Научная статья на тему 'УРОК-СУД КАК ВИД СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ'

УРОК-СУД КАК ВИД СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1869
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
урок-суд / сюжетно-ролевая игра / аргументирующая речь / коммуникативные стратегии и тактики / будущий учитель.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курцева З.И., Кубаева И.В.

В статье рассматривается проблематика включения в урок сюжетно-ролевой игры, имитирующей судебное заседание. Представлены разные подходы и взгляды на такой феномен, как игра, затронут ретроспективный анализ точек зрения педагогов, лингвистов, философов и риторов различных эпох начиная с античных времен. Обобщаются мнения исследователей, раскрывающих универсальный характер игры, ее актуализацию в современном образовательном процессе. Приведены примеры типологии сюжетно-ролевых игр, выделены главные функции урока-суда. Делается акцент на коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики, применяемые участниками нетрадиционного урока. Представлены результаты включенного наблюдения за ходом судебного слушания, анализа педагогического опыта проведения урока-суда в современной школе и анкетирования обучающихся и выпускников педагогического вуза с целью выявления частотности включения в учебный процесс урока-суда. Обосновывается целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в виде судебного заседания в связи необходимостью вовлекать обучаемых в аргументирующий диалог, требующий совершенствования (развития) умений студентов корректно, обоснованно доказывать свою точку зрения, контролировать собственное речевое поведение, не нарушая коммуникативно-нравственных речевых норм в конфликтной ситуации педагогического взаимодействия. Описаны этапы подготовки к уроку-суду; выделены специальные речевые средства, языковые шаблоны, используемые в судебном дискурсе; на конкретном примере продемонстрирована эффективность проведенного занятия в виде судебного заседания в группе будущих учителей Московского педагогического государственного университета (дисциплина «Речевые практики») по заданной смоделированной проблемной педагогической ситуации; приведен пример анализа речевого поведения участника сюжетно-ролевой игры и используемых им коммуникативных тактик. На рефлексирующем этапе исследования обоснованы целесообразность и эффективность использования учебно-ролевой игры в виде урока-суда в современном образовательном процессе на всех его уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОК-СУД КАК ВИД СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-259-267 NIION: 2018-0076-10/21-273 MOSURED: 77/27-023-2021-10-472

КУРЦЕВА Зоя Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета, e-mail: zikurts@gmail.com

КУБАЕВА Ирина Васильевна,

помощник судьи

в Первом апелляционном суде общей юрисдикции, магистрант кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета, e-mail: kubaevaira@gmail.com

УРОК-СУД КАК ВИД СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика включения в урок сюжетно-ро-левой игры, имитирующей судебное заседание. Представлены разные подходы и взгляды на такой феномен, как игра, затронут ретроспективный анализ точек зрения педагогов, лингвистов, философов и риторов различных эпох начиная с античных времен. Обобщаются мнения исследователей, раскрывающих универсальный характер игры, ее актуализацию в современном образовательном процессе. Приведены примеры типологии сюжетно-роле-вых игр, выделены главные функции урока-суда. Делается акцент на коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики, применяемые участниками нетрадиционного урока. Представлены результаты включенного наблюдения за ходом судебного слушания, анализа педагогического опыта проведения урока-суда в современной школе и анкетирования обучающихся и выпускников педагогического вуза с целью выявления частотности включения в учебный процесс урока-суда. Обосновывается целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в виде судебного заседания в связи необходимостью вовлекать обучаемых в аргументирующий диалог, требующий совершенствования (развития) умений студентов корректно, обоснованно доказывать свою точку зрения, контролировать собственное речевое поведение, не нарушая коммуникативно-нравственных речевых норм в конфликтной ситуации педагогического взаимодействия. Описаны этапы подготовки к уроку-суду; выделены специальные речевые средства, языковые шаблоны, используемые в судебном дискурсе; на конкретном примере продемонстрирована эффективность проведенного занятия в виде судебного заседания в группе будущих учителей Московского педагогического государственного университета (дисциплина «Речевые практики») по заданной смоделированной проблемной педагогической ситуации; приведен пример анализа речевого поведения участника сюжетно-ролевой игры и используемых им коммуникативных тактик. На рефлексирующем этапе исследования обоснованы целесообразность и эффективность использования учебно-ролевой игры в виде урока-суда в современном образовательном процессе на всех его уровнях.

Ключевые слова: урок-суд, сюжетно-ролевая игра, аргументирующая речь, коммуникативные стратегии и тактики, будущий учитель.

KURTSEVA Zoia Ivanovna,

ScD (Pedagogy), Professor, Rhetoric and Culture of Speech Department, Moscow Pedagogical State University

KUBAEVA Irina Vasilievna,

deputy judge at the First Court of Appeal for General Jurisdiction, Master's student at Rhetoric and Culture of Speech Department of

Moscow Pedagogical State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

COURT-LESSON AS A TYPE OF ROLE-PLAYING GAME

Annotation. The article touches upon the issue of incorporating a role-playing game simulating a court session into the curriculum. Various approaches and views on a role-play game as a phenomenon are presented. A retrospective analysis of teachers', linguists' and philosophers' points of view as well as of rhetoricians of different eras, starting from ancient times, is presented. The opinions of researchers who reveal the universal nature of the game and its actualization in the modern educational process are summarized. The examples of the typology of role-playing games are given; the main functions of a court-lesson are highlighted. Emphasis is placed on the communication strategies and tactics used by the participants of this type of unconventional lesson. Trial observation results, the results of the analysis of the pedagogical experience in conducting a court-lesson within a modern school and questionnaires survey of students and graduates of a pedagogical university in order to identify the frequency of introducing a court-lesson in the educational process are presented. The expediency of using a role-playing game in the form of a court session is substantiated in connection with the need to involve trainees in an arguing dialogue that requires the improvement (development) of students' skills to prove their point of view correctly and reasonably, as well as to control their own speech behavior without violating the communicative and moral speech norms in a conflict situation of pedagogical interaction. The stages of preparation for the court-lesson are described; special speech tools and language templates used in judicial discourse are highlighted; the effectiveness of the lesson in the form of a court session in a group of future teachers of the Moscow Pedagogical State University for a given simulated problematic pedagogical situation is demonstrated on a specific example («Speech practices»); an example of the analysis of the speech behavior of a participant in a role-playing game and the communicative tactics used is given. The expediency and effectiveness of the incorporation of educational role-playing games in the form of a court-lesson in the modern educational process at all levels are substantiated at the reflective stage of the research.

Key words: court-lesson, role-playing game, arguing speech, communicative strategies and tactics, future teacher.

Введение

С древнейших времен человека любого возраста привлекала игра, благодаря которой собранные тысячелетиями народная мудрость и ценностные ориентиры служили каналом передачи духовных достояний. Многие игры имеют глубокий воспитательный потенциал, и не случайно аспект соревнования на всем протяжении истории развития человечества привлекал внимание мудрецов, философов, педагогов, мыслителей.

Феномен игры был исследован в самых разных аспектах: психологическом, философском, педагогическом и т. д. Поэтому культурологический подход к использованию игровых элементов в учебном процессе становится ведущим как в прошлом, так и в настоящем. Известно, что исследователи игр - от Платона, Аристотеля до наших современников - отмечали ее универсальные ресурсы в нравственном и эстетическом воспитании. Мыслители считали, что игра важна в формировании познавательных интересов, в эволюции творческого потенциала личности. Античные философы, учителя риторики были убеждены, что игровая ситуация способствует более эффективному освоению знаний и развитию определенных практических умений. Так, Квинтилиан советовал готовить будущего оратора с нежного воз-

раста, включая в процесс обучения игру. Да и сам учитель мастерски играл роль участника судебного заседания в моделируемой игровой ситуации, демонстрируя тем самым образец речевого поведения. М.Ф. Квинтилиан писал: «Никакая вещь не может другой дать цвета, коего сама не имеет. Итак, да воздействует, во-первых, над нами самими то, чем хотим в суде произнести действие; да восчувствуем сами прежде ту страсть, которую в других возбудить предпримем» [8, с. 447]. Известно, что Гераклит считал детскую игру необычной мини-моделью Вселенной. Он подчеркивал следующее: «Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку» [21, с. 435].

Для Платона игра начиная с детского возраста связана со всеми этапами человеческой жизни и формами деятельности. Определяя феномен игры, он в некоторой степени трансформирует мини-модель Гераклита. А.А. Тахо-Годи, размышляя о представлении античных философов об устройстве мира, в частности рассуждения о государстве Платона, пишет: «Вся человеческая жизнь представляется уже не просто беспринципной игрой, но игрой сценической, управляемой мудрым хорегом, умело распределяющим роли, жестко следящим за их исполнением и не

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

допускающим для актера никаких вольностей вне текста» [21, с. 438]. Некоторые мыслители воспринимали игру в первую очередь как удовольствие и забаву. Заметим, что Аристотель считал фактор игры предтечей продуктивного занятия серьезным делом, философ видел в игре важный элемент образования и воспитания человека, так как именно благодаря ей обучающийся может узнавать информацию об окружающем мире, получать новые знания и совершенствовать умения и навыки, которые будут необходимы во взрослой жизни. Как видим, в античности игра являлась одним из самых фундаментальных факторов совершенствования личности человека.

Погружаясь в ролевую игру, участники как будто примеряют на себя образ своего героя, анализируют его поступки как свои. Квинтилиан, описывая игровые ситуации, советовал как можно точнее передавать образ разыгрываемой роли: «Даже в самих училищах не худо бы было возбуждать себя такими чувствованиями, и представлять себе за истинные, тем паче, что тяжущиеся говорят нам чаще сами, нежели стряпчие. Там говорит иной, как отец, лишившись детей своих; другой, как человек, претерпевший, кораблекрушение; третий, как подвергшийся опасности лишиться жизни; к чему послужит все сие, если принять на себя их лица, чувствований их иметь не будем? Не хочу скрывать, что я и сам, каков ни есмь и каков ни был (ибо мне позволительно, кажется, о себе думать, что в судебных делах упражнялся не без успеха), я и сам, говорю, бывал умилен до того, что не только проливал слезы, но умилялся в лице и чувствовал скорбь непритворную, истинную» [8, с. 450].

Следует отметить работы Монтеня, оказавшие большое влияние на концептуальную культуру последующих эпох. В философском труде «Опыты» Монтень рассуждает об играх и телесных упражнениях. Он отмечает, что игры должны заполнять достаточно большое пространство жизни человека. В играх философ видит инструмент этического воспитания: «В детстве меня побуждали питать отвращение к употреблению в играх нечестных приемов и лукавства (и, действительно, надо заметить, что игры детей для них -не игры, а самое серьезное дело)» [цит. по 9, с. 99]. Схожая тенденция отмечается и в работах педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Популяризатор классно-урочной системы, он много писал о первоначальном обучении и отмечал важность применения игр в образовательном процессе, подчеркивал их необходимость. Педагог не только считал проведение игр важным средством формирования личности, но и выявил закономерность значимости игровых элементов в обучении школьников.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Весомый вклад в последующую разработку теории игровой деятельности в процессе обучения и воспитания личности внесли исследователи ХХ века: Д. Б. Эльконин, Ю. П. Азаров, М. В. Кла-рин, С. А. Смирнов и др. Ученые не раз подчеркивали универсальный аспект игры, ими была определена структура творческих уроков, разнообразных игр, предложена их классификация. Теорию и практический аспект такого вида урока, как «Урок-суд» раскрыли Н. А. Абасов, А.С. Копьяк, П.И., Пидкасистый и Ж. С.Хайдаров, В.Н. Пронь-кин и др. [1; 10; 16; 18]. Термин «нетрадиционный урок» возник в педагогике в последние десятилетия XX века. Тем не менее, научно-педагогический опыт, накопленный за несколько десятилетий, не содержит четкого и универсального определения этого понятия. Педагоги-исследователи по-разному называют творческие уроки: одни предлагают термин «нетрадиционный урок», другие используют понятие «нестандартный урок» и т.п.

К нетрадиционным урокам относятся и уроки в виде судебного заседания. Заметим, так называемые учебные суды проводились еще в царской России. В 1835 г. такая форма закрепления полученных в ходе учебной деятельности знаний широко использовалась в Императорском училище правоведения, в котором «процессу обучения с самого начала стремились дать практическое направление. <...> Под руководством профессоров воспитанники разыгрывали судебные заседания с участием представителей обвинения и защиты» [3, с. 218].

Игровые методы позволяют расширить внутренний и внешний мир человека, раздвигая границы его жизни, способствуют развитию умения находить решения в непредвиденных коммуникативных ситуациях [14, с.169].

Цель

Цель данной статьи определяется прежде всего ее актуальностью: подготовка современного учителя требует поиска новых форм проведения уроков, способствующих развитию коммуникативных компетенций студентов. Нетрадиционная форма проведения уроков требует более глубокого изучения и внедрения в практику преподавания различных как школьных, так и вузовских дисциплин.

Методы исследования

Метод классификационного и казуального анализа; метод внешнего включенного наблюдения (наблюдения за ходом судебного слушания; наблюдения за реальными школьными уроками, размещенными на сайте «Учитель года России» и

их анализ); метод классификационного и казуального анализа, метод констатирующего и обучающего экспериментов.

Результаты

В современной школе в зависимости от постановки конкретных целей и типа урока учителя используют нетрадиционные, творческие уроки. Например, при изучении нового материала педагог обращается к Интернет-уроку, уроку-лекции, уроку-путешествию, уроку-диалогу и др.; при закреплении знаний - это урок-ролевая игра, урок-исследование, деловая игра, урок-соревнование, диспут и др.; систематизации знаний будут способствовать творческий отчет, защита проекта, урок-аукцион, школьная конференция и др.

Отметим основные функции творческого урока: образовательная (формирование целостной системы знаний, специальных и общеучебных умений и навыков учащихся); воспитательная (формирование эмоционально-ценностных ори-ентаций и личностных значений, эстетических вкусов учащихся); развивающая (формирование исследовательских, поисковых умений, развитие потенциала личности; стимулирующая функция (формирование стабильного интереса учащихся к изучаемому предмету, к процессу познания) и т.д.

Урок-суд, безусловно, представляет собой игровую форму проведения занятия, способствующего развитию у обучающихся коммуникативно-речевых умений вести продуктивный диалог, аргументированно отстаивать собственную позицию, строить логические доводы и рассуждения. Не менее важной стороной речевого поведения участников такой игровой ситуации является соблюдение ими коммуникативно-нравственных норм и норм речевого этикета, следование морально-этическим принципам. Заметим, что в царской России воспитанники Императорского училища правоведения в конце учебного года за нравственность получали баллы, исходя из 12-балльной системы оценивания [3, с. 218].

Для успешного проведения урока в форме судебного заседания будущему учителю необходимо овладеть определенными стратегиями и тактиками, актуальными в судопроизводстве. Обобщив опыт современных исследователей (А.В. Аксенова, В.А. Мальцева, А.А. Солдатова и др.), мы выделили основные положения, касающиеся стратегий судебного дискурса, в частности:

- стратегия защиты реализуется с использованием следующих тактик: частичное признание вины, признание состояния аффекта, положительная характеристика подсудимого, отрицание вины;

- стратегия нападения - тактика дискредитации, тактика критики обвинителя, тактика сарказма;

- стратегия психологического воздействия -призыв к справедливости, концентрация внимания на определенные обстоятельства, тактика внутреннего сомнения, тактика взывания к состраданию и жалости [20];

- стратегия убеждения - тактика экспликации причинно-следственных связей, тактика экспликации временных связей, тактика апелляции к авторитетам;

- стратегия деконструкции - тактики дискредитации достоверности показаний подсудимого, уровне квалификации судейских и адвокатских представителей и их незаинтересованности в деле и соблюдения объективности по отношению к подсудимому;

- стратегия интерпретации действительности - тактика интенсификации, тактика приуменьшения [13];

- стратегия самопрезентации - статусно-ролевая тактика, тактика построения имиджа, тактика построения равенства [2].

Особую роль в реализации представленных стратегий играют коммуникативно-речевые тактики судебного дискурса. Обратимся к результатам проведенного нами анализа опыта, сложившегося в реальной судебной практике. Благодаря методу внешнего включенного наблюдения (присутствие на судебных заседаниях судебной коллегии Первого апелляционного суда общей юрисдикции, наблюдения и измерения информации) нам удалось представить характерный тип судебного дискурса, выделить средства, предпочтительно используемые отдельными участниками судебного заседания. Приведем некоторые примеры речевых средств, языковых шаблонов, используемых одной из сторон спора с целью повлиять на результаты разрешения конфликта: «Оппонент пытается ввести в заблуждение суд, утверждая...», «Доводы оппонента не являются юридически значимыми в спорный период/ для данного спора/для спорного объекта», «Оппонент приводит противоречивую информацию о ....», «Указанные обстоятельства (заявленное ходатайство) не относятся (не относится) к существу спора, а лишь направлены^) на затягивание рассмотрения дела» и т.п.

Для речи прокурора характерны такие типичные речевые клише: «Исходя из материалов дела, прихожу к выводу.», «Полагаю, что заявленные требования подлежат / не подлежат удовлетворению, поскольку....», «Поскольку материалами дела подтверждается факт ., полагаю ...» и др. В слове прокурора в судебном процессе, дающего заключение по делу, отража-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ется позиция прокуратуры относительно обстоятельств конкретного дела, поэтому этой речи характерны краткость и четкость аргументации, отсутствие эмоциональной окраски,

Однако следует обратить внимание на полярно противоположную по своей природе речь прокурора-обвинителя, который играет особую роль в судебном процессе. На него возложена обязанность доказывания обоснованности обвинительного заключения, в этом случае его речь патетическая, эмоциональная. Именно этот образ прокурора наиболее часто представлен нам в литературных произведениях, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Речевое поведение как защитника (ответчика), так и заявителя реализуется, как правило, с помощью тактики нападения (издевка, колкость, ирония, сарказм, оговор, намек, дискредитация) и тактики психологического воздействия, деструктивного влияния на уверенность оппонента, призыва к состраданию, проявления раскаяния, смирения, игнорирования.

Обвинительный дискурс также использует тактику нападения и психологического воздействия, за счет чего он созвучен стратегии защиты.

Помимо внешнего включенного наблюдения за процессом судебных заседаний, мы обратились к анализу проводимых учителями уроков в форме судебных заседаний, размещенных в открытом доступе на сайте «Учитель года России» [24] (уроки литературы: пьеса А.Н. Островского «Гроза», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Уроки истории: суд над Иваном Грозным, суд над Н. С. Хрущевым). Интерес у учащихся к художественному слову, бесспорно, содействует расширению словарного запаса, развивает аналитическое мышление [22, с. 56].

Несмотря на стремление педагогов соблюдать характерные особенности судебного заседания, в частности это касается определения ролей его участников, отметим типичные ошибки, обнаруженные нами в процессе анализа вышеназванных уроков: отсутствие важных речевых конструкций, которые позволяют безошибочно определить социальную роль участвующих в судебном заседании героев; нечеткое распределение ролей; нарушение порядка ведения судебного заседания (например: отсутствие заключительного слова защитника) и структуры речи участников; неуместное использование речевых клише; отсутствие в речи участников судебного заседания четко сформулированных требований (заявлений); отсутствие самостоятельных суждений; нередко отсутствие судебного спора как такового.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Для представления более объективной картины, связанной с использованием в реальной школьной практике уроков в форме суда, мы провели специальное анкетирование среди студентов (будущих педагогов) и учителей, окончивших школу в 2020 г. (70 %) и в 2014-2019 гг. (30 %). Полученные результаты показали, что большинство студентов и педагогов еще не готовы активно использовать учебные ролевые игры в качестве одного из инструментов обучения. На вопрос, использовал ли учитель такую форму ролевой игры, как урок-суд, утвердительно ответили только 13% респондентов.

Учитывая результаты проведенного исследования (анализ уроков и анкетирование), мы пришли к выводу о необходимости провести специальную работу по развитию у будущих учителей коммуникативно-речевых умений, связанных с подготовкой и проведением данного рода занятий.

Сюжетно-ролевая игра благодаря имитации судебного заседания позволяет каждому участнику задуматься о личной ответственности при принятии конкретных решений, связанных с различными ситуациями будущей профессиональной или общественной деятельности; попытаться применить правовые знания на практике.

Назовем этапы разработки и проведения игры-суда, которые в зависимости от конкретных цели и задач могут быть включены в урок (занятие) полностью или частично: подготовительный этап, игровой, заключительный этап и аналитический.

Подготовительный этап включает в себя организационные вопросы и изучение материалов игры (распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, ознакомление с обязанностями, формирование игровых групп), знакомство с темой и проблемой, сбор материала и его анализ, знакомство с инструкциями и заданиями.

При подготовке к занятию в форме судебного заседания целесообразно использовать видеозаписи с выступлениями судьи, прокуроров, адвокатов, подсудимого, свидетелей. Это поможет обучающимся проанализировать особенности реальных выступлений представителей судебной системы, структуру и язык их высказываний, соотнести эти речи со своей ролью, выбрать те стратегии и тактики, которые будут уместны непосредственно в конкретной разыгрываемой ситуации. Советуем студентам обратить также внимание на тональность речи во время выступления, уместность или неуместность определенных жестов и мимики.

Чтобы лучше подготовить всех участников урока-суда, можно использовать как групповую, так и индивидуальную работу. На подготовитель-

ном этапе мы использовали памятки, помогающие обучающимся эффективнее подготовиться к своей роли, в частности: описание процессуальных действий представителей судебной системы, включенных в моделируемый сюжет; частотные речевые средства, используемые ими в процессе судебного заседания; правила ведения судебного разбирательства и пр. Важно обратить внимание участников игры, выступающим в роли обвинителя и защитника (истца и ответчика), что в ходе судебного заседания им необходимо, взаимодействуя друг с другом, вступать в аргументированный спор, который не должен переходить в затянувшие пререкания. Приводим конкретные примеры речи судьи, в которой категорически запрещены ссылки на собственное мнение и чувство интуиции при принятии и оглашении решений и приговоров [5], поэтому в языке говорящего преобладают безличные предложения.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием разыгрываемой ситуации в группах и между группами. Внутригрупповая работа предусматривает индивидуальное понимание всеми участниками проблемы; дискуссию в группе, выявление и демонстрацию позиций; принятие решения; подготовку речи. Межгрупповая деятельность предполагает обмен сообщениями групп, оценку решения.

Заключительный этап включает в себя заслушивание мнения экспертной группы; выбор наиболее удачного решения, принятие решения по проблеме.

После завершения ролевой игры необходимо провести рефлексию, проанализировать ход судебного заседания, деятельность всех участников, выявить степень активности и эффективности их коммуникативно-речевой деятельности, выработать рекомендации по совершенствованию игры.

Представим проведенную нами работу со студентами Московского педагогического государственного университета, будущими учителями. Предварительно обучающиеся были ознакомлены с процедурой ведения судебного заседания, коммуникативными стратегиями и тактиками, особенностями речевого поведения всех участников ролевой игры, характерными речевыми высказываниями каждого. В качестве домашнего задания мы предложили студентам самостоятельно разыграть ситуацию судебного заседания и записать его на видео. Как показывает наша практика, просмотр видеозаписи позволяет с большей долей эффективности провести саморефлексию, детально проанализировать речевое поведение участников ролевой игры, обратить внимание на тональность речи, уместность или неуместность

невербальных средств, соблюдение этических, коммуникативно-речевых норм.

Рассмотрим пример коммуникативно-речевой задачи, которая была предложена студентам Института социально-гуманитарного образования МПГУ, будущим учителям обществознания, экономики и права, основ религиозных культур и светской этики (дисциплина «Речевые практики»).

Представим смоделированную нами конфликтную педагогическую ситуацию:

Учитель истории 4 «А» класса нередко высказывался в отношении Пети в неуважительной форме. В очередной раз он обратился к мальчику со словами: «Дурачина ты, простофиля!». Петя все рассказал родителям, которые написали жалобу на имя директора с просьбой провести дисциплинарное разбирательство. По итогам рассмотрения жалобы педагогу вменили дисциплинарное взыскание в виде увольнения. Учитель обратился в суд.

Совместный просмотр предварительно сделанной видеозаписи урока-суда вызвал огромный интерес у студентов. Разбор удачных моментов и затруднений проходил продуктивно. Возможность увидеть себя со стороны, услышать произнесенную речь во многом способствовала более объективной самооценке речевого поведения каждого. Как выяснилось, некоторым студентам было сложно построить свою аргументирующую речь; имелись нарушения орфоэпических норм; многие испытывали стеснение и волнение, произнося свою речь. Мы также обратили внимание на то, что далеко не все студенты умеют слушать друг друга (не дослушав, вступают в диалог). Однако следует отметить, что все студенты основательно готовились к своей роли, продумывали речевые высказывания, обращались к тактикам, соответствующим конкретной коммуникативной стратегии.

Проиллюстрируем на примере речи ответчика использование следующих тактик:

- тактика апелляции к авторитетам (обращение к сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке);

- тактика взывания к состраданию и жалости («Мы знаем этого ученика. Он воспитывается в неполной семье, его воспитанием занимается мама, которая воспитывает, помимо него, еще троих детей»1);

- статусно-ролевая тактика («После получения жалобы администрация школы провела проверку, в рамках которой был проведен опрос учеников 4 «А» класса и было выяснено, что учитель Н... Анастасия Антоновна неоднократно оскорбляла и пыталась унизить ребенка»);

1 Здесь и далее в приводимых фрагментах речи сохранен авторский стиль.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

- тактика дискредитации («Когда учитель делает замечание при всех в издевательском тоне, он как бы разрешает другим школьникам относиться точно так же, как и учитель относится к ученику. Задача педагога - найти индивидуальный подход к школьнику без ругани. Когда учитель унижает ученика, кричит на него или обзывает перед сверстниками, он подрывает в первую очередь и свой авторитет. Оправдания насилию как физическому, так и психологическому нет и быть не может!»);

- призыв к справедливости («Преподаватель должен понести справедливое наказание, тем более что свою вину он не осознал, прощения у матери ребенка и самого ребенка не попросил. Я считаю, что учитель, не осознавший своей профессиональной ошибки, не имеет никакого морального права работать в школе»).

Речь студента была эмоциональной, ключевые позиции текста умело интонационно выделялись, использовалась специальная лексика (уважаемый суд!), соблюдалась этикетная рамка.

Данное практическое занятие продемонстрировало высокую организационную, творческую и коммуникативную активность будущих учителей, которые с огромным интересом включались в работу на всех ее этапах. Анализируемые нами допущенные студентами в ходе игры коммуникативные промахи и речевые неточности явились для них серьезным стимулом к совершенствованию коммуникативно-речевой деятельности, развитию способности аргументированно строить собственную речь, корректно вступать в диалог. Большинство из них выразили желание использовать урок-суд в будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Урок-суд как гибкая форма обучения имеет разнообразные варианты, каждый из которых целенаправленно формирует компоненты познавательной самостоятельности, творческую деятельность обучаемого, развивает коммуникативно-речевые умения. Нестандартный урок в виде судебного заседания является и формой, и средством формирования коммуникативно-нравственной личности будущего учителя, способного отбирать оптимальные речевые средства и совершать речевые поступки в кризисной ситуации общения [12].

Участвующие в судебном процессе лица преследуют разные коммуникативные цели, что приводит к разнообразию тактик и приемов, реализующих эти тактики. Грамотный отбор языковых средств позволяет выступающему использовать те инструменты, которые реализуют его конечную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

цель, формируют действия противоположной стороны желаемым и удобным для него образом. Исследуемый материал позволил выделить основные приемы, реализующие тактики судебного дискурса, а также заострить внимание на такой форме нетрадиционной творческой организации учебного процесса, как урок-суд.

При подготовке своих речей на судебном заседании студенты опирались на риторический канон (inventio, dispositio, elocutio, memorio и actio), а также на проведенный нами анализ школьных уроков; участники ролевой игры имели возможность воспользоваться разработанными памятками, определенной моделью речевого поведения конкретного участника учебной ролевой игры (судья, истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и др.).

Подводя итог, особо отметим то, что урок-суд, как одна из форм организации учебной коммуникативно-речевой деятельности, способствует развитию культуры спора; совершенствованию аргументативных умений, умения самостоятельно извлекать, анализировать информацию, организовывать работу в группах; выявлять творческий потенциал обучающихся; содействует нравственному воспитанию личности с опорой на моральные ценности и этические принципы. Проведенная сюжетно-ролевая игра в форме судебного заседания продемонстрировала эффективность ее использования в высшем учебном заведении, показала не только возможность обращения к вышеназванным направлениям, но и во многом их реализацию. Одним из главных положительных результатов считаем осознанное намерение студентов использовать в своей будущей профессиональной деятельности урок-суд.

Список литературы:

[1] Абасов Н.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация [Текст] // Инновации в образовании. 2004. № 3. - С. 118-130.

[2] Аксенова А.В. Стратегия самопрезентации как средство формирования имиджа в разных видах дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013, № 15. -С. 109-114.

[3] Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения // Пространство и время. 2013. Вып. 1(11). - С. 216-222.

[4] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. А.В. Ярхо, Л.Г. Ионина.; Под ред. М.С. Мацковского. -СПб.; М.: ACT, 1997. - 396 с.

[5] Дубровская Т. В. Судебный дискурс: речевое поведение судьи: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. - Саратов, 2010. - 39 с.

[6] Дьюи Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. - М.: ООО Издательский дом «Карапуз»,

2009. - 348 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Игра - обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994. - 363 с.

[8] Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Перевод Александра Никольского, члена Императорской Российской Академии. - СПб, 1834.

[9] Колоцца, Д.А. Детские игры: их психологическое и педагогическое значение / Д.А. Колоцца; пер. с итал. под ред. И.Д. Виноградова, А.А. Громбах. - Репр. изд. 1883 г. - М.: Директ-Ме-диа, 2014. - 269 с.

[10] Копьяк А.С. Учебный суд как метод обучения обществознанию: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Санкт-Петербург, 2018. -Режим доступа: https://infourok.ru/uchebniy-sud-kak-metod-obucheniya-obschestvoznaniyu-uchebnoe-posobie-4014353.html (дата обращения: 20.10.2021).

[11] Кривик Е.В. Игровое судебное заседание «Дело фаст-фуда» // Учебно-методический портал: интернет-портал. 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uchmet.ru/ ИЬгагу/т^епа1/155255/129994/ (дата обращения: 20.10.2021).

[12] Курцева З.И. Речевой поступок в педагогическом общении. Монография. - М.: Баласс,

2010. - 224 с.

[13] Мальцева В.А. Речевые тактики судебного спора // Бизнес в законе. 2012. № 3. - С. 165169.

[14] Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., доп. - М.: ИЦ Академия, 2005. - 200 с.

[15] Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже; вступ. ст. В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 674 с.

[16] Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М.: Рос. пед. агенство, 1996.

[17] Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Т. 2. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.

[18] Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т. 2: Уч. пособие для 10-11 кл. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. - С. 261-265.

[19] Рогачева Е.Ю., Цветкова М.В. Реформаторские проекты Джейн Адамс и Джона Дьюи // Историко-педагогическая ретроспектива теории и

практики образования / Редактор-сост. Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ: Золотая буква, 2006. - С. 82-116.

[20] Солдатова А.А. Специфика речевых стратегий в адвокатском дискурсе / // Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты : мат. междунар. науч.-практич. конф. 5- 6 июня 2011 г. - Пенза - Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 163-166.

[21] Тахо-Годи А.А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. - СПб., 1999. - С. 434-442.

[22] Шагбанова Х.С., Хуснутдинова М.С. Литература в диалоге культур // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2015. № 1. -С. 56.

[23] Шутова Г. Как провести урок-суд: советы и рекомендации, или: «Встать! Суд идет! Слушается дело...». 2015 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pedsovet.su/uroki/5912_ urok_sud (дата обращения: 22.10.2021).

[24] Лучшие материалы участников прошлых лет // Учитель года России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teacherofrussia.ru/ competition/history/lesson (дата обращения: 20.10.2021).

Spisok literatury:

[1] Abasov N.A. Netradicionnye uroki kak peda-gogicheskaya innovaciya [Tekst] // Innovacii v obra-zovanii. 2004. № 3. - S. 118-130.

[2] Aksenova A.V. Strategiya samoprezentacii kak sredstvo formirovaniya imidzha v raznyh vidah diskursa // Aktual'nye problemy filologii i pedagogich-eskoj lingvistiki. 2013, № 15. - S. 109-114.

[3] Annenkova E.A. Imperatorskoe uchilishche pravovedeniya // Prostranstvo i vremya. 2013. Vyp. 1(11). - S. 216-222.

[4] Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi. Lyudi, kotorye igrayut v igry. / Per. s angl. A.V. Yarho, L.G. lonina.; Pod red. M.S. Mackovskogo. - SPb.; M.: ACT, 1997. - 396 s.

[5] Dubrovskaya T. V. Sudebnyj diskurs: rechevoe povedenie sud'i: avtoref. diss. ... dokt. filol. nauk. - Saratov, 2010. - 39 s.

[6] D'yui Dzh. Ot rebenka - k miru, ot mira - k rebenku. - M.: OOO Izdatel'skij dom «Karapuz», 2009. - 348 s.

[7] Igra - obuchenie, trening, dosug / Pod red. Letrusinskogo V.V. - M.: Novaya shkola, 1994. - 363 s.

[8] Kvintilian M.F. Dvenadcat' knig ritoricheskih nastavlenij. Perevod Aleksandra Nikol'skogo, chlena Imperatorskoj Rossijskoj Akademii. - SPb, 1834.

[9] Kolocca, D.A. Detskie igry: ih psihologich-eskoe i pedagogicheskoe znachenie / D.A. Kolocca;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

per. s ital. pod red. I.D. Vinogradova, A.A. Grombah.

- Repr. izd. 1883 g. - M.: Direkt-Media, 2014. - 269 s.

[10] Kop'yak A.S. Uchebnyj sud kak metod obu-cheniya obshchestvoznaniyu: uchebno-metodich-eskoe posobie [Elektronnyj resurs] / Sankt-Peterburg, 2018. -Rezhim dostupa: https://infourok.ru/ucheb-niy-sud-kak-metod-obucheniya-obschestvoznani-yu-uchebnoe-posobie-4014353.html (data obrash-cheniya: 20.10.2021).

[11] Krivik E.V. Igrovoe sudebnoe zasedanie «Delo fast-fuda» // Uchebno-metodicheskij portal: internet-portal. 2009. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.uchmet.ru/library/mate-rial/155255/129994/ (data obrashcheniya: 20.10.2021).

[12] Kurceva Z.I. Rechevoj postupok v peda-gogicheskom obshchenii. Monografiya. - M.: Bal-ass, 2010. - 224 s.

[13] Mal'ceva V.A. Rechevye taktiki sudebnogo spora // Biznes v zakone. 2012. № 3. - S. 165-169.

[14] Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov ped. vuzov / Pod red. V.A. Slastenina. 5-e izd., dop. - M.: IC Akademiya, 2005.

- 200 s.

[15] Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy: per. s angl. i fr. / ZH. Piazhe; vstup. st. V.A. Lektorskogo, V.N. Sadovskogo, E.G. Yudina. - M.: Mezhdunar. ped. akad., 1994. - 674 s.

[16] Pidkasistyj P.I., Hajdarov Zh.S. Tekh-nologiya igry v obuchenii i razvitii: Uchebnoe posobie.

- M.: Ros. ped. agenstvo, 1996.

[17] Pron'kin V.N., Gutnikov A.B. Zhivoe pravo. T. 2. - SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo instituta prava im. Princa P.G. Ol'denburgskogo, 2000.

[18] Pron'kin V.N. Zhivoe pravo. Kurs praktich-eskogo prava. T. 2: Uch. posobie dlya 10-11 kl. -SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo instituta prava im. Princa P.G. Ol'denburgskogo, 2004. - S. 261265.

[19] Rogacheva E.Yu., Cvetkova M.V. Reforma-torskie proekty Dzhejn Adams i Dzhona D'yui // Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva teorii i prak-tiki obrazovaniya / Redaktor-sost. G.B. Kornetov. -M.: ASOU: Zolotaya bukva, 2006. - S. 82-116.

[20] Soldatova A.A. Specifika rechevyh strategij v advokatskom diskurse / // Prava i svobody cheloveka: problemy realizacii, obespecheniya i zashchity : mat. mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 56 iyunya 2011 g. - Penza - Praga: Nauchno-iz-datel'skij centr «Sociosfera», 2011. - S. 163-166.

[21] Taho-Godi A.A. Zhizn' kak scenicheskaya igra v predstavlenii drevnih grekov // Taho-Godi A.A., Losev A.F. Grecheskaya kul'tura v mifah, simvolah i terminah. - SPb., 1999. - S. 434-442.

[22] Shagbanova H.S., Husnutdinova M.S. Literatura v dialoge kul'tur // Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2015. № 1. -S. 56.

[23] Shutova G. Kak provesti urok-sud: sovety i rekomendacii, ili: «Vstat'! Sud idet! Slushaetsya delo...». 2015 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pedsovet.su/uroki/5912_urok_sud (data obrashcheniya: 22.10.2021).

[24] Luchshie materialy uchastnikov proshlyh let // Uchitel' goda Rossii [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://teacherofrussia.ru/competi-tion/history/lesson (data obrashcheniya: 20.10.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.