Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кошкаров Руслан Витальевич, Королева Людмила Анатольевна, Костин Евгений Евгеньевич

Цель - снижения тяжести последствий от пожаров необходимо активизировать совместные усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий и, главное, граждан и обеспечить совершенствование мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, что позволит гарантировать более активное их использование в процессе обеспечения пожарной безопасности. Метод или методология проведения работы: в статье отмечены традиционные элементы системы пожарной безопасности и механизмов регулирования обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Результаты: установлен факт существования недостатков в системе регулирования пожарной безопасности, в частности, чрезмерное количество проверок, недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, ответственного за соблюдение пожарной безопасности на транспорте. Предложены направления совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в профессиональной подготовки специалистов к обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кошкаров Руслан Витальевич, Королева Людмила Анатольевна, Костин Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS TO ENSURE FIRE SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT

Purpose. The goal is to reduce the severity of the consequences of fires, it is necessary to intensify the joint efforts of state authorities, local governments, as well as enterprises and, most importantly, citizens, and to ensure the improvement of measures of a legal, organizational, economic, social, scientific and technical nature, which will ensure their more active use in the process of ensuring fire safety. The method or methodology of the work. The article notes the traditional elements of the fire safety system and the mechanisms for regulating fire safety in the Russian Federation. Results. The fact of the existence of shortcomings in the fire safety regulation system, in particular, an excessive number of inspections, an insufficient level of professional training of personnel responsible for maintaining fire safety in transport, has been established. Directions for improving the mechanisms for regulating the process of ensuring fire safety in the Russian Federation are proposed. Scope of the results. The obtained results should be applied in the professional training of specialists to ensure fire safety in railway transport.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

DOI: 10.12731/2227-930X-2022-12-4-135-147 УДК 614.841.48

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Р.В. Кошкаров, Л.А. Королева, Е.Е. Костин

Цель - снижения тяжести последствий от пожаров необходимо активизировать совместные усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий и, главное, граждан и обеспечить совершенствование мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, что позволит гарантировать более активное их использование в процессе обеспечения пожарной безопасности.

Метод или методология проведения работы: в статье отмечены традиционные элементы системы пожарной безопасности и механизмов регулирования обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Результаты: установлен факт существования недостатков в системе регулирования пожарной безопасности, в частности, чрезмерное количество проверок, недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, ответственного за соблюдение пожарной безопасности на транспорте. Предложены направления совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в профессиональной подготовки специалистов к обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: пожарная безопасность; обеспечение пожарной безопасности; государственное регулирование; механизм регулирования; система пожарной безопасности

IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS TO ENSURE FIRE SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT

R.V. Koshkarov, L.A. Koroleva, E.E. Kostin

Purpose. The goal is to reduce the severity of the consequences of fires, it is necessary to intensify the joint efforts ofstate authorities, local governments, as well as enterprises and, most importantly, citizens, and to ensure the improvement of measures of a legal, organizational, economic, social, scientific and technical nature, which will ensure their more active use in the process of ensuring fire safety.

The method or methodology of the work. The article notes the traditional elements of the fire safety system and the mechanisms for regulating fire safety in the Russian Federation.

Results. The fact of the existence of shortcomings in the fire safety regulation system, in particular, an excessive number of inspections, an insufficient level of professional training of personnel responsible for maintaining fire safety in transport, has been established. Directions for improving the mechanisms for regulating the process of ensuring fire safety in the Russian Federation are proposed.

Scope of the results. The obtained results should be applied in the professional training of specialists to ensure fire safety in railway transport.

Keywords: fire safety; ensuring fire safety; state regulation; regulation mechanism; fire safety system

Основной целью пожарной безопасности выступает обеспечение такого состояния объекта, при котором минимизируется вероятность возгорания и распространения огня в пространстве объекта. Помимо этого важно обратить внимание, что вне зависимости от характеристики объекта, будь то частная жилая постройка, коммерческая недвижимость, складское помещение, - именно обеспечение пожарной безопасности выступает одной из прио-

ритетных задач. Не меньшей значимостью характеризуется и необходимость обеспечения пожарной безопасности на транспорте. Статистический анализ пожаров на транспорте свидетельствует о высоком риске не только порчи самого транспорта, но и о высоком риске причинения вреда жизни и здоровью людей. Это и формирует основную проблему данного исследования, которая заключается в том, что пожароопасная обстановка в России заставляет ответственные органы и организации работать над предупреждением, профилактикой и предупреждением пожарных угроз.

Для того чтобы минимизировать последствия пожаров, необходимо реализовать комплекс мероприятий, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и отдельными предприятиями в области совершенствования правового, социального, организационного и научно-технического направления. Только при комплексном решении данной задачи можно добиться высоких результатов в области обеспечения пожарной безопасности. Учитывая это, вопрос поиска путей совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации приобретает особую актуальность.

Проблемы, которым посвящается данная статья: проблематика обеспечения пожарной безопасности и совершенствования системы подготовки специалистов в этом процессе поднимали в своих научных трудах такие отечественные исследователи, как Назаренко В.Ю., изучающая добровольную пожарную охрану в зарубежных странах, как составляющую организационно правового механизма государственного управления пожарной безопасностью, пытается рассмотреть его имплементации с учетом опыта России и предлагает организационно правовой механизм государственного управления пожарной безопасности в России [2, 3], Голуб С.В., рассмотрел вопросы применения кластеризации при формировании моделей информационных систем многоуровневого мониторинга пожарной безопасности [4], Гречанинов В.Ф. определяет основные черты технологии мониторинга пожарной безопасности

[5], Дендаренко В.Ю. предлагает метод адаптивного формирования структуры информационной системы мониторинга пожарной безопасности [6], Пономаренко Г. рассматривает пожарную безопасность как элемент внутренней безопасности государства, конкретизирует ее понятие и исследует систему мер обеспечения [7]. В то же время вопросам профессиональной подготовки специалистов по противопожарной безопасности на транспорте уделяется недостаточно внимания.

Задачей исследования является установление перечня направлений совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в России, которые реализуются как государственными ведомствами, так и в бизнес-среде, и во время самообеспечения пожарной безопасности отечественными субъектами хозяйственной деятельности.

Обеспечение пожарной безопасности в России имеет несколько направлений, среди которых отметим государственное регулирование, надзор и контроль. Только выполнение установленных государством требований и беспрекословное выполнение требований во всех отраслях народного хозяйства способно обеспечить пожарную безопасность. Обеспечение пожарной безопасности на территории России, регулирование отношений в этой сфере органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования и граждан осуществляются в соответствии с Федеральным законодательством центральных органов исполнительной власти.

Анализ действующей системы пожарной безопасности в Российской Федерации включает различные социальные, организационные, научно-технические и правовые меры, основной целью которых выступает предупреждение и ликвидация возгораний. Следовательно, дальнейшие исследования в области обеспечения пожарной безопасности должны быть направлены на анализ эффективности и разработку предложения по обоснованию направлений усовершенствования данных механизмов, исключение дублирования функций органов исполнительной власти, а также совершен-

ствование правовой базы в данной сфере [11]. Перечень основных направлений совершенствования механизмов государственного регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в России, предлагается дополнить следующими составляющими:

— разработать и внедрить инновационные меры государственного регулирования требований пожарной безопасности;

— сформировать нормативно-техническую базу, отвечающую всем современным требованиям противопожарной защиты;

— своевременно и в полном объеме реализовать меры в области контроля/надзора соблюдения требований пожарной безопасности;

— ужесточить и нормативно закрепить меры ответственности в случае нарушений требований пожарной безопасности;

— формирование унитарной технической политики с целью гармонизации правил и требований пожарной безопасности.

В качестве приоритетного направления в деятельности контрольно-надзорных органов в области пожарной безопасности должно быть формирование и внедрение инновационных методов и инструментов для уменьшения нагрузки на предприятия в комплексе с сохранением требуемого уровня защиты имущества, жизни и здоровья людей.

Главным направлением на сегодняшний день в области обеспечения пожарной безопасности выступает поиск приемлемого для государства и общества уровня расходов финансовых и материальных ресурсов, который будет комфортным и для государства и для населения, а именно, тот уровень затрат, которые они готовы затратить на внедрение в систему транспорта для обеспечения в нем пожарной безопасности.

Исследование зарубежного опыта свидетельствует о том, что одним из эффективных направлений выступает формирование саморегулируемых предприятий в области пожарной безопасности. Их эффективность обусловлена двумя основными направлениями:

— это способно существенно улучшить качественные характеристики услуг в данной области;

— это даст возможность перераспределить определенные разрешительные функции, а именно, передать их с государственного ведения в частное, что способно существенно снизить показатель администрирования бизнеса.

Помимо этого, перераспределение обязанностей также позволит минимизировать дублирование полномочий государственной власти в идентичных вопросах пожарной безопасности. Особенно это актуально в процессе реализации процедуры лицензирования. А именно, в случае формирования саморегулируемых предприятий в области реализации процедуры лицензирования появится возможность реализовать механизм саморегулирования.

При этом важно помнить, что каждой саморегулируемое предприятие несет ответственность за деятельностью юридических лиц, которые входят в ее состав. Так, в случае, если одно из юридических лиц будет вести непрофессиональную деятельность, то ответственность понесет именно саморегулируемое предприятие.

Несмотря на определенные положительные моменты формирования саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, в том числе предупреждение фактов коррупции со стороны государственного пожарного надзора, существуют и определенные трудности в реализации, которые связаны с документальным оформлением. А именно:

— требуется создать платформу, позволяющую перевести отрасль от лицензирования и аккредитации к саморегулированию предпринимательской деятельности, что приведет к минимизации определенных административных барьеров;

— разработать перечень требований, предъявляемых к некоммерческим предприятиям, позволяющий обобщить субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в области пожарной безопасности для признания их саморегулируемой организацией;

— разработать и внедрить новые инструменты контроля в комплексе с передачей части надзорных функций в ведомство саморегулируемых организаций;

— пересмотреть и нормативно закрепить меры ответственности предпринимательской и профессиональной деятельности в области пожарной безопасности перед потребителями.

При этом первым шагом к саморегулирования в сфере пожарной безопасности выступает именно пересмотр нормативного правого регулирования в данной области.

В контексте современных российских реформ, необходимо реализовать такие меры, как создание и внедрение инновационных средств обнаружения и тушения пожаров с учетом лучших мировых практик. Помимо этого, актуальной задачей на сегодняшний день остается устаревшая и длительное время не пересматриваемая программа сертификации в области пожарной безопасности. Это формирует необходимость усиления контрольных функций в отношении отечественных аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Остается актуальным на сегодняшний день и подготовка специалистов в области пожарной безопасности в условиях усиления традиционных и возникновения новых форм и видов угроз пожарной безопасности в России.

Современным вузам необходимо сформировать такую программу подготовки, которая была бы способна отвечать современным реалиям. Также требуется использовать инновационные методы и инструменты в обучении, только в этом случае будущий специалист сможет в дальнейшей своей трудовой деятельности эффективно решать поставленные задачи.

Одним из важных аспектов пожарной безопасности остается вопрос противопожарного страхования. Так, анализ рынка страхования Российской Федерации свидетельствует о том, что только за 2020 год было зафиксировано около 440 тысяч пожаров, число погибших в них достигло 8300 человек, а число лиц, получивших травму превышает 8400 человек. Общая сумма материального ущерба более 20,5 млрд. рублей.

Важно обратить внимание, что в сравнении с 2019 годом показатель пожаров сократился более чем на 6,5%, количество по-

гибших при пожаре сократилось более чем на 3%, число лиц, получивших травму, также сократилось более чем на 11%, а общая сумма материального ущерба увеличилась более чем на 12%.

Несмотря на угрожающую статистику, уровень страхования от пожаров в нашей стране невозможно назвать высоким, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Так, к примеру, произвести оценку показателя страхования на защиту дома только от пожара достаточно сложно, это приводит к тому, что страхование от пожара является лишь составной частью программы страхования, в которую также включена защита от наводнения, от порчи имущества и т.д.

Помимо этого, существует и иная проблема, которая заключается в том, что страховая компания часто отказывает в выплатах в случае пожара, аргументируя это тем, что права собственности на данный вид страхования отсутствуют. Также страховые компании все чаще отдают предпочтение работы с меньшими рисками, а, в свою очередь, противопожарное страхование относится к области «повышенного риска».

Особое внимание в контексте поиска путей осуществления пожарной безопасности должно быть уделено активному использованию риск ориентированного подхода в процессе реализации надзорной деятельности. И первым шагом к этому необходимо полностью отказаться от полного бесконечного контроля, а проводить точечные проверки исключительно в отношении тех объектов, в которых действительно высок риск пожара и ранее были зафиксированы нарушения правил и норм пожарной безопасности.

В том случае если будет использован риск ориентированный подход в процессе реализации государственного пожарного надзора, это не только окажет положительное влияние на снижение административных барьеров, но и позволит существенно сократить расходы в области надзорной деятельности.

Для решения текущих задач регулирования пожарной безопасности в стране государственный аппарат, который должен выполнять указанные задачи, должно быть модернизирован и построен

по принципу двухуровневой системы реагирования: государственный уровень будет представлен центральным аппаратом и силами государственного подчинения, а территориальный - местными органами управления и силами территориального подчинения.

Такой подход соответствует лучшему мировому опыту. Например, в Японии, Франции и США функции пожарной охрану были существенно расширены, что привело к тому, что название предприятия осталось, а по-факту, она стало специализированной аварийно-спасательной службой, осуществляющую различные функции.

Итак, можно предложить следующие направления совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в России:

— расширение направлений государственно-частного сотрудничества, передача отдельных функций от государственных регуляторов в частную сферу;

— создание и расширение деятельности саморегулируемых организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности;

— внедрение европейских и международных стандартов, повышение уровня надзора над стандартизацией и сертификацией продукции;

— контроль и надзор над учебным процессом в высших учебных заведениях, которые занимаются подготовкой кадров для обеспечения пожарной безопасности; организация практической подготовки по современным программам;

— стимулирование расширения сферы страхования пожара с целью обеспечения компенсации убытков пострадавшим лицам; налаживание сотрудничества между органами пожарного надзора и конкретными страховыми компаниями;

— применение риск ориентированного подхода при организации государственного пожарного надзора;

— уменьшение частоты и количества проверок состояния пожарной безопасности на малых и средних субъектах хозяйственной деятельности;

— расширение и модернизация законодательной базы, формирование перечня стратегических ориентиров в области обеспечения пожарной безопасности в России. Выводы по проведенному исследованию и перспективы дальнейших исследований.

Проведенное исследование поиска направлений совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в России позволило сделать следующие выводы:

1. К существенным недостаткам в системе регулирования пожарной безопасности можно отнести чрезмерное количество проверок, несоответствие отечественных практик стандартам и нормам Европейского союза и международных инстанций, неразвитость рынка страховых услуг в направлении страхования от пожара и незаинтересованность физических и юридических лиц в таком виде страховых услуг, низкий уровень самообеспечения пожарной безопасности и участия приватных структур в процессе регулирования состояния пожарной безопасности в России.

2. К направлениям совершенствования механизмов регулирования процесса обеспечения пожарной безопасности в России относятся: расширение направлений государственно-частного сотрудничества; создание и расширение деятельности саморегулируемых организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности; внедрение европейских и международных стандартов; контроль и надзор над учебным процессом в вузах, которые занимаются подготовкой кадров для обеспечения пожарной безопасности; налаживание сотрудничества между органами пожарного надзора и конкретными страховыми компаниями; применение риск ориентированного подхода при организации государственного пожарного надзора; уменьшение частоты и количества проверок состояния пожарной безопасности; расширение и модернизация законодательной базы.

Список литературы 1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций при-

родного и техногенного характера в 2020 году». М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.

2. Назаренко В.Ю. Добровольная пожарная охрана за рубежом как составляющая организационно правового механизма государственного управления пожарной безопасностью: опыт для Российской Федерации // Теория и практика государственного управления. 2013. Вып. 2. С. 340-347.

3. Назаренко В.Ю. Организационно правовой механизм государственного управления пожарной безопасностью в России // Теория и практика государственного управления. 2013. Вып. 3. С. 245-253.

4. Голуб С.В. Применение кластеризации при формировании моделей информационных систем многоуровневого мониторинга пожарной безопасности / С.В. Голуб, И. Бурляй // Системы обработки информации. 2014. Вып. 4. С. 203-208.

5. Гречанинов В.Ф. Основные черты технологии мониторинга пожарной безопасности // Системы обработки информации. 2014. Вып. 2. С. 263-268.

6. Дендаренко В.Ю. Метод адаптивного формирования структуры информационной системы мониторинга пожарной безопасности // Системы обработки информации. 2010. Вып. 8. С. 174-178.

7. Пономаренко Г. Пожарная безопасность как элемент внутреннего безопасности государства: понятие и система мер обеспечения // Теория и практика государственного управления. 2007. Вып. 7476. С. 47-50.

8. Парпан Т.В. Современное состояние правового регулирования пожарной безопасности в России // Право и общество. 2013. №6.2. С. 225-229.

References

1. State report "On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2020". M.: EMERCOM of Russia. FGBU VNII GOChS (FTs), 2021, 264 p.

2. Nazarenko V.Yu. Teoriya i praktika gosudarstvennogo upravleniya, 2013, no. 2, pp. 340-347.

3. Nazarenko V.Yu. Teoriya i praktika gosudarstvennogo upravleniya, 2013, no. 3, pp. 245-253.

4. Golub S.V., Burlyay I. Sistemy obrabotki informatsii, 2014, no. 4, pp. 203-208.

5. Grechaninov V.F. Sistemy obrabotki informatsii, 2014, no. 2, pp. 263-268.

6. Dendarenko V.Yu. Sistemy obrabotki informatsii, 2010, no. 8, pp. 174-178.

7. Ponomarenko G. Teoriya i praktika gosudarstvennogo upravleniya, 2007, no. 74-76, pp. 47-50.

8. Parpan T.V. Pravo i obshchestvo, 2013, no. 6.2, pp. 225-229.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кошкаров Руслан Витальевич, начальник кафедры специальной подготовки

Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России п. Аякс, 27, о. Русский, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация koshkarov79@mail.ru

Королева Людмила Анатольевна, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры пожарной аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Московский проспект, 149, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация lyudamil@mail.ru

Костин Евгений Евгеньевич, начальник факультета дополнительного профессионального образования

Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России п. Аякс, 27, о. Русский, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация koctin2@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Ruslan V. Koshkarov, Head of the Department of special training

Far Eastern fire and rescue Academy - branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of emergency situations of Russia Ajax, 27, Russian island, Vladivostok, Primorsky Krai, Russian Federation koshkarov79@mail.ru

Lyudmila A. Koroleva, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Fire Safety, Emergency and Rescue Equipment and Automobile Industry

Saint Petersburg State University of Emergency Situations of Russia

149, Moskovsky Ave., Saint Petersburg, Russian Federation lyudamil@mail.ru

Evgeny E. Kostin, Head of the Faculty of Additional Professional Education

Far Eastern fire and rescue Academy - branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of emergency situations ofRussia Ajax, 27, Russian island, Vladivostok, Primorsky Krai, Russian Federation koctin2@mail.ru

Поступила 01.09.2022

После рецензирования 13.12.2022

Принята 15.12.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 01.09.2022 Revised 13.12.2022 Accepted 15.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.