tions of the Ministry of agriculture of Russia, materials of the All-Russian scientific and practical conference, Moscow, pp. 259-262.
6. Melentyev, A.N., Nikitchenko, S.Yu. and Fedchuk, D.V. (2018), Rehabilitation prevention and recovery of students-athletes in the post-traumatic period, methodical recommendations for students and teachers of physical culture, Moscow.
7. Melentyev, A.N.. Nikitchenko S.Yu., and Dalnaev, I.U. (2018), Complexes of exercises for the development of strength qualities of full-time students in higher educational institution, methodical recommendations for students and teachers of physical culture, Moscow.
8. Melentyev, A.N., Nikitchenko, S.Yu., Dubatovkin V.I. and Kuramagomedov, M.Z. (2019), "Building a model of psychological relationships in a mixed multi-core multi-level team of sports departments in universities", Pedagogical journal, Vol. 9. No. 5A, Part II, pp. 215-222.
9. Makarova, E.V. Khanbabaev, R.K., Dubatovkin, V.I., Oleynik, E. N., and Nikitchenko, S.Yu. (2018), "Study of the influence of special landscape objects on the development and treatment of people with disabilities", Bulletin of landscape architecture, No. 15, pp. 47-54.
10. Nikitchenko, S.Yu. and Yakovlev, I.V. (2018), "Nutrition of athletes in power sports, as a basis for achieving high sports results", Modern problems and technologies of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of agriculture of Russia, collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference for teachers of physical culture, Moscow, pp. 34-36.
11. Nikitchenko, S.Yu., Dubatovkin, V.I., and Musaev, I.S.-H. (2020), Practice of teaching Greco-Roman wrestling in higher education, textbook, Moscow.
12. Nikitchenko, S.Yu., Fedyaev, N.A., Storchevoy, N.F., and Musaev, I. S.-H. (2020), Power sports :textbook, Editus, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.07.2020
УДК 796.011
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧИРЛИДИНГА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Майя Сергеевна Агеева, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В тексте статьи анализируются коррекционно-развивающие возможности чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей с задержкой психического развития. Авторы анализируют его функциональность в плане развития координации движений детей, укрепления их здоровья, социализации, полноценного психического развития. С целью обоснования данного механизма было проведено исследование координационной подготовленности детей, изучение показателей теп-пинг-теста с правой и левой руки. В качестве одного из механизмов обеспечения коррекционного эффекта воздействия выделяются перекрестные упражнения чирлидинга с помпонами.
Ключевые слова: задержка психического развития, чирлидинг, помпоны, перекрестные движения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p221-225
OPPORTUNITIES FOR CORRECTION AND DEVELOPMENT OF CHEERLEADING IN THE PRACTICE OF WORKING WITH CHILDREN WITH MENTAL
RETARDATION
Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Maya Sergeevna Ageeva, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical Culture
Abstract
This article is referred to the analysis of cheerleading special opportunities in adaptive physical education of retarded children. The authors explore its features in children coordination development,
health promotion, socialization, full mental development. In order to justify this mechanism, the coordination efficiency of children was studied, as well as indicators in left and right hand tapping. Cheerleading cross-exercises with pompons are emphasized as mechanism of the corrective effect achievement.
Keywords: mental retardation, cheerleading, pompons, cross-exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущие принципы адаптивного физического воспитания указывают на необходимость обеспечения коррекционно-компенсаторного эффекта воздействия двигательной деятельности. Для детей дошкольного возраста с ЗПР это заключается в необходимости обеспечения коррекции имеющихся у них отклонений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Данное условие является важнейшей образовательной потребностью детей этой нозологической группы. Ведущим механизмом, обеспечивающим коррекцию психической сферы воспитанников с нарушениями интеллекта, является развитие у них координационных способностей.
Анализ научно-методической литературы позволил констатировать, что чирлидинг является сложно координационным видом спорта, сочетающим в себе упражнения ско-ростно-силового, танцевального, гимнастического плана [2, 6, 7]. Достижение спортивной формы в этом виде спорта невозможно без целенаправленной тренировки основных физических качеств, в том числе силовых и скоростно-силовых проявлений. Их воспитание будет обеспечивать и тренировку функциональных возможностей кардио-респираторной системы занимающихся. Содержание тренировочного процесса в данном случае обеспечивает решение и стимулированного развития физических качеств и укрепление здоровья воспитанников, что так актуально для детей с ЗПР.
Выполнение соревновательной композиции в условиях быстрого темпа исполнения, координационной и силовой нагрузки требует высокого уровня сформированности выносливости у юного спортсмена. Обеспечение этой стороны подготовки будет тренировать общую выносливость занимающегося, а следовательно, и функциональные возможности их организма, что так же значимо для воспитанников с ЗПР.
Большой коррекционный потенциал чирлидинга заключается в координационной подготовке. Педагогические условия здесь дополняются музыкальным влиянием и эффект коррекционного воздействия данного сочетания был описан в научных исследованиях, проведенных ранее [4], нам бы хотелось проанализировать эффект использования помпонов, являющихся обязательным атрибутом чирлидинга. Тому будет предшествовать анализ особенностей сформированности психомоторной сферы детей с ЗПР.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Так весьма интересную картину показали результаты теппинг-теста, которые мы оценивали у испытуемых с правой и левой руки. Полученные результаты представлены в таблице 1
Таблица 1 - Показатели теппинг-теста с правой и левой руки у детей старшего дошкольного возраста (кол-во ударов за 10 с)__
№ квадрата Показатели детей с ЗПР x±m Показатели детей группы норма x±m
правая рука левая рука Р правая рука левая рука Р
1 44,21±1,79 45,66±1,90 >0,05 46,11±1,53 41,52±1,60 >0,05
2 38,88±2,01 40,01±1,21 >0,05 42,61±1,81 36,81±2,31 <0,05
3 37,91±3,21 33,12±2,31 >0,05 40,81±2,11 35,11±1,21 >0,05
4 42,11±3,01 38,55±2,32 >0,05 43,27±2,51 32,42±1,22 <0,05
5 19,23±1,03 18,71±1,81 >0,05 35,13±2,02 21,61±2,21 <0,05
6 15,61±1,2 13,31±1,11 >0,05 31,48±1,7 20,21±1,11 <0,05
Примечание: Р - достоверность различий.
Анализ полученных данных позволяет увидеть, что общая психофизическая работоспособность как у детей с ЗПР, так и у их полноценно развивающихся сверстников к
окончанию теста снижается. И с правой и с левой руки у детей с ЗПР показатель плавно опускается с 44 ударов до 15-13 ударов. В середине теста наблюдается небольшой подъем работоспособности (на 4 квадрате теста), однако он затем достаточно быстро снижается. Аналогичная картина проявляется и у детей массовых дошкольных учреждений. Результат так же снижается, но не столь стремительно - с 46 ударов до 31 на правой руке.
Весьма интересным в результатах данного теста является анализ показателей с правой и левой руки. Так у детей с ЗПР статистически достоверная разница между изучаемыми параметрами отсутствует, и анализируемый показатель фактически одинаков (>0,05). У детей же группы норма в большинстве случаев показатели правой руки значительно выше, чем левой (<0,05). Аналогичную картину мы наблюдали и в показателях выполнения тестов на удержание равновесия на одной ноге, кистевой динамометрии. Полученные результаты наглядно демонстрируют отсутствие у детей с ЗПР свойственное старшему дошкольному возрасту правостороннее моторное предпочтение.
Таблица 2 - Показатели удержания равновесия и кистевой динамометрии детей старшего дошкольного возраста____
Показатели детей с ЗПР x±m Р Показатели детей группы норма х±т Р
Удержание равновесия на одной ноге (с)
правая нога левая нога правая нога левая нога
16,8 ±3,11 23,21±2,9 > 0,05 35,6±3,2 21,2±2,2 < 0,05
Кистевая динамометрия (кг)
правая рука левая рука правая рука левая рука
8,7±0,5 8,8±0,8 > 0,05 9,2±0,4 7,5±0,4 < 0,05
Примечание: Р - достоверность различий.
Данный факт позволяет сделать предположение о том, что у воспитанников с ЗПР наблюдаются признаки остаточного гемисиндрома, свойственному более раннему периоду развития ребенка, при котором доминирование правой руки еще не наблюдается [1]. Так же данные признак позволяет сделать предположение о наличии у детей с ЗПР функциональной асимметрии в деятельности головного мозга, что согласуется с научными данными проведенных ранее исследований [3]. Данное обстоятельство обуславливает необходимость использования специальных перекрестных движений, коррекционно-компенсаторная эффективность которых обоснована в специальной педагогике [5]. Ука -занные требования могут быть обеспечены средствами чирлидинга. Его упражнения с помпонами являются перекрестными - это разнообразные движения руками, сочетанные перекресты рук и ног и их выполнение происходит в прыжках, ходьбе, перестроениях. Сам атрибут - помпон, не только дополняет эмоциональность занятиям, но и обеспечивает благоприятные условия обучения перекрестным движениям. Весьма эффективно в данных условиях использование помпонов разных цветов.
Так же весьма значимым для детей с ЗПР является наличие в чирлидинге речевого сопровождения. Сочетание упражнений координационного плана с музыкально-ритмическим доминированием, коллективными действиями и с произношением речитатива позволяет говорить о большой согласованности различных функциональных центров во время выполнения композиций. В некоторой степени это дополнительная координация, создающая более сложные условия выполнения и как следствие более высокий уровень ее тренированности.
Чирлидинг является командным видом спорта, что так же обеспечивает важные коррекционно-педагогические условия для детей с ЗПР. Воспитуемые, в рамках коллективных действий, способность подчинять свои локомоции командным, умение видеть партнера, понимать и уважать его, взаимодействовать с ним, являются весьма актуальными для рассматриваемой категории детей. И нельзя не отметить социализирующую функцию чирлидинга. Публичность его выступлений будет способствовать воспитанию у детей с ЗПР смелости, активности, уверенности в своих силах, что так важно для личностного развития ребенка и его успешной социализации.
Коррекционно-развивающие возможности чирлидинга в АФВ детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
- стимулированное развитие физических качеств (выносливости, скоростно-силовых качеств), развитие кардио-респираторной системы
развитие не только общих, но и специальных координационных способностей (перекрестныхдвижений)
—► дополнительная координация, заключающаяся в согласовании координационных упражнений с музыкой, коллективными действиями, речевым сопровождением
воспитательное и социализирующее воздействие за счет командных действий, публичности выступлений
Обеспечение коррекции имеющихся отклонений у детей с ЗПР, более высокие темпы их психофизического оазвития
Рисунок 1 Коррекционно-развивающие возможности чирлидинга в АФВ детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ позволяет увидеть, что коррекционно-развивающие возможности чирлидинга в адаптивном физическом воспитании дошкольников с ЗПР заключаются в обеспечении (рисунок 1):
- стимулированного развития физических качеств, в том числе скоростно-силовых проявлений, выносливости, способствующих повышению функциональных возможностей кардио-респираторной системы организма воспитанников;
- развития помимо общих, специальных координационных способностей, а именно перекрестных движений, обеспечивающих коррекционно-компенсаторный эффект воздействия;
- дополнительной координационной нагрузки, заключающейся в согласовании координационных упражнений с музыкально-ритмическим сопровождением, коллективными действиями и речевым произношением;
- воспитательного и социализирующего воздействия за счет коллективных командных действий и публичности выступлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клепцов, К.Г. Индивидуализация и стандартизация в подготовке в черлидинге / К.Г. Клепцов // Материалы 19 Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте». - Москва, 2014. - С. 34-38.
2. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов фи-
зической культуры педагогических вузов / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. - 656 с.
3. Эпп, Т.И. Средства совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных программах чирлидинга: дис. ... канд. пед. наук / Эпп Татьяна Ивановна. - Омск, 2015. - 153 с.
4. Максимова, С.Ю. Методы развития физических качеств детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, И. Д. Скрябина, С.С. Садовая // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3 (59). - С. 8-10.
5. Максимова, С.Ю. Оценка функциональной асимметрии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н.Н. Сентябрев, К.Ю. Данилова, С.Ю. Максимова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=23667 (дата обращения: 15.04.2019).
6. Сиротюк, А. Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - Москва : Сфера, 2003. - 78 с.
7. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - Москва : Аграф, 2007. - 128 с.
REFERENCES
1. Kleptsov, K. (2014), "Individualization and standardization in training in cheerleading", Materials of the 19th all-Russian scientific and practical conference, Improving the training system in dance sports, Moscow, pp. 34-38.
2. Filippova, S.O and Ponomarev, G.N. (2008), Theory and methodology of physical culture of preschool children, textbook for students of academies, universities, institutes ofphysical culture and faculties of physical culture of pedagogical Universities, Childhood-Press, St. Petersburg.
3. EPP, T.I (2015), Means of improving the consistency of motor actions in team competitive programs of cheerleading, dissertation, Omsk.
4. Maksimova, S., Scriabina, S. and S. Sadovaya (2014), "Methods of development of physical qualities of preschool children with a delay in mental development", Adaptive physical culture, No 3 (59), рp. 8-10.
5. Maksimova, S., Sentyabrev, N. and Danilova, K. (2015), "Assessment of functional asymmetry in preschool children with delayed mental development", Modern problems of science and education, http://science-education.ru/ru/article/view?id=23667 (accessed: 15.04.2019).
6. Sirotyuk, A. (2003), Psychophysiological and neuropsychological support of training, Sphere, Moscow.
7. Vaizman, N. (2007), Psychomotor skills of mentally retarded children, Agraph, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2020
УДК 379.85
ВОСТРЕБОВАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВНОГО ТУРИЗМА
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Андрей Валентинович Малышев, кандидат технических наук, доцент, Сочинский государственный университет, г. Сочи; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-
педагогический университет
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена популяризацией активного туризма, направленного на поддержание и формирование готовности населения к ведению здорового образа жизни, а также развитием туризма и сервиса в России, ориентированного, на расширение рамок сезонности функционирования туристских предприятий и организаций туризма с учетом склады-