Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В АРМРЕСТЛИНГЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В АРМРЕСТЛИНГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
542
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМРЕСТЛИНГ / ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНИЕ / ТРЕНИРОВКА / ARMWRESTLING / TRAINING / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Элина Владимировна, Никитченко Сергей Юрьевич, Дубатовкин Владислав Иванович, Олейник Сергей Сергеевич, Олейник Елена Николаевна

В статье рассматриваются и обосновываются аспекты применения различных методов и современных технологий тренировки в армрестлинге. Внедрение инновационных подходов, педагогических технологий, как фактор улучшающий эффективность учебно-тренировочного процесса при подготовке спортсменов различного уровня физической подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарова Элина Владимировна, Никитченко Сергей Юрьевич, Дубатовкин Владислав Иванович, Олейник Сергей Сергеевич, Олейник Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS FOR BUILDING UP TRAINING PROCESS IN ARMWRESTLING

The article discusses and substantiates the aspects of using various methods and modern technologies of training in arm wrestling. Introduction of innovative approaches, pedagogical technologies, as a factor that improves the effectiveness of the training process in the preparation of athletes of various levels of physical fitness.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В АРМРЕСТЛИНГЕ»

to solve them, No. 2, pp. 1000-1007.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.07.2020

УДК 796.8

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В АРМРЕСТЛИНГЕ

Элина Владимировна Макарова, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Юрьевич Никитченко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Владислав Иванович Дубатовкин, старший преподаватель, Сергей Сергеевич Олейник, старший преподаватель, Елена Николаевна Олейник, преподаватель, Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются и обосновываются аспекты применения различных методов и современных технологий тренировки в армрестлинге. Внедрение инновационных подходов, педагогических технологий, как фактор улучшающий эффективность учебно-тренировочного процесса при подготовке спортсменов различного уровня физической подготовки.

Ключевые слова: армрестлинг, подготовка, управление, тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p216-221

INNOVATIVE METHODS FOR BUILDING UP TRAINING PROCESS IN

ARMWRESTLING

Elina Vladimirovna Makarova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Yurievich Nikitchenko, the candidate of agricultural sciences, senior lecturer, Vladislav Iva-novich Dubatovkin, the senior teacher, Sergey Sergeevich Oleinik, the senior teacher, Elena Nikolaevna Oleinik, the teacher, K.A. Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow

Abstract

The article discusses and substantiates the aspects of using various methods and modern technologies of training in arm wrestling. Introduction of innovative approaches, pedagogical technologies, as a factor that improves the effectiveness of the training process in the preparation of athletes of various levels of physical fitness.

Keywords: Armwrestling, training, management, training.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем фактом, что здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека. Армрестлинг - развивающийся быстрыми темпами вид спорта. Рост популярности армрестлинга опережает теоретическую наработку научных методов тренировки и совершенствования спортивного мастерства, недостаточно написано методической, научно-методической и научной литературы. Большинство тренеров руководствуются лишь накопленным опытом и мало кто пользуются новыми разработками в этой области.

Объект исследования: инновационные методы в армрестлинге.

Цель исследования: провести комплексное исследование применяемых новшеств в армрестлинге.

Задачи работы:

- охарактеризовать понятие и особенности армрестлинга;

- изучить современные новшества, применяемые в армрестлинге.

Методы исследования: анализ учебной и научной литературы по теме исследования, системный метод, метод классификации и др.

Неуклонное повышение уровня спортивных достижений в армрестлинге вызывает необходимость поиска новых, эффективных путей спортивной подготовки, требует пристального внимания к возможностям оптимизации процессов обучения и тренировки спортсменов. Однако добиваться необходимых положительных сдвигов в спортивной подготовке спортсменов общепринятыми средствами становится все труднее. И связывают это со значительным увеличением объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, которые входят в противоречие с адаптационными возможностями организма спортсмена и отрицательно сказываются на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки.

Армрестлинг относится к скоростно-силовым видам спорта. Основной двигательной задачей армрестлера является развитие максимальной мощности спортивного движения, то есть за кратчайшее время развить максимальную силу. Отсюда следует, что ведущим качеством армрестлеров должно быть развитие высоких показателей взрывной силы.

Среди актуальных вопросов, требующих как теоретического, так и практического решения, является проблема воспитания скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовые качества занимают особое место в воспитании физических качеств, высокий уровень проявления которых, играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. В армрестлинге скоростно-силовые качества являются одним из решающих факторов, от которого зависит исход поединка, исходя из этого, было решено разработать и экспериментальным путем определить эффективность комплекса упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовых качеств в армрестлинге. Объектом исследования выступают инновационные методы в армрестлинге.

В качестве примера инноваций в данном виде спорта можно рассмотреть разработку новых комплексов упражнений для спортсменов - армрестлеров. Один из таких комплексов был предложен специалистами Уфимского государственного нефтяного технического университета. Контрольная группа (КГ) спортсменов работала по стандартной программе, упражнения выполнялись бессистемно учебно-тренировочных групп с акцентом на воспитание скоростно-силовых качеств, использовались методы строго-регламентированного упражнения (повторный, интервальный, непрерывный) и игровой метод. Упражнения выполнялись обще- и специально-подготовительные.

В экспериментальной группе (ЭГ) применялся разработанный комплекс специаль-ноподготовительных упражнений с использованием вариативного метода. Время проведения занятий в обеих группах было одинаково.

Содержание разработанного комплекса упражнений:

1. Имитационная борьба со жгутом, закреплённого на шведской стенке, до 10 сек. с максимальной интенсивностью.

2. Сгибание рук на блоке - работа с максимальной интенсивностью до 10 сек.

3. Попеременное сгибание рук с гантелей. 10 сек. - работа с максимальной интенсивностью.

4. Накручивание груза, висящего на шнуре, на вращающий гриф. 10 сек. - максимальная интенсивность.

5. Тяга штанги в наклоне к груди. До 10 сек. - работа с максимальной интенсивностью.

6. Жим книзу на блоке. До 10 сек. - работа с максимальной интенсивностью.

7. Попеременное поднимание на рабочий угол груза висящего на шнуре - работа с максимальной интенсивностью до 10 сек.

Общее время выполнения комплекса упражнений составляет 30 мин. Выполняется в первой половине основной части занятия. Каждый последующий микроцикл упражне-

ния усложняются за счет вариативного использования отягощений и интенсивности: с легкими отягощениями; интенсивность максимальная, увеличивая отягощения интенсивность поддерживать на максимально возможном уровне, которая естественным образом снижается, далее при работе без отягощений интенсивность максимальная. Так же условия постепенно усложняются от недели к неделе: сокращение времени на выполнение определенного количества повторений в подходе. Применялись и использовались отягощения, вес которых варьировался.

Особенность разработанного комплекса упражнений заключается в том, что все упражнения специально-подготовительные и выполняются в скоростно-силовом режиме с максимальной интенсивностью до 10 с. Используется повторный метод и методика вариативного изменения веса отягощений, где каждый последующий микроцикл упражнения усложняются за счет вариативного использования отягощений и интенсивности. В этом отличие от стандартной методики, в которой используются строго регламентированные методы, а упражнения используются обще- и специально-подготовительные.

До и после эксперимента было проведено тестирование скоростно-силовых качеств армрестлеров в контрольной и экспериментальной группах. Целью было определение уровня их скоростно-силовой подготовленности и определение межгрупповых различий, и выявление эффективности усовершенствованной методики. Результаты приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Результаты контрольно-тестовых упражнений контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (М±т)_

Тестовые упражнения КГ ЭГ Достоверность различий

Сгибание разгибание рук с хлопком в упоре лёжа (количество хлопков за 20 сек.) 8,5±1,4 8,3±1,5 р > 0,05

Подтягивание на перекладине (кол-во раз за 20 сек.) 9,1±2,6 8,7±2,4 р > 0,05

Имитационная борьба с отягощением на блочном устройстве (кол-во раз за 20 сек.) 6,6±4,9 6,9±5,1 р > 0,05

Примечание: М ± т, где М - среднее арифметическое значение, и т - стандартная ошибка среднего значения.

Динамика межгрупповых различий тестовых показателей контрольной и экспериментальной групп до эксперимента позволила установить, что уровень развития скорост-но-силовых качеств в обеих группах относительно одинаков, различия недостоверны р>0,05.

Таблица 2 - Результаты контрольно-тестовых упражнений контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (М±т)_

Тестовые упражнения КГ ЭГ Достоверность различий

Сгибание разгибание рук с хлопком в упоре лёжа (количество хлопков за 20 сек.) 10,8±1,1 11,3±0,9 р < 0,05

Подтягивание на перекладине (кол-во раз за 20 сек.) 12,8±0,9 11,5±0,5 р < 0,05

Имитационная борьба с отягощением на блочном устройстве (кол-во раз за 20 сек.) 7,1±0,6 8,7±0,3 р < 0,05

Примечание: М ± т, где М - среднее арифметическое значение, и т - стандартная ошибка среднего значения.

Проведенные исследования показали, что в тестировании на «сгибание разгибание рук с хлопком в упоре лежа» и «подтягивание на перекладине», разница между показателями в экспериментальной и контрольной группе имеют место. В тесте «борьба с отягощением на блочном устройстве» результат в контрольной- группе увеличился с 6,6 секунд до 7,1 секунд, в экспериментальной группе результат улучшился более существенно с 6,9 секунд до 8,7 секунд.

Главной задачей тренера, в подготовке спортсменов-студентов в начале спортивной карьеры, является не допущение ошибок, не способствующих прогрессу и профессионализму, и повлекших за собой окончание спортивной карьеры в связи с получением травм

и хроническими заболеваниями. Травматизм в армрестлинге - это достаточно частое явление, как следствие пренебрежение разминкой на начальном пути спортсменов , их самонадеянности и завышенной самооценки. Также одной из основных причин получения травм на этапе начальной спортивной специализации являются, не подготовленность суставных сумок, мышц и связочного аппарата к большим нагрузкам. Самые часто встречающиеся травмы, получают атлеты, считающие, что борьба на руках не представляет никакой опасности, и любят побороться без знания анатомических особенностей движения, техники борьбы и тренировочного процесса.

Многие спортсмены занимающиеся армрестлингом параллельно с другими силовыми видами спорта, получают травмы не специфичные для данного вида спорта. У таких спортсменов общие силовые показатели могут быть очень высокими, но при этом они зачастую не бывают, готовы к локальным нагрузкам, которые испытывают руки спортсменов во время схватки за столом. Первые две причины травматизма в армрестлинге, отсутствие понятий анатомии движения и техники борьбы тесно связаны с третьей причиной травм - это не подготовленностью мышц спортсмена, связочного аппарата, суставных сумок к высоким силовым нагрузкам.

Нередки случаи, когда травму получают достаточно опытные борцы, которые обладают необходимыми техническими навыками, и тренированностью мышечного и суставного аппарата, но при этом по разным причинам допустившие большой перерыв в тренировках.

Использование спортсменами в тренировочном процессе специальных приспособлений и упражнений со свободными весами, помогают развить мышцы предплечья, укрепить связки кистевого аппарата, локтевого и плечевого суставов. Это происходит при условии, что начинающий спортсмен занимается под присмотром высококвалифицированного тренера, выполняет систематически специальные упражнения, изучает и отрабатывает технику борьбы. Также хочется обратить внимание на использование в тренировочном процессе резиновых петель различного натяжения.

Главными преимуществами тренировок с резиновыми петлями, по сравнению с занятиями железом или на тренажерах, являются:

• безопасность применения: особенность тренировок с резиновыми петлями заключается в том, что нагрузка увеличивается плавно, по мере натяжения петли, благодаря чему снижается вероятность получения спортсменами травм суставов мышц или сухожилий;

• разнообразие: количество упражнений с резиновыми петлями очень разнообразно и велико. С помощью спортивных петель можно как усложнить, так и облегчить выполняемые упражнения. Например, при тренировках со штангой, резину можно использовать как дополнительную нагрузку. А при подтягиваниях или отжиманиях на брусьях петли могут использоваться в качестве помощника;

• результативность: некоторые спортсмены считают, что резиновыми петлями нельзя увеличить размеры мышц. Но это не более, чем распространенное заблуждение, потому что мышцам без разницы чем именно их нагружают — собственным весом, железом или сопротивлением петли. Важным параметром здесь является интенсивность нагрузки и время выполнения упражнений, проведённых под нагрузкой;

• большой выбор петель с разным уровнем сопротивления решает первый вопрос, а грамотно составленная программа упражнений, решает второй.

Проблемой поиска инновационных подходов к улучшению стратегической и тактической подготовленности спортсменов в каждом виде спорта должны заниматься специалисты - тренеры. Именно тренер находит новую информацию об особенностях методики подготовки армрестлеров в разных регионах, государствах, национальных спортивных школах. Его задача своевременно ее перерабатывать и трансформировать, опираясь на личный опыт практической деятельности в принципиально новый подход к

разработке собственной информативной методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Армрестлинг: учебно-методическое пособие / Р.М. Баймухаметов, Н.Н. Григорьев, В.И. Муминов и др. ; Общ. ред. В.И. Муминова.- Санкт-Петербург : Воен. ин-т физ. культуры, 2017. - 84 с.

2. Бельский, И. Системы эффективной тренировки. Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг: учебное пособие / М. Бельский. - Минск : Вида, 2017. - 384 с.

3. Дубатовкин, В.И. Личностные характеристики тренера в работе со спортсменом в индивидуально-игровых видах спорта / В.И. Дубатовкин // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта : материалы Всероссийской научной интернет-конференции. - Москва, 2017. - С. 124-127.

4. Дубатовкин, В.И. Возникновение избыточного веса и мотивация борьбы с ним / В.И. Дубатовкин // Индивидуально-игровые виды спорта: инновации, современные методики и опыт практического применения : материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. - Москва, 2016. - С. 9-11.

5. Мусаев, И.С.-Х. Инновационные методы тренировки в борьбе / И.С.-Х Мусаев, В.И. Дубатовкин // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, - 2014. - С 259-262.

6. Мелентьев А.Н. Реабилитация профилактика и восстановление студентов-спортсменов в посттравматический период : методические рекомендации для студентов и преподавателей физической культуры / А.Н. Мелентьев, С.Ю. Никитченко, Д.В. Федчук. - Москва : [б. и.], 2018. - 78 с.

7. Мелентьев А.Н. Комплексы упражнений для развития силовых качеств студентов очной формы обучения в высших учебных заведениях : методические рекомендации для студентов и преподавателей физической культуры / А.Н. Мелентьев, С.Ю. Никитченко, И.У Далнаев. Москва : [б. и.], 2018. - 56 с.

8. Построение модели психологических взаимоотношений в смешанном многоядерном многоуровневом коллективе спортивных кафедр в вузах / А.Н. Мелентьев, С.Ю. Никитченко, В.И. Дубатовкин, М.З. Курамагомедов // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9, № 5А. - Ч. II. - С. 215-222.

9. Изучение влияния специальных ландшафтных объектов на развитие и лечение людей с инвалидностью / Э.В. Макарова, Р.К. Ханбабаев, В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник, С.Ю. Никитченко // Вестник ландшафтной архитектуры. - 2018. - №15. - С. 47-54

10. Никитченко, С.Ю. Питание спортсменов в силовых видах спорта, как основа в достижении высокого спортивного результата / С.Ю. Никитченко, И.В. Яковлев // Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах Минсельхоза России : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции для преподавателей физической культуры. - Москва, 2018. - С. 34-36.

11. Никитченко, С.Ю. Практика преподавания греко-римской борьбы в высшем учебном заведении : учебное пособие / С.Ю. Никитченко, В.И. Дубатовкин, И.С.-Х. Мусаев. - Москва, МЭСХ, 2020. - 122 с. - ISBN 978-5-6044136-1-6

12. Силовые виды спорта : учебное пособие / С.Ю. Никитченко, Н.А. Федяев, Н.Ф. Сторче-вой, И.С.-Х. Мусаев. - Москва : Эдитус, 2020. - 150 с.

REFERENCES

1. Baymukhametov, R.M., Grigoriev N.N., and Muminov V.I. et al (2017), Armwrestling: educational and methodical manual, Military institute of physical culture, St. Petersburg.

2. Belsky, I. (2017), Systems of effective training. Armwrestling. Bodybuilding. Benchpress. Powerlifting: textbook, Vida, Minsk.

3. Dubatovkin, V.I. (2017), "Personal characteristics of a coach in working with an athlete in individual game sports", Actual problems and prospects of development of individual game sports: materials of the All-Russian scientific Internet conference, Moscow, pp. 124-127.

4. Dubatovkin, V.I. (2016), "Emergence of excess weight and motivation to fight it", Individual play sports: innovations, modern techniques and practical experience: materials of the all-Russian scientific and practical Internet conference with international participation, Moscow, pp. 9-11.

5. Musaev, I.S.-H. and Dubatovkin, V.I. (2014), "Innovative methods of training in wrestling", Actual problems and prospects of development of physical culture and sport in higher educational institu-

tions of the Ministry of agriculture of Russia, materials of the All-Russian scientific and practical conference, Moscow, pp. 259-262.

6. Melentyev, A.N., Nikitchenko, S.Yu. and Fedchuk, D.V. (2018), Rehabilitation prevention and recovery of students-athletes in the post-traumatic period, methodical recommendations for students and teachers of physical culture, Moscow.

7. Melentyev, A.N.. Nikitchenko S.Yu., and Dalnaev, I.U. (2018), Complexes of exercises for the development of strength qualities of full-time students in higher educational institution, methodical recommendations for students and teachers of physical culture, Moscow.

8. Melentyev, A.N., Nikitchenko, S.Yu., Dubatovkin V.I. and Kuramagomedov, M.Z. (2019), "Building a model of psychological relationships in a mixed multi-core multi-level team of sports departments in universities", Pedagogical journal, Vol. 9. No. 5A, Part II, pp. 215-222.

9. Makarova, E.V. Khanbabaev, R.K., Dubatovkin, V.I., Oleynik, E. N., and Nikitchenko, S.Yu. (2018), "Study of the influence of special landscape objects on the development and treatment of people with disabilities", Bulletin of landscape architecture, No. 15, pp. 47-54.

10. Nikitchenko, S.Yu. and Yakovlev, I.V. (2018), "Nutrition of athletes in power sports, as a basis for achieving high sports results", Modern problems and technologies of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of agriculture of Russia, collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference for teachers of physical culture, Moscow, pp. 34-36.

11. Nikitchenko, S.Yu., Dubatovkin, V.I., and Musaev, I.S.-H. (2020), Practice of teaching Greco-Roman wrestling in higher education, textbook, Moscow.

12. Nikitchenko, S.Yu., Fedyaev, N.A., Storchevoy, N.F., and Musaev, I. S.-H. (2020), Power sports :textbook, Editus, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.07.2020

УДК 796.011

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧИРЛИДИНГА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Майя Сергеевна Агеева, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В тексте статьи анализируются коррекционно-развивающие возможности чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей с задержкой психического развития. Авторы анализируют его функциональность в плане развития координации движений детей, укрепления их здоровья, социализации, полноценного психического развития. С целью обоснования данного механизма было проведено исследование координационной подготовленности детей, изучение показателей теп-пинг-теста с правой и левой руки. В качестве одного из механизмов обеспечения коррекционного эффекта воздействия выделяются перекрестные упражнения чирлидинга с помпонами.

Ключевые слова: задержка психического развития, чирлидинг, помпоны, перекрестные движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p221-225

OPPORTUNITIES FOR CORRECTION AND DEVELOPMENT OF CHEERLEADING IN THE PRACTICE OF WORKING WITH CHILDREN WITH MENTAL

RETARDATION

Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Maya Sergeevna Ageeva, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical Culture

Abstract

This article is referred to the analysis of cheerleading special opportunities in adaptive physical education of retarded children. The authors explore its features in children coordination development,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.