УДК 332.024
doi: 10.21685/2227-8486-2024-2-4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУР ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В. Ю. Синявин1, М. А. Долматов2
1 2 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1 [email protected], 2 [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Внешнеэкономическая деятельность региона является значимым фактором его успешного развития. Цель исследования - выявление возможных ошибок и нарушений, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными службами в процессе осуществления таможенного контроля, а также разработка мер, направленных на их устранение и совершенствование процесса таможенного контроля. Было необходимо разработать исследовательский инструментарий (экспертный опросник), сформировать выборочную совокупность экспертов (сотрудников таможенных органов и представителей околотаможенной сферы), осуществить серию интервью для определения фактического уровня развития процедур таможенного контроля, провести корреляционно-регрессионный анализ на предмет установления зависимостей между показателями развития процедур таможенного контроля и значениями, характеризующими результаты деятельности социально-экономической системы Пензенской области. Материалы и методы. В основе исследования - метод интервью, в ходе которого было опрошено 200 сотрудников таможенных органов и представителей околотаможенной сферы, среди которых таможенные брокеры, декларанты и т.д. Полученные оценочные значения, а также результаты деятельности народнохозяйственного комплекса Пензенской области были подвергнуты корреляционно-регрессионному анализу. Результаты. Была установлена регрессионная зависимость результатов функционирования социально-экономической системы Пензенской области от уровня развития процедур таможенного контроля. Выводы. Следует ожидать существенного повышения значений показателей функционирования социально-экономической системы региона в условиях повышения уровня управления исходными факторами влияния. В целях совершенствования процедур таможенного контроля предложены следующие меры: создание механизма паритетности для защиты участников внешнеэкономической деятельности, обеспечение оперативного оформления таможенной документации, грамотного и всестороннего консультирования участников внешнеэкономической деятельности, комплексное сопровождение инвестиционных проектов, предполагающее трансграничное перемещение товаров, объективность процедур осмотра и досмотра товаров, объективность оценки правоприменительной практики при рассмотрении дел относительно споров участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов.
Ключевые слова: таможенный контроль, стратегия регионального развития, социально-экономическая система региона, нарушения процедур таможенного контроля
Для цитирования: Синявин В. Ю., Долматов М. А. Совершенствование процедур таможенного контроля // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. № 2. С. 50-62. ао1: 10.21685/2227-8486-2024-2-4
© Синявин В. Ю., Долматов М. А., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
IMPROVING CUSTOMS CONTROL PROCEDURES V.Yu. Sinyavin1, M.A. Dolmatov2
1, 2 Penza State University, Penza, Russia 1 [email protected], 2 [email protected]
Abstract. Background. The foreign economic activity of the region is a significant factor in its successful development. The purpose of the study is to identify possible errors and violations committed by participants in foreign economic activity and customs services in the process of customs control, as well as to develop measures aimed at their elimination. Materials and methods. The research is based on the interview method, during which 20 customs officials and representatives of the customs sphere, including customs brokers, declarants, etc., were interviewed. Results. The types of offenses most often committed by participants in foreign economic activity, allowed in operations of export and import of goods, categories of goods subject to the most frequent offenses when crossing the customs border, categories of participants in foreign economic activity prone to offenses in the field of customs activity, types of offenses arising from customs authorities in the process of customs control were identified. Conclusions. The following measures will contribute to the elimination of the identified shortcomings and improvement of customs control procedures in general: creation of a parity mechanism to protect participants in foreign economic activity, ensuring prompt clearance of customs documentation, competent and comprehensive advice to participants in foreign economic activity, comprehensive support for investment projects involving cross-border movement of goods, objectivity of procedures for inspection and inspection of goods, objectivity of assessment of law enforcement practice when consideration of cases, regarding disputes between participants in foreign economic activity and customs authorities.
Keywords: customs control, regional development strategy, socio-economic system of the region, violations of customs control procedures
For citation: Sinyavin V.Yu., Dolmatov M.A. Improving customs control procedures.
Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve = Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2024;(2):50-62. (In Russ.). doi: 10.21685/2227-8486-2024-2-4
Введение
Совершенствование процедур таможенного контроля является, по мнению экспертного сообщества, одним из ключевых факторов успешного стра-тегирования социально-экономического развития региона, особенно с учетом новых санкционных реалий. В. В. Коварда, В. Н. Харланова и Ю. И. Реутова справедливо обращают внимание на то обстоятельство, что «развитие экономики любой страны мира в современных условиях невозможно без участия в мировых экономических процессах. Мировая экономика характеризуется все большей интеграцией и активизацией процессов взаимодействия между иностранными субъектами (как государственными, так и негосударственными). Данная тенденция вызвана объективными процессами и имеет цель оптимизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности» [7].
Нельзя не согласиться с Р. А. Лаптевым и Р. А. Роговым, что «таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности» [3].
Сенатор РФ Ольга Епифанова указывает, что, поскольку Россия развивается в условиях жестких геополитических вызовов и санкций, ее экономическое, таможенное, налоговое и информационное пространство во многом зависит от того, «насколько полно и своевременно Государственная Дума и другие органы власти внесут свой вклад в выстраивание новой системы правовых уложений, способных придать импульс процессу развития» [8]. При этом она отметила, что «таможенная система не сводится только к порядку пересечения товарами и услугами национальных границ» [8].
Обзор литературы
По мнению В. В. Коварда и Р. А. Лаптева, «таможенный контроль является необходимым условием обеспечения экономической безопасности в различных векторах ее проявления (в рамках выполнения фискальной, контрольно-надзорной и регулирующей функций). При этом важно осознавать, что система таможенного контроля не должна препятствовать развитию внешнеэкономических отношений, а, напротив, оказывать содействие (стимулировать) в формировании благоприятной бизнес-среды» [9]. Исследователи справедливо отмечают, что «в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую при сохранении экономического суверенитета России» [9].
При этом М. В. Миронова и др. обращают внимание на тот факт, что «таможенные органы России выполняют ряд функций, причем на различных этапах развития страны их соотношение по значимости для национальных интересов меняется» [4].
Развитие системы процедур таможенного контроля в Российской Федерации осуществляется в русле тенденций, присущих развитию таможенной деятельности стран мира. Так, по мнению заместителя руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) В. В. Ивина, на сегодняшний день основной мировой тенденцией в области таможенного администрирования является «внедрение перспективных информационных технологий, телекоммуникации, связи, системы "единое окно", интеллектуальной обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов и систем отслеживания товаров. Фактически традиционно сложившийся стиль работы таможен трансформируется в формат электронной таможни. Одновременно с этим таможенные службы увеличивают свой вклад в развитие национальных систем безопасности, пресечения трансграничных нарушений, нелегальных финансовых потоков, распространения терроризма и т.п.» [10].
Особое место в трудах теоретиков и практиков таможенного управление отводится процессам цифровизации таможенных процедур. Так, Р. В. Давыдов указывает, что, поскольку цифровые технологии развиваются опережающими темпами, это «дает возможность таможенным службам внедрять современные методы работы с большими данными, а также технологии на основе искусственного интеллекта» [14].
Существенный интерес к цифровой трансформации таможенного дела характерен в целом для мирового таможенного сообщества. Здесь исследования распространяются на процессы внедрения информационно-коммуникационных технологий, необходимых для убыстрения и автоматизации проце-
дур, коренную перестройку бизнес-процессов, основанных на принципе «одного окна», разработку и практическое применение «искусственного интеллекта». Подобные аспекты затрагиваются в исследованиях Всемирного банка, документах таможенного администрирования Евросоюза, Японии и других стран. Ключевым направлением в совершенствовании процессов таможенного контроля у них выступает внедрение (или модернизация уже имеющейся) системы «онлайн-процессинга таможенных процедур, их интегрирование в единую 1Т-систему, включающую различных участников тор-гово-логистических операций» [14].
Как видим, большинство специалистов отмечают необходимость развития процедур таможенного контроля по пути активного внедрения современных цифровых технологий, более смелого привлечения новаций, способствующих повышению качества таможенного контроля и снижения бюрократической нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Материалы и методы
Цель осуществленного исследования - выявление системы зависимостей между результатами функционирования социально-экономической системы Пензенской области и показателями уровня развития процедур таможенного контроля и разработка на их основе практических рекомендаций по совершенствованию процессов таможенного контроля. Для достижения заявленной цели были решены следующие задачи:
- разработан исследовательский инструментарий - анкета и экспертный опросник;
- сформирована выборочная совокупность представителей экспертного сообщества;
- проведен экспертный опрос специалистов таможенных служб и околотаможенной сферы;
- поведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены зависимости результатов функционирования социально-экономической системы Пензенской области от показателей уровня развития процедур таможенного контроля.
Этапы выполнения исследовательских мероприятий соответствовали алгоритму решения поставленных задач. Так, был разработан исследовательский инструментарий (экспертный опросник) и осуществлена серия интервью с сотрудниками таможенных органов и представителями околотаможенной сферы (таможенные брокеры, декларанты и т.д.).
Участниками интервью явились 200 человек. Из них специалистов со стажем в данной сфере более 20 лет - 65 %, со стажем 10-20 лет - 25 %, со стажем менее 10 лет - 10 %. Руководителями высшего звена в организации являются 15 %, среднего звена - 55 %, специалистами - 30 %. Наличие ученых степеней и званий отмечается у 15 % опрошенных.
Применение разработанного нами инструментария позволило получить исходную информацию относительно уровня развития процедур таможенного контроля (баллы). Последующий корреляционно-регрессионный анализ показал наличие связи между показателями уровня развития процедур таможенного контроля и результатами функционирования народно-хозяйственного комплекса Пензенской области.
Результаты
По мнению опрошенных экспертов, большая часть правонарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности приходятся на импорт, причем как и в экспорте, в основном это нарушение сроков подачи статистических форм в таможенные органы. Следует отметить, что статистическая форма подается только в случае, если фирма-участник внешнеэкономической деятельности заявляет товар, подлежащий экспорту или импорту в рамках товарообмена со странами-участницами Евразийского экономического союза. Как известно, статистические формы нужно сдавать до десятого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором отгрузили или получили товары.
Что касается категорий товаров, таможенные процедуры в отношении которых наиболее часто осложняются нарушениями в части оформления соответствующих документов, то здесь лидируют сложные химические товары (имеет место изменение кода), комплексы товаров, поставляемые в рамках масштабных инвестиционных проектов, продукты деревообработки и т.п.
Участники опроса отметили, что наиболее частые нарушения в области таможенной деятельности присущи участникам, относимым специалистами к категории «с высоким уровнем риска». Данная категория представлена участниками, для которых характерно наличие:
- неисполнения обязанностей по представлению документов и сведений при проведении таможенной проверки;
- ликвидационных процедур либо прекращения деятельности;
- неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов;
- неисполненной обязанности по уплате административного штрафа;
- обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу, по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- отнесения участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
В ряде случаев нарушения при осуществлении таможенных процедур возникают и со стороны таможенных служб. В качестве наиболее распространенных нарушений такого рода экспертами называются неоднозначная трактовка таможенного законодательства и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза инспекторами, некорректная деятельность таможенных органов в процессе постконтроля с изменением кода товаров и соответствующим изменением размера взимаемой пошлины и пеней (в течение последующих трех лет после выпуска товаров). Как видим, перечень данных нарушений невелик и не носит критический характер.
Экспертные оценки фактического уровня развития процедур таможенного контроля и показатели, характеризующие эффективность функционирования социально-экономической системы Пензенской области, были подвергнуты статистической обработке (корреляционно-регрессионному анализу), в результате которой выявлен ряд зависимостей.
Так, методом корреляционно-регрессионного анализа подтверждено влияние качества процедур таможенного контроля на валовую добавленную стоимость, созданную в регионе (в основных ценах) и результативность финансовых и страховых организаций.
Коэффициент корреляции между уровнем качества процедур таможенного контроля и валовой добавленной стоимостью, созданной в регионе
(в основных ценах), составляет 0,85, ¿-критерий - 3,189388, что превышает табличное значение и указывает на значимое отличие от нуля коэффициента корреляции. Модель зависимости имеет следующий вид:
у = -2,62332Е6 + 4,921Е5х,
где х - качество процедур таможенного контроля (баллы); у - валовая добавленная стоимость, созданная в регионе (в основных ценах).
Зависимость, по-нашему мнению, находит следующее объяснение: качественно осуществленные процедуры таможенного контроля благоприятным образом сказываются на себестоимости и сроках доставки товаров, используемых фирмами в своем производстве, что, в свою очередь, отражается на их экономической эффективности.
Коэффициент корреляции между уровнем качества процедур таможенного контроля и деятельностью финансовых и страховых организаций в регионе равен 0,87, ¿-критерий - 3,546980 (выше табличного значения, что указывает на достоверность корреляции). Зависимость выражена моделью:
у = -13789,2195 + 2403,2927х,
где х - качество процедур таможенного контроля (в баллах); у - деятельность финансовых и страховых организаций в регионе.
Зависимость находит объяснение, аналогичное таковому в зависимости, рассмотренной выше.
Статистически подтверждено влияние показателей качества сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами на валовую добавленную стоимость и объем инвестиций в основной капитал.
Коэффициент корреляции между качеством сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами и валовой добавленной стоимостью (в основных ценах) составляет 0,97, ¿-критерий - 8,293720 (превышает табличное значение, что указывает на достоверность корреляции). Зависимость имеет вид модели:
у = -3,1115Е6 + 4,6677Е5х,
где х - качество сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами (в баллах); у - валовая добавленная стоимость, созданная в регионе (в основных ценах).
Зависимость, по-нашему мнению, объясняется следующим образом: качество сопровождения таможенными органами инвестиционных проектов влияет на инвестиционную привлекательность региональных предприятий, через нее - на объем привлекаемых инвестиционных средств и, как следствие, на объем выпуска продукции предприятиями-проектоустроителями.
Коэффициент корреляции между качеством сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами и объемом инвестиций в основной капитал - 0,96, ¿-критерий - 6,850197 (превышает табличное значение). Модель зависимости выражена формулой
у = -5,8747Е5 + 88393х,
где х - качество сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами (в баллах); у - инвестиции в основной капитал.
Объяснение зависимости аналогично вышеназванным.
Методом корреляционно-регрессионного анализа установлено влияние показателей уровня развития механизма координации участников ВЭД и та-
моженных органов на валовую добавленную стоимость (в основных ценах) и деятельность финансовых и страховых организаций в регионе.
Коэффициент корреляции между показателями уровня эффективности механизма координации участников ВЭД и таможенных органов и валовой добавленной стоимостью (в основных ценах) - 0,91, /-критерий равен 4,413228, что превышает табличное значение, указывая на значимое отличие от нуля коэффициента корреляции. Зависимость представлена моделью:
у = -1,6939Е6 + 3,1868Е5х,
где х - показатель уровня развития механизма координации участников ВЭД и таможенных органов (в баллах); у - валовая добавленная стоимость (в основных ценах).
Координация участников ВЭД и таможенных органов благоприятным образом сказывается на их результативности и экономической эффективности, что находит отражение представленной зависимости.
Коэффициент корреляции в зависимости результатов деятельности финансовых и страховых организаций в регионе от показателей уровня развития механизма координации участников ВЭД и таможенных органов составляет 0,84, /-критерий - 3,155514 (выше табличного значения, корреляция достоверна). Модель зависимости между показателями имеет следующий вид:
у = -8230,1982 + 1403,708х,
где х - показатель уровня развития механизма координации участников ВЭД и таможенных органов (в баллах); у - деятельность финансовых и страховых организаций в регионе.
Статистически подтверждено влияние процессов цифровизации в деятельности таможенных служб на показатели валовой добавленной стоимости, созданной в регионе, и инвестиции в основной капитал.
Коэффициент корреляции между эффективностью процессов цифрови-зации в деятельности таможенных служб и валовой добавленной стоимостью (в основных ценах) составляет 0,97, /-критерий - 8,293720, что превышает табличное значение и указывает на достоверность корреляции. Модель зависимости имеет следующий вид:
у = -3,4382Е6 + 4,6677Е5х,
где х - эффективность процессов цифровизации (в баллах); у - валовая добавленная стоимость (в основных ценах).
Цифровизация процессов управления, как известно, направлена на минимизацию бюрократической нагрузки и повышение их эффективности. В данном случае можно предположить, что цифровизация оказывает благоприятное воздействие на скорость и себестоимость доставки грузов, проходящих процедуру таможенного контроля, что находит отражение в данной зависимости, а также аналогичных, представленных далее.
Коэффициент корреляции между эффективностью процессов цифрови-зации и инвестициями в основной капитал - 0,96, /-критерий - 6,850197 (корреляция достоверна). Зависимость принимает вид модели:
у = -6,4934Е5 + 88393х,
где х - эффективность процессов цифровизации (в баллах); у - инвестиции в основной капитал.
Обсуждение
Полученные регрессионные модели позволяют осуществить прогнозирование результатов функционирования народно-хозяйственного комплекса региона в условиях совершенствования процедур таможенного контроля. Для примера рассмотрим ряд зависимостей.
Валовую добавленную стоимость, созданную в регионе (в основных ценах), достижимую в условиях роста до максимально возможного уровня качества процедур таможенного контроля, рассчитаем на основе модели:
у = -2,62332Е6 + 4,921Е5 • 10,
где 10 - максимально возможный уровень качества процедур таможенного контроля (в баллах); у - валовая добавленная стоимость, созданная в регионе (в основных ценах).
Согласно расчетам, валовая добавленная стоимость в регионе составит 2 297 690 против 537 290 в 2021 г.
Полученные результаты соответствуют современным представлениям специалистов о значительной роли качества процедур таможенного контроля в повышении результативности системы любого уровня, так как оно «препятствует развитию теневой экономики, а также сохраняет ценные ресурсы и товары от незаконного экспорта за рубеж» [5].
Нельзя не согласиться с утверждением А. Р. Ким, что результатом реализации контрольной функции таможенных органов, осуществляемой на высоком качественном уровне, является «противодействие незаконному перемещению товаров участниками ВЭД через таможенную границу» [6].
Полученные результаты соответствуют такому укоренившемуся в экспертном сообществе мнению, что задача номер один для территориально-организованной системы любого уровня - активизация инвестиционной деятельности - так же решаема (в том числе) путем повышения качества таможенных процедур. Так, прогнозный объем инвестиций в основной капитал региона, достижимый при условии повышения качества сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами до максимально возможных значений, составит 296 460 против 97 902 (значение 2021 г.). Расчеты выполнены по формуле
у = -5,8747Е5 + 8,8393 • 10,
где 10 - качество сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами (в баллах); у - инвестиции в основной капитал.
Возможную валовую добавленную стоимость, ожидаемую в условиях роста до максимально возможного значения уровня развития механизма координации участников ВЭД и таможенных органов, рассчитаем на основе модели:
у = -1,6939Е6 + 3,1868Е5 • 10,
где 10 - показатель уровня развития механизма координации участников ВЭД и таможенных органов (в баллах); у - валовая добавленная стоимость (в основных ценах).
Согласно расчетам, валовая добавленная стоимость возрастет до 1 492 900 против 537 290 в 2021 г.
Установим прогнозную валовую добавленную стоимость, возможную в условиях роста эффективности процессов цифровизации. Обратимся к модели:
у = -3,4382Е6 + 4,6677Е5 • 10,
где 10 - эффективность процессов цифровизации (в баллах); у - валовая добавленная стоимость (в основных ценах).
Исходя из расчетов, валовая добавленная стоимость составит 1 229 500. Как видим, прогнозное значение существенно превосходит фактический показатель 537 290 в 2021 г.
Достижение максимально возможных величин исследуемых показателей на практике затруднительно с учетом возможных отклонений факторов среды. Однако полученные расчетные значения свидетельствуют о значительном потенциале роста результатов хозяйственной деятельности региона в условиях совершенствования практики управления процессами таможенного контроля и служат ориентиром в принятии управленческих решений руководству таможенных служб.
Механизм, применимый для осуществления координаций усилий участников ВЭД и таможенных органов в деле создания и совершенствования процедур таможенного контроля, может быть сформирован на основе экспертных рекомендаций, среди которых создание элемента паритетности для защиты участников ВЭД, обеспечение оперативности оформления соответствующей таможенной документации. Кроме того, экспертами обращается внимание на значимость грамотного и глубокого консультирования фирм-участников ВЭД, например при определении кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) или установлении логистических направлений товара - объекта трансграничных операций, подлежащего выпуску с таможенного поста.
Значимое место в рекомендациях опрошенных в ходе исследования представителей экспертного сообщества отводится документационному сопровождению инвестиционного проектирования, связанного с организацией импортных поставок элементов технологической базы либо экспортных потоков произведенной продукции.
Совершенствованию процедур таможенного контроля, по мнению экспертов, будет способствовать повышение объективности и оперативности при проведении досмотра и осмотра товаров на таможенном посту.
Полученным результатам соответствуют заключения специалистов, представленные в соответствующих научных источниках. Так, по мнению Н. Д. Хаитовой и К. О. Лебягина, для определения направлений совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров «в первую очередь целесообразно обратиться к зарубежному опыту» [12]. Зарубежная практика таможенного контроля после выпуска товаров предполагает применение методов аудита и включение проверки правильности заполнения декларации путем анализа иной документации, а также коммерческой информации относительно сведений по физическим и юридическим лицам. Основа подобного контроля - проверка бухгалтерской отчетности, а также сведений, относящихся к периоду после выпуска товаров.
Нельзя не согласиться с тем, что современные условия, требующие упрощения таможенных процедур, предопределяют необходимость создания методов осуществления таможенного контроля на основе приемов аудита. Однако следует признать, что в настоящее время отсутствуют механизмы внедрения такого аудита.
Вне сомнения наиболее актуальным и целесообразным направлением повышения объективности и оперативности при проведении досмотра и осмотра товаров на таможенном посту, совершенствования таможенного администрирования и взаимодействия таможни и бизнеса является использование информационных технологий. В последние годы Российская Федерация активизирует переход к цифровой экономике. Так, согласно плану, к 2030 г. должна завершиться полная цифровизация деятельности таможенных органов.
Согласно Всемирной таможенной организации (ВТаО) термин «цифровая таможня» определяется как «использование цифровых систем в целях обеспечения и гарантии уплаты таможенных пошлин, контроля за потоком товаров, людей, транспортных средств и денег, а также защиты международной торговли от преступности, включая международный терроризм, продолжающий распространяться по всему миру» [1].
Специалисты отмечают, что процесс цифровизации и управления таможенным администрированием сталкивается с рядом трудностей, прежде всего в сфере взаимодействия и построения единого информационного пространства с такими контролирующими службами, как Россельхознадзор, Ро-спотребнадзор и Федеральная налоговая служба России, осуществляющими контрольную деятельность наряду с таможенной службой, что требует мер к координации и унификации действий с названными структурами.
Наконец, с точки зрения экспертов, повышению качества работы таможенной службы будет служить объективность оценивания правоприменительной практики при рассмотрения дел. В ряде случаев решение спорного вопроса требует рассмотрение документов, отсутствующих у участника ВЭД, либо имеет место недостаточность установленного срока для их представления. В этом случае декларанту рекомендуется обратиться в таможенный орган с заявлением о ходатайстве на предмет продления срока, необходимого для предоставления соответствующих документальных свидетельств, а также информацией, обосновывающей невозможность предъявления материалов в заявленный срок.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подача такого ходатайства не носит обязательного характера, равно как и регламент принятия решений по нему не является четко установленным. Однако суд, как известно, учитывает активность декларанта, демонстрирующую его стремление сохранить размер заявленной таможенной стоимости товара. Так, например, если арбитражный апелляционный суд счел правомерным представление новых доказательств и для дополнительной проверки таможней был назначен месячный срок, декларант может обратиться в таможенный пост с заявлением о необходимости продления срока по причине ожидания ответа от продавца. При этом известны случаи, когда таможенный орган не продлевает срок и выносится решение о корректировке, но фирма все же получает дополнительные документы, возможность представления которых таможенному органу, таким образом, уже оказывается утраченной. В ходе последующего судебного разбирательства в таких случаях таможенный орган зачастую не может аргументированно пояснить причины отказа продления срока, и суд решает приобщить к материалам дела представленные фирмой дополнительные документальные свидетельства.
Заключение
Проведенное исследование выявило наличие зависимости между уровнем развития процедур таможенного контроля и показателем функционирования народно-хозяйственного комплекса Пензенской области. В частности, корреляционно-регрессионным методом выявлено влияние показателей качества процедур таможенного контроля на валовую добавленную стоимость, созданную в регионе (в основных ценах), и результативность финансовых и страховых организаций, показателей качества сопровождения инвестиционных проектов таможенными органами на валовую добавленную стоимость и объем инвестиций в основной капитал, показателей уровня развития механизма координации участников ВЭД и таможенных органов на валовую добавленную стоимость (в основных ценах) и деятельность финансовых и страховых организаций в регионе, показателей развития процессов цифровизации в деятельности таможенных служб на валовую добавленную стоимость, созданную в регионе, и объем инвестиций в основной капитал.
Полученные модели позволили осуществить прогнозирование результатов функционирования социально-экономической системы региона в условиях повышения уровня управления исходными факторами влияния. Согласно прогнозам, исследуемые показатели продемонстрируют значительный рост против фактических значений.
Рекомендациями, практическое внедрение которых на практике послужит совершенствованию процедур таможенного контроля, выступают: создание элемента паритетности для защиты участников ВЭД, обеспечение оперативности оформления соответствующей таможенной документации, грамотное и глубокое консультирование фирм-участников ВЭД, документационное сопровождение инвестиционного проектирования, предполагающего организацию импортных поставок технологических линий или же экспортных потоков продукции, произведенной предприятиями области.
Список литературы
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
2. Сравнительный анализ положений Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и направлений деятельности таможенных органов России.
3. Лаптев Р. А., Рогов Р. А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. 2019. № 4. URL: https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf (дата обращения: 14.02.2024).
4. Миронова М. В., Ващенко Е. В., Прудников В. В. Роль таможенных органов в укреплении экономической безопасности и устойчивости трансграничных регионов // Экономика, управление и образование : материалы III Нац. науч.-практ. конф. 2020. С. 86-90.
5. Харитонов А. Д. Влияние деятельности таможенных органов на экономику страны // Форум молодых ученых. 2020. № 11 (51). С. 323-327. EDN ROTRXU
6. Ким А. Р. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор (г. Владивосток, 5-27 апреля 2022 г.). Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2022. Вып. 3. С. 67-74. doi: 10.24412/cl-36450-2022-3-67-74 EDN BTAMEF
7. Коварда В. В., Харланова В. Н., Реутова Ю. И. Исследование влияния деятельности таможенных органов на формирование благоприятного предпринимательского климата в России // Вестник Евразийской науки. 2019. № 2. URL: https://esj.today/PDF/02ECVN219.pdf (дата обращения: 10.03.2024).
8. Государственная дума Российской Федерации : официальный сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/26940/ (дата обращения: 07.03.2024).
9. Коварда В. В., Лаптев Р. А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
10. Федеральная таможенная служба : официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/ press/aktualno/document/209039?ysclid=lpbhr5wfe5834603769 (дата обращения: 11.02.2024).
11. Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области : официальный сайт. URL: https://merp.pnzreg.ru/ekonomika/vneshne-ekonomicheskaya-deyatelnost/eksportnaya-statistika-penzenskoyoblasti/?ysclid= lplgghjs24864016679 (дата обращения: 16.01.2024).
12. Хаитова Н. Д., Лебягин К. О. Направления совершенствования форм и методов таможенного контроля после выпуска товаров // Вопросы студенческой науки. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-form-i-metodov-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska tovarov?ysclid=lplgol2ruq-375254749 (дата обращения: 16.01.2024).
13. Лобас Т. В., Макрусев В. В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 9А. С. 65-79. doi: 10.34670/AR.2019.91.9.008
14. Давыдов Р. В. Управление процессом модернизации таможенного администрирования в условиях развития евразийской интеграции и цифровой трансформации : дис. ... канд. гос. муниц. упр. наук. М., 2023. URL: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 09.03.2024).
References
1. The development strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030. (In Russ.)
2. Comparative analysis of the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation dated 05/13/2017 No. 208 "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030" and the activities of the customs authorities of Russia. (In Russ.)
3. Laptev R.A., Rogov R.A. Investigation of the role of customs authorities in ensuring foreign economic security of Russia. Vestnik Evraziyskoy nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2019;(4). (In Russ.). Available at: https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf (accessed 14.02.2024).
4. Mironova M.V., Vashchenko E.V., Prudnikov V.V. The role of customs authorities in strengthening economic security and sustainability of cross-border regions.
Ekonomika, upravlenie i obrazovanie: materialy III Nats. nauch.-prakt. konf. = Economics, management and education : materials of the III National scientific and practical conference. 2020:86-90. (In Russ.)
5. Kharitonov A.D. The influence of the activities of customs authorities on the country's economy. Forum molodykh uchenykh = Forum of Young Scientists. 2020;(11): 323-327. (In Russ.). EDN: ROTRXU
6. Kim A.R. The role of customs authorities in ensuring the economic security of Russia. Razvitie tamozhennogo dela Rossiyskoy Federatsii: dal'nevostochnyy vektor (g. Vladivostok, 5-27 aprelya 2022 g.) = Development of customs affairs of the Russian Federation: the Far Eastern vector (Vladivostok, April 5-27, 2022). Vladivostok: RIO Vladivostokskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2022;(3):67-74. (In Russ.). doi: 10.24412/cl-36450-2022-3-67-74 EDN: BTAMEF
7. Kovarda V.V., Kharlanova V.N., Reutova Yu.I. Investigation of the influence of customs authorities on the formation of a favorable business climate in Russia. Vestnik Evraziyskoy nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2019;(2). (In Russ.). Available at: https://esj.today/PDF/02ECVN219.pdf (accessed 10.03.2024).
8. Gosudarstvennaya duma Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt = The State Duma of the Russian Federation : official website. (In Russ.). Available at: http://duma.gov.ru/news/26940/ (accessed 07.03.2024).
9. Kovarda V.V., Laptev R.A. Improving the customs control system through its promising digitalization within the framework of the development of the system for ensuring economic security of Russia. Vestnik Evraziyskoy nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2020;(4). (In Russ.). Available at: https://esj.today/PDF/ 20ECVN420.pdf (accessed 19.02.2024).
10. Federal'naya tamozhennaya sluzhba: ofitsial'nyy sayt = Federal Customs Service : official website. (In Russ.). Available at: https://customs.gov.ru/press/aktualno/ document/209039?ysclid=lpbhr5wfe5834603769 (accessed 11.02.2024).
11. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya i promyshlennosti Penzenskoy oblasti: ofitsial'nyy sayt = Ministry of Economic Development and Industry of the Penza region : official website. (In Russ.). Available at: https://merp.pnzreg.ru/ekonomika/ vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/eksportnaya-statistika-penzenskoyoblasti/?ysclid= lplgghjs24864016679 (accessed 16.01.2024).
12. Khaitova N.D., Lebyagin K.O. Directions for improving forms and methods of customs control after the release of goods. Voprosy studencheskoy nauki = Questions of student science. 2019;(2). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ napravleniya-sovershenstvovaniya-form-i-metodov-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska tovarov?ysclid=lplgol2ruq375254749 (accessed 16.01.2024).
13. Lobas T.V., Makrusev V.V. Digital transformation of the customs regulator: theory, problems and international experience of their solution. Ekonomika: vchera, segod-nya, zavtra = Economics: yesterday, today, tomorrow. 2019;9(9A):65-79. (In Russ.). doi: 10.34670/AR.2019.91.9.008
14. Davydov R.V. Managing the process of modernization of customs administration in the context of the development of Eurasian integration and digital transformation. PhD dissertation. Moscow, 2023. (In Russ.). Available at: https://www.hse.ru/ (accessed 09.03.2024).
Информация об авторах /Information about the authors
Владимир Юрьевич Синявин
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Vladimir Yu. Sinyavin
Candidate of economical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of management and public administration, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Михаил Алексеевич Долматов
студент,
Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Mikhail A. Dolmatov
Student,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию/Received 04.02.2024 Поступила после рецензирования/Revised 28.03.2024 Принята к публикации/Accepted 10.04.2024