Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной подготовки специалиста-культуролога к имиджформирующей деятельности'

Совершенствование профессиональной подготовки специалиста-культуролога к имиджформирующей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГ / ИМИДЖ / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ИМИДЖФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTUROLOGIST / IMAGE / SPECIALIST / EDUCATION / PREPARATION / IMAGE MAKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Ольга Геннадьевна

Статья посвящена проблеме формирования готовности к имиджформирующей деятельности специалистов культурологов, а так же представлена система формирования готовности к имиджформирующей деятельности у будущих культурологов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Данная система является теоретической основой для разработки программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами-культурологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGIST'S PROFESSIONAL IMPROVEMENT IN IMAGE MAKING ACTIVITY

The paper speaks about the main problems of developing the image-making activity of culturologists. The contents touch upon the system of developing skills of image forming within the process of professional studies in higher educational institutions. The system forms theoretical basis for developing programs and managing the experimental work with the students studying culturology.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной подготовки специалиста-культуролога к имиджформирующей деятельности»

УДК 37.091.12: 008

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-КУЛЬТУРОЛОГА К ИМИДЖФОРМИРУЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воронцова Ольга Г еннадьевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента НОУ ВПО «Университет управления ТИСБИ», г. Набережные Челны, Россия ut101.55@mail. ru

Статья посвящена проблеме формирования готовности к имиджформирующей деятельности специалистов культурологов, а так же представлена система формирования готовности к имиджформирующей деятельности у будущих культурологов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Данная система является теоретической основой для разработки программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами-культурологами.

Ключевые слова: культуролог; имидж; специалист; образование;

подготовка; имиджформирующая деятельность.

CULTUROLOGIST’S PROFESSIONAL IMPROVEMENT IN IMAGE MAKING ACTIVITY Olga Vorontsova,

Management Department Senior Teacher, Senior instructor

Nab.Chelny branch of University of Management «TISBI»

Nab.Chelny, Russia

ut101.55@mail. ru

The paper speaks about the main problems of developing the image-making activity of culturologists. The contents touch upon the system of developing skills of image forming within the process of professional studies in higher educational institutions. The system forms theoretical basis for developing programs and managing the experimental work with the students studying culturology.

Keywords: culturologist; image; specialist; education; preparation; image making activity.

Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественноэстетическим и нравственным, гражданственным развитием личности студента, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов социально-политического и гуманитарного цикла делают необходимым принципиальное изменение места и роли

культурологической подготовки в системе высшего образования [1.с.20].

До недавнего времени преобладал взгляд на культурологию как на одно из чисто академических направлений фундаментальной науки, расширяющее наши общие познания в области теории и истории культуры, но не имеющего никакого прикладного значения. Сегодня возникает потребность в специалистах-культурологах, способных: во-первых, исследовать и

систематизировать актуальные социокультурные характеристики нашего общества, его отдельных социальных, этнических, конфессиональных и прочих групп, выявить реальную картину состояния этих характеристик; во-вторых, заняться практической работой по инкультурации людей средствами просвещения, образования, социального воспитания, административно-

управленческой деятельности, журналистики и иных форм воздействия на общественное и индивидуальное сознание.

Подготовка современных специалистов этого направления требует оперативного реагирования на потребность образовательного рынка, что предполагает постоянное совершенствование учебных планов и программ, в данном случае в совершенствовании их профессиональной подготовки; характер их профессиональной деятельности требует разработки специальной методики обучения, в процессе их профессиональной подготовки в вузе, которая своим содержанием, методами и формами организации учебнопознавательной деятельности была бы направлена на формирование у будущих культурологов готовности к имиджформирующей деятельности.

В чем же ценность подготовки специалистов - культурологов для современного профессионального образования?

Во-первых, подготовка специалистов-культурологов способствует установлению социальной (в том числе профессиональной), этнической, политической, конфессиональной идентичности, а так же имеет гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в обществе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия.

Во-вторых, значимость подготовки специалистов- культурологов связана с широким смыслом этого понятия - не только специальной сферы жизни общества, передачу накопленного человечеством опыта, который передается из поколения в поколение, но и как ценностной, нормативной и символической составляющей любой другой сферы деятельности людей. Именно это имеется в виду, когда говорят о культуре научения (коучинга), информационной культуре и т.п., то есть речь в данной ситуации идет о владении методами и приемами (коучинга). Социально-научное и гуманитарное знание, безусловно, влияет на уровень профессиональной культуры, оно выступает важной структурной составляющей общей компетентности специалиста [2, с. 68]. Владение его методологией позволяет еще на этапе проекта минимизировать негативные

социальные и нравственные последствия дальнейшей деятельности, актуализирует человеческий, а не только узкопрофессиональный смысл деятельности.

Следовательно, подготовка специалистов-культурологов, помимо расширения общекультурного диапазона личности, рассматривает роль и место подготовки будущих специалистов- культурологов к имиджформирующей деятельности в системе высшего профессионального культурологического образования. Теоретико-методологические подходы создают базу для профессиональной коммуникации, составляющей необходимую компоненту делового успеха в решении проблем подготовки будущих специалистов-культурологов к имиджформирующей деятельности.

Классические университеты России на сегодняшнем этапе модернизации системы образования могут и должны стать одной из баз подготовки и переподготовки специалистов-культурологов. Имеются в виду вопросы планирования, управления, психологической и социальной подготовки, оценки знаний, углубленной специальной языковой работы и др. Это позволит учебным заведениям регионов с меньшими потерями выходить из сложных экономических ситуаций, а также поддерживать необходимый уровень квалификации кадров.

В ходе исследования нами разработана модель формирования готовности к имиджформирующей деятельности у будущих культурологов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. При разработке модели мы опирались на основы теории педагогических систем, сформулированные В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королевым, Н.В. Кузьминой, В.П. Симоновым и др.[3, с.15].

Модель формирования готовности к имиджформирующей деятельности у будущих специалистов-культурологов в процессе их профессиональной подготовки в вузе понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический (Рис. 1).

Целевой компонент

Подготовка к имиджформирующей деятельности

Задачи:

- сформировать знания и умения по понятийному аппарату и инструментариям имиджелогии;

- сформировать навыки использования имиджевых стратегий в плоскости формирования корпоративного имиджа;

- сформировать готовность к имиджформирующей деятельности в плоскости формирования корпоративного имиджа.

Рисунок 1. Модель формирования готовности к имиджформирующей деятельности у будущих культурологов в

процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Процесс формирования готовности к имиджформирующей деятельности у будущих специалистов-культурологов в ходе их профессиональной подготовки в вузе условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе преимущественное внимание уделяется формированию когнитивного, информационного и мотивационного компонентов психологической подсистемы имиджформирующей деятельности. Работа подразумевает получение знаний по основным вопросам имиджа и имиджформирующей деятельности и развитие положительной мотивационной установки - значимости имиджформирующей деятельности для жизни и профессии. Это реализовывается посредством постановки целей обучения, их связи с различными аспектами процессов жизнедеятельности современной организации, обобщению сведений из области менеджмента, которые способствуют приобщению студентов к данному виду деятельности и призывающих расширять сферу своей профессиональной деятельности. Средствами обучения на данном этапе являются дискуссии, игры, лекции-беседы с использованием интересных фактов из истории предмета.

На втором этапе преимущественно формируются эмпатический, атрибуционный психологический компоненты, компонент умений и навыков деятельностной подсистем. С этой целью внимание уделяется конкретным действиям в сфере имиджмейкинга через усвоение сложившегося опыта и технологий имиджирования. Средства обучения: лекции, дискуссии,

коммуникативные тренинги, моделирование и анализ ситуаций.

На третьем этапе внимание акцентируется на рефлексивном, информационном и креативном компоненте деятельностной подсистем, средствами ситуативных задач и коммуникативных игр. У обучаемых формируются возможности к осмыслению своей имиджформирующей деятельности. На этой основе - ориентироваться в ситуациях, требующих креативного выбора. Окончание третьего этапа означает самостоятельное

построение студентами моделей имиджформирующей деятельности в различных ситуациях

В качестве внутреннего интегрального критерия развития готовности к имиджформирующей деятельности выступает сформированность ее структурно-функциональных компонентов. Данный критерий является субъективным в том смысле, что в его качестве выступает характер модельного представления о готовности к деятельности. Внутренний интегральный критерий может быть представлен как система частных внутренних критериев, позволяющая оценивать уровень развития готовности к деятельности по сформированности ее отдельных компонентов: когнитивный (гностический) и технологический критерий раскрывается через показатель - степень обученности, который является информативной характеристикой. Рефлексивный критерий раскрывается через показатель - уровень сформированности онтогенетической рефлексии; креативный критерий раскрывается через показатель - сформированность личностной креативности; мотивационный критерий раскрывается через показатель - профессиональная мотивации студентов к имиджформирующей деятельности; эмпатический критерий раскрывается через показатель - сформированность эмпатийных тенденций; регулятивный критерий раскрывается через показатель -способность к эффективной сознательной саморегуляции (стрессоустойчивости) [4, с.13].

В качестве внешнего интегрального критерия развития готовности к имиджформирующей деятельности выступает эффективность деятельности. Данный критерий является объективным, так как в его качестве выступают реальные результаты деятельности. Внешний интегральный критерий может быть представлен как система частных внешних критериев, позволяющая оценивать уровень развития готовности к деятельности опосредованно, через содержательные и динамические показатели деятельности. В этой системе в качестве объективного критерия выступает эффективность решения

возникающих задач. Показателями выраженности данного критерия являются: положительная социально значимая цель деятельности; соотношение запланированной цели и достигнутого результата; оптимальность энергозатрат.

Разработка данной системы критериев и показателей позволяет оценивать уровень готовности к деятельности вне зависимости от специфики этой деятельности, то есть выступает как система общих критериев и показателей.

Таким образом, система разработанных критериев позволяет оценить результаты реализации модели, являющейся теоретической основой для разработки программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами-культурологами.

Представленную модель следует рассматривать в единстве всех ее элементов. Реализация на практике экспериментальной логико-содержательной модели приводит к достаточно глубоким и устойчивым изменениям в структуре личности студента, в связи, с чем управление, коррекция и диагностирование должны осуществляться систематически в течение всего учебного процесса. Эффективное управление системой формирования готовности к имиджформирующей деятельности связано с наличием показателей, по которым устанавливается оптимальность достигнутых результатов, которыми в этом случае являются структурные элементы готовности к имиджформирующей деятельности.

Литература

1. Беллева М. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы /М. Беллева //Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 20-21.

2. Вакулина М. А. Личностно ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) /М. А. Вакулина. - Н. Новгород, 2000. -136 с.

3. Андреев С. С. Теория социального управления: субъект и объект социального управления /С. С. Андреев //Социально-гуманитарные знания. -2001. - № 1. - С. 80-96.

4. Митин С. Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность / С. Н. Митин. - Ульяновск, 2003. - 176 с.

Рецензент:

Мухаметшин А.Г., д-р пед. наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.