Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЧИРЛИДИНГА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЧИРЛИДИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чирлидинг / старший дошкольный возраст / музыкально-ритмические способности / двигательная подготовленность / процесс физического воспитания / cheerleading / senior preschool age / musical and rhythmic abilities / motor fitness / physical education process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

Представлены результаты исследования физической подготовленности и музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста, изменяющиеся под воздействием занятий на основе применения элементов чирлидинга. Разработана и апробирована экспериментальная программа, основу которой составили комбинации из базовых движений чирлидинга, выполняемых под музыку и комплекса специальных упражнений. Выявлено положительное воздействие методики на исследуемые виды подготовленности детей подготовительной группы ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF THE USE OF CHILDING MEANS

The results of the study of physical fitness and musical and rhythmic abilities of older preschool children, which change under the influence of classes based on the use of cheerleading elements, are presented. An experimental program was developed and tested, the basis of which was a combination of basic cheerleading movements performed to music, and a set of special exercises. The positive impact of the methodology on the above types of readiness of children in the preparatory group of the preschool educational institution was revealed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЧИРЛИДИНГА»

УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-9-47-53

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЧИРЛИДИНГА

С.А. Шепеленко, О.Н. Мезенцева

Представлены результаты исследования физической подготовленности и музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста, изменяющиеся под воздействием занятий на основе применения элементов чирлидинга. Разработана и апробирована экспериментальная программа, основу которой составили комбинации из базовых движений чирлидинга, выполняемых под музыку и комплекса специальных упражнений. Выявлено положительное воздействие методики на исследуемые виды подготовленности детей подготовительной группы ДОУ.

Ключевые слова: чирлидинг, старший дошкольный возраст, музыкально-ритмические способности, двигательная подготовленность, процесс физического воспитания.

Шепеленко Светлана Алексеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Мезенцева Ольга Николаевна, преподаватель, ion [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

В соответствии с ФГОС ДО содержание физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольных образовательных учреждениях, должно быть основано на принципах гармонизации физического воспитания и направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, их полноценное психофизическое развитие. В процессе физического воспитания дошкольниками должен быть приобретен опыт в деятельности, связанной с выполнением основных движений, различных упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательного аппарата ребенка-дошкольника, развитию равновесия и координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д. [1].

Для гармоничного и всестороннего развития детского организма, а также для поддержания интереса занимающихся, занятия физической

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF THE USE OF CHILDING MEANS

Shepelenko S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, shepelenko2015 @bk.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Mezentseva O.N., lecturer, ion 1980.80@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

The results of the study of physical fitness and musical and rhythmic abilities of older preschool children, which change under the influence of classes based on the use of cheerlead-ing elements, are presented. An experimental program was developed and tested, the basis of which was a combination of basic cheer-leading movements performed to music, and a set of special exercises. The positive impact of the methodology on the above types of readiness of children in the preparatory group of the preschool educational institution was revealed.

Key words: cheerleading, senior preschool age, musical and rhythmic abilities, motor fitness, physical education process.

культурой должны включать много разнообразной и увлекательной дея -тельности. Одним из современных видов музыкально-двигательного воспитания является чирлидинг, который в России появился сравнительно недавно (официально признан видом спорта в 2007 г.) В настоящее время чирлидинг набирает популярность, представляя собой отдельную спортив -ную дисциплину, заниматься которой начинают уже с раннего возраста.

Чирлидинг (от англ. cheer - возглас и lead - вести) - вид спорта, сочетающий элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика, акробатика). С каждым годом возрастает количество различных спортивных дисциплин, которые направлены не только на физическое развитие человека, но и имеют богатую эмоциональную составляющую, влияют также на личностные качества занимающихся [2].

В основе тренировок по чирлидингу лежат упражнения общей и специальной физической подготовки, основные упражнения чирлидинга (базовые положения рук, работа с помпонами, чир-прыжки, чир-пируэты, чир-махи, элементы гимнастики и полуакробатики), средства координационной подготовки, упражнения классической хореографии в сочетании с базовыми положениями рук чирлидинга, а также постоянное взаимодействие с музыкальным сопровождением [3]. Все эти средства положительно влияют на развитие физических качеств (силы, выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости и координации движений). Также происходит тренировка опорно-двигательного аппарата и кардиореспираторной системы. Имеется дополнительная координационная нагрузка за счет согласования упражнений на координацию с музыкальным и речевым сопровождением, коллективными перестроениями [4, 5].

Преимущество чирлидинга перед традиционными средствами физической культуры заключается также в обязательном использовании музыкального сопровождения, которое способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, направлено на совершенствование основ его музыкальности и оказывает благоприятное влияние на общее развитие, вследствие чего воспитываются музыкально-ритмические способности занимающихся. Тесную связь музыкального ритма с телесной моторикой подчеркивают результаты многих экспериментальных исследований [6-8].

Таким образом, чирлидинг с его специфическими средствами способен эффективно воздействовать как на двигательную подготовленность ребенка, так и на его музыкально-ритмические способности. Однако проблема научного обоснования возможности использования чирлидинга в процессе физического воспитания дошкольников затрагивалась в его предметном поле крайне редко. Это обусловливает необходимость проведения специального научного исследования в данном направлении и под -черкивает его актуальность.

Цель исследования - изучить эффективность применения средств чирлидинга для повышения уровня двигательной и музыкально-ритмической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) раскрыть возможности применения средств чирлидинга в процессе физического воспитания детей 6-7 лет;

2) разработать содержание экспериментальной программы по совершенствованию двигательных и музыкально-ритмических возможностей старших дошкольников;

3) экспериментально обосновать применение средств чирлидинга в процессе физического воспитания детей 6-7 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с августа 2021 г. по май 2022 г. на базе МБДОУ № 159 г. Тулы. В нем приняли участие 20 детей старшей возрастной группы детского сада -дошкольники 6-7 лет, посещающие кружок общей физической подготовки «Будь здоров!».

Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились два раза в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий составила 45 минут. Режим двигательной активности дошкольников из контрольной и экспериментальной групп был одинаков и соответствовал требованиям образовательной программы ДОУ.

В содержание занятий экспериментальной группы помимо тради -ционных средств физической культуры вошли упражнения чирлидинга: общеразвивающие упражнения с помпонами и без, строевые упражнения, перестроения, «кричалки», игро-гимнастика и ритмика, танцевальные шаги и элементы хореографии, базовые движения чирлидинга, а также композиции и блоки. С учетом того, что чирлидинг зрелищный вид спорта, в течение эксперимента с детьми разучивалась танцевальная программа, состоящая из упражнений комплекса, с которой они выступили по окончании учебного года.

С целью воспитания музыкально-ритмических способностей в игровой форме выполнялись специальные упражнения с элементами ритмики, акцентированные хлопки, удары в такт музыке, подбрасывание предметов, акцентированная ходьба, ходьба на каждый счет и через счет, разнообразные вариантами ходьбы с речевками, хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта и др. Также изучались основы музыкальной грамоты, проводились задания и игры на развитие творческих способностей.

Для оценки двигательной подготовленности дошкольников приме -нялся следующий комплекс контрольных упражнений: бега на 30 м (оценивалась быстрота), челночный бег 3*10 м (координационные способности), прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности), наклон

туловища вперед из положения стоя на скамейке (гибкость), статическое равновесие на одной ноге (равновесие) позволило оценить эффективность применяемых упражнений координационного характера.

Для диагностики музыкально-ритмических способностей предлагались специальные задания, которые оценивались по критериям (высокий, средний, низкий). Детям предлагалось выполнить шаги в такт музыкальному произведению, а также выполнить хлопки в соответствии с ритмом музыки. Правильное попадание в ритм музыки как при выполнении шагов, так и при выполнении хлопков соответствовало высокому уровню. Средний уровень - ребенок допускает ошибки, сбивается с ритма. Низкий уровень - ребенок неверно прохлопывает ритмический рисунок музыкального произведения и сбивается с ритма при выполнении шагов.

Результаты исследования и их обсуждение. Для проверки эффективности внедрения в занятия по физическому воспитанию элементов чир-лидинга был проведен мониторинг, результаты которого позволили рассмотреть изменения в музыкально-двигательной подготовленности старших дошкольников.

Положительная динамика в результатах двигательной подготовленности наблюдалась в обеих группах, однако по окончании экспериментального периода дошкольники экспериментальной группы показали более высокие результаты, что свидетельствует об эффективности предлагаемой экспериментальной методики.

Результаты оценки двигательной подготовленности дошкольников представлены в таблице. Достоверные улучшения в течение эксперимента зафиксированы у детей, занимающихся чирлидингом. Улучшения выявлены в показателях гибкости, координации и скоростно-силовых качеств.

Среднегрупповыерезультаты тестирования испытуемых контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

№ п/п Тест КГ ЭГ t Р

1 Бег на 30 м, с 8,07±0,04 7,88±0,06 1,2 >0,05

2 Челночный бег 3*10 м, с 11,07±0,09 11,1±0,10 0,36 >0,05

3 Прыжок в длину с места, см 87,15±1,65 93,62±1,27 2,16 <0,05

4 Наклон вперед стоя на скамейке, см 1,98±0,46 3,24 ±0,34 2,21 <0,05

5 Равновесие на одной ноге, с 6,74±0,37 8,52±0,34 2,19 <0,05

Достоверные улучшения показателей выявлено в трех показателях из пяти. Наибольшего прироста результаты достигли в статическом равно -весии, что обусловлено включением в занятия упражнений статического и статодинамического характера, в том числе на ограниченной площади

опоры, упражнений общей физической подготовки на укрепление мышц туловища, а также использование нестабильных поверхностей. Данный показатель очень важен при дальнейшем изучении поддержек в чирли-динге. Улучшение скоростно-силовых показателей в экспериментальной группе по сравнению с результатами контрольной связан с выполнением комплекса специальных прыжковых упражнений и выполнением связок, перемещений и перестроений на прыжках.

Игры и игровые задания с использованием помпонов способствовали укреплению мышц рук, плечевого пояса и туловища, содействовали развитию ловкости, а также позволили развивать «чувство предмета».

Диагностика музыкально-ритмических способностей детей опытных групп предполагала выполнение специальных заданий, а именно: выполнение шагов и хлопков в соответствии с музыкальным сопровождением. На начальном этапе эксперимента ни один ребенок не показал высокий уровень, одна треть из двадцати детей показали средний уровень, допуская при выполнении заданий ошибки и сбиваясь с темпа; оставшиеся дети показали низкий уровень развития музыкально-ритмических способностей, что может объясняться низким уровнем развития точной коорди -нации в силу возраста и отсутствием специальной подготовки.

На протяжении периода исследования в экспериментальной группе целенаправленно проводились комплексы специальных упражнений с эле -ментами ритмики, акцентированные хлопки и удары в такт музыке, разно -образные варианты ходьбы с речевками под музыку. Дети учились слушать и слышать музыку, определять музыкальный размер, воспроизводить ритм музыки, что способствовало улучшению музыкально-ритмических способностей детей экспериментальной группы и что было подтверждено результатами: 3 чел. показали высокий уровень, 7 чел. - средний, низкий уровень не зафиксирован. Восприятие метра музыкального произведения далось детям немного легче в отличие от восприятия ритма. В контрольной группе из 10 человек у четырех детей отмечен низкий уровень музыкально-ритмических способностей, шесть детей показали средний уровень, допустив ошибки при выполнении заданий.

Выводы. Экспериментальная методика, основанная на применении специальных упражнений чирлидинга, способствовала улучшению гибко -сти, координационных и скоростно-силовых способностей детей, а также воспитанию музыкально-ритмических способностей. Игры с музыкальным сопровождением обусловили развитие музыкального слуха и ритмичности движений, умение концентрировать внимание и воспроизводить заданный темп музыки, что положительно сказалось на музыкально -двигательной подготовленности дошкольников.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 21.01.2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 499057887 (дата обращения: 19.07.2022).

2. Ерохов Д.С. Чир спорт и черлидинг - перспективы развития // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2. № 2. С. 13-20.

3. Влияние занятий чир спорта на физическую подготовленность занимающихся / О.А. Мусин [и др.] // Перспективы науки. 2021. № 12 (147). С. 205-207.

4. Дворянцева Е.А. Занятия секции «Чир-спорт» как одно из направлений модернизации системы физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Курган: Изд-во КГУ, 2018. С. 43-45.

5. Стороженкова Т.С., Иванова Л.А., Разниченко М.М. Особенности занятий чир спортом в дошкольных учреждениях // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2020. № 1 (10). С. 69-71.

6. Аношкин И.В. Вклад Б.М. Теплова в психологию способностей (на примере музыкальных способностей) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педаго -гика. Психология. 2021. № 3. С. 95-108.

7. Шестакова Е.С. Приемы развития музыкально-ритмических способностей младших дошкольников на музыкальных занятиях // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы: междунар. сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2019. С. 143-147.

8. Погибель С.Б. Роль музыкально-ритмических движений в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 2 (9). С. 72-73.

References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» (s izmeneniyami na 21.01.2019 g.) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013 No. 1155 "On approval of the federal state educational standard for preschool education" (as amended on January 21, 2019)] [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (date of access: 07/19/2022).

2. Erohov D.S. Chir sport i cherliding - perspektivy razvitiya [Cheer sport and cheerleading - development prospects] // Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology]. 2021. V. 2. No. 2. P. 13-20.

3. Vliyanie zanyatij chir sporta na fizicheskuyu podgotovlennost' zanimayushchihsya [The influence of chir sports on the physical fitness of those involved] / O.A. Musin [et al.] // Perspektivy nauki [Prospects of science]. 2021. No. 12 (147). P. 205-207.

4. Dvoryanceva E.A. Zanyatiya sekcii «Chir-sport» kak odno iz napravlenij moder-nizacii sistemy fizicheskogo vospitaniya v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Classes of the section "Cheer-sport" as one of the directions of modernization of the system of physical education in a preschool educational institution] // Sport and physical culture: integration of scientific research and practice: coll. materials of the VII All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation. Kurgan: Publishing House of KGU, 2018. P. 43-45.

5. Storozhenkova T.S., Ivanova L.A., Raznichenko M.M. Osobennosti zanyatij chir sportom v doshkol'nyh uchrezhdeniyah [Peculiarities of doing chir sports in preschool institutions] // OlymPlus. Gumanitarnaya versiya [OlymPlus. Humanitarian version]. 2020. No. 1 (10). P. 69-71.

6. Anoshkin I.V. Vklad B.M. Teplova v psihologiyu sposobnostej (na primere muzykal'nyh sposobnostej) [Contribution of B.M. Teplov in the psychology of abilities (on the example of musical abilities)] // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya [Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology]. 2021. No. 3. P. 95-108.

7. Shestakova E.S. Priemy razvitiya muzykal'no-ritmicheskih sposobnostej mladshih doshkol'nikov na muzykal'nyh zanyatiyah [Techniques for the development of musical and rhythmic abilities of younger preschoolers in music classes] // Integration processes in music and art education: problems and prospects: Intern. sat. scientific works. Yekaterinburg, 2019, P. 143-147.

8. Pogibel' S.B. Rol' muzykal'no-ritmicheskih dvizhenij v esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta [The role of musical and rhythmic movements in the aesthetic education of preschool children] // Doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya [Preschool education: experience, problems, development prospects]. 2016. No. 2 (9). P. 72-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.