Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / потенциал / ролевая игра / обучение / активизация / мышление / интегрированный / внеаудиторный / положительный эмоциональный настрой. / communication / potential / role play / learning / activation / thinking / integrated / out-of-class / positive emotional mood.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухиддинова, Гулирано Негматовна

АННОТАЦИЯ Использование ролевых игр на уроках русского языка способствуют формированию мотивации и интереса к изучению русского языка. Является основой развития личностного потенциала учащихся. Применение сюжетно-ролевых игр на уроке русского языка является эффективным методом обучения, который способствует реализации умений, навыков и знаний учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF USING ROLE-PLAYING GAMES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The use of role-playing games in the Russian language lessons contributes to the formation of motivation and interest in learning the Russian language. It is the basis for the development of the personal potential of students. The use of role-playing games in the Russian language lesson is an effective teaching method that contributes to the implementation of the skills, abilities and knowledge of students.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Мухиддинова Гулирано Негматовна

Преподаватель русского языка Педагогического института Каршинского Государственного Университета.

АННОТАЦИЯ

Использование ролевых игр на уроках русского языка способствуют формированию мотивации и интереса к изучению русского языка. Является основой развития личностного потенциала учащихся. Применение сюжетно-ролевых игр на уроке русского языка является эффективным методом обучения, который способствует реализации умений, навыков и знаний учащихся.

Ключевые слова: коммуникация, потенциал, ролевая игра, обучение, активизация, мышление, интегрированный, внеаудиторный, положительный эмоциональный настрой.

ABSTRACT

The use of role-playing games in the Russian language lessons contributes to the formation of motivation and interest in learning the Russian language. It is the basis for the development of the personal potential of students. The use of role-playing games in the Russian language lesson is an effective teaching method that contributes to the implementation of the skills, abilities and knowledge of students.

Keywords: communication, potential, role play, learning, activation, thinking, integrated, out-of-class, positive emotional mood.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие коммуникативной компетенции учащихся является основной целью обучения иностранным языкам. Общение на языке, реализация грамматического и лексического потенциала требует таких форм занятий, которые обеспечивают активное речевое взаимодействие студентов, стимулируют коммуникацию, способствуют формированию мотивации и интереса к изучению русского языка. Помимо вышеперечисленного, задачей преподавателя является развитие личностного потенциала учащихся. Применение сюжетно-ролевых игр на уроке русского языка является эффективным методом обучения, который способствует реализации этих задач.

Scientific Journal Impact Factor

Одна из актуальных проблем методики преподавания русского языка -воспитание у учащихся интереса к русскому языку. Центральным направлением этой работы мы считаем обращение к ролевой игре как эффективному средству повышения интереса к урокам русского языка. Именно ролевая игра призвана формировать у студентов новое отношение к учебной деятельности, расширить мотивационную сферу обучения, создать на уроках ситуацию эмоционального благополучия.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу студентов на творческо-поисковом уровне, но и самостоятельные работы по изучению русского языка.

За последнее время число студентов, не владеющих русским языком, русской речью всё увеличивается. Как отмечают многие исследователи, эти тенденции будут ускоряться независимо от высшего образования. Применение ролевых игр при изучении какого-либо материала на русском языке в настоящее время являются необходимым условием учебно-воспитательного процесса.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Интерес к игре в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного студента разными информациями. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время сваливают на учащихся большой объем информации. Игра — это естественная для студента и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим студентов не так, как нам, преподавателям, удобно дать учебный материал, а как студентам удобно и естественно его понять. Игровые технологии для студентов дают хороший эффект на уроках русского языка. Это связано с тем, что переходный этап в жизни студентов к новым предметам, учителям, программам, а также с тем, что изучаемые материалы по разным профессиям можно найти большое количество на русском языке. И здесь на помощь приходят игровые технологии.

Игра -это простой и близкий человеку способ познания окружающей ему действительности, является одним из простых доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Интерес повысился к теме использования ролевых игр в преподавании русского языка, создание учебников, пособий для вузов пришлись на вторую

Scientific Journal Impact Factor

половину XX века (А.В.Крупяк, Г.С.Макаренко, Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и др).

Это привлекло внимание представителей педагогической науки. Начало появляться большое количество исследовательских работ по теме применения ролевых игр на уроках русского языка.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе, хотя и актуальная в настоящее время, проблема не новая. Исследованием игры как психологического, философского, социального феномена занимались Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Г.-Х. Гадамер, З. Фрейд, Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Одним из первых игру как педагогическое явление проанализировал Ф. Фребель. Эта тема входила в область научных интересов таких выдающихся педагогов, как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Несмотря на всеобщий научный интерес, конкретного определения понятия «игровая технология» в исследовательской литературе нет. Мы будем понимать под указанным термином весь комплекс игровых методов и приемов, способствующих эффективному обучению.

Педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватно данной технологии педагогических закономерностей и содержания, целей и методов, принципов и форм, средств обучения и воспитания, которые гарантируют достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Обучение с помощью традиционных технологий не даёт повысить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому надо обновить учебный процесс. Интенсивные интерактивные технологии обучения: игры, тренинги, кейсы, игровое проектирование, креативные техники развивают базовые компетентности обучающихся. Выбор технологий связан с другой педагогической категорией -содержание образования. Образование - это индивидуальная культура человека, которой он овладевает в процессе усвоения социального опыта, системы знаний, умений и навыков. Образование предполагает усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое, нравственное, эстетическое развитие. Определение содержания образования - важная задача. История педагогики показывает, что при её решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. То содержание образования отставало от современного состояния науки, то оно оказывалось перегруженным, то искажало характер обучения как фактора развития и

формирования личности. Вот почему в педагогике большое место занимали и занимают вопросы разработки тех теоретических идей, которые должны определять содержание образования.

Игры-упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные программы и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно учащиеся получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Исходя из определения словаря: «Игра — занятие, действие, форма общения детей, не носящее обязательного характера, приносяще чувство радости, удовольствие от достижения игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения»1.

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

-повышение активности познавательного интереса;

- развивитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Игровая технология всегда интересна мне самой , на уроках которые я преподаю, поэтому я придумываю много интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов русского языка.

Игровые технологии - самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду

1 Гребенюк О.С., Рожков М.И словарь «Педагогические технологии». - М., 1999

1054

Scientific Journal Impact Factor

с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Помимо всего игровые формы обучения предупреждают утомление. Использовании дидактических игр очень хорошо влияют на воспитательные задачи, такие как, терпимость , формирование аккуратности и стремление доводить начатое дело до конца. В групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушивание к мнению других учеников, терпимо относиться, когда критикуют в, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Типология игр зависит от цели и этапа урока, от вида деятельности учащихся, от содержания самого игрового материала. На основании этих критериев можно выделить следующие типы игр: лингвистические сказки, игры-эстафеты, игры-аукционы, игры-опросы, игры-конкурсы, игры-задачи, ролевые игры, кроссворды, ребусы.

В преподавании русского языка, к примеру, использование ролевых игр позволяют конкретизировать материал, создавать понятные и наглядные, легкоусваиваемые схемы. Благодаря использованию ролевых игр формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.

При работе с ролевыми играми меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности студентов, их

творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, отход от традиционного занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера, индивидуализация учебных форм деятельности через восприятие учебного материала с использованием самостоятельных видов работы.

Применение ролевых игр на уроках русского как средства познания позволяет помочь студентам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни и профессии, повышает интерес к предмету и языку.

В сегодняшней ситуации, сложившейся в учебных заведениях, преобладают лекционные, то есть речевые занятия и мы наблюдаем недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний студентами. В современных условиях в учебном процессе ролевые игры используются недостаточно часто, однако в нем заложен огромный потенциал для разнообразия работы преподавателя и студента. Классические и интегрированные уроки в сопровождении ролевых игр и других программных продуктов позволяют студентам углубить знания, полученные ранее, Применение ролевых игр в образовании создает благоприятные условия для формирования личности студентов и отвечает запросам современного общества.

ВЫВОДЫ

Для разработки ролевой игры, учителю необходимо знать компоненты и

этапы, входящие в её структуру, а также функции, которые она выполняет

Проведение игры. Собственно ролевая игра, успех которой во многом

обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний. Преподаватель во

время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из

«второстепенных» ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая

создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения,

стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия

обучающихся в нужное русло; По окончании игры учитель вместе с учащимися

проводит этап обобщения и анализа, на котором обсуждаются достигнутые

результаты, отмечаются ошибки и формулируются итоги игры. Учитель и

1056

учащиеся могут обмениваться мнениями о том, что было удачно, а что не совсем. Применение ролевых игр на уроках иностранного языка повышают мотивацию учеников и их активность, способствуют приобретению навыков и умений общения на иностранном языке. Практика использования элементов игровых технологий в преподавании филологических дисциплин показала, что значительно увеличивается активность студентов в процессе изучения нового материала и самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с различными информационными источниками, снимаются психологические зажимы в процессе публичных выступлений появляется возможность диагностировать уровень сформированности целого ряда общих компетенций. Правильно организованная с учетом специфики материала игра: -тренирует память, помогает студентам выработать речевые умения и навыки;

-учит работать в команде, коллективе в процессе выполнения заданий группового характера;

-учит организовывать собственную деятельность, определять методы решения игровых задач, оценивать их эффективность и качество;

-стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к своей будущей профессии и др.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у студентов, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

REFERENCES

1. Цвык А.З. 2007 г. Ролевые игры. Их применение в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. https://refdb.ru/look/1778518.html (Режим обращения 12.02.2017)

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.

3. Жардемова А. С. Кадыргалиева С. И. Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку. - Москва: Изд. «МЦНО», 2014. - 113

1057

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.