Научная статья на тему 'Проектный подход к кинообразованию: трансформация системы подготовки кадров для кинематографии и телевидения'

Проектный подход к кинообразованию: трансформация системы подготовки кадров для кинематографии и телевидения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / PROJECT APPROACH / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / PROJECT-BASED LEARNING IN HIGHER SCHOOL / TRAINING FOR THE FILM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будилов Виктор Михайлович, Данилов Павел Вячеславович, Ртищева Татьяна Валерьевна

В статье обсуждаются опыт и методические основы проектного подхода в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения при подготовке специалистов кинои телеиндустрии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Рассмотрены принципы, направления развития и элементы проектного образования в институте. Описан опыт участия студентов в проектах, реализуемых институтом при уровневой подготовке кадров для кинематографии и телевидения. В сочетании с междисциплинарной интеграцией проектно-ориентированное обучение студентов может быть одним из важнейших условий трансформации системы подготовки специалистов для кинематографии и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH TO TRAINING FOR THE FILM INDUSTRY: TRANSFORMATION OF THE TRAINING SYSTEM FOR CINEMATOGRAPHY AND TELEVISION

The article discusses the experience and methodological foundations of the projectapproach in the St. Petersburg State University of Film and Television for the specialisttraining in the film and television industry in accordance with the requirements ofthe federal state educational standards of higher professional training. It considersprinciples, development directions and elements of project-based learning in theUniversity. It describes the experience of students’ participation in the Universityprojects. In conjunction with the interdisciplinary integration project-orientedtraining of students can be one of the most important conditions for transformationof the specialists training system for Cinematography and Television.

Текст научной работы на тему «Проектный подход к кинообразованию: трансформация системы подготовки кадров для кинематографии и телевидения»

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К КИНООБРАЗОВАНИЮ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ КИНЕМАТОГРАФИИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

PROJECT APPROACH TO TRAINING FOR THE FILM INDUSTRY: TRANSFORMATION OF THE TRAINING SYSTEM FOR CINEMATOGRAPHY AND TELEVISION

УДК 338:7;338:008

БУДИЛОВ Виктор Михайлович

профессор кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат политических наук, gamma.kino@gmail.com

BUDILOV, Victor Mikhailovich

Professor at the the Department of Producing Business of Film and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Political Sciences, gamma.kino@gmail.com

ДАНИЛОВ Павел Вячеславович

заведующий кафедрой продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, kit.producer@ gmail.com

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Head of the Department of the Producing Business of Film and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, kit.producer@ gmail.com

РТИЩЕВА Татьяна Валерьевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, rtisheva@gukit.ru

RTISHCHEVA, Tatiana Valerievna

Associate Professor at the Producing Business of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, rtisheva@ gukit.ru

Аннотация.

В статье обсуждаются опыт и методические основы проектного подхода в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения при подготовке специалистов кино- и телеиндустрии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан-

© Будилов В. М., Данилов П. В., Ртищева Т. В., 2017.

дарта высшего образования. Рассмотрены принципы, направления развития и элементы проектного образования в институте. Описан опыт участия студентов в проектах, реализуемых институтом при уровневой подготовке кадров для кинематографии и телевидения. В сочетании с междисциплинарной интеграцией проектно-ориентированное обучение студентов может быть одним из важнейших условий трансформации системы подготовки специалистов для кинематографии и телевидения.

Ключевые слова: кинообразование, телевидение, проектный подход, проектное обучение в высшей школе.

Abstract.

The article discusses the experience and methodological foundations of the project approach in the St. Petersburg State University of Film and Television for the specialist training in the film and television industry in accordance with the requirements of the federal state educational standards of higher professional training. It considers principles, development directions and elements of project-based learning in the University. It describes the experience of students' participation in the University projects. In conjunction with the interdisciplinary integration project-oriented training of students can be one of the most important conditions for transformation of the specialists training system for Cinematography and Television.

Key words: training for the film industry, television, project approach, project-based learning in higher school.

Общественное, научное, технологическое развитие современного человечества происходит настолько быстро и масштабно, что процесс познания неизбежно становится комплексным. Происходит активная интеграция научных дисциплин, формируются новые междисциплинарные области знаний. Образованию в связи с этим приходится пересматривать свои ценности и подходы, вырабатывать новые методы обучения.

Современный востребованный специалист, безусловно, должен быть многофункциональным, способным к синтезу и обновлению знаний и квалификаций, быстрой адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция становится необходимой характеристикой профессионального образования. Основным путем, связывающим компетентностный подход и междисциплинарную интеграцию, становится проектно-ориентированное образование.

Вопросы кинообразования рассматриваются в работах А. В. Новикова, И. В. Челышевой, Г. В. Михалевой, но в большинстве своем они посвящены педагогическим аспектам подготовки кадров для кинематографии [1; 2; 3]. Особенности организации системы подготовки специалистов для кино- и телеиндустрии рассматриваются в трудах П. В. Данилова, А. Д. Евменова, А. В. Федорова и других [4; 5].

Теоретиками образования, такими как А. В. Вознюк, Д. Миллер, А. А. Корниенко, И. В. Брылина [6; 7; 8], рассматриваются различные образовательные парадигмы, в том числе и холистический подход, в основе которого лежит принцип познания мира как «целостной картины» и служащий причиной использования междисциплинарной интеграции в образовании.

Существенную роль в исследовании индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, требования к которому

содержатся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [9] и Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее -ФГОС ВО), сыграли труды отечественных ученых: Б. А. Сазонова, Д. Бадарча, Р. М. Пе-труневой, Н. В. Вознесенской, В. И. Сафонова и других [10; 11; 12; 13].

Использование проектного метода в образовании было предложено и разработано в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В. Х. Килпа-триком и основывалось на гуманистических идеях в философии и образовании. Проектные технологии в образовании рассматриваются в трудах таких отечественных ученых, как А. В. Антюхов, С. В. Павловская, Н. Г. Сирот-кина, А. В. Колесов, Л. Г. Макарова, Н. В. Максимова, А. В. Колесов и других [14; 15; 16; 17; 18], применительно к школьному, вузовскому, профессиональному и инклюзивному образованию.

Таким образом, проблема подготовки кадров с учетом проектного подхода, а также применительно к кинематографии и телевидению получила значительное научно-теоретическое осмысление и рассматривалась с различных позиций. Однако на сегодняшний день представляются недостаточно проработанными научно-теоретические основы проектного подхода в качестве методического средства обеспечения уровневой подготовки специалистов кино- и телеиндустрии в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Действовавший до недавнего времени ФГОС 3 - ФГОС ВПО жестко регламентировал процесс обучения и не давал возможности гибкого планирования учебного плана и рабочих программ под реалии теле- и киноиндустрии.

В связи с выходом ФГОС 3+ - ФГОС ВО появилась возможность планирования дисциплин, практик и требований к выпускным квалификационным работам исходя из творческих задач обучения по основным образовательным программам и современных требований работодателей.

Используя передовой зарубежный и отечественный опыт в кинообразовании и

многолетний опыт подготовки специалистов в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (далее - СПбГИКиТ), а также требования потенциальных работодателей (Ассоциации продюсеров кино и телевидения, включающей в себя ведущих производителей кинофильмов, телесериалов и телепрограмм в России), в СПбГИКиТ был реализован проектный подход к кинообразованию. Такой подход позволит повысить качество подготовки специалистов для кинематографии и телевидения с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и задач, стоящих перед СПбГИКиТ как в сфере образования, развития творческого потенциала, так и стратегических задач развития вуза в качестве лидера кинообразования в Российской Федерации.

Проектно-ориентированное образование направлено на динамичное, инновационное развитие образования в СПбГИКиТ и обеспечение консолидированного участия в этом процессе всех кафедр факультета экранных искусств и других структурных подразделений вуза.

Существующая система подготовки кадров в творческих мастерских была дополнена системой проектов, участвуя в которых студенты не только отрабатывают на практике свои профессиональные навыки и умения, но и погружаются в среду, приближенную к реалиям кино- и телеиндустрии.

Предложенный проектный подход строится на следующих принципах:

• совместное выполнение заданий в творческих группах, по составу приближенных к реальному кино- и телепроизводству;

• проектная реализация практических работ.

Приоритетными направлениями развития проектного образования в СПбГИКиТ являются:

• формирование синхронизированных учебных планов по специальностям и направлениям подготовки творческих кадров для кинематографии и телевидения;

• создание единой методической базы ведения проектной деятельности в рамках учебного процесса;

• синхронизация выполнения курсовых работ, учебных и производственных практик, выпускных квалификационных работ;

• создание единого образовательного поля для студентов творческих специальностей;

• обеспечение высокого уровня аудиовизуальных произведений в рамках студенческого кинопроизводства;

• развитие проектной деятельности.

Основными компонентами проектного образования в СПбГИКиТ являются:

• содержательность (тематика проекта должна соответствовать направлению подготовки студента);

• возможность приобретения ключевых компетенций (креативность, коммуникативность, проблемное мышление и т. д.);

• вовлеченность в образовательный процесс;

• наличие открытого вопроса или проблемы, требующей решения;

• необходимость самостоятельного поиска информации;

• самостоятельность в решении задачи;

• постоянный мониторинг результатов проектной деятельности;

• публичная защита результатов проекта.

С целью вычленения кластера проектной

деятельности на всех курсах обучения было проведено системное изменение и синхронизация учебных планов по всем специальностям и направлениям подготовки факультета экранных искусств. Кластеры проектной деятельности были сформированы по блокам курсовых и выпускных квалификационных работ, учебных и производственных практик. Такая синхронизация позволяет студентам факультета экранных искусств участвовать в совместной работе над разработкой и созданием аудиовизуальных произведений, обучаясь работать в команде, на результат и в ограниченных временных рамках.

В настоящее время обучение на факультете экранных искусств СПбГИКиТ ведется по следующим специальностям и направлениям подготовки.

Программы бакалавриата:

• 52.03.06 - Драматургия;

• 50.03.04 - Теория и история искусства.

Программы специалитета:

• 52.05.01 - Актерское искусство;

• 55.05.01 - Режиссура кино и телевидения;

• 55.05.02 - Звукорежиссура аудиовизуальных искусств;

• 55.05.03 - Кинооператорство;

• 55.05.04 - Продюсерство;

• 55.05.05 - Киноведение.

Междисциплинарная интеграция и построение учебных планов основываются на следующих задачах обучения:

1-й курс - формирование общего творческого кругозора;

2-й курс - формирование системы творческой мотивации студентов;

3-й курс - формирование навыков создания творческих продуктов;

4-й курс - создание короткометражных аудиовизуальных произведений и мультимедийных продуктов;

5-й курс - создание выпускных квалификационных работ.

В задачи по созданию единой методической базы ведения проектной деятельности в рамках учебного процесса СПбГИКиТ входили разработка и синхронизация методических указаний по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, прохождению практик, методического обеспечения реализуемых проектов, выстраивание системы экономико-правового регулирования студенческого кинопроизводства.

Методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, а также по организации практик определяют профессиональные требования, задают определенные рамки для учебно-производственного съемочного процесса, при этом не затрагивая творческого аспекта студенческих работ. Создание условий для свободного творчества студентов остается основой всего процесса обучения в СПбГИКиТ, в том числе и на факультете экранных искусств.

Методические указания содержат детальные инструкции по организации и этапам реализации проектов, требования к содержанию, оформлению и представлению результатов проектов. Методическое обеспечение содержит программы реализации, техническую

документацию, организационное и правовое обеспечение реализации проектов. Система экономико-правового регулирования студенческого кинопроизводства содержит такие элементы, как положение о правовом регулировании студенческого кинопроизводства в СПбГИКиТ, программу по организации охраны труда и обеспечению безопасности студенческого теле- и кинопроизводства, положение о творческой деятельности, творческом проекте и творческом продукте в СПбГИКиТ.

Единое образовательное поле для студентов творческих специальностей СПбГИКиТ создавалось на базе следующих модулей:

• унифицированный образовательный модуль, ориентированный на формирование у студентов представления о проектной деятельности в теле- и кинопроизводстве;

• унифицированный образовательный модуль, ориентированный на создание общей культурно-эстетической базы;

• унифицированный образовательный модуль, ориентированный на приобретение студентами знаний о юридических и экономических основах проектной деятельности в теле- и киноиндустрии.

В целях создания единого образовательного поля и ведения проектной деятельности в рамках учебного расписания совместно с учебно-методическим управлением были установлены регулярные единые потоковые занятия по отдельным дисциплинам.

Созданный механизм взаимодействия кафедр факультета экранных искусств с кафедрами других факультетов СПбГИКиТ в процессе реализации проектной деятельности предусматривает формирование общих кластеров в рамках расписания, общих методических установок в пределах общих целей и задач.

Обеспечение высокого уровня аудиовизуальных произведений в рамках студенческого кинопроизводства в СПбГИКиТ невозможно было реализовать без создания единого коллегиального органа управления - Художественного совета СПбГИКиТ. Его деятельность обеспечивает повышение эффективности художественно-творческой деятельности, повышение качества образования в образо-

вательной области «Искусство и культура», а также способствует активизации творческой деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава СПбГИКиТ. Художественный совет принимает активное участие в создании студенческих аудиовизуальных проектов, рассматривая и согласовывая заявки студентов на реализацию творческих курсовых и выпускных квалификационных работ, а также согласовывая состав комплексных студенческих творческих групп, проводит экспертизу конкурсных заявок СПбГИКиТ на участие в фестивалях и конкурсах.

С целью создания аудиовизуальных продуктов, способных конкурировать на рынке кино- и телепродукции, была произведена реорганизация учебного киновидеоцентра (далее - УКВЦ), основным видом деятельности которого является производство и продвижение студенческих фильмов, его организационное, методическое и ресурсное наполнение. Основными функциями УКВЦ являются: организация и обеспечение подготовки и съёмок всех видов студенческих работ, организация работ в монтажно-тонировочном периоде. Постоянное оснащение современными техническими средствами, методическое и экономико-правовое его обеспечение позволяют максимально приблизить условия работы УКВЦ к профессиональным.

Развитие проектной деятельности в СПбГИКиТ предполагало создание баз для реализации проектов, разработку технологии и организации проектов.

Проект как технология предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников, объединенных целью получения результата за определенный промежуток времени (от одного занятия до нескольких месяцев). Поэтому проект должен соответствовать ряду требований:

• иметь практическую ценность;

• предполагать проведение студентами самостоятельных исследований;

• быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;

• быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;

• предполагать возможность решения актуальных проблем;

• давать студенту возможность учиться в соответствии с его способностями;

• содействовать проявлению способностей студента при решении задач более широкого спектра.

Проектный подход предполагает выполнение практических работ посредством участия студентов в следующих проектах, реализуемых СПбГИКиТ:

1. Проведение регулярных питчингов (презентаций и защит) проектов, во время которых студенты учатся на практике ясно выражать и реализовывать собственный замысел, включаться в состав творческой группы, работать в команде, понимая единые цели и задачи, быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и т. д.

2. Организация киносмен на базе детских оздоровительных лагерей, школ, образовательных центров.

В 2016 г. был реализован пилотный проект организации выездной практики на базе детского лагеря «Маяк» в поселке Вы-рица Ленинградской области в форме летней киносмены. Пилотный проект получил поддержку Правительства Ленинградской области и Правительства Санкт-Петербурга. Положительный опыт проведения выездной практики в форме киносмен дал возможность на регулярной основе с 2017 г. организовывать такого рода практики. Были разработаны «Методические указания по организации выездных практик студентов творческих специальностей на базе детских оздоровительных лагерей», которые регулируют организационные, правовые, экономические вопросы при организации выездной практики в форме киносмены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование творческих групп киносмены из студентов разных специальностей, таких как режиссура, кинооператорство, про-дюсерство, драматургия, тележурналистика, звукорежиссура, позволяет создать творческую команду, соответствующую съемочной группе настоящего кино, дает возможность студентам совершенствовать свои профессиональные навыки, работать в творческой

команде и в условиях жесткого временного графика с ориентацией на конечный результат. Такой подход к организации практики студентов повышает качество подготовки специалистов в образовательной области «Искусство и культура».

Подтверждением актуальности и высокой востребованности разработанных методических основ и опыта реализованного проекта киносмены является то, что авторы проекта были приглашены для его презентации в Артеке в рамках Всероссийского форума организаторов детского отдыха «Детский лагерь -новое образовательное пространство». Также проектом заинтересовались Правительство Ленинградской области и Муниципальное образование Выборгский район Ленинградской области, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве в сфере организации детского отдыха и дополнительного образования. В 2017 г. киносмены пройдут на базе детских оздоровительных лагерей «Маяк» (Гатчинский район Ленинградской области), «Россонь» (Кингисеппский район Ленинградской области), «Волна» (Выборгский район Ленинградской области), «Орион» (Тихвинский район Ленинградской области).

3. Проекты ООО МИП «Продюсерский центр «СПбГИКиТ-Дебют», такие как Флэш-ТВ (серия регулярных выпусков телепрограммы на телеканале «Санкт-Петербург»), реальные кинопроекты по заказу федеральных и региональных органов исполнительной власти, документальные проекты и т. п.

4. Производство студенческих кинопроектов на базе учебного киновидеоцентра СПбГИКиТ.

5. Творческие проекты СПбГИКиТ (ПИТЕР-КиТ, ЛИКИ-сейшн, КВН, Мистер и Миссис СПбГИКиТ и др.).

6. Проекты кино- и телекомпаний - партнеров СПбГИКиТ (по договорам о сотрудничестве).

7. Проекты базовой кафедры факультета управления и медиакоммуникаций - кафедры телевизионного производства и вещания на базе АО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» (съемки телепрограммы «Сила слова» и др.).

Механизм реализации проектного подхода в СПбГИКиТ включает в себя следующие элементы:

• разработка и реализация концепции проектного образования в СПбГИКиТ (далее - Концепция);

• разработка и реализация программы развития факультета экранных искусств на 2016-2019 гг. в целях реализации основных положений Концепции;

• учет в нормативных и методических материалах СПбГИКиТ основных положений Концепции;

• разработка, утверждение программ развития кафедр факультета экранных искусств на период 2017-2019 гг.;

• создание и организация работы Художественного совета СПбГИКиТ как одного из ключевых регуляторов процесса студенческого кинопроизводства и реализации творческих проектов в СПбГИКиТ;

• разработка и утверждение основных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки в СПбГИКиТ и соответствующих учебных планов с учетом основных положений Концепции.

Реализация проектно-ориентированного обучения позволит получить следующие результаты:

• создание профессиональной теле- и кинематографической среды с первого года обучения в СПбГИКиТ;

• реализация необходимого для теле- и киноиндустрии условия взаимодействия пред-

ставителей всех специальностей и направлений подготовки;

• действенная подготовка будущих творцов к реальным условиям теле- и кинопроизводства за счет участия студентов в регулярных питчингах, разработке проектов аудиовизуальных произведений, в подготовке постановочных проектов, в съемках и в постпроизводственных работах в составе творческих групп;

• регулярная подготовка проектов группами студентов и выпускников для участия в конкурсах на получение субсидий Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга и органов исполнительной власти других регионов РФ на создание аудиовизуальных произведений (не менее двух ежегодно);

• создание студенческих аудиовизуальных произведений, способных конкурировать на рынке кино- и телепродукции (с целью получения признания кинематографического сообщества).

Таким образом, проектный подход позволяет моделировать процессы, приближенные по своим целям, задачам и организации к реалиям кино- и телепроизводства, что дает возможность для успешной интеграции выпускников в профессиональную среду. Создание же творческой среды в вузе и междисциплинарная интеграция позволяют сформировать гармонично развитую личность, что в свою очередь является неотъемлемым качеством успешного и востребованного специалиста в сфере кинематографии и телевидения.

Список литературы

1. Новиков А. В. Традиции и новаторство в кинообразовании // Вестник ВГИК. 2010. № 3-4. С. 244-253.

2. Челышева И. В. Генезис проблемы анализа медиатекста в российском кинообразовании: основные подходы и тенденции // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 4-15.

3. Михалева Г. В. Британская методика кинообразования // Научный диалог. 2015. № 4 (40). С. 110-123.

4. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы развития российского кинообразования // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 6-11.

5. Федоров А. В. Высшая школа и кинематограф: российский опыт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 16-20.

6. Вознюк А. В. К вопросу об обосновании холистической парадигмы образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 34-41.

7. Миллер Д. Холистическое образование. Педагогика предчувствия. URL: http:// ps.1september.ru/articlef.php?ID=200205007 (дата обращения: 26.03.2017).

8. Корниенко А. А., Брылина И. В. Конвергенция знания в когнитивном пространстве современного университета: к оформлению холистической парадигмы // Сборник трудов Международный научный e-симпозиум «Теория и методика профессионального образования». Россия, г. Москва, 28-30 мая 2014 г. С. 112-124.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

10. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.

11. Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 65-70.

12. Вознесенская Н. В., Сафонов В. И. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде вуза // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3. С. 6-9.

13. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

14. Антюхов А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ proektnoe-obuchenie-v-vysshey-shkole-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 30.03.2017).

15. Павловская С. В. Сироткина Н. Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 81-85.

16. Макарова Л. Г., Максимова Н. В. Особенности применения проектного подхода в обучении бакалавров и магистров экономики // Двухуровневая система образования и ее учебно-методическое обеспечение: материалы межвузовской научно-методической конференции. Н. Новгород: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде, 2010. С. 140-143.

17. Колесов А. В. Использование проектных технологий в современном образовании // Преподаватель XXI век. 2008. № 2. С. 21-23.

18. Шмелева Е. А., Правдов М. А., Корнев А. В., Мальцева Л. Д. Проектная деятельность в обеспечении практикоориентированности профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию // Научный поиск. 2014. № 4.2. С. 73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.