Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
129
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скрябина Ирина Дмитриевна
аспирант, ФГБОУВПО «ВГАФК», г. Волгоград
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросам педагогического контроля адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются проблемы использования тестовых методик по определению физического развития и физической подготовленность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ABSTRACT
This article deals with the pedagogical control of adaptive physical education of children ofpreschool age. The article discusses the use of test methods to determine physical development and physical fitness of preschool children with delay of mental development.
Ключевые слова: педагогический контроль, физическое развитие, физическая подготовленность, тест, дошкольник, задержка психического развития.
Keywords: pedagogical control, physical development, physical fitness, preschool, test, mental retardation.
На современном этапе развития системы образования с введением ФГОС дошкольного образования [2013] на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка, для максимального развития его реальных и потенциальных возможностей.
В настоящее время организация педагогического контроля в адаптивном физическом воспитании не всегда отвечает необходимым требованиям коррекционно-педагогического процесса для детей имеющих отклонения в состоянии здоровья. Многочисленные исследования [1, 3, 6, 7, 12, 18] подтверждают необходимость разработки системы специального комплексного контроля в адаптивном физическом воспитании. В то же время инструкторам по физическому необходимо объективно оценивать влияние инвалидизирующих факторов на состояние организма занимающихся, а так же динамику показателей жизнедеятельности под влиянием систематических занятий физической культурой. Учитывая сказанное, особую значимость приобретает проблема педагогического контроля при занятиях АФВ детей дошкольного возраста с ЗПР. Актуализирует проблему специфика развития рассматриваемой категории детей.
Методологическая основа оценки уровня физического состояния детей с отклонениями в состоянии здоровья во многом схожа с основными принципами оценки детей развивающихся в соответствии с возрастными нормами [3].
До настоящего времени окончательно не решен вопрос по поводу обеспечения специального педагогического контроля в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с ЗПР. Специалисты в своей работе используют имеющиеся методики педагогического контроля для нормально развивающихся детей, с учетом характера заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья, показаний и противопоказаний к тем или иным двигательным нагрузкам и физическим упражнениям [5, 7, 14, 17].
В настоящее время активно ведутся разработки новых систем педагогического контроля, основанных на инновационных концепциях физического воспитания.
В современной литературе для исследования здоровья детей все чаще встречается использование автоматизированных средств мониторинга в рамках проведения педагогического контроля.
Так, к настоящему времени, для оценки состояния здоровья детей и подростков Е.Н. Сотникова, П.И. Храм-цов [2010] предлагают использование двух программ: «Автоматизированный комплекс для диспансерного обследования детского населения» (АКДО) и «Медискрин».
А.А. Потапчук, Т.С. Эмануэль [2012] предлагают саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков посредством аппаратно-програмного комплекса, состоящего из двух основных приборов: Спироар-териокардиоритмографа (САКР) и компьютеризированного устройства для оценки психомоторной активности ребенка по двигательным тестам (УПМД).
Однако нужно отметить, что использование вышеперечисленных комплексов требует специальных знаний для проведения и оценки результатов диагностических испытаний.
В практической работе АФВ чаще всего используют такие методы, как соматоскопия и саматометрия (антропометрия), которые позволяют определить тип телосложения, дефекты осанки, своды стопы, нарушения в состоянии опорно-двигательной системы (недостаточное развитие отдельных мышечных групп, ограничение подвижности или разболтанность суставов, слабость связочного аппарата, деформации позвоночника).
Медики, гигиенисты, антропологи, педагоги и другие специалисты единодушно считают, что основными признаками физического развития являются: длина тела, масса тела и окружность грудной клетки в покое. На этом единодушие многих авторов заканчивается, большинство исследователей, признают, что диагностическая и прогностическая значимость предлагаемых методов, а также информативность используемых в них показателей в работе с детьми имеющих ЗПР, изучена недостаточно.
Кроме того, в последнее время в АФВ отчетливо проявилась тенденция включения в расчет интегративных индексов показателей физического развития, выведенным путем произвольного сопоставления различных антропометрических признаков:
- весоростовой показатель (индекс Кетле), представляющий отношение массы тела (кг) к росту (см);
- ростовесовой показатель: длина тела (см) минус 100 равно должной массе тела (кг);
- жизненный показатель - отношение жизненной емкости легких (мл) к массе тела (г);
- показатель процентного отношения фактической жизненной емкости легких к должной жизненной емкости легких;
- показатель процентного отношения мышечной силы кисти (кг) к массе тела (кг);
- показатель пропорциальности телосложения, который вычисляется следующим образом: из величины роста вычитается величина роста сидя, а затем из роста сидя вычитается полученная в первом случае разность;
130
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- показатель крепости телосложения (индекс Пинье)
выражается разницей между ростом стоя и суммой
массы и окружности грудной клетки на выдохе
[1, 7].
Однако нужно отметить, что большинство этих индексов не имеет научного обоснования, в связи с чем, они имеют относительное значение и могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки физического развития.
Объективная оценка физической подготовленности может быть дана лишь при учете комплекса показателей, характеризующих состояние основных функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной. Под влиянием движений повышается функциональная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, улучшается пищеварение и обмен веществ. Повышается устойчивость организма к заболеваниям.
К наиболее информативным величинам, исследования которых представляет наименьшие трудности при работе с детьми дошкольного возраста, относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий.
Выбор методов контроля за функциональным состоянием детей с ЗПР во многом зависит от клинического состояния, выраженности патологической симптоматики, степени нарушения основных жизнеобеспечивающих систем организма и других критериев, в целом определяющих тактику коррекционной работы и, соответственно, требующих объективного контроля.
В практике врачебного контроля существенную роль играют функциональные пробы. Число функциональных исследований, используемых в настоящее время в адаптивном физическом воспитании чрезвычайно велико и включает весь методический арсенал, которым располагает современная медицина.
Исследование сердечно-сосудистой системы (ССС) в покое и после дозированной нагрузки дает возможность лучше оценить адаптацию сердца к физической нагрузке, выявить скрытые нарушения со стороны ССС и на основании полученных результатов дать обоснованные рекомендации по корректированию физической нагрузки.
Анализ научно-методической литературы позволил нам выделить ряд функциональных проб, которые используются в АФВ: проба Мартинэ-Кушелевского; ортостатическая проба; клиностатическая проба; проба «сидя-стоя»; проба Руфье; модифицированный степ-тест; PWC 170 [5, 7].
Следует отметить, что научного обоснования использования перечисленных методик для детей дошкольного возраста с ЗПР нами не найдено.
Исследование системы внешнего дыхания представляет собой важный раздел функционального состояния организма в целом. Исследование внешнего дыхания является неотъемлемой частью как первичного обследования детей, так и средством оценки дозирования физических нагрузок, контроля за эффективностью физкультурных занятий.
Функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивается по данным общеклинических исследований и путем использования инструментальных методик. К ним относятся: исследование жизненной емкости легких (ЖЕЛ); пневмотахометрия (ПТМ); спирография; частота дыхания (ЧД); глубина дыхания (ГД); минутный объем дыхания (МОД); резервный объем вдоха (РОвд);
резервный объем выдоха (РОвыд); проба Генча; проба Штанге [7, 17].
Особый интерес при контроле за деятельностью системы дыхания представляют пробы, позволяющие оценивать её функциональное состояние. Для этой цели рекомендуются пробы с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча), на вдохе (проба Штанге), комбинированная - с задержкой дыхания (проба Серкина), пробы Розенталя, Ша-франовского и Скибинской. Информативность подобных тестов может быть повышена, если фиксировать не только время задержки дыхания, но и степень учащения дыхания после выполнения пробы.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что пробы с задержкой дыхания имеют ряд противопоказаний, например, склонность к головокружениям, поэтому их нужно проводить с осторожностью. Так же следует заметить, что результат в пробах с задержкой дыхания в немалой степени зависит от волевых усилий ребенка, а также чувствительности его центральной нервной системы к изменениям напряжения углекислоты в крови.
Учитывая многообразие существующих методик, важной стороной тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является проблема выбора теста для оценки конкретной физической способности и общей физической подготовленности.
Применительно к анализу физической подготовленности детей с ЗПР не сложилась единая система тестовых испытаний двигательной подготовленности как неизменный комплекс нормативов, позволяющих осуществлять непрерывный долгосрочный контроль физической подготовленности.
Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выделить ряд тестовых заданий, используемых специалистами адаптивного физического воспитания, в качестве основных для определения физической подготовленности детей с отклонениями в развитии.
Наиболее популярными тестами, характеризующие скоростные и скоростно-силовые показатели стали: бег на 10 и 30 м. с высокого старта, челночный бег 3x5 или 3x10 м, бег «змейкой», прыжок в длину с места, метание на дальность, бросок набивного мяча масса 1 кг (см.) [4, 9, 10].
Для определения выносливости детей дошкольного возраста используют бег на 120, 150 и 300 м. [4, 15].
В тестировании силовых способностей широко рекомендуются сгибание-разгибание туловища из положения, лежа на спине (на животе), вис на перекладине [7, 19].
Исследование развития гибкости проводится путем наклона туловища вперед из различных исходных положений [2].
Большое внимание авторы уделяют исследованиям сформированности координационных способностей, отмечая особое место координации среди других физических качеств.
Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.
В АФВ исследованию координационных способностей большинство авторов так же придает особое значение. Выбор тестовых методик в этом направлении отличается многообразием. Самыми востребованными тестами стали: «Проба Ромберга», тест Озерецкого, «Аист», «Ласточка», «пяточно-носочная», теппинг-тест, РДО, «смена
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
131
рук», «гребля», ходьба по скамейке, бег к пронумерованным мячам, хлопки в ладони, притопы (правой и левой ногой), повторение движения (одноименным и разноименным способом), удары мяча об пол, укладывание пуговиц, раскладывание спичек и др. [5, 7, 8, 16].
Можно констатировать, что при проведении занятий по адаптивному физическому воспитанию применяются различные педагогические тесты для оценки двигательной подготовленности детей имеющих нарушения в развитии, порой не учитывающие специфику заболевания, часто научно не обоснованные, не отражающие периоды интенсивного возрастного развития, особенности здоровья, возраста, пола и другие специфические характеристики.
В большинстве случаев выбор тестовых упражнений, регламентация их выполнения, оценка результатов и другие вопросы тестирования решаются инструкторами по физическому воспитанию самостоятельно, с опорой на учебные нормативы из программ обучения стандартных дошкольных образовательных учреждений. Это приводит, с одной стороны, к появлению большого количества тестов, с другой стороны, отсутствию единых критериев в оценке физической подготовленности детей рассматриваемой нозологической группы. Все это, в конечном счете, не способствует осуществлению эффективного педагогического контроля физической подготовленности детей с ЗПР.
Список литературы
1. Барабаш, О. А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном учреждении (на примере образовательных учреждений VII, VIII вида) / О. А. Барабаш. - Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2005. - 196 с.
2. Вербина, В. В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования элементов детского фитнесса / В. В. Вербина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 44-48.
3. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник, том 2 / С. П. Евсеев. -М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.
4. Коровина, И. А. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Коровина Ирина Александровна. - Волгоград, 2010. -24 с.
5. Кошелева, М. В. Формирование ритмичности двигательных действий в процессе адаптивного физического воспитания детей 6-7 лет с задержкой психического развития: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Кошелева Мария Викторовна. -Волгоград: ВГАФК, 2012. - 25 с.
6. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н. Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.
7. Максимова, С. Ю. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности / С. Ю. Максимова. - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2013. - 300 с.
8. Мальцева, И. С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Мальцева Ирина Сергеевна. - Малаховка, 2011 - 23 с.
9. Новицкий, П. И. Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности / П. И. Новицкий // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 1(37).
- С. 12-17.
10. Петренкина, Н. Л. Оценка физической подготовленности дошкольников с нарушением слуха / Н. Л. Петренкина, А. М. Фокин, И. А. Андреева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013.
- № 12 (106). - С. 115-120.
11. Потапчук, А.А. Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков / А. А. Потап-чук, Т. С. Эмануэль, Ю. В. Эмануэль // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 10 (92). - С. 131-136.
12. Ростомашвили, Л. М. Результаты исследования физического развития детей младшего школьного возраста, имеющих сложные нарушения в развитии. / Л. М. Ростомашвили // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 149-153.
13. Сотникова, Е. Н. Мониторинг здоровья детей в образовательных учреждениях: пути реализации / Е.Н. Сотникова, И. П. Храмцов // Актуальная проблема внедрения здоровьесберегающей педагогики: материалы Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» (12-15 октября 2010 года, г. Москва). -М., 2011. - С. 255-258.
14. Стеблий, Т. В. Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях функциональной интеграции (на примере интеграции детей с задержкой психического развития): автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Стеблий Татьяна Викторовна. - СПб. НГУФК, 2008. - 21 с.
15. Федоровская О. М. Оздоровительная физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях разного вида: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Федоровская Ольга Михайловна. -Москва, 2007. - 25 с.
16. Фетисова, С. Л. Подвижные и спортивные игры как средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха / С. Л. Фетисова, А. М. Фокин, Т. С. Лебедева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 168-172.
17. Фирсанова, Н. А. Коррекция психофизических нарушений у детей сирот 1 -3 лет с задержкой психического развития средствами физической культуры: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Фирсанова Наталья Алексеевна. - СПбГАФК, 2005.
- 21 с.
18. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Шапко-вой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.
19. Чухланцева, Е. В. Адаптивное физическое воспитание гиперактивных детей с использованием физических упражнений высокой интенсивности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Чухланцева Елена Викторовна. - Хабаровск, 2009. - 24 с.