Научная статья на тему 'Имидж как условие конкурентоспособности вуза'

Имидж как условие конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРУКТУРА ИМИДЖА / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ВУЗА / FORMATION OF UNIVERSITY'S IMAGE / IMAGE / COMPETITIVENESS / IMAGE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Ольга Валерьевна

В статье имидж рассматривается как условие конкурентоспособности вуза. Автор выделяет ряд компонентов, которые являются имиджформирующими характеристиками уникальными свойствами вуза и могут выделять его среди аналогичных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image as a condition of university competitiveness

In the article imаge is treated as a condition of University competitiveness. The author marks out a range of image-forming components, which are the unique properties of the University that distinguish it among the other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Имидж как условие конкурентоспособности вуза»

О.В. ФРОЛОВА, доцент ИмидЖ КаК усЛ°вие

Южно-Уральский конкурентоспособности

профессиональный институт вуза

В статье имидж рассматривается как условие конкурентоспособности вуза. Автор выделяет ряд компонентов, которые являются имиджформирующими характеристиками - уникальными свойствами вуза - и могут выделять его среди аналогичных объектов.

Ключевые слова: имидж, конкурентоспособность, структура имиджа, формирование имиджа вуза.

Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется кардинальными переменами в деятельности высшей школы. Рыночные условия, усиление конкуренции в сфере высшего образования, а также проблемы, связанные с содержательной стороной профессиональной подготовки кадров, обусловливают необходимость исследования дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности вуза и формирования системы мер по ее обеспечению.

Вышеназванные рыночные условия вынуждают вуз использовать весь спектр маркетинговых мер, обеспечивающих его позиционирование на рынке, в том числе - за счет неценовых факторов, среди которых ведущую роль играет имидж организации. Так, сложившийся имидж Южно-Уральского профессионального института является одним из способов усиления его привлекательности в глазах потенциальных потребителей и педагогической общественности.

Под имиджем понимается совокупность особенностей, характеризующих и идентифицирующих учебное заведение, зафиксированных в определенных символах или формах информации, которые создаются и целенаправленно передаются различным целевым аудиториям в процессе внешних и внутренних коммуникаций, распознаются, фиксируются, оцениваются, воспринимаются ими и, приняв форму

стереотипа, определяют дальнейшие действия в отношении вуза.

Обобщенная модель имиджа включает в себя: внешнюю атрибутику (название вуза, фирменный стиль, эмблема, символика, местоположение и пр.); финансовое благополучие вуза; имидж руководителя; имидж персонала; качество деятельности, образ образовательной услуги; дизайн помещений; деловые коммуникации; традиции, т. е. то, что фиксируется в сознании целевых аудиторий, соприкасающихся с образовательной деятельностью высшего учебного заведения.

Структурно можно выделить ряд компонентов вуза, которые одновременно являются имиджформирующими характеристиками - уникальными свойствами - и выделяют его среди аналогичных объектов.

Значимое место в структуре имиджа вуза занимает имидж образовательной услуги (товара). Это представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга, предоставляемая вузом. Функциональная ценность образовательной услуги - это основная выгода, которую она обеспечивает. Помимо таких традиционных видов функциональной ценности образовательной услуги, как престижность получаемой специальности и диплома, стоимость обучения, качество знаний, возможность выпускника устроиться на работу по специальности, сюда также относятся характеристики образовательной среды, предоставляющей

студентам возможности для развития личности и самореализации, социальная защищенность студентов, материально-техническая база образовательного процесса и многое другое.

Имидж студента как структурный компонент имиджа вуза включает в себя, помимо внешнего облика, его общий культурный уровень, уровень профессиональных знаний и умений, стиль жизни. Последняя характеристика является стержневой в формировании имиджа студента и содержит его представления о типичных формах досуга, ценностях, приоритетах, отношении к вузу и учебе в целом.

Имидж профессорско-преподавательского состава также оказывает существенное влияние на формирование имиджа вуза. Причем во внимание принимаются не только уровень профессиональной компетентности, достижения и общий культурный уровень, но и внешний облик, а также социально-демографические характеристики.

Имидж руководителя вуза складывается из представлений об установках, ценностных ориентациях и других психологических характеристиках руководителя, а также из таких параметров, как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербальной и невербальной коммуникации, поступки, хобби, показатели основной деятельности. Благодаря механизму персонификации вуз, как и любая другая организация, вполне может идентифицироваться через сложившийся имидж ее руководителя (Билл Гейтс -Microsoft, Сергей Шойгу - МЧС и т.п.).

Визуальный имидж вуза - это представление о вузе, формирующееся на основе зрительных ощущений, фиксирующих информацию об интерьере и экстерьере зданий, офисов, аудиторий, о фирменном стиле вуза.

В связи с тем, что общество требует от учебного заведения готовить не только квалифицированных специалистов, но и ответственных граждан, возрастает значимость

социального имиджа - представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества.

Под внутренним имиджем вуза понимаются представления о нем его сотрудников, профессорско-преподавательского состава и студентов; они складываются под влиянием корпоративной культуры, социально-психологического климата, стиля управления коллективом.

Одно из основных мест по своему значению в структуре имиджа вуза занимает имидж выпускников как своеобразная модель будущего для абитуриентов и родителей, которые, как известно, принимают активное участие в оценке и выборе стартовой площадки профессиональной карьеры для своих детей.

Рассмотрим содержание компонентов имиджа на примере Южно-Уральского профессионального института [1].

Имидж образовательных услуг. ЮУПИ воплощает образ современного вуза, ассоциирующегося с качественными услугами, стабильностью функционирования и развития: динамичная, толерантная, надежная, творческая, открытая образовательная среда, высокое качество образования, востребованные на рынке труда направления подготовки, диплом государственного образца, доступная стоимость образовательных услуг, возможность трудоустройства по окончании обучения. Ряд используемых слоганов:

■ «Создание эффективной образовательной среды - первоочередная задача ЮУПИ»;

■ «ЮУПИ - один из самых передовых вузов в использовании компьютерных технологий»;

■ «Образовательная политика ЮУПИ ориентирована на тесное взаимодействие с работодателями».

Имидж студента. Студент ЮУПИ предпочитает активный стиль и здоровый образ жизни, его отличает высокий куль-

турный уровень, развитые профессиональные знания и умения.

Имидж профессорско-преподавательского состава. Профессорско-преподавательский состав ЮУПИ имеет высокую квалификацию: более 70% преподавателей - доктора и кандидаты наук, специалисты-практики, члены творческих союзов. Преподаватель ЮУПИ - творческий человек с высоким культурным и профессиональным уровнем, свободно владеющий информационными технологиями.

Имидж руководителя. Ректор вуза -молодой, энергичный руководитель-лидер. Его авторитет во многом основывается на понимании проблем каждого студента. Ректор всегда в курсе студенческих проектов, инициатив и достижений.

Визуальный имидж. Среди других вузов ЮУПИ выделяет современный внутренний дизайн помещений, хорошо оснащенная материально-техническая база. Элементы фирменного стиля и графического сопровождения узнаваемы и понятны целевой аудитории. В рекламных кампаниях вуза используются яркие, креативные, современные образы..

Социальный имидж. В ЮУПИ реализуется широкий перечень социальных программ:

• программа поддержки научно-исследовательской работы студентов;

• содействие профессиональной ориентации, трудоустройству, социально-трудовой адаптации молодежи;

• программа здоровьесбережения студентов и преподавателей, создание условий для всестороннего развития студентов;

• программа поддержки талантливой молодежи, молодежных объединений и инициатив.

Институт реализует ряд масштабных социальных проектов, в том числе: Фестиваль искусств Уральского федерального округа “Ural art week”, Всероссийский инновационный форум молодежи «Творче-

ство и инновации молодежи». Вуз участвует в благотворительных мероприятиях.

Внутренний имидж. В ЮУПИ сложился благоприятный социально-психологический климат и сформировался дружный коллектив. Система управления персоналом ориентирована на человека. Образовательный процесс строится на принципах студентоцентрированного подхода.

Имидж выпускника. Большинство выпускников характеризуют такие качества, как активная жизненная позиция, высокая мотивация, стремление к саморазвитию, нацеленность на результат, развитые коммуникативные навыки, склонность к здоровому образу жизни. Работодатели отмечают широкие профессиональные компетенции выпускников.

В основу формирования имиджа вуза должны быть положены общие и частные принципы. К первым относятся принцип повторения и принцип непрерывного усиления воздействия, ко вторым - принцип построения имиджа вуза в соответствии с ожиданиями, потребностями, интересами целевых аудиторий; принцип учета особенностей социальной психологии и психологии личности, обыденного сознания, идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов и т. п.; принцип усиления привлекательности имиджа вуза с целью формирования у целевой аудитории положительных эмоций; принцип индивидуальности имиджа образовательного учреждения; принцип постоянного совершенствования имиджа.

Критериями успешности формирования благоприятного имиджа вуза выступают: адекватность; оригинальность; пластичность; адресность; активность; сочетание в восприятии имиджа рациональных и эмоциональных аспектов; целостность представления, достигаемая посредством отдельных, изолированных символов, интегрирующихся в сознании аудитории в целостный образ.

Кроме того, можно обозначить требо-

вания к формированию каждого структурного компонента. К примеру, «адекватность » имеет следующие показатели: соответствие структурных компонентов и их содержания современным требованиям, предъявляемым к имиджу вуза; соответствие формируемого имиджа реальной практике вузовской жизни; выявление несоответствий.

«Пластичность» - наличие в вузе структуры, позволяющей вносить корректировки в существующий имидж; привлечение руководящего состава, преподавателей, сотрудников, студентов вуза к работе по изменению имиджа; новизна выдвигаемых идей, применяемых методов и средств формирования имиджа; наличие системы подготовки персонала вуза к работе по формированию и развитию образовательного имиджа.

«Обеспечение формирования имиджа» включает в себя следующие показатели: наличие ресурсной инфраструктуры, необходимой для проведения данной работы в вузе; вовлеченность профессорско-преподавательского состава в работупо формированию имиджа; возможность студентов заниматься научными исследованиями по данной проблематике под руководством преподавателей; результативность научноисследовательской работы преподавателей и студентов по данной проблематике (публикации, награды в межвузовских научных конкурсах); востребованность научных исследований по данной проблематике (полученные внутренние и внешние заказы, гранты).

«Адресность» включает в себя выявление целевых аудиторий, взаимодействующих с вузом; определение специфики работы с каждой целевой аудиторией; отслеживание динамики взаимодействия с целевыми аудиториями.

«Активность » оценивается через обнаружение зависимости имиджа вуза от содержания социальных представлений и стереотипов целевых аудиторий, т.е. через

выявление влияния имиджа на поведение целевых аудиторий.

«Целостность » предполагает наличие отдельных, изолированных символов, дополняющих имидж вуза в сознании целевых аудиторий; интеграция отдельных элементов, работающих на формирование имиджа вуза, в целостный образ.

Формирование имиджа представляет собой целенаправленный, организованный и планомерный процесс реализации основных компонентов имиджа, необходимых для получения нейтрального или позитивного отношения к вузу целевых аудиторий. Необходимым его условием является выработка готовности коллектива к работе над имиджем вуза. Субъектами деятельности по формированию имиджа являются ректор, проректоры, деканы, профессорско-преподавательский состав, сотрудники, студенты, а объектами - абитуриенты, родители, маркетинговые посредники, поставщики, высшие органы государственного управления,организации,сотруднича-ющие с вузом, и пр.

В работе по формированию имиджа важно не просто информировать целевую аудиторию о существовании таких конкурентных преимуществ вуза, как престижный диплом, наличие сильной материально-технической базы, использование новейших технологий в обучении, а создать его эмоционально притягательный образ, стимулирующий покупательское поведение абитуриентов и их родителей. Достичь высокого эмоционального уровня при восприятии имиджа и тем самым повысить эффективность коммуникации можно не только с помощью выразительных средств языка, но и в первую очередь - благодаря использованию ярких, содержательных образов.

Концептуально важный момент в этом вопросе - разработка дизайна графического сопровождения всех направлений деятельности вуза. Знак и образ должны стать олицетворением вуза, передавать его мно-

гогранность, статус и творческую направленность. Процесс формирования имиджа с помощью графики (фотографий, рисунков и т.п.) является более управляемым, более прогнозируемым и, следовательно, более эффективным. Рассматривая рекламный плакат, рекламное объявление и т. п., целевая аудитория получает большое количество информации за минимально короткое время. Поэтому с точки зрения теории коммуникации рекламные материалы считаются более эффективными, если они выполнены таким образом, что потенциальный потребитель может быстро понять суть рекламного предложения и получить всю необходимую информацию о рекламируемом объекте [2].

Экспериментально установлено,что если длинный рекламный текст заменить фотографией, то информация будет восприниматься намного быстрее, содержание сообщения может быть воспринято и осознано наблюдателем за доли секунды. К тому же люди, читающие один и тот же текст, «визуализируют» его по-разному, а фотографию они чаще воспринимают одинаково. Язык визуальных образов воспринимается быстрее и легче и более точен по сравнению с вербальным языком [3].

Для достижения цели создания визуального имиджа в нашем вузе разработаны следующие элементы:

■ фирменный стиль как совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всех рекламных мероприятий, способствуют лучшему запоминанию и визуальному восприятию вуза;

■ логотип - знак Южно-Уральского профессионального института;

■ документация с элементами фирменного стиля (бланки, конверт, зачетная книжка, студенческий билет, папка для бумаг);

■ одежда с фирменной символикой;

■ POS-материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры);

■ сувенирная продукция - предметы долговременного пользования (пакеты, CD-диски, календари, баннеры, вымпелы, блокноты, ручки, значки, наручные часы);

■ выставочные экспозиции;

■ фирменное оформление всехмеро-приятий;

■ Интернет-сайт и средства Интернет-рекламы (баннеры, байреки, всплывающие окна).

■ рекламные видеосюжеты и ролики об институте;

■ элементы профессиональной поддержки (награда «Золотая рука отличника », издание «Книга достижений », грамоты, благодарственные письма, наградные часы);

■ корпоративные мероприятия (День открытых дверей, День учителя, Посвящение в студенты, Торжественное вручение дипломов выпускникам, фестивали студен-ческоготворчества «Зажги звезду», «Созвездие» и др.).

В ЮУПИ работа по формированию и поддержанию имиджа ведется с 1999 г. и осуществляется через многие каналы, включая образовательный процесс, систему социального партнерства с рекламодателями, взаимодействие с партнерами и выпускниками, рекламу (печатную, наружную, телевизионную и т.д.), мероприятия паблик рилейшнз, событийный маркетинг, личные контакты, корпоративную культуру, устные рекомендации и пр.

Концепция формирования имиджа ЮУПИ реализуется через масштабную и целенаправленную педагогическую программу высшего учебного заведения, осуществляемую при активном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Она является органичной составной частью концепции развития высшего учебного заведения на среднесрочную и длительную перспективу и ведет к формированию позитивного мнения о вузе у различных целевых аудиторий

Литература

1. Фролова О.В. ЮУПИ: анатомия бренда //

Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 96-99.

2. Фролова О.В., Яковлева Л.А. Корпоратив-

ное издание «Книга достижений как эле-

мент системы управления стратегическими коммуникациями вуза»// Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2011. № 2(5).

3. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1995. 135 с.

FROLOVA O. IMAGE AS A CONDITION OF UNIVERSITY COMPETITIVENESS In the article image is treated as a condition of University competitiveness. The author marks out a range of image-forming components, which are the unique properties of the University that distinguish it among the other educational institutions.

Key words: image, competitiveness, image structure, formation of University’s image.

Из жизни вуза

Миссия МОУ ВПО ЮУПИ - подготовка квалифицированных специалистов, способных к эффективной работе, профессионально мобильных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда и успешных в жизни, создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий обучения.

В структуру института входят филиалы в гг. Аша, Куса, Варна. В составе ЮУПИ работают: Центр независимой оценки выпускников, Центр трудоустройства студентов и выпускников, Управление безопасности, Управление молодежной политики, Студенческий клуб, Студенческий телецентр, Информационно-компьютерный центр, Лаборатория разработки программных продуктов, Учебный банк, Пункт приема ЕГЭ, учебные факультеты, Центр развития инноваций и технологий с подразделениями в гг. Салават, Урай, Карталы.

ЮУПИ стал организатором ряда значимых, ярких событий: Фестиваля искусств УрФО “Ural Art Week”, Студенческого форума «Молодёжные движения за здоровье нации», Всероссийского инновационного форума «Творчество и инновации молодежи».

Наши студенты достойно заявили о себе на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи в Москве. Команда КВН ЮУПИ завоевала Г ран-при открытого фестиваля команд КВН УрФО «Уральские горы юмора » и стала сильнейшей командой КВН Урала. Более 100 студентов стали лауреатами творческих фестивалей «Созвездие» и «Весна студенческая». За успехи в учебе, научной и общественной деятельности студенты нашего вуза удостоены стипендий Администрации города Челябинска.

В будущем добрые традиции будут бережно сохраняться и приумножаться. Планируется реализовать ряд новых проектов, направленных на повышение качества знаний студентов, уровня их профессиональной компетентности. Будет осуществляться поддержка талантливых студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.