Педагогические науки
УДК 796.011
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ЧИРЛИДИНГОМ
Майя Сергеевна Агеева, аспирант, Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты мониторинга двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста. На основе данных физической подготовленности и координационных способностей детей 6-7 лет, авторы анализируют эффективность использования чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также коррекционно-развивающие возможности этой музыкально-двигательной технологии. Проведённый мониторинг двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста, позволяет выявить благоприятную динамику показателей физической подготовленности и координационных показателей у детей с ЗПР, занимающихся чирлидингом. Вышеуказанное, позволяет сделать заключение об эффективности использования чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей исследуемой группы.
Ключевые слова: задержка психического развития, чирлидинг, дети старшего дошкольного возраста, адаптивное физическое воспитание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p3-7
DYNAMICS OF INDEXES OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN THE COURSE OF
DOING CHEERLEADING
Maya Sergeevna Ageeva, the post-graduate student, Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture
Abstract
The article presents the results of monitoring the motor sphere of older preschool children. Based on the data on physical fitness and coordination abilities of children aged 6-7 years, the authors analyze the effectiveness of cheerleading in adaptive physical education of children of older preschool age with mental retardation, as well as the correctional and developmental capabilities of this music and motor technology. The performed monitoring of the motor sphere of senior preschool children allows us to reveal the favorable dynamics of physical readiness indices and coordination indices in children with mental retardation who go in for cheerleading. The above allows us to draw a conclusion about the effectiveness of using cheerleading in adaptive physical education of children of the studied group.
Keywords: mental retardation, cheerleading, older preschool children, adaptive physical education.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в медицине и дефектологии прослеживается тенденция увеличения числа детей, имеющих негрубые нарушения интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы. Среди них отдельную группу составляют дети с задержкой психического развития [6, 7]. Адаптивное физическое воспитание, как обязательная образовательная область обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, обязано создать условия для нивелирования имеющихся у них отклонений [1, 2]. При решении вышеуказанных задач, следует отметить музыкально-двигательные технологии, эффективность которых доказана предшествующими научными исследованиями [3, 4, 5]. Высокий
коррекционный эффект этих технологий, достигается при помощи воздействия на координационную сферу детей с ЗПР, которая находится в тесной связи с интеллектуальными проявлениями [5]. На наш взгляд использование чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей с ЗПР, будет способствовать развитию их психофизической сферы и выравниванию негативных характеристик их развития. Данная музыкально-двигательная технология, отличается координационной направленностью, а также высокой степенью воздействия на психофизическую сферу воспитанников, их двигательные и личностные параметры [8].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В рамках нашей опытно-экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент, позволяющий оценить эффективность использования чирлидинга в практике адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В нем приняли участие дети массовых дошкольных учреждений (группа Н - норма) и их сверстники коррекционных групп - экспериментальная группа (группа Э), и контрольная группа (группа К). В каждой группе количество детей было по 20-23 человека. Эффективность использования мы оценивали по динамике показателей физической и координационной подготовленности. Данные таблицы 1 демонстрируют изменение показателей физической подготовленности испытуемых в ходе педагогического эксперимента.
Таблица 1 - Показатели физической подготовленности детей 6-7 лет в ходе педагогического эксперимента_
Тесты по физической подготовке Статистические показатели, х±т Достоверность различий
Э (п=20) К (п=20) Н (п=20) Э-К Э-Н К-Н
Поднимание туловища из И.П. лежа на животе (кол-во раз за 30 с) 20,73±1,14 19,46±1,55 24,69±2,01 0,66 р>0,05 1,71 р>0,05 2,83 р<0,05
Поднимание туловища из И.П. лежа на спине (кол-во раз за 30 с) 17,45 ±1,66 14,54±1,18 20,31±0,87 2,15 р<0,05 1,53 р>0,05 3,94 р<0,05
Бег 30 м (с) 6,76±0,27 7,97±0,23 6,87±0,19 3,41 р<0,05 0,33 р>0,05 3,69 р<0,05
Метание вдаль сил. рук (м) 7,05± 1,3 6,51±0,29 8,28±0,31 1,25 р>0,05 0,91 р>0,05 4,17 р<0,05
Прыжок в дл. с места (см) 102,82±6,19 95,92±5,12 119,62±5,51 1,14 р>0,05 2,03 р>0,05 3,15 р<0,05
Бег 300 м (с) 119,97±3,44 153,41±3,31 121,17±2,67 7 р<0,05 0,28 р>0,05 7,72 р<0,05
Наклон вперед из И.П. сидя (см) 2,55±1,57 1,51± 1,34 4,92±2,61 0,50 р>0,05 0,78 р>0,05 1,16 р>0,05
Челночный бег (с) 12,43±1,28 15,92±1,21 11,56±0,47 1,98 р>0,05 0,64 р>0,05 3,36 р<0,05
Примечание: Э - экспериментальная группа детей с ЗПР; К - контрольная группа детей с ЗПР; Н - контрольная группа детей, не имеющих отклонения в развитии
Анализ представленных табличных данных позволяет увидеть, что к окончанию исследовательского периода дети с ЗПР экспериментальной группы значительно превосходили своих сверстников из контрольной коррекционной группы по изучаемым параметрам (<0,05). Примечательно, что показатели последних, имели статистически достоверное различие с аналогичными данными группы норма (<0,05), тогда как экспериментальная группа такой разницы не имела (>0,05). Положительная динамика произошла в показателях:
- сформированности силы мышц спины и брюшного пресса, регистрируемых подъемами корпуса на животе и на спине;
- сформированности скоростных качеств, регистрируемых преодолением дистанции 30 м;
- проявлений скоростно-силовых качеств, определяемых прыжком в длину с места и метанием теннисного мяча вдаль сильнейшей рукой;
- гибкости, определяемой в наклоне вперед из положения сидя;
- проявлений общей выносливости, регистрируемой преодолением дистанции
300 м.
В таблице 2 приводятся результаты, полученные при оценке координационной подготовки детей, которые позволяют увидеть, что занятия чирлидингом оказали положительное воздействие на формирование координационной подготовленности испытуемых экспериментальной группы.
Таблица 2 - Показатели координационной подготовленности детей 6-7 лет в ходе педагогического эксперимента_
Тесты по координационной Статистические показатели х±т Достоверность различий
подготовке Э (п=20) К (п=20) Н (п=20) Э-К Э-Н К-Н
Удержание равновесия на правой 24,62±2,62 17,85±2,21 34,08±2,95 1,98 2,40 4,40
ноге (с) р>0,05 p<0,05 p<0,05
Удержание равновесия на левой 26,09±3,42 30,92±2,01 19,38±1,21 2,01 1,85 4,92
ноге (с) р>0,05 р>0,05 p<0,05
Согласование движений в верти- 4,18±0,32 2,31±0,34 4,08±0,32 4,01 0,22 3,79
кальной плоскости(б) р>0,05 р>0,05 p<0,05
Согласование движений в сагит- 4,36±0,24 2,62±0,38 4,38±0,23 3,87 0,06 5,29
тальной Плоскости (б) p<0,05 р>0,05 p<0,05
Согласование движений в горизон- 4,27±0,52 2,31±0,32 4,23±0,16 3,21 0,07 5,37
тальной плоскости (б) p<0,05 р>0,05 p<0,05
Теппинг-тест правая рука (кол-во 54,09±3,65 33,01±2,34 53,46±2,53 2,47 1,88 7,31
ударов) p<0,05 р>0,05 p<0,05
Теппинг-тест левая рука (кол-во 43,18±3,09 42,92±3,24 34,02±2,74 0,06 2,22 2,1
ударов) р>0,05 p<0,05 p<0,05
Выполнение прыжка в половину 4,45±3,45 -13,85±6,05 -0,54±2,08 0,60 0,97 2,08
возможной амплитуды (см) р>0,05 р>0,05 p<0,05
Слаломный бег (с) 8,39±0,32 10,19±0,57 9,23±0,41 2,75 p<0,05 1,62 р>0,05 1,58 р>0,05
Проба Озерецкого кулак-ребро- 4,91±1,09 2,86±0,39 4,31±0,24 5,12 0,54 3,17
ладонь (б) р>0,05 р>0,05 p<0,05
Примечание: Э - экспериментальная группа детей с ЗПР; К - контрольная группа детей с ЗПР; Н - контрольная группа детей, не имеющих отклонения в развитии
Результаты экспериментальной группы не имеют статистически достоверной разницы от группы норма фактически во всех пробах (>0,05). Это проявляется в тестах, характеризующих способность:
- к согласованию двигательных действий в различных направлениях, определяемой одновременным движением руки и ноги в сагитальной, горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- к удержанию равновесия, определяемой удержанием равновесия на одной ноге;
- к дифференцировке мышечных усилий, регистрируемой выполнением прыжка в половину заданной амплитуды;
- к ориентировке в пространстве, регистрируемой слаломным бегом;
- к мелкомоторной организации двигательного действия, которая была оценена при помощи динамического праксиса «кулак-ребро-ладонь»;
- мелкомоторной координации, определяемой выполнением теппинг-теста правой и левой рукой.
Следует отметить, что у воспитанников контрольной коррекционной группы такая картина не наблюдалось и их показатели координационной подготовленности имеют статистически достоверное отставание от показателей группы норма (<0,05).
Полученные данные согласуются с данными предшествующих исследований [3, 5] и позволяют сделать заключение о педагогической целесообразности использования чирлидинга в практике адаптивного физического воспитания детей данной нозологической группы.
ВЫВОДЫ
Проведённый мониторинг двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста, позволяет выявить благоприятную динамику показателей физической подготовленности и координационных показателей у детей с ЗПР, занимающихся чирлидингом. Вышеуказанное, позволяет сделать заключение об эффективности использования чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей исследуемой группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, Н.А. К вопросу о включении в образовательный процесс интегрированных уроков физической культуры обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР / Н.А. Бойко, Г.А. Меремкулова // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 2 ч. - Волгоград, 2020. - Часть 2. - С. 200-204.
2. Жолобов, В.С. Необходимость развития мелкомоторной координации стопы у детей старшего дошкольного возраста средствами футбола / В.С. Жолобов // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования : сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 2 ч. - Волгоград, 2020. - Часть 2 - С. 220-223.
3. Кошелева, М. В. Формирование ритмичности двигательных действий в процессе адаптивного физического воспитания детей 6-7 лет с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кошелева Мария Викторовна. - Волгоград, 2012. - 25 с.
4. Летова, Е.А. Дидактическая модель коррекционного развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития средствами фитнес-аэробики / Е.А. Летова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 216-218.
5. Максимова, С.Ю. Методы развития физических качеств детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, И. Д. Скрябина, С.С. Садовая // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3 (59). - С. 8-10.
6. Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутического спектра / О.С. Никольская // Дефектология. - 2010. - 1. - С. 35-39.
7. Орлова, Е.А. Клиническая психология : учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник. - Москва : Издательство ЮРАЙТ, 2012. - 363 с.
8. Эпп, Т.И. Средства совершенствования согласованности двигательных действий в командных соревновательных программах чирлидинга : дис. ... канд. пед. наук / Эпп Татьяна Ивановна. - Омск, 2015. - 153 с.
REFERENCES
1. Boyko, N. and Meremkulova, G. (2020), "Оп the issue of inclusion in the educational process of integrated physical education lessons for students of primary school age with mental retardation", Topical issues of physical and adaptive physical education in the education system, collection of materials of the II all-Russian scientific and practical conference with international participation, Volgograd, Part 2, рр. 200-204.
2. Zholobov, V. (2020), 'The Need to develop small-motor coordination of the foot in children of senior preschool age by means of football", Topical issues of physical and adaptive physical education in the education system, collection of materials of the II all-Russian scientific and practical conference with international participation, Volgograd, Part 2, рр. 220-223.
3. Kosheleva, M. (2012), Formation of rhythmicity of motor actions in the process of adaptive physical education of children 6-7 years of age with delayed mental retardation, dissertation, Volgograd.
4. Letova, E. (2019), "Didactic model of correctional development of cognitive processes in children with mental retardation by means of fitness aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 216-218.
5. Maksimova, S., Scriabina, S. and S. Sadovaya (2014), "Methods of development of physical qualities of preschool children with a delay in mental development", Adaptive physical culture, No 3 (59), рp. 8-10.
6. Nikolskaya, O. (2010), "Special Federal state educational standard for children with autism spectrum disorders", Defectology, No. 1, рр 35-39.
7. Orlova, E. (2012), Clinical psychology, textbook for bachelor, You write publishing House, Moscow.
8. EPP, T.I (2015), Means of improving the consistency of motor actions in team competitive programs of cheerleading, dissertation, Omsk.
Контактная информация: maya.cheer@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.09.2020
УДК 796.926
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРНОЛЫЖНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Маргарита Юрьевна Надыршина, ассистент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. Горнолыжный спорт предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей спортсменов. Одним из популярных технических средств обучения сегодня в спортивной тренировке стала координационная (тренировочная) лестница. Нами был разработан комплекс упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей занимающихся. Цель исследования: определить эффективность применения тренировочной лестницы для развития координационных способностей спортсменов-горнолыжников 8-9 лет. Организация исследования. В течение двух месяцев 2 раза в неделю данный комплекс применялся в подготовительной части учебно-тренировочного занятия. До начала эксперимента и после его окончания было проведено педагогическое тестирование: определение уровня развития координационных способностей по методике В. Старосты. Также в ходе исследования был проведен опрос занимающихся. Результаты исследования и их обсуждение. Повторное тестирование показало, что уровень развития координационных способностей у группы достоверно вырос (р < 0,01). Все горнолыжники (100% респондентов) отметили, что занятия на координационной лестнице вызывают у них интерес. Вывод. Исследование показало, что применение разработанного нами комплекса упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей детей 8-9 лет, занимающих горнолыжным спортом, эффективно для развития координационных способностей.
Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, координационные способности, спортивная подготовка, координационная лестница.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p7-11
IMPROVEMENT OF ALPINE SKIERS' COORDINATION ABILITIES AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Margarita Yuryevna Nadyrshina, the assistant, Baltic State Technical University "Voen-meh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
Introduction. Alpine skiing places high demands on the improvement of coordination abilities of athletes. One of the most popular technical training tools in sports training today is the coordination (training) ladder. We have developed a set of exercises for the coordination ladder, taking into account the age characteristics of children. The purpose of the study: to determine the effectiveness of the training ladder for the development of coordination abilities of 8-9-year-old alpine skiers. The methodology and organiza-