Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
модернизация образования / правовые системы / требования к выпускникам / современные обучающие средства / modernization of education / legal systems / graduates / modern education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева О.З.

Статья исследует необходимость модернизации юридического образования в современном обществе, характеризующемся инновационным прогрессом и сближением правовых систем. Рассматриваются концепции модернизации высшего образования и требования к выпускникам юридических факультетов. Предлагаются инновационные методы обучения, учитывающие требования современного общества и рынка труда. Подчеркивается важность интеграции теоретического обучения с практикой, формирования фундаментальных знаний и навыков, повышения доли аналитической и исследовательской работы. Обсуждаются проблемы, связанные с особенностями преподавания правовых дисциплин, такие как вовлечение специалистов без педагогического опыта и отсутствие педагогического образования у преподавателей. Статья также рассматривает влияние информатизации на юридическое образование и необходимость владения преподавателями современными обучающими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TEACHING LEGAL DISCIPLINES AS NECESSARY PROCESS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

The article explores the need to modernize legal education in a modern society characterized by innovative progress and convergence of legal systems. The concepts of modernization of higher education and requirements for graduates of law faculties are considered. Innovative teaching methods are offered that take into account the requirements of modern society and the labor market. The importance of integrating theoretical training with practice, the formation of fundamental knowledge and skills, and increasing the share of analytical and research work is emphasized. The problems related to the peculiarities of teaching legal disciplines, such as the involvement of specialists without pedagogical experience and the lack of pedagogical education among teachers, are discussed. The article also examines the impact of informatization on legal education and the need for teachers to possess modern teaching tools.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кузьмичева О.З.

студент

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КАК НЕОБХОДИМЫЙ

ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: статья исследует необходимость модернизации юридического образования в современном обществе, характеризующемся инновационным прогрессом и сближением правовых систем. Рассматриваются концепции модернизации высшего образования и требования к выпускникам юридических факультетов. Предлагаются инновационные методы обучения, учитывающие требования современного общества и рынка труда. Подчеркивается важность интеграции теоретического обучения с практикой, формирования фундаментальных знаний и навыков, повышения доли аналитической и исследовательской работы. Обсуждаются проблемы, связанные с особенностями преподавания правовых дисциплин, такие как вовлечение специалистов без педагогического опыта и отсутствие педагогического образования у преподавателей. Статья также рассматривает влияние информатизации на юридическое образование и необходимость владения преподавателями современными обучающими средствами.

Ключевые слова: модернизация образования, правовые системы, требования к выпускникам, современные обучающие средства.

В современном обществе, характеризующемся инновационным прогрессом и сближением правовых систем, возникает острая необходимость в модернизации социальных, экономических, политических и юридических институтов. Это, в свою очередь, требует совершенствования подходов к преподаванию юридических дисциплин.

УДК 37

Концепция модернизации высшего образования предполагает, что выпускники юридических факультетов должны обладать способностью эффективно работать по специальности, отвечая международным стандартам, готовностью к непрерывному профессиональному развитию, социальной и профессиональной мобильностью, демонстрацией компетентности, ответственности и конкурентоспособности на рынке труда.

Для достижения этих целей необходимо пересмотреть методологические и методические подходы к преподаванию юридических дисциплин, внедряя инновационные методы обучения, учитывающие требования современного общества и рынка труда.

Юриспруденция как профессия требует гармоничного сочетания теоретических знаний и практических навыков. Целью юридического образования является не только освоение правовых концепций, но и развитие умений работать с законами, анализировать правовые документы и применять их в реальных судебных разбирательствах.

Для повышения качества юридического образования выделяются ключевые направления развития: интеграция теоретического обучения с практикой, позволяющая студентам погрузиться в профессиональную деятельность, формирование фундаментальных знаний и навыков, необходимых для успешной карьеры юриста, повышение доли аналитической и исследовательской работы, вовлечение студентов в разнообразные виды юридической практики, такие как стажировки, участие в судебных процессах и юридических консультациях.

Современные требования к юридическому образованию также включают: информатизацию, использование современных технологий в правовой практике, активное участие в научных исследованиях, способствующее развитию критического мышления и аналитических способностей, тесную связь между университетскими исследованиями и практикой, обеспечивающую актуальность и применимость полученных знаний.

Обеспечение соответствия образовательных программ требованиям профессии юриста позволяет выпускникам юридических вузов освоить фундаментальные и специализированные дисциплины, постичь природу правовых явлений, осознать общественную значимость юридической профессии, а также получить практические навыки для успешной профессиональной деятельности.

Достижение этих целей требует внедрения инновационных и эффективных методов обучения. Перед преподавателями стоит задача оптимизировать учебный процесс, что подразумевает существенные изменения в методике преподавания.

Однако существуют проблемы, связанные с особенностями преподавания правовых дисциплин.

1. Нередко в учебный процесс вовлекаются специалисты без педагогического опыта, такие как выпускники юридических факультетов или практикующие юристы.

2. Отсутствие педагогического образования и методических навыков у таких преподавателей часто приводит к ограничению преподавания ситуативно-практическим уровнем, что снижает его эффективность.

Информатизация образования в юридической сфере обостряет ряд проблем, связанных с преподаванием юридических дисциплин. Современным преподавателям необходимо обладать глубоким пониманием методологии обучения в контексте развивающихся информационно-правовых отношений, а также владеть современными обучающими средствами.

Традиционные методы обучения, которые пассивно транслируют материал студентам, не соответствуют современным требованиям. Они не дают студентам адекватного представления о практических аспектах юридической деятельности.

Главная цель обучения заключается не только в усвоении теоретических знаний, но и в формировании у студентов навыков юридической аргументации, критического мышления, анализа и оценки решений, а также составления

процессуальных документов. Эти навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности в юридической сфере.

Для развития критического мышления и широкого кругозора студентам юридических факультетов следует изучать современные публикации в юридических журналах и научные труды по праву, сравнивая различные точки зрения.

Эффективное усвоение правовых дисциплин достигается благодаря сочетанию теоретических семинаров и практических занятий, таких как деловые игры, диспуты, дискуссии и анализ правовых актов. Доступ к информационно-правовым базам данных и справочным программам дополнительно способствует углубленному изучению.

Этот подход позволяет студентам понять роль и функции юриста, развить аналитические способности и независимое мышление и приобрести навыки принятия самостоятельных решений.

Особое внимание уделяется развитию практических навыков и умений. Для этого необходимо четко определить необходимые навыки и разработать методики их обучения.

Практические занятия должны предшествовать учебным практикам, где студенты закрепляют полученные знания и навыки. Теоретические знания и практические навыки должны быть взаимосвязаны, поскольку юрист должен уметь применять правовые нормы в реальных ситуациях.

Инновационные методы обучения в юридическом образовании сочетают теоретическую подготовку с практическим опытом, предоставляя студентам возможность приобрести необходимые профессиональные навыки.

Индивидуализированный подход имеет решающее значение для развития практических компетенций. Традиционные семинары неэффективны, поэтому необходимо внедрять интерактивные методы обучения, такие как ролевые игры, симуляции и практические занятия.

Несмотря на плотность учебного плана, преподаватели должны уделять приоритетное внимание индивидуальной работе со студентами. Это позволяет

выявить их научные интересы, наставлять их и готовить к участию в научных конкурсах и конференциях.

Сотрудничество является основополагающим принципом обучения. Самостоятельная творческая деятельность студентов под руководством преподавателей предполагает их активное взаимодействие в образовательном процессе.

Интеграция современных методических подходов в преподавание юридических дисциплин направлена на усвоение теоретических знаний, развитие практических навыков и умений, формирование навыков толкования правовых норм, анализ и обобщение правоприменительной практики, а также выявление ее недостатков и разработка предложений по совершенствованию.

Необходимо пересмотреть методику преподавания правовых дисциплин, сделав упор на качество подготовки юридических кадров, а не на количественные показатели. Это требует внедрения инновационных подходов, которые обеспечивают студентам всестороннее и практико-ориентированное образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воробьева Е.П. Профессиональное образование в современной системе образования РФ: проблемы и перспективы. // Информационные технологии в образовании и науке. - 2021. - № 5. - С. 33-38;

2. Елина М.Г., Шамрай Б.И. Состояние правового образования в России: анализ и проблемы. // Вестник Южного федерального университета. Серия "Юриспруденция". - 2022. - Т. 17, № 3. - С. 442-450;

3. Ильин А.И. Современные тенденции и актуальные проблемы преподавания права в общем и профессиональном образовании. // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2020. - Т. 15, № 1. - С. 37-43;

4. Камшайкина Г.В. Проблемы и перспективы преподавания правовых дисциплин в России. // Проблемы правового образования. - 2022. - № 4. - С. 2730;

5. Лебедев И.В. Анализ проблемы преподавания права в контексте современных требований образования. // Известия вузов. Правоведение. - 2016. - Т. 3. - С. 33-39

Kuzmicheva O.Z.

I.S. Turgenev Orel State University (Orel, Russia)

IMPROVING TEACHING LEGAL DISCIPLINES AS NECESSARY PROCESS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM

Abstract: the article explores the need to modernize legal education in a modern society characterized by innovative progress and convergence of legal systems. The concepts of modernization of higher education and requirements for graduates of law faculties are considered. Innovative teaching methods are offered that take into account the requirements of modern society and the labor market. The importance of integrating theoretical training with practice, the formation offundamental knowledge and skills, and increasing the share of analytical and research work is emphasized. The problems related to the peculiarities of teaching legal disciplines, such as the involvement of specialists without pedagogical experience and the lack of pedagogical education among teachers, are discussed. The article also examines the impact of informatization on legal education and the need for teachers to possess modern teaching tools.

Keywords: modernization of education, legal systems, graduates, modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.