Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ЗАТРАТЫ БИЗНЕСА" ПРЕДПРИЯТИЙ - УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ЗАТРАТЫ БИЗНЕСА" ПРЕДПРИЯТИЙ - УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВРЕМЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна, Нестерова Дарья Александровна

Статья посвящена исследованию актуального направления деятельности таможенной службы Российской Федерации, связанного со снижением административной нагрузки на бизнес, и возникающих при этом затрат участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время происходит масштабное развитие таможенного администрирования в рамках реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», обусловленное внедрением перспективных таможенных процедур и технологий. При этом весьма актуальными становятся вопросы как дальнейшего совершенствования процедур таможенного администрирования, так и оценки их влияния на деятельность бизнес-структур и минимизации связанных с таможенными формальностями затрат. Это обусловливает необходимость изучения теоретических вопросов учета и управления затратами и совершенствования на этой базе практики таможенного администрирования. В статье представлены результаты анализа содержания и видов затрат бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности, на основе которого определено понятие «затраты для сферы внешнеэкономической деятельности» и уточнена классификация данных затрат по критерию управляемости. Также проведен анализ временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности, рассмотрена методология их учета, разработаны рекомендации по использованию показателей «затраты бизнеса» в деятельности Федеральной таможенной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна, Нестерова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INDICATORS OF "BUSINESS COSTS" OF PARTICIPATING ENTERPRISES IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article is devoted to the study of the current direction of the customs service of the Russian Federation associated with the reduction of the administrative burden on business and the resulting costs of participants in foreign economic activity. Currently, there is a huge development of customs administration as part of the implementation of the "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030", due to the development of prospective customs procedures and technologies. At the same time, issues of further improvement of customs administration procedures and assessment of their impact on the activities of business structures and minimization of their costs related to customs formalities become very relevant. This makes it necessary to study theoretical issues of cost accounting and management and improve customs administration practices on this basis. The results of the analysis of the content and types of business costs in the sphere of foreign economic activity, based on which the concept of costs for the sphere of foreign economic activity is defined and the classification of these costs by the criterion of controllability is specified, are presented. Also the analysis of time and financial costs of participants in foreign economic activity was carried out, the methodology of their accounting in the sphere of foreign economic activity according to the methodology of the World Bank Doing Business was considered, recommendations for the use of indicators of "business costs" in the activities of the Federal Customs Service were developed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ "ЗАТРАТЫ БИЗНЕСА" ПРЕДПРИЯТИЙ - УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

METHODOLOGY AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH

УДК 339.5

DOI 10.54048/20727240_2021_04_90

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ «ЗАТРАТЫ БИЗНЕСА» ПРЕДПРИЯТИЙ -УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю. Е. Гупанова1, Д. А. Нестерова1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуального направления деятельности таможенной службы Российской Федерации, связанного со снижением административной нагрузки на бизнес, и возникающих при этом затрат участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время происходит масштабное развитие таможенного администрирования в рамках реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», обусловленное внедрением перспективных таможенных процедур и технологий. При этом весьма актуальными становятся вопросы как дальнейшего совершенствования процедур таможенного администрирования, так и оценки их влияния на деятельность бизнес-структур и минимизации связанных с таможенными формальностями затрат. Это обусловливает необходимость изучения теоретических вопросов учета и управления затратами и совершенствования на этой базе практики таможенного администрирования. В статье представлены результаты анализа содержания и видов затрат бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности, на основе которого определено понятие «затраты для сферы внешнеэкономической деятельности» и уточнена классификация данных затрат по критерию управляемости. Также проведен анализ временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности, рассмотрена методология их учета, разработаны рекомендации по использованию показателей «затраты бизнеса» в деятельности Федеральной таможенной службы.

Ключевые слова: затраты участников внешнеэкономической деятельности, таможенное администрирование, временные и финансовые затраты, таможенные операции, таможенные процедуры.

ASSESSMENT OF INDICATORS OF "BUSINESS COSTS" OF PARTICIPATING ENTERPRISES IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Y. E. Gupanova1, D. A. Nesterova1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the study of the current direction of the customs service of the Russian Federation associated with the reduction of the administrative burden on business and the resulting costs of participants in

© Гупанова Ю. Е., Нестерова Д. А., 2021

foreign economic activity. Currently, there is a huge development of customs administration as part of the implementation of the "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030", due to the development of prospective customs procedures and technologies. At the same time, issues of further improvement of customs administration procedures and assessment of their impact on the activities of business structures and minimization of their costs related to customs formalities become very relevant. This makes it necessary to study theoretical issues of cost accounting and management and improve customs administration practices on this basis. The results of the analysis of the content and types of business costs in the sphere of foreign economic activity, based on which the concept of costs for the sphere of foreign economic activity is defined and the classification of these costs by the criterion of controllability is specified, are presented. Also the analysis of time and financial costs of participants in foreign economic activity was carried out, the methodology of their accounting in the sphere of foreign economic activity according to the methodology of the World Bank Doing Business was considered, recommendations for the use of indicators of "business costs" in the activities of the Federal Customs Service were developed.

Keywords: costs of foreign trade participants, customs administration, time and financial costs, customs operations, customs procedures.

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная служба Российской Федерации (РФ), проходя эволюционный путь своего развития, эффективно реализует ключевые цели деятельности, обозначенные в программных документах стратегического уровня. Так, реализация «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» позволила добиться значимых результатов в совершенствовании таможенного администрирования, связанных с внедрением перспективных таможенных технологий на этапе до выпуска товаров, созданием принципиально новых подходов к проведению таможенного контроля после выпуска товаров, расширением практики межведомственного электронного взаимодействия Федеральной таможенной службы (ФТС России) с другими федеральными органами исполнительной власти, а также в сфере международного сотрудничества [1].

В «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [2] и «Публичной декларации целей и задач ФТС России на 2021 год» [3] в качестве важного компонента миссии службы выделена необходимость создания конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на основе принципов простоты, удобства, безопасности и эффективности. Скорость совершения таможенных операций и связанные с этим затраты бизнеса являются одним из трех критериев оценки работы таможенных органов в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Следовательно, содействие развитию бизнеса и сокращение непроизводительных затрат при совершении таможенных операций - это важная составляющая целевой направленности деятельности таможенных органов [5].

Данное направление на сегодняшний день нашло отражение в системе оценки эффективности деятельности таможенных органов: в перечне ежегодно утверждаемых показателей эффективности и результативности, а также в ряде стратегических документов развития, например в плане мероприятий «Трансформация

делового климата» [6]. Однако до конца не решенными остаются вопросы научного осмысления сути понятия «затраты» для сферы ВЭД и поиска эффективной методологии управления ими с точки зрения достижения баланса между интересами бизнеса и контрольно-надзорных органов.

Вышеизложенное определяет целевую установку данной статьи, состоящую в необходимости детального исследования содержания понятия «затраты бизнеса», оценки их вариативности в зависимости от применения таможенных технологий и совершенствования подходов к таможенному администрированию на основе применения показателей затрат бизнеса в деятельности ФТС России.

В настоящее время в экономической литературе имеется множество определений термина «затраты». В основном все определения включают основные особенности затрат, которые отражают то, что связано с приобретением, переработкой и хранением ресурсов, что было использовано и сколько. Затраты всегда выражены в единицах стоимости (так, разные ресурсы обретают сопоставимость и могут суммироваться), а также привязаны к конкретным целям (на производство товаров, работ, услуг; на обслуживание структурного подразделения). Затраты относят к активам предприятия.

В связи с тем, что нормативно закрепленное определение термина «затраты» отсутствует, некоторые авторы приравнивают и считают взаимозаменяемыми термины «затраты», «издержки» и «расходы» и соответственно понятия, которые они номинируют. Другие авторы с этим не согласны, ведь одним из главных отличий содержания термина «затраты» от других терминов является то, что затраты относятся к определенному временному (отчетному) периоду (месяц, квартал, год).

Так, В. К. Скляренко под затратами понимает денежную оценку стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени [7, с. 146]. Как видно из его определения, затраты характеризуются: денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов; целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса); определенным периодом времени (должны быть отнесены на продукцию за данный период времени).

Ю. А. Бабаев под затратами понимает использование капитала на приобретение видов ресурсов (трудовых, материальных) для осуществления всей предпринимательской деятельности организации. По его мнению, затраты и издержки близки по своему экономическому содержанию [8, с. 54].

Т. Ю. Дружиловская в статье «К вопросу о соотношении понятий «затраты» и «расходы» полагает, что затраты характеризуют потребленные ресурсы, но не расходы периода, под которыми понимается уменьшение экономических выгод. По мнению Т. Ю. Дружиловской, под затратами следует понимать потребленные или использованные ресурсы [9].

Л. С. Васильева в рамках управленческого учета отмечает, что затраты - это средства, израсходованные на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющихся в наличии [10, с. 110].

Как видно, при исследовании понятия «затраты» среди авторов нет единого мнения по поводу его сущности и содержания. Это связано, в первую очередь, с отождествлением или отграничением понятия от других смежных понятий -«издержки» и «расходы». В зависимости от того, в какой системе учета автор проводит исследование, - в бухгалтерском, управленческом и финансовом учете или в экономическом анализе, - понятие рассматривается с разных сторон.

В связи с возникающим из вышесказанного вопросом о том, что ряд авторов отождествляют термины «издержки» и «затраты», следует отметить, что различие состоит лишь в сфере их применения - производства или обращения [10, с. 109]. Понятие «издержки», как правило, используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако проведенный анализ показал, что понятие «издержки» шире понятия «затраты». Издержки представляют собой совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции.

МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ БИЗНЕСА В СФЕРЕ ВЭД

Вопросы определения затрат бизнеса актуальны для предприятий в любых сферах деятельности, в том числе в сфере ВЭД. На всех этапах своей деятельности предприятия - участники ВЭД взаимодействуют с таможенными органами. От качества такого взаимодействия напрямую зависит объем затрат, связанный с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. В контексте цели данного исследования представляется целесообразным раскрыть сущность затрат для сферы ВЭД.

Следует отметить, что данные затраты различны при экспорте и импорте товаров. Затраты на экспорт включают таможенные сборы и, если установлено, вывозную пошлину. В некоторых случаях в категорию «затраты бизнеса» будут также включены:

- услуги таможенного склада или склада временного хранения (СВХ), которые необходимы при назначении досмотра груза на автомобильном СВх, а также при вывозе через морской или авиационный порт, по железной дороге;

- заполнение таможенной декларации, ее подача и взаимодействие с таможней в электронном виде;

- стоимость услуг экспорта по комплексному таможенному сопровождению;

- затраты, связанные с оформлением разрешительных документов на вывоз отдельных категорий товаров, например оформление лицензий Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), а также при оформлении экспертных заключений.

Анализ практики ВЭД показал, что статьи затрат предприятий - участников ВЭД при импорте складываются из следующих составляющих:

- таможенные сборы;

- таможенные пошлины (ввозная, сезонная, антидемпинговая, компенсационная, специальная);

- косвенные налоги (НДС, акциз);

- затраты на оформление разрешительных документов, обязательных для перемещаемых товаров, в соответствии с кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС);

- затраты, связанные с таможенным оформлением, например: на создание таможенной декларации, подачу ее на сервер таможни и т. д.;

- взаимодействие с таможней в электронном виде;

- услуги по комплексному таможенному сопровождению импорта.

Тема учета затрат является предметом анализа различных рейтингов и методик как в отечественной, так и международной практике. Согласно методике Всемирного банка Doing Business существует классификация затрат предприятий -участников ВЭД на временные и финансовые.

При осуществлении экспортно-импортных операций к временным и финансовым затратам относят следующие структурные элементы: пограничный и таможенный контроль и оформление документов. В рамках исследования «Ведение бизнеса» также осуществляется учет временных и финансовых затрат на транспортировку товаров внутри страны. Эти данные публикуются, но не учитываются при расчете общего показателя для индикатора «Международная торговля» и рейтинга степени благоприятности условий для ведения международной торговли. Достигнутые показатели временных и финансовых затрат бизнеса в РФ по рейтингу Всемирного банка представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка временных и финансовых затрат бизнеса при экспорте и импорте товаров в Российской Федерации (г. Москва) за 2020 г. по данным Всемирного банка (рейтинг Doing Business) [11]

Элементы затрат Временные затраты, ч Финансовые затраты, долл. США

экспорт импорт экспорт импорт

Пограничный и таможенный контроль 66 12 580 400

Оформление документов 26 43 80 160

Анализ данных табл. 1 свидетельствует о достаточно высоком уровне затрат на пограничный и таможенный контроль. При учете фактических временных и финансовых затрат на организацию и обеспечение экспорта товаров принимаются следующие допущения [11]:

- время измеряется в часах, при этом один день равен 24 часам (например, 22 дня рассчитываются как 22 х 24 = 528 часов). Так, если таможенное оформление занимает 7,5 часа, то эти данные учитываются соответствующим образом. Если же документы, поданные в таможенный орган в 8 часов утра, оформлены к следующему дню и их можно получить в 8 часов утра следующего дня, то считается, что таможенное оформление заняло 24 часа, так как фактически процедура оформления заняла 24 часа;

- в общей стоимости не учитываются затраты на страхование и неофициальные платежи, не подтверждающиеся квитанциями. Стоимость оценивается в долларах США. При предоставлении данных респонденты переводят суммы, выраженные в местной валюте, в доллары США в соответствии с курсом обмена валюты, превалирующим на день проведения опроса.

Кроме того, в настоящий момент действует приказ от 03.02.2021 № 50 «Об организации в Минэкономразвития России работы по проведению оценки фактических показателей временных и финансовых затрат участников ВЭД при экспорте товаров из Российской Федерации», который устанавливает порядок организации в Минэкономразвития России работы по проведению оценки фактических показателей временных и финансовых затрат участников ВЭД при экспорте товаров из РФ, включая последовательность сбора информации и оценки фактических временных и финансовых затрат участников ВЭД при экспорте товаров. Оценка основывается на методологии Doing Business, используемой Всемирным банком при проведении исследования «Ведение бизнеса», учитывает логику и содержание стандартной анкеты, ежегодно направляемой экспертами Всемирного банка респондентам в РФ.

Следует отметить, что вопросы исследования временных и финансовых затрат в отечественной практике нашли отражение в ряде стратегических документов развития, а именно в дорожных картах «Совершенствование таможенного администрирования», «Трансформация делового климата». Так, в плане «Трансформация делового климата» предусмотрена разработка новых подходов в таможенном администрировании, соответствующих задачам цифровизации экономики, использования новейших информационных технологий в сфере ВЭД; результатом его исполнения должны стать условия для улучшения инвестиционного климата в РФ и комфортные условия осуществления ВЭД для бизнеса.

Также в плане представлены ключевые показатели эффективности, основанные на данных индикатора «Международная торговля» исследования «Ведение бизнеса» Всемирного банка, предполагаемые к реализации до 2024 г. (табл. 2).

Достижение данных показателей эффективности тесно взаимосвязано с дальнейшим развитием таможенных технологий и процедур взаимодействия с участниками ВЭД при совершении таможенных операций. Особое значение для совершенствования методологии учета затрат бизнеса в сфере ВЭД имеет обоснованная классификация возникающих издержек на различных этапах взаимодействия таможенных органов и бизнеса.

Таблица 2

Ключевые показатели эффективности 2021-2024 гг.

Наименование ключевых показателей эффективности Текущее значение Плановый период

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Временные затраты участников ВЭД при импорте, ч 30 27 26 25 24

Финансовые затраты участников ВЭД при импорте, долл. США 580 350 300 275 250

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ В СФЕРЕ ВЭД

Подходы к классификации затрат являются достаточно разработанными в научной литературе. При этом рассматриваются разные классификационные критерии, среди которых для сферы ВЭД представляет интерес критерий управляемости затрат. Среди затрат участников ВЭД можно выделить управляемые, неуправляемые и частично управляемые затраты. К управляемым затратам относятся те, размер которых полностью зависит от самих участников ВЭД. Частично управляемые затраты возникают в отдельных случаях, связанных с действием определенных таможенных процедур или специфическими особенностями конкретных сделок. В процессе таможенного обслуживания могут быть выделены отдельные операции, не являющиеся обязательными с точки зрения закона. Их выполнение может быть обусловлено выбранной конкретным участником ВЭД стратегией, в связи с этим затраты на них следует отнести к дополнительным. Размер неуправляемых затрат и их структура устанавливаются нормативными правовыми актами и практически не зависят от действий участников ВЭД: законы, решения правительств, таможенные правила и тарифы, поведение конкурентов, их товары, рыночная конъюнктура, природные условия, национальные обычаи и др. Основная неуправляемая статья затрат - это таможенные платежи, состав которых зависит от заявляемой таможенной процедуры.

Предприятие взаимодействует с таможенными органами в рамках перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:

- до выпуска товара: на этапе подачи заявления и в процессе контроля поданных документов; на этапе взимания платежей и пошлин; на этапе фактического прибытия или отправления груза (при транзитных операциях, фактическом пересечении таможенной границы, помещении на склад); при проведении процедур фактического контроля;

- после выпуска товара: при проведении таможенных проверок; при корректировке заявленных сведений (например, кода товара и/или таможенной стоимости) [12, с. 85].

При прибытии транспортных средств в таможню назначения возникают затраты, связанные с закрытием процедуры транзита. Основной причиной образования таких затрат в этом случае является простой транспортных средств, вызванный

несвоевременной (т. е. с нарушением установленных законодательством сроков) регистрацией прибытия, несвоевременным закрытием процедуры таможенного транзита. При размещении товара на временное хранение в транспортных средствах и на СВх основными причинами затрат являются: перемещение товаров от мест доставки товаров на СВх, погрузочно-разгрузочные работы, уплата сборов за хранение товаров. При этом простой транспортных средств и уплата сборов за хранение товаров связаны с низкой степенью применения предварительного декларирования.

При совершении операций, связанных с таможенным контролем, затраты возникают из-за предъявления товара, досмотровых и связанных с ними грузовых и иных операций в рамках системы управления рисками (СуР), отбора проб и образцов [13, с. 175]. Так, например, при экспорте продукции двойного или военного назначения необходимо проведение досмотра, предусматривающего вскрытие и идентификацию. В то же время упаковка и консервация данной продукции достаточно дорогостоящая.

Причинами затрат, возникающих на этапе таможенного декларирования товаров, становятся некачественные услуги таможенного представителя по оформлению декларации и формированию пакета документов, необходимость представления дополнительных сведений и документов, в том числе разрешительных. Одной из главных причин является неверное определение кода ТН ВЭД ЕАЭС.

Проведенный анализ затрат бизнеса при совершении таможенных операций позволил выделить моменты возникновения затрат участников ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу (рис.).

Рис. Схема возникновения затрат участников ВЭД при совершении таможенных операций

Из данных рисунка видно, что основные затраты участников ВЭД в значительной мере связаны с качеством таможенного администрирования, организацией

работы в конкретном таможенном органе, качеством контроля со стороны таможенных органов за деятельностью таможенных представителей, владельцев СВх и т. д. Эти затраты возникают по причине отсутствия единообразного подхода к решению однотипных задач в таможенных органах. При этом затраты на этапе прибытия товаров в таможню назначения следует отнести к управляемым затратам, на этапе помещения товаров на временное хранение - к частично управляемым, а в процессе приема и регистрации декларации на товары возникают как управляемые (услуги таможенного представителя), частично управляемые (проведение таможенного контроля), так и неуправляемые (уплата таможенных платежей) затраты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, что в данном направлении заметны результаты, достижение которых видится в использовании электронного декларирования, внедрении технологии автоматической регистрации деклараций, предварительном информировании, удаленном выпуске и т. д. Россия значительно упростила международную торговлю путем достижения ключевых целей деятельности, обозначенных в программных документах стратегического уровня, что видится в сокращении количества документов, необходимых для каждой экспортной или импортной операции, снижении соответствующих расходов, внедрении электронной системы предоставления экспортной и импортной отчетности, сокращении количества проверок.

Реализация стратегических направлений развития таможенной службы РФ позволила внедрить в практику работы таможенных органов принципиально новые подходы к проведению таможенного контроля на этапах до и после выпуска товаров, расширить практику межведомственного электронного взаимодействия ФТС России с другими федеральными органами исполнительной власти, а также развивать партнерские отношения с бизнес-структурами.

Но по сравнению со странами Европы, Южной Кореей, США видна существенная разница в показателях по данному направлению. Экономистами вычислено, что сокращение времени таможенного оформления на один день даст прирост национального продукта более чем на 1%, а это является значимым показателем [14].

Рекомендации по осуществлению таможенного администрирования с целью сокращения затрат участников ВЭД должны сводится к минимизации времени на совершение таможенных операций, уменьшению количества документов, необходимых для таможенного оформления, сотрудничеству с таможенными администрациями иностранных государств по обмену информацией. Создавая комфортные условия для улучшения бизнес-среды и роста предпринимательской активности, таможенное администрирование выступает одним из направлений экономического развития РФ и стран - участниц ЕАЭС.

Наиболее перспективными с точки зрения снижения затрат бизнеса на сегодняшний день представляются следующие направления совершенствования таможенного администрирования:

- дальнейшее сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров;

- комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей;

- совершенствование механизмов контроля таможенной стоимости;

- развитие таможенного контроля после выпуска товара;

- совершенствование критериев категорирования участников ВЭД;

- введение системы ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) в таможенных органах, напрямую связанных с оценкой влияния действий должностных лиц на затраты при экспорте и импорте товаров.

Принципы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД выступают основным фактором осуществления таможенной политики и одновременно -неотъемлемым атрибутом развитой, эффективно функционирующей системы таможенного администрирования. Реформы в данной сфере оказывают, несомненно, положительное влияние на деловой бизнес-климат в России. Сокращение временных и финансовых издержек участников ВЭД, формирование более доступного порядка реализации таможенных формальностей и снижение административного давления со стороны государства в лице таможенных органов - все эти факторы способствуют улучшению условий ведения бизнеса в стране, повышению ее рейтинга в международной торговле и привлекательности инвестиционного климата.

Намеченные направления по развитию и совершенствованию таможенного администрирования и изложенные рекомендации предоставляют, по мнению авторов, широкие возможности для снижения затрат участников ВЭД. Для их практической реализации необходимо развитие методологии учета затрат бизнеса, внедрение в практику работы эффективных методов управления затратами и в целом последовательная реализация стратегических целей развития таможенной службы РФ до 2030 г.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Доклад об исполнении в 2020 году межведомственного плана мероприятий по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и основных результатах реализации Стратегии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/ strategy.

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

3. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https:// customs.gov.ru.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Гупанова Ю. Е. Таможенно-логистический фактор снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 37-44.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р «Об утверждении плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации».

7. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2006. 528 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / под ред. Ю. А. Бабаева, И. П. Комисаровой. 2-е изд., перераб и доп. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. 528 с.

9. Дружиловская Т. Ю. К вопросу о соотношении понятий «затраты» и «расходы» // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2007. № 2. С. 28-30.

10. Черевко Н. О. Подходы к определению и разграничению понятий «затраты», «издержки», «расходы» в экономической науке // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. № 3. С. 107-112.

11. Официальный сайт Всемирного банка. URL: https://russian.doingbusiness.org/ (дата обращения: 05.05.2021).

12. Ненашев А. В. Издержки участников внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий, возникающих при взаимодействии с таможенными органами // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 3. С. 83-90.

13. Елисеева Д. С. Непроизводительные издержки участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. C. 172-178.

14. Ворона А. А. Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в нем // ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 51-55.

REFERENCES

1. Doklad ob ispolnenii v 2020 godu mezhvedomstvennogo plana meropriyatij po realizacii Strategii razvitiya tamozhennoj sluzhbys Ro.ssij.skoj Federacii do 2020 goda i osnovny'x rezuVtatax realizacii Strategii [Elektronnyj resurs] [Report on the implementation in 2020 of the interdepartmental action plan for the implementation of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020 and the main results of the implementation of the Strategy [Electronic resource]] // OficiaVnyj sajt FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [ Official website of the Federal Customs Service of Russia]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-raz-vitiya/strategy.] (In Russ.)

2. Rasporyazhenie PraviteVstva RFot 23.05.2020 no. 1388-r "O Strategii razvitiya tamozhennoj sluzh-byУ Rossijskoj Federacii do 2030 goda" [Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "On the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030"]. (In Russ.)

3. Publichnaya deklaraciya celej i zadach FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" na 2021 god [Elektronnyj resurs] [Public Declaration of Goals and Objectives of the Federal Customs Service for 2021 [Electronic resource]] // OficiaVnyj sajt FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [Official website of the Federal Customs Service of Russia. URL: https://customs.gov.ru.] (In Russ.)

4. FederaVnyj zakon ot 03.08.2018 no. 289-FZ "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdeVnyse zakonodateVny^e aktys Rossijskoj Federacii" [Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"]. (In Russ.)

5. Gupanova Y. E. Tamozhenno-logisticheskij faktor snizheniya izderzhek uchastnikov vneshnee^konomicheskoj deyateVnosti [Customs and logistics factor of reducing the costs of participants in foreign economic activity]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2020, no. 2, pp. 37-44. (In Russ.).

6. Rasporyazhenie PraviteFstva RFot 17.01.2019 no. 20-r "Ob utverzhdeniiplana Transformaciya de-lovogo klimata" i priznanii utrativshimi silu aktov PraviteFstva Rossijskoj Federacii" [Order of the Government of the Russian Federation dated January 17, 2019 no. 20-r "On the approval of the plan "Transformation of the business climate" and the recognition of the acts of the Government of the Russian Federation as invalid"]. (In Russ.).

7. Sklyarenko V. K., Prudnikov V. M. E^konomika predpriyatiya: uchebnik dlya vuzov [Enterprise Economics: textbook for universities]. Moscow, INFRA-M, 2006. 528 p. (In Russ.).

8. Buhgalterskij uchet: uchebnik dlya vuzov / pod. red. Yu. A. Babaeva, I. P. Komisarovoj [Accounting: textbook for universities / edited by Yu. A. Babaev, I. P. Komissarova. 2nd ed.]. Moscow, YNITI - DANA, 2006. 528 p. (In Russ.).

9. Druzhilovskaya T. Yu. K voprosu o sootnoshenii ponyatij "zatraty" i "rasxody^" [On the question of the relationship between the concepts of "costs" and "expenses"]. In: Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo finansovo-e^konomicheskogo instituta [Herald of the Kazan State Financial and Economic Institute], 2007, no. 2, pp. 28-30. (In Russ.).

10. Cherevko N. О. Podxody" k opredeleniyu i razgranicheniyu ponyatij ""zatratyy", "izderzhki", "rasxody"v ekonomicheskoj nauke [Approaches to definition and differentiation of concepts "expenditures", "costs" and "outlays" in economic sciences]. In: Intellekt. Innovacii. Investicii [Intelligence. Innovation. Investment.], 2010, no. 3, pp. 107-112. (In Russ.).

11. OficiaVny^j sajt Vsemirnogo banka [Official website of the World Bank]. URL: https://russian. doingbusiness.org/ (date of access: 05.05.2021). (In Russ.).

12. Nenashev A. V. Izderzhki uchastnikov vneshnee^konomicheskoj deyateVnostipromy^shlenny^xpred-priyatij, voznikayushhix pri vzaimodejstvii s tamozhenny^mi organami [The expenses of the participants of foreign economic activity of industrial enterprises arising from the interaction with the customs authorities]. In: Upravlenie investiciyami i nnovaciyami [Investment and innovation management journal], 2016, no. 3, pp. 83-90. (In Russ.).

13. Eliseeva D. S. NeproizvoditeVny^e izderzhki uchastnikov vneshneeknomicheskoj deyateVnosti pri sovershenii tamozhenny^xoperacij [Unproductive expenses of participants in foreign economic activity during customs operations]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2014, no. 4, pp. 172-178. (In Russ.).

14. Vorona A. A. Sovremenny^e tendencii rejtinga Doing Business i poziciya Rossii v nem [Recent trends of the score in "Doing Business" and Russia's position in it]. In: Ucheny^e zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii [Scientific Letters of Russian Customs Academy the St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov], 2018, no. 4 (68), pp. 51-55. (In Russ.).

Информация об авторах

Гупанова Юлия Евгеньевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: u.gupanova@ customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-57;

Нестерова Дарья Александровна - аспирант кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: danya_nest@list.ru, тел.: 8 (983) 139-11-10.

information about the authors

Gupanova Yuliya E. - doctor of economics, associate professor, professor of the department of economics of customs, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, tel.: 8 (495) 500-13-57, e-mail: u.gupanova@customs-academy.ru;

Nesterova Darya A. - postgraduate student of the department of economics of customs, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, tel.: 8 (983) 139-11-10, e-mail: danya_nest@list.ru.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. conflicts of interests

The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. для цитирования

Гупанова Ю. Е., Нестерова Д. А. Оценка показателей «затраты бизнеса» предприятий -участников внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 90-102.

For citation

Gupanova Y. E., Nesterova D. A. Assessment of Indicators of "Business Costs" of Participating Enterprises in Foreign Economic Activity. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 90-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.