Научная статья на тему 'Ключевые особенности и направления продюсерской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения'

Ключевые особенности и направления продюсерской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2418
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОПРОИЗВОДСТВО / FILM PRODUCTION / ПРОДЮСИРОВАНИЕ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ / FILM AND TELEVISION PRODUCTION / ПРОДЮСЕР / PRODUCER / ДЕВЕЛОПМЕНТ ПРОЕКТА / PROJECT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Будилов Виктор Михайлович, Данилов Павел Вячеславович

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты продюсерской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения. Подробно рассматривается порядок действий и спектр обязанностей продюсера на этапе девеломпента проекта, особенности работы с идеей будущего аудиовизуального произведения в зависимости от выбранного жанра и целевой аудитории. На основе проведенного анализа ключевых целей и задач работы продюсера в подготовительном периоде дается ряд рекомендаций, направленных на совершенствование и повышение эффективности продюсерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Будилов Виктор Михайлович, Данилов Павел Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES AND DIRECTIONS OF PRODUCTION ACTIVITYAT THE STAGE OF THE PROJECT DEVELOPMENT OF AUDIOVISUAL WORK

The article reveals the theoretical and practical aspects of the producer activityat the stage of development of the project of an audiovisual work. It considers indetails the order of actions and the range of duties of the producer at the stage ofproject development, the specifics of working with the idea of a future audiovisualwork depending on the chosen genre and target audience. Based on the analysis ofthe key goals and objectives of the work of the producer in the preparatory period,a number of recommendations are given aimed at improving and increasing theeffectiveness of producer activity.

Текст научной работы на тему «Ключевые особенности и направления продюсерской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения»

КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ДЕВЕЛОПМЕНТА ПРОЕКТА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

KEY FEATURES AND DIRECTIONS OF PRODUCTION ACTIVITY AT THE STAGE OF THE PROJECT DEVELOPMENT OF AUDIOVISUAL WORK

УДК 338.467.6

АЛЕКСЕЕВА Полина Александровна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, policha1@yandex.ru

ALEKSEEVA, Polina Alexandrovna

Associate Professor at the Department of Producing Business of Film and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, рolicha1@yandex.ru

БУДИЛОВ Виктор Михайлович

профессор кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат политических наук, gamma.kino@gmail.com

BUDILOV, Victor Mikhailovich

Professor at the the Department of Producing Business of Film and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Political Sciences, gamma.kino@gmail.com

ДАНИЛОВ Павел Вячеславович

заведующий кафедрой продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, kit.producer@ gmail.com

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Head of the Department of the Producing Business of Film and Television Departmen of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, kit.producer@gmail.com

Аннотация.

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты продю-серской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения. Подробно рассматривается порядок действий и спектр обязанностей продюсера на этапе девеломпента проекта, особенности работы с идеей будущего аудиовизуального произведения в зависимости от

© Алексеева П. А., Будилов В. М., Данилов П. В., 2017. I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2017

выбранного жанра и целевой аудитории. На основе проведенного анализа ключевых целей и задач работы продюсера в подготовительном периоде дается ряд рекомендаций, направленных на совершенствование и повышение эффективности продюсерской деятельности.

Ключевые слова: кинопроизводство, продюсирование кино и телевидения, продюсер, девелопмент проекта.

Abstract.

The article reveals the theoretical and practical aspects of the producer activity at the stage of development of the project of an audiovisual work. It considers in details the order of actions and the range of duties of the producer at the stage of project development, the specifics of working with the idea of a future audiovisual work depending on the chosen genre and target audience. Based on the analysis of the key goals and objectives of the work of the producer in the preparatory period, a number of recommendations are given aimed at improving and increasing the effectiveness of producer activity.

Key words: film production, film and television production, producer, project development.

В настоящее время для сферы кино и телепроизводства по-прежнему остается актуальным вопрос о том, каким образом можно наиболее точно определить профессию продюсера: является ли эта специальность творческой или экономической, и в связи с этим какие основные задачи должен решать продюсер на разных этапах фильмопроизводства, и прежде всего в период девелопмента проекта аудиовизуального произведения. Девелопмент предполагает планирование всего производственного и части сбытового процессов и позволяет обеспечить повышение эффективности продюсерской деятельности, сократить финансовые, технические и трудовые затраты, соблюсти установленные сроки и повысить производительность труда.

Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» продюсер фильма - «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирова-

ние, производство и прокат фильма» [1, с. 2]. Таким образом, продюсер берет на себя всю полноту ответственности за аудиовизуальное произведение. В этой связи эта профессия обязывает специалиста владеть знаниями и умениями в таких областях, как финансовый и бухгалтерский учет, юриспруденция (в особенности авторское право), документооборот, и в то же время обладать уникальным творческим и художественным вкусом, сочетающимся с предпринимательским началом.

На этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения одной из первостепенных задач, стоящих перед продюсером, является поиск и отбор идей, а также организация создания (доработки) сценариев будущего фильма. При этом уже на этапе генерации идеи продюсер должен уметь определить, будет ли данный проект обладать коммерческим потенциалом на заданном рынке и для конкретной целевой аудитории. Аудитория может быть широкой и ограниченной, а сам фильм может впоследствии быть признанным

произведением искусства в широком понимании или отвергнут критиками. Но при этом фундаментом современной продюсерской деятельности выступает понимание того, что рынок формирует определенный спрос на аудиовизуальные произведения, а продюсер на основе результатов анализа потребительских предпочтений занимается разработкой и реализацией проектов, способных его удовлетворить.

Ориентация продюсерской деятельности на зрителя определяется самой сущностью кинофильмов и телесериалов, выполняющих следующие функции:

• рекреационная, предусматривающая заполнение свободного времени граждан;

• эстетическая, выражающаяся в виде генерации у зрителей в процессе просмотра разнообразных эмоций, заданных авторами, и в конечном итоге позволяющая классифицировать кинофильмы и телесериалы как произведения искусства;

• коммуникативная, реализующая возможность взаимодействия зрителей с авторами, продюсерами и прочими членами творческого коллектива фильма с помощью специфической формы общения - киноязыка;

• воспитательная, в виде формирования, развития, модернизации базовых ролевых моделей поведения в обществе, стереотипов и/ или архетипов;

• образовательная, предполагающая использование в кино-, телепроизведениях элементов просвещения и обучения в относительно простой форме восприятия;

• пропагандистская, предусматривающая навязывание зрителям определенной точки зрения;

• экономическая, обусловливающая ре-инвестиционные процессы в отрасли в виде возврата затрат, связанных с производством и сбытом фильма, и формирование добавочного капитала в результате его использования.

Отметим, что структурными элементами процесса коммуникации в кино и телевидении выступают: генератор сообщения (авторы фильма), сообщение (фильм) и реципиент (получатели сообщения - зрители). Таким об-

разом, отсутствие ориентации на зрителя противоречит сути кинематографа/телевидения.

Исходя из последнего тезиса, авторы настоящей статьи не могут согласиться с распространенным в настоящее время мнением о том, что кинематограф разделяется на авторский и зрительский. Тем более, что у любого аудиовизуального произведения есть авторы1. Однако для целей организации продюсерской деятельности кинопроизведения целесообразно разделять на коммерческие (здесь имеется в виду - обладающие высоким коммерческим потенциалом) и некоммерческие. При этом функционирование каждого из этих типов является обоснованным. Некоммерческое кино, как и фундаментальная наука, допускает эксперимент и отрицательный результат, который так же ценен, как и положительный. В этой связи государственная поддержка кинематографии в первую очередь должна быть направлена на поддержку и развитие именно некоммерческого кино с целью развития отечественного кинематографа, поиска новых художественных приемов, решения проблем, волнующих и будущих волновать современное поколение в настоящее и будущие периоды времени [2].

В свою очередь, коммерческое кино можно отождествить с понятием прикладной науки, для которой отрицательный результат является недопустимым, так как требует возврата вложенных в проект финансовых средств.

Таким образом, на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения основная задача продюсера заключается в поиске идеи, которая будет востребована зрителем, вне зависимости от типа, вида, подвида, жанра, формата аудиовизуального произведения.

Поиск идеи может осуществляться различными способами и методами, однако

1 В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации авторами фильма являются: автор сценария, режиссер, композитор. За рубежом, в разных странах, этот список может быть расширен продюсером, а также прочими членами творческого коллектива.

ключевым вопросом всегда остается ее актуальность для современного человека, общества, кинематографа, искусства в целом, которая может быть связана со сложившейся экономической, политической, общественной ситуациями в стране и мире. По нашему мнению, в настоящее время достаточно актуальными темами являются: поиск «героя нашего времени»; социальная справедливость; судьба человека и человеческие отношения, которые не теряют своей актуальности в течение продолжительного времени. В то же время отдельные темы могут достаточно быстро устаревать с течением времени, при переключении общественного внимания на другие вопросы.

Актуальность является необходимым, но не достаточным условием для принятия решения о постановке фильма, так как задает только некое виртуальное пространство действия. В свою очередь, актуальная идея должна включать в себя понятие сверхзадачи (месседжа, на кинематографическом сленге), т. е. некоторого сообщения авторов фильма зрителям. Месседж уже будет определять направление в заданном пространстве, в котором будет осуществляться развитие истории фильма.

Для конкретизации такого движения, вычленения некоторой плоскости действия, необходима привязка идеи к жанру или телеформату, обусловливающих, с одной стороны, использование авторами конкретных драматургических приемов, вызывающих у зрителей те или иные эмоции. А с другой - позволяющей продюсеру более детально оценить коммерческий и/ или социальный результат будущего фильма, определить основные направления его сбыта на рынке.

Так, для картин, предназначенных для кинотеатрального проката, а, соответственно для более молодого зрителя, наиболее коммерчески востребованными являются национальные комедии, такие как фильм «Горько!», «Жених» (данные фильмы отличаются повышенной нормой рентабельности), а также фильмы-аттракционы - «Сталинград», «Викинг» (кассовые сборы фильмов являются достаточно высокими и превышают 1 млрд руб.)

и пр. Телевизионный зритель, относящийся к более взрослой аудитории, отдает предпочтение разнообразным драмам (криминальным, психологическим, мелодрамам), обеспечивая тем самым более высокую долю телеканала (по данным ТЫБ доля телеканалов во время показа таких фильмов, как «Ликвидация», «Мажор 2», «Доярка из Хацапетовки» достигала значения в 40%).

В конечном итоге для определения конкретного вектора развития истории фильма на заданной плоскости жанра и формата целесообразна разработка логлайна (краткое описание сюжета фильма в виде 1-2 предложений), в котором уже обозначаются основные персонажи (главный герой, антагонист, их соратники, объекты отношений), их мотивировки, препятствия на пути и конфликты.

Дальнейшая формализация идеи предполагает разработку синопсиса (краткое изложение сценария) аудиовизуального произведения, на основе которого возможно создание расширенного синопсиса, тритмента (поэпизодного плана), описания персонажей и в конечном итоге литературного сценария. Поэтому перед продюсером встает задача поиска сценариста, решению которой помогает креативный продюсер и/ или редакторская группа. Фактически они выступают первыми экспертами соответствия идеи и сценарных материалов зрительским предпочтениям, телевизионным форматам, базовым законам драматургии и их специфического выражения в жанрах.

Укажем, что наиболее распространенным методом подбора сценариста является анализ:

• аудиовизуальных произведений, снятых ранее в подобном жанре, и приглашение к сотрудничеству драматургов, работавших над ними;

• поступивших в кинокомпанию сценарных материалов, прежде всего, сценариев или синопсисов;

• презентаций идей/сценариев драматургами на специализированных мероприятиях -питчингах или при личном общении с продюсерами/ редакторами.

Здесь важно отметить, что ни креативный продюсер, ни сценарист, ни редактор не от-

вечают в конечном итоге за бюджет проекта, который является еще одним фактором, обусловливающим необходимость запуска филь-мопроизводства.

В целом, исходя из принципа экономической целесообразности, уровень затрат на создание кинокартины не должен превышать его коммерческий потенциал для каждого из контрагентов, участвующих в создании (сопродюсеры) и сбыте (вся цепочка посредников) аудиовизуального произведения. В свою очередь, текущая ситуация на рынке определяет средний уровень доходности разных типов/ видов фильмов. Таким образом, для обеспечения желаемого уровня рентабельности становится возможным определение продюсером предельного уровня затрат на производство и маркетинг аудиовизуального произведения (с учетом применения возвратного или безвозвратного финансирования проектов).

Использование при этом среднеотраслевых показателей производительности труда членов киногруппы, сроков выполнения отдельных работ над аудиовизуальными произведениями позволяют продюсеру сформулировать технико-экономические требования к сценарию: место и время действия; общее количество сцен, персонажей и их структура; количество и тип локаций (съемочных объектов). В этой связи для оптимизации работ над литературным сценарием аудиовизуального произведения продюсеру целесообразно предоставить сценаристу такие требования в виде авторского задания, выполнение которого позволит обеспечить подготовку сценария, соответствующего бюджету.

Рассмотрим такое задание автору на примере среднебюджетного сериала (таблица).

Как видно из данных, представленных в таблице, задание автору сценария должно формироваться на основе параметров сценария и требований, предъявляемых к ним. В первую очередь в задании указывается условный референс, формат аудиовизуального произведения, жанр. Количество серий (блоков) определяется в том случае, если речь идет о телевизионном сериале, если аудиовизуальный проект снимается для кинопроката, ука-

зывается полный метр. Хронометраж определяется также в зависимости от того, будет ли это сериал, тогда указывается хронометраж одной серии (для ситкома средний хронометраж одной серии составляет 24 минуты, для драмеди - 48 минут, для сериала-драмы -50-52 минуты), или же это будет полнометражный фильм (средний хронометраж составляет 90-120 минут). При этом важно отметить, что для того, чтобы текст сценария перевести в реальный хронометраж, используется ряд специализированных компьютерных программ, в которых отражается пропорция количества знаков ко времени на экране.

Затем указывается количество главных и второстепенных персонажей и требования к ним, при этом важно отметить, что в том случае, если проект снимается для телеканала, требования к персонажам задаются самим каналом. После этого указывается количество сцен на фильм или на серию (для серии 50 минут не более 45-50 сцен), при этом процентное соотношение сцен, снимаемых в интерьерах, на натуре или в павильоне, определяется жанром и требованиями телеканала.

В зависимости от того, снимается ли полнометражный фильм или сериал, будет указываться различное количество и название объектов (например, максимум шесть комплексных объектов на серию, если серия 50 минут). Важным продюсерским решением на этапе девеломпента проекта является выбор объектов. Так, наиболее целесообразным с экономической точки зрения является использование в процессе съемок комплексных мультиобъектов, которые позволяют на своей территории снимать сцены (в том числе интерьерные и натурные), которые должны восприниматься зрителем как разные места действия. Примером комплексного объекта для съемок аудиовизуального произведения может являться загородный пансионат, на чьей территории расположены одновременно лес, озеро, дорожки, БРЛ-комплекс, бассейн, кафе, бары, номера, ресепшн и т. д.

В завершении задания автору указываются сроки написания арок главных персонажей,

Задание автору сценария

Параметры сценария Требования/ПРИМЕР заполнения

Условный референс Тайны следствия

Формат сериала Вертикально-горизонтальный

Жанр Детектив

Время постановки в сетку телевизионного вещания Будни/ выходные Утренний блок/ дневной блок/ предпрайм / прайм-тайм/ постпрайм/ ночной эфир

Возрастные ограничения 0+, 6+, 12+, 16+, 18+

Количество серий 32, 16, 20/ 17, 21, 33 (для ситкомов)

Количество блоков 4

Количество серий в блоке 8

Срок сдачи серии/... серий

Хронометраж серии с титрами, мин 37 (24/26/44/48/52)

Страниц сценария на серию (в предложенном формате) (в среднем 1 страница = 1 минуте экранного времени +/- 4 страницы)

Количество главных персонажей 4-7

Требования к главным персонажам Задается каналом

Количество второстепенных персонажей на серию 10-20

Место и время действия

Количество сцен в серии В том числе: интерьер, объекты натура павильон 25 (в зависимости от жанра) 5 (20%) 8 (30%) 13 (50%)

Требования к названию объектов

Утвержденные актеры (если есть)

Требования к описанию второстепенных персонажей ПРИМЕР заполнения: Коллега по работе (40-45) - худощавая, с короткими крашеными светлыми волосами. Если драматургически обоснованных требований нет, то указывается «типаж любой». Например: Сосед (30) - типаж любой.

Драматургическая конструкция вертикального сюжета (пример для процедурала) ПРИМЕР заполнения: Завязка истории (убийство или то, что послужит мощным «крючком») + расследование + финал

Горизонтальные линии на сериал

Срок написания арок главных персонажей 5

Срок написания поэпизодника, дней 5

Срок написания расширенного синопсиса, дней 3

Сроки написания первого драфта сценария, дней 7

Прочие требования ПРИМЕР заполнения: Словарь-шпаргалка: Нет «арестов» - есть «задержание» Нет «улик» - есть «вещдоки» Нет «ордеров» - есть «постановления»

Требования по оформлению сценария Размер бумаги - А4 Поля -Шрифт-Кегль - Отступ для описания места - ..; выравнивание Отступ для описания действия - .; выравнивание Отступ для диалогов - .; выравнивание

поэпизодника, расширенного синопсиса, первого драфта сценария, прочие требования, прежде всего, по оформлению сценария.

Помимо рассмотренных выше обязательных элементов, в задание автору могут также входить: время выполнения первых, вторых, третьих блоков; библия/описание главных персонажей; краткая характеристика второстепенных персонажей с обязательным указанием возраста и наиболее важных драматургических деталей. Важно отметить, что во время написания сценария продюсер должен следить за его объемом, так как креативный продюсер и производственная компания могут его не принять в случае недобора или большого перебора хронометража.

Помимо задания автору сценария на этапе девеломпента проекта аудиовизуального произведения, продюсер может совместно с режиссером разработать и предоставить творческое задание композитору, основной задачей которого будет являться создание комплекта разножанровых музыкальных тем, имеющих одновременно общее сходство и отражающих характер, настроение главных героев и действий, происходящих в кадре.

Еще одним важным направлением работы продюсера является выполнение ряда юридических процедур по «очистке прав», т. е. заключение договоров с правообладателями на коммерческое использование объектов авторского и смежного прав. Такие договоры могут заключаться в разных периодах филь-мопроизводства, вплоть до окончания мон-тажно-тонировочного периода. Российским законодательством предусмотрены следующие формы этих документов:

1. Договор отчуждения, предусматривающий полную передачу прав на весь период действия авторского (70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти последнего из авторов) и смежного (20 лет с момента опубликования) права. Применяется при условии фактического существования объекта авторского или смежного права.

2. Договор авторского заказа на создание несуществующих объектов, определяющего параметры взаимодействия продюсера с авто-

ром и полную передачу прав на использование объекта авторского или смежного права.

3. Лицензионный договор, ограничивающий пространство и время коммерческой эксплуатации объекта авторского или смежного права. Существует простая лицензия, позволяющая лицензиару многократно передавать права авторского или смежного права в заданным пространстве и времени, и исключительная, позволяющая осуществлять продажу единожды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение того или иного договора на этапе девелопмента зависит от базовой концепции (режиссерского видения), которую режиссер будет использовать в фильме.

Так, если в основе сюжета лежит литературное произведение, то возникает необходимость заключения договора с его автором на экранизацию, а также, исходя из требований Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантирующего автору неизменность авторского произведения на переработку книги в сценарий. Если автор литературного произведения умер, то договор заключается с его наследниками, а если заключил договор отчуждения в пользу издательства - то с правообладателем. В данном случае целесообразно заключение договора о приобретении исключительной лицензии.

Если драматургия фильма выстраивается на биографии известного человека, живого или со дня смерти которого еще не прошло 70 лет, то необходимо заключение с ним или его наследниками соглашения «Об использовании изображения, биографических данных и сведений о личной жизни гражданина».

Данный подход справедлив и при условии, что в основе сюжетной линии находятся существующие музыкальные произведения (фонограммы), исполнительские искусства и спортивные состязания, телевизионные или радиотрансляции и т. п. Как правило, в данном случае заключаются договоры о приобретении простой лицензии.

Отметим, что отсутствие у продюсера консолидированных прав на основу будущего сюжета делает всю его последующую работу бессмысленной, так как исключает возмож-

ность последующей публичной демонстрации фильма (в том числе и участия в фестивалях, выкладывание на бесплатные сервисы в сети Интернет и т. д.).

С кинодраматургом, режиссером-постановщиком, композитором, автором оригинальной музыки к фильму, как правило, заключаются договоры авторского заказа.

Укажем, что для обеспечения проекта финансированием продюсером уже на основе только синопсиса может быть подготовлен предварительный постановочный проект, элементы которого будут использованы в процессе презентации проекта и включены в презентационный пакет фильма. А после того, как сценарист написал литературный сценарий и его утвердил заказчик или со-инвестор (телеканал, Фонд кино), режиссер разработал режиссерский сценарий и экспликацию, возможна подготовка основного постановочного проекта, который и является основой для последующей работы всей съемочной группы.

Кроме документов, указанных выше, постановочный проект должен включать в себя:

• график съемок;

• календарно-постановочный план;

• список и видеопробы актеров, принимавших участие в кастинге;

• список актеров, предлагаемых исполнителем и режиссером-постановщиком;

• фотографии и видеопробы актеров на главные роли и роли второго плана;

• фотографии выбранных интерьеров и натурных объектов;

• эскизы декораций с приложением производственных разработок, в случае, если декорации будут использоваться в съемках фильма;

• эскизы костюмов, пробы грима;

• разработка комбинированных съемок;

• перечень основного съемочного, звукозаписывающего и монтажного оборудования (с описанием подробных характеристик);

• раскадровка по сценам;

• рабочая смета на производство фильма с расшифровками по статьям расходов (рабочая смета);

• обоснование (по требованию заказчика) тех или иных постановочных решений и стоимости их реализации с приложением альтернативных производственных и постановочных решений и стоимости их реализации.

Во время подготовки постановочного проекта продюсеру также целесообразно решать вопросы, связанные с использованием технических и компьютерных средств, при помощи которых будут создаваться спецэффекты и декорации, отражающие эпоху, в которую происходит действие аудиовизуального произведения. Наиболее распространенным способом создания подобных сложных декораций является использование компьютерной графики, которая представляет собой динамическую картинку, снятую в интересующий нас период времени (например, в 1990-е гг.). В этом случае сцены снимаются на хромокее (зеленый фон), вместо которого при монтаже вставляется необходимое изображение. В некоторых случаях используется приобретенное документальное кино, которое оцифровывается и при помощи компьютерной графики обрабатывается для дальнейшего использования в качестве фута-жа. В процессе таких съемок сцены передний план выстраивается при помощи частичных декораций, позволяющих погрузить персонажи в пространство, а задний формируется при помощи футажа, создавая тем самым полное ощущение присутствия (реальности). В связи с этим основным преимуществом использования таких технологий для создания объектов и декораций в съемочном процессе является то, что они в свою очередь позволяют значительно сократить перемещения съемочной группы между объектами, что положительно сказывается как на самом бюджете проекта, так и на сроках его реализации.

В конечном итоге укажем, что продюсеру важно контролировать и согласовывать с заказчиком и исполнительным продюсером или супервайзером компьютерной графики количество сцен, требующих использования компьютерных спецэффектов и графики, так как это может повлечь за собой увеличение бюджета на кинопроизводство.

Таким образом, ключевые особенности и направления продюсерской деятельности на этапе девелопмента проекта аудиовизуального произведения заключаются в решении таких следующих важнейших задач: определение актуальной как для творческого коллектива, зрителя, так и в целом сферы кино и телевидения идеи фильма; разработка и контроль реализации задания авторам фильма, соответствующего техническим возможностям и бюджету проекта; проработка постановочного

проекта; выполнение ряда юридических процедур по «очистке прав», т. е. заключение договоров с правообладателями на коммерческое использование объектов авторского и смежного прав. Решение поставленных задач в своей совокупности позволит обеспечить повышение эффективности продюсерской деятельности, сократить финансовые, технические и трудовые затраты на кинопроизводство, а также реализовать проект аудиовизуального произведения в установленные сроки.

Список литературы

1. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ.

2. Алексеева П. А., Данилов П. В. Сравнительный анализ методов государственного управления структурными составляющими медиаиндустрии: возможности и ограничения // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 38-43.

3. Экспертно-исследовательская организация «КиноЭкспертиза». URL: http://kinoexp. ru/ (дата обращения: 02.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.