1УДК 616.85-053.5:796.071 ББК 56.12
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С НЕВРОЗОПОДОБНЫМ СИНДРОМОМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧИРЛИДИНГОМ
А. В. Доронцев, Н. А. Зинчук, Н. В. Ермолина
Аннотация. В работе представлены результаты педагогического эксперимента применения занятий чирлидингом в рамках адаптивной физической культуры (АФК) с детьми, имеющими в анамнезе неврозоподобный синдром. Проведенный анализ показал снижение негативных реакций, повышение коммуникативных способностей у детей, в ходе педагогического эксперимента выявлены закономерные реакции организма детей на методически грамотно подобранную физическую нагрузку. Представленный в статье алгоритм учебно-тренировочных занятий чирлидингом позволяет дифференцировать физическую и эмоциональную нагрузки в зависимости от фактической физической подготовленности детей и их психологического состояния. Показано, что применяемая методика занятий чирлидингом имеет высокую эффективность снижения проявления неврозоподобных симптомов и может использоваться на практических занятиях с обучающимися младшего школьного возраста.
Ключевые слова: неврозоподобный синдром, младший школьный возраст, чирлидинг.
RESEARCH OF THE DYNAMICS OF PHYSICAL AND PSYCHOEMOTIONAL STATUS AT CHILDREN AGED 7-10 YEARS WITH NEURO-LIKE SYNDROME DOING CHEERLEADING
A. V. Dorontsev, N. A. Zinchuk, N. V. Yermolina
Abstract. The article presents the results of a pedagogical experiment using cheerleading in the framework of adaptive physical culture involving children with neuro-like syndrome. The analysis showed a decrease in negative reactions and increase in communicative abilities in children. During the pedagogical experiment, regular reactions of the children's organism to methodically well-chosen physical activity were identified. The algorithm of educational and training lessons of cheerleading presented in the article allows to differentiate physical and emotional loads depending on the actual physical fitness of children and their psychological status. It is shown that the applied methods of cheerleading lessons has a high efficiency of reducing the manifestation of neuro-like symptoms and can be used in practical exercises with students of primary school age.
Keywords: almost neuro-like syndrome, younger school age, cheerleading.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте характеризуются рудиментар-ностью, атипичностью, проявлением в виде эквивалентов(поведенческих и соматове-гетативных) [1]. В связи с этими особенностями достаточно сложно классифицировать эмоциональные нарушения у детей и соответственно трудно провести дифференциальный диагноз между эмоциональными расстройствами и не-врозоподобным синдромом [2].
При неврозоподобных состояниях такие симптомы, как дефицит внимания, ухудшение памяти, энурез, нарушение сна, эмоциональная лабильность, нарушение коммуникативных функций и т. д., носят непрерывный характер, а их проявления связаны с отношениями с окружающими и зависят от психосоциальных факторов [3]. Столкнувшись с различного рода трудностями, такими как непонимание сложных математических задач, проблемы с чтением и письмом и т. д., дети становятся конфликтными, резко снижается их самооценка, повышается тревожность, компенсаторно проявляются симптомы неврозоподоб-ного состояния [4, р. 377; 5, р. 183], у детей младшего школьного возраста снижается успеваемость, возникают проблемы в отношениях со сверстниками, родителями и учителями [6]. Методически правильно подобранная физическая нагрузка оказывает благоприятное влияние на повышение резервных возможностей организма [7, с. 35; 8, с. 68; 9, с. 39]. В связи с этим для коррекции физического и психоэмоционального состояния детей 7-10 лет актуальным следует считать использование средств адаптивной физической культуры, в частности чирлидинга.
Целью исследования является изучение процесса оптимизации физического и психоэмоционального состояния средствами чирли-динга у детей 7-10 лет с неврозоподобным синдромом.
Организация исследования
Настоящее исследование проводилось в течение 2016-2017 гг. на базе МБОУ «Бузанская ООШ». Из девочек младшего школьного возраста была сформирована экспериментальная группа (25 человек). Все дети прошли плановый медицинский осмотр, по заключению которого были допущены к занятиям чирлидин-гом. В данной группе 4 девочки имели в анам-
незе диагноз неврозоподобный синдром. Для их зачисления в группу нами были проведены собеседования с родителями и получены заключения психолога. У детей наблюдались гиперактивность, плаксивость, беспокойство, изменение показателей гемодинамики в покое.
Немаловажным источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации исследования послужили сведения, выявляемые такими опросными методами, как анкетирование и интервьюирование.
За детьми велось наблюдение на протяжении всего периода исследования, кроме того, всем детям в начале курса и в конце предлагалось заполнить анкету-опросник «Качество жизни» (русская версия опросника Childhood Asthma Questionnaires), который был апробирован в клинике детских болезней ММА им. И. М. Сеченова. Опросник представляет попытку дать количественную оценку качеству жизни, в частности, таких аспектов, как психологическое и физическое состояние, социальные взаимоотношения, физические функции и соматические ощущения.
В ходе исследования проводились педагогические наблюдения за реакцией ребенка на занятиях чирлидингом и регистрация возможных признаков утомления: изменения окраски кожных покровов (побледнение и его степень, покраснение и его выраженность и др.), появление потливости (небольшой, значительной), изменения дыхания (дыхание учащенное, сильно учащенное), изменения координации движений, внимание, жалобы (на усталость, сердцебиение, одышку) и др.
При анализе внешних признаков утомления опирались на классификацию О. М. Назаровой, согласно которой утомление подразделялось на небольшое, среднее и большое.
Помимо этого объектами педагогических наблюдений были: характер двигательной активности и режим дня детей.
Педагогический эксперимент являлся преобразующим, так как он предусматривал разработку новой методики в практической деятельности.
Следственными экспериментальными факторами являлись:
• повышение толерантности к физическим нагрузкам;
• рост показателей физической подготовленности;
• клиническое улучшение психоэмоционального состояния (уменьшение количества приступов, снижение лекарственной терапии и др.).
Об интенсивности физических нагрузок и неврозоподобном состоянии у детей младшего школьного возраста можно судить по изменениям частоты сердечных сокращений (ЧСС) в течение занятия. Поэтому данный показатель мы включили в педагогический эксперимент.
Подсчет пульса проводился за 10-секунд-ные интервалы времени: 1 раз до занятия, 9 раз в течение занятия и 1 раз после занятия. На основании полученных данных строилась физиологическая кривая.
ЧСС при нагрузках средней интенсивности колеблется от 120-130 до 150-160 уд/мин. При пульсе до 120 уд/мин физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности. При ЧСС более 160 уд/мин - выше средней интенсивности. А при увеличении ЧСС до 170-180 уд/мин нагрузка достигает субмаксимальной и максимальной интенсивности [9].
Сравнение наблюдений за данными о ЧСС позволяло сделать вывод об интенсивности физической нагрузки и о ее соответствии реабилитационным задачам.
Разработанная методика занятий чирлидин-гом для детей младшего школьного возраста с диагнозом неврозоподобное состояние представляет собой четкую последовательность использования на занятиях средств физической культуры: чирлидинга, хореографии, танцев.
Занятия общей продолжительностью 35-40 мин состояли из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. На вводную часть занятия отводилось до 5-10% от обще-
го времени (2-4 мин), на подготовительную - не менее 10-15% (4-6 мин), на основную часть - до 65-70% (26-28 мин), продолжительность заключительной части составляла не менее 15% (6 мин).
В табл. 1 приводится примерный план занятия с девочками 7-10 лет.
При разработке методики были учтены общие педагогические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, постепенности, систематичности, которые были положены в основу тренировочных комплексов. Так, организационный этап комплекса (вводная часть) включает в себя расспрос о самочувствии, выяснение желания заниматься, регистрацию ЧСС.
Мотивационно-деятельностный этап (подготовительная часть) затрагивает элементарные гимнастические упражнения, не требующие большого физического напряжения, подготавливающие занимающихся к возрастающей физической нагрузке.
Операционно-деятельностный этап (основная часть) занятия решает ведущие реабилитационные задачи и включают специальные и общеразвиваю-щие упражнения, оказывающие положительное воздействие на эмоциональное и психофизическое состояние детей младшего школьного возраста.
В полном объеме на данном этапе применяются упражнения для крупных мышечных групп, на укрепление мышц брюшного пресса, дыхательные упражнения (упражнения с произнесением слов и текста), упражнения с предметами (помпонами).
На рис. 1 мы отобразили классификацию упражнений, разучиваемых с детьми младшего школьного возраста на данном этапе.
Рис. 1. Классификация танцевальных упражнений Наука и Школа № 5'2018 151
Таблица 1
Конспект занятия
Деятельность тренера-преподавателя Деятельность учащегося
Этап 1. Организационный (2 мин)
Цель этапа: психологическая настройка обучающихся на занятие Цель этапа: осознание начала занятия, создание настроя на выполнение учебных действий
Приветствует воспитанников, проверяет правильность построения, отмечает готовность группы к занятиям Построение, приветствуют педагога
Этап 2. Мотивационно-деятельностный (8 мин)
Цель этапа: постановка цели занятия, сопровождение формулировки учащимися своих задач на занятии в соответствии с целью занятия Цель этапа: определение цели учебно-тренировочного занятия, формулировка учебных задач
Проводит разминку, организует повторение чир-данса Повторяют изученный чир-данс сначала при помощи педагога, затем самостоятельно
В продолжение изученного чир-данса демонстрирует комплекс чир-прыжков Просмотр комплекса чир-прыжков
«Что из увиденного вы умеете делать?» Чир-данс
«А чему нам предстоит научиться?» Предполагаемые ответы: прыжками, подскокам, красиво приземляться и т. п.
«Совершенно верно вы заметили, чему нам предстоит научиться сегодня. А теперь все вместе повторим» После небольшого обсуждения капитан (выбранный на предыдущих занятиях) на доске записывает тему «Чир-прыжки»
«Каждый большой путь начинается с маленького шага. Сейчас вам нужно написать свои шаги для изучения темы "Чир-прыжки". Организует разделение на группы, помогает в ранжирование шагов Разбившись по тройкам, обсуждают, затем по очереди называют свои варианты, капитан записывает на доске, затем ранжируют выделенные шаги в порядке выполнения
Акцентирует внимание на быстроту и правильность формулировки учебных задач Оценка быстроты и сплоченности команды в постановке учебных задач путем показа ладонью (пальцами от одного до пяти) собственной оценки
Этап 3. Операционно-деятельностный (25 мин)
Цель этапа: дать новые знания Цель этапа: получить новые знания
Демонстрация чир-прыжков в совокупности с обычными прыжками Проводят сравнительный анализ, выявляют основные различия между чир-прыжками и обычными прыжками
Проводит введение терминов «чир-прыжок», «замах», «приземление», (демонстрация учебного пособия с разъяснением каждой композиции на протяжении нескольких занятий) Изучение основных терминов, определение необходимости изучения терминологии
Демонстрация техники замаха, консультирование в определении алгоритма действий при замахе. Консультирование при самостоятельной отработке техники Определяют алгоритм выполнения замаха, отрабатывают самостоятельно технику замаха с опорой на наглядное пособие
Организует распределение по парам, объясняет задание Распределяются по парам, демонстрируют изученную технику друг другу по очереди и вместе в паре. После выполнения данной задачи созданные пары по очереди вместе демонстрируют отработанную технику замаха группе
Организует взаимооценку обучающимися выполненного задания: определяет критерии оценки, консультирует при спорных вопросах. Акцентирует внимание на том, что данное задание все выполнили правильно. Анонсирует возможность стать лучшими в следующем задании Команда оценивает каждую пару по определенным заранее критериям. Лучшую пару приветствуют аплодисментами
Демонстрирует технику приземления, консультирование в определении алгоритма действий при замахе, консультирует учащихся при самостоятельной отработке техники Определяют алгоритм выполнения приземления, отрабатывают самостоятельно данную технику с опорой на наглядное пособие
Организует распределение по отличным от первого задания парам и разъяснение поставленной задачи Распределяются по парами, демонстрируют изученную технику друг другу по очереди и вместе в паре. После выполнения данной задачи созданные пары по очереди вместе демонстрируют отработанную технику замаха и приземления группе. Команда оценивает по заявленным критериям пары. Лучших вознаграждают аплодисментами
Педагогический поиск Окончание таблицы 1
Акцентирует внимание на успешном выполнении задания всеми учениками. Отмечает самые лучшие пары по итогам двух заданий звездочками Аплодируют лучшим парам и себе за правильное выполнение заданий
Этап 4. Аналитический (5 мин)
Цель этапа: определить уровень выполнения поставленных задач Цель этапа: проанализировать выполнение сформулированных учебных задач
Проводит игру «Отгадай слово»: по толкованию определить, о каком понятии («замах», «приземление», «чир-прыжок») идет речь По определениям определяют термин, отвечают на вопрос
Возвращает детей к учебным задачам занятия. Предлагает похлопать тому, кто выполнил поставленные им задачи полностью, затем частично и не выполнил Активно участвуют в подведении итогов
Подготовить обучающихся физически и психологически к завершению занятия Цель этапа: Подготовиться к завершению физической активности и психологически подготовиться к смене деятельности
Проводит комплекс заминки Выполняют комплекс за педагогом
Аналитический этап (заключительная часть) занятия заключается в подготовке занимающихся физически и психологически к завершению занятия. Использовались упражнения на восстановление дыхания, в том числе и дыхательные, стретчинг и аутогенная тренировка.
На начало эксперимента по результатам анкетирования и бесед с родителями было выявлено, что у детей с неврозоподобным синдромом наблюдались плаксивость и негативные реакции, многочисленные фобии, расстройство сна; проблемы желудочно-кишечного тракта при возникновении стрессовых ситуаций; отсутствие аппетита, повышенное потоотделение, дневная сонливость, головные боли. У всех детей, находящихся под нашим наблюдением (4 чел. - 100%), отмечалось нарушение деятельности вегетативной нервной системы, повышенная потливость, неустойчивый пульс.
Интенсивность физической нагрузки в основной части занятий соответствовала первой тренировочной зоне и составляла от 130 до 150 уд /мин, соответствующие паузы позволяли восстановить пульс до фоновых показателей. Динамика ЧСС в ходе всего занятия имела вы-
раженный компенсаторный характер, что позволяло осуществлять прогнозирование уровня интенсивности физической нагрузки на протяжении всего эксперимента.
В табл. 2 представлено изменение ЧСС до и после педагогического эксперимента у детей с неврозоподобным состоянием в состоянии покоя и по результатам теста на беговой дорожке «Матрикс» с заданной скоростью бега, а также в восстановительном периоде.
Исследования средних значений ЧСС показали, что исходно, в покое, показатель составил 83,5 ± 10 уд/мин, по окончании эксперимента 80,5 ± 10 уд/мин, результаты теста 3-минутного бега составили 147,1 ± 10 уд/мин и 139,3 ±10 уд/мин соответственно. Восстановление ЧСС после тестирования, через 20 мин в начале исследования составило 84,9 уд/мин, а на завершающем этапе 80,9 уд/мин.
Одним из определяющих факторов исследования являлась физическая подготовленность детей. Для выявления показателей физической подготовленности младших школьников было проведено контрольное тестирование по следующим тестам.
Таблица 2
Средние показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) детей до и после педагогического эксперимента
Показатели ЧСС (уд/мин) на начало эксперимента ЧСС (уд/мин) по окончании эксперимента
В покое 83,5 ± 10 80,5 ± 10
3-минутный бег на беговой дорожке «Матрикс» с заданной скоростью 8 км/ч 147,1 ± 10 139,3 ± 10
Через 20 мин после окончания теста 84,9 ± 10 80,9 ± 10
Тест № 1. Выполнить основные движения композиции по словесной команде без помощи педагога.
Тест № 2. Выполнять два (на выбор) танцевальных комплекса по 4 «восьмерки» в темп музыки.
Тест № 3. Выполнять основные позиции рук и ног, используемые при обучении танцевальным связкам.
Тест № 4. Выполнять упражнение «мост» из исходного положения стоя.
Тест № 5. Выполнять упражнение «шпагат» на правую, левую ногу, прямой шпагат.
В зависимости от полученных баллов за контрольные упражнения дети были распределены по уровням физической подготовленности.
15-11 баллов - высокий уровень;
6-10 баллов - средний уровень;
0-5 баллов низкий уровень.
Согласно данному распределению на начало эксперимента две девочки находились на среднем уровне физической подготовленности (8 и 9 баллов), а две другие - на низком (по 5 баллов). Проанализировав все результаты контрольных тестов по окончании эксперимента, было определено улучшение показателей выполнения тестов и перемещение детей со среднего уровня на высокий - 2 человека (11 и 13 баллов) и с низкого на средний уровень (7 и 9 баллов).
В течение 4-й четверти родители, оценивая индивидуальные особенности ребенка, отметили, что дети стали более коммуникабельны-
ми и свободно общаются со сверстниками и старшими одногруппниками, проявляют любознательность, всеми были отмечено самостоятельное разучивание танцевальных композиций и их интерпретация.
Родителями и преподавателем было замечено снижение раздражительности и чувства тревоги, в ходе занятий не наблюдалось выраженной моторной и эмоциональной гиперактивности, дети стали адекватно воспринимать композиционные ошибки, наблюдалась положительная тенденция изменения морфофунк-циональных показателей (рис. 2).
Проведенное исследование свидетельствует о том, что представленная методика, относящаяся в большей степени к частным методикам адаптивной физической культуры, оказывает влияние на функциональное состояние организма, эмоциональную и физическую сферу ребенка, которому был поставлен диагноз не-врозоподобное состояние. У детей наблюдалась стойкая ремиссия. Родители перестали сталкиваться с плаксивостью и агрессией, у детей улучшился сон. В ходе анкетирования было отмечено исчезновение ночных кошмаров и страхов, не наблюдались повышенное потоотделение, дневная сонливость, головные боли.
Выводы
На основании результатов педагогического эксперимента разработана и проверена методика физической реабилитации с использова-
Рис. 2. Данные о состоянии детей на начало (синий) и на окончание (красный) эксперимента 154 Наука и Школа № 5'2018
нием занятий чирлидингом для детей с диагнозом неврозоподобное состояние. В занятия были включены различные средства физической культуры и специальные упражнения чир-лидинга (общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на развитие физических качеств, танцевальные упражнения и элементы хореографии, импровизация).
В педагогическом эксперименте доказана эффективность и доступность разработанной методики с использованием занятий чирлидингом для улучшения деятельности центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, снятия симптомов неврозо-подобного состояния у детей в возрасте 7-10 лет. Исследования ЧСС в ходе реализации экспериментальной методики свидетельствуют о повышении резервных возможностей организма ребенка.
Отмечено значительное снижение негативных реакций у детей с диагнозом неврозопо-добное состояние. Повысилась самостоятельность и социализация детей. Родители, оценивая индивидуальные особенности ребенка, отметили, что дети стали более коммуникабельными и свободно общаются со сверстниками и старшими одногруппниками, проявляют любознательность, принимают самостоятельные решения.
Определено, что систематические занятия чирлидингом в младшем школьном возрасте позволяют повысить регуляторно-адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буторин Г. Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депри-вационным вариантом психического дизон-тогенеза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998. - 16 с.
2. Гурович И. Я. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органического ге-неза // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2011. - № 3. - С. 400-404.
3. ЖоховаЮ. П., Поляков С. Д. Новые технологии в реабилитации детей, страдающих нервными заболеваниями // Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. - М.: Федеральный центр лечебной
физкультуры и спортивной медицины, 2009.
- С. 122-126.
4. Stewart C. A., Singh N. N.Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation // Research in Developmental Disabilities. -1995. - Vol. 16, No. 5. - P. 365-382.
5. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. -No. 65 (2). - P. 173-185.
6. Подкорытов В. С. Варианты клинической динамики неврозов и неврозоподобных состояний резидуально-органического генеза у детей до- и препубертатного возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова.
- М. - 2011. - № 11. - С. 67-71.
7. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние детей при стрессе / Г. А. Зайцева, И. И. Криволапчук, С. А. Бондарева [и др.] // Новые исследования. - 2016. - № 2. - С. 31-38.
8. Чичкова М. А., Светличкина А. А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями // Астраханский мед. журн. - 2016. - Т. 11. -№ 4. - С. 64-71.
9. Чичкова М. А., Светличкина А. А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19, № 6.
- С. 38-41.
REFERENCES
1. Butorin G. G. Narushenie shkolnoy adaptatsii u uchashchikhsya nachalnykh klassov s deprivat-sionnym variantom psikhicheskogo dizonto-geneza. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Ekaterinburg, 1998. 16 p.
2. Gurovich I. Ya. Dinamika nevrozopodobnykh rasstroystv rezidualno-organicheskogo geneza. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S. S. Korsa-kova. 2011, № 3, pp. 400-404.
3. Zhokhova Yu. P., Polyakov S. D. Novye tekh-nologii v reabilitatsii detey, stradayushchikh
nervnymi zabolevaniyami. In: Aktualnye vo-prosy meditsinskoy reabilitatsii v sovremen-nykh usloviyakh. Proceedings of scientific-practical conference. Moscow: Federalnyy tsentr lechebnoy fizkultury i sportivnoy meditsiny, 2009. Pp. 122-126.
4. Stewart C. A., Singh N. N. Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation. Research in Developmental Disabilities. 1995, Vol. 16, No. 5, pp. 365-382.
5. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise. Medicina dello Sport. 2012, No. 65 (2), pp.173-185.
6. Podkorytov V. S. Varianty klinicheskoy din-amiki nevrozov i nevrozopodobnykh sostoya-niy rezidualno-organicheskogo geneza u detey
do- i prepubertatnogo vozrasta. Zhurnal nev-rologii i psikhiatrii im. Korsakova. 2011, No. 11, pp. 67-71.
7. Zaytseva G. A., Krivolapchuk I. I., Bondareva S. A. et al. Dolgovremennye effekty vliyaniya fizicheskikh uprazhneniy aerobnogo kharaktera na funktsionalnoe sostoyanie detey pri stresse. Novye issledovaniya. 2016, No. 2, pp. 31-38.
8. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A. Vozmozh-nosti adaptatsii serdechno-sosudistoy sistemy k fizicheskim nagruzkam u lits s ogranichennymi slukhovymi vozmozhnostyami // Astrakhanskiy med. zhurn. 2016, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.
9. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A. Osoben-nosti remodelirovaniya serdechno-sosudistoy sistemy u lyudey s ogranichennymi slukhovymi vozmozhnostyami v otvet na fizicheskie nagru-zki (obzor literatury). Zdorovye i obrazovanie v XXIveke. 2017, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.
Доронцев Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент Астраханского государственного медицинского университета е-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Dorontsev AleksandrV., PhD in Education, Associate professor, Astrakhan State Medical University е-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Зинчук Нина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Астраханского государственного университета
е-mail: niva-zinchuk@mail.ru
Zinchuk Nina A., PhD in Education, Associate Professor, Astrakhan State Medical University е-mail: niva-zinchuk@mail.ru
Ермолина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Астраханского государственного университета е-mail: tomara-7264@mail.ru
Yermolina N. V., PhD in Education, Associate Professor, Astrakhan State Medical University е-mail: tomara-7264@mail.ru