Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания'

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2178
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Садовая Светлана Сергеевна

Содержание статьи затрагивает вопросы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ней приведена методика развития координационных способностей у воспитанников коррекционных групп. Специфичной чертой экспериментальной методики является ее базирование на средствах музыкально-двигательного воспитания. Так же в статье приведены методы развития координации движений и рассмотрены формы педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Прописнова Елена Павловна, Садовая Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the coordination abilities at preschool children with mental retardation by means of music and motor education

Contents of the article address the issues of the adaptive physical education of the preschool children with mental retardation. It describes a method of the coordination abilities development for the pupils of the correctional groups. A specific feature of the experimental procedure is basing it on the means of the musical-motor training. In addition, the article presents the methods of the coordination abilities development, considering the forms of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания»

9. Хакен, Г. Основные понятия синергетики / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. - М.

: Мир, 2000. - С. 28-57.

10. Хамидуллин, А. М. Синергетическое образование как основа формирования у обучающихся нового мировоззрения / А. Г. Маджуга, А.М. Хамидуллин // Психология и педагогика. - 2012. - № 4. - С. 44-53.

11. Урсул, А. Д. Глобализация через устойчивое развитие / А. Д. Урсул // Безопасность Евразии. - 2004. - № 1. - С. 25-28.

REFERENCES

1. Arzumanyan, R. (2012), The edge of chaos. Complex thinking and network: the paradigm of the nonlinearity and the security environment of the XXI century, publishing house “REGNUM”, Moscow.

2. Zagarola, T.B. (2012), “Development of synergetic culture of personality in the educational process of the University”, Teacher education, No. 5, pp. 115-125.

3. Ishkov, A.D. (2004), Educational activities of students: psychological factors of success: Monograph, publishing house ASV, Moscow.

4. Knyazeva, E.N. and Kurdyumov, S. P. (2002), Foundations of synergetic, publishing house “Aleteia”, St. Petersburg.

5. Kulnevich S. V. (2001), “Problems of updating of the contents of training programs in a context of pedagogical synergetic”, the Almanac "Historical and cultural, substantial and scientifically aspects of development of pedagogical education and pedagogical science on Don ", Issue III, News of SO of Russian Education Academy, Rostov-on-Don, pp. 90-101.

6. Madzhuga, A.G. Asadullin E.F. and Asadullina S.H. (2013), Synergetic and education. The main provisions of the conceptual model: monograph, LAB LAMBERT Academic Publishing GmbH.

7. Synergetic: Seminar works, Vol. 3, Materials of the Round table “Self-organization and synergetic: ideas, approaches and prospects”, publishing house Moscow State University, Moscow.

8. Styopin V. S. (2003), “Spontaneous systems and post-no classical reality”, Philosophy Questions, No. 6, pp. 5-17.

9. Haken, H. (2000), “Basic concepts of synergy”, Synergetic Paradigm, publishing house “Peace”, Moscow, pp. 28-57.

10. Hamidullin, A.M. and Madzhuga, A.G. (2012), “Formation of synergetic culture of the studying youth: system and activity approach”, Psychology and pedagogy, No. 4, pp. 44-53.

11. Ursule A.D. (2004), “Globalization through a sustainable development”, Safety Eurasia, No.

1, pp. 25-28.

Контактная информация: Mag-d@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2014.

УДК 372.212.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,

Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент,

Светлана Сергеевна Садовая, кандидат педагогических наук, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Содержание статьи затрагивает вопросы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ней приведена методика развития координационных способностей у воспитанников коррекционных групп. Специфичной чертой экспериментальной методики является ее базирование на средствах музыкально-двигательного воспитания. Так же в статье приведены методы развития координации движений и рассмотрены формы педагогического процесса.

Ключевые слова: координационные способности, задержка психического развития, музыкально-двигательное воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p81-87

DEVELOPMENT OF THE COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF MUSIC AND MOTOR

EDUCATION

Svetlana Yurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Svetlana Sergeevna Sadovaya, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

Contents of the article address the issues of the adaptive physical education of the preschool children with mental retardation. It describes a method of the coordination abilities development for the pupils of the correctional groups. A specific feature of the experimental procedure is basing it on the means of the musical-motor training. In addition, the article presents the methods of the coordination abilities development, considering the forms of the pedagogical process.

Keywords: coordination abilities, mental retardation, motor musical upbringing.

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая основные характеристики двигательного дизонтогенеза детей дошкольного возраста с ЗПР можно отметить, что его главной чертой является несформи-рованность координационных способностей. Этот факт имеет научное подтверждение во многих исследованиях, связанных с адаптивным физическим воспитанием детей этой нозологической группы [1, 2]. На базе Волгоградской государственной академии физической культуры в рамках госзаказа министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (№9 гос. регистрации 01201254259) была разработана и экспериментально апробирована методика развития координационных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР. Ее основу составили средства музыкально-двигательного воспитания.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Согласно основным методическим положениям теории и методики физического воспитания структуру методики составляли такие взаимосвязанные компоненты как цель, задачи, средства, методы и формы коррекционно-оздоровительной деятельности (рисунок 1).

Целью методики явилось путём целенаправленного формирования координационных способностей содействовать физическому и психическому развитию детей 6-7 лет с ЗПР.

Поставленная цель конкретизировалась в следующем ряде задач:

1. Формировать базовые координационные способности у детей: способность к согласованию, ритмичности движений, удержанию равновесия, ориентировке в пространстве, дифференцировке мышечных усилий, мелкомоторной организации движений.

2. Содействовать укреплению здоровья детей, повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей растущего организма.

3. Способствовать формированию основной базы двигательных действий и гармоничному развитию дошкольников с ЗПР.

Для решения выше поставленных задач были подобраны специальные средства музыкально-двигательного воспитания. В данных условиях учитывался такой важный момент, как наличие музыкального сопровождения, задающего дополнительные педагогически значимые условия сопровождения двигательной активности. Немаловажным условием было и то, что они базируются на различных видах гимнастики, основу которых составляют координационные упражнения (таблица 1).

Рис. 1. Структура экспериментальной методики формирования координационных способностей у детей 6-7 лет с ЗПР

1. Музыкально-ритмическая общеразвивающая гимнастика представляла собой комплексы общеразвивающих упражнений, построенных на согласованных движениях различными частями тела: упражнения на проработку мышц рук с одновременными движениями ногами и наоборот; повороты, наклоны, сочетаемые с движениями руками, кистями; приседания, выпады, махи ногами осложненные перекрестными движениями руками; прыжки с различными вариантами положения рук, ног и пр. [4]

2. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика основывалась на упражнениях различных оздоровительных систем [5] и представляла собой ритмически организованные дыхательные упражнения, сочетаемые с физическими упражнениями.

3. Ритмическая гимнастика сюжетно-ролевой и психокоррекционной направленности базировалась на всевозможных вариантах координационных упражнений: на согласование движений (танцевальные, гимнастические элементы); ориентировку в пространстве (перемещения по залу во время занятия; выполнение упражнений по зрительным ориентирам); дифференцировку мышечных усилий (ритмически организованные двигательные действия, элементы психомышечной тренировки); удержание равновесия (статические позы, перемещения по ограниченной поверхности); ритмичность движений (выполнение движений в соответствии с лидирующим музыкальным сопровождением); мелкомоторную координацию (движения кистями, стопой).

4. Музыкально-ритмическая пальчиковая гимнастика основывалась на упражнениях кистями, пальцами рук, сочетания этих движений с произношением стихотворений и пр.

5. Музыкально-ритмическая корригирующая гимнастика представляла собой комплексы гимнастики для коррекции и профилактики нарушений осанки, плоскостопия, построенных: на согласованных движениях различными частями тела - стопой и кистя-

ми, ногами и руками, корпусом и руками; на ритмически организованных упражнениях корригирующего характера.

Таблица 1

Средства музыкально-двигательного воспитания, используемые для формирования _________________________координационных способностей___________________________

Средства музыкальнодвигательного воспитания Характеристики координационных упражнений

Музыкально-ритмическая общеразвивающая гимнастика упражнения на согласование движений, дифференцировки мышечных усилий

Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика упражнения на отработку ритмичности дыхания, двигательных действий, согласования движения и дыхания

Ритмическая гимнастика сюжетноролевой и психокоррекционной направленности упражнения на согласование движений, освоение новых двигательных действий и их закрепление, отработку ритмичности движений, внутримышечной координации, дифференцировки мышечных усилий, способности к ориентировке в пространстве, удержанию равновесия

Музыкально-ритмическая пальчиковая гимнастика упражнения на организацию движений кистями, пальцами рук

Музыкально-ритмическая корригирующая гимнастика упражнения на дифференцировку мышечных усилий, организацию мелкомоторных двигательных актов (движения стопой), отработку ритмичности движений и дыхания

Элементы ЛФК, стретчинга под музыку упражнения на дифференцировку мышечных усилий, отработку внутримышечной координации

Музыкально-ритмические игры и эстафеты упражнения на согласование движений, закрепление и совершенствование двигательных действий, отработку ритмичности движений, внутримышечной координации, дифференцировки мышечных усилий, способности к ориентировке в пространстве, удержанию равновесия

Музыкальные композиции с элементами танцев и спорта упражнения на согласование движений, освоение новых двигательных действий и их закрепление, отработку ритмичности движений, внутримышечной координации, дифференцировки мышечных усилий, способности к ориентировке в пространстве, удержанию равновесия

Театрализованные по сюжетам сказок комплексы ритмической гимнастики упражнения на согласование движений, закрепление и совершенствование двигательных действий, отработку ритмичности движений, внутримышечной координации, дифференцировки мышечных усилий, способности к ориентировке в пространстве, удержанию равновесия

6. Элементы ЛФК, стретчинга под музыку представляли собой комплексы лечебно-профилактического, релаксационного характера базировались на упражнениях на дифференцировку мышечных усилий, отработку внутримышечной координации, согласованных двигательных действий.

7. Музыкально-ритмические игры и эстафеты содержали в своей основе всевозможные упражнения координационной сложности: на ориентировку в пространстве, удержание равновесия, согласованные коллективные и индивидуальные действия, психомоторные проявления и пр.

8. Музыкально-ритмические композиции с элементами танцев и спорта базировались на интегрированном проявлении сложнокоординационных способностей в танцевальных композициях, упражнениях с предметами (упражнения художественной гимнастики с мячом, лентами, обручами).

9. Театрализованные по сюжетам сказок комплексы ритмической гимнастики основывались на интегрированном проявлении сложнокоординационных способностей в нестандартных условиях.

Специфические условия формирования координационных способностей, в ходе воздействия средств музыкально-двигательной подготовки, задает музыкальный фон. Наличие организованного, ритмически доминирующего сопровождения, создает условия для согласования движений с музыкальным ритмом. В данных условиях упражнения любого характера (в том числе и не координационного) становятся сложно координационным, поскольку их выполнение возможно только при согласовании локомоций с ритмом музыки.

Этот момент выделен нами как важный способ педагогического воздействия - метод согласования движений с музыкой. Он рассматривался нами как ведущий для развития и совершенствования координационных способностей в экспериментальной методике.

Однако, при обучении сложнокоординационным упражнениям, их закреплении и совершенствовании ведущими были методы специфические методы физического воспитания, дополненные методами вербального и наглядного воздействия общей педагогики (таблица 2). Для становления двигательных способностей в основном использовался метод расчлененно-конструктивного упражнения, заключающийся в разложении движений на фазы и последовательном освоении их. Этот процесс проходил более интенсивно при словесном объяснении и наглядной демонстрации движения.

Таблица 2

Методы, используемые для формирования координационных способностей

Координационные способности Методы обучения Методы совершенствования

К согласованию движений расчлененно-конструктивного, стандартно-повторного слитного и интервального упражнения; вербального и наглядного воздействия вариативного выполнения упражнений, соревновательный, игровой

К удержанию равновесия стандартно-повторного слитного и интервального упражнения; вербального и наглядного воздействия вариативного выполнения упражнений, соревновательный, игровой

К ориентировке в пространстве слитного и расчлененно-конструктивного упражнения; вербального и наглядного воздействия вариативного выполнения упражнений, соревновательный, игровой

К мелкомоторной организации движений расчлененно-конструктивного, стандартно-повторного слитного и интервального упражнения; вербального и наглядного воздействия вариативного выполнения упражнений

К дифференцировке мышечных усилий слитного, стандартно-повторного упражнения; вербального и наглядного воздействия соревновательный и игровой

К ритмичности двигательных действий согласования движений с музыкой; слитного, стандартно-повторного упражнения; вербального и наглядного воздействия вариативного выполнения упражнений, соревновательный, игровой

Закрепление освоенных координационных упражнений проходило в условиях стандартно-повторного или вариативного упражнения, в соревновательной или игровой деятельности.

Применение средств музыкально-двигательного воспитания нашло отражение во всех формах коррекционно-оздоровительного процесса.

Так в организованных формах физкультурно-оздоровительной деятельности, а именно физкультурных занятиях, применялись комплексы ритмической гимнастики сюжетно-ролевой и психокоррекционной направленности. Их основу составляли средства различных видов гимнастики, танцевальных направлений и общеразвивающих упражнений. Процесс их освоения был направлен на изучение новых двигательных действий, наработку и совершенствование базы движений. Это позволяло формировать у детей все проявления координационных способностей, а именно: к согласованию движений, ритмичности двигательных действий, дифференцировке мышечных усилий, ориентировке в пространстве, удержанию равновесия.

В утренней гигиенической гимнастике нашли свое применение музыкально ритмическая дыхательная и общеразвивающая гимнастики. Процесс их выполнения способствовал развитию таких координационных проявлений как способность к согласованию двигательных действий, ритмичности локомоций и дыхания, дифференцировке мышечных усилий

Содержанием физкультурных минуток стали музыкально-ритмическая мелкомоторная, корригирующая гимнастики. Их выполнение позволяло развивать у детей способность к мелкомоторной координации, дифференцировке мышечных усилий, согласо-

ванию двигательных действий, сочетанию движений и речи.

В побудках после дневного сна применялись музыкально-ритмическая корригирующая, дыхательная гимнастики, элементы ЛФК, стретчинга, выполняемые под музыку. Педагогическим эффектом их воздействия являлось развитие у детей способности к мелкомоторной организации движений (развитие моторики стопы), дифференцировке мышечных усилий, согласованию двигательных действий, отработка ритмичности дыхания, внутримышечной координации.

Содержание динамических физкультурных пауз наполнялось музыкальными подвижными играми и заданиями. Их основу составляли игры различной направленности, позволяющие в условиях игровой ситуации отрабатывать и совершенствовать освоенный ранее материал. Их выполнение позволяло развивать способность к согласованию движений, ритмичности двигательных действий, дифференцировке мышечных усилий, ориентировке в пространстве, удержанию равновесия.

Основу содержания физкультурных досугов, праздников и развлечений составляли музыкально-ритмические игры и эстафеты, музыкальные композиции с элементами танцев, музыкально-ритмические упражнения с предметами, театрализованные по сюжетам сказок комплексы ритмической гимнастики. Их применение позволяло развивать комплексно все проявления координации движений, а так же совершенствовать базу двигательных действий [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, экспериментальная методика представлена средствами, методами и формами педагогического воздействия, направленными на формирование координационных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкальнодвигательного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : учебное издание / Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, Г.Р. Шишкина, О.Л. Сергеева - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 157 с.

2. Максимова, С.Ю. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : монография / С.Ю. Максимова - Саратов : Изд-во «СарИпКиПРО», 2013. - 300 с.

3. Максимова, С.Ю. Методические рекомендации по формированию

морфофункциональных возможностей организма детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, А.И. Шамардин, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 92-96.

4. Прописнова, Е.П. Методика повышения функциональных возможностей организма детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.П. Прописнова, В.П. Черкашин, А.А. Мартынов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 123-128.

5. Фомина, Н. А. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры : учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова / Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2006. - 307 с.

REFERENCES

1. МЫуе(1еуа, E.A., Komissarov L.N., Shishkina G.R., Sergeeva O.L. (2001), Education of children with developmental problems and corrective rhythm: School edition, Publishing Center "Academy", Moscow.

2. Maximova, S.Y. (2013), Adaptive physical education of preschool children with mental retardation based on the musical and motor activity: monograph, publishing house "SarlPKiPRO", Saratov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Maximova, S.J., Shamardin, A.I. and Zhivotova, S.S. (2013), “Methodical recommendations upon formation of morphofunctional abilities of an organism of children at preschool age with a delay of mental development”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 92-96.

4. Propisnova E.P., Cherkashin V.P. and Martynov A.A. (2013), “Methodology for improving the functionality of organism of preschool children with mental retardation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 123-128.

5. Fomim, N.A., Maximova S.Y. and Propisnova, E.P. (2006), Musical-motor training in the field of physical culture: tutorial, publishing house "VGAFK", Volgograd.

Контактная информация: mal-msy@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 05.09.2014.

УДК 615.825

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА АУТОРЕЛАКСИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ (КАУ) НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДВИЖНОСТИ ЛУЧЕЗАПЯСТНОГО СУСТАВА У ЖЕНЩИН, ПЕРЕНЕСШИХ ТРАВМУ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

Наталья Владимировна Мамылина, доктор биологических наук доцент, Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ФБОУ ВПО «ЧГПУ»), Наталья Витальевна Черток, врач-терапевт,

Городская клиническая больница №5 (МБУЗГКБ № 5), г. Челябинск

Аннотация

Перелом луча в типичном месте преобладает у женщин постменопаузального периода. Предложенная методика ауторелаксации сустава позволяет в короткие сроки восстановить мобильность движений в лучезапястном суставе до уровня подвижности здоровой верхней конечности и наблюдать достоверное изменение функциональных показателей подвижности лучезапястного сустава.

Ключевые слова: перелом дистального метаэпифиза лучевой кости, ауторелаксация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p87-91

THE INFLUENCE OF AUTORELAXING EXERCISES COMPLEX (AEC) ON THE FUNCTIONAL ACTIVITY OF WOMEN’S RADIOCARPAL JOINT AFTER UPPER

LIMB INJURY

Natalya Vladimirovna Mamylina, the doctor of biological sciences, senior lecturer,

Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Natalya Vitalyevna Chertok, the doctor-therapist,

Municipal Clinical Hospital No.5, Chelyabinsk

Annotation

Fracture of the radiocarpal joint prevails over women in post-menopausal period. The suggested method of joint auto relaxation allows in a short time to restore the mobility of the radiocarpal joint to the level of the healthy upper limb mobility and to observe the significant changes in the functional activity of women’s radiocarpal joint.

Keywords: fracture of the distal radius metaepiphysis, auto relaxation.

Переломы дистального метаэпифиза лучевой кости (перелом лучевой кости в типичном месте) один из наиболее частых повреждений скелета и по данным различных авторов, занимают от 15% до 75% всех переломов костей [4]. Эта травма характерна людей трудоспособного возраста, у этой категории граждан надолго снижается трудоспособность, особенно, при появлении таких осложнений, как нейродистрофический синдром.

Причина перелома лучевой кости в типичном месте чаще всего связана с падением на вытянутую руку. При разогнутой кисти, при этом возникает экстензионный перелом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.