Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарина Галина Ивановна

Анализируется понятие сюжетно-ролевой игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. Рассматриваются способы совершенствования учебного процесса в ходе обучения иностранным языкам в начальной школе. Представлены результаты опроса школьных учителей и студентов относительно эффективности использования сюжетно-ролевой игры на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH THE USE OF ROLE PLAY

The article deals with the analysis of the concept of the role play in teaching the English language of younger schoolchildren. There are considered the ways of the improvement of the educational process while teaching the English language at primary school. The author presents the results of the survey of the school children and students touching the efficiency of the use of the role play at the lessons of the English language.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

известия вгпу

10. Pogodina I.A., Solov'eva I.V. Cifrovoe obra-zovanie: novye obrazovatel'nye otnosheniya [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj zhurnal gu-manitarnyh i estestvennyh nauk. 2020. № 9-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/nAsifrovoe-obrazovanie-novye-obrazovatelnye-otnosheniya (data obrashche-niya: 06.09.2021).

11. Sergeev A.G., Zhigalov I.E., Balandina V.V. Vvedenie v elektronnoe obuchenie: monogr. Vladimir, 2012.

12. Starichenko B.E. Cifrovizaciya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 3. S. 49-58. DOI: 10.26170/po 20-03-05.

13. Tebekin A.V. Perspektivy i riski cifrovizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Pro-fessional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9. № 1. S. 2558-2566.

14. Sharapov A.O.,Derevyanko Yu.P., Shveco-va V.A. O perspektivah i riskah cifrovizacii obrazo-vaniya i elektronnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] // Iskusstvennyj intellekt i cifrovizaciya obra-zovaniya: materialy mezhdunar. kruglogo stola, Belgorod, 14 apr. 2020 g. / M-vo obrazovaniya i nauki RF, NIU BelGU; otv. red. T.N. Razuvaeva. Belgorod, 2020. S. 117-131. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/hand le/123456789/39452 (data obrashcheniya: 09.09.2021).

15. Yarullina L.R. Cifrovoe obuchenie v vysshej shkole: psihologicheskie riski i effekty [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620. pdf (data obrashcheniya: 09.09.2021).

The issues of digital education in the context of the implementation of the further professional programs

The article deals with the comprehension of the term "digital education" by the modern authors. There are analyzed and compared the basic approaches associated with the risks and problems of the implementation of the digital education in mastering the educational program. On the basis of the theoretical analysis of the modern sources there is studied the issue of the digital education during the implementation of the further professional programs of the improvement of the qualification and the occupational retraining in the institutions of the further professional education.

Key words: digital education, further professional education, electronic learning content, adult students, e-learning.

(Статья поступила в редакцию 07.11.2021)

Г.и. панарина

(Елец)

совершенствование процесса обучения английскому языку младших школьников с использованием сюжетно-ролевой игры

Анализируется понятие сюжетно-ролевой игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. Рассматриваются способы совершенствования учебного процесса в ходе обучения иностранным языкам в начальной школе. Представлены результаты опроса школьных учителей и студентов относительно эффективности использования сюжетно-ролевой игры на уроках английского языка.

Ключевые слова: младший школьник, мотивация учения, методика обучения английскому языку, начальная школа, сюжетно-ролевая игра.

В современном мире знание иностранных языков стало необходимым условием становления профессионала в любой сфере деятельности: в образовании, международных отношениях, коммерции, бизнесе и т. д. Изучение иностранного языка начиная со школьной скамьи должно быть нацелено на развитие общекультурных, профессиональных компетенций в соответствии со стандартами начального и общего образования. Согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), «предметные результаты по учебному предмету "Иностранный язык" предметной области "Иностранный язык" должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной)» [3]. С точки зрения педагогики обучение иностранному языку представляет собой процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции на доступном для младшего школьника уровне речевой деятельности [1].

О Панарина Г.И., 2022

Особое внимание сейчас уделяется развитию коммуникативных компетенций обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Поскольку игровая деятельность остается ведущим видом деятельности младших школьников, включающей в себя элементы активной когнитивной деятельности, следует использовать положительные стороны игры для повышения мотивации обучающихся к учебному процессу по данному предмету и к школьному обучению в целом. одним из эффективных способов развития коммуникативных способностей школьников в процессе обучения иностранному языку является сюжетно-ролевая игра, которая способствует проявлению и познавательного интереса обучающихся, и творческой активности во время игры.

Психолого-педагогические особенности изучения английского языка в младшем школьном возрасте исследовали Л.С. Выготский, И.В. Вронская, В.В. Долганина, З.Н. Никитенко и др. Роль игры в обучении младших школьников рассматривали такие ученые, как Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, Н.В. Агурова, А.П. Ва-силевич, А.В. Конышева, Н.Ф. Коряковцева, Е.И. Негневицкая, А.А. Пинегин, К.А. Родки-на, Л.Г. Фрибус и др.

Игра - это не только развлечение, это средство познания окружающей действительности. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как «...воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми». Д.Б. Эльконин предлагал следующую классификацию игр, выделяя их разновидности соответственно возрастным этапам: 1) предметные; 2) предметно-сюжетные; 3) ролевые; 4) сюжетно-ролевые. Таким образом, одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра [5].

По мнению А.В. Конышевой, «сюжетно-ролевая игра - это ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения» [2].

В течение долгого времени ученые пытались найти наиболее эффективный способ достижения главной цели изучения иностранного языка, а именно: научить использовать его в качестве инструмента общения. Наиболее подходящим и действенным способом изучения иностранных языков (ИЯ) является игровая деятельность, особенно для обучения младших школьников. Это объясняется тем, что дети младших классов активны и воспри-

КИЕ НАУКИ -

имчивы, а также хорошо запоминают все, что вызывает у них эмоциональный отклик, т. к. в этом возрасте у них преобладает непроизвольное внимание. Детское внимание очень неустойчиво. Ребенок не воспринимает длительных монологических высказываний учителя, которые будут длиться более 2-5 минут, поэтому объяснение материала в игровой форме - наиболее подходящий вариант.

В процессе игры дети непроизвольно запоминают новый материал, при этом активно взаимодействуют друг с другом, что также окажет положительное воздействие на взаимоотношения детей в классе. для поддержания интереса и мотивации обучающихся к изучению иностранного языка нужно использовать различные методы обучения. для поддержания мотивации у младших школьников от учителя требуются максимальная эмоциональная отдача, креативность и постоянный поиск новых способов преподавания английского языка. Интерес к изучению любого предмета является главной движущей силой, поэтому преподавателю необходимо искать способы повышения мотивации учащихся.

Период обучения в начальной школе является наиболее ответственным в жизни ребенка, потому что именно в это время игровая деятельность сменяется учебной. Начинается целенаправленное обучение и воспитание детей, но, несмотря на все это, игровая деятельность продолжает быть ведущей деятельностью, поскольку дети играют до 10-12 лет. Учитывая данный факт, можно говорить о возможности опоры в процессе обучения на игровую деятельность. Игра не препятствует учебной деятельности, а, наоборот, органически связана с ней. Она делает самые элементарные высказывания на иностранном языке интересными и осмысленными, мотивирует детей заговорить на ИЯ. Игры во многом помогают заложить основы для формирования элементарных компонентов учебной деятельности: умения видеть цель и выбирать средства для ее достижения, умения контролировать свои действия и давать им и действиям других людей оценку.

Сюжетно-ролевая игра подразумевает воспроизведение ее участниками какой-либо реальной, приближенной к жизни ситуации общения. данный вид игры повышает интерес к предмету. Деятельность школьников должна быть организована так, чтобы они могли всегда видеть смысл того, что они делают. Сюжетно-ролевые занятия помогают воссоздать ситуации коллективной речевой деятельности, в ко-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

торых у говорящего есть мотив высказывания, а у слушающего - мотив его восприятия.

При овладении иностранным языком как средством общения важно создать условия, похожие на те, которые существовали при овладении родным языком. Многие социологи называют это вторичной социализацией, имитирующей первую, однако вторичная социализация носит более условный характер. Данная мера может быть различной: перевоплощения в реальных людей, литературных персонажей, в героев сказок и т. д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям ролевой игры.

Структура сюжетно-ролевой игры включает:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения, существующие между играющими;

- сюжет;

- содержание [5].

Сюжет игры - это область действительности, которая воспроизводится участниками игры. Сюжеты могут быть разнообразными, но важным условием остается то, что в игре должны воспроизводиться реальные, жизненные ситуации или же они должны быть приближенными к жизни.

Содержание игры - это то, что воспроизводится учениками в момент деятельности. По мнению известного российского психолога Д.Б. Эльконина, с помощью сюжетно-ролевой игры дети могут попробовать себя в деятельности взрослых. Но содержание может отображать только внешнюю сторону деятельности человека, будь то отношение человека к своей деятельности или же к другим людям, обществу в целом [Там же]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сюжеты ролевых игр непосредственно связаны с реальными условиями жизни учеников.

Помимо речевой деятельности, сюжетно-ролевая игра включает в себя также игровую и учебную. Если посмотреть с позиции учителя, сюжетно-ролевая игра выступает как одна из форм организации урока. С точки зрения учеников, это игра, в которой они выступают в разных ролях.

По мнению большинства психологов, сю-жетно-ролевая игра выполняет различные

функции: обучающую, воспитательную; моти-вационно-побудительную, ориентирующую, компенсаторную. Д.Б. Эльконин называл ролевую игру «арифметикой социальных отношений». Он трактовал игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Исследователь также утверждал, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражении взрослого мира [5].

М.Ф. Стронин разделил все игры на две группы:

1) подготовительные - игры, способствующие формированию языковых навыков;

2) творческие - игры, которые направлены на развитие речевых навыков [4].

Игра способствует развитию стремления к обучению, повышает интерес учащихся к обсуждаемой на уроке теме. Из-за присутствия соревновательного духа игра повышает интерес и активность учащихся. В настоящее время игра является не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом почти во всех областях жизни общества: политике, экономике, науке и, конечно, в образовательной сфере.

Сюжетно-ролевая игра по силам каждому ученику, независимо от уровня знания им языка. Благодаря принципу равенства, присутствующего в игре, даже самый отстающий участник может стать лидером игры, т. к. проявляются его личные качества, например сообразительность, находчивость, общительность. Иногда личностные качества учеников могут стать важнее, чем знание языка.

Из-за чувства равенства всех участников и отсутствия опасения непреодолимости выполнения задания ученику намного проще преодолеть замкнутость и стеснительность, которые препятствуют свободному употреблению чужого языка, уменьшается страх сделать ошибку, что хорошо отражается на изучении языка. Благодаря такой форме проведения занятий учащиеся усваивают новый материал неосознанно. Это вызывает чувство удовлетворенности своей работой, тем, что они могут говорить на английском языке.

Главной функцией педагогической деятельности является не только передача новых знаний, но и создание проблемно-познавательных ситуаций, а также управление образовательной деятельностью учеников. В основе игровых методов обучения лежат игры, ко-

торые одновременно выступают и средством обучения. Задачи, взятые на себя учащимися, являются источником ее активности.

При организации ролевой игры важно помнить, что главной целью является не просто обмен репликами, а взаимодействие партнеров игры. Игра должна обучать спонтанному общению.

Для организации ролевой игры от учителя требуется на достаточно высоком уровне владеть методикой преподавания иностранного языка, а также обладать высокими профессиональными навыками. В процессе игры учитель не должен вмешиваться, исправлять ошибки, т. к. это может помешать игровому процессу. Недочеты и ошибки следует исправлять после игры, используя специальные упражнения. Качество проделанной работы зависит от того, насколько хорошо учитель подготовит ролевую игру.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен строиться так, чтобы игровые умения и навыки сочетались с обучением и трудовым воспитанием. При этом выделяют три группы методов.

Первая группа связана с обогащением детей знаниями, представлениями об окружающем их мире. Сюда относят экскурсии, беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала, беседы с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, составление рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни, представление детей о различных явлениях, моральных категориях, инсценировки.

Во вторую группу относят методы, помогающие становлению и развитию игровой деятельности. Важное место тут занимает участие учителя в процессе игры. Педагог должен оказывать помощь ученикам в реализации своих знаний, полученных в процессе обучения, с помощью советов, напоминаний, подбора игрового материала.

Третья группа связана с обучением детей изготовлению игрушек или поделок. В данную группу входят такие методы, как совместное выполнение детьми и учителем различных конструкций, схем, таблиц, тематических заданий.

Чтобы правильно распределить роли между учениками, очень важно учесть их личностные характеристики, т. к. это поможет быстрее организовать урок и избежать конфликтов между детьми. Учителю необходимо быть готовым к тому, что не все дети могут согласиться сыграть какую-то роль, например роль

кие науки -

злодея. В данной ситуации учителю необходимо придумать решение данной проблемы либо объяснить ребенку, что это не он сам злодей, а роль, которую необходимо сыграть. Можно также задействовать бутафорию, дать ребенку куклу, от лица которой он будет произносить свои реплики.

Бутафория хорошо помогает включить в процесс всех участников игры, но если игра будет ей изобиловать, то это может увести игру от ее образовательной цели. Перед самой игрой с детьми необходимо обсудить ее цель и ожидаемые результаты, т. к. они будут понимать, что игра не только проводится для развлечения, но и несет в себе образовательную функцию.

Считается, что подход американского ученого Р. Скарчелла является более подходящим для роли ученика в ролевой игре. В соответствии с данным методом, ученики должны быть активными и иметь контроль над своим обучением. Учащимся следует помочь учителю выбрать тему и задачи ролевой игры, возможно, для учеников данные обязанности будут в новинку [6]. Преподаватель должен иметь четкое представление об уровне знаний учащихся, поскольку некоторые из них не имеют достаточного опыта для принятия решения в незнакомой ситуации или для проявления инициативы.

Для полноценного развития игры учителю необходимо постоянно и целенаправленно формировать деятельность учеников, отрабатывать все компоненты. При составлении ролевой игры учитель выделяет целостный сюжет и способы ролевого взаимодействия, например, в дидактических играх он помогает учащимся вычленить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат; во время проведения активной игры он объясняет правила и требования к действиям. Учитель также контролирует самостоятельные игры и подсказывает правильное направление при помощи подготовительного этапа игры и организации пространства.

как правило, учитель не принимает активного участия в игре, а контролирует процесс, однако иногда он может взять какую-нибудь роль. При этом роль не должна быть главной, чтобы не превратить игру в традиционную форму работы под руководством педагога.

Учителю, прежде чем проводить полноценную ролевую игру, лучше начать с парной работы, а затем уже разрабатывать сценарий для большего количества людей. Время игры

ИЗВЕСТИЯ вгпу

также следует увеличивать постепенно. Перед началом игры преподавателю следует убедиться, что все участники правильно понимают смысл и свои реплики. Задания должны соответствовать уровню учеников.

В течение всей игры учителю необходимо контролировать ход игры и следить за ошибками. После ролевой игры учитель должен оценить учеников и указать на положительные моменты. Кроме правильности употребления языка следует указать на то, как обучающийся справился с исполнением роли, и на его активность.

На начальном этапе ролевой игры учителю следует принимать активное участие в игре, постепенно снижая степень своего участия и принимая роль наблюдателя.

Процесс погружения в ролевую игру представляет собой парные чтения, в которых учащиеся берут на себя разные роли и общаются на определенную тему. Учащиеся принимают на себя облик человека, говорящего на английском языке на постоянной основе. Правила игры схожи с правилами, действующими в театре: не нарушать характеристику героя, быть убедительным, принимать роль серьезно.

Для выявления эффективности использования сюжетно-ролевой игры на уроках английского языка в младших классах общеобразовательной школы нами было рассмотрено содержание заданий учебного пособия по английскому языку для 3-го класса Rainbow English (авторы - О.В. Афанасьева, И.В. Михе-ева), выпущенного издательством «Дрофа» (в двух частях). В процессе анализа учебного пособия необходимо было выявить, включена ли ролевая игра в УМк, имеются ли уже готовые разработанные сюжетно-ролевые игры, а также определить частотность сюжетно-ролевых заданий.

Предметное содержание письменной и устной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные особенности и включает в себя следующие темы: «Знакомство», «Я и моя семья», «Мир вокруг меня», «Мир моих увлечений», «Городские здания, дом, жилище», «Человек и его мир», «Здоровье и еда», «Страны и города, континенты».

В Unit 1 "What we see and what we have" сю-жетно-ролевые задания и игры отсутствуют. В Unit 2 "What we like" на странице 41 в упражнении 5 представлено сюжетно-ролевое задание. Оно направлено на отработку использования глагола see в устной речи. Ученикам предлагается взять на себя роли тролля Хэрри и

эльфа Эмили и рассказать, что герои видят на картинке. Ключевым видом речевой деятельности является монологическая речь.

В Unit 3 "What colour?" на странице 61 в упражнении 3 предложено сюжетно-ролевое задание, направленное на закрепление слов, обозначающих цвета. Детям предложено взять на себя роль Салли и ее родственников, которые задают ей вопросы о ее новых вещах. Ключевой вид речевой деятельности - диалогическая речь.

В Unit 4 "How many?" на странице 84 в упражнении 1 ученикам предлагается поработать в парах и представить себе, что они -два любопытных гостя на свадьбе, изображенной на картинке. Нужно задать вопросы о том, сколько лет гостям, жениху и невесте, и ответить на них. Главный вид речевой деятельности - диалогическая речь.

В Unit 5 "Happy Birthday!" на странице 119 в упражнении 7 детям предлагается прослушать диалог и разыграть его в парах. Задание направленно на отработку фразы How old are you? Ключевой вид речевой деятельности -диалогическая речь.

В Unit 6 "What's your job?" на странице 7 в упражнении 2B представлено сюжетно-ро-левое задание, которое направленно на закрепление фразы What's your job/profession? Ученикам предлагается разбиться на пары, взять на себя одну из ролей, представленных на картинках, и разыграть диалог по образцу. Ключевой вид речевой деятельности - диалогическая речь.

В Unit 7 "Animals" сюжетно-ролевые задания и игры отсутствуют.

В Unit 8 "Seasons and Month" на странице 71 в упражнении 6 ученикам предлагается представить, как называют по буквам свои имена прилетевшие в Британию люди, изображенные на картинке. Ключевой вид речевой деятельности - диалогическая речь.

В рабочей тетради рассматриваемого нами УМК использование сюжетно-ролевых игр не предусмотрено.

Анализ УМК для 3-го класса Rainbow English авторов О.В. Афанасьевой и И.В. Михее-вой (в двух частях) показывает, что в учебном пособии не представлены ролевые игры. Предполагается использование шести сюжетно-ро-левых заданий, однако распределение по разделам неравномерное и задания не охватывают все необходимые сферы общения. Описание сюжетно-ролевых игр в книге для учителя также отсутствует.

С целью выяснить, насколько эффективным методом обучения английскому языку

учителя и студенты считают сюжетно-роле-вую игру, был проведен опрос мнений среди учителей МБОУ «Гимназии № 97» города Ельца Липецкой области, МБОУ «Белогорьев-ская СОШ» Воронежской области и студентов групп ИН-52, ИН-42 ЕГУ им. И.А. Бунина. В данном опросе приняло участие 10 учителей английского языка и 20 студентов Института филологии.

На первый вопрос «какие функции, на Ваш взгляд, выполняет сюжетно-ролевая игра в процессе обучения иностранному языку в начальной школе?» 90% учителей ответили, что она выполняет обучающую функцию, повышает и развивает интерес к изучению английского языка, развивает коммуникативные навыки, развивает монологическую и диалогическую речь.

При этом 75% студентов ответили, что сю-жетно-ролевая игра развивает познавательную функцию ребенка, повышает мотивацию, развивает коммуникативную, социальную функции. По мнению студентов, ролевая игра также позволяет учителю интересно организовать урок, что поможет ему вовлечь всех детей в процесс получения знаний и совершенствования умений и навыков.

На вопрос «Используете ли Вы сюжетно-ролевые игры для проведения уроков в начальной школе? как часто Вы это делаете? В каких классах?» учителя дали следующие ответы. 100% учителей ответили, что используют сю-жетно-ролевые игры на своих уроках, 90% стараются проводить такие занятия раз в четверть, 10% - раз в неделю. Данный метод обучения учителя используют во 2-4-х классах.

30% студентов пришли к выводу, что полномасштабную ролевую игру провести в ограниченных временных рамках урока достаточно тяжело. По их мнению, лучше провести ее как тематическое внеклассное мероприятие, а на самом уроке использовать игровые элементы. 25% студентов считают, что данный вид работ необходим на начальных стадиях обучения иностранному языку, 75% отметили, что сю-жетно-ролевой метод обучения представлен в некоторых учебниках по иностранному языку в начальной школе. А если он есть в книге, то это необходимо делать. Студенты считают, что данный вид работы нужно проводить от двух до пяти раз в полгода.

На третий вопрос «что Вы используете при организации сюжетно-ролевых игр с детьми?» 90% учителей ответили, что часто они используют элементы одежды, предметы для создания обстановки, декорации, игрушки и

презентации, рисунки, а также кукол для кукольного театра.

60% студентов, как и учителя, использовали бы элементы одежды и предметы для создания обстановки, в дополнение к этому они добавили, что использовали бы особые типы заданий, сюжеты для вовлеченности детей, игрушки, которые помогают в проведении занятий.

На вопрос «как Вы оцениваете результаты ролевой игры?» 100% учителей ответили, что хвалят свои подопечных, используют сладкие призы или другие небольшие подарки. 80% студентов тоже выбрали похвалу или небольшие призы.

Отвечая на пятый вопрос «как Вы считаете, действительно ли сюжетно-ролевые игры важны при организации обучения иностранному языку и почему?», 50% учителей считают, что сюжетно-ролевые игры важны в обучении английскому языку, т. к. у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, а ролевая игра способствует развитию интереса к изучению предмета. 40% учителей отметили, что сюжетно-ролевые игры помогают слабым ученикам почувствовать себя свободно и проявить активность во время урока.

70% студентов считают, что сюжетно-ро-левые игры важны, поскольку игры развивают диалоговую речь, помогают настроить коммуникацию со сверстниками, погружают детей в творческую деятельность, развивают первичные навыки общения, помогают погрузиться в языковую среду иностранного языка. Они также уверены, что в младших классах без игрового элемента не обойтись. Благодаря ему дети отвлекаются от нагрузки. В такой ситуации учителю будет легче заинтересовать ребенка игрой, интересной ситуацией, в которую они могу попасть в реальной жизни, чем объяснить, зачем им это.

Отвечая на вопрос «какие сложности возникают у Вас при использовании сюжетно-ролевых игр?» 20% учителей отметили отсутствие методических материалов и разработок, а также сложности материально-технического характера.

30% студентов ответили, что существуют сложности организационные и материально-технические. Отсутствие методических материалов и разработок, недостаток времени урока на проведение сюжетно-ролевой игры также были упомянуты.

На вопрос «какие источники информации Вы используете при подготовке к вклю-

известия вгпу

чению сюжетно-ролевой игры в учебный процесс?» учителя ответили, что используют Интернет (100%), методическую литературу (80%) и журнал «Иностранные языки в школе» (40%). У студентов были следующие ответы: материалы на основе УМК (70%), интернет-ресурсы (100%), методические пособия (30%), учебная литература, видеосюжеты (50%).

На вопрос «Каких результатов Вы чаще всего хотите добиться при проведении сюжет-но-ролевой игры и удается ли Вам это?» учителя ответили, что ожидают от игры положительных результатов (100%), хотят вовлечь в процесс обучения всех детей (60%), проверить, как усваиваются знания (100%), заинтересовать предметом (90%). Некоторые отметили, что хотят добиться активности и правильных ответов, с помощью сюжетно-ролевой игры им это удается.

Студенты ответили, что хотят вовлечь детей в процесс познания (70%), проверить, как усвоились знания (100%) и заинтересовать предметом (80%), погрузить ребенка в языковую среду, дать возможность не бояться делать первые шаги в использовании английского языка в речи, разнообразить урок и мотивировать учащихся на работу (90%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На последний вопрос «Какие психологические качества ребенка развивает данный тип игры?» учителя отметили, что этот тип игры позволяет развить воображение, внимательность, усидчивость, речь, образное мышление, общительность, отзывчивость, взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, готовность работать в коллективе.

Студенты ответили, что с помощью сю-жетно-ролевой игры можно развить такие личностные качества учащихся, как ответственность, самостоятельность, воображение, общительность, память, ответственность, стремление к изучению нового, социальная ориентация, разговорные навыки, навыки командной работы. При этом выявляются лидеры, а также воспитывается уважительное отношение друг к другу.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что сюжетно-ролевая игра является одним из самых эффективных методов обучения иностранному языку младших школьников. В ходе игры обучающиеся не только повторяют лексико-грам-матический материал, изученный в ходе учебного процесса, но и учатся общаться друг с другом, что является одной из целей обучения иностранному языку в школе.

список литературы

1. Грачёва M.C Сюжетно-ролевые подвижные игры для детей начальной школы [Электронный ресурс]. URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-sergevna-grach-va/metodicheskaja-razrabotka-po-te me-igry-syuzhetno-rolevye-dlja-detei-shkolnogo-voz rasta.html (дата обращения: 10.09.2021).

2. Конышева AB. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.; Mmœ, 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01004082722 (дата обращения: 10.09.2021).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Mинистерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400807193/ (дата обращения: 10.09.2021).

4. Стронин M^. Обучающие игры на уроках английского языка. M., 1994 [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001204868 (дата обращения: 23.09.2021).

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. M., 1999 [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/ mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 (дата обращения: 15.09.2021).

6. Crookall D. & Oxford R.L. Simulation, Gaming, and Language Learning. New York, 1990. P. 347 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate. net/publication/333381010_Simulation_Gaming_and_ Language_Learning_Edited_by_David_Crookall_Rebec

ca_Oxford (дата обращения: 23.09.2021).

* * *

1. Grachyova M.S. Syuzhetno-rolevye podvizh-nye igry dlya detej nachal'noj shkoly [Elektronnyj resurs]. URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-ser gevna-grach-va/metodicheskaja-razrabotka-po-teme-igry-syuzhetno-rolevye-dlja-detei-shkolnogo-vozrasta. html (data obrashcheniya: 10.09.2021).

2. Konysheva A.V. Igrovoj metod v obuchenii inostrannomu yazyku. SPb.; Minsk, 2008 [Elektronnyj resurs]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/010040 82722 (data obrashcheniya: 10.09.2021).

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshche-go obrazovaniya: prikaz Ministerstva prosveshche-niya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4 00807193/ (data obrashcheniya: 10.09.2021).

4. Stronin M.F. Obuchayushchie igry na urokah anglijskogo yazyka. M., 1994 [Elektronnyj resurs]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001204868 (data obrashcheniya: 23.09.2021).

5. El'konin D.B. Psihologiya igry. 2-e izd. M., 1999 [Elektronnyj resurs]. URL: http://psychlib.ru/mgp pu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 (data obrashcheniya: 15.09.2021).

Improvement of English language teaching of younger schoolchildren with the use of role play

The article deals with the analysis of the concept of the role play in teaching the English language of younger schoolchildren. There are considered the ways of the improvement of the educational process while teaching the English language at primary school. The author presents the results of the survey of the school children and students touching the efficiency of the use of the role play at the lessons of the English language.

Key words: younger schoolchildren, motivation of learning, teaching methods of the English language, primary school, role play.

(Статья поступила в редакцию 27.09.2021)

н.а. горбулина (курск)

организация

опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогической модели реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками

Описываются констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогической модели реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками. Определяются основные критерии эффективности разработанной модели, а также их показатели.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, региональный компонент, воспитание школьников, иноязычное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт, указы Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Рос-

сийской Федерации на период до 2024 года», «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России так или иначе затрагивают значимость воспитательного аспекта, реализуемого в процессе поликультурного образования обучающихся [3; 4; 6-8]. Именно поэтому в современной школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, формированию активной гражданской позиции. «Необходима переориентация образования со знаниецентрическо-го на культуросообразное, которое сделает человека не только образованным, но и культурным, духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их применение, а на креативность» [5, с. 31].

Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что общеобразовательный процесс неразрывно связан с приобщением обучающихся к культурному наследию страны изучаемого языка, родной страны и малой родины. В процессе организации работы на уроке иностранного языка учителю крайне важно рассчитать риск возможной культурной дезориентации и потери традиционных идеалов своего народа. Освоение и репрезентация иноязычной культуры, культуры родной страны и культурных традиций и обычаев малой родины способствует формированию нравственных норм и моделей поведения поколения в условиях поликультурного разнообразия современного мирового сообщества. Во избежание деформации моральной парадигмы российских школьников целесообразно говорить о введении регионального компонента в процесс иноязычного образования. В рамках данного исследования под региональным компонентом понимается «система знаний об особенностях культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического устройства определенной части страны» [2].

Необходимо отметить недостаточность реализации потенциала регионального компонента в процессе решения воспитательных задач иноязычного образования, несмотря на глубокие исследования в области теории и методики преподавания иностранных языков (Е.И. Пассов, В.А. Сластенин, В.П. Кузов-

О Горбулина Н.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.