Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 82 — 87. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):82 — 87.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 347.97/.99
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-82-87 NIION: 2007-0062-4/24-177
EDN: https://elibrary.ru/MRSQYG MOSURED: 77/27-004-2024-04-377
Совершенствование профессиональной подготовки судейского корпуса в контексте формирования национальной системы высшего образования в России
Кирилл Николаевич Сергунин
Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России), Тула, Россия, [email protected]
Аннотация. В условиях нового этапа развития отечественного высшего образования, начавшегося в 2023 г., вопросы, касающиеся профессиональной подготовки специалистов, приобретают новое звучание. Учитывая повышенную важность для государства и общества профессиональных квалификаций и компетентности юристов в целом, настоящее исследование посвящено отдельным аспектам подготовки юридических кадров с высшим образованием в условиях реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. В работе проведен анализ современного состояния правового регулирования профессиональной подготовки судейского корпуса Российской Федерации и на основании изучения действующего законодательства и работ исследователей сделан вывод, что формирование национальной системы высшего образования способно сделать подготовку юридических кадров, в том числе для работы в судебной системе, более гибкой и эффективной.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, образование, юридическое образование, реформа образования, обучение судей, судейский корпус, претендент на должность судьи
Для цитирования: Сергунин К.Н. Совершенствование профессиональной подготовки судейского корпуса в контексте формирования национальной системы высшего образования в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 82 — 87. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-82-87. EDN: https://elibrary.ru/MRSQYG.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Improvement of professional training of the judicial corps in the context of the formation of the national system of higher education in Russia
Kirill N. Sergunin
Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice
(RLA of the Ministry of Justice of Russia), Tula, Russia, [email protected]
Abstract. In the context of a new stage in the development of higher education in Russia, which began in 2023, issues related to the professional training of specialists are acquiring a new meaning. Given the increased importance for the state and society of professional qualifications and competence of lawyers in general, this study is devoted to certain aspects of the training of legal personnel with higher education in the context of the implementation of a pilot project aimed at changing the levels of professional education. The paper analyzes the current state of legal regulation of the professional training of the judiciary of the Russian Federation and based on a study of current legislation and the work of researchers it is concluded that the formation of a national system of higher education can make the training of legal personnel, including for work in the judicial system, more flexible and effective.
Keywords: professional training, professional retraining, education, legal education, education reform, training of judges, judicial corps, judge candidate's
For citation: Sergunin K.N. Improvement of professional training of the judicial corps in the context of the formation of the national system of higher education in Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):82-87. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-82-87. EDN: https://elibrary.ru/MRSQYG.
© Сергунин К.Н., 2024
Организация профессиональной подготовки судейского корпуса в России имеет свою специфику. С одной стороны, должность судьи является единственным родом занятий, для которого требования в части образовательного ценза претендентов напрямую закреплены в Конституции Российской Федерации. С другой стороны, до настоящего момента всеобъемлющая система подготовки претендентов на должности судей в нашей стране не сложилась: сейчас она представлена лишь отдельными элементами, каждый из которых определенным образом оказывает влияние на процессы и процедуры наделения судьи полномочиями. В частности, одним из таких элементов выступает профессиональная переподготовка впервые назначенных судей, которая, согласно абз. 2 п. 1 ст. 20.1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) [1], проводится в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде (здесь и далее курсив мой — Авт.). Сразу следует оговориться, что в настоящее время специализированные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования для данных целей на федеральном уровне не созданы, а функции по профессиональной подготовке судей (включая подготовку кандидатов на должности судей, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации действующих судей) нормативно возложены лишь на два высших учебных заведения: Российский государственный университет правосудия (до 2014 г. — Российская академия правосудия) и Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (до 2015 г. — Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации), причем ВГУЮ получил это право несколько ранее — еще в 1992 г. [2], а РГУП — после его образования в 1998—1999 гг. [3; 4]. Несмотря на это, практика показывает, что при организации закупок образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию мировых судей субъектов РФ победителями на соответствующих торгах зачастую становятся совершенно другие организации, причем не обязательно профильные, ведь критериев для участия в конкурсах, как правило, только два: наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и цена. Такое об-
стоятельство уже само по себе составляет довольно значительную проблему, требующую своего решения посредством принятия поправок к п. 3 ст. 20.1 Закона о статусе судей, действующая редакция которого во взаимосвязи с положениями п. 120 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [5] относит вопросы, связанные с дополнительным профессиональным образованием мировых судей, к компетенции субъектов РФ.
Если коснуться аспектов, связанных с регламентацией профессиональной подготовки претендентов на должность судьи (лиц, не обладающих судейским статусом, иначе говоря — кандидатов на должности судей), то здесь ситуация также достаточно неоднозначна. Несмотря на важность института профессиональной переподготовки впервые назначенных судей, следует все же признать, что такое обучение не является в строгом смысле слова преддолжностной подготовкой, так как проводится не до наделения претендента полномочиями судьи, а уже после назначения его на должность. Именно в этой связи можно вполне справедливо утверждать, что на сегодняшний день профессионализм судьи обеспечивается, как правило, полученным им образованием (преимущественно в период обучения в вузе и, конечно, по юридической специальности), а также предшествующим опытом профессиональной деятельности. При этом на практике возможно сочетание наряду с названными двумя и иных дополнительных путей формирования профессиональных компетенций будущего судьи, например, второе и последующее (а, возможно, и первое — предшествующее полученному затем второму юридическому) высшее образование в сферах, отличных от юриспруденции, опыт научно-исследовательской и эк-спертно-аналитической работы, разного рода общественная деятельность и т.п.
В любом случае, учитывая положения действующего законодательства, при рассмотрении вопросов, связанных с профессиональной подготовкой судейского корпуса, не обойтись без анализа организационных и правовых аспектов обучения будущих судей в рамках системы профессионального (высшего) образования. Требования к претендентам на должности судей применительно к наличию у них профессионального образования включают в себя взаимосвязанную совокупность следующих компонентов:
1) собственно наличие высшего юридического образования без конкретизации применительно к его уровню (ст. 119 Конституции РФ);
2) наличие высшего образования по определенной специальности (направлению подготовки), конкретизированной в подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей, а именно: высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» или высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Анализируя вышеизложенное, нетрудно заметить, что действующее законодательство предъявляет к российским судьям требование об обладании ими не просто высшего юридического образования, а образования, подтвержденного соответствующим дипломом. В этой связи возникает справедливый вопрос о корректности (достаточности) формулировки подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей применительно к актуальному перечню направлений подготовки и специальностей высшего образования [6], который многажды ставился в юридической литературе [7—10], в том числе и нами [11].
Новый этап развития отечественной системы высшего образования, начавшийся после оглашения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2023 г. [12], подразумевает частичный отказ от превалирующей в настоящее время в России двухуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием (модель «бакалавриат — магистратура», или «4 + 2») на новую — национальную систему высшего образования, которая должна синтезировать в себе достоинства как классической (базовой) подготовки специалистов, так и опыт, накопленный за период массовой подготовки по модели «4 + 2». Как справедливо отмечено в Послании Президента РФ, это необходимо «с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни» [12]. Кстати говоря, это предложение встретило по большей части положительные отклики специалистов, занятых в сфере высшего образования и науки. Сложно не согласиться с позицией А.Я. Неверова, что «юристы, стоящие на страже законных интересов человека и гражданина, будь то судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, юрисконсульты и т.п., должны обладать всеми необходимыми навыками и умениями, а также комплексом моральных ценностей, чтобы обеспечивать благополучное развитие нашей страны. Именно на решение этих задач и должно быть направлено юридическое образование, обновленное в рамках образовательной реформы, с уче-
том огромного опыта и достижений российской высшей школы...» [13].
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы, касающиеся перехода к системе национального высшего образования, выступает Указ Президента РФ от 12 мая
2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» (далее — Указ № 343) [14]. Он предусматривает проведение в 2023/24, 2024/25 и 2025/26 учебных годах пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. В свою очередь, пилотный проект включает в себя следующие новации:
1) изменение уровней высшего образования (внедряются два уровня — базовое и специализированное высшее образование, а аспирантура выводится из системы высшего образования в отдельный уровень подготовки в рамках профессионального образования, который, таким образом, составит последовательную триаду: среднее профессиональное образование — высшее образование — аспирантура);
2) дифференциация сроков обучения по различным образовательным программам в зависимости от направления подготовки, специальности и (или) профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы, в частности:
■ на уровне базового высшего образования осуществляется реализация программ базового высшего образования со сроком обучения 4—6 лет;
■ на уровне специализированного высшего образования осуществляется реализация программ магистратуры, программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки со сроком обучения 1—3 года;
3) возможность бесплатного обучения по программам специализированного высшего образования — магистратуры для лиц, имеющих высшее образование уровня специалитета.
Важно отметить, что по состоянию на ноябрь
2024 г. пилотный проект реализуется в шести образовательных организациях высшего образования, названных в п. 3 Указа № 343, из которых лицензию на обучение по образовательным программам юридической направленности имеют только три вуза — Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (далее — БФУ), Национальный исследовательский Томский государственный университет и Московский педагогический государственный университет (а проводят подготовку юристов в рамках пилот-
ного проекта и вовсе только два первых названных университета).
Обучение по образовательным программам, реализуемым в рамках пилотного проекта, осуществляется по ряду специальностей и направлений подготовки, наименования и шифры которых аналогичны тем, что используются в настоящее время в обычном порядке [6], при этом отличаются (причем в некоторых случаях весьма существенно) нормативные сроки обучения и присваиваемые квалификации. Соответствующий перечень установлен постановлением Правительства РФ, принятым в развитие положений Указа № 343 [15]. По результатам анализа указанного перечня можно сделать вывод, что в рамках пилотного проекта вузы из числа его участников вправе реализовывать следующие разновидности образовательных программ высшего юридического образования:
■ программы базового высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (срок обучения 4—6 лет);
■ программы базового высшего образования по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (срок обучения 4—6 лет);
■ программы специализированного высшего образования — магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (срок обучения 1—3 года).
Интересно отметить, что БФУ в рамках «пилота» реализует все вышеперечисленные программы (причем по базовому высшему образованию независимо от специальности (направления) предусмотрено 5-летнее обучение, а в магистратуре — от 1 года для лиц, имеющих предшествующее профильное образование, до 2 лет — в общем порядке) [16], в то время как Томский университет сосредоточился на реализации программ базового высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция», срок обучения по которым также составляет 5 лет. При этом в подготовку юристов, обучающихся в рамках базового высшего образования в Томском университете, заложен принцип «4 + 1», благодаря которому обучающиеся, окончившие 4 курса обучения, приобретают квалификацию «Юрист. Базовый уровень (6-й уровень квалификации)» и имеют возможность наряду с продолжением обучения на последнем году параллельно выйти на рынок труда и получить работу по специальности [17].
Как бы то ни было, продолжающийся эксперимент, в рамках которого оба вуза избрали для себя пятилетнюю подготовку специалистов в об-
ласти юриспруденции, доказывает, что в настоящее время в нашей стране сложился устойчивый запрос на модернизацию профессиональной подготовки юристов. Полагаем, что именно базовая пятилетняя подготовка, которая оставалась превалирующей в новейшей истории отечественного высшего юридического образования до 2011 г., в полной мере отвечает потребностям рынка труда, в том числе с позиций требований, предъявляемых к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать будущие юристы.
Подобный подход (применительно к необходимости совершенствования требований, предъявляемых к уровню образования для представителей юридических профессий, да и к его содержанию в принципе) разделяется и в публикациях, вышедших в свет вскоре после начала реализации пилотного проекта. Например, Н.В. Буш-тец в своей статье отмечает, что «необходимо принять укрепляющие меры по развитию кадрового потенциала и привлечению к осуществлению [нотариальной] деятельности наиболее подготовленных лиц» [18]. При этом исследователь полагает, что «одной из первоочередных мер должно стать уточнение требований, предъявляемых к уровню образования лиц, претендующих на должность нотариуса. Эти требования надлежит синхронизировать с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и прокуроров...» [18].
Специфика и механизмы реализации образовательных программ, реализуемых в рамках пилотного проекта, могут помочь не только в повышении качества подготовки нотариусов, но и других представителей юридических профессий, в том числе судей. Например, для этих целей могут быть полезны программы базового высшего образования по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», которые могут (и должны) использоваться для подготовки кадров для судебной системы, например, помощников судей (в том числе в рамках целевого обучения).
При этом нельзя сбрасывать со счетов и подготовку в магистратуре на уровне специализированного высшего образования. Хорошим заделом в этом случае могут быть лица из числа действующих работников аппаратов судов, освоивших в прошлые («доболонские») годы программы специалитета. Ранее, до 2023 г., прием на бесплатное обучение в магистратуру для лиц, имеющих высшее образование — специалитет, был невозможен, так как такое обучение являлось получением второго высшего образования
и, соответственно, допускалось только на платной основе, однако в пилотном проекте указанное ограничение было снято.
Основываясь на вышеизложенном, полагаем, что провозглашенный в 2023 г. курс на «суверенизацию» отечественного высшего образования является одним из эффективных способов повышения эффективности профессиональной подготовки юристов. Создание более гибких, но при этом более фундаментальных по своему содержанию образовательных программ может стать по-настоящему результативным направлением в реформировании подготовки юридических кадров, что, в свою очередь, должно положительно отразиться на кадровом потенциале нашей страны. Выражаем надежду, что так и будет.
Список источников
1. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 10 июля 2023 г.) // Российская газета. 1992. № 170.
2. Постановление Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 295 «Вопросы Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации» // Документ опубликован не был.
3. Указ Президента РФ от 11 мая 1998 г. № 528 «О Российской академии правосудия» (ред. от 25 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2110.
4. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 1199 «О Российской академии правосудия» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 44. Ст. 5331.
5. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (ред. от 8 августа 2024 г.) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 52 (Ч. I). Ст. 8973.
6. Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (ред. от 13 декабря 2021 г.) // Российская газета. 2013. № 247.
7. Бурдина Е.В. Конституционно-правовое содержание требования об образовании кандидатов в судьи // Российский судья. 2021. № 2. С. 41—46.
8. Волков КА. Прием квалификационного экзамена на должность судьи и вопросы совершенствования деятельности / / Российский судья. 2023. № 12. С. 34—39.
9. Канцеляров А.В. Закон о статусе судей требует корректировок / / Администратор суда. 2017. № 3. С. 38—40.
10. Липин ДА. Болонская образовательная система в аспекте защиты суверенитета Российской Федерации / / Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 8. С. 13—15.
11. Сергунин К.Н. Юридическое образование в контексте профессиональной подготовки судей в Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 10. С. 154—157.
12. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. // Российская газета. 2023. № 39.
13. Неверов А.Я. О месте и роли юридического образования в образовательной системе Российской Федерации // Российская юстиция. 2024. № 6. С. 54—61.
14. Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» (ред. от 26 июня 2023 г.) / / Собрание законодательства РФ. 2023. № 20. Ст. 3535.
15. Постановление Правительства РФ от 9 августа 2023 г. № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» (ред. от 23 марта 2024 г.) // Собрание законодательства РФ. 2023. № 34. Ст. 6571.
16. Базовое и специализированное высшее образование // БФУ им. И. Канта: официальный сайт. URL: https://kantiana.ru/enrollee/ basic-and-specialized-higher-education/.
17. ТГУ в пилотном проекте по изменению системы высшего образования // НИ ТГУ: официальный сайт. URL : https://abiturient.tsu.ru/ ru/content/pilot-basic-and-specialized-higher-education-TSU.
18. Буштец Н.В. О требованиях, предъявляемых к уровню образования претендентов на замещение должности нотариуса / / Цивилист. 2023. № 6. С. 55—62.
References
1. The Law of the Russian Federation dated June 26, 1992 No. 3132-I "On the Status of Judges in the Russian Federation" (ed. dated July 10, 2023) // Rossiyskaya Gazeta. 1992. No. 170.
2. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 8, 1992 No. 295 "Issues of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation" // The document was not published.
3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 11, 1998 No. 528 "On the Russian Academy of Justice" (ed. dated July 25, 2014) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. No. 19. Art. 2110.
4. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 28, 1999 No. 1199 "On the Russian Academy of Justice" / / Collection of legislation of the Russian Federation. 1999. No. 44. Art. 5331.
5. Federal Law No. 414-FZ of December 21, 2021 "On General Principles of the Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation" (ed. of August 8, 2024) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 52 (Part I). Art. 8973.
6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1061 dated September 12, 2013 "On approval of lists of specialties and areas of higher education training" (ed. dated December 13, 2021) // Rossiyskaya Gazeta. 2013. No. 247.
7. Burdina E.V. Constitutional and legal content of the requirement for the education of candidates for judges // A Russian judge. 2021. No. 2. pp. 41—46.
8. Volkov KA. Admission of the qualification exam for the position of judge and issues of improving activities // A Russian judge. 2023. No. 12. pp. 34—39.
9. Kantselyarov A.V. The law on the status of judges requires adjustments // Court Administrator. 2017. No. 3. pp. 38—40.
10. Lipin DA. The Bologna educational system in the aspect of protecting the sovereignty of the Russian Federation // State power and local self-government. 2022. No. 8. pp. 13—15.
11. Sergunin K.N. Legal education in the context of professional training of judges in the
Russian Federation // Law and law. 2021. No. 10. pp. 154—157.
12. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly dated February 21, 2023 // Rossiyskaya Gazeta. 2023. No. 39.
13. Neverov AYa. On the place and role of legal education in the educational system of the Russian Federation // The Russian justice system. 2024. No. 6. pp. 54—61.
14. Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2023 No. 343 "On some issues of improving the higher education system" (ed. dated June 26, 2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2023. No. 20. Art. 3535.
15. Decree of the Government of the Russian Federation dated August 9, 2023 No. 1302 "On the implementation of the pilot a project aimed at changing the levels of vocational education" (ed. dated March 23, 2024) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2023. No. 34. Art. 6571.
16. Basic and specialized higher education // I. Kant BFU: official website. URL: https:// kantiana.ru/enrollee/basic-and-specialized-higher-education/.
17. TSU in a pilot project to change the higher education system // TSU Research Institute: official website. URL: https://abiturient.tsu.ru/ ru/content/pilot-basic-and-specialized-higher-education-TSU.
18. Bushtets N.V. On the requirements for the level of education of applicants for the position of notary // Civilist. 2023. No. 6. pp. 55—62.
Информация об авторе
К.Н. Сергунин — младший научный сотрудник кафедры уголовного права и процесса Тульского института (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).
Information about the author K.N. Sergunin — Junior Researcher of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure of the Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia).
Статья поступила в редакцию 18.10.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 18.12.2024.
The article was submitted 18.10.2024; approved after reviewing 18.11.2024; accepted for publication 18.12.2024.