AND STATE REGULATION

УДК 339.944.2 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.3

БУДИЛОВ Виктор Михайлович

советник при ректорате по фильмопроизводству Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат политических наук, gamma.kino@gmail.com

BUDILOV, Viktor Mikhailovich

Advisor to the Rectorate on Film Production, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Political Sciences, gamma.kino@gmail.com

ГРОМОВА Елена Андреевна

специалист сектора практики факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, gromova@rusdoc.org

GROMOVA, Elena Andreevna

Specialist of the Practice Sector in the Faculty of Screen Arts, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, gromova@rusdoc.org

РТИЩЕВА Татьяна Валерьевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, rtisheva@gukit.ru

RTISHCHEVA, Tatiana Valerievna

Associate Professor of the Producing Business of Film and Television Department, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, rtisheva@ gukit.ru

Аннотация.

В статье исследуется проблематика международного совместного производства в кинематографии. Разработана авторская систематизация понятия копродукции, классификация копродукции и ее типология. Авторами

© Будилов В. М., Громова Е. А., Ртищева Т. В., 2018.

определены факторы, влияющие на возможность реализации копродукции, меры государственного регулирования копродукции в Российской Федерации. Рассмотрена деятельность России в ряде международных организаций, направленная на взаимодействие между странами. В статье приводится перечень деловых площадок, действующих в последние годы в России, организация которых способствует развитию кинематографии, повышению интереса зарубежных продюсеров к отечественной индустрии, привлечению продюсеров к совместному производству, созданию новых копродукций. Авторами выявлены основные проблемы и сдерживающие развитие копродукции факторы.

Ключевые слова: копродукция, кинопроизводство, классификация, государственное регулирование.

Abstract.

This article analyzes the problems of co-production in cinematography on the basis of classification and typology. It develops the authors' systematization of the co-production concept, co-production classification and its typology. The authors determine the factors affecting the co-production implementation possibility, state regulation measures of co-production in the Russian Federation. The paper describes the activities of Russia in a number of international organizations, whose activity is focused on cooperation between the two countries. The article provides a list of business platforms operating in recent years in Russia which contribute to the development of cinematography, increase of foreign producers' interest in the domestic industry, the producers' involvement for joint production, and the creation of new co-productions. The authors identify the main problems and constraining co-production factors.

Key words: co-production, film production, classification, legislative framework.

Глобализация в киноиндустрии сегодня активно распространяется посредством международного сотрудничества не только в виде кинодистрибьюции, но и на этапах разработки и производства фильмов.

В России в настоящее время активно развивается рынок игровых и анимационных фильмов: реализуется совместное производство, осуществляется государственная поддержка фильмов как внутри страны, так и за ее пределами, повышается доля отечественных фильмов в прокате. Рынок документальных фильмов находится в стадии формирования: ограничены источники финансирования,

не сформирована база для международного сотрудничества в области документального кино, отсутствует практика широкого кинотеатрального проката.

Вопросы международного совместного кинопроизводства (или копродукции) рассматриваются как в научных исследованиях, так и в нормативно-правовых документах, например, в исследовании Европейской аудиовизуальной обсерватории К. Леонтьева определяет копродукцию в широком смысле как любую совместную деятельность кинематографистов из разных стран, а также результат этой деятельности - фильм, в производстве которого

принимали участие специалисты разных стран [1, с. 66-67].

В международных соглашениях под копро-дукцией понимается создание кинематографического произведения, по крайней мере, двумя сопродюсерами, зарегистрированными на территории, по крайней мере, двух различных стран и отвечающими требованиям соглашений.

Объектом копродукции является фильм или проект фильма, реализация которого осуществляется или планируется в сотрудничестве с зарубежными странами. Субъектами копродукции являются государственные органы исполнительной власти, кинопроизводственные компании, кинопродюсеры. Целью копродукции является создание аудиовизуального произведения. Результатом копродукции является фильм, созданный в международном совместном производстве.

Развитие копродукции дает положительные результаты как для государства, так и для отдельных кинокомпаний.

Целями государственных органов власти при поддержке копродукции являются:

• развитие кинематографии внутри страны;

• развитие и поддержка международного сотрудничества в аудиовизуальной сфере;

• расширение культурного обмена между странами и обмена профессиональным опытом между участниками съемочного процесса;

• выход российских аудиовизуальных произведений на международную арену;

• привлечение дополнительных финансовых средств в экономику РФ и киноиндустрию.

С точки зрения кинокомпаний, целями ко-продукции являются:

• разделение инвестиционных рисков между кинопроизводителями;

• возможность получения кинокомпаниями государственной поддержки в каждой из стран, резидентами которых сопродюсеры являются;

• большие возможности выхода на международные кинорынки и кинофестивали, прокат аудиовизуального произведения не только на внутреннем, но и на внешнем рынке;

• привлечение дополнительных финансовых средств для производства аудиовизуального произведения;

• оптимизация производственных затрат за счет различных налоговых льгот и преференций, действующих на территориях других государств;

• привлечение высококвалифицированных кадров;

• формирование профессиональной репутации создателей аудиовизуального произведения;

• возможность осуществления проектов, сюжет и локации которых предполагают съемки в разных странах.

Совместное кинопроизводство можно классифицировать по следующим признакам.

1. По степени поддержки государства:

• официальная копродукция основана на межгосударственных соглашениях о сотрудничестве в области кинематографии. В результате фильм признается национальным во всех странах-участницах, сопродюсеры получают предусмотренные государственные льготы, а также обязуются выполнять условия, предписанные соглашениями [1, с. 66-67];

• неофициальная копродукция - совместное производство, при котором одной из сторон оказываются услуги другой стороне. Для неофициальной копродукции государственными органами не предусмотрено специальное регулирование, поэтому она имеет различные формы взаимодействия сторон.

2. По количеству участников:

• двусторонняя - осуществляемая кинокомпаниями или участниками съемочного процесса из двух стран;

• трехсторонняя - осуществляемая кинокомпаниями или участниками съёмочного процесса из трех стран;

• многосторонняя - осуществляемая кинокомпаниями или участниками съемочного процесса из четырех и более стран.

3. По форме участия:

• финансовая - предполагает вложение денежных средств в кинопроизводство продюсерами из разных стран;

• техническая - предполагает вложение материально-технических ресурсов в кинопроизводство;

• технологическая - предполагает предоставление услуг одного сопродюсера другому при организации кинопроизводства;

• творческая - предполагает участие художественно-исполнительского или художественно-производственного персонала в международном совместном производстве.

4. По степени участия:

• сбалансированная копродукция - все стороны принимают финансовое, творческое, техническое и технологическое участие в создании аудиовизуального произведения;

• несбалансированная копродукция - одна из сторон принимает участие в международном совместном производстве только по одной из форм, чаще всего финансовой.

5. По количеству вложенных финансовых средств:

• мажоритарная - участник, внесший наибольший вклад;

• миноритарная - участник, внесший наименьший вклад.

Понятие может относиться только к одной конкретной стране. Например, во Франции доля мажоритарной копродукции - 28%.

6. По причинам создания копродукции [2]:

• естественная - над проектом изначально работают авторы из разных стран и/или действие фильма происходит в разных странах;

• обоснованная - в проекте нет предпосылок к копродукции, однако по ряду причин - чаще всего финансовых, его реализация на территории страны-производителя невозможна и/или желательна для создания за рубежом.

Также можно выделить следующую типологию копродукции [3, с. 83]:

• совместное кинопроизводство, обусловленное творческими причинами: творческие элементы фильма требуют иностранного участия или от творческого участия многих стран приобретаются существенные выгоды;

• совместное кинопроизводство, обусловленное поиском финансирования (индустриальный фактор): фильм структурирован как копродукция с целью объединения финансовых ресурсов из разных стран, поэтому творческие элементы выстраиваются так, чтобы найти финансирование;

• совместное кинопроизводство, обусловленное поиском инвестиционных возможностей (фактор финансового рынка): фильм структурирован как копродукция с целью использования налоговых льгот.

Исходя из видовой и типологической классификации, можно определить факторы, влияющие на возможность реализации ко-продукции:

• производственные факторы - определяются уровнем развития инфраструктуры в каждом отдельном государстве;

• социально-экономические факторы представлены уровнем развития кинорынка и ликвидностью кинобизнеса как в каждой отдельной стране, так и непосредственно в компании, занимающейся кинопроизводством, экономическими льготами и прочими условиями ведения хозяйственной деятельности, а также рисками (инвестирования и прочими), которые сопровождают процесс совместного производства;

• географические факторы - определяются расположением съемочных локаций, транспортной доступностью территорий;

• политические факторы оказывают большое влияние на формирование копродукции. Определяются особенностями внешней политики государств.

Каждый из рассмотренных факторов воздействует на развитие копродукции, и их необходимо рассматривать в динамике, с одной стороны, с целью определения партнера для совместного производства, с другой стороны, с целью формирования благоприятных условий внутри страны, повышения привлекательности с точки зрения создания совместного кинопроизводства.

В Федеральном законе от 22.08.1996 г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №126-ФЗ), регулирующем кинопроизводство в России, не содержится положений о копродукции, однако среди основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии (Министерства культуры РФ - согласно положению о его деятельности) выделено развитие международных связей в области кинематографии, представительство в международных организациях кинемато-

графии, комиссиях, участие в совещаниях, конференциях и других мероприятиях [4].

Также в Федеральном законе №216-ФЗ отражены требования, при соблюдении которых фильм признается национальным [4]:

• продюсер фильма - гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;

• большинство авторов фильма - граждане Российской Федерации;

• в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;

• фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла;

• не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;

• иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 50% сметной стоимости фильма;

• в фильме не используется нецензурная брань.

В качестве национального фильма рассматривается также фильм, производство которого осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации совместно с продюсерами фильма, являющимися иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами.

Исходя из последнего пункта, официальная копродукция в Российской Федерации осуществляется на основании межправительственных соглашений в аудиовизуальной сфере. На сегодня подписано семь таких со-

глашений: с Канадой, Францией, Италией, Болгарией, Германией, Китайской Народной Республикой и со странами СНГ. Также в 1994 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о совместном кинопроизводстве (далее - Конвенция), которая действует на территории более чем 40 государств - членов совета Европы. Под юрисдикцию Конвенции попадают только трехсторонние и многосторонние копродукции [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].

Для сравнения, в Канаде подписанных межправительственных соглашений о совместном кинопроизводстве - 55, во Франции — 30, в Германии - 20. США не имеют ни одного такого соглашения, тем не менее работают с другими странами в рамках неофициальных соглашений, которые называются co-venture (со-предприятие) [3, с. 80].

В России уже несколько лет ведутся работы над соглашениями о сотрудничестве в сфере кинематографии с Венесуэлой, Чили, Индией и Китаем, но на данный момент ни одно из них не ратифицировано.

В указанных соглашениях приведены условия, выполнение которых необходимо для получения статуса официальной копродукции и признания фильма национальным в каждой стране-производителе. Перечислим основные положения соглашений:

• в случае двустороннего совместного производства - доля соответствующих финансовых вкладов сопродюсеров может составлять от 20 до 80% (исключение составляет Италия: если бюджет фильма превышает 2 582 284,50 евро или его эквивалент в рублях - минимальный вклад - 10%);

• в случае многостороннего совместного производства - доля соответствующих финансовых вкладов сопродюсеров может составлять от 10 до 70%;

• вклад сопродюсеров, касающийся творческого, технического и актерского составов, состава исполнителей и технических средств, должен быть пропорционален вложенному ими капиталу (данный критерий в соглашении со странами СНГ не указан);

• соглашениями допускается участие в производстве третьих сторон (в случае с Канадой и Францией участие третьих сторон огра-

ничено кругом стран, с которыми у России или Канады/Франции есть договоры о совместном производстве);

• в качестве дополнения к предыдущему пункту, согласно соглашению с Канадой -вклад продюсера из третьей страны не должен быть менее 20%, согласно Европейской конвенции - вклад продюсера из третьей страны должен превышать 20%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• фильм признается национальным во всех странах-участниках производства;

• стороны оказывают содействие во въезде и выезде на свою территорию художественно-производственного персонала, а также временном ввозе и вывозе оборудования и материалов, необходимых для производства совместных фильмов;

• в качестве дополнения к предыдущему пункту, в соглашении с Канадой уточняется, что съемки игровых сцен и работа по мультипликации, а также промежуточная и речевая записи должны, как правило, осуществляться попеременно в Российской Федерации и Канаде; в соглашении с Италией уточняется, что съемки в павильонах, монтажные работы, озвучивание и лабораторные работы должны быть выполнены предпочтительно в государстве сопродюсера, внесшего больший вклад в производство аудиовизуального произведения;

• необходимо участие в проекте граждан стран-производителей (или приравненных к ним лиц);

• каждый из продюсеров (сопродюсеров) является совладельцем исходных материалов фильма (изображения и звука), независимо от того, где они хранятся; преимущественное право на их хранение имеет сторона, продюсеры (сопродюсеры) которой внесли наибольший финансовый вклад;

• каждый фильм совместного производства производится в двух окончательных вариантах: один на русском и один на языке страны-партнера; эти варианты могут содержать диалоги на других языках, если сценарий того требует;

• фильмы совместного производства, выдвинутые на международные кинофестивали, представляются как произведение продюсера

с наибольшей долей участия, а в случае равного участия - как произведение продюсера, предоставившего режиссера фильма (в соглашениях с Италией и странами СНГ данный пункт не указан);

• экспорт фильмов совместного производства обеспечивает копродюсер с большей долей участия, в случае равной доли участия обеих стран фильм включается в контингент страны, имеющей лучшие возможности экспорта; в случае возникновения затруднений фильм включается в контингент страны, гражданином которой является режиссер-постановщик;

• распределение доходов производится пропорционально всей сумме вложения каждого из копродюсеров (указано в соглашениях с Францией, Канадой, Италией).

Основными источниками финансирования кинопроизводства в Российской Федерации являются бюджеты Министерства культуры РФ, Фонда кино, телеканалов и банков. Телеканалы в основном осуществляют производство фильмов по заказу. Банки могут осуществлять кредитование кинопроизводства, но на практике из-за высоких рисков кредиты на производство фильмов не предоставляются. Фонд кино осуществляет поддержку только игровых и анимационных фильмов. Министерство культуры ежегодно выделяет средства на производство документальных и игровых фильмов, в том числе реализация которых осуществляется в международном совместном производстве.

Финансирование сферы культуры в Российской Федерации в последние годы составляет менее одного процента, в то время как в странах Европы этот показатель достигает уровня 5%. Анализ тенденций показателей деятельности организаций культуры показал, что за последние годы обеспеченность населения услугами культуры падает [13]. Вместе с сокращением бюджетного финансирования из-за кризиса падают и частные инвестиции. Частные инвесторы с осторожностью и взвешенно относятся к вложениям средств в кинопроизводство, требуя обоснования затрат и прогноза успешности кинопроекта [14]. В связи с этим развитие копродукции в сфере

культуры, в том числе и в кинематографии, носит стратегический характер.

С момента распада Советского Союза Россия вступила в ряд международных организаций, деятельность которых направлена на взаимодействие между странами:

• в 1993 г. Россия становится членом Европейской аудиовизуальной обсерватории [15], обеспечивающей профессионалов киноиндустрии информационными услугами;

• с 2010 г. некоммерческое партнерство «Киноальянс», объединяющее кинотеатральные сети и кинотеатры РФ, представляет российское кинотеатральное сообщество в Ассоциации кинотеатров Европейского союза UNIC, отстаивающей интересы кинопоказчиков из тридцати стран [16];

• с 2011 г. Россия является официальным членом Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ «Евримаж», и с 1 марта того же года Россия является его официальным членом.

По итогам шести лет, по состоянию на 1 апреля 2017 г., Фонд поддержал два неигровых фильма с мажоритарным участием российской стороны [17]. Первым является фильм «Франкофония» российского режиссера Александра Сокурова, который был поддержан «Евримажем» в 2013 г., однако, в итоге в производстве картины Россия не участвовала, а были задействованы Франция, Дания и Голландия. Второй фильм «Фатеич и море» режиссера Алины Рудницкой, выбранный для финансовой поддержки «Евримажем» в 2017 г., в производстве которого были заявлены Финляндия и Польша.

За последние годы в России осуществлялось несколько попыток реализации деловых площадок для содействия копродукции.

С 1924 г. функционирует единственная в России государственная структура, занимающаяся продвижением российского кино в мире - Роскино [18]. Деятельность структуры в большей степени направлена на продвижение игрового и анимационного кино, прежде всего это связано со слаборазвитой индустрией документального кино. В рамках своей деятельности Роскино с июня 2012 г.

проводит Международный передвижной кинорынок DOORS.

С 2009 по 2014 г. осуществлялась регулярная деятельность международной программы для профессионалов документального кино DoxPro [19], в рамках которой проходили семинары, конференции и круглые столы, направленные на осуществление совместного производства между Россией и северными странами Европы. После 2014 г. - очередная конференция прошла в 2016 г.

С 2009 по 2015 г. функционировал деловой форум Moscow Business Square, в рамках которого проходили питчинги, круглые столы и другие мероприятия, целью которых являлось привлечение продюсеров из разных стран к международному совместному производству.

С 2011 по 2013 г. осуществлялась деятельность Международного департамента Фонда кино. С закрытием департамента перестали функционировать совместные с Германией, Францией и Италией киноакадемии, фонд копродукции с Германией и международный кинорынок «Red Square Screenings» в Москве.

С 2013 по 2015 г. существовал фонд поддержки кинопроектов Point Of View [20], деятельность которого, в частности, была направлена и на поддержку развития совместного производства.

В 2016 г. организована новая деловая площадка Kinopoisk Film Market [21], в рамках которой был проведен международный пит-чинг, включающий секцию документального кино. В рамках питчинга были представлены семь российских проектов и три зарубежных с потенциалом на копродукцию с Россией.

Организация деловых площадок способствует развитию кинематографии, повышению интереса зарубежных продюсеров к отечественной индустрии, привлечению продюсеров к совместному производству, созданию новых копродукций. Однако на текущий момент дальнейшее проведение Kinopoisk Film Market не запланировано [21]. Подобные деловые площадки, несомненно, нужны и оказывают благоприятное влияние на развитие киноиндустрии, но так как они не носят системный характер, то получение пролонгированного эффекта от них маловероятно.

Таким образом, в последние годы наблюдаются тенденции к формированию нормативно-правовой базы для осуществления международного совместного производства, совершенствованию государственного регулирования данного направления. Однако международная копродукция не является приоритетным направлением в развитии кинематографии в России, о чем свидетельствует отсутствие целенаправленной системной государственной политики по указанному направлению. Кроме того, не ведется официальный учет международных совместных кинопроектов, данные не публикуются Фондом кино или Министерством культуры.

Для дальнейшего развития копродукции необходим системный подход в проведении

мероприятий и создании благоприятных условий для взаимодействия кинематографистов-производителей фильмов на международном уровне, системных мероприятий по популяризации национальных фильмов в России и за рубежом, по повышению конкурентоспособности отечественных фильмов, по повышению качества образовательных программ при подготовке кадров для киноотрасли. Все это возможно при реализации целевой программы по развитию международного совместного кинопроизводства, разработка которой может быть объектом следующего исследования авторов при обязательном анализе результатов продюсерской деятельности в области международного совместного производства фильмов.

Список литературы

1. Кинопроизводство и копродукция в России. Экспорт российских фильмов за рубеж / К. Леонтьева [и др.]. Страсбург: Европейская аудиовизуальная обсерватория (Совет Европы). 2016. 94 с.

2. Baltruschat D. Globalization and International TV and Film Co-productions: In Search of New Narratives // Media in Transition 2: Globalization and Convergence. Cambridge, Massachusetts. 2002. May 10-12. P. 3-4.

3. Чудакова А. В. Сущность понятия международного совместного кинопроизводства и предпосылки его развития // Государственное управление. М.: МГУ им. Ломоносова. 2013. № 40. С. 78-88.

4. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. Ст. 5.

5. Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (от 02.10.1992). URL: http://docs.cntd.ru/document/901755243 (дата обращения: 01.01.2018).

6. Соглашение о совместном фильмопроизводстве (от 14.11.2008). URL: http://docs. cntd.ru/document/902178624 (дата обращения: 01.01.2018).

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области совместного кинопроизводства (от 04.07.2017). URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_ contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-6/52373 (дата обращения: 01.01.2018).

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве (от 06.02.1992). URL: http:// docs.cntd.ru/document/902196977 (дата обращения: 01.01.2018).

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об отношениях в аудиовизуальной сфере (от 15.04.1995). URL: https://giod. consultant.ru/documents/1201441 (дата обращения: 01.01.2018).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области кинематографии

(от 28.11.2002). URL: http://docs.cntd.ru/document/902025881 (дата обращения: 01.01.2018).

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области кинематографии (от 07.07.2004). URL: http://docs.cntd.ru/document/901906948 (дата обращения: 01.01.2018).

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в аудиовизуальной сфере (от 19.07.2011). URL: http://docs.cntd.ru/document/902336734 (дата обращения: 01.01.2018).

13. Ртищева Т. В. Формирование организационно-экономического механизма управления обеспеченностью услугами культуры населения в крупном городе: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2006. 164 с.

14. Ртищева Т. В., Покидко В. В., Данилов П. В. Необходимость формирования механизма альтернативного инвестирования в кинематографию Российской Федерации // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сборник научных трудов, посвященный Году российского кино: в 2 частях / под ред. А. Д. Евменова. СПб.: СПбГИКиТ, 2016. С. 229-239.

15. Европейская аудиовизуальная обсерватория. Официальный сайт. URL: https:// www.obs.coe.int/ (дата обращения: 01.01.2018).

16. Киноиндустрия Российской Федерации / К. Леонтьева [и др.]. СПб.: «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. 2014. 62 с.

17. Евримаж. Официальный сайт. URL: https://www.coe.int/T/DG4/eurimages/ (дата обращения: 01.01.2018).

18. Роскино. Официальный сайт. URL: http://roskino.org/ (дата обращения: 01.01.2018).

19. DoxPro. Официальный сайт. URL: http://www.doxpro.org/ (дата обращения: 01.01.2018).

20. Point Of View. Официальный сайт. URL:_http://www.pov-fund.com/ (дата обращения: 01.01.2018).

21. Kinopoisk Film Market. Официальный сайт. URL: https://market.kinopoisk.ru/ (дата обращения: 01.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.