Педагогические науки
УДК 372.363
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК
ОРИЕНТИР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИРЛИДИНГА В ИХ АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Майя Сергеевна Агеева, аспирант, Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты экспериментального тестирования показателей физических и координационных способностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. С целью нивелирования нарушений их психофизической сферы предполагается использование средств чирлидинга. Появившейся в России сравнительно недавно, этот вид спорта набирает все большую популярность как в практике работы с детьми общеобразовательных учреждений, так и специальных.
Ключевые слова: физическая подготовленность, координационные способности, дошкольник, задержка психического развития, чирлидинг.
RESULTS OF MONITORING OF PHYSICAL FITNESS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AS A GUIDE FOR USING OF CHEERLEADING IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION
Maya Sergeyevna Ageeva, the post-graduate student,
Svetlana Yurevna Maximova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,
department chairman, The Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article presents the results of experimental testing of the physical and coordination abilities of the preschool children with mental retardation. In order to level the violations of their psychophysical sphere it is supposed to use cheerleading. Appeared in Russia relatively recently, this sport is gaining popularity in the practice of working with children at educational institutions and special educational establishments.
Keywords: physical fitness, coordination abilities, preschool children, mental retardation, cheer-
leading.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образовательные проблемы детей с задержкой психического развития (ЗПР) выдвигаются специалистами в ряд одних из актуальных, причем не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как они теснейшим образом затрагивают проблему школьной неуспеваемости. При этом особо подчёркивается значимость активизации физической активности детей с ЗПР, поскольку двигательные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психических процессов [1]. Приоритетность их совершенствования в процессе коррекционной работы с детьми, имеющих задержку психического развития подтверждается последними научными исследованиями [6, 3].
Анализ научно-методических разработок в этой области показал высокую эффективность использования различных коррекционно-оздоровительных методик в плане нивелирования не только физической сферы детей с ЗПР, но и психической. Данное
обстоятельство обуславливает необходимость разработки инновационных методик для коррекции психофизической сферы детей с ЗПР средствами физической культуры. Нам видится, что в практике адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР высокий эффект педагогического воздействия будет достигнут, если использовать средства чирлидинга. Сложно координационный вид спорта чирлидинг базируется на танцевальных связках, включает в себя элементы гимнастики и акробатики, но вместе с этим имеет и специфические средства характерные только для этого вида музыкально-двигательной технологии, а именно базовые движения рук, упражнения с помпонами, речевки, пирамиды.
Вместе с тем, ведущие положения адаптивной физической культуры указывают на то, что этап разработки и применения инновационного средства коррекционно-оздорови-тельного воздействия должен начинаться с мониторинга особенностей развития воспитанников. Для того чтобы разработать коррекционную технологию использования чирлидинга, необходим мониторинг, выявляющий особенности развития детей 6-7 лет с ЗПР, а также основные нарушения в их двигательной и психической сфере.
В рамках наших исследований была проведена работа в этом направлении.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью обозначения перспектив педагогического воздействия мы изучили особенности физической подготовленности детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Была проведена диагностика 60 детей дошкольного возраста, среди которых мы выделили 3 группы: экспериментальную, контрольную и группу - норма.
Статистический анализ показателей физической подготовленности между группами выявил наличие достоверных различий, в следующих тестах:
- в поднимании туловища из положения «лёжа на животе» и «лежа на спине» ф <0,05) что демонстрирует нам силу мышц спины и пресса;
- в беге на 30 м характеризующем физическое качество быстроту;
- в таких показателях, как прыжок в длину с места и метание теннисного мяча вдаль сильнейшей рукой ф <0,05), выявляющих уровень скоростно-силовых качеств;
- в челночном беге ф <0,05), характеризующем развитие двигательной координации;
- в беге 300 м ф <0,05), характеризующем общую выносливость организма.
По всем перечисленным показателям группа детей коррекционных детских садов (дети с ЗПР) имела достоверно более низкие результаты, чем их сверстники из дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида. Только один показатель из 8-ми регистрируемых не имел статистически значимых различий между экспериментальной группой и нормой: наклон вперёд из положения сидя, характеризующий развитие гибкости.
Следует отметить, что результаты диагностики уровня физической подготовленности согласуются с данными ранее проведенных исследований С.Ю. Максимовой (2014), И.А. Коровиной (2010) и других ученых, исследующих особенности развития детей ЗПР.
Как отдельная группа показателей изучались параметры координационных способностей испытуемых. Это обусловлено тем, что координационные способности в наибольшей степени связаны с психической сферой человека. Результаты исследований представлены в таблице 1. Из таблицы следует, что дети с задержкой психического развития значительно отстают от нормы по следующим показателям:
- проба Озерецкого, характеризующая состояние мелкомоторной координации ф <0,05);
- согласование движений в вертикальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях (р <0,05);
- дифференцирование мышечных усилий, исследуемое при помощи прыжка в половину возможной амплитуды (р <0,05);
- слаломный бег, используемый для оценки уровня развития способности ориентации в пространстве. (р <0,05);
- удержание равновесия, стоя на правой ноге (р <0,05);
- теппинг-тест правой рукой (р <0,05). Таблица 1 - Изучение показателей развития координационных способностей дошкольников_
№ п/п Координационные показатели Статистические показатели (х±т) Достоверность(Р)
Э (п=20) К (п=20) Н (п=20) Э-К Э-Н К-Н
1 Удержание равновесия на правой ноге (с) 14,91±2,94 22,69±5,18 35,54±2,87 р>0,05 p<0,05 p<0,05
2 Удержание равновесия на левой ноге (с) 20,09±3,36 34,31±2,09 21,85±1,86 p<0,05 р>0,05 p<0,05
3 Согласование движений в вертикальной плоскости (б) 1,91±0,47 1,46±0,21 4,31±0,30 р>0,05 p<0,05 p<0,05
4 Согласование движений в сагиттальной плоскости (б) 1,45±0,24 2,01±0,35 4,08±0,26 р>0,05 p<0,05 р>0,05
5 Согласование движений в горизонтальной плоскости (б) 1,82±0,37 1,54±0,21 4,23±0,16 р>0,05 p<0,05 p<0,05
6 Теппинг-тест правая рука (кол-во ударов) 35,27±2,53 30,69±2,80 46,46±2,12 р>0,05 p<0,05 p<0,05
7 Теппинг- тест левая рука (кол-во ударов) 42,18±3,31 37,08±2,86 31,82±2,07 р>0,05 p<0,05 р>0,05
8 Выполнение прыжка в половину возможной амплитуды (см) -11,44±4,44 -14,54±5,82 -1,62±1,53 р>0,05 p<0,05 p<0,05
9 Слаломный бег (с) 10,01±2,52 10,15±0,36 7,95±0,27 р>0,05 p<0,05 p<0,05
10 Проба Озерецкого Кулак-ребро-ладонь (б) 2,64±0,12 2,82±0,26 4,38±0,24 р>0,05 p<0,05 p<0,05
Примечание: Э - дети экспериментальной группы с задержкой психического развития (п=20); К - дети контрольной группы с задержкой психического развития (п=20); Н - дети массовых дошкольных учреждений, не имеющие отклонения в развитии (п=20)/
Интересные факты были получены нами при исследовании результатов теппинг-теста левой рукой. У контрольной группы данный показатель практически равен группе Н, а экспериментальная группа значительно превосходит норму, что свидетельствует о явном преобладании левой стороны над правой у воспитанников с задержкой психического развития. Также при удержании равновесия на левой ноге, дошкольники экспериментальной группы показали результат, достоверно не отличающийся от среднего по группе Н. Исключением стала контрольная группа, которая опередила норму (р>0,05).
Полученные научные факты позволяют сделать предположение о том, что левая сторона, а значит и правое полушарие у детей с задержкой психического развития развито лучше.
Полученные данные согласуются с результатами проведенных ранее исследований, посвященных оценке функциональной асимметрии детей с ЗПР [5]. Эти научные факты позволяют сделать предположение о наличии, у изучаемой группы детей, функциональной асимметрии.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента было выявлено отставание детей с ЗПР от полноценно развивающихся сверстников в развитии таких физических качеств как, быстрота скоростная сила, координация движений, выносливость. Мониторинг физической подготовленности позволил выявить отставания в показателях координационных способностей у дошкольников с задержкой психического развития, выделяемых в отдельную группу показателей, как наиболее взаимосвязанных с интеллектуальными способностями детей.
Вышеизложенное показало, что в процессе занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР, необходимо создавать условия, для коррекции показателей физических качеств и
отклонений физической подготовленности, в частности координационных способностей. На наш взгляд чирлидинг как новейшая музыкально-двигательная технология подходит для решения данной задачи, так как этот вид спорта построен на сложнокоординационных упражнениях, а также имеет в своем арсенале большое количество перекрестных упражнений, которые могут создать предпосылки для выравнивания функциональной асимметрии у детей с задержкой психического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселева, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение / В. А. Киселева // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 3-13.
2. Коровина, И.А. Методика коррекции основных видов движений у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коровина Ирина Александровна. - Волгоград, 2010. - 25 с.
3. Максимова, С.Ю. Коррекционные возможности музыкально-двигательного воспитания в процессе занятий адаптивной физической культурой детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). -С. 22-24.
4. Максимова, С.Ю. Методы развития физических качеств детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, И.Д. Скрябина, С.С. Садовая // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3 (59). - С. 8-10.
5. Сентябрев, Н.Н. Оценка функциональной асимметрии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н.Н. Сентябрев, К.Ю. Данилова, С.Ю. Максимова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Режим доступа : http://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=23667 (дата обращения: 15.04.2019).
6. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики : монография / Н.А. Фомина. - Волгоград : Издатель, 2004. - 210 с.
REFERENCES
1. Kiseleva, V.A. (2007), "Speech activity of children with mental retardation: originality or violation", Defectology, No. 3, pp. 3-13.
2. Korovina, I.A. (2010), Method of correction of the main types of movements in preschool children with mental retardation, dissertation, Volgograd.
3. Maximova S.Yu. (2012), "Correctional opportunities music and movement education classes adaptive physical education of preschool children with delay of mental development", Adaptive physical education, No. 2 (50), pp. 22-24.
4. Maximova S.Yu., Skryabina, I.D. and Sadovayа, S.S. (2014), "Methods of development of physical qualities of preschool children with mental retardation", Adaptive physical education, No. 3 (59), pp. 8-10.
5. Maksimova, S.Yu., Sentyabrev N.N. and Danilova K.Yu. (2015), "Assessment of functional asymmetry in preschool children with mental retardation", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23667.
6. Fomina, N.A. (2004), Physical education of preschool children on the basis of the system of plot-role rhythmic gymnastics: monograph, Publisher, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
УДК 796.011
АДАПТАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КУЗБАССКОГО
ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ
Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Владимирович Варинов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры,