Научная статья на тему 'Динамика показателей уровня развития выносливости школьников 5-9-х классов под влиянием занятий чирлидингом'

Динамика показателей уровня развития выносливости школьников 5-9-х классов под влиянием занятий чирлидингом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
выносливости / чирлидинг / школьники средних классов / endurance / cheerleading / pupils of secondary school

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бала Татьяна Михайловна

В статье представлены показатели уровня развития выносливости, а также степень их изменения под влиянием занятий чирлидингом у школьников 5–9-х классов общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бала Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article presents parameters of strength and endurance development level with their degree of change under cheerleading exercises influence for 5-9 grades pupils of secondary school.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей уровня развития выносливости школьников 5-9-х классов под влиянием занятий чирлидингом»

Динамика показателей уровня развития выносливости школьников 5-9-х классов

под влиянием занятий чирлидингом Бала Т. М.

Бала Татьяна Михайловна /Bala Tat'jana Mihajlovna - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, кафедра теории и методики физического воспитания,

Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков

Аннотация: в статье представлены показатели уровня развития выносливости, а также степень их изменения под влиянием занятий чирлидингом у школьников 5-9-х классов общеобразовательной школы. Abstract: the article presents parameters of strength and endurance development level with their degree of change under cheerleading exercises influence for 5-9 grades pupils of secondary school.

Ключевые слова: выносливости, чирлидинг, школьники средних классов.

Keywords: endurance, cheerleading, pupils of secondary school.

Введение. В современных условиях жизни проблема повышения уровня физической подготовленности и укрепление здоровья подростков приобретают все большую актуальность. Поскольку, по данным официальной статистики, около 60 % школьников среднего школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической подготовленности [2, с. 12]. Для решения данной проблемы необходим поиск современных инновационных технологий физического воспитания, способствующих гармоничному повышению уровня физической подготовленности и здоровья школьников. В связи с этим мы предлагаем введение в школьное физическое образование такого вида спорта, как чирлидинг, который приобрел широкую популярность не только в США, странах Европы, но и в Украине. По мнению авторов, чирлидеры отличаются ловкостью, быстротой реакции, пластичностью, синхронностью движений, быстротой мышления, умением точно выполнять упражнения и одновременно воспроизводить речитатив, большой работоспособностью, выносливостью и т. д. [1, 3, 5, 6]. Резюмируя вышесказанное, следует отметить отсутствие научных работ, касающихся вопроса о влиянии упражнений чирлидинга на уровень развития выносливости школьников средних классов. Таким образом, данная научная работа является своевременной и актуальной.

Цель исследования: определить степень изменения уровня развития выносливости школьников 5-9-х классов под влиянием занятий чирлидингом.

Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики. Для определения уровня развития выносливости школьников 5-9-х классов использовались тесты, представленные Л. П. Сергиенко [4], а именно: равномерный бег на месте с интенсивностью 70 % от максимальной по методике Б. В. Сермеева, В. А. Шекурова (с). Исследования проводились на базе общеобразовательной школы № 119 г. Харькова, в них принимало участие 255 школьника 5-9-х классов.

Результаты исследования и их обсуждения. Рассматривая полученные результаты, выявили отсутствие достоверных различий в показателях школьников контрольных и экспериментальных групп по всем исследуемым параметрам (р>0,05).

При анализировании данных, отражающих уровень развития выносливости, в возрастном аспекте обнаружено в основном достоверное улучшение результатов с возрастом как у мальчиков, так и у девочек 5-9-х классов (р<0,05 - 0,001). Исследуя результаты по гендерному признаку, выявили, что данные мальчиков доминируют над показателями девочек, и эти различия носят достоверный характер (р<0,01; 0,001).

Сравнивая результаты выполнения бега на месте с интенсивностью 70 % от максимального с нормами, представленными Л. П. Сергиенко [4], выявили, что данные школьников 5-9-х классов соответствуют ниже среднего уровню развития общей выносливости, что при преломлении к оценочной шкале отвечает 2 баллам.

Рассматривая полученные данные после применения упражнений чирлидинга, выявили, что у школьников экспериментальных групп, как у мальчиков, так и у девочек, показатели значительно улучшились, и эти изменения носят достоверный характер (р<0,001).

Сравнивая показатели школьников контрольных групп, полученные после эксперимента, выявили, что они также несколько улучшились, однако эти изменения не существенны и не достоверны (р>0,05). Исключение составляют показатели девочек 7-го класса, где наблюдается достоверность различий

(р<0,001).

При анализе данных школьников экспериментальных и контрольных групп, полученных после эксперимента в возрастном и половом аспектах, выявлено отсутствие существенных различий по сравнению с исходными данными.

Исследуя полученные результаты школьников экспериментальных и контрольных групп после эксперимента (табл. 1), выявили, что данные исследуемых экспериментальных групп достоверно лучше

результатов школьников контрольных групп (р<0,01-0,001). Исключение составляют показатели мальчиков 5-го класса, где различия в показателях не достоверны (р>0,05).

Таблица 1. Показатели уровня развития выносливости школьников экспериментальных и контрольных групп после

эксперимента

Классы Группы t р

n Экспериментальные n Контрольные

Показатели х ± m

Бег на месте с интенсивностью 70 % от максимального (с)

5 класс М 13 53,77±0,85 16 52,06±0,93 1,36 >0,05

Д 15 46,00±0,76 9 42,78±0,98 2,59 <0,01

6 класс М 13 65,00±0,78 13 61,77±0,71 3,06 <0,001

Д 14 51,14±1,25 10 47,20±1,33 2,25 <0,05

7 класс М 19 67,00±0,87 14 64,43±0,77 2,21 <0,05

Д 6 57,33±1,15 10 54,40±0,53 3,51 <0,001

8 класс М 16 73,44±1,19 13 69,23±1,63 2,09 <0,05

Д 14 56,86±0,63 14 54,29±1,01 2,16 <0,05

9 класс М 12 86,58±1,15 12 82,08±1,76 2,111 <0,05

Д 16 70,88±0,86 6 66,00±2,06 2,13 <0,05

При повторном сравнении результатов выполнения бега на месте с интенсивностью 70 % от максимального, школьников экспериментальных групп с нормами, представленными Л. П. Сергиенко [4], выявлено, что у исследуемых 5-9-х классов показатели развития общей выносливости улучшились на 1 балл и стали соответствовать среднему уровню (3 балла), у исследуемых контрольных групп изменений в уровне развития выносливости не прослеживалось, и они так же, как и до эксперимента, соответствуют уровню ниже среднего.

Таким образом, применение в процессе физического воспитания чирлидинга положительно повлияло на уровень развития общей выносливости школьников средних классов. Наибольший прирост в показателях зафиксирован у мальчиков 13 лет и девочек 11 лет. Следует отметить, что результаты девочек более существенно улучшились, нежели показатели мальчиков.

Литература

1. Бала Т. М. Чирлвдинг у ф1зичному вихованш школяр1в: методичний поабник для вчител1в ф1зично! культури загальноосвишх навчальних заклащв. - Харшв: ХГАФК, 2014. - 144.

2. Бала Т. М. Динамжа показнишв р1вня розвитку бистроти шд впливом вправ чирлщингу / Т. М. Бала, I. П. Масляк. // Вюник Черншвського нацюнального педагопчного ушверситету 1меш Т. Г. Шевченка [Текст]. - Вип. 118. - Т. III. / Чершпвський нацюнальний педагопчний ушверситет 1меш Т. Г. Шевченка; гол. ред. Носко М. О. - Чершпв: ЧНПУ, 2014. - С. 12-18.

3. Носкова С. А. Чирлидинг как инновационный вид спорта в преподавании физической культуры в высшей школе (на примере спецкурса в Московской гуманитарно-социальной академии) / С. А. Носкова // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 6. - С. 49-51.

4. Сергieнко Л. П. Тестування рухових зд1бностей школяр1в / Л. П. Серпенко. - Кшв.: Ол1мпшська лгтература, 2002. - 438 с.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://by.zavantag.com/docs/142/index-30309.html?page=2.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gimnaz23.kubannet.ru/

index.php?option=com_content&view=article&id=244:2010-03-03-12-07-40&catid=50:uroki&ltemid=91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.