Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА'

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / РЕЖИМ ДНЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Анастасия Анатольевна, Брыкина Валентина Анатольевна, Карагодина Анна Михайловна

В статье рассматривается актуальность применения музыкально - ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении. Автором определены понятия «музыкально - ритмическая гимнастика» и «режим дня». Выделена проблема недостаточной изученности процесса организации музыкально - ритмической гимнастики в режиме дня дошкольников. Автором перечислены различные формы проведения музыкально - ритмической гимнастики и их особенности. В статье представлена структура физических упражнений музыкально - ритмической гимнастики для дошкольников. Выделены требования к выбору музыкального сопровождения ритмической гимнастики. Автором описаны особенности выполнения упражнений музыкально - ритмической гимнастики. Представлена диагностика развития музыкально - ритмических движений. В статье перечислены основные показатели музыкально - ритмического развития дошкольников (3-4, 4-5, 5-6 лет). Автором разработан комплекс музыкально - ритмической гимнастики под песню «Чунга - Чанга». Отмечены необходимые умения педагога дошкольного учреждения при организации музыкально - ритмической гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Анастасия Анатольевна, Брыкина Валентина Анатольевна, Карагодина Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND RHYTHMIC GYMNASTICS IN THE MODE OF THE DAY OF THE PRESCHOOLER

The article discusses the relevance of the use of musical and rhythmic gymnastics in preschool educational institutions. The author defines the concepts of "musical - rhythmic gymnastics" and "daily routine". The problem of insufficient knowledge of the process of organizing musical and rhythmic gymnastics in the day mode of preschoolers is highlighted. The author lists various forms of performing musical and rhythmic gymnastics and their features. The article presents the structure of physical exercises of musical and rhythmic gymnastics for preschoolers. The requirements for the choice of musical accompaniment of rhythmic gymnastics are highlighted. The author describes the features of performing exercises of musical and rhythmic gymnastics. The diagnosis of the development of musical and rhythmic movements is presented. The article lists the main indicators of musical and rhythmic development of preschool children (3-4, 4-5, 5-6 years). The author has developed a complex of musical and rhythmic gymnastics for the song "Chunga-Changa". The necessary skills of a preschool teacher in the organization of musical and rhythmic gymnastics are noted.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА»

УДК 796

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА

MUSICAL AND RHYTHMIC GYMNASTICS IN THE MODE OF THE DAY OF THE PRESCHOOLER

Кравченко Анастасия Анатольевна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Kravchenko Anastasia Anatolyevna

student

faculty preschool and primary education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolyevna

assistant

department of physical education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Карагодина Анна Михайловна

старший преподаватель кафедра физического воспитания институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет

г. Волгоград, Россия Karagodina Anna Mikhailovna senior lecturer department of physical education institute of architecture and construction Volgograd State Technical University Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения музыкально -ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении. Автором определены понятия «музыкально-ритмическая гимнастика» и «режим дня». Выделена проблема недостаточной изученности процесса организации музыкально-ритмической гимнастики в режиме дня дошкольников. Автором перечислены различные формы про-

ведения музыкально-ритмической гимнастики и их особенности. В статье представлена структура физических упражнений музыкально-ритмической гимнастики для дошкольников. Выделены требования к выбору музыкального сопровождения ритмической гимнастики. Автором описаны особенности выполнения упражнений музыкально-ритмической гимнастики. Представлена диагностика развития музыкально-ритмических движений. В статье перечислены основные показатели музыкально-ритмического развития дошкольников (3-4, 4-5, 5-6 лет). Автором разработан комплекс музыкально-ритмической гимнастики под песню «Чунга-Чанга». Отмечены необходимые умения педагога дошкольного учреждения при организации музыкально-ритмической гимнастики.

Abstract. The article discusses the relevance of the use of musical and rhythmic gymnastics in preschool educational institutions. The author defines the concepts of "musical-rhythmic gymnastics" and "daily routine". The problem of insufficient knowledge of the process of organizing musical and rhythmic gymnastics in the day mode of preschoolers is highlighted. The author lists various forms of performing musical and rhythmic gymnastics and their features. The article presents the structure of physical exercises of musical and rhythmic gymnastics for preschoolers. The requirements for the choice of musical accompaniment of rhythmic gymnastics are highlighted. The author describes the features of performing exercises of musical and rhythmic gymnastics. The diagnosis of the development of musical and rhythmic movements is presented. The article lists the main indicators of musical and rhythmic development of preschool children (3-4, 4-5, 5-6 years). The author has developed a complex of musical and rhythmic gymnastics for the song "Chunga-Changa". The necessary skills of a preschool teacher in the organization of musical and rhythmic gymnastics are noted.

Ключевые слова: двигательная активность, музыкально-ритмическая гимнастика, режим дня, дошкольники, физическое воспитание.

Keywords: physical activity, musical and rhythmic gymnastics, daily routine, preschoolers, physical education.

На сегодняшний день в дошкольных организациях произошли важные изменения, которые касаются содержания образовательного процесса. Теперь педагоги акцентируют внимание на развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, а также коррекцию эмоционально-волевой и двигательных сфер -посредством применения новых методов и форм воспитания, направленных на развитие активности [3]. Одной из таких форм является музыкально-ритмическая гимнастика.

Музыкально-ритмическая гимнастика - это «оздоровительная гимнастика, включающая в себя комплекс гимнастических упражнений, которые выполняются под ритмическую музыку» [4]. Такая гимнастика способствует, во-первых, воспитанию чувства ритма и пластики у дошкольников, во-вторых, развитию у них двига-тельно-координационных способностей. Также музыкально-ритмическую гимнастику рассматривают как «систему средств ритмической гимнастики, музыкального сопровождения и двигательных действий» [6].

Музыкально-ритмическая гимнастика на сегодняшний день самая применяемая форма занятия по физической культуре среди дошкольников. Упражнения музыкально-ритмической гимнастики не только развивают дошкольников физически, но и способствуют воспитанию нравственных качеств, дисциплины, трудо-

любия.

Режим дня - это оптимальное чередование активности и отдыха [2]. Соблюдение режима дня детьми дошкольного возраста обеспечивает высокую работоспособность ребенка и выстраивает его биологический ритм. Важно, чтобы музыкально-ритмическая гимнастика стала неотъемлемым компонентом режима дня дошкольника. Однако в настоящее время существует проблема в недостаточной изученности процесса организации музыкально-ритмической гимнастики детей дошкольного возраста.

Современная музыкально-ритмическая гимнастика имеет свою методику и правила организации. Перечислим различные формы проведения музыкально-ритмической гимнастики с дошкольниками:

- физические занятия, направленные на оздоровление и тренировку (средняя продолжительность двадцать минут, подходит для старших дошкольников);

- мини комплексы ритмической гимнастики (продолжительность от десяти до тридцати минут, подходит для средних и старших дошкольников);

- утренняя гимнастика (оздоровительного направления, подходит для всех);

- показ гимнастических элементов на праздниках [6].

Каждый из перечисленных вариантов обладает рядом особенностей. Например, утренняя гимнастика может состоять из бега и прыжков на месте, приседаний, наклонов и поворотов, покачиваний и встряхиваний ногами и руками [4]. Все физические нагрузки осуществляются под музыку, которая задает нужный темп и ритм [2].

Музыкально-ритмическая гимнастика, как правило, состоит из следующих физических упражнений:

- специальные, строевые упражнения с целью координирования движений с музыкой;

- танцевальные, общеразвивающие упражнения;

- различные вариации оздоровительной аэробики [6].

При организации музыкально-ритмической гимнастики учитываются возрастные особенности и физические возможности детей дошкольного возраста. Упражнения выстраиваются в соответствии возрастания и чередования физической нагрузки [1].

Для выбора музыкального произведения ритмической гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

- музыка понятна дошкольникам и удобна для выполнения физических упражнений;

- эффективно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и s для конкретного возраста;

- музыка (ее запись) должна быть качественной с ярко выраженным ритмом;

- смысловое содержание музыкального произведения подходит по возрасту; для детей 3-4 лет: «Антошка», «Веселые путешественники», «Разноцветная игра», «Белочка»; для детей 4-6 лет: «Зарядка с Леопольдом», «Чунга-Чанга», «Три поросенка», «Волшебный цветок») [2].

Большинство исследователей выделяют следующие особенности выполнения упражнений музыкально-ритмической гимнастики детьми дошкольного возраста:

- большинство физических упражнений просты и доступны;

- многочисленные упражнения и их сочетания определяют их аэробный характер, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая нагрузку опорно-двигательного аппарата;

- ритмические упражнения красивы и стильны при исполнении, движения свободны и выразительны, что способствует воспитанию выразительности и пластичности;

- музыкальное сопровождение и демонстрация движений воспитателем создают положительный эмоциональный фон;

- отдельные упражнения, включающиеся в комплексы, позволяют задействовать большое количество мышечных групп, что способствует гармоничности воздействия;

- отсутствие жестких требований и свобода выбора удобной и красивой одежды [2].

Для разработки музыкально-ритмической гимнастики необходима предварительная подготовка, которая включает в себя: консультацию со специалистами, знание правил построения комплексов, установление уровня допустимой нагрузки, овладение приемами самоконтроля.

Для диагностики развития музыкально - ритмических движений педагогам дошкольных организаций можно использовать методику А. И. Бурениной. Цель дан-ной методики - выявить уровень музыкального и психомоторного развития дошкольников. Сущность диагностики заключается в том, что детям предлагается повторить за педагогом ряд движений, упражнений, этюдов, комбинаций под различное музыкальное сопровождение или сымпровизировать на заданную тему или музыкальное произведение.

Оценивание детей дошкольного возраста осуществляется по следующим параметрам: музыкальность, эмоциональность, творческие проявления, внимание, координация и ловкость движений, гибкость, пластичность.

Перечислим основные показатели музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста:

Для детей трех-четырех лет: интересно выполнять ритмические движения под музыку; выразительно двигаются; с помощью пластики передают характер музыки; выполняют движения в соответствующем темпе и ритме музыкального произведения.

Для детей четырех-пяти лет: выразительное исполнение ритмических движений под музыкальное произведение; быстрое переключение с одного движения на другое в соответствии с музыкой; усваивают большой объем связок и отдельных видов движений; умеют импровизировать, используя оригинальные и разнообразные ритмические упражнения; точно и правильно исполняют движения в гимнастических и танцевальных комплексах; в совершенстве выполняют простые образные ритмические движения.

Для детей пяти-шести лет: выполняют сложные комбинации построения

и перестроения; быстро переключаются с одного ритмического движения на другое; объединяются для коллективных композиций; исполняю более сложные гимнастические упражнения; оценивают себя при выполнении ритмических упражнений и акробатических этюдов; передают свой опыт младшим дошкольникам.

Нами был разработан комплекс музыкально-ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста под песню «Чунга-Чанга»:

Подготовительная часть. Дошкольники строятся в шеренгу, затем в колонну. Педагог задает загадку про остров «Чунга-Чанга»:

- Дети, что это за остров? (Остров «Чунга-Чанга»)

Основная часть занятия проходит под музыкальное произведение «Веселые путешественники».

Исходное положение: Стоя на месте, ноги врозь, руки на поясе (друг за другом).

Первый куплет песни дети ходят быстрым шагом друг за другом.

На припев песни выполняют упражнения: «Тра-та-та» - три хлопка вправо, затем три хлопка влево. После чего следуют четыре прыжка на месте, руки вдоль туловища.

При упоминании в песни животных «Чижика» - наклониться вперед, руки назад, имитируя «хвост»; «Собака» - присесть, руки перед собой, кисти согнуты вниз; «Петьку-забияку» - бег на месте и одновременно маховые движения согнутыми в локтях руками; «Обезьяна»: руки согнуть в локтях, ладони раскрыты, наклоны влево и вправо; «Попугай» - руки в стороны, махи «крыльями». На слова «Вот» - руки вперед, «Компания какая» - наклон туловища вперед.

На второй куплет песни дети ходят «топающим шагом», выполняют круговые движения, согнутыми в локтях руками, имитируя «паровозик».

На припев повтор движений.

На третий куплет песни дошкольники выполняют подскоки по кругу друг за другом, со слов «Нам солнышко светило» - продолжают подскоки, выполняют скрещивающиеся движения руками над головой.

На припев повтор движений.

На последний аккорд - на прыжке поднимают вверх руки.

Далее под музыкальное произведение «Турецкий марш» В.А. Моцарта педагог организовывает бег в среднем темпе, чередуя с ходьбой. Под марш «Детский остров» дети перестраиваются в колонны.

Заключительная часть проходит под песню «Чунга - Чанга».

Исходное положение: стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладони подняты вверх, раскрыты и повернуты вперед. Выполняются наклоны туловища вправо и влево по два раза.

На первом куплете - руки вправо - вверх, пальцы разжать и вернуть их опять к плечам, кисти сжать в кулаки. По два раза в каждую сторону. Данные движения имитируют «образ» обезьян, срывающих бананы.

На припев - свободная пляска (любые танцевально-ритмичные движения).

Ежедневное проведение музыкально-ритмической гимнастики играет важную роль в организованности детей дошкольного возраста, формировании их двигательных качеств, умении планировать свою деятельность, а также в их психическом

развитии. Именно поэтому музыкально-ритмическая гимнастика - обязательная часть в режиме дня детей в дошкольных организациях.

При проведении музыкально-ритмической гимнастике от педагога требуются следующие умения:

- подбирать физические упражнения, учитывая возраст и физические возможности;

- согласовывать музыкальные произведения с физическими упражнениями;

- располагать физические упражнения с учетом возрастания и чередования нагрузки детей;

- вносить необходимые изменения в ходе занятия по физической культуре;

- эмоционально настаивать дошкольников, устанавливать контакт с ними;

- демонстрировать ритмические упражнения [2].

Важная особенность музыкально-ритмической гимнастики - практическая сторона объяснения упражнений [5]. Педагог показывает упражнение - дети повторяют. Таким образом, не тратиться время на объяснение, учитываются психологические особенности ребенка, решается проблема в проведении режима дня дошкольника: увеличивается двигательная активность, повышается моторная плотность занятия. Другими словами, упражнение, показанное педагогом, запоминается легче и быстрее, чем просто объяснение. Но не стоит полностью исключать словесные объяснения, необходимо давать указания и команды для правильности выполнения физических упражнений детьми.

Таким образом, музыкально-ритмическая гимнастика занимает важное место в режиме дня детей дошкольного возраста, так как она обеспечивает организованное начало дня в детском образовательном учреждении, а также дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Музыкально-ритмическая гимнастика способствует эффективному процессу физического воспитания дошкольников, улучшает состояние их здоровья и эмоциональное состояние. Педагогу необходимо быть компетентным в выборе ритмических упражнений, музыкального произведения, а также правильной дозировке учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Литература

1. Корнакова Е. И., Побелянская Ю. Н. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста // Наука-2020. 2020. № 8 (44). С. 113-117.

2. Никоноров В. Т., Никоноров Д. В. Повышение уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической гимнастики // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : Материалы VIII международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 февраля 2019 года / под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, 2019. С. 69-70.

3. Пантелеева Н. Г. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в образовательной среде детского сада // Детский сад от А до Я. 2020. № 2 (104). С. 40-50.

4. Ритмическая гимнастика как средство формирования интереса к занятиям

физической культурой / Д. А. Дубовая [и др.] // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2 томах, Чебоксары, 26 февраля 2017 года. Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества. Интерактив плюс». 2017. С. 142-147.

5. Сафронова Я. Ю. Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника // Молодой ученый. 2017. № 47.1 (181.1). С. 135-137. URL: https://moluch.ru/archive/181/46635/ (дата обращения: 22.05.2021).

6. Ходячая Е. П. Использование ритмической гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2020. № 14 (17). С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/1056-ispolzovanie-ritmicheskoj-gimnastiki-v-rabote (дата обращения: 17.05.2021).

References

1. Kornakova E. I., Pobelyanskaya Yu. N. Metodika fizicheskogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Methodology of physical education of preschool children]. Nauka-2020 -Science-2020, 2020, no. 8 (44). pp. 113-117.

2. Nikonorov V. T., Nikonorov D. V. Povyshenie urovnya fizicheskoy podgotovlennos-ti detey doshkol'nogo vozrasta sredstvami muzykal'no-ritmicheskoy gimnastiki [Raising the level of physical fitness of preschool children by means of musical and rhythmic gymnastics]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta. Materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Cheboksary, 26 fevralya 2019 goda [Actual problems of physical culture and sports. Materials of the VIII International Scientific and practical conference, Cheboksary, February 26, 2019]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev Publ.,

2019, pp. 69-70. (In Russia).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Panteleeva N. G. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya rabota s doshkol'nikami v obrazovatel'noy srede detskogo sada [Physical culture and recreation work with preschoolers in the educational environment of kindergarten]. Detskiy sad ot A do Ya - Kindergarten from A to Z,

2020, no. 2 (104), pp. 40-50. (In Russia).

4. Dubovaya D. A., Zavadskaya V. V., Kulikova V. N. [et al.] Ritmicheskaya gimnastika kak sredstvo formirovaniya interesa k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Rhythmic gymnastics as a means of forming interest in physical culture classes]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tenden-tsii i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 tomakh, Cheboksary, 26 fevralya 2017 goda [Science, education, society: trends and prospects of development. Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference. In 2 vol. Cheboksary, February 26, 2017]. Cheboksary, Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus" Publ., 2017, pp. 142-147. (In Russia).

5. Safronova Ya. Yu. Ritmicheskaya gimnastika v fizicheskom razvitii doshkol'nika [Rhythmic gymnastics in the physical development of a preschool child]. Molodoy uchenyy -Young scientist, 2017, no. 47.1 (181.1), pp. 135-137. Available at: https://moluch.ru/archive/ 181/46635/ (accessed 22.05.2021).

6. Khodyachaya E. P. Ispol'zovanie ritmicheskoy gimnastiki v rabote s det'mi doshkol'nogo vozrasta [The use of rhythmic gymnastics in working with preschool children]. Aktual'nye issledovaniya - Current research, 2020, no. 14 (17), pp. 83-87. Available at https://apni.ru/ article/1056-ispolzovanie-ritmicheskoj-gimnastiki-v-rabote (accessed 17.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.